Идея народного суверенитета во взглядах Ж.-Ж. Руссо

–PAGE_BREAK–

                            Ж.-Ж.Руссо о свободе и неравенстве
В

своих

работах

Ж
.-
Ж
.
Руссо

выдвигает

понятие

естественного

человека

целостного
,
доброго
,
биологически

здорового
,
морально

честного

и

справедливого
.
Естественное

состояние
,
а

не

историческая

реальность
,
стало

рабочей

гипотезой
,
которую

Руссо

добывает

из

глубины

своих

мыслей
,
желая

понять
,
какая

часть

этого

человеческого

богатства

была

подавлена

или

угасла

в

процессе

исторического

развития

общества
.

В

естественном

состоянии
,
по

Руссо
,
нет

частной

собственности
,
все

свободны

и

равны
.
Неравенство

здесь

вначале

лишь

физическое
,
обусловленное

природными

различиями

людей
: «…
неравенство

едва

заметно

в

естественном

состоянии

и

его

влияние

там

почти

ничтожно
,


возникает

оно

и

растет

в

связи

с

последовательным

развитием

человеческого

ума
».

С

появлением

частной

собственности

и

социального

неравенства
,
противоречивших

естественному

равенству
,
начинается

борьба

между

богатыми

и

бедными
. «
Я

замечаю

двоякое

неравенство

в

человеческом

роде
:
одно
,
которое

я

назову

естественным

или

физическим
,
так

как

оно

установлено

природой
,
состоит

в

различии

возраста

здоровья
,
телесных

сил

и

умственных

или

душевных

качеств
.
Другое

же

может

быть

нравственным

или

политическим
,
так

как

оно

зависит

от

своего

рода

договора

и

установлено

или
,
по

крайней

мере
,
стало

правомочным

с

согласия

людей
.
Оно

состоит

в

различных

привилегиях
,
которыми

одни

пользуются

в

ущерб

других
,
вот
,
например
,
что

одни

более

богаты
,
уважаемы

и

могущественны
,
чем

другие
,
или

даже

заставляют

их

повиноваться

себе
…».

Говоря

о

свободе

и

равенстве
,
Руссо

в

первую

очередь

имеет

в

виду

свободу

от

феодального

порабощения

и

уравнение

граждан

перед

законом
.
Но

в

отличие

от

многих

других

представителей

антифеодального

движения

он

как

бы

угадывает
,
что

свобода

и

равенство

могут

стать

реальностью

в

результате

коренных

преобразований

не

только

в

области

правовых

отношений
,
но

и

в

социально

экономической

сфере
.
Отсюда

такой

обостренный

интерес

Руссо

к

принципу

частной

собственности
,
с

возникновением

которой

он

связывает

исчезновение

первоначального

равенства

и

чистоты

общественных

нравов
: «
Конкуренция

и

соперничество
,
с

одной

стороны
,
а

с

другой

противоположность

интересов

и

скрытое

желание

обогатиться

на

счет

другого

таковы

ближайшие

последствия

возникновения

собственности
,
таковы

неотлучные

спутники

зарождающегося

неравенства
».

Неравенство
,
почти

ничтожное

в

естественном

состоянии
,
усиливается

и

растет

в

зависимости

от

развития

наших

способностей

и

успехов

человеческого

ума

и

становится
,
наконец
,
прочным

и

правомерным

благодаря

возникновению

собственности

и

законов
. «
Если

мы

проследим

за

прогрессом

неравенства

в

связи

с

этими

различными

переворотами
,
то

увидим
,
что

возникновение

законов

и

права

собственности

было

начальным

пунктом

этого

прогресса
,
установление

магистратуры

вторым
,
а

третьим
,
и

последним
, —
изменение

правомерной

власти
,
в

основанную

на

произволе
;
так

что

различие

между

богатым

и

бедным

было

узаконено

первой

эпохой
,
различие

между

сильным

и

слабым

второй
,
а

третьей

различие

между

господином

и

рабом
.
Это

последняя

ступень

неравенства
,
тот

передел
,
к

которому

приводят

все

остальные
,
если

только

новые

перевороты

не

уничтожат

совершенно

управления

или

не

приблизят

его

к

правомерному

устройству
».

Вслед

за

уничтожением

равенства

последовали
,
по

словам

Руссо
, «
ужаснейшие

смуты
».
Выход

из

такого

положения
,
инспирированный

доводами

богатых

и

вместе

с

тем

обусловленный

жизненными

интересами

всех
,
состоял

в

соглашении

о

создании

государственной

власти

и

законов
,
которым

будут

подчиняться

все
.
Однако
,
потеряв

естественную

свободу
,
бедные

не

обрели

свободы

политической
.
Созданные

путем

договора

государство

и

законы
«
наложили

новые

путы

на

слабого

и

придали

новые

силы

богатому
,
безвозвратно

уничтожили

естественную

свободу
,
навсегда

установили

закон

собственности

и

неравенства
,
и

ради

выгоды

нескольких

честолюбивцев

обрекли

с

тех

пор

весь

человеческий

род

на

труд
,
рабство

и

нищету
».

Пришедшее

на

смену
«
естественному

состоянию
»
гражданское

общество

явилось

полным

отрицанием

предшествовавшего

этапа

исторического

развития
.
В

новом

обществе

исчезло

первоначальное

равенство

людей
,
появились

бедные

и

богатые
,
подвластные

и

господа
.
В

гражданском

обществе

меньшинство

получило

возможность

жить

за

счет

тяжкого

и

унизительного

труда

покоренного

народа
.
Неравенство

частной

собственности
,
дополненной

политическим

неравенством
,
привели
,
согласно

Руссо
,
в

конечном

счете
,
к

абсолютному

неравенству

при

деспотизме
,
когда

по

отношению

к

деспоту

все

равны

в

своем

рабстве

и

бесправии
.
    продолжение
–PAGE_BREAK–
Как

совершился

этот

резкий

переход

в

истории

человечества
?
Руссо

не

дал

и

не

мог

дать

научного

ответа

на

этот

вопрос
.
Знаменательно
,
однако
,
что

главную

причину

исторического

скачка

он

ищет

все

же

в

экономической

сфере
,
в

факте

возникновения

частной

собственности
.

Предметом

ожесточенных

нападок

Руссо

стала

господствующая

феодальная

форма

собственности
.
Ограниченный

условиями

и

понятиями

времени
,
он

не

мог

возвыситься

до

требования

полной

ликвидации

всякой

частной

собственности

этого

обязательного

условия

последовательной

свободы

и

равенства
.
Руссо

удовлетворился

лишь

мелкобуржуазным

принципом

эгалитаризма
,
т
.
е
.
требованием

наделить

всех

граждан

более

или

менее

одинаковой

долей

частной

собственности
.
Это

были

утопические

мечты
,
но

нельзя

забывать
,
что

в

свое

время

мечты

эти

носили

прогрессивный

характер
,
выражали

протест

против

феодализма

и

в

какой

то

степени

предвещали

идею

общественной

собственности

на

орудия

и

средства

производства
,

уничтожение

на

этой

основе

всех

форм

порабощения

человека

человеком
.

             В результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов, или республика. Руссо отвергает учения, определявшие договор как соглашение между подданными и правителями. С его точки зрения, договор является соглашением равных между собой субъектов. Подчиняясь сообществу, индивид не подчиняет себя никому в отдельности и, значит, остается “таким же свободным, каким он был раньше”. Свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое (коллективную личность), интересы которого не могут противоречить интересам частных лиц.

По условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. Смысл всех предшествующих рассуждений Руссо о договоре заключался именно в том, чтобы обосновать народный суверенитет как основополагающий принцип республиканского строя. Эта идея вместе с принципами равенства и свободы составляет ядро его политической программы.
2. идея народного суверенитета как основополагающий принцип республиканского строя.

              

В целом общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он именует суверенитетом. По смыслу концепции Руссо, суверенитет един, и речь может и должна идти об одном-единственном суверенитете – суверенитете народа. При этом под “народом” как единственным сувереном у Руссо имеются в виду все участники общественного соглашения (т. е. взрослая мужская часть всего населения, всей нации), а не какой-то особый социальный слой общества (низы общества, бедные, “третье сословие”, “трудящиеся” и т. д.), как это стали тракто­вать впоследствии радикальные сторонники его концепции народного суверенитета (якобинцы, марксисты и т. д.).

Народный суверенитет имеет, согласно учению Руссо, два признака – он неотчуждаем и неделим. Провозглашая неотчуждаемость суверенитета, автор “Общественного договора” отрицает представительную форму правления и высказывается за осуществление законодательных полномочий самим народом, всем взрослым мужским населением государства.  По мнению Руссо, в нормальном государстве граждане всегда отдают предпочтение общественным делам перед частными. Упадок интереса к общественным делам есть симптом охлаждения патриотизма, роста влияния частных интересов, роста богатства, — вообще разложения государства. Тогда-то и изобретается народное представительство.     

   Основываемая

Руссо

концепция

общественного

договора

выражает

в

целом

идеальные

его

представления

о

государстве

и

праве
.
Основная мысль состоит

в

том
,
что

только

установление

государства
,
политических

отношений

и

законов
,
соответствующих

его

концепции

общественного

договора
,
может

оправдать
,
с

точки

зрения

разума
,
справедливости

и

права

переход

от

естественного

состояния

в

гражданское
.

В

своей

идеализированной

конструкции

народного

суверенитета

Руссо

отвергает

требования

каких

либо

гарантий

защиты

прав

индивидов

в

их

взаимоотношениях

с

государственной

властью
.
Соответствующие

гарантии
,
согласно

Руссо
,
нужны

против

подданных
,
чтобы

обеспечить

выполнение

ими

своих

обязательств

перед

сувереном
.
Отсюда
,
по

мысли

Руссо
,
и

проистекает

необходимость

принудительного

момента

во

взаимоотношениях

между

государством

и

гражданином
.

Подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против доктрины разделения властей. Народоправство, считал он, исключает необходимость в разделении государственной власти как гарантии политической свободы. Для того чтобы избежать произвола и беззакония, достаточно, во-первых, разграничить компетенцию законодательных и исполнительных органов (законодатель не должен, например, выносить решения в отношении отдельных граждан, как в Древних Афинах, поскольку это компетенция правительства) и, во-вторых, подчинить исполнительную — власть суверену. Системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.

В

целом

общественное

соглашение
,
по

словам

Руссо
,
дает

политическому

организму
(
государству
)
неограниченную

власть

над

всеми

его

членами
.
Эту

власть
,
направляемую

общей

волей
,
он

и

именует

суверенитетом
.
По

смыслу

концепции

Руссо
,
суверенитет

един
,
и

речь

вообще

может

и

должна

идти

об

одном

единственном

суверенитете

суверенитете

народа
.
При

этом

под
«
народом
»
как

единственном

суверенитете

Руссо

имеются

в

виду

все

участники

общественного

соглашения
(
т
.
е
.
взрослая

мужская

часть

всего

населения
,
всей

нации
),
а

не

какой

то

особый

слой

общества
(
низы

общества
),
как

это

стали

трактовать

впоследствии

радикальные

сторонники

его

концепции

народного

суверенитета
(
якобинцы
,
марксисты
).

Обязательства
,
связывающие

людей

с

общественным

организмом
(
государством
),
непреложны

лишь

потому
,
что

они

взаимны
,
предусматривают

равенство

их

прав

и

обязанностей
.
Вместе

с

тем
,
суверен
,
согласно

Руссо
,
не

связан

собственными

законами
.
Если

бы

суверен

предписал

сам

себе

такой

закон
,
от

которого

он

не

мог

бы

себя

освободить
,
это
,
по

мысли

Руссо
,
противоречило

бы

самой

природе

политического

организма
.
Суверен
«
стоит

выше

и

судьи
,
и

Закона
».
Именно

с

таким

пониманием

роли

суверена

Руссо

связывает

представление

о

его

праве

помилования

или

освобождения

виновного

от

наказания
,
предусмотренного

законом

и

определенного

судом
.
Власть

суверена

включает

в

себя

его

безусловное

право

на

жизнь

и

смерь

подданных
.

С

пониманием

суверенитета

как

общей

воли

народа

связаны

и

утверждения

Руссо

о

том
,
что

суверенитет

неотчуждаем

и

неделим
.
Как

отчуждение

суверенитета

от

народа

в

пользу

тех

или

иных

лиц

или

органов
,
так

и

его

деление

между

различными

частями

народа
,
по

логике

Руссо
,
означали

бы

отрицание

суверенитета

как

общей

воли

всего

народа
.
Законодательная

власть

как

собственно

суверенная
,
государственная

власть

может

и

должна
,
по

Руссо
,
осуществляться

только

самим

народом

сувереном

непосредственно
.
Что

же

касается

исполнительной

власти
,
то

она
«
напротив
,
не

может

принадлежать

всей

массе

народа

как

законодательнице

или

суверену
,
так

как

эта

власть

выражается

лишь

в

актах

частного

характера
,
которые

вообще

не

относятся

к

области

закона

ни
,
следовательно
,
к

компетенции

суверена
,
все

акты

которого

только

и

могут

быть
,
что

законами
».

    продолжение
–PAGE_BREAK–
Исполнительная

власть

создается

не

на

основе

общественного

договора
,
а

по

решению

суверена

в

качестве

посредующего

организма

для

сношений

между

подданными

и

сувереном
.
Поясняя

соотношение

законодательной

и

исполнительной

власти
,
Руссо

отмечает
,
что

всякое

свободное

действие

имеет

две

причины
,
которые

сообща

производят

его
:
одна

из

них

моральная
,
другая

физическая
.
Первая

это

воля
,
определяющая

акт
,
вторая

сила
,
его

исполняющая
.

Исполнительная

власть

уполномочена

сувереном

приводить

в

исполнение

законы

и

поддерживать

политическую

и

гражданскую

свободу
.
Устройство

исполнительной

власти

в

целом

должно

быть

таково
,
чтобы
«
оно

всегда

было

готово

жертвовать

правительством

для

народа
,
а

не

народом

для

правительства
».

В

зависимости

о

того
,
кому

вручена

исполнительная

власть
(
всем
,
некоторым
,
одному
),
Руссо

различает

такие

формы

правления
,
как

демократия
,
аристократия
,
монархия
.
Эти

различия

в

учении

Руссо

играют

подчиненную

роль
,
поскольку

предполагается
,
что

во

всех

формах

правления

суверенитет

и

законодательная

власть

принадлежит

всему

народу
.
В

общем

виде

Руссо

отмечает
,
что
«
демократическое

правление

наиболее

пригодно

для

малых

государств
,
аристократическое

для

средних
,
а

монархическое

для

больших
».
При

этом

всякое

правление

посредством

законов

Руссо

считает

республиканским

правлением
.

Для

поддержания

положений

общественного

договора

и

контроля

над

деятельностью

исполнительной

власти
,
по

мысли

Руссо
,
периодически

должны

созываться

народные

собрания
,
на

которых

следует

ставить

на

голосование

в

отдельности

два

вопроса
: «
Первое
:
угодно

ли

суверену

сохранить

настоящую

форму

Правления
.
Второе
:
угодно

ли

народу

оставить

управление

в

руках

тех
,
на

кого

оно

в

настоящее

время

возложено
».

Народ
,
по

Руссо
,
имеет

право

не

только

изменить

форму

правления
,
но

и

вообще

расторгнуть

само

общественное

соглашение

и

вновь

возвратить

себе

естественную

свободу
.

Руссо

различает

четыре

рода

законов
:
политические
,
гражданские
,
уголовные

и

законы

четвертого

рода
, «
наиболее

важные

из

всех
», — «
нравы
,
обычаи

и

особенно

мнение

общественное
».
При

этом

он

подчеркивает
,
что

к

его

теме

общественного

договора

относятся

только

политические

законы
.
Применительно

к

этим

политическим
(
основным
)
законам

Руссо

отмечает
,
что

в

них

всеобщий

характер

воли

сочетается

с

всеобщностью

предмета
,
поэтому

такой

закон

рассматривает

подданных

как

целое
,
а

не

как

индивидов
,
а

действия

как

отвлечение
(
но

не

как

отдельные

поступки
).
А

цель

всякой

системы

законов

свобода

и

равенство
.
Свобода
,
подчеркивает

Руссо
,
вообще

не

может

существовать

без

равенства
.

Руссо

говорит

о

необходимости

учета

в

законах

своеобразия

географических

факторов

страны
,
занятий

и

нравов

народа

и

т
.
д
.
Законы

необходимые

условия

гражданской

ассоциации

и

общежития
.
Но

создание

системы

законов

дело

великое

и

трудное
,
требующее

больших

знаний

и

проницательности

для

достижения

союза

разума

и

воли

в

общественном

организме
.
Это
«
порождает

нужду

в

Законодателе
»,
под

которым

имеются

в

виду

учредители

государств
,
реформаторы

в

области

политики
,
права

и

морали
.
Великого

законодателя

Руссо

сравнивает

с

механиком

изобретателем

машины

и

создателем

образца
,
а

великого

правителя

с

рабочим
,
который

лишь

собирает

и

пускает

в

ход

машину
.
Но

такой

великий

законодатель
,
поясняет

Руссо
,
это

учредитель

государства
,
а

не

магистратура

или

суверен
.
Деятельность

такого

необыкновенного

законодателя

просвещает

народ

и

подготавливает

необходимую

почву

для

его

собственного

выступления

в

качестве

законодателя
.

Законодательную

власть

Руссо

характеризует

как
«
сердце

Государства
»,
в

случаях

крайней

опасности
,
когда

речь

идет

о

спасении

государственного

строя

и

отечества
, «
можно

приостановить

священную

силу

законов
»
и

особым

актом

возложить

заботу

об

общественной

безопасности

на
«
достойнейшего
»,
т
.
е
.
учредить

диктатуру

и

избрать

диктатора
.
При

этом

Руссо

подчеркивал

краткосрочный

характер

такой

диктатуры
,
которая

ни

в

коем

случае

не

должна

быть

продлена
.

                       

                                                
Заключение

           Жан-Жак Руссо,       действительно,     оставил  глубокий    след        не

только в  истории  философской   мысли   Франции,  но и в истории      всего человечества. Своими трудами  он  на несколько десятилетий предвосхитил те передовые демократические преобразования,  которые произошли в Европе в конце XVIII — начале XIX вв. и продолжают развиваться во всем мире до сих пор.

           Огромен      вклад этого         величайшего   мыслителя    французского Просвещения в  разработку  и      исследование идей социального равенства, народного суверенитета  и        т.п.,  и      хотя в своих  работах он  не находит    разрешения  многих противоречий, то   что  он поднимает      эти      вопросы    подчеркивает глубину мысли философа.
    продолжение
–PAGE_BREAK–