Механизм государства и государственный аппарат

Механизм государства игосударственный аппарат

1. Механизмгосударства и государственный аппарат: соотношение понятий. Орган государства,государственный орган, орган государственной власти: соотношение понятий
 
Реализация существующих государственных функций позволяетосуществлять управление обществом. Непосредственное управление обществом кромегосударства осуществляется рядом организаций, обладающих специальной или общейкомпетенцией. Можно выделить три группы организаций, входящих в политическуюсистему:
1) организации, для которых борьба за политическую власть являетсяосновной задачей;
2) организации, чьи основные задачи не политические, но чьиуставные документы содержат политические цели;
3) организации, уставные документы которых не предполагаютполитических целей.
Реализация функций государства предполагает, что основныенаправления деятельности государства осуществляют либо компетентные органыгосударственной власти, либо негосударственные, но делегированные государствоморганы. Первые осуществляют такие функции государства, как экономическая,политическая, функции обороны страны, взаимоотношения с другими государствами идр. Вторые осуществляют идеологические, экологические, социальные и другиефункции.
Мы видим, что существуют органы, обладающие государственнойвластью, и органы, государственной властью не обладающие, но в то же время онивсе осуществляют функции государства.
В кругу современных теоретиков существуют разные мнения на счетсоотношения понятий «аппарат государства» и «механизм государства». В данномучебнике мы рассмотрим точку зрения В.В. Лазарева и В.С. Афанасьева.
Аппарат государства — это система государственных органов, обладающихгосударственной властью и осуществляющих функции государства.
Состоит государственный аппарат из:
— органов законодательной власти;
— органов исполнительной власти;
— органов судебной власти;
— надзорных органов;
— дипломатических органов.
Механизм государства — совокупность всех органов государства,осуществляющих его функции, как обладающих государственной властью, так и необладающих ею.
Таким образом, в механизм государства можно включить:
1) органы, входящие в аппарат государства;
2) силовые структуры (вооруженные силы, внутренние войска,специальные подразделения, тюрьмы, колонии и пр.);
3) администрации государственных предприятий и организаций.
Органы аппарата государства обладают государственной властью,осуществляют управление обществом, реализуя функции государства, и являютсяэлементами политической системы. В каждой стране существует аппаратгосударства, в который входят указанные органы государственной власти, но взависимости от особенностей страны, обычаев и традиций он может содержатьразличные элементы, иметь более или менее разветвленную систему государственныхорганов. Мы будем рассматривать систему государственных органов на примереРоссийской Федерации.
Для рассмотрения системы государственных органов необходимо датьпонятие государственного органа и указать его признаки.
Государственный орган — часть государственного аппарата, осуществляющаягосударственные функции и наделенная для этого властными полномочиями.
Признаки, отличающие органы государства от других организационныхструктур в государстве, таковы.
1. Государственные органы формируются по воле государства, отимени государства осуществляют свои функции.
2. Государственные органы обладают устойчивой организационнойструктурой, состоят из государственных служащих.
3. Государственные органы обладают организационным единством — всечасти государственного органа находятся в соподчинении.
4. Функции, место в государственном аппарате, структура итерриториальный масштаб деятельности государственного органа регламентируютсянормами права.
5. Государственные органы обладают определенной компетенцией,которая включает властные полномочия. Реализуя компетенцию (круг прав иобязанностей), государственный орган выполняет функции государства.
6. Государственные органы находятся на бюджетном финансировании,имеют имущество (здания, сооружения, транспорт, техника и т.п.) и лицевой счет.
7. В соответствии со своей компетенцией они имеют право издаватьобязательные для исполнения определенным кругом лиц правовые акты иобеспечивать их реализацию.
Классификация государственных органов важна для практическихработников.
Можно выделить несколько критериев такой классификации.
По характеру выполняемых функций (или по принципу разделения властей)выделяют:
— законодательные органы (органы, осуществляющие подготовку ипринятие законопроектов, обязательных для исполнения всеми, — ФедеральноеСобрание и др. — см. ст. 94, ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации);
— исполнительные органы (органы, осуществляющие непосредственноеисполнение законодательных актов, — Правительство РФ — см. ст. 110 КонституцииРоссийской Федерации);
— судебные органы (единственные органы, осуществляющие правосудие,контроль точного исполнения законодательных актов, — система судов — см. ст.118 Конституции Российской Федерации);
— надзорные органы (осуществляют надзор за соответствиемдеятельности органов государственной власти и государственных служащихдействующему законодательству — органы прокуратуры — см. ст. 129 КонституцииРоссийской Федерации);
— дипломатические органы (органы, представляющие государство натерритории другого государства, представляют и защищают интересы граждан, находящихсяна территории другою государства, — посольства, консульства).
По порядку формирования государственных органов выделяют:
— выборные представительные органы (государственные органы, визбрании которых участвует население страны, они представляют интересы тех, ктоих избрал);
— назначаемые органы (государственные органы, в формированиикоторых население не принимает непосредственного участия, сотрудники такихорганов назначаются на должность компетентными органами).
В настоящее время в России происходят изменения в механизмеорганизации власти на местах. Если раньше, например, губернаторы избиралисьнаселением и являлись выборными представительными органами, то теперьгубернаторы будут назначаться, но при этом гак же представлять интересынаселения, как если бы их население избирало.
По месту в системе государственных органов выделяют:
— федеральные органы (Российская Федерация является сложнымгосударством и в силу этого существует двухуровневая система государственныхорганов, федеральные или центральные органы государственной власти отражаютинтересы всего государства в целом, объединяя и управляя обществом);
— органы субъектов Российской Федерации (органы государственнойвласти являются частью аппарата государства в силу федеративного устройства РоссийскойФедерации, в субъектах Российской Федерации представлены вес три ветвигосударственной власти — законодательная, исполнительная, судебная — онивыполняют функции государства в субъектах Российской Федерации, для чегонаделены властными полномочиями).
По характеру компетенции выделяют:
— органы общей компетенции (органы, рассматривающие и решающиеширокий круг вопросов — Президент, Правительство. Федеральное Собрание);
— органы специальной компетенции (обладают полномочиями длярешения вопросов в узкой сфере своей деятельности — мини стерства, ведомства);
— органы исключительной компетенции (органы, которые специальносоздаются для решения конкретной задачи, при чрезвычайных обстоятельствах).
По способу принятия решений выделяют:
— коллегиальные органы (в таких органах решение принимает ся путемголосования — Федеральное Собрание Российской Федерации);
— единоначальные органы (решение принимает руководитель единолично— Президент Российской Федерации). По срокам полномочий выделяют:
— постоянные органы (члены таких государственных органе)!,работают на постоянной основе, они несменяемы — судьи, государственныеслужащие, составляющие аппарат Государственной Думы);
— временныеорганы, которые создаются на определенный срок, либо для выполнения конкретнойзадачи (Конституционное Собрание — см. ч. 2 ст. 135 Конституции РоссийскойФедерации), либо на определенный срок одним составом (иногда такие органыназывают срочными — Государственная Дума — см. ч. 1 ст. 96 КонституцииРоссийской Федерации).
2. Правоотношение:понятие, признаки, структура
В обществе существует множество различных отношений —экономических, политических, юридических, моральных, духовных, культурных и др.Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продуктвзаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих ифункционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (вотличие от взаимосвязей в природе) общественными, или социальными.
Юридическую науку, естественно, интересуют прежде всегоюридические или правовые отношения. В чем их специфика? Кратко говоря, в том,что они органически связаны с правом.
Право — особый, официальный, государственный регуляторобщественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения,оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношенияприобретают новое качество и особый вид — становятся правовыми, облекаются вюридическую оболочку.
Именно с помощью такого нормативного воздействия государственнаявласть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придаетим упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводитв нужное русло.
Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи,устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путемуказывает необходимые общественно полезные варианты поведения субъектов,ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекаетвредную деятельность.
По сравнению с другими социальными регуляторами право — наиболееэффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор.Это — неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношенияприобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают наоснове и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства.
Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смыслеопределить как общественные отношения, урегулированные правом.
При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своегофактического содержания (экономического, политического, семейного,имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительноесвойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого имреального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместес ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.
Государство не может при помощи правовых средств произвольноменять изначальный характер тех или иных отношений, а тем более создаватьновые. Если бы это было возможно, то решение многих проблем жизни общества былобы сравнительно легкой задачей. Государство путем издания законов может влучшем случае ускорять развитие известных отношений, улавливать тенденции,давать простор для проявления позитивных начал и, напротив, сдерживать,вытеснять негативные и отжившие связи и процессы.
Право — не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественныхотношений. Право само по себе ничего не создает, а только санкционируетобщественные отношения. Законодательство всего лишь протоколирует, выражаетэкономические потребности. Например, современные рыночные отношения в Россиистали складываться не потому, что однажды были приняты юридические нормы наэтот счет, а потому, что они вызрели в реальной жизни. Элементы этих отношенийпоявились еще в предперестроечное время в виде «теневой», полуофициальнойэкономики. И только потом были приняты соответствующие акты, которыелегализовали эти ростки, формы, ускорили их развитие.
Но есть и такие правоотношения, которые возникают только какправовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные,административные, процессуальные, уголовные и другие. Именно подобныеправоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собойдействительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этомсмысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения,порождая новые связи.
Правоотношения — следствие действия права как социального игосударственного института. В до государственном (родовом) обществеправоотношений не было, поскольку там не было права. Это значит, чтоправоотношения немыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения,объективно требующие или не требующие правового опосредования. Именно связь справом, урегулированность тех или иных отношений правом дает основание называтьих правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правовые отношениясуществовали помимо и независимо от юридических норм.
Конечно, правоотношения возникают не просто потому, что есть нормаправа (хотя это обязательное формальное основание), а потому, что определенныеобщественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Тогда появляетсяюридическая норма и уже на ее основе — правоотношение. Правоотношения как бы«вызревают» в недрах общественной жизни, детерминируясь экономическими и инымипотребностями.
Поэтому следует различать исторический генезис правоотношений, ихзародышевое состояние и вполне сложившуюся правовую форму, определяемуюзаконом. Иначе говоря, материальный и формальный источники.
Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальныеотношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества,нормальной жизнедеятельности людей. Это прежде всего отношения собственности,власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностейграждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачныеотношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали,дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти(например, в семье, помимо материальных, существуют сугубо личные, интимныеотношения между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом).
Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение естьобщественное отношение, но не всякое общественное отношение естьправоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, неявляются абсолютными, раз навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одновремя регламентируется законом, в другой период может перестать быть егообъектом.
Наиболее характерные признаки правовых отношений как особого видаобщественных отношений заключаются в следующем:
1. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основеправовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни)правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существуетпричинно-следственная связь. Нет нормы — нет и правоотношения. Они представляютсобой некоторое единство, целостность.
2. Субъектыправовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями, которыев правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и естьправоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует(соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными.Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченныеи правообязанные люди, интересы одного могут быть реализованы лишь черезпосредство другого.
3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому,что через нормы прав в них отражается государственная воля; во-вторых, в силутого, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не можетавтоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления егоучастников, по крайней мере одного из них. Необходим волевой акт, дающий началоявлению.
Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят черезсознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, чтостал участником правового отношения, например, оказавшись наследником по законупосле смерти родственника, проживавшего в другом городе. Или, скажем,потерпевший от преступления оказывается затем, помимо своего желания,вовлеченным в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом.
4.Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняютсягосударством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не вовсех правовых отношениях государство заинтересовано (например, вытекающих изправонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интересгосударства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались,виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания,обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм ипроцедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрануправоотношений, но последние в своей совокупности и образуют правовой порядоккак результат законности.
5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностьюсубъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прави обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретноеотношение «кого-то» с «кем-то». Стороны (физические и юридические лица), какправило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы.Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например моральных,политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.
Виды правовых отношений. Прежде всего правоотношения, как и юридическиенормы, можно классифицировать по отраслевому признаку на государственные,административные, финансовые, гражданские, трудовые, семейные и т.д. Различают регулятивныеи охранительные правоотношения. Первые возникают из правомерных действийсубъектов, вторые — из противоправных, связанных с применением государственногопринуждения.
По степени конкретизации!!! и субъектному составу правоотношенияподразделяются на абсолютные, относительные и общерегулятивные. В абсолютныхточно определена лишь одна сторона, например собственник вещи, которомупротивостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, икоторые обязаны уважать это его право, не чинить никаких препятствий для егореализации. В этом смысле, например, право собственности является абсолютным. Вотносительных — строго определены обе стороны (например, «должник—кредитор»,«продавец—покупатель»). Их можно назвать поименно.
Общерегулятивные, или просто общие, правоотношения в отличие отконкретных выражают юридические связи более высокого уровня между государствоми гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования иосуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь,достоинство, безопасность, неприкосновенность жилища, свободу слова и т.п.), аравно обязанностей (соблюдать законы, правопорядок). Они возникают главнымобразом на основе норм Конституции, других основополагающих актов и являютсябазовыми, исходными для отраслевых правоотношений.
По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активныеи пассивные. В активных — обязанность заключается в необходимости совершитьопределенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, онасводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.
Различают простые правоотношения (между двумя субъектами) и сложные(между несколькими или даже неограниченным числом); кратковременные идолговременные.
Содержание правоотношений. В любом правовом отношении выделяются фактическое,юридическое и волевое содержания. О фактическом (экономическом, политическом ит.д.) уже говорилось выше. Оно не меняется в результате опосредования правомреального, т.е. фактического, отношения. Под юридическим содержанием понимаютсясубъективные права и обязанности участников правоотношения. Волевое —составляют воля государства и воля самих субъектов. Любое правоотношениевыступает как единство содержания и формы.
Структураправоотношения. В состав правоотношения входят следующие элементы: 1) субъект; 2)объект; 3) субъективное право; 4) юридическая обязанность
Правоотношения составляют основную сферу общественнойцивилизованной жизни. Везде, где действует право, его нормы, там постоянновозникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты вгражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека напротяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения — одна из центральныхпроблем правовой науки, теории права.
Резюмируя всесказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом инаходящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которыхвыступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридическихправ и обязанностей.

Список используемой литературы
1. ВенгеровА.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.- 3-е изд. – М,2006
2. КомаровС.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно – методическое пособие. –М..: Издательство НОРМА, 2007
3. Общаятеория государства и права. Академический курс в 2-х т./Отв.ред. М.II.Марченко.– М., 2006
4. Теориягосударства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М.,2005
5. ЛетушёваН.И. Теория государства и права: Уч. – М: Академия,2009.