Понятие и принципы гражданства. Двойное гражданство и многогражданство

Министерство образования РоссийскойФедерации
Московский государственныйлингвистический университет
Факультет экономики и права(юридическое отделение)
Курсовая работа
по Конституционному праву
Тема:
Понятие и принципы гражданства. Двойноегражданство и многогражданство
Студент: Прусакова Д.С.
Группа: 234а/ю
Консультанттемы:
КарповаИ.Б., доцент
Москва 2007

План
Введение
1.  Понятие и принципы гражданства
1.1 Понятие гражданства
1.2 Принципы гражданства
2.  Двойное гражданство имногогражданство
3.  Развитие законодательства огражданстве РФ
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Выбранная автором темаявляется крайне актуальной в условиях глобализации и мировой интеграции. Даннаяработа имеет своей целью раскрыть основные положения, касающиеся институтагражданства в РФ, условий получения двойного гражданства и многогражданства.Автор постарался обработать максимальное количество доступной информации порассматриваемому вопросу, с намерением сделать работу насыщенной, интересной,качественной и познавательной.
Как показал анализполученной информации, законодательство в сфере гражданства находится впостоянном развитии, что вызвано нестабильной политической, экономической исоциальной ситуацией в мире. Данная работа призвана раскрыть основныеположения, касающиеся гражданства, рассмотреть его принципы, а также проследитьразвитие данной сферы законодательства.

1.  Понятие и принципы гражданства
Гражданство — один изосновных элементов правового статуса личности, определяющий ее взаимоотношенияс государством, являясь необходимым условием для распространения на нее всегообъема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также длязащиты ее государством, независимо от местоположения. Помимо правового статусаграждан РФ, Конституция также определяет положение следующих групп:
·  иностранных граждан
·  лиц без гражданства, проживающих натерритории РФ на законных основаниях
·  беженцев
·  вынужденных переселенцев
Чтобы изучить вопросгражданства, необходимо не только рассмотреть его понятие, но также и принципы,которые являются основной характеристикой гражданства и основываются наКонституции РФ и международных соглашениях РФ. Автор постарался наиболее полноосветить этот вопрос в своей работе.
1.1 Понятиегражданства
Обладание гражданством –предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод,признаваемых законом, защиты лица государством не только на территории страны,но и за ее пределами.
Вопросы гражданства в РоссийскойФедерации регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, ФЗ «О гражданствеРоссийской Федерации» от 1 июля 2002 г.[1], а также принимаемыми всоответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В действующей КонституцииРФ от 12 декабря 1993 г. наиболее важные нормы, регулирующие гражданство,отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).
Гражданство – это устойчивая правовая связь лицас государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, атакже ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основныхправ и свобод человека.
Гражданство является нетолько фактическим, но и правовым состоянием личности. Правовой характер связилица с государством выражается в юридическом оформлении этой связи.
Отношения гражданства независят напрямую от страны проживания лица, например, многие граждане РФ постояннопроживают за границей, а население РФ включает в себя не только граждан РФ, нои иностранцев, временно или постоянно проживающих на территории РФ, лиц безгражданства.
В законе государствоустанавливает основания, по которым то или иное лицо признается егогражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решенияданных вопросов.
Гражданство каждогочеловека оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Имиявляются: паспорт гражданина РФ, иной документ, содержащий указание награжданство лица.
Согласно Положению опаспорте гражданина РФ, установленному постановлением Правительства от 8 июля1997 г.[2], паспорт является основнымдокументом, удостоверяющем личность гражданина РФ на ее территории. Паспортобязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возрастаи проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются поединому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящиев состав РФ, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом перевода наязыке данной республики). В паспорт должны быть внесены:
ü фамилия, имя, отчество владельца
ü пол
ü дата и место рождения.
ü отметки о регистрации по местужительства, либо снятии с регистрационного учета
ü отметки об отношении к воинскойобязанности (для мужчин, достигших 18-летнего возраста)
ü отметки о регистрации брака, либо оего расторжении в органах ЗАГС
ü отметки о детях, не достигших14-летнего возраста
ü отметки о выдаче документов,удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами
ü отметки о ранее выданных документах,удостоверяющих личность, при наличии таковых.
Любые дополнительныеотметки, не указанные в данном списке, автоматически делают паспортнедействительным.
Срок действия паспортагражданина РФ также установлен:
·  от 14 лет – до достижения 20-летнеговозраста
·  от 20 лет – до достижения 45-летнеговозраста
·  от 45 лет – бессрочно.
1.2 Принципыгражданства
Конституция РФ и Закон огражданстве устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые определяютсущность данного института:
1)  Гражданство Российской Федерацииявляется единым. В силу федеративного устройства России этот принцип –один из важнейших и закреплен в Конституции (ст. 6). Он закрепляет загражданами, которые проживают на территории республик в составе РФ право иметьгражданство данной республики наравне с общефедеральным. Статья 22 Закона огражданстве устанавливает, что прекращение гражданства РФ автоматически влечетза собой прекращение гражданства республики в составе России.
2)  Гражданство Российской Федерацииявляется равным независимо от оснований приобретения. Законодательствоне устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставшихгражданами РФ на различных основаниях: по рождению, в связи с принятием вгражданство, восстановлением в гражданстве, браком, усыновлением и т.д. неимеет правового значения и время приобретения гражданства. В отличии отнекоторых других государств, например, США, где, согласно КонституцииПрезидентом страны может стать только прирожденный гражданин США[3],в РФ все граждане страны обладают равными правами и свободами.
3)  Гражданство Российской Федерацииимеет открытый и свободный характер. Согласно Закону, в РФ каждыйчеловек имеет право на гражданство, при этом, должны быть созданы все условиясо стороны государства, чтобы дать человеку возможность вступить в гражданство,выйти из него на доступных для него основаниях. В соответствии с международнымидокументами о правах человека, гражданин не может быть лишен права свободновыйти из гражданства или вступить в него.
В законе установлено, чторебенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, являетсягражданином РФ.
Свободный характергражданства РФ выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют правочеловека беспрепятственно выйти из гражданства. Присущая гражданствуустойчивость связей гражданства и лица не означает насильственного,принудительного удержания человека в гражданстве. Это было бы ущемлением егоправ и свобод, противоречило Конституции и было противозаконно.
4)  Гражданин РФ не может быть лишенсвоего гражданства.
Все предшествующеезаконодательство указывало лишение гражданства, как одну из форм его утраты,вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г.
Лишение гражданства – это расторжение гражданских связей водностороннем порядке по инициативе государства, не предусматривающее вкачестве условия согласия гражданина.[4]
Лишение гражданствашироко использовалось советским государством на протяжении всей истории егоразвития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий,непризнания права граждан проживать за границей. Характерно, что до Закона СССР1978 г. не содержали никаких указаний на ряд причин, по которым можно было лишитьсягражданства, вопрос оставался на усмотрение правоприменителя. В 1978 г.появилась расплывчатая формулировка данных причин: «действия, порочащее высокоезвание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственнойбезопасности СССР».
С появлением закона 1990г. положение граждан изменилось. Теперь гражданства могли быть лишены толькоте, кто жили за границей, и каким-либо образом себя дискредитировал. Также былрешен ранее не контролируемый вопрос о том, кто вносит представление о лишениигражданства. Практика лишения гражданства в СССР имела свою специфику.Гражданства лишались не отдельные граждане, а целые группы, например,невозвращенцы (подданные Российской Империи, покинувшие территорию государства,не уведомив об отъезде компетентные органы).
5)  Гражданин Российской Федерации можетиметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такаявозможность предоставляется в соответствии с федеральным законом илимеждународным договором Российской Федерации (ст.62 конституции РФ). Двойноегражданство не может возникнуть автоматически, хотя основания бывают. Закон огражданстве утверждает, что за лицом, обладающим гражданством РФ не может бытьпризнана принадлежность к другому гражданству, кроме случаев предусмотренныхмеждународными договорами РФ. Приобретение гражданином РФ гражданства другогогосударства не влечет прекращение гражданства РФ, не умаляет его прав и свободи не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное непредусмотрено федеральным законом или международным договором.
В настоящее время распространенапрактика заключения между странами договоров о двойном гражданстве, которыеобязывают стороны учитывать наличие у своих граждан иного гражданства и нетребовать от них выполнения некоторых гражданских обязанностей, если данныеобязанности уже выполнены в отношении другой стороны.
6)  Российское законодательство исходитиз принципа сохранения гражданства РФ лицами, постоянно проживающими за еепределами. Этотпринцип вытекает из естественного права человека насвободные перемещения и выбор места жительства, что закреплено в ст.27Конституции РФ. В СССР это право также грубым образом ущемлялось.
7)  Гражданство РФ основано наотрицании автоматического его изменения при заключении, расторжении бракагражданином РФ с гражданином другого государства, а также при изменениигражданства одним из супругов. Это позволяет супругам иметь равные права, агражданину РФ защитить свои права и не потерять гражданства РоссийскойФедерации.
8)  Гражданство РФ является гарантиейзащиты и покровительства для своих граждан за пределами страны. Этотпринцип закреплен в ст.61 Конституции РФ и в Законе о гражданстве.Государственные органы, дипломатические представительства и консульскиеучреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействоватьтому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объемепользоваться всеми правами, установленными законодательством государства ихпребывания, международными договорами РФ, защищать их права и интересы, а при необходимостипринимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан России. Гражданин РФне может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. Заправонарушения, совершенные за границей, гражданин РФ несет ответственность позаконам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданинаперед своим государством, необходимость применения к нему гарантий прав исвобод, установленных в уголовном процессе РФ.
9)  Сокращение без гражданства также является очень важным принципомполитики РФ в этой области. Статья 7 Закона о гражданстве устанавливает, что РФпоощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства,в свою очередь основываясь на Ст. 15 Всеобщей декларации прав человека.
10)  К числу принципов можно отнести такойинститут, как почетное гражданство, которое предоставляется ПрезидентомРФ лицу, не являющемуся гражданином РФ, но имеющему выдающиеся заслуги передРоссийской Федерацией или мировым сообществом.

 
2. Двойное гражданствои многогражданство
Часть1 статьи 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такаяситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов прирешении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойноегражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случаеусыновления иностранным гражданином, женщина — при выходе замуж за иностранца, еслипо законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.
Допоследнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания загражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имелдоказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактическистановился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало еготолько как российского гражданина.
Отступлениеот этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года.
Часть1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременноиметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одномиз следующих случаев:
1)если такую возможность предусматривает федеральный закон;
2)если это предусмотрено международным договором РФ.
Упоминаниев Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойногогражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно Ст. 3 Закона огражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайствуиметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеетсясоответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренномуКонституцией обязательному условию — наличию международного договора — Закон огражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.
Признаниев соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь вуказанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которомуза лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признаетсяпринадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.
Гражданининостранного государства при приобретении гражданства РФ может сохранитьгражданство своей страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, приполучении российского, не требуется). Но в России, в соответствии с нашимзаконодательством, будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойноегражданство будет за ним признано в России, лишь если с иностраннымгосударством, гражданином которого он является, имеется соответствующиймеждународный договор.
Наличиеу гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенныетрудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связаннымобязательствами с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих.
Несмотряна то, что факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российскогогражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российскогогражданства, ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международнымдоговором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождениеот обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.
Вч. 3 Ст. 62 Конституции РФ определяет правовое положение в России иностранцев илиц без гражданства.
Правовоеположение иностранных граждан в РФ также определяется ФЗ от 25.07.2002 г. №115-ФЗ ( в ред. 06.01.2007) « О правовом положении иностранных граждан вРоссийской Федерации».
Иностраннымигражданами признаются лица, не принадлежащие к гражданству РФ,и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранногогосударства.
Существуютопределенные принципы проживания иностранных граждан на территории РоссийскойФедерации:
o  равенствоиностранных граждан перед законом независимо от каких-либо условий;
o  предоставлениеиностранным гражданам прав и свобод в той мере, в какой оно не наносит ущерббезопасности и интересам Российской Федерации, правам, свободам и законныминтересам граждан РФ;
o  обязанностьуважения и неукоснительного соблюдения Конституции РФ, как высшего источникаправа в нашей стране.
Вслучае несоблюдения данных принципов, а также условий пребывания на территорииРФ, иностранный гражданин может подвергнутся административному взысканию,предупреждению или штрафу, а за злостное нарушение может наступить уголовнаяответственность. За совершение уголовного преступления иностранные гражданеподлежат наказанию наравне в гражданами РФ. За нарушение законодательства оправовом положении иностранцев на территории РФ, может быть сокращен отведенныйему срок пребывания на территории страны.
Иностранныйгражданин может быть выдворен из пределов РФ:
1) еслиего действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасностиили охраны общественного порядка;
2) еслиэто необходимо для охраны здоровья или нравственности граждан РФ или другихлиц;
3) еслион грубо нарушил законодательство РФ о правовом положении иностранных гражданна территории РФ, а также валютное, таможенное или иное российскоезаконодательство.
Лицабез гражданства — это лица, которые, не являясьроссийскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности кгражданству иностранного государства. Как уже упоминалось ранее, исходя изСт.15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого награжданство, и Ст. 7 Закона о гражданстве, Российское государство стремится кустранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц,поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и непрепятствует приобретению ими другого гражданства.
Вполном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляетприравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностейк российским гражданам, т.е. устанавливает для данных лиц национальный режим. Согласноч. 3 Ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, еслифедеральным законом или международным договором Российской Федерации неустановлено иное. Отклонения от национального режима (в сторону ограниченияправ или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан)могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом илимеждународным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранныхграждан в каких-либо других актах неправомерно.
Специальныеправила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихсяв России иностранных граждан: дипломатов пользующихся дипломатическим иммунитетом,консулов членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.
Конституцияне связывает применение к иностранным гражданам национального режима спринципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того,пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы(а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свободв иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие отдругих иностранцев), т.е. носят дискриминационный характер, ПравительствомРоссии могут быть установлены в соответствии со Ст. 3 Закона о правовомположении иностранных граждан ответные ограничения (реторсии).
3.Развитие законодательства о гражданстве
Необходимымусловием изучения данной темы является рассмотрение динамики развитияроссийского законодательства в этой области, анализ его содержания висторическом аспекте.
Вцарской России не было гражданства как такового, имело место подданство. Приэтом законодательство о подданстве сохраняло черты феодальных отношений, несоответствовало демократическим началам законодательств других стран,юридически закрепляя неравенство подданных.
ВРоссийской империи поданные подразделялись на разряды, с разным правовымстатусом:
1) природныеподданные
·  дворяне(потомственные и личные)
·  духовныелица (делились по вероисповеданиям)
·  городскиеобыватели (почетные граждане, купцы, мещане, цеховые)
·  сельскиеобыватели
2) инородцы(евреи и восточные народы)
3) финляндскиеобыватели.
Крометого, природных подданных законодательство делило на лиц неподатного иподатного состояния. Неподатными являлись дворяне и почетные граждане, и ониимели право перемещаться по всей территории империи без каких-либо ограничений,а также получали бессрочные паспорта. Лица податного состояния, мещане икрестьяне, не обладали этими правами. Т.е. принадлежность к той или иной группеопределяло права и обязанности подданного.
Послепадения Российской империи, первым актом советской власти по вопросамгражданства становится Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чиновот 11(24) ноября 1917 г. Он провозглашал, что отныне уничтожены всесуществовавшие в России сословия и сословные деления, сословные привилегии дляодних и ограничения для других, сословные организации и учреждения, гражданскиечины, различные звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.) и титулы, иустановлено одно общее наименование – гражданин Российской Республики.
Затем,1 апреля 1918 г., ВЦИК принимает Декрет « О приобретении прав российскогогражданства». Возможность принятия в гражданство РФ иностранных граждан,проживавших в пределах РСФСР оставалась на усмотрение местных Советов. В своюочередь, Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых вгражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
В1918 г. была принята Конституция РСФСР, которая отнесла к предметам веденияВсероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих положений о приобретении иутрате российского гражданства и о правах иностранных граждан, постоянно иливременно проживающих на территории Республики. За местными Советами Конституцияоставляла право предоставлять возможность вступления в гражданство теминостранным гражданам, которые проживали в РСФСР по роду трудовых занятий иотносились к рабочему классу или трудовому крестьянству.
Собразованием СССР было установлено единое гражданство для всех республик в егосоставе, данное положение было закреплено в Ст.6 Конституции СССР 1924 г.
Втом же году, 29 октября, было утверждено Положение о союзном гражданстве,согласно которому правом принятие в гражданство отныне наделялись ЦИК союзныхреспублик. Трудящихся на территории СССР иностранных граждан могли принимать вгражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Такжебыли установлены категории лиц, утративших гражданство СССР:
1. лишенныеего на основании декретов, принятых до появления Конституции СССР 1924 г.
2. невозвратившиеся из-за границы
3. лишенныегражданства по приговору суда.
Данноеположение впервые регламентировало вопрос о гражданстве детей, в случаеизменения гражданства родителями.
НовоеПоложение о гражданстве было утверждено 13 июня 1930 г. ЦИК и СНК СССР. В томже году ЦИК и СНК СССР вводят постановления об упрощение порядка принятия ивыхода из гражданства, что год спустя закрепляется в Положении о гражданствеСССР.
Положениео гражданстве 1931 г. урегулировало все основные вопросы, касавшиесягражданства, в том числе вход и выход из гражданства, гражданство детей.Согласно данному постановлению, каждое лицо, находящееся на территории СССРотныне признавалось гражданином этого государства, если принадлежность кгражданству иного государства не была доказана. Гражданин СССР признавалсягражданином той республики, на территории которой проживает. Если же он понациональности или по происхождению считает себя связанным с другойреспубликой, то он мог претендовать на вступление в гражданство этойреспублики. Был установлен
Данноеположение также изменило порядок принятия в гражданство иностранных граждан.Теперь принятие их в гражданство осуществлялось на основе постановленияПрезидиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК республики, в которой они постояннопроживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать иностранных гражданв гражданство только на основе их письменного заявления в эти органы.
Выходиз гражданства могли разрешить не только Президиумы ЦИК СССР, но и ПрезидиумыЦИК союзных республик, при условии, что лицо, ходатайствующее о выходе изгражданства, проживает на территории СССР.
Лишениегражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке. Новое положение огражданстве уравнивало в политических правах иностранных граждан – рабочих икрестьян, с гражданами СССР.
Такжеустанавливался упрощенный порядок принятия в гражданство следующих группграждан:
1. иностранцев– рабочих и крестьян, проживавших в СССР для трудовых занятий;
2. иностранцев,пользовавшихся правом политического убежища в связи с преследованием ихиностранным государством революционно-освободительную деятельность;
3. лиц,менявших гражданство, в следствии вступления в брак с гражданином СССР.
Вэтих случаях приобретение гражданства и выход из него могли регистрироватьсякраевым (областным) исполнительным комитетом, ЦИК АССР или исполнительнымкомитетом автономной области, если заявитель проживал на территориигосударства. Если же человек проживал за пределами СССР, вопрос, касавшийсягражданства, решался полномочным представителем СССР.
Вновой Конституции СССР, принятой в 1936 г., также нашел закрепление принципединого союзного гражданства. В соответствии с новой союзной КонституциейВерховным Советом 19 августа был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняяпредыдущие прогрессивные достижения, он вводил ряд новых положений. Онустановил, что отныне гражданами СССР признаются:
· вселица, которые к 7 ноября 1917 г. состояли в подданстве Российской империи и неутратили советского гражданства на момент принятия Конституции;
· лица,которые приобрели гражданство СССР в установленном законом порядке.
Лица,не отвечавшие этим условиям, но проживавшие на территории
СССРотныне именовались апатридами, т.е. лицами без гражданства. Также был измененпорядок решения вопросов о выходе из гражданства и его лишении, отныне данныепункты были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного СоветаСССР. Данный факт отразил стремительное усиление централизма советскогосоюзного государства.
Впоследствиибыло принято большое количество актов, касавшихся вопросов гражданства, егоприобретения, лишения, восстановления. К таковым относятся:
– указПрезидиума Верховного Совета СССР « О порядке приобретения гражданстваЛитовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик»,принятый в 1940 г.
– указПрезидиума Верховного Совета СССР « О восстановлении в гражданстве СССР жителейБессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Буковины», принятыйв 1941 г.
– атакже ряд других актов, касавшихся лиц, проживавших на территории Франции,Японии, Югославии, Болгарии, Бельгии, Чехословакии.
ВКонституции 1977 г. более четко были отражены вопросы гражданства, а такженашел отражение очень важный принцип гражданства: было закреплено положение озащите и покровительстве советских граждан, находившихся за границей.
Наосновании Ст. 33 новой Конституции, 1 декабря 1978 г. был принятусовершенствованный закон о гражданстве, что потребовало от руководства страныпринятия срочных мер по изменению структуры органов и законодательства, связанныхс гражданством.
Принадлежностьчеловека к гражданству определялась новым термином, нулевым вариантом.
Исходнымпунктом в определении гражданства признавалось состояние в гражданстве намомент принятия данного закона, а не состояние в подданстве Российской империи,как это было раньше, что было закономерным, ведь после октябрьской революцииродилось не одно поколение, а процент людей, бывших подданными империи, былслишком мал, и не принимался в расчет законодателем, в силу незначительности.
Новыйэтап в развитии государства, названный перестройкой, потребовал внесениякорректировок в законодательство о гражданстве. Был учрежден пост ПрезидентаСССР, что также стало катализатором изменения данной сферы права.
Первыешаги к демократизации общества отразились в новом Законе о гражданстве СССР,который был принят 23 мая 1990 г. В нем были отражены такие важные моменты, каккомпетенция органов в вопросах о гражданстве, производство и рассмотрениезаявлений граждан, по всем вопросам, касающимся гражданства, исполнение иобжалование решений вышеназванных органов. Таким образом, законодатель сумелвосполнить пробелы в предыдущем законе, тем самым сократив вероятностьпроизвольного применения законодательства компетентными органами. Вопросыпринятия в гражданство, согласно новому закону переходили от ПрезидиумаВерховного Совета СССР к Президенту СССР.
Такимв общих чертах было правовое регулирование вопросов о гражданстве в СССР,предшествовавшее становлению собственного законодательства РоссийскойФедерации, в качестве суверенного государства, отдельно от других союзныхреспублик бывшего СССР.
ПринятиеДекларации о государственном суверенитете России предопределило необходимостьсовершенствования законодательства в вопросах гражданства Российской Федерации.Первый российский Закон о гражданстве был принят в 1991 г. Он урегулировалвопросы гражданства уже нового государства, с расчетом на изменения в политике,экономике, социальной сфере.
Данный закон действовал до 2002 года, когда былпринят новый закон о гражданстве РФ от 31 мая. Данный закон также сохранилмногие достижения законодательства в области гражданства от прошлых лет, приэтом добавив новые статьи. В нем указаны, например, все права и свободы,которыми наделяются различные группы граждан, органы, обладающие компетенцией ввопросах гражданства, к которым отнесены
Президент Российской Федерации;
федеральный орган исполнительной власти,уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции,и его территориальные органы; (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N121-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранныхдел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РоссийскойФедерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Данный закон является несомненным достижением вобласти законодательства о гражданстве, при этом законодатель постаралсяисправить некоторые предыдущие свои ошибки, восполнить пробелы в праве, чтосовершенно точно благотворно скажется на демократизации государства в целом, иправа в частности.

Заключение
Автор данной работыпостарался глубоко изучить тему, вникнуть в суть вопроса, с целью представитьне только информацию, но также ее анализ. Для этого было рассмотрено развитиезаконодательства о гражданстве в России на протяжении существованиягосударства, что позволило проследить его изменение в сторону демократизации.Подводя итог, хотелось бы суммировать все данные и получить в результатецельную картину. Гражданство является необходимой составляющей правовогостатуса личности. Законодательство о гражданстве определяет все права иобязанности, которые существуют между гражданином и государством. Также четкорегламентировано положение в пределах границ РФ таких социальных групп какиностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, беженцы ивынужденные переселенцы. В нашей стране действуют национальный режим,закрепляющий равноправие граждан РФ и всех остальных людей, проживающих натерритории Российской Федерации. Последний закон о гражданстве был принят 31мая 2002 г. Он позволил восполнить пробелы в законодательстве иусовершенствовать данную отрасль права.
Таким образом, можноутверждать, что законодательство о гражданстве не является статичным, онопостоянно меняется, подстраиваясь под политические, экономические и другие неменее важные аспекты жизни общества. Это, безусловно, очень хорошо длягосударства в целом, учитывая нестабильность, меняющиеся приоритеты и акценты,законодательство о гражданстве должно соответствовать новоизбранному курсу.
По мнению автора, даннаятема была, есть и будет очень актуальной, ведь гражданство – это необходимаясоставляющая правового статуса любого человека. А ее изучение являетсянеобходимым не только для юристов, но и для всех остальных граждан, обладающихжеланием знать свои права и защищать их.
Список использованнойлитературы
1.  ФЗ РФ «О гражданстве РоссийскойФедерации» от 31 мая 2002 г. в ред. ФЗ от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ
2.  Конституция РФ 1993 г.
3. КонституцияРоссийской Федерации: Комментарий. М., Юрид. Лит. 1994 г.
4.  Катков Д.Б., Корчиго Е.В.Конституционное право России: учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А.Веденеев.- М.: Юриспруденция, 1999. – 288 с.
5.  Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Юристъ, 2004. – 587 с.