Импрессионизм в лирике А.А. Фета Поэтическаяпозиция Афанасия Афанасьевича Фета 1820, Новоселки Орловскойгубернии – 1892, Москва долгое время трактовалась неправильно.Фета считали жрецом чистого искусства , однако, если обратитьсяк его творчеству, даже программное фетовское заявление Незнаю сам, что буду петь – но только песня знает может быть понятоне как поэтический каприз
, а как отзывчивость поэта на измененияокружающего мира. Поэтический инструмент очень чуток, любоеколебание в природе, изменение состояния души тут же отзоветсяв стихах. Фета-стихотворца ведет вперед впечатление о мире вокругнего, это впечатление живыми образами передается человеку, читающемуего стихи. Основываясь на впечатлении, он создает целый яркий,сочный мир вокруг читателя. Искусствопоэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, ведетего среди житейских
невзгод Уносимое сердце в звенящую даль, Гдекак месяц за рощей печаль Вэтих звуках на жаркие слезы твои Кроткосветит улыбка любви. Одитя! как легко средь незримых зыбей Доверятьсямне песне твоей . Певице ,1857 Назначениепоэта – воплотить невоплощенное, быть соединительным звеноммежду разрозненными частями мира и человеческими душами Датьжизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец – Вот чем певец лишь избранный владеет, Вотв чем его и признак и венец! Одним толчком согнать ладью живую ,1887 Фетизвестен и как певец природы. Действительно, природа в его стихахзапечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ней Светночной, ночные тени, Тени без конца,
Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, и заря, заря Шепот,робкое дыханье , 1850 Фет всвоем стихе играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасноймузыкой. Изменения милого лица и изменения в природе -подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красотумира, пытается ее сохранить в своих стихах.
Думаю, что поэт вводитэту связь между природой и любовью потому, что выразить свои чувстваи впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь иприрода – две самые прекрасные вещи на земле, и я не знаю ничегоболее вечного, чем природа и любовь. Выражая свои впечатления,он в несколько раз увеличивает остроту восприятия, вводя этусвязку. Не толькосостояние природы отражается на состоянии человеческой души.
Природа и люди – составные части единого мира, и через природучеловек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразитьсобственное психологическое состояние. Но природа вечна, деревья останутся холодной красой пугать иные поколенья Сосны , 1854 , ачеловек смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости,надежде на лучшее Неверь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа . Учись у них – у дуба, у березы , 1883 Сочетаниянескольких важнейших мотивов фетовской лирики можно проследитьпо такому стихотворению Какаягрусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. И на душе не рассветает В ней тот же холод, что кругом. Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. А вся надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опятьдуша помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста – И посвященным только зримо Цветет весна и красота . 1862 Картинаприроды зима, серебряные змеи поземки, мрачное небо – это одновременнокак бы и картина человеческой души. Но природа меняется, придет пора, когда снега растают и, надеетсялирический герой, душа опять помолодеет . А кроме того, искусство – это и есть тот родной край , где нет никаких бурь, где цветут весна икрасота . А.А.Фетбыл одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегосякак
стиль в Европе в конце XIX в. Его произведения оказаливлияние не только на русскую, но и на мировую культуру. ВлияниеФета отчетливо видно, если рассмотреть творчество поэтов и художников20-го века. Из авторов начала двадцатого века можно выделитьБлока. Его поэзия очень схожа с поэзией Фета. Особенно у Блокамне напоминает Фета стихотворение Осенняя воля , хотя в это произведениебольше вклинивается окружающая
реальность. До того,как в первый раз в двенадцать лет я прочитал Фета, я был на многихвыставках картин, но раздел, отведенный для импрессионистов, я непонимал. Прочитав Фета, я смог осознать смысл этого направления,его идеи, задачи, что расширило мой кругозор и заставило изменить свои взгляды на некоторые вещи.