Политика преодоления кризиса неплатежей в экономике

Контрольная работа
По предмету:
«Гсударственное регулирование экономики»
На тему:
«Политика преодаления кризиса неплатежей в экономике»
План
 
1. Вступление
1.1.Платежныйкризис – роль в экономической и политической жизни Украины
1.1.1. Определение понятия платежногокризиса
1.1.2. История возникновения ПК
1.1.3. Факторы, которые определяютсостояние платежей
2. Основная часть
2.1.Анализ основных причин платежногокризиса в Украине
2.2. Причины неплатежей в экономике
2.3. Пути преодоления платежногокризиса
2.4. Роль государства по контролю заситуацией в экономике Украины
2.5.Практические действия по преодолениюплатежного кризиса
3. Заключительная часть
Использованная литература
1. Вступление
 
1.1. Платежныйкризис – роль в экономической и политической жизни Украины
 1.1.1. Определение понятияплатежного кризиса
В общем понимании кризис(от греческого krisis — решение, поворотный пункт, исход) — эти тяжелоепереходное состояние, резкий, крутой перелом или упадок в каком-либоустоявшемся процессе, острый недостаток, нехватка чего-либо.
Всоответствии с приведенным общим пониманием кризиса и применительно кфинансово-кредитной сфере платежный кризис в нынешних условиях — это резкоеразбалансирование платежных отношений между хозяйствующими субъектами:товаропроизводителями, потребителями и государством.
В основном платежныйкризис выражается в хроническом росте объемов дебиторской и кредиторскойзадолженностей, увеличении отрицательного сальдо между ними, вынужденномпереходе в расчетах между предприятиями на денежные заменители и бартер, что всущественной мере означает возврат к натуральному товарообмену. В целомплатежный кризис привел к беспрецедентной натурализации хозяйственных связей вреальной экономике, что существенно отличает функционирующую в нашей странеэкономическую систему от рыночной экономики, платежный кризис как негативноеявление является обобщающей характеристикой финансовой дестабилизации иглавнейшей угрозой экономической безопасности государства. В свою очередь,финансовая нестабильность стала основным фактором продолжения спадапроизводства и отсутствия мотивации коллективов предприятий в ростепроизводства. Поэтому достижение реальной, а не мнимой, финансовой стабилизациина современном этапе является необходимой предпосылкой экономическойстабилизации страны.
Основной итог разрастанияи углубления платежного кризиса: он превратился в «естественное»состояние отечественной финансово-кредитной сферы. Неплатежи — системноеявление, которое, как показывает практика, существует, или может быть устраненотолько как система. Это неизолированное явление, а форма существованияукраинской экономики, результат ее приспособления к острой нехватке денежныхсредств.
Высказывается точказрения, что «неплатежи — это, прежде всего, следствие неравенства спроса ипредложения. Если вам не платят за отгруженную продукцию или платят, но не всюконтрактную сумму, то можно сказать, что спрос на вашу продукцию не равенпредложению». С этим можно согласиться, но при одном условии: если упредприятия есть деньги, то да, если денег нет, то оно вынуждено не платить занужную продукцию. Авторы Гриценко Г., Ступин В. в своей работе «Платежныйкризис в экономике с неравновесными ценами.» — Вопросы экономики, 1998, №11,хотя и в отношении российской экономики, сделали оригинальный вывод: «Мынаблюдаем удивительное явление — экономику, в которой постоянно вос­производитсянеравновесная ситуация: объем предложения на протяжении ряда лет не равенвеличине спроса, но сама экономика функционирует бесперебойно.» И делаютиз этого обоснованный вывод, что существует все же некий механизм установления- равновесия, а именно: налицо неявное согласие всех участников хозяйственногооборота (предприятий и государства). Более того, «существование системынеплатежей является необходимым условием достижения равенства спроса ипредложения в эко­номической системе, где экономические агенты не согласны смассовыми банкротствами» (тот же источник). Этот вывод вполне правомерен ив отношении украинской экономики.
Именнопоэтому украинскую экономику еще нельзя квалифицировать как рыночную посколькуболее половины хозяйственного оборота опосредуется неденежными инструментамиобращения. Кроме того, в Украине остались нерешенными вопросы отделения властиот собственности, а собственности — от управления, не сформирована вдостаточной степени финансово-кредитная сфера, включая инфраструктуру. Это — посути, квазирыночная экономика. Отсюда и рекомендации западных специалистов,исходящие естественно из рыночных условий, зачастую вместо желаемого эффектадают отрицательный результат. (6).
1.1.2История возникновения платежного кризиса
Платежныйкризис возник не сегодня. Его истоки уходят, как свидетельствуют исследования,по крайней мере, в 1988 год, когда республики Прибалтики впервые поставиливопрос о хозяйственной, а потом и политической самостоятельности.Соответственно предприятия сразу стали считать необязательным для себяпридерживаться платежной дисциплины по отношению к партнерам, расположенным затогда еще условной границей. Итак, разрыв хозяйственных связей явился первымфактором нарушения системы расчетов.
Следующимэтапом была либера­лизация цен, следствием которой стала постояннаягалопирующая инфля­ция, потеря контроля над денежными потоками и кредитнымиресурсами. Укрощение гиперинфляции сопровождалось значительными потерями дляреального сектора. Жесткое ограничение денежной массы позволило взять подконтроль инфляционные процессы, тем не менее, финансы предприятий при этомподверглись сокрушительному удару. Отмечу, что иначе и не могло быть в условияхотсутствия института банкротства; слабости банковской системы; приватизации посертификатной модели (то есть без формирования эффективного собственника);сокращения внутреннего спроса; роста задолженности по зарплате и социальным трансфертам.
В развертываниимеханизмов платежного кризиса не последнюю роль сыграло и само государство.Речь идет о больших объемах невозмещенного налога на добавленную стоимость,что, по сути, является принудительным кредитованием бюджета собственными средствамипредпринимателей; задолженность по выплате зарплаты бюджетникам; задолженностьбюджетных предприятий и организаций за потребленные энергоресурсы, а такжезадолженность жилищно-коммунальным хозяйствам за субсидии, предоставляемые населению.Прибавим к этому чрезмерное налоговое давление и жесткий фискальный механизм (вчастности печально известную картотеку № 2), которые делают невозможнойнормальную работу предпринимателей, и будем иметь почти полную картину факторовуглубления платежного кризиса в Украине.
Итак, платежный кризис,прежде всего, является следствием ошибок в управлении экономическими процессамисо стороны исполнительной власти. Несмотря на конкретные стратегическиеустановки Президента Украины, большинство правительственных программ лишьдекларировали намерения относительно преодоления платежного кризиса и не былиподкреплены реальными экономическими механизмами. (15).
1.1.3Факторы, которые определяют состояние платежей
В экономической теорииосновными факторами, которые определяют состояние платежей, являются следующие:
—  общее состояние экономическогоразвития страны. Спад в экономике, как правило, приво­дит к замедлению расчетови скорости погаше­ния дебиторской и кредиторской задолженности. Когда имеетместо общее снижение экономической активности, предприятия в своем большинствеполучают меньший доход и их платежеспособность уменьшается. Возникает цепнаяреакция неплатежей: предприятия, которые не получили своевременно оплату засвою продукцию, соответственно задерживают собственные расчеты со своимикредиторами;
—  система денежных расчетов изаключения коммерческих соглашений, определяемые действующим законодательством.Совокупность нормативно-правовых актов, которые действуют в финансово-кредитнойсфере, соответствующим образом регламентируют формы и порядок осуществленияденежных расчетов между отдельными субъектами хозяйствования. Каждая из этихформ требует определенного времени на свою реализацию, затраты которогосущественно колеблются по каждой из таких форм. При других равных условиях этотпериод времени соответствующим образом увеличивает объемы и период оборотадебиторской и кредиторской задолженности;
—  порядок осуществления налоговых идругих платежей в бюджет, определенный действующим законодательством. Платежипо налогам и обязательные платежи в бюджеты всех уровней и государственныевнебюджетные фонды составляют весомую часть в расчетах предприятий. Если уплатаналогов и обязательных платежей осуществляется после получения денежных средствот покупателей продукции, то дебиторская задолженность этого вида напредприятиях почти не возникает, а соответст­венно в бюджете не имеетсякредиторской задолженности. И наоборот, когда действующим законодательствомустановлена норма обязательного авансового перечисления налоговых иобязательных платежей в бюджет, это приводит к существенному наращиваниюобъемов кредиторской задолженности по платежам в. бюджет и соответственнонакоплению в бюд­жете дебиторской задолженности;
—  темпы инфляции в стране. В условияхинфляции номинальная стоимость дебиторской и кредиторской задолженностиувеличивается соответственно темпам роста цен на продукцию, работы и услуги, ареальная — уменьшается;
—  интенсивность спроса на продукцию,работы и услуги. Из-за уменьшения интенсивности по­купательского спросаотгруженная продукция все более неохотно оплачивается и объемы дебиторской икредиторской задолженности уве­личиваются;
—  степень насыщенности рынка товарнымпредложением. При условии, когда уровень предло­жения по продукции, работам иуслугам начинает превышать уровень спроса на них, предприятия ощущают трудностис реализацией готовой продукции, что приводит к возрастанию объемов дебиторскойи кредиторской задолженности;
—  уровень конкуренции на рынке. Чемвыше уровень конкуренции на рынке, тем меньше возможности для реализациинекачественной, да еще с высокими ценами продукции, тем более возрастают объемызадолженности;
—  объем и скорость реализациипродукции. Почти все основные виды дебиторской задолженности находятся в прямойзависимости от объема и скорости реализации продукции (по расчетам запоставленную продукцию, работы и услуги, по расчетам с дочерними предприятиямии т.д.). Что касается кредиторской задолженности, то в этом случае онавозрастает в зависимости от объемов кооперированных поставок, которые нужны длявыпуска готовой продукции, объемов уплаты налогов и обязательных платежей вбюджет и внебюджетные фонды.(6).

2. Основнаячасть
 
2.1.Анализ основных причин платежного кризиса в Украине
Общепризнанно, чтопервопричиной платежного кризиса в Украине стала единовременная либерализацияцен. Так, Б. Панасюк приводит следующую схему зависимости неплатежей отлиберализации цен: либерализация цен → обесценивание средствхозяйствующих субъектов и ухудшение межотраслевых ценовых соотношений →уменьшение спроса, рентабельности производства и доходов бюджета → сокращениерасходов государства на экономику, оборотных средств, объемов реализации →бюджетная задолженность населению и хозяйствам за продукцию, снижение объемовпроизводства → неплатежи (17).
Но, начиная с 1995 года,инфляционный фактор перестал играть определяющую роль в кризисе платежей. Егоместо заняли другие факторы. Среди них называют, прежде всего, значительноесокращение затрат государства на экономику и низкий уровень доходов населения(17). И если первый из приведенных факторов в условиях рыночной экономикиявился положительным явлением, то второй, безусловно — отрицательным. Поэтомулиберализацию цен (увеличение цен и инфляцию) можно не учитывать, так как онисущественно снизились.
Вопрос относительноглавной причины разрастания и углубления платежного кризиса остается спорным,что во многом сдерживает решение этой проблемы. В частности, И. Крюкова считаетглавной причиной платежного кризиса деформационные изменения в воспроизводственныхпропорциях в обороте ВВП и особенно — пропорций в реальных доходах секторовэкономики, которые в свою очередь возникли из-за недостатков вналогово-бюджетной политике правительства, в системе перераспределения доходовв секторе общего государственного управления (18).
Анализфинансово-кредитной сферы и ее отдельных составляющих, свидетельствует, чтосуществует четыре основные причины платежного кризиса.
1. Медленное и некомплексное осуществление реальных экономических реформ, особенно в финансово-кредитнойсфере и отставание структурных реформ в экономике. Одним из последствий этогоявляется то, что в стране не сформирован полноценный финансовый рынок,включающий как инфраструктуру, так и финансовые инструменты, нет механизмапредоставления банковской системой платежных гарантий с оформлением гарантийныхобязательств и их обеспечением под залог различных ценностей, практическиотсутствует страховой рынок, не развита система доверительного управленияимуществом, слабой является банковская система, мучительно зарождается фондовыйрынок и особенно вторичный.
В этихусловиях для хозяйствующих субъектов формой приспособления к непоследовательнойэкономической политике стало возникновение и широкое применение в расчетахмежду собой, как уже указывалось, денежных суррогатов, а именно: бартерныхсоглашений, взаимозачетов, взаимной просроченной задолженности (дебиторской икредиторской), банковских и казначейских векселей, ценных бумаг (корпоративных,внутрифирменных и региональных). Масштаб использования квазиденег на сегодняпревышает размеры той части официальной экономики, которая «применяет врасчетах деньги. Использование денежных суррогатов в платежах приобрело,признаки системности и является одной из основных причин разрастания теневойэкономики.
В результате в Украинесформировалась наполовину бартерная экономика, внутри которой продукция вомногом не оплачивается денежными средствами, платежи своевременно неосуществляются, вследствие чего накоплен огромный объем взаимной задолженности,заработная плата декларируется, но полностью не выплачивается, налоги тожеполностью не платятся, предприятия работают не по рыночным ценам. И что самоеглавное: такое состояние украинской экономики очень выгодно многим в нашейстране. Неплатежи в настоящее время обеспечивают источники доходов рядусоциально-хозяйственных структур: государственным чиновникам, которые участвуютв бартерных и других неденежных операциях, криминальным элементам и ихобъединениям, спекулятивному финансовому капиталу, тене­вому капиталу, который«отмывает» свои деньги в реальном секторе экономики.
А в целом продвинутостьрыночных реформ выступает критическим фактором достижения устойчивого роста(19).
2. Неспособностьправительства и Национального банка Украины включить имеющиеся свободныеденежные ресурсы (огромные суммы наличных денег вне банков, превышение покупкииностранной валюты над ее продажей, постоянно положительное сальдо доходов ирасходов населения, увеличивающаяся задолженность по зарплате и пенсиям,теневые капиталы) в финансовый оборот в виде кредитных ресурсов и инвестиций.Это в основном связано с отсутствием доверия со стороны населения, юридическихлиц к договорам, процентным ставкам, валютным курсам, постановлениям и политикеправительства и НБУ. Ведь известно, что во многом стоимость денег основана надоверии. Пока население, кредитные учреждения и предприятия предпочитаютобменивать значительную часть свободных денежных средств на иностранную валютуиз-за потери доверия к кредитной системе и государству, ослабить сильнейшеедавление на курс гривни и валютные резервы НБУ невозможно, что убедительнодоказывает опыт всех лет независимости Украины.
3. Недостаток денежноймассы для обслуживания экономики, вызванный жесткой монетарной политикой НБУ иправительства. Важной причиной является обстоятельство, согласно которому длянормального товарно-денежного оборота не хватает денег. Присущие рыночнымотношениям пути пополнения оборотных средств за счет использования банковскихкредитов замещаются (в виду их высоких ставок) бесплатным взаимнымкредитованием предприятий в виде возрастания объемов кредиторской и дебиторскойзадолженностей, играющие в таких условиях роль торгового кредита, которыйникогда не будет уплачен. Превышение денежных доходов населения над затратами исбережениями отражает неполное удовлетворение потребностей населения со стороныофициальной экономики (которая фиксируется статистикой и уплатой населениемналогов). То есть предложение товаров, работ и услуг не удовлетворяетпотребностей населения по объемам, ассортименту, качеству и ценам. Это явлениеприводит к прямому сокращению массы денег, которые могут использоватьсягосударством и банками как кредитные ресурсы, в том числе и на пополнениеоборотных средств предприятий.
4. Низкий уровень доходовнаселения, а отсюда и низкий покупательский спрос. Даже сравнение уровнейсредней зарплаты в странах Балтии, т.е. бывших союзных республиках (в 1998 годуона составляла: в Эстонии — 292 долл. США, Литве — 252 долл. США, Латвии — 225долл. США) и Украине (в 1999 году — 40-50 долл. США) далеко не в пользупоследней (6). Такой низкий уровень доходов является результатом минимальнойдоли, которая приходится на затраты по оплате труда в структуре затрат напроизводство продукции. В 1997 — 1999 годах она не превышала 13,2 — 13,9 %.
Низкий уровень доходовнаселения автоматически сокращает предложение товаров, то есть их производствои реализацию. При этом образуется замкнутый круг: снижение доходов населения=> сокращение покупательского спроса и, соответственно, производства иреализации продукции => уменьшение поступлений в бюджет и доходов населенияв виде заработной платы и пенсий и так далее по перевернутой спирали, которая,в конце концов, может привести к экономическому коллапсу. Или иными словаминизкая заработная плата приводит к низкому спросу, а последний, в свою очередь,к снижению объема производства.(6).

2.2.Причины неплатежей в экономике
 
Осуществленный анализпозволил также выявить более конкретные причины неплатежей в экономике, которыеодновременно являются и следствиями приведенных выше четырех основных первичныхпричин платежного кризиса в Украине.
К ним можно отнестиследующие: 
1.Кризисная ситуация вбанковской сфере, вызванная их низким уровнем капитализации и ликвидности,недостатком кредитных ресурсов и кредитоспособности банков, утратой доверия кбанка со стороны населения, массовым невозвращение» кредитовпредприятиями-заемщиками, отсутствие системы страхования вкладов населения идепозитов предприятий, а также выданных кредитов. В совокупности это приводит кналичию завышенной банковской ставки за пользование кредитами, которая врыночной экономике равна уровню кредитной и риска.
2.Наличиегипертрофированного института посредничества, деятельность которогонаправляется нe на ускорение движения товаров к потребителю, а на навязываниепотребителям по существенно завышенным ценам и ограниченного ассортиментатоваров и услуг государственных предприятий преимущественно из числаестественных монополий. Посреднические фирмы наработали самые разнообразныемеханизмы перераспределения доходов в свою пользу: манипулируют отпускными изакупочными ценами, участвуют, естественно в свою пользу, в реализациивексельных и бартерных схем, взаимозачетов.
3.Существует стойкаятенденция возрастания себестоимости (в 1997 году затраты на 1 грн. товарнойпродукции в целом по народному хозяйству возросли до 96 коп., в промышленности- до 98 коп:, в сельском хозяйстве — до 122 коп., тогда как в 1995 годуаналогичные показатели составляли соответст­венно — 86, 89 и 98 коп.). Всебольше предприятий становится убыточными. Удельный вес убыточных предприятий с1992 года (9,5 %) увели­чился до 58,5 % в I квартале 1999 года. Рентабельностьв промышленности в 1997 — 1999 годах находится на уровне 5 — 6 %, т. е. вдесять раз ниже банковской ставки.
4.Нерациональной остаетсяструктура основных средств и запасов товарно-материальных ценностей в составеоборотных средств предприятий (запасы товарно-материальных ценностей у 40 %предприятий превышали половину их полугодичного объема производства).
К другим причинамнеплатежей относятся:
– Существеннаяпричина бартеризации экономики кроется в дороговизне отечественной продукции иее неконкурентноспособности и нетехнологичности. Не случайно темпы бартеризацииначали резко увеличиваться как раз с того времени, когда отечественные ценыпревысили мировые. Бартерные соглашения более выгодны, так как продукция втаком случае в 2 — 3 раза дешевле из-за того, что фактическая стоимостьпродукции намного ниже той, что фигурирует в виде цены.
— Субъектыхозяйствования в условиях платежного кризиса выдвигают на первый планудовлетворение собственных потребностей вместо выполнения финансовыхобязанностей по платежам перед партнерами. Действующее законодательство эторазрешает. А отсутствие имущественной ответственности предприятий за выполнениесобственных договорных обязательств дает им возможность уклоняться любымспособом от их реализации перед партнерами.
— Использованиеприбыли на цели, не связанные с улучшением финансового состояния и, в первуюочередь, с пополнением оборотных средств, существенно снижает финансовыевозможности предприятий, не дает возможности для улучшения собственногофинансового состояния, и в первую очередь, направлять доход на пополнениеоборотных средств. В основном прибыль используется на другие цели, например, насоциальное развитие. На социальное развитие и материальное стимулированиенаправлялось 18-23 % прибыли (ежегодно порядка 2,8 — 3,2 млрд. грн.), почтистолько же на производственное развитие — 21,3 — 24,4 % и ничего на пополнениеоборотных средств, что конечно в условиях платежного кризиса являетсяперекосом.
— Правительствошироко практикует различные формы прямого и косвенного субсидированияпредприятий через прямое бюджетное финансирование, предоставление налоговыхльгот, бюджетных кредитов, кредитов коммерческих банков определеннымпредприятиям и областям, гарантий для получения иностранных кредитов, а вслучае их не возврата выдачу субсидий. По расчетам, объем субсидий предприятиямУкраины в 1997 году достигал не менее чем 20 % ВВП (20).
С другой стороны, самоправительство своими действиями оказывает содействие бартеризации экономики:ежегодные постановления Кабинета Министров Украины относительно обеспечениясельского хозяйства «материально-техническими и финансовымиресурсами» для проведения весенне-полевых работ и сбора урожая есть ничемдругим как бартерными соглашениями между государством и отечественным АПК.
На уровне предприятийпрактически утрачен анализ финансово-хозяйственной деятельности, что не даетвозможности определять основные факторы, которые отрицательно влияют на ееуровень и соответственно на уровень цен, а также не оказывает содействиесвоевременной проработке и реализации соответствующих мероприятий.
Слабая ликвидность вэкономике и отсутствие реструктуризации предприятий (в металлургии крайненеобходимо сокращение избыточных производственных мощностей) значительноснижают финансовые возможности предприятий.
Наличие безакцептногосписания средств со счетов предприятий. Сейчас, для того чтобы предприятия непо собственной воле были лишены оборотных средств существует много причин. Этопарализует деятельность хозяйственных субъектов и содействует тому, что онивынуждены проводить денежные средства вне расчетных счетов или осу­ществлятьрасчеты через бартер.
Значительным источникомувеличения долгов в цепи задолженности стал государственный бюджет, из которогововремя не выплачивается по обязательствам государства из-за постоянногозавышения его расходной части. На 01.05.1999 года бюджетная задолженностьпредприятиям составляет 2626 млн. грн. или в среднем за 1997 -1999 годы 2,2 %дебиторской задолженности между предприятиями Украины. В углубле­ние платежногокризиса вносит свою лепту и неотрегулированность бюджетной системы в части не­своевременнойоплаты государственных закупок, которые осуществляются за счет бюджета.
Наличие теневойхозяйственной и финансовой деятельности (по разным оценкам 40 — 60 %1 ВВП),которая, естественно не может функционировать без денег и поэтому отвлекает длясвоего финансового обслуживания значительные денежные средства в основном ввиде наличной национальной и иностранной валюты.
Приватизации предприятийне предшествует реорганизация производства. Они остаютсяадминистративно-технологическими конгломератами, в границах которых объединеныразличные производства с разным уровнем рентабельности, в том числе убыточные,различные технологии. На едином расчетном счете находятся основные ивспомогательные производства. А в целом система управления приватизированнымипредприятиями остается недееспособной.
Действующий механизмхозяйствования не содержит способов эффективного стимулирования предприятийотносительно решения проблемы вза­имных неплатежей. На этом фоне бартер идругие денежные заменители превратились в инструменты платежных расчетов междупредприятиями.
Несмотря на низкуюэффективность собственных решений, правительство и Национальный банк Украиныникакие другие варианты, кроме находящихся в русле жесткой монетарной политики,даже не рассматривают, «зациклившись» только на ней. Хотя, ужеочевидно, исходя из применения этой политики в нашей стране уже на протяжении 5лет и результатов (единственные «плюсы»: достижение низкой инфляции иобеспечение стабильности гривни, хотя последняя практически утрачена с августа1998 года и по настоящее время, о чем свидетельствует новое падение гривни вавгусте 1999 года), что эта политика сама по себе не приведет к финансовой иэкономической стабилизации и тем более к экономическому росту. Впечатлениетакое, как будто ни экономическая теория, ни мировая хозяйственная практика незнают других эффективных способов и путей выхода из платежного кризиса. НБУ запоследние годы апробировал в конкретных условиях Украины целый ряд монетарныхинструментов, которые дают определенные результаты. Так почему бы ни расширитьих спектр и не апробировать другие инструменты, которые себя ужезарекомендовали в условиях других стран? Нельзя же замыкаться только наотработанных ме­ханизмах, к тому же в кризисных условиях того же августовского(1999 года) топливного и валютного кризиса. Ведь валютный кризис нас настигаетуже второй год подряд, причем в одно и тоже время. Только причины руководителиправительства и НБУ называют разные: в 1998 году — это финансовый кризис вРоссии, в 1999 году — кризис (по их словам — дестабилизация) с нефтепродуктами.Ясно, что задействованных рычагов для выхода из кризиса явно недостаточно.Нужен поиск и апробация других инструментов и их последующее использование вслучае возникновения кризисных условий. И вообще прогностическая функция вотношении кризисных явлений отсутствует в нашей стране, иначе мы бы ненаступили два раза подряд на одни и те же грабли. (6).
2.3. Путипреодоления платежного кризиса
С учетом вышеизложенногоцелесообразно отобразить следующие пути и конкретные мероприятия.
1. Очень важным являетсяиспользование опыта других стран в значительном — улучшении состояния платежнойдисциплины в народном хозяйстве. Это, прежде всего, касается Венгрии, Израиля,Китая, Словакии, Чехии, а в последние времена — России. Так, правительством РФразработана программа проведения «общего сетевого взаимозачета»,которая осуществлена в 3 этапа: на первом — целевым финансированием со стороныгосударства погашена задолженность перед бюджетными организациями, на втором — для всех предприятий проведена реструктуризация их долгов перед бюджетом и внебюджетнымифондами, на третьем — осуществлено урегулирование взаимных долгов предприятий,но только по просроченной задолженности (на добровольных основах). Для этогопредусматривалось создать единую базу данных, которая включала информацию осостоянии дел по всем кредиторам и дебиторам России. На ее основе былиразработаны оптимальные цепочки возможного проведения взаимозачета междупредприятиями. К взаимозачету принимались лишь подтвержденные, объемыпросроченной задолженности по каждой конкретной цепи, которые взаимнопогашаются. Правом указанной реструктуризации пользовались только тепредприятия, которые в определенные сроки уплатили «живыми» деньгамивсе текущие налоговые платежи.
Всем участникамвзаимозачета открыли счета в банках, аккредитованных по решениюмежведомственной комиссии на конкурсных основах. Указанные банки должны былибыть связанными между собой корреспондентскими отношениями. Результатывзаимозачета оформлялись обычными платежными поручениями на сумму, котораяпроходит по цепи и будет заканчивать ее. Эти операции осуществлялись напротяжении одного банковского дня в границах одной законченной цепи.
Кроме того, в Российскийсоюз промышленников и предпринимателей и экспертный совет Российской биржиподписали протокол о намерениях относительно создания Национальной бартернойкорпорации (НБК). В этом случае российские предприятия могут продавать своитовары на региональных площадках, которые создаются по схеме франчайзинга исвязаны с главной конторой НБК. В обмен предприятия получают клиринговые рубли,которые будут иметь оборот исключительно в системе НБК и за которые они смогутприобрести на площадках НБК необходимый им товар. При указанной схеме почтиполностью отсекаются посредники.
У нашей страны нетальтернативы проведению разовой акции по всеобщему зачету долгов. Хотя это ирискованно, но иного выхода для разрыва замкнутого круга неплатежей просто нет.Использовать при этом такую технологию вначале всеобщий сетевой взаимозачет, апосле — кредитная эмиссия. Нужно «сорвать» с места, поручиввзаимозачету роль «пускача» дизельного двигателя трактора, а затем — все остальные меры.
Можно реализовать другойподход: провести одновременный и полный зачет всех взаимных долгов споследующим увеличением денежной массы в экономике. Механизм такого зачета: насчета предприятий, дебиторская задолженность которых превышает кредиторскую,должны немедленно поступить деньги в размере положительного сальдо их долгов. Вслучае отрицательного долгового сальдо у предприятия его долги передаютсягосударству, которое исходя из своей промышленной политики и финансовыхресурсов, будет принимать решение относительно реструктуризации долгов вдолгосрочный кредит, конвертацию долгов в корпоративные права или проводитьбанкротство предприятия.
2. Эффективной может бытьсхема разрешения платежного кризиса путем использования ипотеки в виде залогана земельные участки, занятые под застройкой предприятий. Вместо платы за землюи в условиях отсутствия денежных ресурсов предприятия выкупают эти участки подзакладные векселя. Операция проводится с участием Госказначейства, НБУ иуполномоченных государством коммерческих банков. Предварительно рассчитываетсястоимость земельных участков, занятых под предприятиями. Госказначействовыпускает казначейские земельные векселя, которые передает предприятииям, атакже государственные свидетельства на владение земельным участком, определяетсумму стоимостей земельных участков в целом по Украине. На эту сумму НБУ осуществляетземельную кредитную эмиссию, которую передает уполномоченным государствомкоммерческим банкам в виде целевых кредитов на пополнение оборотных средствпредприятий и инвестирование их развития. Кредит выдается под 100 % стоимостиземельного участка под застройкой как минимум на 30 лет, с отсрочкой платежейза пользование кредитом на 3 — 4 года и погашения кредита — на 5 — 6 лет.Коммерческие банки выдают предприятиям целевой кредит на сумму закладной наземельный участок в обмен на казначейские земельные векселя. Целевой кредитиспользуется исключительно на пополнение оборотных средств и таким образом наликвидацию кредиторской задолженности, а также на инвестирование развитияпредприятий.
Кроме того, НБУ проводитэмиссию для ликвидации задолженностей государства по пенсиям, всем социальнымвыплатам и предприятиям за выполненный госзаказ. Где это целесообразно — проводится взаимозачет. Для ликвидации задолженности по зарплате и другимсоставляющим кредиторской задолженности казенных предприятий (организаций),содержащихся за счет бюджета и их развития, используется такой же подход, как идля хозрасчетных предприятий, т. е. под залог их земельных участков.
Это один из возможныхподходов, схем ликвидации платежного кризиса, но вполне пригодный для дальнейшейдетальной проработки и использования.
3. Обеспечить постепенноеповышение уровня монетизации экономики путем перехода от упрощенногопланирования денежной массы к ее определению как расчетной величины, котораяформируется не только на основе инфляционных ожиданий, но и реального спроса наденежные ресурсы, как в сфере обращения, так и производства, в частности, нацели производственного инвестирования и пополнений оборотных средствпредприятий. Осуществить мероприятия по значительному увеличению платежеспособногоспроса населения с целью стимулирования роста производства. Подсчитано, чтоувеличение платежеспособного спроса на 1 % приводит к увеличению производствана 7 — 8 %.
4. Осуществить целевую,управляемую эмиссию. Хотя следует признать, что среди отечественных изарубежных экономистов достаточно противников проведения денежной эмиссии. Онисчитают, что денежная эмиссия ведет к замкнутому кругу: повышение цен =>повышение зарплаты => новая эмиссия (21).
В результате анализамакроэкономических показателей 166 стран мира за последние 25 лет выявленазакономерность, согласно которой «увеличение темпов денежной эмиссии, какправило, ведет к снижению коэффициента монетизации». При этом, присреднегодовых темпах прироста денежной мас­сы, опережающих среднегодовые темпыприроста реального ВВП не более чем на 40 %, среднегодовые темпы приростакоэффициента монетизации, как, правило, остаются положительными и,следовательно, значение самого коэффициента монетизации возрастает. Припревышении среднегодовых темпов прироста денежной массы над среднегодовымитемпами прироста реального ВВП более чем на 40 % среднегодовые темпы приростакоэффициента монетизации, как правило, становятся отрицательными, а егозначение начинает сни­жаться, что справедливо и для стран с переходнойэкономикой (14).
Самая важная процедурапри проведении эмиссии — изменение финансового макробаланса через бюджет.Рассчитывается денежная сумма, которой не хватает и вписывается в доходнуючасть бюджета. Потом она расписывается по статьям бюджета в необходимыхпропорциях. И только после этого эмиссия. Дальнейший механизм: бюджетники ипенсионеры относят эмиссионные гривни в магазины, те — оптовикам, последние — поставщикам, вплоть до производителей в базовых отраслях экономики.Предприятия, которые выработали на эмиссионные деньги продукцию, удовлетворяютчастично или полностью увеличенный спрос и одновременно затормозят, а то иповернут вспять инфляцию. Можно также использовать «точечноевпрыскивание» бюджетных средств в те ключевые звенья цепи неплатежей,откуда может начаться автоматический процесс их распространения по всейотечественной экономике. (22).
5. Обеспечить развитиерынка коммерческих ценных бумаг и распространение форм расчетов:
• развивать рыноквекселей и задействовать механизм взыскания задолженности по векселям;
• распространитьиспользование аккредитивной формы расчетов между предприятиями;
• распространить продажутоваров в рассрочку платежей;
• организовывать продажутехнических средств путем их передачи в долгосрочную аренду (лизинг) споследующим их выкупом арендатором;
• шире использоватьфакторинговые расчеты, то есть приобретение банками и другими финансовымиинституциями долгов предприятий, в частности, обязательств по оплатепоставленных товаров, выполненных работ или услуг;
• разработать и ввестимеханизм ипотечного (залогового) кредитования предприятий, в том числе подзалог земельного фонда;
• формирование рынкаценных коммерческих бумаг, которые станут средством взаиморасчетов междупредприятиями: простые, переводные и ипотечные вексели, облигации предприятий,налоговые облигации, свопы и их производные — опционы и фьючерсы;
• шире развиватькоммерческое кредитование, которое должно со временем заменить взаимозачеты,бартерные схемы, сократить расчеты с населением наличными деньгами. Какизвестно, коммерческий кредит предоставляется производителем покупателю втоварной форме, с определенной отсрочкой платежей за товары, оформленных в видевекселя. В этом случае получение платежа от покупателя становится деломбанковской структуры, а не предприятия-продавца.
6. Ввести механизмпогашения долгов предприятий за счет продажи имущества, который долженпредусматривать:
• реструктуризациюпредприятий и организаций
• с целью избавленияпроизводства от нерентабельных структур с последующей продажей последних;
• погашение илипролонгацию просроченной кредиторской и дебиторской задолженности стратегическиважных предприятий путем продажи государственного имущества черезГосударственный фонд приватизации;
 принудительное погашениедебиторской задолженности стратегически важных предприятий, образованныхнегосударственными потребителями, перевод этих долгов государству под залогимущества должников или продажа части их имущества на аукционах;
• передачу всобственность основному кредитору соответствующей части государственного пакетаакций или передачу их ему в доверительное управление на определенный срок ссоответствующей отсрочкой уплаты долга или его аннулирование;
• учет задолженностипредприятий, которые приватизируются, перед стратегическим инвестором,выигравшим на конкурсах или аукционах право на куплю пакета акций предприятия,при оплате им такого пакета акций;
• выставление на продажуобъектов социально-культурного назначения предприятий по согласованию сместными органами исполнительной власти;
• внедрение механизмаконсолидации долгов предприятий с дальнейшей их заменой кредитами банков,предоставление права банкам на управление пакетами акций таких предприятий вобмен на покрытие их долгов путем проведения залоговых аукционов;
• внедрение механизмапродажи долгов предприятий с использованием конвертации их в акциипредприятий-должников, как способа, уплаты за товары (услуги)предприятия-должника, с целью уменьшения собственных налоговых обязательств.Внедрение системы торговли долгами предприятий на аукционах, через сетьспециализированных посредников;
• реструктуризацию долговдля государственных предприятий (с частью государственного имущества более 50%), то есть перенесение сроков выплаты долгов и взыскание дополнительных процентовс должника;
• внедрение механизмавзыскания долговых обязательств путем их замены высоколиквидными ценностями: облигации,казначейские обязательства, акции, депозитные сертификаты, банковские векселя,опционы, недвижимое имущество, цветные металлы, в том числе драгоценные металлыи тому подобное,
• создание нанеплатежеспособных предприятиях комитетов кредиторов с обязательным включениемв них представителей банков, которые обслуживают их счета, таможенных (дляучастников внешнеэкономической деятельности) и налоговых органов,территориальных отделений НБУ, Пенсионного фонда, профсоюзов.
Реструктуризациюпредприятий-должников (и их долгов) проводить под контролем банков при активномучастии предприятий-кредиторов.
7. Разработать и реальноввести порядок ускоренного банкротства для тех предприятий-должников, которыене в состоянии на протяжении продолжительного времени рассчитаться со своимидолгами, с применением схемы, по которой работников не увольняют, а создаютновое акционерное общество, где акционерами становятся кредиторыобанкротившегося предприятия, в том числе государство, если оно имеет в немакции или это предприятие имеет перед ним долги. Кроме того, использовать припроведении банкротства: залог имущества, включая основные средства производстваи приватизируемые земельные участки, использование акций хозяйственных обществкак за­лога при получении коммерческих банковских кредитов, механизм эмиссииоблигаций государственными и негосударственными предприятиями и хозяйственнымиобществами, выкуп хозяйственными обществами, выпущенных ними облигаций иливыданных векселей за счет акций своего общества, процедур реорганизациипортфеля акций или банкротства предприятий, которые имеют просроченнуюзадолженность по выплате заработной платы своим работникам, а также по платежамв бюджет, Пенсионный и другие государственные фонды.
8. На законодательномуровне решить ряд вопросов, связанных с правовым регулированием и контролембартерной торговли, установить специальный режим осуществления бартерных операций,усилить контроль за заключением и реализацией товарообменных соглашений, чтоисключит наименьшие возможности действовать вне банков с одновременнымустановлением контроля за заключением (регистрация договоров) и практическойреализацией товарообменных соглашений. Постепенно ввести ограничения набартерные операции, а в дальнейшем — превратить их в экономически невыгодные.
9. Разработать иосуществить политику снижения процентных ставок по банковским кредитам с тем,чтобы они стали доступны для предприятий. Вдвое снизить налоги на коммерческиебанки, которые выдают кредиты для пополнения оборотных средств или инвестируютих на продолжительный срок. Разработать и ввести механизм коммерческогокредитования оборотных средств предприятий. Задействовать механизм страхованиякоммерческих операций. Ввести принудительную уплату процентов за пользованиекредиторской задолженностью с нормативом платы, исходя из учетной ставки НБУ.Разработать и задействовать механизм рефинансирования коммерческих банков подучет векселей предприятий с установлением четкого контроля за их обращением.
10. Резко уменьшитьмногочисленные налоговые льготы, ликвидировать списание долгов по налогам (в1997 году была списана или реструктуризована налоговая задолженность почти на5,5 млрд. грн., в 1998 только по предприятиям АПК — 3,4 млрд. грн., УказомПрезидента Украины, принятым в этом году, также прощены налоговые и другиедолги предприятиям угольной промышленности) и снизить налоговую ставку, что нетолько обеспечите всем предприятиям равные условия налогообложения, но и даствозможность для их самоинвестирования, будет способствовать снижению цен засчет уменьшения налоговой составляющей в цене товаров, работ и услуг.
11. Налогообложениепредприятий связать с их амортизационной политикой, что имеет место в развитыхстранах. Целесообразно дифференцировать ставки НДС по признакупроизводственного и потребительского применения и характеру продукции суменьшением их для производства. Не возобновлять изъятие у предприятий в бюджетопределенной 1 части амортизационных отчислений. Традиционно в нашей стране (вбытность в составе СССР) за счет, амортизации формировалось свыше 60 %инвестиций, тогда как сейчас их объем сведен почти к нулю.
12. Коренным образомизменить кадровую политику в отношении директорского корпуса государственных иакционерных предприятий: в случаях нерентабельной работы заменять наэффективных менеджеров, способных «вытянуть» предприятие из прорыва.В целом поднять моральную и материальную ответственность директората за результатыработы вверенных им предприятий.
13. Разработать иреализовать механизм краткосрочного и сверхкраткосрочного кредитования текущихзатрат государственного и местных бюджетов с определением банков, которым можнодоверить такие операции. Отказаться от так называемого неинфляционногофинансирования бюджетного дефицита за счет сведения его к нулю, не проводитьэмиссии государственных ценных бумаг с уровнем доходности, превышающимрентабельность предприятий производственной сферы. Увеличение государственныхобязательств по ОВГЗ отвлекает большие кредитные средства коммерческих банковне от обслуживания предприятий и замораживает их на много лет вперед.
14. Запретить длягосударственных предприятий, которые имеют отрицательное сальдо дебиторской икредиторской задолженности, использование прибыли на другие цели, кроме как наулучшение финансового состояния. Предусмотреть принудительное направление частидохода (не менее 25 -30 %) на погашение кредиторской задолженности додостижения положительного сальдо дебиторской и кредиторской задолженности.
15. Разработать и ввестидля субъектов хозяйствования нормативы товарно-материальных ценностей взависимости от объемов реализации готовой продукции. Через банковскую системуУкраины ввести механизм их применения с установлением штрафных санкций занарушение предельных нор­мативов оборотных средств
16. Пересмотреть иотменить уже начисленные пени и штрафные санкции, которые в многочисленныхслучаях превышают основную сумму долга предприятий государству.
17. По возможностиперекрыть каналы контрабандного поступления в Украину некритического импорта инезаконной утечки валюты за границу. Осуществить программу легализации теневыхкапиталов и их вовлечения в экономический оборот страны.
18.Продать остаткинеликвидной (нерентабельной и неконкурентоспособной) продукции по сниженнымценам, поскольку они, находясь в составе готовой продукции на складе, являютсязамороженными оборотными средствами.
19. Осуществить меры вчасти погашения бюджетных обязательств по всем государственным заказам иосуществленным бюджетным задолженностям.
20. Предоставитьналоговые «каникулы» для продукции, которая изготавливается по новымтехнологиям и на новых производственных мощностях.
21. Снять все оставшиесяпрепятствия на пути создания промышленно-финансовых групп.
22. Распространитьноменклатуру продажи продукции угольной промышленности на метан, подземныеводы, шлам, породу, то есть сделать их товаром, а не накапливать в отвалах,загрязняющих природу или выпускать в воздух. Тем более, что технологии ихиспользования существуют.
23. Провестисиндицирование угольной про­мышленности, создав концерны: шахты — обогатительная фабрика — углесбыт. При этом ликвидируются посредники,существенно повысится качество угля, уменьшатся цены за счет одноразовой уплатыНДС и налога на прибыль, сократятся административные затраты и будут устраненыпосреднические «накрутки».
24. Ускоритьприватизацию, реструктуризацию и перепрофилирование предприятий, которыевыпускают неконкурентоспособную продукцию.
25. Ввести для организацийи населения натуральное лимитирование расхода электроэнергии, газа, тепла, водыи т. д.
26. При заключениикрупных контрактов практиковать предварительное изучение платежеспособности инадежности партнеров. Разработать и внедрить механизм страхования коммерческихопераций.
27.Изменить порядок взимания транспортного сбора с физических и юридических лиц.Сейчас он фактически «собирается» органами ГАИ один раз в два годапри прохождении технического осмотра, который не пройдешь, если не заплатишь транспортныйсбор, то есть поступает в бюджет крайне неравномерно. Кроме того, всетранзитные автомобили из других стран этот сбор не платят, хотя ездят поукраинским дорогам и «добивают» их окончательно. Поэтомуцелесообразно включить транспортный сбор в стоимость бензина и дизельноготоплива, естественно сделав необходимые расчеты его величины. В результатевозрастет массовость и объемы этого сбора за счет транзитных автомобилей, атакже равномерность его поступления в бюджет.(6).
2.4. Роль государства поконтролю за ситуацией в экономике Украины
Преждевсего, основная тенденция всех процессов, происходящих в Украине, — этопревращение общенародной собственности в собственность олигархическую. Такоеизменение можно произвести лишь через ломку и использование различныхмеханизмов «выкручивания рук». Платежный кризис, как и инфляция, —один из мощных механизмов перераспределения контроля над собственностью. С этойточки зрения становится понятным, почему предприятия потеряли оборотныесредства. Традиционно движение капитала происходит от положительного полюса ктому, который потребляет. Для экономики подъема исток — это банковский капитал.Он оборачивается через промышленный и торговый, при этом стимулируя процессоборота. У нас же, в период рецессии, это направление движения прямопротивоположно. Оборотные средства высасываются из промышленного капитала черезпосредников, которые представляют торговый капитал, через банковский капитал, иотправляются в «тихую заводь» типа швейцарских банков.
Платежный кризисвыливается в увеличение разницы между бедными и богатыми. Чем больше платежныйкризис, чем больше накоплена кредиторская задолженность, тем сильнеераскручивается спираль инфляции.
Второй рычаг —многомасштабность цен. Есть долларовый расчет, бартерный расчет, гривневый,«живые» деньги и «неживые», безналичные деньги. Все этопозволяет умелым манипуляторам осуществлять перераспределение собственности.Ликвидная часть уже практически перераспределена, теперь пришла очередьперераспределения второй части капитала — основных фондов.
Здесь используется двамеханизма. Первый механизм — псевдосправедливый: скупаются акции у техсобственников, которые уже не могут нести эту нагрузку. Второй, менее справедливый,с использованием государственного аппарата и силового нажима, но с сохранениемюридических приличий: создается задолженность предприятия, потом кто-то подаетна банкротство, и предприятие за бесценок переходит новому собственнику вкачестве платежа за долги, в которых оно невинно.
Таким образом, иинфляция, и гиперинфляция, и открытость экономики, и кризис неплатежей на самомделе были необходимыми условиями реализации механизмов перераспределениясобственности.
Цикличность приростакредиторской задолженности полностью корректирует с промышленной активностью вУкраине, причем со сдвигом в один месяц. Таким образом, вначале идеткредитование, предприятия берут сырье, материалы, но за них не расплачиваются,и тут, же происходит паритетное нарастание дебиторской и кредиторскойзадолженности. Конечно, должен быть окончательный кредитор, который всехкредитует. Им оказался топливно-энергетический комплекс. Кризис неплатежей надоначинать решать оттуда. Предприятия его никогда не решат. Развязка можетпроисходить только сверху вниз.
Должна быть созданаединая межведомственная государственная комиссия с соответствующимиполномочиями получения информации, выработки стратегии и увязывания всехпроцессов, связанных с принятием решений. Не надо этим заниматьсяправительству. У него должен быть исполнительный орган — национальныйклиринговый центр, построенный по радиальной структуре: Киев — области. Нашиисследования показали, что, например, по Донецкой области 50% неплатежейпредприятий — это задолженность друг другу внутри области, 50% — другие областии бюджет. Таким образом, радиальная структура позволяет предписать предприятию,какие цепочки замкнуть. А то, что выходит за область или с бюджетом, конечно,решается через Киев, в рамках единой политики. При единой политической воле, ипри том условии, что как региональная, так и центральная власть начнет этимипроцессами заниматься. (16).
2.5. Практические действияпо преодолению платежного кризиса
Стратегия экономическогоразвития украинского государства, определению которой была посвящена последняянаучная конференция под эгидой Президента, выдвигает ряд проблем, которыетребуют неотложного решения.
Одной из них являетсяпроблема поиска финансовых ресурсов для обеспечения развития. В условиях, когдав народном хозяйстве около 56% предприятий убыточны, при неэффективной амортизационнойполитике, при высоком уровне дебиторской задолженности на собственные ресурсыпредприятий надеяться напрасно. Практика показала, что и на привлечениеиностранного капитала не следует в особенности рассчитывать — за десять лет мыбыли в состоянии привлечь инвестиций в размере около 3,5 млрд. долл. США, в товремя когда реальная потребность только в начале независимости оценивалась в 40млрд. долл. Поэтому особенно важно обратить внимание на создание условий дляразвития капиталообразуюших процессов на внутреннем рынке.
И основания для этогоесть — по подсчетам специалистов — сбережения населения составляют около 20млрд. долл. США. К сожалению, они находятся преимущественно вне банковскогосектора и не оказывают содействие экономическому подъёму.
Общеизвестно, что в миреуже сформировалось несколько моделей ценообразования на рынке кредитныхресурсов: модель ценового лидерства (prime-rate), модели на основеиспользования как базовых ставки LIBOR и ставки рефинансирования, модель SpreadLIBOR. Все они сводятся к общей модели: базовая ставка плюс надбавка, котораяустанавливается на основе оценки риска невозвращения и риска срочности. Встабильных экономиках влияние базовой ставки на общий уровень процента являетсяопределяющим.
В Украине ситуация совсемдругая. Высокий уровень инфляции и девальвации гривни повышают номинальныйуровень процентной ставки. Кроме этого, существует целый ряд факторов, которыеопределяют реальный ее уровень. По нашему мнению, среди главнейших следуетназвать: ограниченность активно-пассивных операций банковского сектора, высокийуровень государственного перераспределения кредитных ресурсов и высокий уровенькредитного риска.
В таком случае необходимопроанализировать пути снижения кредитного риска. Традиционно в банковскойсистеме выделяют следующие методы его снижения: выбор видов и режимовкредитования, лимитирование, резервирование, диверсификация кредитногопортфеля, страхования, механизмы гарантии, залога и поруки, а также мониторинги контролинг риска. Каждый из этих способов в той или иной мере эффективен идает возможность определенным образом ограничить рискованность кредитования.Максимальный же эффект достигается при их комплексном применении.
Следует отметить, что всеэти методы используются в практике кредитований в банковской системе Украины.Тем не менее, это не дало возможности в достаточной мере ограничить потерибанков. Во-первых, в условиях экономического кризиса, низкого уровняприбыльности в экономике не хватает реальных инвестиционных проектов, в которыхможно было бы эффективно разместить кредитные ресурсы. В условиях жесткойконкуренции за клиента действенность выбора вида и режима кредитования,лимитирования и диверсификации кредитного портфеля значительно ограничена.
Другой проблемойвыступает механизм распределения кредитных ресурсов. И это не толькодиверсификация активов банков. Условием возвращения кредитов является не толькоприбыльность отдельных областей экономики, но и сбалансированное её развитие.Опыт работы украинских банков на протяжении 90-х годов засвидетельствовал —перераспределение ресурсов в пользу отдельных областей может иметь лишькраткосрочный эффект — кредитование сферы оборота дало толчок их стремительномуразвитию, однако привело к упадку сектор материального производства, и какследствие — подрыву воспроизведенных процессов всего народного хозяйства, в томчисле и банковской системы. Итак, необходимо обеспечить паритетные условия дляэффективного развития экономических агентов во всех сферах народного хозяйства.А проблема создания эффективного механизма распределения кредитных ресурсов вэтом направлении остается открытой. Тем не менее, ее решение выступает условиемэффективной деятельности банковских учреждений — за счет снижения риска ихдеятельности и повышения доверия.
Итак, сказанное вышепоказывает, что решение макроэкономической проблемы капиталообразования зависитот эффективного функционирования банковской системы и уровня доверия к ней.Последнее лежит в плоскости решения основных макроэкономических проблем и созданияпаритетных условий функционирования экономических агентов во всех сферахнародного хозяйства. Одним из путей в этом направлении может стать развитиекредитования путём снижения процентных ставок посредством минимизациикредитного риска. Необходимо содействие росту прибыльности кредитных проектов,построение эффективного механизма перераспределения кредитных ресурсов с цельюсодействия макроэкономической сбалансированности и создание четких процедурзащиты прав банка-кредитора. От успеха этих процессов зависит не толькоэффективность банковской системы, но и рост экономики в целом.
Вторая мера — эмиссиявекселей на остаток задолженности, которые выступят своего рода рычагомрегулирования. Третье — кредитование расчетов, хотя бы с какими-то условиями,ограничениями, постепенно. Без этого не может существовать нормальная платежнаясистема. Четвертое — введение жесткой ответственности за просрочку платежей.Пятое — упорядочение схем расчетов на основных рынках. Шестое — надоразобраться в себестоимости газа, электроэнергии, коммунальных платежей,поскольку там, где накапливаются задолженности, они иногда имеют в основе инеобоснованные цены.
Нужно какое-то время неотказываться от механизмов административного регулирования цен. С однойстороны, в нормальном отрегулированном рынке так и должно быть, цены должныидти за конъюнктурой. Но в наших условиях это превращается в инфляционныйскачок, который сыплет песок и камни в «буксы» экономики. Надоприменять административные ограничения.
Возможно возражениепротив предлагающихся административных рычагов. Но, прежде чем построить рынок,какое-то время система должна быть полуадминистративной. Должен бытькомплексный одновременный подход. Он болезнен и труден, но через это надоперешагнуть. Тогда сегодняшнее оживление может превратиться в подъем.
По разным оценкам,проведенным на конкретных предприятиях, налоговое давление составляет до 50, аиногда — до 70%, в зависимости от сферы производства. Это является буквальносмертельным уровнем для производства как такового.
Следующим отрицательнымфактором, с которым давно борются, но до сих пор — безуспешно, являетсябезакцептное списание средств предприятий. Это — следствие слабой защищенностипредпринимателей в области права на собственность, права на доходы.
Последствием отсутствияжестких бюджетных ограничений как в области государственной политики, так и вобласти частного предпринимательства, является рост задолженности. Хотелось быотдельно отметить рост задолженности бюджета перед предприятиями, в частности —в сфере невозврата налога на добавленную стоимость, который постоянно растет.Не менее отрицательным фактором является отсутствие у правительства четкоопределенных долгосрочных целей, из-за чего наблюдается постоянное изменениевекторов принятия решений по тем или иным социально-экономическим проблемам.
Ряд специалистов считает,что не надо делать: во-первых, — широкомасштабного зачета. Такие зачетыприводят к текущему уменьшению задолженности, но к очень бурному ее накоплениюпосле этих зачетов, так называемому «зачетному ожиданию». Долгиприбыльного предприятия совершенно несопоставимы с долгами убыточногопредприятия, которые вообще ничего не стоят.
Во-вторых, нельзя делатьпоказательных банкротств. Интересно, сколько будет стоить, чтобы не попасть всписок предприятий, но которому будут проводиться эти банкротства?
В-третьих, нельзя вводитьадминистративное регулирование цен. Это — то же предоставление скрытых субсидийнеэффективно работающим предприятиям, отсутствие стимулов для эффективноработающих. Сейчас у нас множество цен в экономике — и бартерные, и зачетные, иза гривни, и за валюту. Если будет введено административное регулирование, этобудет очередная разновидность нерыночной цены.(10).

3.Заключительная часть
Лишь простой перечень техвопросов, требующих рассмотрения в контексте поднятой проблемы, свидетельствуето ее многовекторности и неординарности мер, требующих реализации. При этомнеобходимо обеспечить одновременное, скоординированное и продуктивное движениев нескольких направлениях. По нашему мнению, это свидетельствует онеобходимости разработки соответствующей государственной целевой программы спривлечением к ее выполнению всех ветвей власти и социальных партнеров. Именнотакая программа может и должна стать примером консолидации всех прагматических,а отсюда — и конструктивных сил общества.
Учитывая вышеизложенное,выход из ситуации, которая сложилась, видится в следующем:
— для поддержания спросана отечественную продукцию необходимо в конце концов (причем производственныхвозможностей; во-вторых, выяснить реальный этап научно-технического потенциалагосударства; в-третьих, с учетом конъюнктуры отечественного и мировых рынковобязательно на правительственном уровне), во-первых, провести ревизиюсуществующих, определить конкурентные возможности предприятий. Лишь на этойоснове возможно разработать стратегию структурной перестройки экономики, преждевсего путем привлечения инвестиций в наукоемкие, конкурентоспособныепроизводства. Для этого, в свою очередь, нужно обеспечить целенаправленную государственнуюподдержку, благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций иэффективную приватизацию, при которой стратегическим будет считаться лишь тотинвестор, который обеспечит последующее технологическое развитиеприватизированных предприятий;
— жизненно необходимымпредставляется внедрение активной государственной политики сниженияэнергозатратности отечественной экономики для обеспечения стоимостнойконкурентоспособности отечественной продукции как на внутреннем, так и навнешнем рынках;
— для обеспечениястабилизации денежно-финансовой системы следует ввести, по примерумеждународных финансовых учреждений (Мировой банк, Международный Валютный Фонд,Европейский банк реконструкции и развития и др.), систему кредитованияпредприятий по программно-целевому принципу, предусматривающему не тольковозвращение предоставленных кредитных ресурсов, но и их наиболее эффективноеиспользование;
— повышениеплатежеспособного спроса населения, что является одним из основных условийнормализации платежной системы страны, не должно иметь инфляционного характера.Инфляция, как хорошо известно, и возникает за счет искусственного, не связанногос ростом производства, повышения заработной платы. В то же время, необходимостьпривлечения финансовых ресурсов населения для инвестирования отечественнойэкономики требует не только создания соответствующих финансовых структур, но иобеспечения государственных, в том числе законодательных, гарантийобязательного возвращения вложенных населением средств;
— преждевременным был быотказ от взаимозачета долгов. Это технически чрезвычайно сложная и масштабнаяпроблема, которая вдобавок требует большой подготовительной работы, как состороны правительства, так и Национального банка Украины, министерств иведомств, а также коммерческих банков. Тем не менее, при поддержке высшихэшелонов государственного управления, при надлежащем контроле со стороны НБУзачет взаимных требований через уполномоченные коммерческие банки позволил бызначительно улучшить финансовое состояние многих предприятий реального сектора,«очистить» их от наслоений взаимных долгов, а значит, и сделать болеепривлекательными для инвесторов. (15).

Списокиспользованной литературы
1.  І.Михасюк,А.Мельник, М.Крупка, З.Залога. Державне регулювання економіки. – ЛНУ ім.Франка,Львів: “Українські технології”, 1999. – 640с.
2.  Джон Стігліц. Економікадержавного сектору — К.: «Атіка», 1997.
3.  Стеченко Д.М. Державнерегулювання економіки: Навч.посібник. – К.: МАУП,2000.-176с.
4.  Валицкая В. Платежный кризис тормозитэкономический рост//Фондовый рынок (рус.).- 2000,- № 43.-С. 18-22
5.  Драчева Е.Л., Ходачник Г.Э.Инструменты государственного антикризисного управления в банковском секторе//Менеджмент в России и за рубежом (рус.).- 2001.- № 5.-С. 118-124
6.  Ермошенко Н.Н. Платежный кризис вУкраине: состояние, причины и пути преодоления //Финансовая тема.-1999,-№9.-С.-19-48
7.  Ершов Н. Денежно-кредитная сфера иэкономический кризис//Рынок ценных бумаг (рус.).- 1999.- № 22.-С. 20-24
8.  Коркин В. Государственный внешнийдолг: причины кризиса и пути преодоления //Финансовый бизнес (рус.).- 2001.-№11. С. 39-46
9.  Крамаренко Т. Л… Государственнаязадолженность Украины и возможные пути выхода из долгового кризиса//Академічний огляд (укр.)- 2001.- № 1.-С. 46-53
10. Кудрявский В.Платежный кризис продолжается //Фондовый рынок (рус.).- 2000.-№ 48.-С. 16-19
11. Паханов Ю.Платежный кризис как закономерность//Фондовый рынок (рус.).- 2000,- № 47.-С.17-18
12. Седин А.И.,Демидов A.M. Международные аспекты деятельности коммерческого банка впослекризисный период //Деньги и кредит (рус.).- 2000,-№ 2.-С. 52-56
13. Ходачник Г.Э.Зарубежный опыт диагностики кризисного состояния в банковской сфере //Менеджмент в России и за рубежом (рус.).- 2001.- № 4.-С. 87-98
14. Платежный кризискак составляющая системного кризиса украинской экономики // Фондовый рынок(рус.).- 2000.-№ 41.-С. 16-18
15. Шипко А.Платежный кризис: общая вина — общие усилия // Фондовый рынок (рус.).- 2000.- №48.-С. -8-10
16. Махмудов А.Платежный кризис в роли политического инструмента // Фондовый рынок (рус.).-2000,- № 47.-С. 18
17. Панасюк Б. Кризаплатежів: шляхи її подолання. — Економіка України, 1997, №11.    
18. Крюкова I.Деформації у відтворювальних макроекономічних пропорціях в економіці України. — Вісник НБУ.-1999.- липень.
19. Фишер С., СаханР., Вег К. А. Стабилизация и рост в переходных экономиках: первые уроки. — Вопросы экономики.-1997.- № 5.    
20. Лунина I.Нежиттездатні підприємства розбалансовують бюджет. – Перспективи ідослідження.-1999.- № 1.
21. Що принесеУкраїні грошова емісія? — Тенденції української економіки.- 1998.- жовтень.    
22. Отечественнаяэкономика: проблемы, пути возрождения. Материалы IV Российского экономическогофорума. — Российский экономический журнал.- 1999.- № 5-6.