Тема 10 — Институтыгосударственной власти в Республике Беларусь
Основные категории: Национальноесобрание, Палата представителей, Совет республики, правительство,премьер-министр, президент, специализация, территориальность, судебная власть,независимость судей, Конституционный суд, местное управление.
1. Национальное собрание РеспубликиБеларусь: процедуры избрания, структура, полномочия
Парламент — Национальноесобрание Республики Беларусь
В соответствии со статьей90 Конституции Республики Беларусь, Парламент – Национальное собраниеРеспублики Беларусь является представительным и законодательным органом вгосударстве.
Национальное собраниеРеспублики Беларусь. Структура и процедура избрания.
Как и любая политическаяединица, Парламент РБ имеет свою структуру и полномочия. Национальное собраниеРеспублики Беларусь состоит из Палаты Представителей и Совета Республики.
Палата Представителейпредставлена 110 депутатами, избрание которых осуществляется на основевсеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при помощи тайногоголосования. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин РеспубликиБеларусь, достигший 21 года.
Депутаты ПалатыПредставителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Этоозначает, что депутат Палаты Представителей обязан покинуть свое последнееместо работы и исполнять свои служебные обязанности в порядке основной работы.Депутат Палаты Представителей одновременно может являться и членом Правительства.Однако Депутат Палаты Представителей не может одновременно быть депутатомместного Совета депутатов, вместе с тем одно и то же лицо не может быть членомобеих палат Парламента. Кроме того, не допускается совмещение обязанностейдепутата обеих палат с одновременным занятием должности Президента либо судьи.
Вторая палатаНационального собрания Республики Беларусь – Совет Республики, в соответствии с91 статьей Конституции Республики Беларусь, является палатой территориальногопредставительства.
Она представлена 64депутатами, избрание которых в отличие от Палаты Представителей, осуществляетсяна заседаниях депутатов местных Советов депутатов каждой области и городаМинска в частности. Кроме того, восемь членов Совета Республики назначаютсяПрезидентом Республики Беларусь. Сходным моментом является то, что избраниекаждой восьмерки депутатов происходит также, тайным голосованием, как и приизбрании депутатов Палаты Представителей.
Членом Совета Республики,в отличии от Палаты Представителей, может быть гражданин Республики Беларусь,достигший 30-летнего возраста и проживающий на территории соответствующейобласти или города Минска не менее пяти лет. Кроме того, член Совета Республикине может одновременно являться членом Правительства Республики Беларусь, чтотакже является отличительной чертой от Палаты Представителей. Вместе с тем естьи сходная черта – член Совета Республики не может совмещать свою деятельность сзанятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи.
За четыре месяца доокончания действия полномочий текущих палат Национального Собрания назначаетсядата выбора нового состава палат Парламента, а сами выборы проводятся непозднее, чем за месяц до окончания действия полномочий палат действующегосозыва. В случае досрочного прекращения полномочий палат Парламента,назначаются внеочередные выборы палат Национального Собрания РеспубликиБеларусь, которые проводятся не позднее, чем в течение трех месяцев сдосрочного прекращения полномочий палат Парламента действующего созыва.
Полномочия ПарламентаРБ, сроки их действия, а также условия прекращения.
В соответствии со статьей93 Конституции Республики Беларусь, сроки действия полномочий Парламента – 4года. В случае военного времени сроки действия могут быть продлены на основаниисоответствующего закона.
Через тридцать дней послевыборов Центральная комиссия по выборам и проведению Республиканских референдумовсозывает первую сессию палат Парламента, после чего последняя начинает своюработу. Такой срок отсчитывается после второго тура голосования по выборам новогосостава первой сессии Палаты Представителей. Если второй тур не был проведен,тогда срок отсчитывается со дня первого тура общих выборов в РеспубликеБеларусь. Отсчет тридцатидневного срока для начала работы первой сессии СоветаРеспублики осуществляется со дня первого заседания депутатов местных Советовдепутатов базового уровня по выборам членов Совета Республики от области илигорода Минска.
В случаях и порядке,предусмотренном Конституцией Республики Беларусь, полномочия ПалатыПредставителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. В этомслучае по решению Президента Республики Беларусь могут быть прекращены досрочнополномочия и другой палаты Национального собрания Республики Беларусьсоответственно.
Условиями для досрочногопрекращения полномочий Палаты Представителей являются:
— отказ в доверииПравительству Республики Беларусь;
— выражение вотуманедоверия Правительству;
— двухкратный отказ вдаче согласия на выборы Премьер-министра;
— систематическое илигрубое нарушение Конституции Республики Беларусь.
Совет Республики можетбыть распущен только в случае систематического или грубого нарушенияКонституции Республики Беларусь, на основании заключения Конституционного судаРеспублики Беларусь. Решения по вопросам роспуска Парламента принимаетПрезидент не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций спредседателями палат.
Палаты не могут бытьраспущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шестьмесяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочномосвобождении или смещении Президента с должности. Кроме того в целом палаты немогут быть распущены в течение первого года со дня их первых заседаний.
Палата Представителейизбирает из своего состава Председателя Палаты Представителей и егозаместителя, а Совет Республики соответственно Председателя Совета Республики иего заместителя. Именно эти выбранные лица ведут заседания и заведуютвнутренним распорядком палат. Обе палаты выбирают из своего составадополнительные комиссии, которые ведут законопроектную работу, а такжезанимаются подготовкой и рассмотрением вопросов, относящихся к ведению палат.
Перечень полномочий палатПарламента Республики Беларусь достаточно широк. В данной контрольной работебудет указан перечень основных функций обеих палат, остальные функции можноувидеть в Конституции Республики Беларусь.
Перечень полномочийПалаты Представителей состоит в следующем:
– рассматривать попредложению Президента либо по инициативе не менее чем ста пятидесяти тысячграждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов овнесении дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
– рассматриватьпроекты законов в различных сферах общественной и политической жизни.
– назначать выборыпрезидента
– давать согласиеПрезиденту на назначение Премьер-министра;
– заслушиватьдоклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства, одобрять илиотклонять программу;
– рассматривать поинициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;
– выражать вотумнедоверия Правительству;
– приниматьотставку президента;
– выдвигатьобвинения против Президента в совершении государственной измены или иноготяжкого преступления; на основании решения Совета Республики принимать решениео смещении Президента с должности;
– отменятьраспоряжения Председателя Палаты представителей.
Палата Представителейможет принимать решения также и по другим вопросам, если это предусмотреноКонституцией.
Полномочия СоветаРеспублики в отличии от полномочий первой палаты Парламента состоят вследующем:
– одобрять илиотклонять принятые Палатой Представителей проекты законов о внесении измененийили дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;
– давать согласиена назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя исудей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда,Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканскихреферендумов и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора,Председателя и членов Правления Национального банка;
– избирать шестьсудей Конституционного Суда;
– избирать шестьчленов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведениюреспубликанских референдумов;
– отменять решенияместных Советов депутатов, не соответствующих законодательству;
– принимать решениео роспуске местного Совета депутатов;
– рассматриватьвыдвинутое Палатой Представителей обвинение против Президента в совершениигосударственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о егорасследовании; принимает решение о смещении Президента с должности;
– рассматривает указыПрезидента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной иличастичной мобилизации и не позднее, чем в трехдневный срок после их внесения принимаетсоответствующее решение.
Совет Республики можетпринимать решения и по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
Президент, либо, с егосогласия, Правительство, имеет возможность внести предложения в ПалатуПредставителей или Совет Республики об объявлении рассмотрения определенногозаконопроекта срочным. В этом случае законопроект должен быть рассмотрен вдесятидневный срок со дня внесения его на рассмотрение.
Любые законопроекты,следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств,создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату Представителей толькос согласия Президента либо по его поручению – Правительства. Также потребованию Президента либо Правительства палаты Национального собрания могутпринимать на рассмотрения законопроекты Президента или Правительства, выносярешения по ним в форме голосования, сохранив лишь те поправки, которыепредложены Президентом либо Правительством.
2. Правовое положениеи статус правительства Республики Беларусь
Общее понятиеправительства
Слово«правительство», казалось бы, понятно каждому человеку и не требуетособой расшифровки. Однако же дать определение этому понятию непросто, потомучто в отличие, скажем, от парламента, который в любой стране представляет однои то же (орган, издающий законы), понятие «правительство» – неоднозначно. Сложность в том, что в разных странах это слово обозначает совсемне равнозначные органы по их властным полномочиям, по способу формирования и поместу в системе государственного механизм. Если взять самый простой смысл этогослова, на бытовом уровне, правительство – это люди, которые правят страной.Если это определение чуть «приподнять», то правительство – этоцентральный орган управления государством.
В самом распространенномпонимании, правительство – это исполнительная власть, это то, что в большинствестран мира обозначается понятием совет министров, кабинет министров. То естьэто – группа людей, которые управляют повседневными делами страны.
Но все же, говоря оправительстве, как правило, имеют в виду государственный коллегиальный орган,при помощи которого осуществляется повседневное текущее руководство внутреннейи внешней политикой. Очевидно, именно в силу расплывчатости термина«правительство», в английском языке чаще употребляется болееконкретный для них термин – исполнительная или правительственная власть. Такиеобозначения отграничивают функции совета министров, кабинета министров отфункций других ветвей власти, от других звеньев государственного механизма, ипозволяют изучать их в рамках их собственных полномочий и возможностей.
Итак, в наиболеераспространенном понимании правительство – это коллегиальный орган наиболееуниверсальной компетенции, который осуществляет исполнительную ираспорядительную власть в стране.
ПравительствоРеспублики Беларусь – Совет Министров Республики Беларусь
Центральным органомгосударственного управления в Республики Беларусь является Совет МинистровРеспублики Беларусь, который осуществляет исполнительную власть в государстве.
Совет Министров (Правительство Республики Беларусь) являетсяколлегиальным центральным органом государственного управления РеспубликиБеларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусьисполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненныхему республиканских органов государственного управления и иных государственныхорганизаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.Компетенция Совета Министров определена Конституцией Республики Беларусь иЗаконом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь».
В состав Правительства Республики Беларусь входят:
· Премьер-министрРеспублики Беларусь;
· ГлаваАдминистрации Президента Республики Беларусь;
· ПредседательКомитета государственного контроля Республики Беларусь;
· ПредседательПравления Национального банка Республики Беларусь;
· заместителиПремьер-министра Республики Беларусь;
· министры;
· председателигосударственных комитетов;
· РуководительАппарата Совета Министров Республики Беларусь;
· ПредседательПрезидиума Национальной академии наук Беларуси;
· ПредседательПравления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;
· иные должностныелица по решению Президента Республики Беларусь.
Работой Правительства руководит Премьер-министр, которыйназначается на эту должность Президентом Республики Беларусь с согласия Палатыпредставителей.
Премьер-министр Республики Беларусь в соответствии сКонституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актамиПрезидента Республики Беларусь:
– осуществляетнепосредственное руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусьи несет персональную ответственность за его работу;
– организует работуСовета Министров Республики Беларусь, руководит его заседаниями;
– подписываетпостановления Совета Министров Республики Беларусь;
– издает распоряжения;
– представляетПалате представителей Национального собрания программу деятельности СоветаМинистров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения представляет повторнуюпрограмму деятельности Совета Министров Республики Беларусь;
– информируетПрезидента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности СоветаМинистров Республики Беларусь и о всех важнейших его решениях;
– распределяетобязанности между заместителями Премьер-министра Республики Беларусь,координирует их деятельность;
– представляет бездополнительных полномочий Совет Министров Республики Беларусь в международныхотношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписываетмеждународные договоры;
– осуществляетполномочия Президента Республики Беларусь в случае вакансии должностиПрезидента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям,предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, до принесения Присяги вновьизбранным Президентом Республики Беларусь;
– выполняет другиефункции, связанные с организацией и деятельностью Совета Министров РеспубликиБеларусь.
Совет Министров в полном составе, Премьер-министр, каждыйчлен Совета Министров отдельно имеют право заявить Президенту РеспубликиБеларусь о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на нихобязанности. Совет Министров заявляет Президенту Республики Беларусь о своейотставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собранияРеспублики Беларусь вотума недоверия Совету Министров. Президент РеспубликиБеларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке СоветаМинистров и освободить от должности любого члена Совета Министров. ОтставкаПремьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномочийСоветом Министров в полном составе.
В своей деятельности Совет Министров подотчетен ПрезидентуРеспублики Беларусь (по мере необходимости, но не реже одного раза в кварталпредставляет Президенту отчет о своей деятельности) и ответствен передНациональным собранием Республики Беларусь.
Совет Министров в пределах своей компетенции обеспечиваетисполнение Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь,осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскимиорганами государственного управления и иными государственными организациями, атакже местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицамии организациями.
Правовое положениеПравительства Республики Беларусь
Правительство РеспубликиБеларусь уполномочено руководить системой подчиненных ему органовгосударственного управления и других органов исполнительной власти, а такжеуполномочено разрабатывать основные направления внутренней и внешней политикиРеспублики Беларусь, вместе с тем принимать меры по их реализации.
Совет Министров Республики Беларусь обладает обширными полномочиями в большинстве сфер общественной иполитической жизни страны, так например вобласти науки и образования:
· обеспечиваетпроведение единой государственной политики;
· участвует вформировании и обеспечивает реализацию государственной научно-технической иинновационной политики;
· принимает меры поразвитию научного потенциала Республики Беларусь, повышению эффективности егоиспользования, более широкому применению на практике результатов научныхисследований, изобретательства и рационализаторства;
· осуществляет мерыпо развитию научных организаций, подготовке научных работников высшейквалификации;
· осуществляетобщее управление системой образования;
· принимает меры поразвитию и укреплению сети государственных учреждений образования;
· обеспечиваетреализацию государственных программ развития образования в Республике Беларусь;
· принимает меры посовершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия дляполучения профессионально-технического образования, обучения новымспециальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных ипроизводственных потребностей;
· осуществляет мерыпо формированию и реализации государственной молодежной политики;
· обеспечивает мерыпо государственной социальной поддержке обучающихся.
Кроме того ПравительствоРБ обладает определенными полномочиями в экономической, финансовой, кадровой, атакже в некоторых других сферах государственной деятельности, полный переченьПолномочий Правительства РБ можно найти в Конституции Республики Беларусь.
3. Институтпрезидентства в Республике Беларусь
РеспубликаБеларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовымгосударством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь,прав и свобод человека и граждан выступает Президент.
В Беларусиинститут президентства был введен в 1994 году, когда наиболее остро сталаощущаться объективная необходимость в его учреждении.
Кроме того,выйти из экономического кризиса в стране можно было только посредством быстрогореагирования, принятия и реализации рациональных решений, что могла обеспечитьсильная президентская власть.
Институтпрезидентства в Республике Беларусь был введен в 1994 году одновременно спринятием новой Конституции, согласно которой Президент Республики Беларусьявлялся главой государства и исполнительной власти.
ОднакоКонцепция президентской власти на том этапе была слабо разработана. Она непривела к коренному изменению всего механизма государственного управления.Ведущая роль Верховного Совета обусловливала смещение баланса сил в пользузаконодательного собрания.
Положениеусугубляла и сложная политическая обстановка, возникшая из-за разгоревшейсяконкуренции между политическими лидерами того времени, открытого противостояниязаконодательной и исполнительной властей, что выражалось в попыткахигнорировать некоторые президентские инициативы. Все это привело к кризисумеханизма государственного управления, обусловило необходимость внесенияизменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.
Всоответствии с нынешним вариантом Конституции Республики Беларусь мы имеемновую модель государственного устройства, восстановленное равновесие междутремя ветвями власти, баланс между обязанностями и правами главы государства,повышение статуса и роли исполнительной власти в системе государственногоуправления.
ПрезидентРеспублики Беларусь занимает особое место в государственном механизме и всистеме разделения властей. В организационном отношении Президент самостоятелен– он избирается народом. Он не включен ни в одну из ветвей власти и не несетперед ними политической ответственности.
Президентоказывает существенное влияние на формирование и деятельность всехгосударственных структур. Он вправе отменять постановления и распоряженияПравительства, противоречащие Конституции республики, определять структуруПравительства и устанавливать порядок его взаимодействия с республиканскимиорганами государственного управления. С целью повышения эффективностидеятельности органов исполнительной власти, Президентом Беларуси создана«исполнительная вертикаль».
ПрезидентРеспублики Беларусь имеет достаточно широкие полномочия, которые по существукасаются всех направлений организации и осуществления государственной власти.Это – реализация исполнительной власти, участие в законодательном процессе,формирование судебной системы, организация и формирование госаппарата.
ПрезидентРеспублики Беларусь олицетворяет единство народа, гарантирует реализациюосновных направлений внутренней и внешней политики, представляет РеспубликуБеларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями,принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальнойбезопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую иэкономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органовгосударственной власти, осуществляет посредничество между органамигосударственной власти. Президент, в соответствии с Конституцией РеспубликиБеларусь, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всейтерритории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, иобеспечивает их исполнение. Президент образует, упраздняет и реорганизует администрациюПрезидента Республики Беларусь; органы государственного управления;консультативные и иные органы при Президенте.
С согласияПалаты представителей Президент назначает на должность Премьер-министра,назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров идругих членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства илиего членов. С согласия Совета Республики Президент назначает на должностьПредседателя и членов Правления Национального банка и освобождает их отдолжности. Назначает и освобождает от должности Председателя Комитетагосударственного контроля, назначает на должность руководителей республиканскихорганов государственного управления и определяет их статус.
ДеятельностьПрезидента в области государственной кадровой политики и идеологии обеспечиваетАдминистрация Президента. Она осуществляет также подготовку, выполнение иконтроль за исполнением решений Президента. Администрация выступает какюридическое лицо, имеющее печать с изображением государственного герба и сосвоим наименованием.
РуководитАдминистрацией Глава, который имеет первого зама и двух заместителей. В штатАдминистрации также входят помощники Президента.
ГлаваАдминистрации осуществляет общее руководство деятельностью Администрации, несетперсональную ответственность за выполнение возложенных на данный институт задачи функций. Структура и общая численность работников Администрации утверждаетсяПрезидентом по представлению Главы Администрации. В Администрации создаетсяколлегия, в состав которой входят Глава Администрации (председатель), его замыи другие работники. Численный и персональный состав утверждается Президентом.
На заседанияхколлегии рассматриваются вопросы деятельности государственных органов,предприятий, организаций, учреждений по выполнению решений Президента, другиевопросы, входящие в компетенцию Администрации.
РаботникиАдминистрации имеют право принимать участие в работе коллегий министерств идругих государственных органов при обсуждении вопросов, входящих в круг ихдолжностных обязанностей; получать необходимую информацию в Аппарате Совмина,министерствах и других государственных органах по вопросам, входящим в ихкомпетенцию.
Центральнымгосударственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов правовых актовв Республике Беларусь, является Национальный Центр законопроектной деятельностипри Президенте Республики Беларусь. Центр, в своей деятельности,руководствуется Конституцией и законами Республики Беларусь, решениямиПрезидента Республики Беларусь, иными нормативными актами.
Положением,утвержденным Указом Президента от 28 ноября 2000 г. № 633 в республике созданСовет Безопасности – орган, обеспечивающий условия для реализацииконституционных полномочий Президента по защите прав и свобод человека, охранесуверенитета Республики, ее государственной целостности.
СоветБезопасности является высшим коллегиальным координационно-политическим органом,созданным в целях определения военной политики Республики Беларусь в областибезопасности, стратегии, принципов военного строительства, обеспечениягарантированной защиты суверенитета оборонного потенциала республики, ееэкологического состояния, прав и свобод граждан.
Главнаязадача Совета Безопасности – осуществление подготовки решений Президента повопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, обществаи государства от внутренней и внешней угрозы, проведения единой государственнойполитики в области обеспечения безопасности. Его решения оформляются указамиПрезидента.
СоветБезопасности готовит проекты решений и указов Президента, рассматриваетзаконопроекты, касающиеся безопасности страны, осуществляет контроль зареализацией органами исполнительной власти стратегии в области внутренней,внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационнойбезопасности.
4. Принципы построенияи роль судебной власти в Республике Беларусь
национальныйсобрание власть президент
Общее понятие судебнойвласти и правосудия
Из всех возможныхгосударственных учреждений суд для жителя любой страны является наиболеепонятным органом. Такие элементы государственного механизма, как парламент, президент,правительство, или, как мы их именуем, законодательная и исполнительная ветвивласти, довольно-таки далеки от обычного человека. А суд и судебные органы –более повседневное явление.
Обычно, рассказывая огосударственно-правовом механизме, обращаются к классической триаде ветвейвласти. Эта схема выглядит так: законодательные органы издают законы,обязательные для всех; исполнительные органы реализуют их в жизнь, исполняютэти законы, а суд наказывает за нарушение законов или неисполнение их. Такимобразом, суд – это орган, который применяет государственные санкции. Судназначает наказание за нарушение общеобязательных правил, установленныхгосударством.
Если законодательнаявласть осуществляется парламентом, Национальным Собранием РБ, исполнительная – правительством,Советом Министров РБ, то судебные полномочия, судебная власть осуществляется некаким-либо единственным судом, а всей системой судов в совокупности.
Деятельность судов порассмотрению конфликтов, споров, по применению законов по отношению к виновнымлицам именуется правосудием. Иначе говоря, реализация законов судом,деятельность суда – это и есть правосудие. Хотя в это слово всегда вкладываетсянемного больше смысла, правосудие – это правильное, справедливое осуществлениесудебной деятельности. Это осуществление деятельности независимым судом безвлияния посторонних факторов.
Судебная власть имеет двеосновные функции. Одна функция вполне очевидная, тем более для бывшегосоветского человека. Это функция наказания за нарушение государственныхпредписаний и законов. Вторая функция, о которой никогда не говорили во временасоветской власти, – это функция рассмотрения споров и конфликтов междугосударством и гражданином.
Кроме этого, встречаетсяи третья функция суда – разрешение конфликтов между государственнымиструктурами, в которых отдельный человек не выступает. Например, рассмотрениеконфликтов между автономными единицами, субъектами федерации, местными органамивласти, центральными органами власти.
Характеризуя суд исудебную власть, следует упомянуть одно рассуждение, которое встретилось влитературе. Речь шла о том, что судебная власть, изо всех других властейнаиболее слабая, поскольку в отличие от законодательной она не опирается наволю избирателей. А в отличие от исполнительной власти она не опирается насилу, на силовые структуры, поскольку ими не располагает. Но сила судебнойвласти в ее авторитете, в уважении, которое питают к ней граждане игосударственные органы. Если такое признание есть, значит, судебная властьсильна. Если же нет, она превращается в ничто. В цивилизованных странах, такихкак Республика Беларусь, Российская Федерация, Европейский Союз, с устойчивоймноговековой демократической традицией, любое судебное решение исполняется,если даже оно не кажется справедливым. Решение суда – это закон.
Понятия судебная власть иправосудие – это взаимозаменяемые понятия. Это разные обозначения одного и тогоже явления. Можно сказать, к примеру, что судебная власть реализуется путемосуществления правосудия. Если раскрывать эти понятия более подробно, то чащевсего пишут, что судебная власть осуществляется путем реализации правосудия,которое бывает уголовным, гражданским, административным, конституционным.Судебная власть – понятие сложное, многозначное, многоэлементное. Но сердцевинуего составляет тот факт, что правосудие осуществляется только судом. Т.е.лицами, призванными осуществлять эту деятельность государства, прошедшимиспециальную процедуру назначения и избрания, имеющие специальное образование,опыт, соответствующие моральные качества. Эти лица (судьи) отправляютправосудие и составляют (персонифицируют) суды в любом государстве.
Далее необходимо раскрытьосновные принципы правосудия. Данные принципы имеют определенный шаблон инесколько к принципам правосудия и принципам судоустройства и судопроизводства.Ряд стран, в том числе и Республика Беларусь, закрепляют эти принципы в конституцияхили специальных законах.
Статья 109 Конституциизакрепляет принципы осуществления судебной власти только судом, определениясудоустройства законом; построения системы судов на принципах территориальностии специализации.
Статья 1 закона “Осудоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” от 13 января 1995 года кобщим судам относит: Верховный Суд, областные, Минский городской, районные(городские), а также военные суды (Белорусский военный суд, межгарнизонныевоенные суды). В соответствии со статьей 2 закона “О хозяйственных судах вРеспублике Беларусь” от 9 декабря 1998 года в систему хозяйственных судоввходят: Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей, хозяйственныйсуд города Минска, а также специализированные хозяйственные суды (побанкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимостиПрезидентом Республики Беларусь по представлению Председателя ВысшегоХозяйственного Суда. Хозяйственные суды осуществляют в пределах своейкомпетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений вцелях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц,в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актамиРеспублики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.
В системе общих ихозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а вслучаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих ихозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды по деламнесовершеннолетних, семейным делам, административные и иные.
Осуществление правосудиятолько судом, установленный порядок образования суда строго регламентируемаяпроцедура рассмотрения дел обеспечивает законность и обоснованность судебныхпостановлений. Отступление от установленного порядка правосудия, в том числесоздание чрезвычайных судов, недопустимо.
Статья 110 Конституциипровозглашает принцип независимости судей и подчинения их только закону. Взаконе “О судоустройстве и статусе судей” закреплены основные гарантиисудейской независимости. Судьи разрешают переданные им дела самостоятельно,беспристрастно, без какого-либо постороннего влияния при соблюдении тайнысовещательной комнаты. Судебная процедура служит гарантией всестороннего,объективного и полного рассмотрения всех вопросов судебного характера иодновременно ограждает суды от какого-либо неправомерного вмешательства впроцесс отправления правосудия.
Не допускается какое-либодавление на судей со стороны любых государственных органов, должностных лиц,депутатов, средств массовой информации и отдельных граждан. СМИ не вправепредрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства поконкретному делу или иным образом воздействовать на суд или судью (ст.64 закона“О судоустройстве и статусе судей”). Воздействие в какой-либо форме на судей сцелью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрениюконкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного решения,приговора, определения или постановления влечет за собой уголовнуюответственность. Так, Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 годапредусматривает ответственность за насилие в отношении судьи, заседателя или ихблизких (ст.388), угрозу в отношении судьи или заседателя (ст.389),вмешательство в разрешение судебных дел (ст.390).
Одной из существенныхгарантий независимости судей является их неприкосновенность (ст.65 закона “Осудоустройстве и статусе судей”).
В отношении судьи недопускается задержание, привод, личный досмотр. Судья не может быть привлечен ккакой-либо ответственности за высказанное им при осуществлении правосудиясуждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда небыла установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Уголовное дело вотношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РеспубликиБеларусь. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебноепомещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы,использованные им.
Статья 111 Конституциизакрепляет принцип недопустимости совмещения судебной работы спредпринимательской деятельностью. Судьям не разрешается также выполнять инуюоплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской, несвязанной с занятием штатной должности, быть депутатом.
По статье 36 судьи немогут быть членами политических партий и других общественных объединений,преследующих политические цели. Судьи вправе в свободное от основной работывремя заниматься научно-исследовательской деятельностью при условии, что она несопряжена с занятием штатной должности. Судебные работники могут прикреплятьсяв качестве соискателей к учебным или научным учреждениям для написаниядиссертаций, готовить к изданию научные статьи, доклады, монографии, учебники,участвовать в разработке научно-исследовательских программ, в том числе наосновании трудового договора.
Статья 112 ОсновногоЗакона закрепляет принцип законности применительно к судебной деятельности.Правосудие осуществляется на основе Конституции и принятых в соответствии с нейиных нормативных актов. В Конституции 1994 года впервые закреплено положение отом, что если при решении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствиинормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии сКонституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данногонормативного акта неконституционным. Таким образом, наряду с КонституционнымСудом суды осуществляют контроль над конституционностью нормативных актов вгосударстве.
Одним из основныхпринципов судебной деятельности является принцип сочетания коллегиального иединоличного рассмотрения дел (ст.113 Конституции). Судебное рассмотрение дел,как правило, осуществляется коллегиально (тремя и более судьями). Этимобеспечивается всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельствдела, вынесение законных и обоснованных судебных постановлений.
Единоличное рассмотрениеобеспечивает соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел, сокращаетрасходы на судебное производство, повышает эффективность судебных решений,обеспечивает персональную ответственность за вынесенное решение. Такая формасудопроизводства экономична при разрешении мелких, очевидных правовых споров иконфликтов. Отечественный и мировой опыт показывает целесообразность сочетанияколлегиального и единоличного рассмотрения дел. Этот принцип Концепциясудебно-правовой реформы 1992 года предусматривает в качестве одного из принциповмодернизации белорусского судоустройства и судопроизводства.
Статья 114 Конституциизакрепляет принцип открытого разбирательства дел во всех судах. Рассмотрениедел в судах осуществляется открыто, то есть в присутствии граждан, неявляющихся участниками судебного процесса. Открытое судебное заседаниепредполагает возможность широкого осведомления общественности о ходе ирезультатах судебной деятельности путем публикации в печатных изданиях, теле ирадиотрансляции, использовании иных средств массовой информации. Гласностьсудебного разбирательства является необходимым условием для осуществленияобщественного контроля за судебной деятельностью, выполнения судом егопредупредительных и воспитательных задач.
ГПК Республики Беларусь(ст.17) устанавливает, что в целях охраны сведений, содержащих государственную,коммерческую тайну или тайну усыновления, либо других сведений, разглашениекоторых запрещено законом, проводится закрытое судебное заседание. Дляпредотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон жизниграждан или порочит их честь, достоинство или деловую репутацию, суд можетслушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия в закрытомсудебной заседании. Кроме того, гражданский процессуальный закон устанавливает,что любое дело может быть рассмотрено судом в закрытом судебном заседании попросьбе сторон или одной из них при отсутствии возражений юридическизаинтересованных в деле лиц.
Статьей 23 УПК такжеустановлено, что разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседаниидопускается лишь в интересах обеспечения охраны государственных секретов и инойохраняемой законом тайны, а также по делам о преступлениях, совершенных лицами,не достигшими 16 лет, по делам о половых преступлениях и другим делам в целяхпредотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих вделе лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этоготребуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иныхучастников уголовного процесса, а также членов их семей или близкихродственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими.
По делам, слушание покоторым осуществляется в закрытом судебном заседании, публично провозглашаетсятолько резолютивная часть решения или приговора суда.
Конституция такжезакрепляет принцип осуществления правосудия на основе состязательности иравенства сторон (ст.115). Ст.24 УПК Республики Беларусь определяет, чтофункции обвинения, защиты и осуществления правосудия отделены друг от друга, ине могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностноелицо.
Обязанность доказывания всудебном разбирательстве предъявленного лицу обвинения возлагается на сторонуобвинения. Стороны судебного разбирательства пользуются равными правами попредставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказываниюмнения по любому вопросу, имеющему значение по уголовному делу, участию всудебных прениях. Суд создает необходимые условия для осуществленияпредоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.
ГПК в ст.19 закрепилправило, согласно которому в споре между собой стороны обязаны добросовестнопользоваться принадлежащими им материальными и процессуальным и правами иисполнять процессуальные обязанности.
Проведение судебногоразбирательства на основе состязательности обеспечивает всестороннее, полное иобъективное исследование обстоятельств дела, вынесение законных и обоснованныхсудебных постановлений.
Принципобщеобязательности судебных постановлений (ч.2 ст.115 Конституции) означает,что вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для всехграждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц и подлежатисполнению на всей территории Республики Беларусь. Обязательность судебных постановленийне лишает заинтересованных лиц возможности обратиться в суд за защитой прав иохраняемых законом интересов, спор о которых судом не был рассмотрен иразрешен.
Ст.399 ГПК устанавливаетвозможность обжалования не вступившего в законную силу решения суда в судекассационной инстанции сторонами и другими юридически заинтересованными висходе дела лицами, если суд вынес решение об их правах и обязанностях.
Решение Верховного СудаРеспублики Беларусь обжалованию и опротестованию в кассационном порядке неподлежит. Эта норма, закрепленная в ГПК, дает основание некоторым специалистамв области права сомневаться в ее конституционности, поскольку ст.60 Конституциигарантирует каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым ибеспристрастным судом в определенные законом сроки. Подобно этому, ст.343 ГПКустанавливает, что решение суда по жалобе на действия избирательных комиссийвступает в законную силу немедленно после его провозглашения и обжалованию иопротестованию в кассационном порядке не подлежит. Ст.360 закрепляет, чторешение по результатам рассмотрения жалобы на решения Апелляционного советапатентной экспертизы при патентном органе не подлежат обжалованию вкассационном порядке.
Вступившие в законнуюсилу судебные постановления, кроме постановлений Пленума Верховного СудаРеспублики Беларусь, могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора (ст.436 ГПК).
Действующее законодательствопредусматривает также возможность проверки законности и обоснованности судебныхпостановлений, вступивших в законную силу (производство по вновь открывшимсяобстоятельствам).