Психология эмоциональных состояний

Психологияэмоционального состояния

План
Введение
1. Психология эмоциональных состоянийчеловека
1.1. Виды и роль эмоций в жизничеловека
1.2. Психологические теорииэмоций
1.3 Эмоциональные состояния
Заключение
Список литературы
Введение
Любая деятельность человека связана с осуществлениемпотребностей. Эмоциональные переживания являются одним из способов выраженияпознавательной потребности.
Эмоции – это элементарные переживания, возникающие учеловека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворенияактуальных потребностей. Такое определение эмоций дано в большомпсихологическом словаре.
Эмоциональные состояния являются одно из разновидностьюэмоций, характеризуются большей длительностью, которая может измеряться часамии днями.
По своей модальности эмоциональные состояния могутпредставать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенковнастроения — от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всегоони представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния —это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъектаи объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимисяв ситуации.
Знание психологических основ и природы эмоциональныхсостояний является одним из необходимых факторов саморегуляции поведенияличности.
Выше изложенные положения свидетельствуют об актуальноститемы курсовой работы.
Цель курсовой работы – изучить психологические основыэмоциональных состояний.
Задачи работы:
1.  Раскрыть понятие эмоций, их виды и роль в жизни человека.
2.  Провести обзор психологических теорий по проблеме эмоций.
3.  Описать характеристики эмоциональных состояний.
4.  Привести способы устранения негативных эмоциональных состояний.
/>1.Психология эмоциональных состояний человека/> 1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека
Любая, в том числе и познавательная потребность, даначеловеку через эмоциональные переживания.
Эмоции – это элементарные переживания, возникающие учеловека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворенияактуальных потребностей [17]. Такое определение эмоций дано в большомпсихологическом словаре.
Иными словами, “эмоции — это субъективные психологическиесостояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятногоили неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату егопрактической деятельности” [20, с.26].
Ряд авторов [16] придерживается следующего определения.Эмоции — это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастногопереживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением ихобъективных свойств к потребностям субъекта.
По мнению авторов, в этом определении содержится одна изосновных особенностей эмоций, отличающая их, например, от познавательныхпроцессов — непосредственная представленность в них субъекту отношения междупотребностью и возможностью ее удовлетворения [16].
А.Л. Гройсман отмечает, что эмоции — это форма психическогоотражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическимотражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека ик окружающей действительности, и к самому себе [12].
/>/>/>Виды эмоций
В зависимости от длительности, интенсивности, предметностиили неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции можно разделить наэмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (В.Н.Мясищев).
Эмоциональные реакции характеризуются высокой скоростьювозникновения и быстротечностью. Они длятся минуты, характеризуются достаточновыраженным их качеством (модальностью) и знаком (положительная илиотрицательная эмоция), интенсивностью и предметностью. Под предметностью эмоциональнойреакции, понимается ее более или менее однозначная связь с вызвавшим еесобытием или предметом. Эмоциональная реакция в норме всегда возникает поповоду событий, произведенных в конкретной ситуации чем-то или кем-то. Этоможет быть испуг от внезапного шума или крика, радость от услышанных слов иливоспринятой мимики, гнев в связи с возникшим препятствием или по поводучьего-то поступка и т.д. При этом следует помнить, что эти события — лишьпусковой стимул для возникновения эмоции, причиной же является либобиологическая значимость либо субъективное значение этого события для субъекта.Интенсивность эмоциональных реакций может быть различной — от едва заметной,даже для самого субъекта, до чрезмерной — аффекта [16].
Эмоциональные реакции часто являются реакциями фрустрации каких-товыраженных потребностей. Фрустрацией (от лат. frustatio— обман, разрушение планов) в психологии называют психическое состояние,возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непреодолимого препятствияна пути удовлетворения какой-то потребности, достижения цели или решениязадачи. Тип фрустрационной реакции зависит от многих обстоятельств, но очень частоявляется характеристикой личности данного человека. Это может быть гнев,досада, отчаяние, чувство вины.
Эмоциональные состояния характеризуются: большейдлительностью, которая может измеряться часами и днями, в норме — меньшей интенсивностью,поскольку эмоции связаны со значительными энергетическими тратами из-засопровождающих их физиологических реакций, в некоторых случаяхбеспредметностью, которая выражается в том, что от субъекта может быть скрытповод и вызвавшая их причина, а также некоторой неопределенностью модальностиэмоционального состояния. По своей модальности эмоциональные состояния могутпредставать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенковнастроения — от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всегоони представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния —это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъектаи объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимисяв ситуации.
При отсутствии органических нарушений центральной нервнойсистемы состояние раздражения является по сути дела высокой готовностью креакциям гнева в длительно текущей ситуации фрустрации. У человека возникаютвспышки гнева по малейшим и разнообразным поводам, но в основе их лежитнеудовлетворенность какой-то личностно значимой потребности, о чем сам субъектможет не знать.
Состояние тревоги означает наличие какой-то неопределенностиисхода будущих событий, связанных с удовлетворением какой-то потребности. Частосостояние тревоги связано с чувством самоуважения (самооценкой), которое можетпострадать при неблагоприятном исходе событий в ожидаемом будущем. Частоевозникновение тревоги в повседневных делах может свидетельствовать о наличиинеуверенности в себе как качестве личности, т.е. о неустойчивой или низкойсамооценке, присущей данному человеку вообще.
Настроение человека часто отражает переживание ужедостигнутого успеха или неудач, либо высокую или низкую вероятность успеха илинеудачи в скором будущем. В плохом или хорошем настроении отражаетсяудовлетворение или неудовлетворение какой-то потребности в прошлом, успех или неудачав достижении цели или решении задачи. Не случайно человека в плохом настроении спрашивают,не произошло ли что-нибудь. Длительно текущее сниженное или повышенноенастроение (свыше двух недель), не характерное для данного человека, являетсяпатологическим признаком, при котором неудовлетворенная потребность либодействительно отсутствует, либо глубоко скрыта от сознания субъекта, и ееобнаружение требует специального психологического анализа. Человек чаще всего переживаетсмешанные состояния, например сниженное настроение с оттенком тревоги или радостьс оттенком беспокойства или гнева.
Человек может переживать и более сложные состояния, примеромчего является так называемая дисфория — длящееся два-три дня патологическоесостояние, в котором одновременно присутствует раздражение, тревога и плохоенастроение. Меньшая степень выраженности дисфории может встречаться у некоторыхлюдей и в норме.
Эмоциональные отношения иначе еще называют чувствами.Чувства — это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-тоопределенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением длячеловека. Чувства в широком смысле могут быть связаны с различными объектамиили действиями, например, можно не любить данную кошку или кошек вообще, можнолюбить или не любить делать утреннюю зарядку и т. д. Некоторые авторыпредлагают называть чувствами только устойчивые эмоциональные отношения клюдям. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состоянийдлительностью — они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь, напримерчувство любви или ненависти. В отличие от состояний чувства предметны — онивсегда связаны с предметом или действием с ним.
Эмоциональность. Под эмоциональностью понимают устойчивыеиндивидуальные особенности эмоциональной сферы данного человека. В.Д. Небылицынпредложил при описании эмоциональности учитывать три компонента: эмоциональнуювпечатлительность, эмоциональную лабильность и импульсивность.
Эмоциональная впечатлительность — это чувствительностьчеловека к эмоциогенным ситуациям, т.е. ситуациям, способным вызвать эмоции.Поскольку у разных людей доминируют разные потребности, у каждого человека естьсвои ситуации, которые могут вызвать эмоции. В то же время имеются определенныехарактеристики ситуации, которые делают их эмоциогенными для всех людей. Это:необычность, новизна и внезапность (П. Фресс). Необычность отличается отновизны тем, что имеются такие типы раздражителей, которые всегда будут длясубъекта новыми, потому что для них нет «хороших ответов», это — сильный шум,потеря опоры, темнота, одиночество, образы воображения, а также соединениязнакомого и незнакомого. Имеются индивидуальные различия в степеничувствительности к эмоциогенным ситуациям, общим для всех, а также в количествеиндивидуальных эмоциогенных ситуаций.
Эмоциональная лабильность характеризуется скоростью переходаот одного эмоционального состояния к другому. Люди отличаются друг от другатем, как часто и насколько быстро у них изменяется состояние — у одних людей,например, настроение обычно устойчивое и мало зависит от мелких текущихсобытий, у других, с высокой эмоциональной лабильностью, оно меняется помалейшим поводам несколько раз в день.
Импульсивность определяется быстротой, с которой эмоциястановится побудительной силой поступков и действий без их предварительногообдумывания. Это качество личности еще называют самоконтролем. Различают дваразных механизма самоконтроля — внешний контроль и внутренний. При внешнемконтроле контролируются не сами эмоции, а только их внешнее выражение, эмоцииприсутствуют, но они сдерживаются, человек «делает вид», что он не испытываетэмоций. Внутренний контроль связан с таким иерархическим распределениемпотребностей, при котором низшие потребности подчинены высшим, поэтому,находясь в таком подчиненном положении, они в соответствующих ситуациях простоне могут вызвать неподконтрольных эмоций. Примером внутреннего контроля можетбыть увлеченность человека делом, когда он долгое время не замечает голода(«забывает» поесть) и поэтому к виду пищи остается равнодушным [16].
В психологической литературе распространено также делениеэмоциональных состояний, которые испытывает человек, на собственно эмоции,чувства и аффекты [13].
Эмоции ичувства – личностные образования, социально-психологически характеризующиечеловека; связаны с кратковременной и оперативной памятью.
Аффект [17] – это кратковременное, бурно протекающеесостояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результатефрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычносвязанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. Аффект непредшествует поведению, а формирует на одном из конечных его этапов. В отличиеот эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженнымиорганическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты способны оставлятьсильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Эмоциональнаянапряженность, накапливаемая в результате возникновения афетогенных ситуаций,может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привестик сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, частовлечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии [13, с. 51].
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектовявляется стресс [17] – состояние душевного (эмоционального) и поведенческогорасстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумнодействовать в сложившейся ситуации. Стресс представляет собой состояниечрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникаету человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.Стрессы представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострениисердечно-сосудистых и заболеваний желудочно-кишечного тракта [13, с. 52].
Таким образом, каждый из описанных видов эмоций внутри себяимеет подвиды, которые в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам –интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению,условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамикеразвития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее илибудущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и понейрофизиологической основе.
Роль эмоций в жизни человека
Для человека главное значение эмоций заключается в том, что,благодаря эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью,судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельностьи общение.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений.Эмоции, по мнению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, припомощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условийдля удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительныедвижения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения,т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении ктому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия – оказанияопределенного влияния на того, кто является субъектом восприятияэмоционально-выразительных движений [13].
Замечательным, например, является тот факт, что люди,принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оцениватьвыражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния,такие, например, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.Данный факт не только убедительно доказывает врождённый характер основныхэмоций, но и “наличие генетически обусловленной способности к их пониманию уживых существ” [20, с.34]. Это относится к общению живых существ не толькоодного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, чтовысшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональныесостояния друг друга.
Врождёнными являются далеко не все эмоционально — экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаютсяприжизненно в результате обучения и воспитания [20, с.35].
Жизнь без эмоций так же невозможна, как без ощущений.Эмоции, по утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство,при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иныхусловий для удовлетворения актуальных для них потребностей [10, с.23-24].
У высших животных, и особенно у человека, выразительныедвижения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живыесущества обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходитвокруг. Это — экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являютсяважнейшим фактором регуляции процессов познания.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов,посредством которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего.“Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отрицают отношениямежду мотивациями и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции вдеятельности человека выполняют функцию оценки её хода и результатов. Ониорганизуют деятельность, стимулируя и направляя её” [4, с.56-57].
В критических условиях, при неспособности субъекта найтибыстрый и разумный выход из опасной ситуации, возникает особый видэмоциональных процессов — аффект. Одно из существенных проявлений аффектасостоит в том, что он, как полагает В.К. Вилюнас, «навязывая субъектустереотипные действия, представляет собой определённый закрепившийся в эволюцииспособ „аварийного“ разрешения ситуаций: бегство, оцепенение,агрессию и т. д.» [4, с.44].
На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоцийуказывал крупный отечественный психолог П.К. Анохин. Он писал: «Производяпочти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функцийорганизма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютнымсигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чемопределены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакцииорганизма» [2, с.76].
Благодаря своевременно возникшей эмоции, организм имеетвозможность чрезвычайно выгодно приспосабливаться к окружающим условиям. Он всостоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, неопределив ещё его тип, форму, другие частные конкретные параметры.
Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюциизакрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в егооптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка илиизбытка каких-либо факторов.
Чем более сложно организовано живое существо, чем болеевысокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоциональныхсостояний, которые индивид способен переживать. Количество и качествопотребностей человека соответствует числу и разнообразию характерных для негоэмоциональных переживаний и чувств, причём, “чем выше потребность по своейсоциальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство”[2, с.76-77].
Самая древняя по происхождению, простейшая и наиболеераспространённая среди живых существ форма эмоциональных переживаний — этоудовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, инеудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострениисоответствующей потребности.
 Практически все элементарные органические ощущения имеютсвой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями идеятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояниесопровождается многими физиологическими изменениями организма. (В данной работемы частично пытаемся проследить эту зависимость.)
Чем ближе к центральной нервной системе расположен источникорганических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нём чувствительныхнервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональноепереживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительностиприводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.
Основное эмоциональные состояния, которые испытываетчеловек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувствапредвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, находятсякак бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека сточки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для еёудовлетворения предстоящего действия или деятельности. “Эмоции,- полагает А.О.Прохоров,- могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они,как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутреннихпереживаний, передаются другим людям, сопереживаются” [4, с.110].
Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении,иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошоскрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже невсегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, посколькунаправлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычногораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека,напротив, внешне весьма заметны.
Чувства же носят предметный характер, связываются спредставлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоитв том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная отнепосредственных чувств и кончая вашими чувствами, относящимися к духовнымценностям и идеалам. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в егообщении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего егомира человек стремится действовать так, чтобы укрепить и усилить своиположительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могутпроизвольно регулироваться.
 
1.2. Психологические теории эмоций
Многочисленными физиологическими изменениями в организмесопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развитияданной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связатьфизиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, чтокомплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы,действительно различны.
Стремление найти первопричинуэмоциональных состояний обусловило появление различных точек зрения, которыенашли отражение в соответствующих теориях [11].
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций учеловека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связибиологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В нейбыло доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, нои психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного ичеловека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнемвыражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движенияхмного общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли воснову теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласноэтой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важныеприспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям иситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональныесостояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, поДарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакцийорганизма.
Современнаяистория эмоций начинается с теории Джемса-Ланге, по которой первопричинамиэмоций являются органические (физические, телесные) изменения.
Обязательная включенность телесных реакций в эмоциональныепереживания послужила У. Джемсу, выдающемуся американскому психологу,основанием для формулировки теории эмоций, в соответствии с которой субъективнопереживаемые эмоции есть не что иное, как переживание телесных изменений,происходящих в организме в ответ на восприятие какого-то факта.
Отражаясь впсихике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональноепереживание соответствующей модальности Согласно этой точке зрения, сначала поддействием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения ворганизме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Таким образом,периферические органические изменения, которые до появления теории Джемса-Лангерассматривались как следствия эмоций, стали их первопричиной.
В доказательство Джемс предлагает нам представить себекакую-нибудь эмоцию и мысленно вычесть из всего комплекса переживаний всеощущения телесных органов. В результате мы увидим, что от эмоции ничего неостанется. Образно эту зависимость, по Джемсу, можно выразить формулой: «Мыплачем не потому, что нам грустно, но нам грустно потому, что мы плачем» [16].
Альтернативную точку зрения на соотношение органических иэмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тотфакт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разныхэмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразиюнедостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественныеразличия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, сизменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновениеэмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительныеструктуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции жеобычно возникают и развиваются довольно быстро.
Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса–Лангеоказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступленияорганических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле ителесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникаютпочти одновременно.
В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всехструктур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связандаже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. Вэкспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическимивоздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями,такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).
Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назватьконцепции Джемса–Ланге и Кеннона–Барда) получила дальнейшее развитие подвлиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возниклаактивационная теория Линдсея–Хебба. Согласно этой теории эмоциональныесостояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головногомозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия всоответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теориябазируется на следующих основных положениях:
Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающаяпри эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации»,связанного с деятельностью ретикулярной формации.
Работа ретикулярной формации определяет многие динамическиепараметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость иряд других.
Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных иорганических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психикуи поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность,обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера иинтенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальнымпутем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоциональноговозбуждения человека и успешностью его практической деятельности.
Для достижения наивысшего результата в деятельностинежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения.Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональнойвозбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальныйуровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов:от особенностей выполняем мой деятельности, от условий, в которых онапротекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого.Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивациидеятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делаетпрактически неуправляемой.
У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний неменьшую роль, чем органические и физические воздействия, играюткогнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся кзнаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции учеловека динамическими особенностями когнитивных процессов.
Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивногодиссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживаниевозникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивныепредставления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельностисоответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся вконсонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когдамежду ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеетсярасхождение, несоответствие или диссонанс.
Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычнопереживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от негоизбавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: илиизменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовалиреально полученному результату, или попытаться получить новый результат,который бы согласовывался с прежними ожиданиями. В современной психологии теориякогнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступкичеловека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции жерассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий ипоступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминацииповедения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.
Доминирующая когнитивистская ориентация современныхпсихологических исследований привела к тому, что в качестве змоциогенныхфакторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек даетситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характерэмоционального переживания.
К тому, что было сказано об условиях и факторахвозникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом,Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалыйвклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепцияэмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.
Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояниепомимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказываютвоздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зренияактуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждениемсправедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживаниячеловека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогеннойинформации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшейситуации.
В одном из экспериментов, направленном на доказательствовысказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве«лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различныхинструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должнобудет вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гне. Послепринятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когдаоно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают.Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали,соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.
Было показано также, что характер и интенсивностьэмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, каких переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональныесостояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека вотличие от животных качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависитот его личного отношения к тому, кому он сопереживает.
Отечественный физиолог П.В. Симонов попытался в краткойсимволической форме представить свою совокупность факторов, влияющих навозникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:
Э = F(П, (Ин-Ис, …)),
где Э — эмоция, ее сила и качество; /7 — величина испецифика актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности)удовлетворения данной потребности на основе врожденного и прижизненноприобретаемого опыта; Ин— информация о средствах, прогностически необходимыхдля удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах,которыми располагает человек в данный момент времени. Согласно формуле,предложенной П.В. Симоновым (его концепция также может быть отнесена к разрядукогнитивистских и имеет специальное название — информационная), сила и качествовозникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности иоценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
Ведущую роль в регуляции эмоциональных состояний играет корабольших полушарий. И.П. Павловым было показано, что именно кора регулируетпротекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления,происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры,управляет ими. Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играетвторая сигнальная система, поскольку переживания возникают не только принепосредственных воздействиях внешней среды, но также могут быть вызванысловами, мыслями.
Автор курсовой работы разделяет концепцию о двойственнойприроде эмоций. Физиологические изменения являются одним из двух компонентовэмоций, причем компонентом весьма неспецифическим. Ряд физиологических реакцийпроявляется как при положительных, так и при отрицательных эмоциях, например сердцеможет забиться не только от страха, но и от радости, это же справедливо и вотношении частоты дыхания и многих других реакций. Специфичность эмоции придаетта субъективная окраска переживаний, благодаря которой мы никогда не спутаемстрах с радостью, несмотря на сходство некоторых сопровождающих ихфизиологических реакций. Субъективное переживание эмоции, т.е. ее качественнаяособенность, называется модальностью эмоции. Модальность эмоций — это и естьсубъективно переживаемые страх, радость, удивление, досада, гнев, отчаяние,восторг, любовь, ненависть и т.д.
Таким образом, по мнению авторов учебного пособия [16],каждая эмоция состоит из двух компонентов — импрессивного, характеризующегосяпереживанием субъективной неповторимости данной эмоции, и экспрессивного —непроизвольных реакций организма, включающих в свой состав реакции внутреннихорганов и систем, недифференцированные мышечные реакции (дрожь, усилениетонуса), а также так называемые выразительные движения, имеющие помимо всего прочегокоммуникативный, сигнальный характер (крик, мимика, поза, интонации голоса).1.3Эмоциональные состояния
Как уже упоминалось выше, основные эмоциональныесостояния, которые испытывает человек, делятся на: собственно эмоции, чувства иаффекты.
Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленныйна удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы вначале его. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональнойоценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственноеотражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоцииспособны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, ивозникают в связи с представлением о пережитых ранее или воображаемыхситуациях.
Чувства же носят предметный характер, связываются спредставлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоитв том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная отнепосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовнымценностям и идеалам. Чувства носят исторический характер. В индивидуальномразвитии человека чувства играют важную роль. Они выступают как значимый факторв формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базеположительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляютсяпотребности и интересы человека. Чувства выполняют в жизни и деятельностичеловека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль.
Аффекты – это особо выраженные эмоциональныесостояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который ихиспытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия илипоступка и выражает собой субъективную эмоциональную окраску с точки зрениятого, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичьпоставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффектыспособствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов,выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффектаподчиняется следующему закону: чем более сильным является исходныймотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то,чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого,тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекаютбурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями идвигательными реакциями. Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следыв долговременной памяти.
Эмоциональная напряженность, накапливаемая врезультате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано илипоздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурнойэмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собойощущение усталости, подавленности, депрессии.
Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительногопсихологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервнаясистема получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельностьчеловека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если оничасты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическоесостояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные“факторы риска“ при появлении и обострении таких заболеваний, каксердечно-сосудистые и желудочно-кишечного тракта.
Страсть — еще один вид сложных, качественносвоеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страстьпредставляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокругопределенного вида деятельности или предмета. Страсть – большая сила, поэтомутак важно, на что она направляется. Увлечение страсти может исходить изнеосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшейсознательностью и идейностью. Страсть означает, по существу, порыв, увлечение,ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточениеих на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает всесилы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтомуже она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалосьбез великой страсти.
Говоря о различных видах эмоциональных образований исостояний, нужно выделить настроение. Под настроением понимают общееэмоциональное состояние личности, выражающееся в “строе” всех ее проявлений.Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональныхобразований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены нанего: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; нокогда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно– иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостными прекрасным. Настроение не предметно, а личностно – это, во-первых, и,во-вторых, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частномусобытию, а разлитое общее состояние.
Настроение теснейшим образом связанно с тем, какскладываются для личности жизненно важные отношения с окружающими и с ходомсобственной деятельности. Проявляясь в ”строе” этой деятельности, вплетенной вдейственные взаимоотношения с окружающими, настроение в ней же и формируется.При этом существенным для настроения, конечно, не сам по себе объективный ходсобытий независимо от отношения к нему личности, а также и то, как человекрасценивает происходящее и относится к нему. Поэтому настроение человекасущественно зависит от его индивидуальных характерологических особенностей, вчастности от того, как он относится к трудностям – склонен ли он, ихпереоценивать и падать духом, легко демобилизуясь, либо перед лицом трудностейон, не предаваясь беспечности, умеет сохранить уверенность в том, что с нимисправится.
Эмоции воздействуют на тело и разум человека, онивлияют практически на все аспекты его существования. У человека, переживающегоэмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица.Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, вфункционировании кровеносной дыхательной систем. Пульс разгневанного илииспуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Стольрезкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильнойэмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически всенейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежносказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаяхмогут приводить к соматическим психическим нарушениям. Эмоция активируетвегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует наэндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Еслиже адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно дляиндивида, ему грозят психосоматические расстройства. Но совсем не обязательнопереживать психосоматический криз, чтобы почувствовать, насколько мощноевлияние оказывают эмоции практически на все соматические и физиологическиефункции организма. Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощнойили едва выраженной – она всегда вызывает физиологические изменения в егоорганизме, и эти изменения порой столь серьёзны, что их невозможноигнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчётливых эмоциях соматическиеизменения выражены не столь ярко, — не достигая порога осознания, они частоостаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчётных,подпороговых процессов для организма. Соматические реакции на умеренную эмоциюне столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, нопродолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То,что мы называем “настроением“, обычно формируется под воздействием именно такихэмоций. Пролонгированная негативная эмоция, даже умеренной интенсивности, можетбыть крайне опасной и, в конце концов, чревата даже физическими или душевнымирасстройствами. Исследования в области нейрофизиологии позволяют предположить,что эмоции и настроение влияют на иммунную систему, снижают сопротивляемостьболезням. Если в течение долгого времени вы испытываете злость, тревогу илидепрессию, — пусть даже эти эмоции будут слабовыраженными, — то у вас большешансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию. Влияние эмоцийна человека генерализованно, но каждая эмоция воздействует на него по-своему.Переживание эмоции изменяет уровень электрической активности головного мозга,диктует, какие мышцы лица, и тела должны быть напряжены или расслаблены,управляет эндокринной, кровеносной и дыхательной системами организма.
Устранение нежелательных эмоциональных состояний
К. Изард отмечает три способа устранения нежелательногоэмоционального состояния:
1) посредством другой эмоции;
2) когнитивная регуляция;
3) моторная регуляция [7].
Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия,направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человекпереживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания имышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею.Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человекаинтерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагаетиспользование физической активности, как канала разрядки возникшегоэмоционального напряжения [8, с. 277].
Частные способы регуляции эмоционального состояния(например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование«защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основномукладываются в три глобальных способа, отмеченных Изардом.
В настоящее время разработано много различных способовсаморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка,десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.
Психическая регуляция связана либо с воздействием извне(другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.
И в том и в другом случае наиболее распространенным являетсяспособ, разработанный в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем (1966) иназванный «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось много еемодификаций (Алексеев, 1978; Вяткин, 1981; Горбунов, 1976; Марищук, Хвойнов,1969; Черникова, Дашкевич, 1968, 1971, и др.).
Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая системасаморегуляции — «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). Приразработке этого способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при многихэмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц. Отсюда он в соответствии стеорией Джемса-Ланге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха)предлагает расслаблять мышцы. Этому способу соответствуют и рекомендацииизображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизироватьчувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того какчеловек отсмеялся, и нормализация работы сердца — вот слагаемые положительноговоздействия смеха на эмоциональное состояние человека.
А.В. Алексеевым (1978) создана новая методика, названная«психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что вней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, атакже тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В неевключены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля.Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрациявнимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц [8, c. 291].
Изменение направленности сознания. Варианты этого способасаморегуляции разнообразны.
Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чемугодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, спомощью которых человек пытается сосредоточить внимание на представлениипосторонних объектов и ситуаций. Отвлечение использовалось и в русских лечебныхзаговорах как способ устранения отрицательных эмоций (Свенцицкая, 1999).
Переключение связано с направленностью сознания накакое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т.п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. Как пишут А. Ц. Пуни и Ф.А. Гребаус, переключение внимания с мучительных раздумий на деловую сторонудаже предстоящей деятельности, осмысление трудностей через их анализ, уточнениеинструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточениевнимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не назначимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение от предстоящейдеятельности.
Снижение значимости предстоящей деятельности или полученногорезультата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообщепереоценки значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «главное вжизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «неудачиуже были, и теперь я отношусь к ним по-другому» и т. д. Вот как Л.Н. Толстойописывает в «Анне Карениной» использование последнего приема Левиным: «Еще впервое время по возвращении из Москвы, когда Левин каждый раз вздрагивал икраснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: «Так же краснел ивздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за физику и остался навтором курсе; так же считал себя погибшим после того, как испортил порученноемне дело сестры. И что же? Теперь, когда прошли годы, я вспоминаю и удивляюсь,как это могло огорчить меня. Так же будет и с этим горем. Пройдет время, и ябуду к этому равнодушен»».
Снять у себя эмоциональное напряжение помогают следующиеспособы.
–         Получение дополнительной информации, снимающей неопределенностьситуации.
–         Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случайнеудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой).
–         Откладывание на время достижения цели в случае осознанияневозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.
–         Физическая разрядка (как говорил И.П. Павлов, нужно «страстьвогнать в мышцы»); поскольку при сильном эмоциональном переживании организмдает мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему датьэту работу. Для этого можно совершить длительную прогулку, занятьсякакой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядкапроисходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется покомнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращениемышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторнойформой моторной разрядки эмоционального напряжения.
–         Слушание музыки.
Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации ипричины, вызвавшей эмоциональное напряжение. Рекомендуют разделить лист бумагина две колонки [8, c. 292].
Использование защитных механизмов. Нежелательные эмоцииможно преодолеть или снизить их выраженность с помощью стратегий, называемыхмеханизмами защиты. 3. Фрейд выделил несколько таких защит.
Уход — это физическое или мысленное бегство от слишкомтрудной ситуации. У маленьких детей это наиболее распространенный защитныймеханизм.
Идентификация — процесс присвоения установок и взглядов другихлюдей. Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и,становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит кснижению тревоги.
Проекция — это приписывание своих собственных асоциальныхмыслей и поступков кому-то другому: «Это сделал он, а не я». По существу, этоперекладывание ответственности на другого.
Смещение — подмена реального источника гнева или страхакем-то или чем-то. Типичным примером такой защиты является косвенная физическаяагрессия (вымещение зла, досады на объекте, не имеющем отношения к ситуации,вызвавшей эти эмоции).
Отрицание — это отказ признать, что какая-то ситуация иликакие-то события имеют место. Мать отказывается верить, что ее сына убили навойне, ребенок при смерти любимого им домашнего животного делает вид, будто онвсе еще живет и спит с ними по ночам. Этот вид защиты более характерен длямаленьких детей.
Вытеснение — крайняя форма отрицания, бессознательный актстирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу,отрицательные переживания.
Регрессия — возвращение к более онтогенетически ранним,примитивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.
Реактивное образование — поведение, противоположноеимеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки.Свойственно более зрелым детям, а также взрослым. Например, желая скрыть своювлюбленность, человек будет проявлять к объекту обожания недружелюбность, аподростки — и агрессивность.
Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованногочеловека для его успокоения при помощи уговоров, убеждения, внушения, какправило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, котораясообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, чтосоответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоциональновозбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше датьтакому человеку выговориться и даже поплакать. «Слеза всегда смывает что-то иутешение несет», — писал В. Гюго.
Использование дыхательных упражнений, по мнению В. Л.Марищука (1967), Р. Деметера (1969), О. А. Черниковой (1980) и другихпсихологов и физиологов является наиболее доступным способом регуляцииэмоционального возбуждения. Применяются различные способы. Р. Деметериспользовал дыхание с применением паузы:
1) без паузы: обычное дыхание — вдох, выдох;
2) пауза после вдоха: вдох, пауза (две секунды), выдох;
3) пауза после выдоха: вдох, выдох, пауза;
4) пауза после вдоха и выдоха: вдох, пауза, выдох, пауза;
5) полвдоха, пауза, полвдоха и выдох;
6) вдох, полвыдоха, пауза, полвыдоха;
7) полвдоха, пауза, полвдоха, полвыдоха, пауза, полвыдоха.
Кроме того, автор рекомендует чередовать (по четыре раза)дыхание через нос и рот по следующей схеме:
— вдох носом — выдох носом;
— вдох носом — выдох ртом;
— вдох ртом — выдох ртом;
— вдох ртом — выдох носом.
Эти способы Р. Деметер рекомендует использовать дляуспокоения перед сном и для уменьшения предстартового возбуждения.
Вначале эффект может быть небольшим. По мере повторенияупражнений положительный эффект возрастает, однако ими не следуетзлоупотреблять.
Канадский ученый Л. Персиваль предложил использоватьдыхательные упражнения в сочетании с напряжением и расслаблением мышц. Делаязадержку дыхания на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемыйрасслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение [8, c.293].
Заключение
В ходе подготовки курсовой работы были решены следующиезадачи:
1.  Раскрыто понятие эмоций, их виды и роль в жизни человека.
2.  Проведен обзор психологических теорий по проблеме эмоций.
3.  Описаны характеристики основных эмоциональных состояний.
4.  Приведены способы устранения негативных эмоциональных состояний.
Эмоции – это элементарные переживания, возникающие учеловека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворенияактуальных потребностей.
В зависимости от длительности, интенсивности, предметностиили неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции разделяют наэмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения.
Эмоциональные состояния характеризуются большейдлительностью, которая может измеряться часами и днями. По своей модальностиэмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги,благодушия, различных оттенков настроения — от депрессивных состояний досостояния эйфории. В психологической литературе распространено также делениеэмоциональных состояний, которые испытывает человек, на собственно эмоции,чувства и аффекты.
Стремление найти первопричинуэмоциональных состояний обусловило появление различных точек зрения, которыенашли отражение в соответствующих психологических теориях.
Способы устранения нежелательного эмоционального состояния:
1.        Психическая регуляция
2.        Изменение направленности сознания (Отключение, переключение, снижениезначимости предстоящей деятельности или полученного результата).
5.  Использование защитных механизмов (уход, идентификация, проекция,смещение);
6.  Дыхательные упражнения.
Список литературы
1.  Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-воМихайлова В.А., 1999. – 89 с.
2.  Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. — С. 173.
3.  Бодров В. А. Информационный стресс: Учебноепособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
4.  Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.:Педагогика, 1988.
5.  Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальныхусловиях: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М.,1985. 48 с.
6.  Изард К. Эмоции человека / К.Изард-М.,1980.
7.  Изард К.Э. Психология эмоций. пер. с англ. СПб., 1999. 464 с.
8.  Ильин Е.П. Эмоции и чувства.2-е издание. СПб.: Питер. – 2007. – 784 с.
9.  Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности. // Психология личности в трудахотечественных психологов. / Сост. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – С.372 –377.
10.     Лучшие психологические тесты. / Под ред. А.Ф.Кудряшова.-Петрозаводск,1992, с.62-67.
11.     Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2005. – 583 с.
12.     Нагаев В.В., Жолковская Л.А. Основы клинической психологии. Учебноепособие для студентов вузов — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 463 с.
13.     Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 688 с.
14.     Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2001. – 584 с.
15.     Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с
16.     Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. —СПб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил.
17.     Ребер А. Большой психологический словарь. – М.: Вече; Аст, 2000. – 680с.
18.     Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер»,2000 — 712 с.: ил.
19.     Рудик П.А. Психология. М., 1958.
20.     Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. /Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. — М.: Педагогика, 1988,с.246-262.
21.     Черепухин Ю.М. Типология мужского одиночества // Российская семья визменяющемся обществе / Отв.ред. Е.В.Фотеева. М.: Институт социологии РАН, 1995.
22.     Черникова О.А. Роль эмоций в волевых действиях спортсменов // Проблемыпсихологии. М., 1962. С. 33-48.