Рефератпо философии«Сущностьчеловеческого бытия».
Размышление отом, кто есть человек, всегда было основным для
философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось,что главное — это отношение человека к этим явлениям жизни и понимание имсамого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Вдревности человек – в центре мира, в период распада греческого мира – целаясущность человека делится на две части душу и тело. Между ними идёт война, ачеловек в ней – поле битвы и трофей. В конце XIX – начале XX вв. появиласьфилософская антропология – учение о человеке (Шелер, Плеснер, Гегель).Аристотель в человеке видел «разумное животное», американский просветитель Б.Франклин — животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше — «больное животное», М.Шелер — «неудовлетворенное животное». Человека боготворили, и, напротив,подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратится» и поэтому, какговорил царь Соломон, все «суета сует и томление духа». Жизнь человека тоничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно очевидностало это в конце XXв., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и, в то жевремя стало ясно, что единственная подлинная ценность — это человек.
Почему человекостается загадкой для самого себя? Почему, познав и даже «покорив» природу,познав в какой — то мере основные законы развития общества, человек чувствуетсебя не уверенно и жизнь его часто полна трагизма? Ответить на эти вопросы непросто, и первое что нужно уяснить, — это парадоксальность ситуации познаниячеловеком самого себя. Чтобы что-то изучать, надо как бы отойти в сторонупосмотреть на предмет изучения объективно, исключив субъективные чувства иэмоции. Так поступают естественные науки (физика, химия, биология). Может лифилософия, антропология, наука о человеке, изучать человека объективно, а еслиможет, то до какой степени? В этом суть вопроса, в этом своеобразный парадокссамопознания человека. Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз: «Познайсамого себя», хорошо понимая, что человек сам для себя является наиболеетрудным предметом. Но вполне уместно задать вопрос — занимается ли философияпознанием человека как такового или ее интересует особый, свой угол зрения начеловека?
Очевидно, чточеловека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина,гигиена, психология и т.д. Вмести с педагогикой, юриспруденцией и рядом другихдисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играетособую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека ивыделяя понятие его сущности. Она является центральным для философскойантропологии, т.е. области философского знания, направленной на постижениефеномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как особый,специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы исущности.
Эти два основныхпонятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой посодержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимсяпостичь отличие человека от естественного бытия и, прежде всего от животных.Это усматривается либо в каком — то одном, главном качестве человека,отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо вкомплексе качеств. Человек превосходит по разуму и повадкам любое животное. Егопревосходство заключается в создании орудий труда, самообороны, нападения. Онможет уступать животному в скорости силе и т.п., но он может победить ихловкостью и хитростью (создать ловушку, лук, ружьё и т.п.).
Однако затридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснитьчеловека исчерпывающем образом, исходя из какого — то одного качества илисвойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался болеезагадочным, чем это представлялось вначале. Недаром в религиозном сознаниисущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так илииначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью егоуникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способенвыходить за приделы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самимсобой. У человека нет какой — то одной, раз и навсегда данной ему «природы»,так же как и неизменной «сущности». И то и другое — исторически изменяющиесяхарактеристики человека. Сказать, что человек по своей «природе» добр или зол,эгоистичен или альтруистичен, раб или царь, червь или частица Космоса, — значитвыразить только частичное, абстрактное знание о человеке. Поэтому определенияприроды и сущности человека не исходный пункт для философии, а ее конечнаяцель. Более того, и природу и сущность человека невозможно выразить в каком — то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятия выражают коренное ине устранимое противоречие человеческого бытия.
Суть его вдвойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно — природе и обществу, телу и духу. Человек, так или иначе, решает эту проблему,которую можно назвать проблемой существования, экзистенции. Впервые вотчетливой форме проблему достижения гармонии между телом и духом, природой иобществом выразил около 1350 г. до н.э. Египетский фараон Эхнатон и примерно вэто же время еврейский пророк Моисей, а между 600 и 500 гг. до н.э. об этом жеговорили Лао-Цзы в Китае, Будда в Индии, а в Персии Заратустра. Все они училитому, как человеку стать человечным, каквыйти за пределы своей природной ограниченности, как приобщится к высшемусмыслу жизни. Христианство и ислам, спустя пятьсот и тысячу лет соответственно,принесли эти идеи народам Средиземноморья, Европы и Азии.
Определениесущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, егобытия. К. Маркс усматривал сущность человека в совокупности (ансамбле)общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру вразные исторические эпохи. Понять человека по Марксу, значит понять общество, вкотором он живёт. Чтобы понять, как, когда и почему возникают общественныеотношения, необходимо обратиться к генезу (происхождению) человеческого рода, кранним этапам его эволюции.
С давних времёнчеловек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многиефилософы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришелон в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти.
Для Сократасмысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянномсамопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Преодоление неведенияпредполагает поиск того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истинаи заблуждение. Согласно Платону, счастье (блаженство) возможно лишь в загробноммире, когда бессмертная душа — идеальная сущность в человеке — освобождается отоков бренного тела. Природа человека, считает Платон, определяется его душой,точнее, душой и телом, но с преимуществом души над телом, божественногобессмертного начала над смертным, телесным. По учению Платона, человеческаядуша состоит из трех частей: первая из них выражает идеально — разумнуюспособность, вторая – вожделяюще-волевую, третья -инстинктивно-аффектную. Взависимости от того, какая из этих частей берет верх, зависит судьба человека,направленность его деятельности, смысл его жизни. На вопрос, о чем человекдолжен мечтать, Антисфен говорил: «О том, чтобы умереть счастливым».«Тот, кто хочет быть бессмертным, — говорил он, — должен вестиблагочестивую и праведную жизнь». «Государства погибают тогда, когдаперестают отличать дурных от хороших».
В отличие от славянского язычества (основнымимировоззренческими доминантами которого были антропоморфизация природы инатурализация человека) и эллинского типа культуры (где мерой всех вещейявлялся героизированный человек) принятое Русью христианство диктовалокачественно иную концепцию человека. Основой всех основ и мерой всех вещейстало высшее духовное субстанциональное первоначало. Через осознание своеймалости, греховности, даже ничтожности перед абсолютностью идеала и встремлении к нему человек получил, перспективу духовного развития, его сознаниестановится динамично направленным к нравственному совершенствованию. Совесть,нравственная чистота, стремление творить добро, совершать духовные подвигистановится стержнем личностного самосознания, поведения лучших представителейрусского народа, гарантами его социального развития. Средства нравственного,духовного становления, борьбы личности против ее подавления на разных этапахсредневековой истории Руси были различны — от стремления к духовномусамоуглублению в духе Нила Сорского до бунтарского протеста протопопа Аввакумав защиту народных традиций от их сознательного разрушения сверху.
Проблемачеловека занимает одно из центральных мест в философии французскогоПросвещения. Свое понимание человека французские материалисты противопоставлялирелигиозно-философской антропологии, решительно отвергали дуалистическуютрактовку природы человека, как сочетания телесной, материальной субстанции инематериальной, бессмертной души. Что касается философов-деистов, то Руссодопускал бессмертие души и загробное воздаяние, тогда как Вольтер отрицал, чтодуша бессмертна, а по поводу того, что возможна ли «божественнаясправедливость» в загробной жизни, предпочитал хранить «благоговейноемолчание».
Стремление к последовательно материалистическому решениюпроблемы человека получило яркое выражение в сочинениях Ламетри, Дидро иГельвеция. Мотивом их философской антропологии является положение оматериальном единстве человека, теснейшей зависимости «способностейдуши», всех психических процессов, начиная с ощущения и кончая мышлением,от нервной системы и мозга, от состояния «телесной субстанции». Всоответствии с такой точкой зрения смерть тела рассматривалась как причинапрекращения всей психической деятельности человека, как естественное изакономерное завершение земной жизни, единственно возможной и реальной. Человеки душа две части одного целого. Человек не может существовать без души.
Особенностьчеловеческого бытия определяется: 1) возможностью регулировать свои потребностив пределах и формах, определяемых обществом; 2) человек — пересечениеотносительно разных бытовых измерений — а) реально существует отдельный человек (мыслящая и чувствующая вещь), б)человек — существо разумное, находящееся на определенном витке развития, в)человек — социально-историческое существо. Человеческое бытие — реальность,объективная по отношению к сознанию отдельных поколений и людей.Человек-песчинка в невообразимом мире, но люди способны особенно сильно (в томчисле и пагубно) влиять на мир и на самих себя.
В отличие отживотных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человекавчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Незная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек утратил ясноепредставление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего идругие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм).
Цель человека,животного и растения – существование. Отличия от животных и растений: вчеловека есть цель, а не достижение этой цели; человека заботит своё будущее; вчеловеке есть вера, надежда, любовь, злость, месть и т.п. Их нельзя объяснить сточки зрения природы, но они существуют в каждом человеке.
Смысл долженбыть найден, но не может быть создан. Создать можно лишь субъективный смысл, простоеощущение смысла, либо бессмыслицу. Смысл не только должен, но и может бытьнайден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом,совесть — это орган смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тотединственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации. Какнеповторима каждая отдельная ситуация, так же уникален и каждый отдельныйчеловек. Каждый день и каждый час предлагают новый смысл, и каждого человекаожидает другой смысл. Смысл есть для каждого, и для каждого существует свойособый смысл. Из всего этого вытекает, что смысл должен меняться как отситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Однако смысл вездесущ. Неттакого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело, инет такой ситуации, в которой нам бы не была предоставлена жизнью возможностьнайти смысл.
Человек нетолько ищет смысл в силу своего стремления к смыслу, но и находит его, а именнотремя путями. Во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо.Во-вторых, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то, и, наконец, он видитсмысл в том, чтобы кого-то любить. Но даже в безнадежной ситуации, передкоторой он беспомощен, он способен видеть смысл.
Существуетопределение, гласящее, что смыслы и ценности — не что иное, как реактивныеобразования и механизмы защиты. Но являются ли смыслы и ценности стольотносительными и субъективными, как полагают? Смысл относителен постольку,поскольку он относится к конкретному человеку, вовлеченному в особую ситуацию.Можно сказать, что смысл меняется, во-первых, от человека к человеку и,во-вторых, от одного дня к другому, даже от часа к часу. Конечно,предпочтительнее говорить об уникальности, а не об относительности смыслов.Уникальность, однако, — это качество не только ситуации, но и жизни как целого,поскольку жизнь — это вереница уникальных ситуаций. Человек уникален как всущности, так и в существовании. В предельном анализе никто не может бытьзаменён — благодаря уникальности каждой человеческой сущности. И жизнь каждогочеловека уникальна в том, что никто не может повторить ее. Нет такой вещи, какуниверсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций.Однако среди них есть и такие, которые имеют нечто общее, и, следовательно,есть смыслы, которые присущи людям определенного общества. И даже более того — смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории.
Среди всехвещей, которыми гордится человек, непревзойденное значение занимает его ум.Именно он позволяет ему знать, что существует такое явление, как смерть, иразмышлять о его значении. Как только человек родился и вырос, чтобы думать онуже задумывается о смерти. Никто не хочет умирать, многих мучает так же истарость, со старостью приходит немощность и т.д. Животные не могут делатьэтого; они не осознают и не предвидят, что придет день, и они погибнут. Передживотными не стоит проблема смерти или трагедии смерти. Они не спорят овоскресении и вечной жизни. Лишь люди могут спорить об этом, что они и делают.С точки зрения некоторых культур человек имеет несколько жизней, в которых онне помнит о своих предыдущих воплощениях. С другой стороны, если человекпризнаёт смерть, то он признаёт всю бессмысленность своей жизни. Вывод изтакого спора чаще всего заключается в том, что эта жизнь есть всё. Смерть нетолько избавление от болезней и старости, но и от духовных мучений и страданий.Истина относительно смерти освобождает нас и от унизительного страха, и отлегковерного оптимизма. Она освобождает нас от лести самим себе и отсамообмана. Люди не только могут вынести эту истину, касающуюся смерти, — онимогут подняться выше её, к гораздо более благородным мыслям и действиям, чемте, которые сосредоточиваются вокруг вечного самосохранения.
Мечта людей оличном бессмертии родилась в глубине веков. Она имела и религиозно — пессимистические (когда бессмертными считались только боги), ирелигиозно-оптимистические формы (когда люди верили в вечную загробную жизнь).Но время шло, и вера иссякла. Человек все чаще отрекался от богов, и вот ужеявляются сонмы не верующих ни в богов, ни в посмертное вечное блаженство. Онижаждут земных радостей, и можно сказать, что борьба с преждевременной смертью,за долгую и счастливую жизнь (если не для себя, то по крайней мере, для своихпотомков) составляет основную цель всего исторического развития человечества.От рождения до смерти мы можем жить нашей жизнью, работать ради того, что мысчитаем дорогим, и наслаждаться этим. Мы можем придать нашим действиям значительностьи наполнить наши дни на земле смыслом и размахом, которых не сможет уничтожитьи наш конец — смерть. Как было сказано: « Пока я живу — смерти нет, когданаступила смерть – меня нет». В некоторых догмах смерть рассматривается каксмысл жизни.
Литература:
1. Богомолов А.С.Современная буржуазная философия и религия.
2. Ильенков Э.В.Философия и культура.
3. Хайдеггер М. Времяи бытие.
4. Спиркин А.Г.Основы философии: Учебное пособие для вузов.
5. Ковригин Б.В.Философское миропонимание.
6. Философия: Частьвторая: Учебное пособие для вузов.
7. Философскоемиропонимание. Учебное пособие.