Кредитно-финансовые инструменты стимулирования экспорта в Украине

ВВЕДЕНИЕ
Вработе исследованы кредитно-финансовые инструменты стимулирования экспорта впромышленно развитых странах, рассмотрены проблемы государственногостимулирования экспортав Украине и определены основные направления формирования системы финансовойподдержки отечественных экспортеров.
Одним из весомыхфакторов развития экономики является эффективный экспорт, стратегическая ролькоторого состоит в том, что он на основе реализации конкурентных преимуществрасширяет границы торговли, благодаря дополнительным рынкам сбыта стимулируетрасширенное воспроизводство, обеспечивает получение дополнительной прибыли иувеличение национального дохода.
Какподтверждает практика хозяйствования развитых стран, чрезвычайно важноезначение для выхода предприятий на международные рынки имеет их финансоваяподдержка со стороны государства путем формирования системы стимулированияэкспорта, включающей определенный набор инструментов, в частностикредитно-финансовых.
Актуальностьисследования кредитно-финансовых инструментов стимулирования экспортаобусловлена необходимостью повысить конкурентоспособность отечественных товаровв условиях обретения Украиной полноправного членства в ВТО и дальнейшейинтеграции в мировую экономику.
Разнымаспектам внешней торговли посвящены труды таких известных ученых, как А.Кредисов, И. Бураковский, И. Тивончук, Н. Шалашкова, В. Рогов, К. Клеутин, Л.Колинец и др., однако проблемы кредитно-финансовых инструментов и формированиесистемы финансовой поддержки экспорта еще не решены.

КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ВУКРАИНЕ
 
Вкаждой стране есть собственная система государственного стимулированияэкспорта, включающая определенный набор инструментов (см. рисунок 1).
Срединазванных на рисунке инструментов государственного стимулирования экспорта, помнению специалистов, самое важное место занимают именно кредитно-финансовые.Они представляют собой совокупность мер органов государственной власти,направленных на укрепление позиций субъектов экспортной деятельности. С помощьюэтих мер государство финансово стимулирует экспорт, компенсируя предприятиямповышенные риски и расходы в процессе реализации товаров и услуг за границей посравнению с рисками и расходами предприятий, работающих на внутреннем рынке. Врезультате повышается заинтересованность предприятий в экспортной деятельности,которая дает возможность эффективно использовать производственные ресурсыстраны.
Финансовое стимулированиеэкспорта некоторые государства начали внедрять еще в 20-30 годы XX в.; этапрактика очень распространилась после Второй мировой войны, а в наше времястала одним из приоритетных направлений экономической политики большинствастран. Это связано с ростом выгод от международной торговли, с достиженияминаучно-технического прогресса, а также с обострением конкуренции на мировомрынке, соперничеством между государствами в сфере стимулирования деятельностиэкспортеров.

/>
Рис.1. Система государственногостимулирования экспорта
Косновным кредитно-финансовым инструментам стимулирования экспорта относятсяпредоставление кредитов экспортерам, страхование и гарантирование экспортныхкредитов.
Кредитоватьэкспорт государство может двумя путями. Первый путь — за счет создания бюджетафондов, средства из которых через специализированные государственные илиполугосударственные учреждения — так называемые экспортные кредитные агентства(ЭКА) — передаются отечественным экспортерам. На ЭКА возложена также задачаосуществлять страхование и гарантирование экспортных кредитов, чтобы обеспечитьуспешное продвижение продукции предприятий на международные рынки и поддержкуинвестиций за границей. Такими учреждениями являются, например, Экспортно-импортныйбанк в США и «Контрольбанк» в Австрии. Второй путь такой: изгосбюджета выделяются определенные суммы для рефинансирования банкам-кредиторамразницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам(так делают, например, во Франции и Польше). Таким образом, экспортеры получаюткредитные ресурсы на более выгодных условиях, чем коммерческие кредиты навнутреннем рынке, поэтому могут предоставлять импортерам кредиты в видеотсрочек платежей, что является весомой поддержкой в конкурентной борьбе замеждународные рынки сбыта.
Страхованиеэкспортных кредитов призвано защищать имущественные интересы экспортеров отразных рисков, как коммерческих (неспособность или банкротство импортера,длительная просрочка или отказ от платежа, неуплата долга в установленныйдоговором срок и др.), так и политических (невозможность платежа или егодлительные задержки вследствие изменения валютного регулирования,невозобновление или отзыв лицензии иностранного покупателя, война, нарушениеобщественного порядка, действия или решения правительства страны — иностранногопартнера, которые препятствуют выполнению контракта). В одних развитых странахфункции страхования экспортных кредитов закреплены за ЭКА, в других — возложенына специальные государственные или полугосударственные учреждения, такие, например,как Французская компания страхования внешней торговли (КАФАСЕ), Управлениестрахования экспорта (Япония), Департамент гарантий экспортных кредитов(Великобритания), «Гермес» (ФРГ).
Государственныегарантии защищают коммерческие банки, принимающие непосредственное участие впроцессе кредитования экспорта, от убытков и облегчают доступ экспортеров кфинансовым ресурсам.
Кредитно-финансовыеинструменты стимулирования экспорта предназначены для расширения кругаэкспортеров и географии поставок с помощью освоения новых рынков, усиленияценовой конкурентоспособности товаров (услуг), реализуемых за рубежом, сниженияпроизводственных расходов (в частности, благодаря увеличению серийностипродукции).
Финансовоестимулирование экспорта достигло высокого уровня во многих странах мира.Отставание какой-либо страны в этой сфере ослабляет международнуюконкурентоспособность, тормозит развитие экспорта, уменьшает его эффективность,ограничивает возможности использования национальных ресурсов для ростаэкономики и повышения уровня благосостояния населения.
У наспервым шагом в направлении введения системы государственного финансовогостимулирования экспорта стало Послание Президента к Верховной Раде Украины«Украина:Шаги в XXI век.Стратегия экономической и социальной политики на 2000-2004 годы», вкотором первоочередная роль отводилась поддержке экспорта продукции высокойстепени переработки путем разработки и осуществления программы стимулированияэкспорта с учетом комплекса государственных мер содействия, предусматривающих использованиемеханизмов кредитования экспорта, страхование экспортных кредитов,предоставление государственных гарантий. Распоряжением Кабинета МинистровУкраины от 26 октября 2001 г. была одобрена Программа стимулирования экспортапродукции, в которой определено, в частности, следующее:
1)важное место в стимулировании экспорта должны занять разные формы кредитования,что будет обеспечиваться предоставлением экспортеру средне- и долгосрочныхкредитов через кредитные учреждения;
2)для защиты от внешнеэкономических рисков государство будет принимать меры кстрахованию экспортных кредитов коммерческими банками и финансовыми учреждениями,и осуществлять развитие прежде всего страхования экспортных кредитов от рисканеплатежа иностранного покупателя.
В1992 г. с целью обслуживания внешнеэкономической деятельности государства былсоздан Государственный экспортно-импортный банк Украины (на основе отделенияВнешэкономбанка бывшего СССР в Украине). В 2000г. он изменилорганизационно-правовую форму на открытое АО «Государственныйэкспортно-импортный банк Украины» («Укрэксимбанк»). На банквозлагались функции, аналогичные функциям западных банков, специализирующихсяна финансировании внешней торговли, включая кредитование экспортеров. Всоответствии с выбранной стратегией, «Укрэксимбанк» должен былспособствовать росту экономического потенциала Украины, повышениюконкурентоспособности экономики, участия страны в международных интеграционныхпроцессах. Но на практике круг функций этого учреждения постепенно расширялсядо пределов, присущих, скорее, универсальному банку. В том же году Министерствоэкономики Украины совместно с Министерством финансов Украины, Министерствомюстиции Украины, Министерством иностранных дел Украины, НБУ и Государственныйэкспортно-импортный банк Украины разработали проект Закона Украины «Огосударственной поддержке страхования и кредитования экспорта».
Законопроект,в частности, предусматривал ввести механизм государственного стимулирования экспортав Украине за счет средств госбюджета, а именно:
— частично компенсировать украинским экспортерам процентную ставку попредоставленным кредитам;
— предоставлять гарантии во время участия украинских экспортеров в тендерах зарубежом;
— страховать экспортные кредиты, предоставленные украинским экспортерамбанками-кредиторами.
Государственнуюполитику в деле стимулирования экспорта должна реализовывать вновь созданнаяУкраинская корпорация развития экспорта.
Ноиз-за того, что законопроект и объяснительная записка к нему не содержаличеткого доказательства приоритетности предоставления государственной поддержкикредитованию экспорта, информации и экономического обоснования механизмакомпенсации процентной ставки по кредитам, не конкретизировали условия предоставлениятаких льготных кредитов и гарантий, не определили роль и место банков Украины вреализации государственной политики поддержки страхования и кредитованияэкспорта, не устанавливали практический механизм предоставления гарантийукраинским экспортерам, после первого чтения было принято решение указанныйпроект только взять за основу будущего закона. Затем проект, представлений нарассмотрение повторно, согласно заключению Главного научно-экспертногоуправления от 28 ноября 2005 г., был отправлен на доработку.
Вначале августа 2008 г. Министерство экономики Украины обнародовало проектзакона «Об экспортном страховании и кредитовании»7, вкотором предусматривалось создать государственную акционерную компанию (предлагаемоеназвание — «Украинская компания страхования экспорта») и определитьГосударственный экспортно-импортный банк уполномоченным банком в отношенииреализации государственной политики по поддержке кредитования экспорта. Авторыпроекта рассчитывали, что убытки из-за невыполнения зарубежными покупателямиконтрактных обязательств будут компенсироваться на основе государственной илибанковской гарантии. Таким образом, бюджетные средства будут использоватьсятолько для формирования резервных фондов для государственного гарантированияэкспорта. В проекте планировалось увеличить ежегодные объемы экспортаукраинских товаров в среднем на 3%, или на 500 млн. дол., но не уточнялось, какименно будут функционировать и взаимодействовать уполномоченные учреждения; небыл определен и механизм оценки кредитоспособности зарубежных покупателейукраинских товаров, не была конкретизирована процедура подачи и отбора заявок,порядок утверждения и функционирования наблюдательного совета и др.
Вначале марта 2009 г. был обнародован законопроект «О системе государственнойподдержки экспорта товаров (работ, услуг) украинского происхождения», вкотором предлагалось создать государственную акционерную компанию (подназванием «Украинская компания страхования экспорта»), а такжеуполномоченное государственное учреждение по реализации государственнойподдержки национального экспорта. Последнее должно осуществлять кредитованиеэкспортеров и их клиентов, страхование и перестрахование экспортных кредитов,гарантирование неизменности тендерных предложений украинских экспортеров, атакже частично компенсировать процентную ставку по экспортным кредитам. Данныйпроект предусматривает резервирование средств в госбюджете для обеспеченияопераций страхования по экспортным контрактам и кредитам в объеме 700 млн. грн.(что на 350 млн. грн. больше, чем в предыдущем законопроекте); на создание иобеспечение текущей деятельности компании предлагается выделить 50 млн. грн.Кроме того, авторы предложили определить расходы, необходимые для компенсациипроцентных ставок, в размере 200 млн. грн. (то есть на 100 млн. грн. больше,чем в предыдущем законопроекте). Предлагается расходы, необходимые дляфинансового обеспечения участия украинских предприятий в тендерах за рубежом,устанавливать в размере 150 млн. грн. В целом осуществление мер системыгосударственной финансовой поддержки экспортной деятельности требовало 1100млн. грн. (на 450 млн. грн. больше, чем в предыдущем законопроекте). За счетреализации норм проекта ежегодные объемы экспорта украинских товаровувеличивались в среднем на 1%, или на 670 млн. дол. По результатам рассмотренияв первом чтении и этот проект принят не был.
Ни водном из четырех вариантов изложенных законопроектов не конкретизированмеханизм отбора предложений и направлений, по которым будет осуществлятьсягосударственная поддержка национального экспорта, не выяснено, каким образом икем именно будет устанавливаться плата за страхование и кредитование экспортнойдеятельности, не обоснованы размеры необходимых средств, не определена величинаежегодного увеличения в госбюджете сумм для финансирования мер по реализациигосударственной поддержки экспорта.
Одноиз главных отличий законопроектов касается формирования инфраструктуры дляобеспечения реализации государственной политики по поддержке экспортнойдеятельности. Как уже упоминалось, проектом от 2005 г. предусматривалосьсоздание Украинской корпорации развития экспорта, в составе которой действовалбы Уполномоченный страховщик, проектом от 2008 г. — создание Украинскойкомпании страхования экспорта и назначение ОАО «Государственныйэкспортно-импортный банк Украины» уполномоченным банком по реализациигосударственной поддержки кредитования и гарантированию национального экспорта(кроме предоставления экспортных кредитов, закреплялись следующие функции:долгосрочное кредитование украинских производителей; частичная компенсацияпроцентной ставки по экспортным кредитам; гарантирование возврата авансовыхплатежей иностранным покупателям; гарантирование неизменности предложенийукраинских производителей во время участия в тендерах за рубежом). Но в нем небыли определены роль и место украинских банков при кредитовании экспорта, неразработан механизм рефинансирования украинским банкам экспортных кредитов,непонятно, каким образом банк будет гарантировать участие в тендерах за рубежомпредприятий негосударственной формы собственности.
Наконец,четвертый проект — от 2009 г. — также предусматривал создание государственнойакционерной «Украинской компании страхования экспорта» и предлагалорганизовать отдельное учреждение со статусом уполномоченного государственного,которое должно было реализовать государственную поддержку национальногоэкспорта. На наш взгляд, создавать финансовое учреждение, которое будетпредоставлять экспортные кредиты и рефинансировать украинские банки, нецелесообразно,ведь такие функции может выполнять Государственный экспортно-импортный банкУкраины.
Такимобразом, сегодня Украина остается чуть ли не единственной страной в ВосточнойЕвропе, которая не имеет надлежащей системы государственной финансовой поддержкиэкспортной деятельности, и это обстоятельство отрицательно влияет напродвижение товаров и услуг украинских предприятий на международные рынки.Иностранные конкуренты имеют неоспоримые преимущества перед украинскимиэкспортерами с учетом более дешевых кредитов, компенсированных государствами, атакже защиту от политических и частично коммерческих рисков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобысформировать систему государственной финансовой поддержки экспортнойдеятельности в Украине, в первую очередь необходимо разработать и внедритьнормативно-правовую базу, которая зафиксирует приоритеты такой поддержки. Вчастности, следует сосредоточить внимание на кредитовании высокотехнологичнойпродукции, производство и реализация которой является главным факторомэкономического роста. Следует обратить внимание, что в текстах рассмотренныхзаконопроектов отсутствуют положения о стимулировании высокотехнологичногоэкспорта; соответствующие положения содержатся лишь в объяснительных записках.
Нужносоздать государственную акционерную структуру для страхования экспорта,организовать работу Государственного экспортно-импортного банка Украины икоммерческих банков в направлении реализации национальной политикикредитования, гарантирования и страхования экспорта, с четкой регламентациейбизнес-процессов и порядка отбора экспортеров, которым будет предоставлятьсяфинансовая поддержка. Отбирать экспортеров, например, можно на основеранжирования, присваивая определенное количество баллов (от 0 до 10) по такимкритериям, как степень технологического совершенства товаров, насыщенностьвнутреннего рынка, финансовое состояние экспортера и др.
Необходимоопределить возможные источники формирования фондов для финансированиянациональных экспортеров. В рассмотренных законопроектах предусмотренные направлениягосударственной поддержки экспорта предлагается финансировать из госбюджета,однако необходимо искать источники для покрытия этих расходов, например, засчет создания специального фонда, сформированного коммерческими банками, илитаможенных сборов.

 
ИСПОЛЬЗОВАНЫЕИСТОЧНИКИ
1.        Шалашова Н.Т.Зарубежная практика построения механизмов управления внешнеэкономическойдеятельностью. «Внешнеэкономический бюллетень» № 2 (февраль), 2001,с. 47—53
2.        Тивончук І.О. Фінансово-економічні механізмистимулювання експортного виробництва. «Наукові записки». Вип. 9, ч. 2. Острог, 2007, с. 514-523
3.        Рогов В.В. Политика и практика зарубежных стран в области государственной поддержкиэкспорта. «Внешнеэкономический бюллетень» № 1, 2002, с. 52-61.
4.        Ковальчук М.Б. Система стимулювання експорту: стан та перспективи. «Вісник» № 547. — Львів, 2005, с. 161-162.
5.        РозпорядженняКабінету Міністрів України «Про схвалення Програми стимулювання експортупродукції» № 498-р от 26.10.2001. zakonl.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi.
6.        Проект Закону України «Про державну підтримку страхування та кредитування експорту» № 2349 от 28.10.2002.
htrp://gska2.rada.gov.uVpls/zwsb_ii/webproc4_2?id=&pf3516=2349&skl
7.        Проект Закону України «Про державну підтримку страхування та кредитування експорту» № 7353 от 18.11.2005.
gska2.radagov.ua/pk/zweb_n/webproc4_l?id=&pf3511=24299.
8.        ПроектЗакону України «Про експортне страхування та кредитування» от 11.08.2008.