Национальный банк Республики Беларусь и его роль в обеспечении стабильности банковской системы Беларуси

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИПЕРЕПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАДРОВ
Контрольная работа
по дисциплине: Банковское дело
на тему: Национальный банк РеспубликиБеларусь и его роль в обеспечении стабильности банковской системы Беларуси

Выполнил:
слушатель
КТЦ, ПБД-1

Минск 2010

Содержание
 
1. Современная роль Национальногобанка
2. Статус национального банкаРеспублики Беларусь
3. Функции Национального банка
4. Нормативные правовые акты НБ РБ
Заключение
Список использованных источников

1. Современная рольНационального банка
Современная рольНационального банка в экономике страны заключается в денежном авансированиирасширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народногохозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продуктаи национального дохода страны.
Национальный банкРеспублики Беларусь, является центральным банком и государственным органомРеспублики Беларусь, действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Национальный банкосуществляет деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь,Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь,нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, настоящим Уставоми независим в своей деятельности.
Национальный банкподотчетен Президенту Республики Беларусь.
ПодотчетностьНационального банка Президенту Республики Беларусь в том числе означает:
утверждение ПрезидентомРеспублики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений,вносимых в него;
назначение ПрезидентомРеспублики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собранияРеспублики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка,освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национальногособрания Республики Беларусь;
определение ПрезидентомРеспублики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверкидеятельности Национального банка;
утверждение ПрезидентомРеспублики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторскогозаключения и распределения прибыли Национального банка.
Основными целямидеятельности Национального банка являются:
защита и обеспечениеустойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности икурса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укреплениебанковской системы Республики Беларусь;
обеспечение эффективного,надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Получение прибыли неявляется основной целью деятельности Национального банка.
2. Статуснационального банка Республики Беларусь
Национальный банкявляется юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного гербаРеспублики Беларусь и надписью «Национальный банк Республики Беларусь». Егополное наименование:
на русском языке –Национальный банк Республики Беларусь;
на белорусском языке –Нацыянальны банк Рэспублiкi Беларусь;
на английском языке – National Bank of theRepublic of Belarus.
Национальный банк состоитиз центрального аппарата, структурных подразделений, находящихся на территорииРеспублики Беларусь и за ее пределами.
К структурнымподразделениям Национального банка относятся главные управления по областям сих отделениями в городах, специализированное управление, учебный центр,центральное хранилище, расчетный центр, детский санаторий «Ружанский».
Структурные подразделенияНационального банка действуют на основании положений, утверждаемых Советомдиректоров Национального банка
Национальный банк имеетправо по согласованию с Президентом Республики Беларусь создавать организации,необходимые для обеспечения своей деятельности.
К организациямНационального банка относятся учреждение образования «Полесский государственныйуниверситет», республиканское унитарное предприятие «Центр банковскихтехнологий».
Организации Национальногобанка действуют на основании уставов, утверждаемых Советом директоровНационального банка.
3. ФункцииНационального банка
 
Национальный банкдействует в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РеспубликиБеларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательнымиактами, настоящим Уставом.
Национальный банквыполняет следующие функции:
разрабатывает Основныенаправления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно сПравительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитнойполитики Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами;
осуществляет эмиссиюденег;
регулирует денежноеобращение;
регулирует кредитныеотношения;
организуетфункционирование платежной системы Республики Беларусь;
является для банковкредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
осуществляет валютноерегулирование;
организует и осуществляетвалютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки инебанковские кредитно-финансовые организации в соответствии сзаконодательством;
выполняет функциицентрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумагНационального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
осуществляет выпуск(эмиссию) ценных бумаг Национального банка;
выполняет функциифинансового агента Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных ираспорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местныхбюджетов и консультирует их по этим вопросам;
дает согласие на осуществлениебанками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценнымибумагами в случаях, предусмотренных законодательством;
осуществляетгосударственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовыхорганизаций;
осуществляет лицензированиебанковской деятельности;
регулирует деятельностьбанков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному иликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;
устанавливает правила ипорядок осуществления банковских операций;
устанавливает для банкови небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковскиххолдингов* требования по осуществлению ими внутреннего контроля;
согласовывает выпускиценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях,предусмотренных законодательством;
устанавливает для банкови небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению имиопераций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовымиинструментами срочного рынка;
осуществляетметодологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью вбанковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета ифинансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковскихкредитно-финансовых организаций;
устанавливает для банкови небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составлениястатистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством;
разрабатываетнациональные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков инебанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международнымистандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководствоведением в них бухгалтерского учета и отчетности;
определяет порядокпроведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;
осуществляет операции,необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
организует расчетное и(или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций,указанных в пункте 16 настоящего Устава, и иных организаций в случаях,предусмотренных в законодательных актах, а также управляющих в процессеконкурсного производства по делам о банкротстве банков;
организует составлениеплатежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционнуюпозицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;
по согласованию сПрезидентом Республики Беларусь создает золотовалютные резервы и управляет имив пределах своей компетенции;
формирует золотой запасГосударственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РеспубликиБеларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;
устанавливает ценыпокупки-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлениибанковских операций;
устанавливает порядокоткрытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках инебанковских кредитно-финансовых организациях на территории РеспубликиБеларусь, а также условия открытия резидентами таких счетов в банках и иныхкредитных организациях за ее пределами;
устанавливает совместно сГосударственным таможенным комитетом по согласованию с Министерством финансовпорядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы драгоценных металлови драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
организует инкассацию иперевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценныхметаллов, драгоценных камней и иных ценностей;
осуществляет контроль заобеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках инебанковских кредитно-финансовых организациях;
анализирует ипрогнозирует состояние денежно-кредитных отношений, отношений в областивалютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса РеспубликиБеларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическимразвитием Республики Беларусь, публикует соответствующие статистические данныеи материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном изданииНационального банка;
заключает соглашения сцентральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранныхгосударств;
осуществляетметодологическое регулирование применения информационных технологий вбанковской деятельности;
разрабатывает стандарты иорганизует сертификацию программно-технических средств в области банковскихуслуг и технологий;
осуществляет депозитарнуюдеятельность в порядке, определенном законодательством;
организует получение отбанков и небанковских кредитно-финансовых организаций Республики Беларусьсведений об исполнении кредитных договоров, их формирование, обработку ихранение.
Выполняет другие функциив соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и инымизаконодательными актами.
Для выполнения своихфункций Национальный банк может открывать представительства в иностранныхгосударствах
4. Нормативныеправовые акты НБ РБ
Национальный банк впределах своей компетенции принимает (издает) нормативные правовые акты(постановления Правления Национального банка и Совета директоров Национальногобанка), обязательные для выполнения республиканскими органами государственногоуправления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками инебанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами,действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.
Национальный банк вправепринимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с ПравительствомРеспублики Беларусь или республиканскими органами государственного управления.
Нормативные правовые актыНационального банка должны соответствовать законодательным актам РеспубликиБеларусь. В случае противоречия нормативного правового акта Национального банказаконодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный актРеспублики Беларусь.
Нормативные правовые актыНационального банка подлежат включению в Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь.
Нормативные правовые актыНационального банка направляются в Национальный центр правовой информации длявключения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь в порядке исроки, определенные законодательством.
Нормативные правовыеакты, принятые (изданные) Национальным банком совместно с ПравительствомРеспублики Беларусь или республиканскими органами государственного управления,направляются в этот центр органом, указанным первым в числе принявших(издавших) нормативный правовой акт, если иное не установленозаконодательством.
Нормативные правовые актыНационального банка вступают в силу со дня их включения в Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.
Нормативные правовые актыНационального банка после их включения в Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь и официального опубликования печатаются в периодическомпечатном издании Национального банка.

Заключение
 
Подводяитог выполненной работы, считаю необходимым отметить:
1.Проводимое Национальным банком денежно-кредитное регулирование являетсянеотъемлемой частью экономической политики государства. Действия Национальногобанка Республики Беларусь должны быть направлены на достижение стратегических итактических целей денежно-кредитной политики, обеспечениесоциально-экономического развития страны, увязаны с бюджетно-налоговойполитикой, прогнозом платежного баланса Республики Беларусь.
2. Как механизм,исключающий преграды для финансирования государственного сектора, былапроведена разработка и принят Банковский кодекс, который должен определил:систему и статус распорядительных банковских органов, их полномочия в отношениикоммерческих банков; статус и степень независимости Национального банка;порядок создания и прекращения деятельности кредитно-финансовых организаций, втом числе порядок формирования уставного фонда; права и обязанностикредитно-финансовых учреждений, их кредиторов, вкладчиков и клиентов;ответственность кредитно-финансовых учреждений; регламентацию процедуры ихсанации и банкротства; правовые нормы по страхованию вкладов и т. д. Важноопределить меру участия Национального банка в бюджетном процессе. Необходимоусилить взаимосвязь кредитной политики с общеэкономической политикойгосударства, преодолеть дезинтеграцию бюджетно-налоговой и денежно-кредитнойсфер. Бюджет, налоги, кредит, фондовый рынок, цены, приватизацию, целесообразносвязать в единый механизм, активно воздействующий на процессы воспроизводства.
/>3. Конечными целями денежно-кредитного регулированияявляются: достижение устойчивых в среднесрочном периоде темпов экономическогороста;
существенноеснижение темпов инфляции; уменьшение отрицательного сальдо торгового баланса засчет опережающих темпов роста экспорта по сравнению с импортом;
обеспечениероста инвестиций.
Длясоздания условий по достижению этих целей необходимо средствамиденежно-кредитной политики обеспечить:
-поддержаниетемпов роста денежной массы в тесной связи с темпами роста реального сектораэкономики;
-ростиностранных активов банковской системы республики;
-положительныезначения реальных процентных ставок;
-стабильнуюдинамику валютного курса белорусского рубля.
4. Длядостижения стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики,количественных и качественных параметров целесообразно реализоватьденежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики, которыйпредставляет собой концептуальные направления и подходы к достижениюстратегических и тактических целей обеспечения темпов роста экономики страны,снижения темпов инфляции и безработицы, недопущения отрицательного сальдоторгового баланса на основе комплексного и гибкого применения инструментовденежно-кредитной политики (учетной ставки, порядка проведения операций наоткрытом рынке, норм обязательных резервов, политики в области валютного курса,обязательных экономических нормативов) и системы мер по повышению эффективностифункционирования банковской системы.
Представляетсянеобходимым реализовать систему мер по регулированию двух противоречивыхмакроэкономических тенденций: с одной стороны — укрощение инфляции, с другойстороны — обеспечение роста ВВП и уменьшение безработицы. В отличие от классическихзападных подходов, которые решают раздельно или проблему инфляции, или проблемуроста объема производства и сокращения безработицы, сочетание денежно-кредитнойполитики «дорогих» денег и селективного подхода к использованию политики«дешевых» денег (только в целях обеспечения инвестиций и воспроизводства)позволяет регулировать процессы увеличения ВВП, снизить безработицу и инфляцию.В итоге денежно-кредитная политика должна быть не жесткой или мягкой, астимулирующей эффективное производство.
Целиденежно-кредитной политики определяют содержание и структуру денежно-кредитногомеханизма государственного регулирования экономики, которое включает политикуНационального банка в области учетной ставки, операций на открытом рынке вобласти обязательных резервов, валютного регулирования, установленияэкономических нормативов для регулирования банковской деятельности.
5. Вцелях повышения эффективности функционирования банковской деятельностинеобходимо более широко использовать принцип независимости Национального банкаРеспублики Беларусь, который является необходимым условием стабильностиденежно-кредитной системы, повышения эффективности регулирования денежнойсферы. Усилившиеся на современном этапе тесные связи между Национальным банкоми правительством не означают, что государство может безгранично влиять наполитику Национального банка. Существенная степень независимости последнегоявляется необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередковступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. Это особенноважно в плане ограничения возможности правительства по использованию ресурсовНационального банка для покрытия бюджетного дефицита или финансирования заранееневозвратных кредитов. В связи с этим представляется целесообразным, присохранении статуса Национального банка Республики Беларусь в предусмотренномзаконодательством режиме, найти решение проблемы механизма взаимодействияправительства, министерств и ведомств с Национальным банком, не отказываясь отнаработанных и оправданных механизмов.
6.Необходимым условием развития любой сложноорганизованной социальной системы, неограниченной принципом единоначалия, является наличие диалектическихпротиворечий между различными органами ее управления, а в вытекающей отсюданеобходимости компромиссов берут свое начало взаимное сдерживание и равновесиеэтих органов, которые обеспечивают соблюдение законных прав управляемыхсубъектов. Государственное управление банковской системой обеспечиваетсоблюдение законных прав и интересов кредитных организаций, их кредиторов ивкладчиков при условии, если на верхнем уровне банковской системы реализованасистема сдержек и противовесов между различными органами управления.

Список использованныхисточников
 
1. История развития денежно-кредитнойсистемы Беларуси: Учеб. пособие/ Ю.Л. Грузицкий; под. ред. В.Н. Рябцевича. –Мн.: Экоперспектива, 2002. – 172 с.
2. Лемешевский И.М. Экономическаятеория (в трех частях). Ч.1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов. –Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002. – 632 с.
3. Организация деятельностикоммерческих банков: Учебник / Г.И. Кравцова, Н.С. Василенко, И.К. Козлова идр.; под. ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 512 с.
4. Основы банковского дела: Учеб.пособие/ Б.С. Войтешенко, В.В. Козловский, Т.Д. Брежнева и др.; под. ред. Ю.М.Ясинского. – Мн.: Тесей.
5. www.nbrb.by – Официальный сайтНационального банка Республики Беларусь.