Современная игрушка как средство социализации ребенка дошкольного возраста

Курсовая: Игрушка как средство воспитания ребенка-дошкольника

Министерство образования Российской Федерации

Тамбовский государственный университет имени

Г.Р. Державина

Институт социальной работы

Кафедра социальной педагогики

РЕФЕРАТ

на тему:

Современная игрушка как средство социализации

ребенка дошкольного возраста

Студентки 4 курса 1 группы

Института социальной работы

Онощенко С.В.

предмет: педагогическое

мастерство

проверил: Бескровная О.В.

Тамбов 2002

ПЛАН

стр.

1. Введение… .

… .3

2. Влияние игрушки на

психическое развитие ребенка

на разных этапах онтогенеза… .

… .4-7

3. История возникновения игрушки и ее классификация… …8-14

4. Анализ современных игрушек… .14-17

5. Заключение: критерии выбора взрослыми игрушек для детей… ..17-19

6. Список использованной литературы… ..20-21

Введение

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка

является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента

появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку,

это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния

игрушки на ребенка.

В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают,

что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко

использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения

ребенка к жизни взрослых.

Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует

осознанно подходить к ее выбору. Особенно важно это в отношении детей, с

раннего возраста лишенных родительского внимания и заботы: речь, в частности,

идет о детях-воспитанниках учреждений социальной опеки (приютах, детских

домах и т.д.). Специалисты детских социальных учреждений (психологи,

педагоги, социальные педагоги и др.) должны разбираться в «бездонном океане»

игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками,

которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и

развивать позитивные качества у детей.

Для этого специалисту, и в частности, социальному педагогу надо знать, как

использовать игрушку в качестве средства коррекционной психолого-

педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена

игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на

развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка.

Ответить на все эти вопросы невозможно, не рассмотрев историю возникновения

игрушки, ее назначение, а также современные подходы к классификации игрушки,

психолого-педагогические и гигиенические требования к ней.

1. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка

на разных этапах онтогенеза

В своей работе с детьми дошкольного и более старшего возраста социальный

педагог должен опираться на знания об особенностях развития психики ребенка

на более ранних этапах онтогенеза, так как многие трудности, проявляющиеся в

поведении, детей зачастую связаны с несформированностью психических функций

именно в этот период.

Исходя из положения А.Н. Леонтьева о существовании ведущего вида деятельности

в каждом периоде онтогенеза, рассмотрим взаимосвязь характера ведущей

деятельности, особенностей игрушки и ее влияния на развитие психики ребенка.

В первом полугодии жизни ребенка ведущим видом деятельности является

непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со

взрослым, в процессе которого происходит интенсивное развитие личности и всех

психических процессов ребенка. Эмоциональное общение со взрослым стимулирует

познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы, и

способствует становлению действий, направленных на схватывание и удержание

предмета. Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими,

привлекающими внимание ребенка, и вместе с тем удобными и безопасными. Как

правило, ребенок в качестве своих первых игрушек получает подвески, которые

будут привлекать внимание малыша, заставят поворачивать к ним голову, затем

тянуться рукой.

На 3-4 месяце жизни начинается развитие хватания, проявляющееся в попытке

удержать предмет, который взрослый вкладывает в руку ребенка. Поэтому

следующей игрушкой ребенка являются погремушки различного вида, обязательным

требованием к которым является размер и форма, удобные для удержания в руке

ребенка.

Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная

деятельность малыша, которая выдвигается на положение ведущей. Первые

манипуляции очень просты: ребенок схватывает предмет, затем подержав его

некоторое время, выпускает и т.д. Для того, чтобы побуждать ребенка к более

сложным манипуляциям (размахиванию, толканию, сжиманию предмета) взрослый

должен предоставить ему мягкие резиновые игрушки, издающие писк при сжатии,

погремушки, воспроизводящие различные звуки, а также игрушки, меняющие

положение и перекатывающиеся при несильном толкании (резиновый мячик,

неваляшки, пластмассовые шары и т.п.). Когда малыш начнет ползать, к уже

имеющимся игрушкам следует прибавить катающиеся игрушки со встроенным

музыкальным прибором, который при движении издавал бы мелодичные звуки (за

такой игрушкой интереснее ползать).

Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения

к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты,

удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и

определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за

ними в общественном опыте. В период раннего детства осуществляется переход к

предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на

протяжении всего периода.

Усвоение предметной деятельности ребенком происходит через развитие

соотносящих, т.е. приводящих два или несколько предметов (или их частей) в

определенные пространственные соотношения (например, складывание пирамидки из

колец, закрывание коробок крышками), и орудийных действия, т.е. действий, в

которых один предмет — орудие — употребляется для воздействия на другие

предметы (например, ложка, чашка, савок, игрушечные молоток, пила и др.).

Поэтому в этом возрасте у ребенка обязательно должны быть так называемые

дидактические игрушки разного вида (матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши и

т.п.) и игрушки — копии реальных предметов (посуда, ведерко, савочек,

лопатка, лейка и др.).

Внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста начинают зарождаться

другие виды деятельности, такие как игра и продуктивные виды деятельности

(рисование, лепка, конструирование).

Содержание начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное,

укладывает их спать. Дети этого возраста пока только воспроизводят действия с

предметами, которые показал им взрослый (подносят чашку ко рту куклы, кладут

медвежонка и похлопывают по нему). Поэтому у ребенка должны быть куклы,

мягкие игрушки, изображающие различных животных, с которыми ребенок сможет

выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать

спать и т.п.

В дошкольном возрасте игра, которая является одним из средств социализации,

становится ведущим видом деятельности. Ее содержанием является то, что

ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых (реальные действия

взрослых людей, отношения между ними, подчинение правилам, вытекающим из

взятой на себя роли).

В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок отражает только отдельные

действия взрослых, приобретают куклы, игрушечные мебель, посуду, заводные

игрушки, автомобили (легковые и грузовые), игрушки для игры на свежем воздухе

(совок, лопатка, ведро), мягкие игрушки, изображающие различных животных.

В среднем дошкольном возрасте ребенок в игре начинает отражать отношения

между людьми. Этот же процесс продолжается и в старшем дошкольном возрасте,

но акцент смещается на строгое выполнение правил, вытекающим из взятой на

себя роли, каждым участником игры. Поэтому для творческой игры детей этих

возрастных групп нужны такие игрушки, которые позволят им отобразить в игре

содержание труда взрослых, общественных явлений, доступных их пониманию.

Например, для капитана важно иметь подзорную трубу, фуражку с «крабом», врачу

– халат, шприц и т.п.

Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить,

что ее развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая

состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя

другого. Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными

действиями и последующее отделение действия от предмета ребенком раннего

возраста.

Поэтому кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно

должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей:

катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В

процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в

соответствии с этим названием.

К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике

принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.п.

Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда,

также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и

высокого уровня умственного развития.

Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности

должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как

последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых

игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному

развитию ребенка, в частности, его воображению. А ведь все последующее

обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить,

оперировать абстрактными образами и понятиями. Это во-первых.

Во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных

предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы

знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

2. История возникновения игрушки и ее классификация

Примитивный уровень развития производительных сил, характерный для ранних

этапов развития человеческого общества, позволял включать детей в труд

взрослых безо всякой предварительной подготовки, т.е. без специальных

упражнений по овладению орудиями труда.

На более высокой ступени развития общества включение детей в наиболее важные

сферы трудовой деятельности требовало специальной подготовки в форме

овладения простейшими орудиями труда. Возникают их уменьшенные копии,

специально приспособленные к детским возможностям, с которыми ребенок

упражняется в условиях, приближающихся к реальной деятельности взрослых, но

не тождественных с ней. Конкретный вид этих орудий зависел от того, какая

отрасль труда являлась основной в данном обществе. Так, у народов Крайнего

Севера необходимым орудием оленевода, охотника, рыболова являлся нож, топор,

лыжи. К этим типичным для народов Крайнего Севера орудиям, которыми дети

должны овладеть как можно раньше, у охотничьих народов прибавлялись лук и

стрелы, у рыболовов – удочка, у оленеводов – аркан.

Другими словами, отношение между обществом и ребенком в контексте его

социализации и трудовой адаптации можно представить в виде схемы

«общество — игрушка – ребенок», а игрушка является своеобразным

связующим звеном между ними, помогая ребенку войти во взрослую жизнь.

Такая связь отчетливо прослеживается не только во взаимоотношениях, присущих

первобытнообщинному строю, но и на гораздо более поздних этапах общественного

развития. Например, даже к концу XIX века среди игрушек, выпускаемых в

России, можно было встретить такие, как «Крестьянка с детьми», «Скотный

двор», «Сани крестьянские с лошадьми в шерсти». Все они готовили детей к

предстоящей взрослой жизни.

Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального

внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в

создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания.

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину, уже в

первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения

теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования. Он

подчеркивал, что «только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и

сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория

игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая,

плодотворная, устойчивая педагогическая практика»[17, С.].

В своей классификации Е.А. Аркин положил внешние выделил несколько групп

игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1) звуковые игрушки — трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

2) двигательные игрушки — лук, стрелы, бумеранги и т.д.;

3) образные игрушки — изображения животных и куклы;

4) веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

Однако, эта классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации

для социального педагога по использованию игрушки как средства общественного

воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего

воздействия на психику ребенка.

В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в

теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А.

Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и

физического развития ребенка:

— игрушки моторно-спортивные — мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол,

бирюльки, мозаика и т.д. — способствуют развитию крупной и мелкой моторики,

глазомера;

— игрушка сюжетная — люди, животные, транспорт, мебель и пр. –

содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок

выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;

— творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал,

конструкторы, разнообразные модели и т.п. — развивает конструкторские

способности и изобретательство;

— техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные

фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. — также развивает

конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет

интерес к строительству и технике;

— настольные игры способствуют развитию сообразительности,

внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты,

счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;

— веселая игрушка — прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с

вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;

— музыкальные игрушки — поющие птицы, примитивные музыкальные

инструменты, игрушки с музыкальной мелодией — служат средством развития

музыкального слуха;

— театральная игрушка — теневой театр, театр игрушек, марионеток –

подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское

художественное восприятие.

В психологии классификация игрушки разработана В.С. Мухиной. Рассматривая

игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как

средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

— игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка

(погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов

человеческой культуры, орудий);

— игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка

(куклы, мягкие игрушки — изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка,

в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его

поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно

рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его

восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на

новое, появляется предпочтение).

В раннем возрасте ребенок получает так называемые дидактические, то есть

обучающие, игрушки, в действиях с которыми ребенок учится различать,

сопоставлять, называть цвета, формы, величины предметов, получает

представление о количестве и качестве предметов. К этой группе относятся

народные игрушки — мисочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с

разной мелочью, матрешки, пирамидки. Все эти игрушки за последние годы очень

сильно изменили свой внешний вид. Например, игрушки-вкладыши имеют самые

различные формы: геометрических фигур, фруктов и овощей, очертаний

различных животных. Русские матрешки неоднократно меняли цвет и узоры на

своих «нарядах». Но несмотря на эти изменения, неизменной осталась обучающая

функция этих игрушек. Русскую матрешку педагоги и сейчас рассматривают как

классический дидактический материал. С ее помощью ребенка можно научит

сравнивать предметы по высоте, ширине, объему, цвету. Сама конструкция

матрешки и всевозможных игрушек-вкладышей предоставляет ребенку возможность

самоконтроля: попробуйте неправильно собрать матрешку — не удастся, только

вкладывая в большую меньшую, ребенок может последовательно сложить все

фигурки в одну. Поэтому такие игрушки часто называют автодидактическими.

В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек-заместителей реальных

предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда,

игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает

функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура

материала, из которого она сделана, оказывает большое влияние на эмоциональное

отношение к игрушке. Согласно законам восприятия, дети избирательно относятся к

игрушкам, изображающее одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие,

пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулирует

ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение — радость и доброжелательность.

Кроме фактуры материала большое значение для ребенка имеет размер игрушки, ее

пропорции и цвет.

Все куклы, по мнению В.С. Мухиной, также можно разделить на несколько

групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление

общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции:

— «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами,

короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие — белые,

золотистые, рыжие, черные — волосы. Среди них выделяются куклы для любования

— в рост человека и средних размеров;

— характерные куклы ( кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными

определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.;

— куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных

эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление).

Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его

настроению;

— этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты

того или иного народа.

В последние годы игрушки начинают рассматриваться с точки зрения

психотерапевтического воздействия на ребенка, поэтому появляются другие

классификации игрушек. Возникло новое направление — куклотерапия,

использующая в качестве основного приема психокоррекционного воздействия

куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя,

социального педагога, психолога, врача).

Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, американский психолог

Г. Лэндрет предлагает сгруппировать в три большие класса:

Игрушки из реальной жизни. В эту группу входят кукольное семейство,

кукольный домик, марионетки и несуществующие персонажи (Гамби — кукла с

«пустым» (неразрисованным) лицом), которые могут изображать членов реальной

семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение

чувств.

К ним также относятся машина, грузовик, лодка и касса. Эти игрушки особенно

важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, так как

с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких

чувств.

Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. К этой группе относятся ружья

и резиновый нож, крокодил, «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т.п., то есть

игрушки, при помощи которых ребенок может выразить гнев, враждебность и

фрустрацию. Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет

глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой

разрывать на куски.

Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К этой группе

относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют

структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно, возможности

здесь безграничны. Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из

них можно строить — все это дает возможность почувствовать ему, что не

существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда

может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых

детей.

Таким образом, рассмотренные классификации игрушек дают возможность

социальному педагогу представить все многообразие современных игрушек,

понять, что они не только способствует появлению у ребенка определенного

типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний и развитию

позитивных качеств личности (доброжелательность, способность к

сопереживанию), но и помогают ребенку избавиться от уже сформированных

нежелательных проявлений в поведении (тревожность, упрямство, замкнутость,

гнев, враждебность и т.п.).

3 Анализ современных игрушек

Так как игрушка является одним из средств социализации, рассмотрим, какой

социальный опыт помогут усвоить детям современные игрушки.

Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби, к

которой проявляется неоднозначное отношение общественности как в нашей

стране, так и за рубежом.

Рассматривая положительное влияние этой куклы на развитие психики, психологи

В.К.Лосева и А.И.Луньков указывают на то, что она позволяет усвоить

девочкам важный компонент женской роли — роль «красавицы», в то время как

всевозможные «пупсики», «малыши» позволяют освоить роль матери, ухаживающей

за ребенком. Освоение этой роли на Эдиповой фазе (3 — 5 лет), для которой

характерно возникновение у детей интереса к различиям полов, атрибутике

своего пола, дает ощущение психосексуальной идентичности и уверенности в

себе. Запрет на удовлетворение этой потребности может исказить

психосексуальное развитие девочки, внести раскол в ее сознание, создать

чувство собственной неадекватности.

Говоря о возможном негативном влиянии Барби и ей подобных кукол на

психическое развитие ребенка, психологи и педагоги выделяют несколько

аспектов. Во-первых, игры с такими куклами приобщают детей к культу

красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости

вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка

воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и

приводящей к ней бой-френда. В-третьих, вызывает беспокойство содержание игр,

на которые они вдохновляют детей. Вместо того, чтобы играть с плюшевыми

зверюшками, с игрушечными автомобилями, в мячи, кубики и т.п., то есть со

всеми традиционными атрибутами детства, дети дошкольного возраста приучаются

предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам.

За последние годы изменился образ не только «прекрасной куклы», но и образ

кукол-героев современных мультфильмов. Они, как указывалось выше, имеют

характерную внешность, заданность образа поведения, стабильную нравственную

характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Если десять

лет назад на прилавках магазинов можно было увидеть игрушки, являющиеся

носителями качеств, которые наше общество хотело видеть в ребенке, то сегодня

это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир. На смену

Чебурашке, Буратино, Карлсону, выражающих своим поведением реалии российских

отношений, пришли герои зарубежных — американских и японских — мультфильмов:

бэтмен, человек-паук, снайпер, солдат удачи, звездные воины и другие

персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов. Какую же

нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов?

Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью,

сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными

физическими данными, сильно «накаченными» мускулы, которым мог бы

позавидовать любой современный культурист. Большинство этих героев можно

назвать идеальными представителями мужского пола, а их поведение как бы

доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав.

Особое место среди игрушек-героев современных мультфильмов занимают неземные

существа, уродливые гномы, мутанты: тролли, звездные воины, покемоны. Всех их

можно отнести к сказочным персонажам, но если героям российских сказок был

присущ потенциал добра, современные сказочные персонажи несут далеко не

позитивный потенциал, к сожалению, не всегда сразу заметный для окружающих.

Например, покемоны ( от английского карман, мон – сокращенное «монстр») –

герои японского мультфильма, согласно сюжету, принадлежат детям: мальчикам и

девочкам 10-12 лет. Дети обладают обширными знаниями о покемонах, занимаются

их «воспитанием» — тренировкой особых боевых качеств, которые позволят

принимать им участие в боях друг с другом. Владелец победившего покемона в

конечном итоге получает звание мастера.

Сюжет в общих чертах безобидный, если бы не характер боевых качеств,

которыми обладают покемоны: способности к кровососущему укусу, атаке

крыльями, наведению ужаса, царапанью, удару хвостом и т.п.

Таким образом, современные сказочные персонажи своим поведением как бы

утверждают: добро побеждает зло, но только при помощи применения силы.

Казалось бы, что взрослые должны делать все, чтобы ребенок как можно реже

сталкивался с такими сказочными персонажами. Но в нашей стране интерес к этим

персонажам поддерживается как бы искусственно. Например, издается специальный

«Журнал для чемпионов покемонов» тиражом в 27,5 тысяч экземпляров, во втором

номере за 2002 год которого помещен ПОКЕ-справочник, в котором можно

подробно узнать об этих и других «достоинствах» карманных чудовищ.

А на прилавках магазинов игрушек покемонов можно встретить в виде… игрушек

для купания маленьких детей, наряду с традиционными уточками, мячиками,

лодочками и т.п. Малыши с радостью принимают любые игрушки, не подозревая

ничего о «заданности образа». У многих детей игрушки, полученные в детстве,

переходят в разряд любимых. Взрослые при этом не подозревают, что в

младенчестве имеет место такой механизм социализации, как запечатление

(импритинг), то есть образ объектов фиксируется у ребенка на подсознательном

уровне. Естественно предположить, что в более старшем возрасте, когда

обладатель такой игрушки увидит ее на экране телевизора в качестве героя

мультфильма, «сработает» другой механизм усвоения социального опыта –

идентификация, который поможет принять «к руководству» все особенности

поведения своего любимца.

Исходя из утверждения Е.А. Флериной о том, что «тематика и формы игрушки

находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества и развитием

его духовной культуры и педагогических взглядов» (С.12), социальный педагог в

работе с родителями должен обсуждать вопросы о сущности педагогических

взглядов и духовной культуры того общества, которое для своих детей создает

различных монстров, чудовищ, суперменов с ярко выраженными боевыми

качествами, наборы различного вида оружия и т.п.? Какой социальный опыт может

усвоить ребенок, играя в подобные игрушки? Можно ли ожидать проявления у

ребенка, играющего с монстрами, чудовищами, трансформерами, таких качеств,

как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому? Не

нарушается ли при этом логическая цепочка «общество — игрушка — ребенок»?

4 Заключение: критерии выбора взрослыми игрушек для детей

Анализ содержания ведущих видов деятельности и требований к использованию

соответствующих игрушек позволяет рассматривать возраст ребенка как один из

критериев для выбора игрушки.

Другим критерием должен быть опыт ребенка, так как ребенок отображает в игре

то, что видит вокруг. Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра

ребенка с его жизненным опытом, тем четче в ней прослеживаются знания им

назначения предметов (игрушек). Следовательно, приобретать можно игрушки,

смысл которых созвучен опыту ребенка. Отсутствие понимания смысла игрушки,

неумение действовать с ней ведет к тому, что ребенок перестает играть с

такими «непонятными», «неинтересными» игрушками.

При выборе игрушек надо учитывать половую принадлежность ребенка, которая

может стать следующим критерием для выбора игрушек.

Нейропсихологи установили, что уже на первом месяце жизни у мальчиков и у

девочек различаются процессы восприятия и анализа информации. И уже к году

различия в их психике достигают такого высокого уровня, что проявляются не

только в поведении, но и в такой сложной деятельности, как игра. Девочка в 1-

1,5 года уже качает в руках куклу, а мальчик ползает по полу с машинкой и

«гудит». В дошкольном возрасте даже если от старшей сестренки осталось много

кукол, мальчик редко берет их в руки, а девочка значительно меньше брата

интересуется машинками и солдатиками.

В дальнейшем игры детей разного пола опираются на разные виды зрения: у

девочек — на ближнее, у мальчиков — на дальнее. Девочки могут играть в

ограниченном пространстве и все свое «игрушечное богатство» (кукол, их

одежду, мебель, посуду и т.п.) раскладывают перед собой. Мальчикам для их

полноценного психического развития требуется большее пространство, чем

девочкам. Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель. Если

пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную:

лазают по лестницам, забираются на шкаф. Для мальчиков в этом возрасте в

игротеке необходимы наборы солдатиков, спортивные игрушки – мяч,

кольцебросы, велосипеды, самокаты, роликовые коньки, летающие игрушки –

вертолеты, пропеллеры. Для девочек, безусловно, также нужны игрушки,

способствующие их физическому развитию, но многие девочки все же предпочитают

куклы, швейные детские машинки, наборы кукольной посуды, мебели и др.

Таким образом, исходя из анализа особенностей современных игрушек;; возрастных

особенностей развития психики ребенка, проявляющихся в уровне овладения ведущим

видом деятельности, развитии познавательных процессов, личностных особенностях,

можно выделить критерии для выбора игрушки. Согласно им игрушки

не только не будут травмировать психику ребенку, а, наоборот, будут

способствовать его гармоничному развитию и успешному протеканию процесса

социализации. К таким критериям, по нашему мнению, можно отнести как

особенности самого ребенка — возраст, уровень физического развития,

жизненный опыт, половая принадлежность, — так иособенности игрушки

— полезность для психического развития (невозможность провокации ребенка на

агрессию, жестокость, насилие, повышенный сексуальный интерес) и безопасность

для жизни ребенка.

Таким образом, взрослые, покупающие игрушки своему ребенку, должны помнить,

что игрушка — важное средство психического развития и неотъемлемый элемент

процесса социализации ребенка. Выбирая игрушку сегодня, им стоит задать себе

следующие вопросы:

— какие качества я хочу воспитать в ребенке?

— не навредит ли эта игрушка психике и здоровью ребенка?

Список использованной литературы.

1. Абраменкова В. Во что играют наши дети?// Воспитание школьников.-

1998.-№4.-С.33-34.

2. Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга

// Учительская газета.-2000.-№16/17(25 апр.). — С. 8-9.

4. Гигиена детей и подростков/ Под ред. В.Н. Кардаменко, Е.П. Стромской,

Л.П. Кондаковой. — М.,1998.

5. Краснобаева Н. Куклотерапия для Наташи // Социальная защита. — Прил.

«Социономия». — 2002 — №2. — С.16-20.

6. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя

детского сада. — М.: Просвещение, 1980. — 62с.

7. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. — М.,1995.

8. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М.,1998.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства,

отрочества: Учеб. для пед. ВУЗов. — М.: Издат. центр «Академия», 2000. -456с.

10. Мухина В. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование.

— 1997 — №5. — С. 28-33.

11. На вопросы отвечает доктор Добсон // Воспитание дошкольников.-1995 — №2.

— С.21.

12. Стеркина Р.Б. Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы

детских игр и игрушек // Дошкольное воспитание.-1995.-№9. — С.2-6.

13. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и

образование.-1997 — №4. — С.80-82.

14. Смирнова Е.О. Психология ребенка. — М.,1997.

15. Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. — М.:

Просвещение, 1973.

16. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира.

Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. –

СПб., 1998.

17. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.,1999.