Илья Ильич Обломов – "коренной народный наш тип"

Реферат по литературе натему:
    « Илья Ильич Обломов – « коренной
                 народный наш тип»
        ученицы 11 класса школы №763
                                  
                                     ПалаевойМарии.

       
                                             Москва,2001 год.
                            Содержание:
 
1.  Вступление                                                       Страница     3
2.  «Обломовщина» – национальная
черта русского народа                                       Страница     4     
3.Обломов   и  Штольц                                  Страница     8
4. Обломов  и  Ольга                                         Страница    11
5. Обломов  и  Агафья
       Матвеевна                                                      Страница    15
6.Заключение                                                   Страница   17
7. Список использованной
                 литературы                                    Страница    18 
                               Вступление.
Некоторые люди находят роман Гончарова «Обломов»скучным. Да, действительно  всю первуючасть Обломов лежит на диване, принимая гостей, но здесь мы знакомимся сгероем. И вообще в романе мало интригующих действий и  событий, которые так интересны читателю.Но  Обломов – «народный наш тип», иименно он  яркий представитель русскогонарода.
Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, яувидела частицу себя. Не стоит думать, что Обломов представитель толькоГончаровского времени. И сейчас живут среди нас обломовцы, ведь в этом романепрославляется русская лень. И многие из нас с удовольствием лежали бы надиване, как Илья Ильич, если бы была такая возможность.
В своём реферате я рассматриваю главный вопрос « Чтоже такое обломовщина?» и пытаюсь разобрать все черты Обломовского характера наего взаимоотношениях  с Ольгой Ильинской,Агафьи Матвеевной и Штольцем.
 
              «Обломовщина» — национальная                     чертарусскогонарода.
История о том, как лежит и спит добряк-ленивецОбломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, — довольноскучная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстаёт перед намиживой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью иправильностью, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития,произнесённое ясно и твёрдо. Слово это – обломовщина;оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни.
В понятие «обломовщина» входит целый патриархальныйуклад русской жизни не только с отрицательными, но и с глубоко поэтическими егосторонами. На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияниесреднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, с медленным,неторопливым течением равнинных рек. Эта природа просто располагает человека кпокою.
Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, — чистосердечен, мягок, у него не потеряно драгоценное нравственное качество –совесть. Уже на первой странице этого произведения автор обратил вниманиечитателя на главную черту своего героя:
« Душа так открыто и ясносветилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук его».
Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, безстремлений и чувства, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чём-тодумающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не отсобственных усилий, а от других, — развила в нём апатическую неподвижность иповергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это такпереплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг друга и однодругим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провестимежду ними какую-нибудь границу.
Обломов — барин; «у него есть Захар и еще тристаЗахаров», по выражению автора. Преимущество своего положения Илья Ильичобъясняет Захару таким образом:
«Разве я мечусь, развеработаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мнечего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому! Я ни разу не натянул себечулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне?.. Икому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел,что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды незнал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».
И Обломов говорит совершенную правду. История еговоспитания вся служит подтверждением его слов. Он с малых лет видит в своёмдоме, что все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька имаменька только распоряжаются да бранятся, за дурное исполнение. И вот у негоуже готово первое понятие — что сидеть, сложа руки почетнее, нежелитрудиться… В этом направлении идёт и всё дальнейшее развитие.
  Порой онзадумывался о причинах, побудивших его вести такую жизнь, и спрашивал себя:«Отчего я такой?» В кульминационной главе романа «Сон Обломова» писательотвечает на этот вопрос. Он создаёт картину провинциального помещичьего быта ипоказывает, как ленивая спячка постепенно становится нормальным состояниемчеловека.
Во сне Обломов переносится в имение своих родителейОбломовку, «в благословенный уголок земли», где нет «моря, нет высоких гор,скал, пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого иугрюмого».  Обломов видит себя маленькиммальчиком, стремящимся заглянуть в неизвестное, задать больше вопросов иполучить на них ответы. Но лишь забота о пище становится первой и главнойжизненной заботой в Обломовке. А всё остальное время занимает «какой-товсепоглощающий, ничем непобедимый сон». А потому все «ищущие проявления силы» вИлюше «обращались внутрь и никли, увядая».
Но Обломов не просто лежит на диване, глядя впотолок. Он мечтает. И как только его мечты сталкиваются с реальностью, ИльяИльич теряется, так было с его имением Обломовка. Его мечты никогда невоплотятся в жизнь, потому что он даже пальцем не пошевелит для ихосуществления. Он всегда надеется на авось…
А ведь эта проблема не только Обломова, но и всегорусского народа. Если вспомнить наши народные сказки, то мы поймём причинунеосуществления мечтаний Илья Ильича. Почти во всех наших сказках герои ничегоне добиваются своим трудом, то щука, то золотая рыбка исполняют все желания.Вот и мы до сих пор мечтаем о волшебной палочке.
 Но Обломовбездельничает ничуть не больше, чем все остальные братья обломовцы; только оноткровеннее — не старается прикрыть своего безделья даже разговорами в обществеи гуляньем по Невскому проспекту.
«Свет,общество! Ты верно, нарочно, Андрей, посылаешь меня в этот свет и общество,чтобы отбить охоту быть там!.. там нет ничего глубокого, задевающего за живое.
Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметричнорассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят – за картами. Все этомертвецы. Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками ивалетами».
                         
                        Обломов     и     Штольц.
Обломов и Штольц – главные герои романа.  Гончаров противопоставляет  Штольца Обломову. Благодаря этому сравнениючерты «обломовщины» ещё больше раскрываются перед нами.
Штольцвырос в небогатой семье, где все дни проходили в работе. Он  с детства привык   к труду и твёрдо знал, что добиться в жизни чего-либо можно только упорнымтрудом. Труд для Штольца был частью его жизни, удовольствием. Он не гнушалсядаже самой чёрной работы. Жизнь его кипит действием. Для Обломова это былобремя. Он не привык к труду и не видел в работе смысла. Обломов с детства былокружен нежной заботой родителей и няни, а Штольц воспитывался в атмосферепостоянного умственного и физического труда. Идеал
счастья Обломова — полноеспокойствие и хорошая еда.
Гончаров пытался соединить в Штольце немецкоетрудолюбие, расчётливость и пунктуальность с русской мечтательностью имягкостью, с философскими раздумьями о высоком предназначении человека. Но этоне получилось. Его деятельность иногда становится никчёмной суетой. Егопрактицизм далёк от высоких идеалов и направлен на личное благополучие имещанский комфорт. В Штольце ум преобладает над сердцем. Он обвиняет Обломова вбезделье и пытается «расшевелить» его, заставить трудиться. Но нужно ли этоОбломову? Ещё  в молодости он мечтал«служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы дляразрабатывания неистощимых источников»… Однажды он уже поступил на службу,которая представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, и,разочаровавшись, подал в отставку. Обломов понял, что труд – это скука, а не праздность и все его идиллии о« дружной, тесной семьи» разрушила жестокая реальность.  Но также он убедился в бессмысленности службы,где все торопятся быстрее «спустить» дело, даже не вникая в него, и «с яростьюхватаются за другое, как будто в нём вся сила и есть…»  Всё это составляло единую систему, где трудбыл направлен на личный комфорт и карьеру. Частью этой системы и являлсяШтольц. Он не просто хотел «поднять Обломова с дивана», а сделать его похожимна себя, став тоже частью этой системы. Именно этого боялся Обломов, поэтомувсе попытки Штольца «расшевелить» его не увенчались успехом. В той жизни,которую ему предлагает Штольц Обломов не видит поприща, отвечающего высшемуназначению человека. Обломов признавал только труд души, ему несвойственпрактицизм, ему не нужна карьера. У него всё есть, и он предпочитает лежать надиване и предаваться мечтам бессмысленной механической деятельности Штольца. Даи теперь он «не чужд всеобщих человеческих скорбей, ему доступны наслаждениявысоких помыслов», и хотя он не рыщет по свету за исполинским делом, новсё-таки мечтает о всемирной деятельности, всё-таки с презрением смотрит на чернорабочихи с жаром говорит:
«Нет, я души не растрачу моей
На муравьиной работе людей…»
 
В конфликте Обломова со Штольцем за социальными инравственными проблемами просвечивает ещё и другой, историко-философский смысл.Печально-смешной Обломов бросает вызов современной цивилизации с её идеейисторического прогресса. Обломов готов выйти из суетного круга истории. Онмечтает о том, чтобы люди угомонились и успокоились, бросили погоню запризрачным комфортом, перестали заниматься техническими играми и стали бынаслаждаться простой, непритязательной жизнью.
                        
                         Обломов      и       Ольга.
 
Главная сюжетная ситуация в романе – взаимоотношениямежду Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идёт путём, ставшим к томувремени традиционным в русской литературе: проверка ценностей человека черезего интимные чувства, его страсти. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленногопомогает увидеть Обломова, таким, как его хотел показать автор. В своё времяЧернышевский писал о том, как через нравственную слабость человека,оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается егообщественная несостоятельность. «Обломов» не противостоит этому выводу, а ещёболее закрепляет его. Ольге Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли,деятельного добра. Невозможность для Обломова понять и принять эту высокуюнравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности.В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, ксчастью взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов возродится как человекв полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в нёмсвойства непосредственности, которая затем вылилась в сильный душевный порыв, встрасть. Вместе с чувством к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес кдуховной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Ольга видит вОбломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей,которые так же чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но естьпостоянное стремление к сомнению и сочувствию. И именно в Ольге, а не  в Штольце, можно видеть «намёк на новуюрусскую жизнь»; от неёможно ожидать слова, которое сожжёт и развеет «обломовщину».
В отношении к женщинам все обломовцы ведут себяодинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искатьв любви, точно так же как и вообще в жизни. Они не прочь пококетничать сженщиной, пока видят в ней куклу, двигающуюся на пружинках; не прочь они ипоработить себе женскую душу… как же! этим бывает очень довольна ихбарственная натура! Но только чуть дело дойдет до чего-нибудь серьезного, чутьони начнут подозревать, что пред ними действительно не игрушка, а женщина, котораяможет и от них потребовать уважения к своим правам, — они немедленно обращаютсяв постыднейшее бегство.
Обломов хочет непременно обладать женщиной, хочет вынудить у нее всяческие жертвы вдоказательство любви. Он, видите ли, не надеялся сначала, что Ольга выйдет занего замуж, и с робостью сделал её предложение. А, когда она ему сказала, чтоэто давно бы ему следовало сделать, он пришел в смущение, ему стало не довольносогласия Ольги. Он начал пытать её, столько ли она его любит, чтобы быть всостоянии сделаться его любовницей! И ему стало досадно, когда она сказала, чтоникогда не пойдет по этому пути; но затем ее объяснение и страстная сценауспокоили его…  Но  всё-таки он струсил под конец до того, чтодаже на глаза Ольге боялся показаться, прикидывался больным, прикрывал себяразведенным мостом, давал понять Ольге, что она его может компрометировать.И  всё оттого, что она от негопотребовала решимости, дела, того, что не входило в его привычки. Женитьба самапо себе не страшила его, но Ольга захотела, чтоб он пред женитьбой устроил делапо именью; это уж была бы жертва, ион, конечно, этой жертвы не совершил, а явился настоящим Обломовым. А сам междутем очень требователен. Ему вообразилось, что он не довольно хорош собою ивообще не довольно привлекателен для того, чтобы Ольга могла сильно полюбитьего. Он начинает страдать, не спит ночь, наконец, вооружается энергией ипишет  Ольге длинное послание.
Все обломовцы любят уничижать себя; но это ониделают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себепохвалу от тех, пред кем они себя ругают.
Обломов, написавши к Ольге пасквиль на самого себя,чувствовал, «что ему уж не тяжело, что он почти счастлив»… Письмо свое онзаключает онегинским нравоучением: «История со мною пусть, говорит, послужитвам руководством в будущей, нормальной любви». Илья Ильич, разумеется, невыдержал себя на высоте уничижения перед Ольгой: он бросился подсмотреть, какоевпечатление произведет на нее письмо, увидел, что она плачет, удовлетворился и— не мог удержаться, чтобы не предстать пред ней в такую критическую минуту. Аона доказала ему, каким он пошлым и жалким эгоистом явился в этом письме,написанном «из заботы об ее счастье». Тут уже он окончательно спасовал, какделают, впрочем, все обломовцы, встречая женщину, которая выше их по характеруи по развитию.
Ольга постоянно размышляет не только о своёмчувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей «миссии»:
«И всё эточудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто неслушался, которая ещё не начала жить!»
И любовь эта для Ольги становиться долгом. Она ждётот Обломова  деятельности, воли, энергии;в еёпредставлении он должен стать похожим на Штольца, но, только сохранив при этомлучшее, что есть в его душе. Ольга любит того Обломова, которого создала онасама в своём воображении, которого она искренне хотела создать в жизни.
«Я думала, чтооживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, — а ты уж давно умер».
Всё это с трудом выговаривает Ольга суровый приговори задаёт горький вопрос:
«Кто проклялтебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…»
«Есть, — отвечает Илья. – Обломовщина!»
                Обломов и   Агафья Матвеевна.Спустя некоторое время в судьбе Обломовавстречается другая женщина, которая любит его беззаветной, жертвенной любовью,и все заботы о нём берёт на себя — это вдова Агафья Матвеевна. Какую роль онаиграет в жизни Обломова? Вспоминая её образ, можно с
уверенностьюсказать, что она живое воплощение его идеала. Обломова она привлекает своейнепрерывной деятельностью. В ней есть какая — то русская красота. АгафьяМатвеевна в отличие от Ольги не блещет особым умом и не умеет так чудно петь«Casta Diva», но, полюбив
Обломова раз, она готова отдать ему всю свою жизнь.Агафья Матвеевна намного проще Ольги, но лишь с этой женщиной находит своёчеловеческое счастье Обломов. В доме на Выборгской стороне Агафья Матвеевнаберёт на себя все хозяйственные хлопоты Ильи Ильича. Для Ильи Ильича это былоосуществлением его мечты. Он начинает жить так, как ему нравится: лежать надиване, есть, пить, спать стало намного приятнее и удобнее, чем вечно«крутиться» на службе, как Судьбинский, чем писать обличительныестатьи, как Пенкин. Его жизнь потекла спокойно, без внешних волнений ибеспокойств.
«Его как будтоневидимая рука посадила, как драгоценное растение в тень от жара, под кров отдождя и ухаживает за ним и лелеет».
В сущности, можно сказать, что дом на Выборгскойстороне — та же Обломовка. А Агафья Матвеевна тот же Захар.
«За рыбой присматривалверный глаз хозяйки, чтобы она, не дай бог, не переварилась, зелень в салатебыла самая свежая. Пыль с зеркала и со стульев сметена. Комната всегданаходилась в чистоте со свежим утренним запахом».
Что могло заставить барина полюбить простую женщину,вдову коллежского асессора, которая ничего не умела, кроме как сделать жизньлюбимого человека очень уютной? Мне кажется, после того, как Илья Ильичрасстался с Ольгой Ильинской, сердце Ильи Обломова было разбито. Но несправедливобыло бы сказать, что Обломов умер для всех благородных и великих целей,похоронив себя заживо на Выборгской стороне. Всё, казалось бы, заросло,залилось, покрылось налётом времени в нём. Лишь одно осталось нетронутым вИлье, чистым и ясным, каким и было на протяжении многих лет. Чудом этим быладуша Обломова, не запылившаяся и прозрачная, как хрустальный сосуд, внутрикоторого живая вода. Любовь в жизни Обломова была как трагична, так ипрекрасна. Трагичность заключается в его разрыве с Ольгой Ильинской, котораяпривела его к внутренним переживаниям. А прекрасна она потому, что он, наконец- то обрёл счастье вместе с Агафьей Матвеевной, но, а счастье его заключается впокое и смирении. В результате их любви на свет появляется маленький Андрюшка,которого Штольц берёт к себе на воспитание, и, наверное, сделает из него«будущего » Штольца, направив все его силы на механический труд,которого так боялся  Обломов.       
                     
                        Заключение.
Я считаю, что роман «Обломов» показывает не тольколенивца-барина, а человека, воспитанного на русских традициях. Человека,который отказался от механического труда и светского общения, а предпочёллежать на диване, чтобы сохранить свою честность и непосредственность.
Обломов не только представитель того времени, но инашего. В нём мы видим себя, черты русского народа.
Гончаров, сумевший понять и показать нам нашу«обломовщину», не мог, однако не заплатить дань общему заблуждению: он решилсяпохоронить «обломовщину», сказать ей похвальное надгробное слово. «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свойвек», – говорит он устами Штольца, и говорит неправду. Вся Россия, котораяпрочитала или прочтёт «Обломова», не согласится с этим. Нет, Обломовка естьнаша прямая родина, её владельцы наши воспитатели.
Прав был И.С.Тургенев, когда сказал: « пока останется хоть один русский, — до техпор будут помнить Обломова».
И Обломов живёт уже больше века в нас самих.
Списокиспользованной литературы:
1.   Н.Г. Быкова, В.Я. Линков. Литература: справочник школьника. М.:Филологическое общество «Слово», Компания «Ключ» — «С», ТКО, «Аст», Центргуманитарных наук при факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 1995.– 576с.
2.   И.О. Родион, Т.М. Пименова. Все произведения школьной программы вкратком изложении. – М.: «Родин и компания», ТКО АСТ, 1997. – 616 с.
3.   Статья Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?». «Отечественныезаписки» №5. 1859.