Оценка эффективности использования дыхательных тренажеров в оздоровлении детей с аллергопатологией в условиях детского сада

Л. И. Мозжухина, Е. Н. Кузина, Л. Н. Дыбова

Аллергия – это такое состояние, иммунный ответ при котором сопровождается повреждением собственных тканей. Аллергический компонент отмечается в патогенезе многих соматических и инфекционных заболеваний. Патофизиологическими эффектами аллергического воспаления в респираторном тракте являются повышение сосудистой проницаемости и отек тканей, повышение тонуса гладкой мускулатуры и гиперсекреция слизи, что приводит к нарушению бронхиальной проводимости. Это обусловливает наличие в клинической картине таких симптомов, как затрудненное свистящее дыхание, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры.

В последнее время в России наблюдается постоянное распространение аллергической патологии, и в экологически неблагоприятных регионах оно достигает 30-60 % [2]. Дети с хроническими аллергическими и инфекционными заболеваниями верхних и нижних дыхательных путей имеют, как правило, низкий уровень и дисгармоничность физического развития. Образ жизни характеризуется гипокинезией, которая порой усугубляется родительской гиперопекой. Дефицит двигательной активности снижает функциональные возможности организма и адаптивный статус, приводит к неадекватной реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку и вегетативной дисфункции, слабости опорнодвигательного аппарата [3].

По данным С. В. Хрущева, более 65 % детей с заболеваниями органов дыхания имеют ограничение подвижности грудной клетки и диафрагмы [4]. Дискоординация работы мышц, участвующих в акте дыхания, усугубляет вентиляционные нарушения. Регулярная физическая активность, адекватная функциональным способностям растущего организма, способна разорвать формирующиеся порочные круги. Физические упражнения (ФУ) помогают воспитать правильное дыхание и обеспечить рациональную тренировку организма детей. Кроме этого, доказано, что ФУ способствуют выработке иммунных тел, стимулируют функцию коры надпочечников и синтез стероидных гормонов, которые обладают мощным противовоспалительным и десенсибилизирующим действием [3].

Цель исследования: оценить эффективность применения дыхательных тренажеров в оздоровлении детей дошкольного возраста с аллергическими заболеваниями органов дыхания в условиях детского сада.

Материалы и методы исследования

Работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад присмотра и надзора №10» (МДОУ №10) г. Ярославля, в котором с 2009 года реализуется программа «Здоровьесохраняющие формы работы в дошкольном учреждении». Обследовано 39 детей в возрасте 5-7 лет, посещающих ДОУ в течение не менее трех лет. Основную группу составили 20 детей (16 мальчиков и 4 девочки), которые в течение года ежедневно занимались дыхательными упражнениями с использованием трешолдов дополнительно к плановым профилактическим мероприятиям. В группу сравнения вошли 19 детей (14 мальчиков и 5 девочек), с которыми на протяжении того же периода времени проводился только комплекс общих оздоровительных мероприятий.

В нозологической структуре преобладали сочетанные аллергические заболевания кожи и респираторного тракта (табл. 1).

Для занятий с детьми основной группы использовались дыхательные тренажеры фирмы Respironics inc. (США) – трешолды (Threchold IMT). Thredshold IMT представляет собой тренажер дыхательных мышц, который помогает повысить их силу и выносливость за счет упражнений аналогично тому, как это происходит при тренировке других мышц тела с применением отягощения. Занятия с трешолдами проводились ежедневно продолжительностью 5-7 минут, при этом в начале исследования сопротивление составляло 5 мм водного столба, а к концу – 25 мм водного столба.

Таблица 1

Нозологическая структура обследованных детей

Группа обследования

Основная группа

Группа сравнения

Нозологическая форма

абс.

%

абс.

%

БА

7

35

5

25

АР

10

50

8

42

АД

13

61

12

62

Сочетание

заболеваний

19

91

17

83

Примечание: p>0,05; БА – бронхиальная астма; АР – аллергический ринит; АД – атопический дерматит.

За основу оценки эффективности проводимых мероприятий были взяты количественные показатели физического развития и функциональных возможностей детского организма в ходе оздоровительного процесса. При этом использовались следующие параметры:

1. антропометрические: масса и длина тела с оценкой по региональным стандартам, расчет индекса массы тела (ИМТ);

2. респираторные тесты:пикфлоуметрия (ПФМ) – пиковая скорость выдоха, спирометрия (жизненная емкость легких – ЖЕЛ);

3. силовые тесты, характеризующие функциональную активность мышечной системы: динамометрия (ДМ) – сила мышц кистей рук (СМКР), экскурсия грудной клетки (ЭГК), сила мышц спины (Бмс), сила мышц живота (Бмж).

4. количественная оценка уровня физического здоровья (УФЗ), по Г. Л. Апанасенко (1992), с определением жизненного индекса, индекса Робинсона, силовой выносливости, индексов антропометрии и Руфье [1]. При сумме баллов 11 баллов – высокий.

Оценка результатов проводилась в соответствии с общепринятыми стандартами [1]. Анализ эффективности оздоровления проводился на основании сопоставления данных двух медицинских осмотров – в начале и в конце учебного года. Для всех параметров, характеризующих функциональное состояние организма, рассчитывался коэффициент прироста по специальной формуле В. И. Усакова: высокий коэффициент соответствовал >15 %, средний – 8-14 %, низкий –

Результаты и обсуждение

Исходные антропометрические параметры детей представлены в табл. 2

Таблица 2

Исходные антропометрические параметры у обследованных детей

Группа обследования

ИМТ

^±m)

Нормальные значения антропометрии

Дефицит массы

Избыток массы

абс.

%

абс

%

абс

%

Основная группа

16,5

(кг/м2)

12

60

2

10*

6

30*

Группа сравнения

16,1

(кг/м2)

14

76

1

5

4

19

Примечание: * – p

Среди пациентов основной группы достоверно чаще (p

Таблица 3

Исходные функциональные параметры у обследованных детей

Показатели

Основная группа ^±m)

Группа сравнения ^±m)

ПСВ (л/мин.)

164,3±1,5*

150,6±2,1

ЖЕЛ (мл)

1272,4±21,3*

1227±13,6

ЭГК (см)

4,9±0,2

4,0±0,5

Гмс (сек.)

27,3±4,3

30,5±5,8

Гмж (сек.)

30,5±5,7

23,5±3,2

МСКР (кг)

7,0±2,4

8,0±3,1

УФЗ (усл. ед.)

4,8±1,6

4,9±1,4

Примечание: * – p

Коэффициент прироста функциональные показателей у детей

Таблица 4

Показатели

Основная группа (%)

Группа сравнения (%)

ИМТ (кг/м2)

-2,0

+2,0

ПСВ (л/мин.)

6,3

5,9

ЖЕЛ (мл)

11,5

12,1

МСКР (кг)

18,7

17,5

ЭГК

26,0*

15,0

Бмс (сек.)

68,9*

23,6

Бмж (сек.)

68,8*

37,2

УФЗ (усл. ед.)

12,6

16,8

Примечание: * – p

Прирост параметров, характеризующих функциональную активность мышечной системы (ЭГК, Бмс, Бмж), был достоверно выше в группе детей, которые дополнительно занимались дыхательной гимнастикой с трешолдами (p

В то же время коэффициент прироста показателей ПСВ и ЖЕЛ, количественной оценки УФЗ был несколько выше в группе детей, получающих только общий комплекс оздоровления. Это обусловлено тем, что у четверых детей основной группы на фоне нарушения родителями гипоал- лергенного режима и базисной терапии в течение года регистрировалась потеря контроля над симптомами БА. На период болезни они не посещали ДОУ и не занимались дома в полной мере физическими упражнениями, в том числе дыхательной гимнастикой. В связи с этим требовалось время для восстановления функциональных возможностей основных систем организма (дыхательной и сердечно-сосудистой), количественная оценка деятельности которых в покое и после физической нагрузки входит в структуру УФЗ. Полученные результаты указывают на необходимость усиления работы по повышению медицинской активности семьи, имеющей больного БА.

Заключение

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об эффективности системы оздоровления дошкольников с аллергическими заболеваниями в условиях специализированного детского сада. В течение года отмечается значительный прирост показателей уровня физического здоровья. В группе детей, дополнительно занимающихся дыхательной гимнастикой с использованием трешолдов, наблюдается более высокий, чем в группе сравнения, коэффициент увеличения параметров (p

Список литературы

1. Апанасенко, Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека [Текст] / Г. Л. Апанасенко. – СПб., 1992. – 123 с.

2. Кучма, В. Р., Степанова, М. И. Актуальные гигиенические проблемы дошкольного образования [Текст] / В. Р. Кучма, М. И. Степанова // Материалы Всероссийской НПК с международным участием «Современные проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях». – Москва, 2011. – С. 9-16.

3. Соколова, С. Б. Гигиеническая оценка эффективности оздоровительной работы среди часто болеющих детей в дошкольных образовательных учре

ждениях [Текст] / С. Б. Соколова // Материалы Всероссийской НПК с международным участием «Современные проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях». – Москва,

2011.- С. 202-203.

4. Хрущев, С. В., Симонова, О. И. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания [Текст] / С. В. Хрущев, О. И. Симонова. – М. : Медицина, 2006. – С. 16-19, 179-242.

5. Haland G., Carlsen K. C., Sandvik L., Devulapalli

C.S., Munthe-Kaas M.C., Pettersen M., Carlsen K.H. Re- dused lung function at birth and the risk of asthma at 10 years of age. N. Engl J. Med. 2006; 355:1682-1689.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.yspu.org

Дата добавления: 29.06.2014