Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом

Факультетменеджмента
Кафедрафизического воспитания
Тема:«Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль  при занятиях физическойкультурой и спортом»
(контрольнаяработа)
подисциплине: «Физическая культура»

Содержание
1.    Введение
2.    Врачебный педагогический контроль впроцессе физического воспитания
3.    Самоконтроль в процессе физическоговоспитания и спортом
4.    Заключение
5.    Список

Введение
 
Человек как личность формируется в процессеобщественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура испорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Нравственное воспитание. На учебных занятиях,тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносятбольшие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка,сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований отусилий каждого члена команды, уме­ние подчинить свои интересы интересамколлектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у нихтаких черт характера, как сила воли, смелость, самооблада­ние, решительность,уверенность в своих силах, выдержка, дисцип­линированность.
Умственное воспитание. На занятиях физическойкультурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способахвыполнения двигательных действий, об использовании приобре­тенных навыков вжизни, усваивают правила закаливания организ­ма, обязательные требованиягигиены.
Развиваются наблюдательность, внимание,восприятие, по­вышается уровень устойчивости умственной работоспособно­сти.
Исследования показывают, что занятия физическимиупражне­ниями способствуют совершенствованию органов чувств,мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового вос­приятия,развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.
Трудовое воспитание. Сущность трудовоговоспитания заключается в систематиче­ском и планомерном развитии качеств исвойств личности, опреде­ляющих подготовку человека к жизни, к общественнополезному труду. Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессезанятий физическими упражнениями и спортом, когда занимаю­щиеся для достижениямаксимального результата, преодолевая ус­талость, многократно выполняютфизические упражнения.
Эстетическое воспитание. В физической культуре испорте за­ключены огромные возможности для эстетического воспитания че­ловека,развития способности воспринимать, чувствовать и пра­вильно понимать прекрасноев поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных достепени искусства дви­жениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста.Выполне­ние упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигур­номкатании способствует развитию музыкальной культуры. Заня­тия туризмом,альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствоватьпрекрасное в природе.
Связь занятий физическими упражнениями с эстетиче­скимвоспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не толькоформировать внешне прекрасный образ, но и одновре­менно влиять на воспитаниеморально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.

Врачебный-педагогический контроль в процессефизического воспитания
 
Занятия физическими упражнениями оказывают наорганизм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздей­ствия.Только правильно организованные занятия под наблюде­нием врача, с соблюдениемпринципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическоеразвитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма,способствуют росту спортивного мастерства. Неправильная орга­низация занятий,пренебрежение методическими указаниями, вы­полнение объема и интенсивностифизической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностейзанимаю­щихся, отсутствие регулярного медицинского контроля могут на­нести вредздоровью.
Массовое привлечение к занятиям физической культу­ройи спортом людей старшего и пожилого возраста требует особенно углубленноговрачебного контроля за ними. По состоянию и физической подготовленности, полу ивозрасту, а также и другим показателям эту груп­пу занимающихся распределяют последующим медицин­ским группам:
1-я — практически здоровые люди, не обращающиесяс жалобами к врачам, обладающие достаточной для сво­его возраста физическойподготовленностью.
2-я — лица с возрастными изменениями, сопровож­дающимисянебольшими отклонениями функционального характера при достаточной компенсации,или начальны­ми формами заболеваний, часто свойственными процессу старения, атакже практически здоровые люди с недо­статочной физической подготовленностью.
3-я — лица со сниженной функциональной адаптаци­ей,отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, сослабой физической подготов­ленностью.
Лица старшего и пожилого возраста со значительны­миотклонениями и старше 75 лет могут быть направлены в кабинеты лечебнойфизкультуры лечебно-профилакти­ческих учреждений для занятий под наблюдениемврачей.
При отсутствии противопоказаний обследуемому вы­даетсясправка, дающая право заниматься физическими упражнениями вфизкультурно-оздоровительной группе. В зависимости от динамики состоянияздоровья и физической  подготовленности  в  процессе регулярных занятийзанимающийся может быть переведен в ту или иную медицинскую группу.
Важной составной частью медицинских обследованийявляются врачебно-педагогические наблюдения и конт­роль за нагрузками. Крометого, проводится санитарно-гигиенический контроль за местами занятий, ведетсясанитарно-просветительная работа среди занимающихся.
Врач принимает участие в методической работе, даетсоответствующие рекомендации, проводит консультации. При этом он должен руко­водствоватьсятаблицей ограничений и противопока­заний.
Все студенты,занимающиеся физической культурой и спортом по учебному расписанию илисамостоятельно, должны проходить медицинские обследования. Дополни­тельныемедицинские осмотры проводятся перед соревнованиями, после перенесенныхзаболеваний, при неблагоприятных субъектив­ных ощущениях, по направлениюпреподавателя физического вос­питания.
Самоконтрольв процессе физического воспитанияи спортом
Врачебныйконтроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если онибудут дополнены самоконтро­лем.
Самоконтроль — существенное дополнение врачебногоконтроля. Он проводится самими занимающимися. Для этого каждый из них обязанвести дневник самоконтроля.
Самоконтроль позволяет своевременно установить на­личиетех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимыемеры по их устра­нению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вестирегулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения втренировочные планы.
Главное же его преимущество состоит в том, что за­нимающиеся,осуществляя повседневные самонаблюде­ния, могут наглядно ощутить благотворноедействие за­нятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.
К ведениюдневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить с самого начала занятийв группе. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконт­роля,раскрывается значение отдельных показателей объ­ективных и субъективных данных.
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Рост — важный показатель физического развития. Но ондолжен рассматриваться в сочетании с массой тела, окружностью грудной клетки,ЖЕЛ (спирометрия). Измерение роста имеет большое значение для вычисле­нияпоказателей, характеризующих правильность, про­порциональность телосложения и состояниефизического развития.
Масса тела служит одной из основных характеристикфизического состояния человека и является показателем развития его организма.Масса тела человека в норме определяется путем вы­читания из показателей роста(в см) условных величин.
Окружность грудной клетки. Хорошо развитая груд­наяклетка — показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкогоздоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе),при вдохе и выдохе.
Разница между вдохом и выдохом называется экскур­сиейгрудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.
Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряетсядинамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружностигрудной клетки и других пока­зателей. В среднем относительная сила мышц рук длямужчин — 60—70% веса, для женщин — 45—50% веса. Становая мышечная сила — это силамышц-разги­бателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, родазанятий занимающихся. У мужчин становая мышечная  сила  значительно  выше, чем  у  женщин. С возрастом она начинаетпадать.
Спирометрия. ЖЕЛ — это объем воздуха, который можновыдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, атакже эластичность легочной ткани.
Величина ЖЕЛ у разных людей колеблется в доволь­ношироких пределах в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и другихпоказателей. Занятия физической культурой и спортом, особенно греблей,плаванием, бегом, спортивными играми, способ­ствуют увеличению ЖЕЛ.
Пульс. Уровень тренированности человека и его ра­ботоспособностьво многом зависят от функциональной способности сердечно-сосудистой системы.
Каждому человеку присуща своя частота пульса. Всостоянии покоя у здорового нетренированного мужчины она обычно составляет60—80 уд/мин, у женщин она на 5—10 ударов чаще.
Частота пульса зависит от возраста, положениятела, уровня физических нагрузок и др. Во время занятий физическимиупражнениями пульс всегда повышается.
Потоотделение. При большой мышечной работе по­тоотделениеспособствует установлению кислотно-щелоч­ного равновесия, регулируеттемпературу тела и является основным показателем нормального водно-солевого об­мена.
В покое за 1 ч с поверхности кожи человекавыделяет­ся 36—60 г воды, а за сутки — 900 г. Умеренная нагрузка вызываетпотерю воды в сутки до 2 л, а при напряженной нагрузке в жару — до 8 л.
Потоотделение зависит не только от нагрузки итемпе­ратуры воздуха, но и от состояния нервной системы.
При правильной методике и режиме тренировки пото­отделениеуменьшается, а масса тела почтя не изменяется.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ
Настроение играет большую роль в жизни человека.Большей эффективности тренировочного процесса спо­собствует хорошее настроение.
Но спорт, физическая культура, в свою очередь,улучшают настроение, вызывают чувства бодрости, ра­дости, уверенности в своихсилах.
Когда человек находится в хорошей спортивной фор­ме,он совершенно по-иному воспринимает окружаю­щий мир.
Самочувствие. Под влиянием регулярных занятий фи­зическимиупражнениями и спортом перестраивается весь организм. Так, работа сердца,легких и других внут­ренних органов сопровождается возникновением нервныхимпульсов. В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга ине вызывают соответствую­щих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здо­ровыелюди обычно не чувствуют своего сердца, легких, печени и т. п.
Самочувствие — это своеобразный барометр влиянияфизических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузкисопровождаются плохим самочув­ствием. Если оно сохраняется длительное время,необ­ходимо немедленно обратиться к врачу и снизить на­грузку.
Усталость, утомление, снижение работоспособностинепосредственно связаны с состоянием нервной системы человека. Это сложныйфизиологический процесс, начи­нающийся в высших отделах нервной системы и влия­ющийна другие системы и органы человеческого орга­низма.
Ночной сон нельзя заменить ничем. Сущность егозаключается в своеобразной задержке деятельности нервных клеток коры головногомозга процессом тор­можения. Глубина и продолжительность сна зависят от многихпричин.
Сон должен быть достаточным и регулярным, но неменее 7 ч, а при больших по объему физических нагруз­ках — 8—9 ч.
Полезно перед сном совершить прогулку на свежемвоздухе. При этом пищу нужно принимать последний раз не позже чем за 1,5—2 ч досна, в ужин не должны входить крепкий чай, кофе; курить на ночь строго за­прещается.
Аппетит. При физических нагрузках обмен веществ происходитболее активно.
В первые дни занятий масса тела уменьшается, таккак расходуются запасы организма: «тает» накопленный жир и теряется вода, ноодновременно с этим развивает­ся аппетит. Общеизвестно, что аппетит неустойчив,легко нарушается при недомоганиях, болезни, но потом вновь восстанавливается.
Часто при нарушениях тренировочного режима, по­вышеннойнагрузке, перенапряжении аппетит теряется. Это позволяет судить о правильностиили неправиль­ности методики занятий.
В дневнике самоконтроля аппетит отмечается какхороший, удовлетворительный, плохой.
Сердцебиение — это ощущение частых и сильных уда­ровсердца, связанное с плохим самочувствием. При этом пульс учащается илизамедляется, т. е. бывает неритмич­ным.
Сердцебиение является, как правило, признаком по­вышеннойвозбудимости нервного аппарата сердца.
Время возникновения сердцебиения, его характер,продолжительность, степень связи с тренировочными занятиями следует отмечать вдневнике самоконтроля.
Головные боли чаще всего возникают при различныхзаболеваниях. Кроме того, головные боли и головокру­жения могут быть вызваныутомлением, чрезмерной физической нагрузкой и т. п.
Длительные головные боли — признак серьезной бо­лезни(малокровия, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, почечных, нервных идругих заболеваний).
Иногда головные боли и головокружения появляют­сяпри занятиях физическими упражнениями. Здесь особенно важен самоконтроль,который поможет выяс­нить, после каких упражнений и когда они появляются,определить их продолжительность.
Одышка. Работа сердца тесно связана с деятель­ностьюлегких. Поэтому ослабление сердечной мышцы влечет за собой нарушениекровообращения в легких, снижает их вентиляцию, т. е. обмен между легочным инаружным воздухом. В результате этого в крови обра­зуется недостаток кислородаи избыток углекислоты, ко­торая раздражает дыхательный центр, вызывая одышку.
Одышка — это учащенное дыхание. Она сопровож­даетсячувством стеснения в груди, затрудненностью вдоха. Всякая энергичная работа,занятия физически­ми упражнениями вызывают учащенное дыхание, т. е. одышку.После больших физических напряжений одышка считается явлением нормальным. Приэтом число дыха­ний может удвоиться и даже утроиться. По мере нарас­таниятренированности одышка исчезает и дыхание быстро приходит в норму.
Боли в мышцах. Часто в подготовительном периоде занятияили у лиц, только что приступивших к занятиям физической культурой, появляютсяболи в мышцах. Как правило, эти боли продолжаются в течение двух-трех недель иявляются свидетельством активной перестрой­ки организма.
 У занимающихся физической культурой круглогодичноэти боли не отмечаются, а после больших физических нагрузок их мышцы быстровосстанавливают свою ра­ботоспособность. Массаж, применение различных ле­карственныхсредств помогают быстрее снять боли в мышцах.
Боли в боку. Они отмечаются в правом подреберье — вобласти печени или в левом — в области селезенки после больших физическихнапряжений. По своему ха­рактеру это тупые боли.
Появление болей в левом подреберье объясняется переполнениемселезенки кровью, в правом подреберье — переполнением кровью печени.
Эти болиобусловлены разными причинами — чрезмерным напряжением, неправильным дыханием,тренировкой после приема пищи, с нарушениями в работе сердца.

Заключение
 
Наблюдение за спортивными результатами — важнейший пункт самоконтроля, позволяющий оценить правильность применениясредств и методов занятий, тренировочных нагрузок.
При сравнениипоказателей определяется влияние занятий фи­зическими упражнениями и спортом,планируются тренировочные нагрузки. Самоконтроль прививает студенту грамотное иосмыс­ленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями,помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем,стимулирует выработку устойчивых на­выков гигиены и соблюдения санитарных норми правил. Само­контроль помогает регулировать процесс тренировки и преду­преждатьсостояние переутомления. Особое значение имеет само­контроль для студентовспециальной медицинской группы. Они обязаны периодически показывать своидневники самоконтроля преподавателю физического воспитания и врачу,советоваться по вопросам двигательного режима, питания.

Список использованной литературы
1. Гусалов А. Х. «Физкультурно-оздоровительнаягруппа»,1997 г.
2. Дембо А. Г. «Врачебный контроль в спорте», 1998 г.
3. Решетников Н. В., Ю. Л. Кислицин «Физическаялитература», 2001 г.
4.  «Физическая культура студента. /Под редакцией В. И.Ильинича.- М.: Гардарики, 2003 г.