Современные угрозы экономической безопасности личности в России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
КАФЕДРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Курсоваяработа
 
по дисциплине:Экономическая безопасность
на тему:«Современные угрозы экономической безопасности личности в России»
                                                                                                 Выполнила:
                                                                                               студентка 4 курса
                                                                                             группы 25ТД302
                                                                                           Михайлик Е.И.
                                                                                      Проверила:
                                                                                        доцент, к.с.н.
                                                                                           Елфимова О.С.                               
Тюмень 2007СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3
ГЛАВА  1. АНАЛИЗ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙБЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………………………….4
1.1.Экономическая безопасность личности………..……………………4
1.2.Основные угрозы экономическойбезопасности личности………….6
1.3.Роль государства в обеспеченииэкономической безопасности личности ……………………………………………………………………………9
ГЛАВА  2. ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ − КАКОСНОВНАЯ УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ……………………….13
2.1. Бедность и её черты …………………………………………….……13
2.2. Особенности бедности в России………………………………….…16
2.3. Стратегия борьбы с бедностью………………………………….….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….….28

ВВЕДЕНИЕ
Реформы российскойэкономики, начатые в 90-х гг., дали мощный стимул ее трансформации. Наряду сположительными демократическими начинаниями в стране усиливаются негативныепроцессы в экономике, социальной сфере. Продолжается падение уровня жизнинаселения, рост безработицы, а вместе с тем и нищеты,  и другие негативныеявления.
Именно отсутствиеположительных темпов экономического роста и продолжительный по времениэкономический спад стали наиболее очевидными признаками критического состоянияэкономической безопасности страны, её граждан.
В связи с этим возниклапотребность в исследовании проблемы возникновения угроз экономическойбезопасности личности.
Актуальность выбраннойтемы заключается еще и в том, что за годы «рыночных преобразований» российскойэкономики все больше обостряется проблема экономической защиты личности вотсутствие государственной политики, взаимоувязывающей национальнуюэкономическую безопасность и экономическую безопасность личности.
 Целью курсовой работыявляется изучение современных угроз экономической безопасности личности.
Задачи курсовой работы:
— рассмотреть основныеугрозы экономической безопасности личности;
-определить рольгосударства в обеспечении экономической безопасности личности;
— раскрыть понятиебедность;
— изучить особенностибедности в России;
— ознакомиться состратегией борьбы с бедностью.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙБЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
 
1.1. Экономическая безопасностьличности
 
Эффективнаясоциально-экономическая политика государства является основой для созданиясистемы экономической безопасности личности.
Экономическаябезопасность личности – это такое состояние, при котором гарантированны условиязащиты жизненных интересов, обеспечиваются социальное развитие и социальнаязащищённость личности.
Правовой основойэкономической безопасности личности является Конституция РФ, Гражданский кодексРФ и ряд законодательных актов по социальным проблемам, образованию,здравоохранению и т.д.
Объектами экономическойбезопасности личности выступают граждане и общество, субъектами — потенциальныерабочие места, сфера социального обеспечения, материальное производство.
Предметом государственнойдеятельности в области экономической безопасности личности являются:
— анализ и синтезфакторов, негативно влияющих на систему экономической безопасности человека;
— осуществление такоегосударственной экономической политики и институциональных сдвигов, которыеэлиминировали бы несовершенство социально- экономической политики.
Государственная стратегияэкономической безопасности личности должна включать:
— характеристику опасностейи угроз;
— определение критериев ипараметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономическойбезопасности личности;
— механизмы обеспеченияэкономической безопасности личности, защиты жизненно важных интересов на основеприменения всеми институтами государственной власти правовых, экономических иадминистративных мер воздействия;
— контроль за выполнениемгосударственной стратегии экономической безопасности личности.
Экономическаябезопасность личности реализуется на следующих целевых направлениях:
— экологическаябезопасность;
— продовольственнаябезопасность;
— информационнаябезопасность;
— трудовая безопасность(проблемы занятости);
— безопасность в областиобразования и культуры;
— безопасностьмедицинского обслуживания и т.д. [4,272]

1.2. Основные угрозы экономическойбезопасности личности
Государство, являясьосновным субъектом в обеспечении безопасности и в соответствии с действующимзаконодательством, обеспечивает безопасность личности в реализации ее прав исвобод.
В конституции РФ 1993года в основном изложены такие направления прав и свобод, как  гражданские, политические, экономические и социальные.
Среди группы этих прав исвобод для нормального функционирования личности, ее возможности участия вовсех экономичных процессах являются:  Экономические права и свободы:
     -право частной собственности;
    — свобода предпринимательскойдеятельности;
    -свобода труда.
Социальные права и свободы:
-право на социальное обеспечение;
-право на образование;
-право на жилище;
-право на свободное распоряжениесвоими способностями;
-право на охрану здоровья иматеринство.
Вместе с тем в конституции РФ имеетсяряд обязанностей граждан перед государством.
Характерными из нихявляются соблюдение самой конституции РФ, платить законно установленные налогии сборы, охранять природу и окружающую среду. 
Защита прав и свободличности, выполнение гражданами своего конституционного долга в полной мередолжна относится к различным ветвям власти и, прежде всего к исполнительной.
В реальной жедействительности государству не всегда удается защитить права и свободы,создать такие условия, чтобы личность раскрыла свои потенциальные возможности,оказалась полезной и нужной. На данном этапе развития государства на первыйплан выступают угрозы безопасности, вытекающие из политики проведения реформ.
Угрозы безопасности личности, преждевсего, кроются в экономической среде.
Характерными угрозами являются:
— усиление социальной и имущественнойдифференциации населения;
— неравномерность социально-экономическогоразвития регионов, что порождает социальную напряженность среди разных группнаселения;
— бедность и нищета;
— низкий уровень занятости;
— безработица среди экономическиактивного населения;
— криминализация экономическихотношений.
К основным показателям этих угрознеобходимо отнести:
— низкий уровень ВВП на душунаселения.
— уровень минимальногоразмера оплаты труда по различным отраслям народно-хозяйственного комплекса,особенно в социальной сфере.
— разрыв в доходахнаселения (доходит до 40-50 раз). Особенно он показателен для таких регионовкак Москва и Санкт-Петербург по сравнению с провинциальными регионами.
— дифференциация вдоходах 10% самых богатых к 10% самых бедных не должна превышать 7,8 раз, а уРоссии более 15 раз.
-уровень скрытойбезработицы превышает 13 раз.
— продолжительность жизнинаселения России по данным статистики не более 72 лет.
— уровень преступностисреди различных категорий на 1000 человек превышает 1%-й барьер. [15,221]
Все эти показателихарактеризуют состояние экономической безопасности личности как основногоисточника, создающего продукт, приносящий прибыль. И в центре вниманиягосударства должна быть именно экономически активная личность.
В нейтрализацииэкономических угроз личности государство должно вырабатывать систему взглядовна ее обеспечение, иметь концептуальную модель, которая на практике реальнослужила бы нормальному функционированию личности.
Из перечисленных вышеугроз экономической безопасности личности на первом месте, по моему мнению,стоит бедность и нищета. Рассмотрим её во второй главе более детально.

1.3.Роль государства в обеспеченииэкономической безопасности личности
В последние годы государствоутрачивает контроль над производством и распределением результатов труда, выпускаетиз рук базовые экономические и правовые рычаги воздействия на экономику.Финальные результаты потери управляемости экономикой:
— падение темпов роста валовогонационального продукта;
— ослабление экономических позицийстраны на мировых рынках;
— свертывание социальных программ иснижение уровня жизни населения.
Правомерно встаёт вопрос о месте ироли государства в защите экономических интересов страны в целом и каждогочеловека в отдельности.
В экономическойстабилизации главенствующая роль принадлежит государству. Оно в лицезаконодательной и исполнительной власти определяет стратегические направленияразвития, формирует социально-экономическую политику, меры и механизмывоздействия на общество, личность, отрасли, предприятия, организацию.
Деятельность органовгосударственной власти и государственного управления  должна быть направлена наформирование национальной идеи, концепции, стратегии, различных видов политик,отражающих общественный строй и создание экономической структуры страны всоответствии с главной целью: достижение благосостояния нации.
Создание системыэкономической безопасности личности предполагает наличие эффективнойсоциально-экономической политики.[8,712]
Социальная политиканаряду с другими является составляющей государственной экономической политики,которая есть генеральная линия действий и совокупность мер, проводимыхправительством от лица государства в области производства, распределения, обмена,потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.Она складывается из структурной, инвестиционной, ценовой, финансово-кредитной,внешнеэкономической, социальной политики, а также политики в области труда изанятости.
При более детальномрассмотрении этого вопроса становится ясно, что круг составляющих «политики»более широк, чем дано в определении. Это понятие раскрывается следующимобразом.
Политикаинституциональная – государственные меры, действия по формированию старых илитрансформации имеющихся собственнических, трудовых, финансовых, социальных идругих экономических институтов. Преобразования экономических институтов имеютместо в процессе проведения экономических реформ, например, при переходе отцентрализованной экономики к рыночной.
Инвестиционная политика –составное звено экономической политики, система мер, определяющая объем,структуру и направления капитальных вложений, рост основных фондов и ихобновление на основе важнейших достижений науки и техники.
Политика ценовая –концепция стратегии государства и отдельных фирм по изменению уровней цен с учётомдинамики предложения и спроса. Ценовая политика государства основывается научастии ресурсов госбюджета в регулировании экономики.
Политикабюджетно-финансовая – это целенаправленная деятельность государства (в лицеорганов государственной власти и органов местного самоуправления) поиспользованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализациизадач экономической политики. В зависимости  от конкретной хозяйственной иполитической ситуации, а также от стратегии экономического развития страны,бюджетно-финансовая политика предусматривает разную степень перераспределениянационального дохода через бюджет, больший или меньший уровень централизациифинансовых ресурсов внутри бюджетной системы, усиление или ослаблениерегламентации использования бюджетных средств, приоритетность бюджетногофинансирования тех или иных мероприятий, выбор путей достижениясбалансированности бюджетных расходов. Бюджетно-финансовая политика включает всебя налоговую политику и тесно связанна с денежно-кредитной. Ценовой ивалютной политикой.
Политикаденежно-кредитная – совокупность мероприятий в области денежного обращениякредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживаниеинфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса; служит однимиз важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.
Налоговая политика –система мероприятий, проводимых государством в области налогов.
Валютная политика –совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм, осуществляемыхв области валютных отношений. В рамках текущей валютной политики осуществляютоперативное регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютнойинтервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификациивалютных резервов и т.д.
Политикавнешнеэкономическая – политика, проводимая правительством страны,государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин,тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала из-заэкономической помощи другим странам, осуществления совместных экономическихпроектов.
Политика аграрная –деятельность государства в области аграрных отношений, это часть экономическойполитики, направленная на решение аграрного вопроса – вопроса о путях развитиясельского хозяйства, о собственности на землю и др. средства производства.
Социальная политика –совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти иуправления общественным развитием – духовными и материальными сферамижизнеобеспечения личности.
Политика в области трудаи занятости – целенаправленная деятельность ответственных за эту сферугосударственных органов управления в целях регулирования рынка труда,основанная на базовых законах РФ.
В результате детальногорассмотрения понятия «социально-экономическая политика» круг проблем поэкономической безопасности личности значительно расширился. Это понятие вмещаетв себя практически все стороны экономической и социальной жизни государства.

ГЛАВА  2. ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ− КАК ОСНОВНАЯ УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
 
2.1. Бедность и еёчерты
Бедность − этотакое  экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормамстраны) средств существования. Количество бедного населения колеблется взависимости от того, каким образом определяется черта бедности.
Бедность не имееткакого-либо однозначного  показателя. Различают абсолютную и относительнуючерту бедности.
Абсолютная черта бедности− минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологическихпотребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище. В России этопрожиточный минимум.
Относительная чертабедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертойбедности (в странах ЕС – ниже половины средних суммарных расходов домашниххозяйств по стране).
Бедность характеризуетсяследующими показателями:
— число бедных;
— коэффициент глубиныбедности;
— коэффициент остротыбедности.
Число бедных изменяется сизменением экономической конъюнктуры в стране. В России, по некоторымисточникам, число бедных превышает 25% общей численности семей.
Коэффициент глубиныбедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величиныпрожиточного минимума и характеризуется величиной суммарного дефицита дохода,соотнесённого с общим числом обследуемых семей.
 Коэффициент остротыбедности – средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величиныпрожиточного минимума, определяется величиной суммарного квадратичного дефицитадоходов, соотнесённого с общим числом обследуемых семей.
Профиль бедности связансо статусом занятий населения. Больше всего бедных среди лиц престарелоговозраста, нетрудоспособных и больных, женщин и детей. [2, 286]
Выделяют индикаторыуровня жизни и индикаторы качества жизни.
В интегральные индикаторыуровня жизни включают:
— реальную заработнуюплату;
— реальные доходынаселения;
— доходы от вторичнойзанятости;
— доходы от реализациипродукции личного подсобного хозяйства;
— дивиденды (по акциям иоблигациям);
— проценты по вкладамнаселения;
— пенсии, пособия,стипендии.
К частным индикаторамуровня жизни относят:
— показатели потребленияотдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам,регионам);
— показателиобеспеченности товарами длительного пользования, жилищем, коммунально-бытовымиудобствами.
Среди частных индикатороввыделяют:
— натуральные индикаторы,которые непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность темиили иными благами;
— стоимостные индикаторы,отражающие затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику;группируются по видам потребностей. Например, затраты на питание, оплатужилища, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых,удовлетворение культурных потребностей и т.д.
Под качеством жизнинаселения понимается совокупность показателей, характеризующих материальное,социальное, физическое, культурное и духовное благосостояние населения даннойстраны.
Основными индикаторамикачества жизни населения являются:
а) индекс развитиячеловеческого потенциала (ИРЧП). Представляет собой среднюю арифметическую трёхиндексов (ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования, ВВП на душунаселения). В России он составляет 0,76. Этот индекс определяет ООН с 1990года.
б) индексинтеллектуального потенциала общества. Отражает уровни образования населения исостояние науки в стране. В настоящее время этот индекс в России оставляет 0,37;
в) человеческий капитална душу населения. Отражает уровень затрат государства, фирм и граждан наобразование, здравоохранение и другие социальные сферы на душу населения. Чемвыше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческогокапитала и его доля в структуре всего капитала;
г) коэффициентжизнеспособности населения. Характеризует возможности сохранения генофонда,интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретнойсоциально-экономической политики. Этот показатель измеряется по  пятибалльнойшкале. Установление балла ниже 1,5 означает кризисное положение, падениекачества жизни населения до предела, за которым начинается вымирание населения.
 Отдельные стороныкачества жизни характеризуют частные индикаторы. К ним относятся:
социально-демографическиепоказатели;
экономическая активностьнаселения;
социальная напряжённость;
развитие социальнойсферы;
экологические показатели.

2.2. Особенностибедности в России
 
Увеличение доли бедных встране в конце XX – начале XXЙ века, как известно, было связано с кризиснымспадом производства, резким снижением трудовых доходов и возникновениеммассовой безработицы на фоне радикальных экономических реформ и явнойнеэффективности системы социальной защиты населения. Сегодня бедностьобусловлена, прежде всего, низкими доходами населения, особенно в сельскойместности и малых городах. Более всего страдают многодетные и неполные семьи.
Высокий уровеньабсолютной бедности в нашей стране сочетается с усиливающейся дифференциацией враспределении денежных доходов и имущества (необычайно быстро формируется слойбогатых и очень богатых людей). Бедность всегда ассоциируется с плохимкачеством жизни из-за низких денежных доходов или недостаточной имущественной,прежде всего жилищной, обеспеченности людей. Причинами же низкого уровнядоходов очень часто являются плохое здоровье, недостаточное образование и,соответственно, слабая конкуренция на рынке труда.
В документах ООН бедностьрассматривается с позиции оценки качества человеческого развития. Именно такойподход содержится в декларации о целях развития тысячелетия. Само же качествочеловеческого развития определяется как производная многих факторов, далеко невсегда связанных со способностями и внутренними мотивами людей. Нередко крайнемалые доходы человека с высоким уровнем развития являются показателем низкогокачества среды, в которой он оказывается, её неспособности поддержатьталантливых интеллигентных людей. В таких условиях даже высокоразвитые личностии крепкие семьи, прежде имевшие неплохие доходы, могут на протяжениидлительного времени испытывать материальные лишения, т.е. качество их жизнирезко падает. В нашей стране в подобном положении оказались миллионы людей,особенно на начальном этапе рыночных преобразований.
Богатство, как ибедность, обусловлено и личностными особенностями, и факторами, определяемымисредой жизнедеятельности. В начале 90-х годов, когда формировался слой «новыхрусских», к вхождению в их контингент были «допущены» люди с далеко не самымивысокими социальными и духовными качествами. Их предприимчивость во многомбазировалась на полезной информации, которой не владело остальное население.Многие из них получили возможность распоряжаться природными ресурсами ипредприятиями в результате, по существу, теневого передела собственности.Однако, очевидно, не все из этой когорты выдержат испытание жизнью. По-видимому,пользу себе и стране принесут другие предприниматели- те, которые идут ксостоянию и богатству, опираясь на собственный потенциал и руководствуясьвысокими устремлениями. В большой степени именно с ними связываются надежды, втом числе и на преодоление бедности.
СпециалистыВсероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) анализируют бедность и в контекстемежрегиональной социально-экономической дифференциации. Систематическипроводится сопоставление уровня жизни в субъектах РФ на основе сравнениядоходов населения с различным уровнем материального достатка и системыпотребительского бюджетов.
В ряде регионов сучастием ВЦУЖ были выполнены крупные проекты, направленные на повышение уровняи качества жизни, а значит, на снижение показателей бедности. В центреисследовательской работы — изучение семей, имеющих в своём составе работающихпо найму. Почти у 50% из них доходы ниже прожиточного минимума, что совершенноненормально. Разработаны методология и методики повышения уровня заработнойплаты, в отдельных отраслях с помощью механизмов социального партнёрствавнедрены социальные нормативы оплаты труда.
Более десяти лет во ВЦУЖепроводится комплексный мониторинг уровня жизни населения. Ежеквартально пооригинальным методикам рассчитываются и затем обнародуются сведения о величинахпрожиточного минимума, потребительских бюджетов восстановительного иразвивающего уровней, покупательной способности личных денежных доходов. Наэтой основе население РФ и всех её субъектов группируется по уровнюматериального достатка, даётся оценка социально-экономической дифференциации истратификации российского общества, проводится ранжирование регионов по частнымм интегральным показателям уровня и качества жизни.
Полученные в результатемониторинга индикаторы – размеры ВВП на душу населения, покупательнойспособности среднедушевых денежных доходов, доли населения с доходами нижепрожиточного минимума и выше минимального потребительского бюджета, а такжепоказатели, характеризующие уровни здоровья и образования в субъектах РФ,-используются для расчетов индексов качества жизни. Реализация наработок ВЦУЖ,как показывает практика, способствует повышению эффективности мер,осуществляемых в социальной сфере. [1,13-14]
В новых условиях имеетсмысл дополнить характеристику бедности по душевым денежным доходам её оценкойпо располагаемым ресурсам домохозяйств, включающим денежную оценку натуральныхпоступлений продуктов питания и представленных в натуральном выражении льгот, атакже привлечённые средства и израсходованные населением сбережения. Вбюджетных обследованиях домохозяйств органы госстатистики начали определятьэтот показатель. По их данным, доля денежных доходов в общем объёмематериальных ресурсов, используемых на потребление, составляет в настоящеевремя в целом по Российской Федерации примерно 90%, в том числе в городах- 92%,в сельской местности- 76%. Этот показатель, особенно на селе, заметноувеличивает располагаемые ресурсы по сравнению с денежными доходамидомохозяйств.
Экспериментальные расчетыраспределения населения по величине среднедушевых располагаемых ресурсов, проведённыеВЦУЖ, заметно изменили оценки уровня бедности в целом по стране и кардинально –в целом ряде субъектов РФ, прежде всего с тех, где высок удельный вес сельскогонаселения.
По официальным данным,численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2003 г.составляла в среднем за месяц 20,4% общей численности населения. Уровеньбедности, рассчитываемый по среднедушевым располагаемым ресурсам домохозяйств,-16,9%. Таким образом, уровень бедности по РФ при более полном учётематериальных ресурсов населения, используемых для текущего потребления,оказался на 3,5 п.п. ниже, т.е. 83%  от официально принятой в стране базы,определяющей уровень бедности.
При оценке бедности важнопринимать во внимание не только доходы или располагаемые ресурсы. Видимо,измерение уровня бедности следует дополнить учётом жилищной обеспеченности.Ведь семье надо тратить какую-то часть доходов на содержание жилого помещение иоплату коммунальных услуг. Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ «Опотребительской корзине в целом по Российской Федерации» исходил издействовавшего тогда Жилищного кодекса, предусматривавшего федеральный стандартсоциальной нормы жилой площади на одного человека в размере 12 мІ и ещё 6 мІ наквартиросъёмщика. В новом Жилищном кодексе РФ не предусмотрен федеральныйстандарт социальной нормы жилой площади на одного человека. Вместо него введенанорма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.Она и служит, по существу, минимальным размером площади жилого помещения,исходя из которой определяет размер общей площади жилого помещения,предоставляемого по договору социального найма.
Можно предположить, чтоотказ от федерального стандарта социальной нормы жилой площади может привести ксущественному снижению её гарантированных минимальных размеров, посколькутеперь норма предоставления площади жилого помещения будет устанавливатьсяорганом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в данноммуниципалитете уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по  договорамсоциального найма. Можно отметить, что жилая площадь, приходящаяся в среднем наодного жителя, в регионах нашей страны в 2003 г различалась более чем в 4 раза.
Согласно Жилищномукодексу жилое помещение по договору социального найма предоставляетсямалоимущим гражданам. Они признаются таковыми органом местного самоуправления впорядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ с учётом дохода,приходящегося на каждого члена семьи, а также стоимости имущества, находящегосяв собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Введение такогопорядка означает шаг вперёд в определении степени нуждаемости.
Сочетание сведений отекущем доходе и обеспеченности жильём, включая стоимостную оценку, будетважным шагом вперед к комплексному измерению уровня бедности и приведёт к болееточному определению её масштабов и структуры. Целесообразно выделять какминимум три группы бедных домохозяйств, применяя в качестве критериевсовокупность показателей: текущие денежные доходы и обеспеченность жильём.
Первая группа включаетдомохозяйства, имеющие минимальные денежные доходы и низкий уровеньобеспеченности жильём. Они охватывают лиц, не обеспеченных по минимальнымнормам предоставления площади жилого помещения или имеющих неблагоустроенноежилище. Эти люди являются неимущими (их примерно 20% численности населения сдоходами ниже прожиточного минимума), решить свои жилищные проблемы они могутлишь с помощью программ обеспечения жильём по договору социального найма.
Вторая группа – это домохозяйства,которые не дотягивают до минимальных денежных доходов, но при этом имеютвысокий уровень обеспеченности жильём, площадь которого превышает социальнуюнорму. По оценкам, в 2003 году таких было примерно 30% общей численностинаселения с доходами ниже прожиточного минимума. Будучи бедными по доходам, этидомохозяйства имеют относительно высокий уровень жилищной обеспеченности, чторасширяет их возможности для получения дополнительного дохода путём сдачи внаём излишков жилой площади.
Трётью группу составляетчасть домохозяйств с доходами выше прожиточного минимума, но имеющих низкийуровень обеспеченности жильём. Таких в настоящее время примерно 40% численностиэтой группы. Если их среднедушевые доходы выше прожиточного минимума, но нижеминимального воспроизводственного потребительского бюджета (равного примернодвум прожиточным минимумам), то, имея низкую жилищную обеспеченность, они не всостоянии самостоятельно улучшить условия. Не смогут они воспользоваться иипотечным кредитом.
Среди первой и третьейгрупп бедного населения примерно 14 млн. человек, или 4,4 млн. семей в целом постране, стоят в очереди на жильё. Ежегодно его получают только 5% из них. Пристоль огромных масштабах жилищной необеспеченности, неимущего и малоимущегонаселения решение этой проблемы в обозримом будущем невозможно. Для таких группнаселения надо, прежде всего, повышать продуктивность занятости трудоспособнойего части, одновременно расширяя строительство социального жилья длянетрудоспособных граждан из числа бедных.
Оценка бедности на основесочетания денежных доходов и обеспеченности жильём позволяет выявить триструктурные группы бедных: неимущих, бедных по доходам и малоимущих. В связи сэтим расширяется круг проблем, которые надо решить для снижения уровня бедности,и значит – уточнить приоритеты и способы государственной поддержкипредставителей различных  социальных групп бедного населения. [1,16-17]

2.3. Стратегия борьбы с бедностью
 
Следует различатькатегории – «помощь бедным» и «борьба с бедностью». Соответственно должны бытьи различные программы действий. Первая связана с поддержкой тех, кто в данныймомент нуждается в жизненных средствах. Эта распределительная проблема,предполагающая выделения части национального дохода на соответствующие цели сразработкой наиболее эффективных программ доведения помощи до нуждающихся.Задачи здесь понятны: добыть нужные средства по всем возможным источникам(государственным, негосударственным, международным) и организовать наиболеедешёвые и адресные каналы поддержки.
Борьба с бедностью –проблема гораздо сложнее. Здесь не ограничишься разделом средств – нужны мерыпо сокращению численности бедного населения и предупреждению его увеличения.Это и есть структурированная по группам социальная составляющая экономическойполитики, связанной с ростом доходов основной массы населения на базе оживленияпроизводством и включением механизмов перераспределения в пользу менееобеспеченных слоёв, охранительными мерами для среднедоходных, чтобы они не пополняличисленность бедных.
Проверкой любыхправительственных программ должно стать увеличение размера доли реальнойзаработной платы в ВВП (в зарубежных странах она составляет 50-60%, у нас совсеми досчётам – порядка 30%, без средств на страхование). Созданиенеобходимого стратегического пространства для труда во всех его формах(наёмный, предпринимательский- кооперативный, фермерский, семейный и т.п.)позволит покончить с аргументом макрополитиков против роста личных доходов «нетденег». Труд производит доходы на собственное содержание и ещё на содержаниеобщества и государства. Именно он является лучшим способом самозащиты, надотолько сформировать справедливые стоимость труда, потребительские цены, налоги,надлежащие стимулу.
Факторы, связанные ссовершенствованием механизмов распределения и перераспределения, необходимы длятого, чтобы успешные результаты труда направить в пользу среднеобеспеченного ималообеспеченного населения. Коренной вопрос – восстановление права человека наминимальные социальные стандарты потребления (тепло, жильё, хлеб, образование,медицина и лекарства, средства коммуникации): минимум заработной платы итрудовой пенсии на уровне прожиточного минимума; формирование заработной платыс учётом необходимости содержания детей; ликвидация государственнойэксплуатации квалифицированного труда бюджетников посредством монопольно низкойцены их труда; введение минимального стандарта налогового вычета на уровнепрожиточного минимума работника и его иждивенца; обеспечение доступности длянаселения товаров широкого потребления и социально значимых услуг.
Кстати, в цивилизованныхстранах, где в социально-экономической политике упор делается на способы личнойсамозащиты в противоположность методов государственной защиты, поощряютсязарабатываемость доходов с предоставлением льгот по налогам, развитиеобязательного социального страхования, корпоративная (внутрифирменная)социальная политика, расширение некоммерческого сектора общественных инициатив,участие граждан и бизнеса в благотворительности, заинтересованность всех членовобщества в накоплениях и вкладах как источнике инвестиций. Именно этоспособствует процветанию среднего класса и борьбе с бедностью.
У нас же всё наоборот.Федеральный бюджет 2003 года скромно определил мероприятия по росту минимальнойзаработной платы: если его доходы увеличиваются на 80%, то минимум оплатырастёт всего лишь с июля до 300 рублей в месяц, что в 5 раз меньше прожиточногоминимума, а ставки наименее оплачиваемых работников бюджетной сферы поднимутсятолько на 20%.  В новом Налоговом кодексе при снижении налогов с богатых с20-30% до 13% растут налоги на бедных и средних – с 12 до 13% с сокращениемналоговых вычетов на себя и ребёнка: сейчас он составлен при доходах до 20000рублей в год. А ранее его получали лица с доходом до 50000 рублей в год. Государствоне заботится в расширении участия предприятий, благотворительных, общественныхорганизаций, местных сообществ в решении социальных проблем.
Но наибольшая наша боль –разрушение системы социального страхования, которая в развитых странах играет важнейшуюроль в борьбе с бедностью. В результате страдает именно адресная социальнаязащита работника и его семьи при утрате заработка. Копим страховые средствавсе, а получают их те, кто попал в кризисную зону: болезнь, травма,безработица. Передача этих денег в бюджет означает, что социально слабыекатегории населения теперь утрачивают право на целевые средства и встают в однуочередь с другими субъектами государственных нужд.
Наконец, намечаемаяпрограмма социальных льгот (как основа социально-экономической политикиправительства до 2010 года) также представляется неудачной с позиции борьбы сбедностью, поскольку она провозглашает исключительный приоритет помощи бедным имаксимальное сосредоточение в этих целях всех соответствующих средств бюджета.В них учтены и те, что до сих пор расходуются по категориальному принципу, неисключающему, по мнению чиновников, включение в неё среднеобеспеченных и дажебогатых семей. Сюда же предполагается направить поступления населению в видедотаций производителям хлеба, молока, транспортных, коммунальных и другихсоциально значимых товаров и услуг. Подобная перестройка слишком серьёзна и,безусловно, требует глубоких проработок с учётом последствий.
В свете указаннойпрограммы, видимо, предполагается отменить все другие реформы помощи,предусмотренные Федеративным законом «Об основах социального обслуживаниянаселения в РФ», и осуществить переход на единое пособие по бедности, возможно,включающее в себя жилищную дотацию и пособие на детей для малообеспеченныхсемей.
Мощным фоном намечаемойреформы льгот является жилищная реформа, способная в один миг превратить вобеспеченных пограничную по уровню доходов категорию граждан.
В сферах образования издравоохранения введены некоторые амортизаторы налоговых льгот. Проблемой являютсяне столько получение скидки, сколько величина общей суммы, необходимой дляучёбы, и допустимые здесь затраты, которые пока даже не пытаются регулировать.А если и пытаются, то своеобразным способом: так, дорогостоящие лекарствапревратились в подлинное бедствие для пенсионеров, инвалидов, хроническибольных, поскольку в списки жизненно важных лекарств с регулируемыми ценами иналоговыми скидками реально попадает самая дешёвая отечественная номенклатура.
Действующая системасоциальных компенсаций низкого уровня нуждается в упорядочении. Норассматривать социальное пособие, введённое Федеральным законом «Огосударственной социальной помощи», как некую панацею неразумно. Справедливеебыло бы просто говорить о бюджетной экономии на социальные цели как способеэкономического облегчения государственной финансовой нагрузки. Эта позиция впрограмме явно просматривается в тезисе перехода от социального к субсидирующемугосударству, помогающему исключительно тем, кто не получает минимума жизненныхсредств собственными силами.
Переход к приоритетуадресного пособия по нуждаемости в общей системе социальной защиты, в своюочередь, означает радикальную реформу национального института самой социальнойпомощи, который на практике уже действует на местах.
Нужно быть крайнеосторожным и осмотрительным при проведении намечаемого реформирования, оценитьпоследствия в деталях, которые на глобальном уровне не так важны, но больноотражаются на положении личности.
Пока же с непонятнойпоспешностью собираются осуществлять преобразования. Настораживают их сугубоцентрализованные подходы, игнорирование отечественного и зарубежного опыта. Вчастности, в отношении ожидаемого эффекта от введения социального пособия неследует забывать выявленный западной практикой дестимулирующий его характер –«ловушку бедности», особенно неприятную для России с её известной традициейопределённого социального иждивенчества и крайней потребностью в повышениивсякой экономической активности населения для определения нынешнего кризиса. [9, 74-77]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работерассмотрены угрозы экономической безопасности личности. Это  усилениесоциальной и имущественной дифференциации населения; неравномерностьсоциально-экономического развития регионов; нищета и бедность; низкий уровеньзанятости; безработица среди экономически активного населения; криминализацияэкономических отношений. Акцент был сделан на проблеме бедности в России,рассмотрены её черты, особенности, приоритетные направления решения даннойпроблемы.
В 90-е годы в экономикестраны, и в частности, в распределительных отношениях, произошли негативныесдвиги, приведшие к снижению уровня жизни большинства населения, нарушениюобоснованной дифференциации доходов по различным социальным слоям и регионам. Втаких условиях важнейшим элементом политики в области распределения и доходовстановится система социальных гарантий, защиты и поддержки населения,включающая механизмы долговременного действия, функционирующие на основегосударственных законодательных актов в сфере заработной платы, пенсионного исоциального обеспечения.
Именно из-за этих сдвиговв экономике остро стала ощущаться проблема социального неравенства в обществе.Стали чаще употребляться понятия: неимущие, бедные, малоимущие. В связи с этимрасширяется круг проблем, которые надо решить для снижения уровня бедности, изначит – уточнить приоритеты и способы государственной поддержки представителейразличных социальных групп бедного населения.
На сегодняшний деньбедность остаётся одной из главных и наиболее остро стоящих проблем российскогообщества. Её массовость (а это треть населения нашей страны) не может неустрашать. Создаётся ряд реформ для сокращения пропасти между социальнымислоями общества (реформы здравоохранения, образования, жилищная реформа).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Бобков В.Уменьшение бедности: к разработке национальной программы [текст]// Человек итруд, 2005,№5, с.13-18
2.        Вечканов Г.С.,Вечканова Г.Р. Макроэкономика [текст]/ Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. −СПб.: Питер, 2002. −432с.
3.        Гусев В.С.Экономика и организация хозяйствующих субъектов [текст]/ В.С. Гусев. −СПб.:Питер, 2004. −288с.
4.        Зыков В.В.,Елфимова О.С. Введение в безопасность: Экономико-социальный аспект [текст]/В.В.Зыков, О.С. Елфимова. − Тюмень: издательство Тюменскогогосударственного университета, 2006. −312с.
5.        Кузнецова Н.Бедность в России: приоритетные направления решения проблемы [текст]// Человеки труд, 2004, №7, с.19-24
6.        Малашко В.Социальный дискомфорт – опасный симптом [текст]// Человек и труд, 2005,№3,с.35-36
7.        Мэнкью Н.Г.Принципы Микроэкономики [текст]/ Н.Г. Мэнкью. −СПб.: Питер, 2003. −560с.
8.        Олейников Е.А.Экономическая и национальная безопасность [текст]/ Е.А. Олейников.− М.:«Экзамен», 2005. −768с.
9.        Ржаницына Л.Бедность в России: принципы, особенности, пути решения [текст]// Экономист,2001,№4, с.71-77
10.     Римашевская Н.М.Бедность и маргинализм населения [текст]// Социологическое исследование,2004,№4, с.33-44
11.     Ручьева Е.Бедность как диагноз [текст]// Социальная защита,2006,№ 4, с.3-6.
12.     Сенчагов В.К.Экономическая безопасность России: Общий курс [текст]/ В.К. Сенчагов. −М.: Дело, 2005.-896с.
13.     Тихонов А.Бедность как норма [текст]// Известия, 2004,24 сент.с.1-2
14.     Федоренко Н.П.Проблемы бедности и богатства в современной России [текст]// Экономическаянаука современной  России,2005,№3, с.21-36.
15.     Шлыков В.В.Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов: Организационные икриминологические аспекты [текст]/ В.В. Шлыков. – Рязань: Пресса, 2000. – 357с.