Идеи Ницще в романе Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Гимназия № 1
Идеи Ницше в романе
Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»
Реферат по
зарубежной литературе
ученицы 11 «Д» класса
Колесниковой Анастасии
научный руководитель – Мясникова Н.А.
Саратов, 2005 г.Содержание
1.    Введение                                                                                           стр.3
2.    Идеи Ницше в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»             стр. 4 
3.    Заключение                                                                                     стр. 10
4.    Список использованнойлитературы.                                   стр. 11
Введение
РубежXIX-XXвеков дал миру целую плеяду гениев. Это было времякардинальных перемен, ломки старых принципов, революций и войн. В таких условияхтеряется почва под ногами, исчезают прежние опоры, а это, в свою очередь,неизбежно ведет к появлению новых направлений в литературе, философии иискусстве. Наибольшее влияние на сознание людей в конце XIXначале XXвека оказалитак  называемые «властители дум» – АртурШопенгауэр и Фридрих Ницше.
Современномучеловеку имя Фридриха Ницше, одного из самых ярких последователей Шопенгауэра,знакомо чуть лучше. Он оказал большое влияние на мировоззрение людей рубежавеков. Идеи Ницше широко использовались не только в философии, но и в политике,искусстве и литературе. В творчестве многих талантливейших писателей и поэтовтой эпохи можно заметить следы влияния ницшеанства.  
Вданной работе я попыталась показать на примере «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльдато, к чему приведет следование одному из главных постулатов ницшеанства – идеевседозволенности и отказа от морали, увидеть в судьбе главного героя романаучасть поколения, пошедшего по пути обесценивания человеческой жизни, которое вдвадцатом веке привело мир к глобальным катастрофам.
Идеи Ницше в романе О. Уайльда«Портрет Дориана Грея»
 Когда речь заходит об Оскаре Уайльде, в памятисразу же всплывают термины «декаданс» и «эстетизм», а когда касаются его«Портрета Дориана Грея», то к ним добавляют ещё и «гедонизм». Гораздо режеупоминают ницшеанство, но если присмотреться к уайльдовским героям, то можноувидеть множество параллелей с философией Фридриха Ницше.
В«Портрете Дориана Грея» наиболее ярким последователем идей «властителя дум»является лорд Генри, в которого Уайльд вложил много своих идей и, конечно же, обаяния.Лорд Генри – представитель высшего круга аристократии, циник, эстет и гедонист,обладающий невероятным даром убеждения, он подкупает своими остроумными ипарадоксальными заявлениями, его монологи и диалоги просто очаровывают.Несмотря на то, что многие опытные люди, читающие это произведение, прекраснопонимают, к чему может привести следование призывам лорда Генри, они все равнопопадают к ним в плен. Что уж тут говорить о людях, менее искушенных жизнью,которым, как и Дориану, они могут нанести много вреда. Но не любить этогоперсонажа просто невозможно. Дело даже не столько в самих идеях, речь о которыхпойдет ниже, сколько в человеке, обаянию которого противостоять невозможно.Великолепный язык Оскара Уайльда вместе с очарованием, которое писатель вложилв лорда Генри, способны захватить кого угодно.
Но что же это за идеи, одновременно и опасные, ипритягательные? В первую очередь это эстетизм, восхищение красотой и искусствоми презрение к бедности с её уродством. С помощью него лорд Генри оправдывает иоблекает в красивую форму свою теорию гедонизма, философии наслаждений,покровительствующую и прикрывающую разврат. О том, что эстетизм представляетсобой по авторскому замыслу свод жизненных принципов лорда Генри,свидетельствует предисловие к «Портрету Дориана Грея». Двадцать пять изящных,остроумных афоризмов, составляющих это предисловие, могут быть восприняты каккраткое выражение идей, изложенных Уайльдом в романе, переданных им через образЛорда Генри. Проявить во всей полноте свою сущность для лорда Генри — значит«дать волю каждому чувству» и каждой мысли с единственной целью наслаждения.Если на пути к наслаждению встанут мораль и совесть, их надо преодолеть и  отбросить: по мнению лорда Генри, основаморали и совести — лишь страх и трусость. «Совесть — официальное названиетрусости»[1] — вот основа его концепции эстетского гедонизма, его теории наслаждения.
Но, кроме того, в философии лорда Генри есть многообщего с ницшеанством. В первую очередь это идея сильной личности, презрение кморали и религии, ненависть, а не сострадание по отношению к бедности инесчастью. В приведенной ниже таблице мы можем наглядно проследить параллели вмировоззрении Заратустры и лорда Генри.Ницше – Заратустра Уайльд – Лорд Генри
Поистине не люблю я сострадательных, блаженных в своем сострадании: слишком лишены они стыда.[2]
Филантропы, увлекаясь благотворительностью, теряют всякое человеколюбие.[3]
С тех пор как существуют люди, человек слишком мало радовался; лишь это, братья, наш первородный грех. (там же с. 422 )
Если бы пещерные люди умели смеяться, история пошла бы по другому пути. (там же с. 87)
Но нищих надо бы совсем уничтожить. (там же с. 421)
Я сочувствую всему, кроме людского горя. Оно слишком безобразно, слишком ужасно и угнетает нас. (там же с.  87)
Не прятать больше головы в песок небесных вещей, а гордо держать её, земную голову, которая создает смысл земли. (там же с. 382)
Люди стали бояться самих себя. Мы утратили мужество. Боязнь общественного мнения, эта основа морали и страх перед богом, страх, на котором держится религия, — вот что властвует над нами. (там же с. 68-69)
Больше разума в твоем теле, чем в твоей высшей мудрости. И кто знает, к чему нужна твоему телу твоя высшая мудрость? (там же с. 383)
Я ещё могу примириться с грубой силой, но грубая, тупая рассудочность совершенно невыносима. Руководствоваться рассудком – в этом есть что-то неблагородное. (там же с 86.)
Некогда были у тебя страсти, и ты называл их злыми. А теперь у тебя только твои добродетели: они выросли из твоих страстей. (там же с. 384)
В наши дни большинство людей умирает от ползучей формы рабского благоразумия, и все слишком поздно спохватываются, что единственное, о чем никогда не пожалеешь, это наши ошибки и заблуждения. (там же с.88)
Человек есть нечто, что должно превзойти. Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас ещё осталось от червя. (там же с. 385)
Человечество преувеличивает свою роль на земле. (там же с. 87)
Бог есть предположение. (там же с. 418)
Религия – «распространенный суррогат веры». (там же с. 212)
Итак,обаятельный и остроумный лорд Генри, вооруженный своими разрушительными идеями,встречает красивого, юного, неопытного Дориана Грея, у которого ещё нет четкихвзглядов и принципов, только желание жить, действовать и жажда ощущений, таксвойственные молодости. Это идеальная почва для философии гедонизма, эстетизмаи ницшеанства. Эстетическое оправдание получения от жизни всех возможныхудовольствий дает практически полную вседозволенность, затрагивает самые тайныестремления Дориана. Встретив Дориана, лорд Генри преображается в Мефистофеля,дьявола. Он искушает неопытную душу молодого человека, желая подчинить её себе.Эту мистическую параллель продолжает чудо, произошедшее с портретом.Получается, что Дориан заключает сделку с сатаной – за свою чистую и нетронутуюдушу он получает вечную молодость и красоту, теперь совесть молодого человеказаключена в портрете, то есть устранена и самая последняя преграда длязаражения разрушительными идеями.
Как и ожидал лорд Генри, брошенные им семена прорастают.Дориан попадает под власть его обаяния и принимает предложенные идеи. А книга,подаренная молодому человеку его новым учителем, другом и покровителем,окончательно «отравляет» его гедонизмом и ницшеанством. Таким образом, Уайльдставит своеобразный эксперимент, пытается выяснить, к чему приведет руководствоэтими принципами.
Но уже после истории с Сибиллой Вейн мы видим губительностьвыбранного Дорианом пути. Он оказывается неспособным любить. Самое прекрасное ивозвышенное чувство на Земле, и чуть ли не единственное способное изменитьчеловека в лучшую сторону, оказывается недоступным для преображенного Дориана.После этого становится понятно, что падение неизбежно.
Итак, Дориан живет,купаясь в роскоши и наслаждениях. Но счастлив ли он при этом? Доволен ли своейжизнью? Нет. Это говорит и сам Уайльд. В ответ на вопрос герцогини Монмутской,помогла ли ему философия лорда Генри найти счастье, Дориан говорит, что«никогда не искал счастья», искал лишь наслаждений, но находил их «слишкомчасто». В другой беседе Грей признается своему учителю, что «был бы радпоменяться с любым человеком на свете» и что убитый человек счастливее его. Онтяготится своей «чудесной жизнью», и даже признается, что «так жить больше нехочет».
Глубинная неудовлетворенность толкает Дориана вседальше и дальше по пути порока и разврата. Спасаясь от тревожного ощущения, чтовсе идет не так, как хочется, он становится наркоманом. В опиуме Дорианпытается найти успокоение, насильственно вернуть потерянное счастье. Но это,конечно же, не только не помогает, но даже ухудшает его положение. ТеперьДориан способен не просто идти против общественной морали и её «неписаных»правил, но и опускается до нарушения «буквы» закона. Одно из его преступлений,убийство Бэзила Холлуорда, которое подробно описывается в романе, не вызываетразночтений: оно является преступлением как в морально-этическом, так и вюридическом смысле.
  Лорд Генри,заявляющий, что преступления – «удел низших классов», не принимает убийства,аргументируя свою позицию в свойственной ему парадоксальной манере: «Убийство –всегда промах. Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьмипосле обеда»[4], а навопрос Дориана («Что бы вы сказали, если б я признался, что это я убил Бэзила?»[5])лорд Генри отвечает еще одним афоризмом: «Всякое преступление вульгарно, точнотак же как  всякая вульгарность –преступление»[6].Таким образом Уайльд показывает, что преступление нельзя оправдать и черезэстетику гедонизма, закрывающую глаза на многие пороки общества.
Теперь смерть Дориана Грея кажется закономернымконцом. Мир больше не может выносить человека, совершившего такое ужасноепреступление. Мертвый герой показан абсолютно неэстетичным, то естьУайльд-эстет не приемлет совершенного Дорианом убийства, осуждает его. В писателепросыпается моралист, и он жестко, но справедливо наказывает своего героя.
Но что же приводит Дориана к убийству? Вспомним триключевых момента его теории: истинно уайльдовский эстетизм, гедонизм иницшеанство. Мы уже доказали, что эстет не может принять совершенного импреступления. И, уж конечно, не из жажды наслаждений Дориан убивает своегодруга. Так почему же он так внезапно возненавидел Безила Холлуорда? Показавхудожнику портрет, обнажив перед ним всю свою сущность, Дориан испугалсяразоблачения, одновременно с этим почувствовав острую неприязнь к Безилу.Дориану противна была его чрезмерная «правильность», кроме того, именноХоллуорд был автором портрета. А Грей давно возненавидел эту картину, видя вней источник своего недовольства жизнью, да и разве мог он равнодушно смотретьна отвратительный облик своей души? Итак, тогда в темной пыльной комнате все эти чувства слились в жгучуюненависть к художнику. Но пока ещё непонятно, почему же Дориан совершает убийство.Почему он не мог пригрозить, накричать на него? Почему он тихо убивает Безила,не пытаясь даже самому себе признаться в истинных мотивах поступка? Тут-то исыграли свою роковую роль идеи вседозволенности, сильной личности и отказа отморали, стирания границ между добром и злом – один из основных принциповницшеанства. Последнее и поставило точку в падении Дориана, опустившегося насамое дно, но так никогда и не раскаявшегося в своих преступлениях. Егоучитель, циничный лорд Генри, был скорее теоретиком и, прежде всего, эстетом.Дориан же так и не стал истинным эстетом, зато хорошо воспринял гедонизм,приведший его к наркотикам, и разрушительное ницшеанство, доведенное дологического конца и повлекшее за собой убийство, ницшеанство, которое лордГенри, в отличие от Дориана так и не решился применить на практике.
Заключение
Итак,в этой работе я попыталась понять, что привело Дориана Грея к убийству своегодруга. Его мировоззрение, сформированное под влиянием Лорда Генри, составлялитри ключевых понятия – эстетизм, гедонизм и ницшеанство. Убить человека подвлиянием первых двух невозможно. В совершенном Дорианом преступлении нетникакой красоты и изящества, скорее наоборот, эстету оно должно казатьсяотвратительным, как нечто низкое и уродливое. Никакого удовольствия от смертиБэзила Холлуорда Дориан тоже не получил, она оставила его фактическиравнодушным. Он, правда, считал художника виноватым перед собой, и тогда, втемной комнате с портретом, действительно его ненавидел, но это все же не даетответа на вопрос, почему Дориан расправляется со своим другом так жестоко.Почему не дрогнула его рука? Почему он никогда в этом не раскаялся? Значит, онсчитал, что имеет право на убийство, не думал, что совершает нечтопротивоестественное? Ответ на эти вопросы заключается в идее вседозволенности иотказе от традиционных моральных норм, которые Дориан воспринял, пожалуй,лучше, чем эстетизм и гедонизм Лорда Генри. Именно ницшеанство поставило точкув падении Дориана Грея, позволив убить своего друга.
Такимобразом, ницшеанство обесценивает человеческую жизнь, убирает все моральныепреграды на пути убийств и преступлений. Подобные настроения в общественеотвратимо приводят к жестоким режимам, подавляющим личность, катастрофам ивойнам, под знаком которых прошел весь двадцатый век.
Список использованнойлитературы
1.     Уайльд О. Портрет Дориана Грея/Библиотека всемирной литературы, т. 118. – М., 1976.
2.     Ницше Ф. Так говорил Заратустра/Избранные произведения. – СПб., 2003.
3.     Философский словарь /под ред. ФроловаИ.Т./ – М., 1980
4.     http://www.peoples.ru/art/literature/wilde_oskar/
5.     http://www.nietzsche.ru/

[1] Уайльд О. Портрет ДорианаГрея/ Библиотека всемирной литературы, т. 118. М.: Художественнаялитература, 1976. с. 60.
[2] Ницше Ф. Так говорилЗаратустра/ Избранные произведения. СПб.: Азбука классика, 2003. с. 420 Дальшессылки на это издание смотри в тексте.
[3] Уайльд О. Портрет ДорианаГрея/ Библиотека всемирной литературы, т. 118. М.: Художественнаялитература, 1976. с. 82 Дальше ссылки на это издание смотри в тексте.
[4] Уайльд О. Портрет ДорианаГрея/ Библиотека всемирной литературы, т. 118. М.: Художественнаялитература, 1976. с. 286
[5] там же с. 287
[6] там же с. 287