Развитие творческих способностей учащихся среднего звена школы через работу в кружке "Лоскутная мозаика"

Выпускная квалификационная работа
Тема: «Развитие творческихспособностей учащихся среднего звена школы через работу в кружке «Лоскутнаямозаика»»

Содержание
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическиеаспекты внеклассной работы.
1.1 Психолого-педагогическиеособенности проведения внеклассной работы
1.2 Особенности подростковоговозраста
Глава 2. Методика организации ипроведения кружковой работы
2.1 Организация кружковой работы
2.2 Разработка программы кружка«Лоскутная мозаика»
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1 Диагностические исследованияуровня творческого потенциала и умения применять нестандартные решенияшкольников
Заключение
Список литературы

Введение
В основу педагогическойдеятельности отечественной общеобразовательной школы заложена концепцияформирования всесторонне и гармонично развитой творческой личности.
Придя на работу в школу,учитель технологии сталкивается не только с проблемами эффективной организацииучебного процесса, но и постановки внеклассной работы по своему предмету.
Учитель должен понимать:именно он отвечает за то, как реализуется творческий потенциал, которымобладает, в принципе, каждый его ученик, и как будет сформированапсихологическая и практическая готовность к активной самостоятельной творческойдеятельности.
Задача внеклассной работысостоит в привлечении учащихся к общественно полезной деятельности,стимулировании их инициативы и самостоятельности, развитии индивидуальныхинтересов, склонностей и способностей.
Внеклассная работа –органическая часть всей учебно-воспитательной деятельности школы. Она являетсяпродолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчинена общимучебно-воспитательным задачам.
Человечество подошло кчерте, когда деятельность оценивается, прежде всего, по её социальным,экологическим, экономическим и другим последствиям.
Главная цельпреобразования «Трудового обучения» в «Технологию» — в объективных требованиях,обусловливающих необходимость разработки новых подходов к трудовой итехнологической подготовке молодёжи.
Отдельно следует сказатьо широких возможностях учителя технологии в формировании у школьников интересак изобретательской, рационализаторской и творческой деятельности. Именновнеклассная работа со школьниками способна успешно культивировать те качества,без которых творческая личность может не состояться, целенаправленно развиватьнавыки рационального мышления.
Во внекласснойдеятельности учителя технологии могут быть заложены огромные возможности дляреализации и воспитательных, и развивающих, и формирующих активную жизненнуюпозицию школьников задач. Вот почему этой стороне повседневной работы школьногоучителя трудового обучения необходимо уделять первостепенное внимание какглавной составляющей гуманистической воспитательной системы.
Объектом исследованияявляется организация внеклассной работы учащихся.
Предметом исследованияявляется организация кружковой работы в образовательной области «Технология».
Гипотеза нашегоисследования – применение кружковой работы позволит развить творческиеспособности у учащихся.
Цель исследования оценитьуровень творческого потенциала и умения применять нестандартные решения.
Задачи исследования:
1.        Изучить ипроанализировать научно-методическую литературу по проблеме.
2.        Выявитьвзаимосвязь работы кружка с развитием творческих способностей.
3.        Разработать ипровести кружок.
4.        Произвести диагностикууровня творческого потенциала.
Практическая значимость-разработка программы кружка, организация и проведение.
Методы исследования:
-теоретический метод — сравнительно-исторический анализ;
-опросный метод — тестирование;
-эмпирический метод — наблюдение;
-количественный икачественный методы обработки данных.

Глава 1. Психолого-педагогическиеаспекты внеклассной работы
1.1 Психолого-педагогическиеособенности проведения внеклассной работы
Придя на работу в школу,учитель технологии сталкивается не только с проблемами эффективной организацииучебного процесса, но и постановки внеклассной работы по своему предмету.
По педагогическомуэнциклопедическому словарю внеклассная работа- это составная частьучебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободноговремени учащихся.
А З.А. Нефедова считала,что внеклассная работа — это организация педагогом различных видов деятельностишкольников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия длясоциализации личности ребенка.[20]
Из выше приведенныхопределений наиболее полное определение З.А. Нефедовой. Потому, что оновключает в себя организацию педагогом деятельность школьников во внеучебноевремя, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
В своей работе мы будемопираться именно на это определение.
Внекласснаявоспитательная работа представляет собой совокупность различных видовдеятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия наребенка.
Рассмотрим эти возможности:[20]
Во-первых, разнообразнаявнеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытиюиндивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть науроке.
Во-вторых, включение вразличные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания оразнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимыепрактические умения и навыки.
В-третьих, разнообразнаявнеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видамдеятельности, ребенок приобретает умения и навыки.
Если у ребенкасформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определеннымипрактическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий,тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.
Это особенно актуальносейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чегорастут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.
Замечено, что в школах,где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа,«трудных» детей меньше, а уровень приспособления, «врастания» в общество выше.
В-четвертых, в различныхформах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальныеособенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом,заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.
Поскольку внекласснаяработа является составной частью воспитательной работы в школе, она направленана достижение общей цели воспитания- усвоения ребенком необходимого для жизни вобществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системыценностей.
Специфика внекласснойвоспитательной работы проявляется на уровне следующих задач: [20]
1.Формирование у ребенкаположительной Я-концепции, которая характеризуется тремя факторами:
а) уверенностью вдоброжелательном отношении к нему других людей;
б) убежденностью вуспешном овладении им тем или иным видом деятельности;
в) чувством собственнойзначимости.
2.Формирование у детейнавыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.
Для скорейшей социальнойадаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и кдругим людям.
Если у ребенка приналичии положительной Я-концепции сформированы умения договариваться стоварищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания другихлюдей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивноразрешать конфликты, уважать мнение другого, то его взрослая трудоваядеятельность будет успешной.
3.Формирование у детейпотребности в продуктивной социально-одобряемой деятельности черезнепосредственное знакомство с различными видами деятельности, формированиеинтереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений инавыков.
4. Формированиенравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Вовнеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладениенравственными понятиями.
Эмоциональная сфераформируется через эстетические представления в творческой деятельности.
5. Развитиепознавательного интереса. В данной задач внеклассной работы отражаетсяпреемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работасвязана с воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена наповышение эффективности учебного процесса.
Развитие познавательногоинтереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны«работает» на учебный процесс, а с другой — усиливает воспитательноевоздействие на ребенка.
Цель и задачи внекласснойвоспитательной работы придают специфический характер функциям целостногопедагогического процесса — обучающей, воспитывающей и развивающей.
Обучающая функциявнеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний,учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения,коллективной жизни, навыкам общения.
Огромное значение вовнеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитиипсихических процессов школьника.
Развивающая функциявоспитательной работы заключается также в развитии индивидуальных способностейшкольников через включение их в соответствующую деятельность.
Специфика содержаниявоспитательной работы характеризуется: [20]
Во-первых, преобладаниемэмоционального аспекта над информативным.
Во-вторых, в содержаниивнеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, тоесть содержание внеклассной работы направлено на совершенствованиеразнообразных умений и навыков.
Познавательнаядеятельность во внеклассной работе предназначена для формирования у нихпознавательного интереса положительной мотивации в обучении, совершенствованииучебных навыков.
Досуговая(развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыхадетей, создания положительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе,снятие нервного напряжения.
Трудовая деятельность вовнеклассной работе отражается содержание различных видов труда: бытового,ручного, общественно-полезного, обслуживающего.
Содержание внекласснойработы не во всех школах одинаковое. На него оказывают влияние следующиефакторы:
1.Традиции и особенностишколы;
2.Особенности возраста,класса, индивидуальности детей;
3.Особенности самогоучителя, его интересы, склонности, установки.
Формы внеклассной работы– это те условия, в которых реализуются ее содержание.
Методы и средствавнеклассной работы представляют собой методы, и средства воспитания, выборкоторых определяется содержанием, формой внеклассной работы.
Рассмотрев сущностьвнеклассной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи,содержание, формы, методы и средства, можно определить ее особенности: [20]
1. Внеклассная работапредставляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организациякоторых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходеобучения, формирует личные качества ребенка.
2.Отсроченность вовремени.
Внеклассная работа – это,прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены вовремени, не всегда наблюдаемы педагогом.
3.Отсутствие жестких регламентаций.Педагог имеет большую свободу выбора содержания форм, средств, методоввнеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока.
4. Отсутствие контроля зарезультатами внеклассной работы. Если обязательный элемент урока – контроль запроцессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работетакого контроля нет.
5. Внекласснаявоспитательная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные,выходные дни, на каникулах, то есть во внеучебное время.
6. Внеклассная работаимеет широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей идругих взрослых.
Исходя из особенностейвнеклассной воспитательной работы, назовем определяющие требования к ней:[20]
1. При организации ипроведении внеклассной работы обязательна постановка цели;
2. Перед началомнеобходимо определить ожидаемые результаты;
3. В воспитательнойвнеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждомребенке;
4. Педагог-организатордолжен обладать высокими личностными качествами;
5. При организациивнеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческомпоиске, подбирая, создавая новые формы, отвечающие сложившейся ситуации вклассе.
Таким образом,внеклассная воспитательная работа является самостоятельной сферойвоспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательнойработой на уроке.
Одним из видоввнеклассной работы является кружковая работа.
По педагогическомуэнциклопедическому словарю кружковая работа — это одна из форм дополнительногообразования детей, заключающаяся в организации кружков, секций, клубовразличной направленности.[4]
Кружковая работа сталасферой освоения учащимися личностно-значимого, ценностно-наполненного,индивидуального опыта добровольно избранной деятельности по интересам, помогаетребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил,знаний, полученных в базовом компоненте.
По мнению О.Е. Лебедевакружковая работа обеспечивает возможность решения значимых для личностипроблем:[13]
-выбор взглядов, позиций,ценностей;
-развитие познавательныхсил и способностей, оценка своих познавательных возможностей, особенностейпознавательной деятельности, выявление познавательных интересов;
·выборпрофессиональной деятельности, профессионального образования;
·выбор средыразвития, среды общения.
Свобода выбора детьмиобразовательной области, вида, типа и формы деятельности, образовательнойпрограммы, результатов ее освоения — основная педагогическая характеристикасистемы кружковой работы, обеспечивающая создание условий, благоприятных длясамоопределения и самореализации личности.
Всякая деятельностьтребует от человека обладания специфическими качествами, определяющими егопригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности еевыполнения.
Б.М. Теплов подвозможностями понимал индивидуально-психологические особенности, отличающиеодного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, гдеречь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.[23]
По словарю педагогическихтерминов способности — это индивидуально-психологические особенности личности,являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного родадеятельности; не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются вбыстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.[3]
А.В. Петровский«способности» понимал как психологические особенности человека, от которыхзависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами кналичию этих знаний, навыков и умений не сводятся.[22]
Из выше приведенныхопределений наиболее полное определение, взятое из словаря педагогическихтерминов. Потому, что оно включает в себя индивидуально-психологическиеособенности личности, которые являются условиями успешного осуществленияопределенного рода деятельности, но которые не сводятся к знаниям, умениям инавыкам.
В своей работе мы будемопираться именно на это определение.
Способностиобнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличияэтих способностей.
Общие способности — этосистема индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечиваетпродуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками при осуществленииразличных видов деятельности.[2]
Специальные способности — это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высокихрезультатов в какой-либо специальной области деятельности, например,музыкальной, литературной, ИЗО и так далее.[2]
Способностиобнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике ихприобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро,глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениямисущественно важными для данной деятельности.
Деятельность может носитьтворческий характер. Если человек вносит в свою деятельность элементы нового,это и есть творчество.
Творчество (креативность)есть высшая, наиболее сложная, активная форма проявления отношения человека кработе.
Любая творческаядеятельность связана с наличием способностей. Человек успешно трудится лишьтогда, когда его физиологические и психические качества соответствуюттребованиям профессии.
В.С. Кукушкин считал, чтотворческие способности — это умения ассоциировать, комбинировать, давать новыеопределения, новые понятия на основе старых, концентрировать мысли на однихмоментах при игнорировании других, чтобы свести умственный процесс квзаимосвязи простейших элементов.[11]
Целью школы быловоспитание борцов за светлое будущее и привитие им определенных знаний, уменийи навыков. Никакого творчества, никакого сотрудничества учителя и ребенка вреальной школе не было.
В условиях обновляющейсясистемы российского образования приоритетным стало воспитание свободной,нравственной, духовной, гуманной, адаптивной, творческой личности.
Это возможно лишь присотрудничестве педагогов и учащихся, их сотворчестве, взаимовлиянии ивзаиморазвитии.
Личность ребенка еезначимость в жизни школы в наши дни уравнивается с личностью педагога.
Ребенок — высшая ценностьпедагогической культуры, уникальное явление мира. Его жизнь бесценна: еготворческий потенциал безграничен, его духовное богатство бесконечно интересно.
Таким образом, анализизученной литературы [1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17]позволяет заключить, что определение внеклассной работы, данное З.А.Нефедовойнаиболее полное, так как оно включает организацию педагогом различных видоввнеклассной работы. Одним из видов внеклассной работы является кружковаяработа, которая способствует развитию творческих способностей.
Внеклассная работа имеетсвои особенности, требования, цели, задачи, обладает возможностямивоспитательного воздействия на ребенка.
1.2 Особенностиподросткового возраста
С тезисом, о том, чтоличностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинствопсихологов.
Однако их точки зрения нато, каким законом подчиняется развитие личности, значительно расходятся.
Эти расхождения касаютсяпонимания движущих сил развития (в частности, значения общества и различныхсоциальных групп для развития личности), закономерностей и этапов развития,наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности,возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
Советские психологивнесли весомый вклад в разработку указанных проблем.
Этой проблематикой, кромеуже упомянутых нами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Л.И. Божович занималисьА.В. Зопорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия и многие другие.
Больше всего внимания ониуделяли разработке психологической теории детского развития. Причем именно Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.И. Божович внесли наибольший вклад в ее разработку.Поэтому мы будем далее опираться главным образом на их работы.
Д.Б. Эльконин представилконцепцию психического развития, в которой объединил две линии: познавательноеи собственно личностное развитие детей с рождения и до окончания среднейшколы.[17]
Согласно его теории,развитие познавательной сферы ребенка и его личности идет в русле разныхведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе.
Первым видомдеятельности, с которой начинается формирование личности ребенка, выступает егонепосредственно-эмоциональное общение в младенчестве с матерью, другимиокружающими людьми. Затем формы общения развиваются в ролевой игре, в совместнойучебной и трудовой деятельности, давая по мере своего развития новые точкиопоры для преобразования личности.
Другую группу ведущихдеятельностей составляют те, внутри которых идет развитие преимущественнопознавательной сферы и соответствующих способностей у детей. Этоманипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, игры спредметами детей дошкольного возраста, учение и труд в школьном детстве.
Если все виды общения идеятельности детей расположить по порядку их становления ведущими, то получитсяследующий возрастной ряд:[18]
1. Непосредственно-эмоциональноеобщение (младенческий возраст);
2. Предметно-манипулятивнаядеятельность (ранний возраст);
3. Ролевая игра(дошкольный возраст);
4. Учебная деятельность(младший школьный возраст);
5. Интимно-личностноеобщение (подростковый возраст);
6. Учебно-профессиональнаядеятельность (ранний юношеский возраст).
Таким образом, с рожденияи до ранней юности, то есть до окончания средней школы, последовательно ипериодически сменяют друг друга ведущие деятельности предметного плана, с однойстороны, и формы общения с другой, которые поочередно обеспечивают развитиепознавательных процессов и самой личности.
Возрастная периодизацияпредставляет собой одну из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии (А.Валлон, Ж. Плаже, В. Штерн, П.П. Блонский, Л.С. Выготский).
В русле пониманияотечественной психологии психического развития как внутренне противоречивого,связанного с возникновением психических и личностных новообразований процесса,Л.С. Выготский, вслед за П.П. Блонским, рассматривает отдельные эпохи, стадии,фазы в общей схеме переломов, или кризисов развития.
При этом качествекритериев их разграничения, по Л.С. Выготскому, выступают, во-первых,характеризующие сущность каждого возраста новообразования.
Под возрастныминовообразованиями Л.С. Выготский понимал, «тот новый тип строения личности и еедеятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникаютна данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяютсознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнею жизнь, весьход его развития в данный период».[17].
Л.С. Выготский выделяетследующие стабильные и критические периоды возрастного развития: кризисноворожденности, младенческий возраст (2 месяца- 1год), кризис 1 года, раннеедетство (1 год- 3 года), кризис 3 лет, дошкольный возраст (3 года- 7 лет),кризис 7 лет, школьный возраст (8 лет- 12 лет, кризис 13 лет, пубертатныйвозраст (14 лет- 18 лет), кризис 17 лет.[11]
С 11-12 лет и в течениевсего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировкикоторого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект.
Каждый возраст или периодхарактеризуется следующими показателями:[11]
1. определеннойсоциальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которыевступает ребенок со взрослыми в данный период;
2. основным или ведущимтипом деятельности (существует несколько типов деятельности, которыехарактеризуют определенные периоды детского развития);
3. основными психическиминовообразованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психическихпроцессов до свойств личности).
Весь процесс детскогоразвития от рождения ребенка до окончания школы Д.Б. Эльконин разбил на тривозрастных этапа: раннее детство (дошкольное), младший школьный возраст (с 1 по4-5 классы), средний и старший школьный возраст (5-8, 9-10 классы) [19]
Систему взглядов Д.Б.Эльконина на формирование личности продолжил и развил Д.И. Фельдштейн.
В центре его вниманиянаходится социальное развитие личности, которое понимается как взаимосвязанныйпроцесс социализации и индивидуализации, т.е. приобщение ребёнка к единым длявсех социальным нормам и вместе с тем его постепенного превращения всвоеобразную, неповторимую, уникальную личность.
Признавая выдвинутый Д.Б.Элькониным тезис о том, что развитие личности опережает развитие познавательнойсферы ребёнка. Д.И.Фельдштейн формирует закономерность, которую он называет«механизмом обратного действия».
Суть её состоит в том,что новообразования одного плана, например личностного, входя в противоречие втой сфере активности, где они первоначально были сформированы (скажем, вобщении), получают возможности для реализации (снятия возникшего противоречия)в другой сфере.
Особая роль в воспитанииличности принадлежит общению. Поэтому, зная историю развития общения ребёнка вранние годы, мы можем многое понять и в его становлении как личности.
Специфические особенностиподросткового периода, состоит в том, что вступление в него не означаетвхождение в новую группу, а представляем собой дальнейшее развитие личности вразвивающейся группе, но в изменившихся условиях и обстоятельствах при наличиисущественной перестройки организма в условиях бурно протекающего половогосозревания.
Процесс развития личностив различных группах – специфическая особенность юности, по своим временнымпараметрам входящая за границы старшего школьного возраста, который может бытьобозначен как период ранней юности.
С возрастом эталоныстановятся более обобщёнными и связываются не с мнением отдельных людей, а собобщёнными нравственными идеалами, ценностями и нормами.
Здесь дети переходят наследующий уровень нравственной регуляции – конвенциональный или дажепостконвенциональный.
Происходит этот процесс вподростковом или в юношеском возрасте. Далее содержание нравственных эталоновпродолжает расширяться, углубляться; они становятся более тонкими,дифференцированными, индивидуально различными.
В качестве иллюстрацииэтой мысли А.А. Бодалев приводит следующий опыт. [18]
Учащимся 7 классапредлагается описать человека, которого они не знают, но отдельные черты,которого называются им заранее (например, злой, добрый и т.п.). Эти описанияразделились на четыре группы.
Учащиеся первой группыназывали только внешние признаки описанного им человека.
Учащиеся второй группыупомянули как внешние, так и некоторые внутренние (личностные) черты.
В третьей группедополнительно к тому, что сообщалось о человеке в — первых двух группах, былиназваны его дела, поступки и поведение.
В четвёртой группе, кромевсего сказанного, были упомянуты мысли и чувства, характерные для данногочеловека.
В итоге А.А. Бодалёвсделал вывод о значительном разнообразии в подростковом возрасте эталоноввоспитания и оценивания людей.
Параллельно с развитиемнравственных форм поведения в этот период жизни у детей идёт формированиемотивационной сферы.
Специально исследовавэтот процесс Л.И. Божович пришла к следующим выводам:
1.      С первых днейжизни ребёнка источником его активности
являются первичныефизиологические потребности в еде, тепле, движении и т.д., а также потребностифункционального развития мозга типа, например, потребность в новыхвпечатлениях.
Кроме них, почти с самогорождения у ребёнка есть особые, социальные потребности в общении, во внимании ксебе и другим.
Развитие мотивационнойсферы ребёнка в течение первого года жизни состоит не в расширении количествапотребностей, а в их «опредмечивании», т.е. в формировании соответствующихмотивов.
«В результате этого самипредметы приобретают побудительную силу. Попадая в поле восприятия ребёнка, ониактивизируют его потребности и тем самым побуждают активность ребёнка внаправлении, соответствующим данной ситуации».
Однако у ребёнка раннеговозраста мотивационная сфера не играет основной роли в детерминации поведения.
Ситуативнаяобусловленность поведения – его главная черта в течение 1- го года жизни.
2.      Начиная со 2-гогода жизни собственная активность ребёнка и роль его мотивационной сферы врегуляции поведения повышаются.
Ребёнок перестаёт покорноподчиняться взрослому, следовать его указаниям и требованиям.
«В указанный периодпроисходит переход ребёнка от существа, уже ставшего субъектом к существу, осознавшемусебя как субъекта, иначе говоря, к возникновению того системногоновообразования, которое принято связывать с появлением слова «Я».
3.      Примерно к 3-4годам на основе осознания себя как субъекта и
сравнения себя с другимиу ребёнка появляются самооценка, осознание предъявляемых к нему личностныхтребований, и стремление соответствовать им (быть «хорошим, получать за своёповедение со стороны значимых взрослых положительные оценки).
4.      На порогепоступления в школу возникает новый уровень
самосознания(соответственно и сознательной регуляции поведения).
Он характеризуетсяформированием «внутренней позиции» — устойчивой системы отношений ребёнка ксебе, к другим людям, к окружающему миру. Возникновение такого новообразиястановится переломным пунктом на протяжении всего развития ребёнка.
5.       Следующий этапмотивационного развития личности связан с
подростковым возрастом.
Это самый сложный иответственный период становления личности на протяжении всего детства,поскольку здесь закладываются основы нравственности, определённое отношение ктруду, к людям, к обществу, черты характера и способности, манеры и формыповедения.
Самопознание,самоутверждение и самовыражение – главные мотивационные линии этого возрастногопериода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию.
6.      На старшиешкольные годы приходится завершающий этап взросления личности детстве.
Здесь полностью во всехосновных составляющих складывается мотивационная сфера человека, получаютопределённость способности, интересы и склонности. Потребности и мотивы выходятза пределы семейной, дворовой и школьной жизни.
Одни авторы (Д.Б. Эльконин)включают в число главных личностных проблем и даже ведущих деятельностейподросткового возраста интимно-личностное общение, другие – нет (Д.И. Фельдштейн).
Это различие связано сдвумя обстоятельствами. Во-первых, для подростков, выросших в одной среде,ведущим может быть действительно интимно-личностное общение.
Это особенно характернодля современных городских детей, к сожалению, мало приученных в этом возрасте кнастоящему труду.
Для подростков,воспитанных в другой среде, в качестве ведущей деятельности может выступитьтрудовая, и это свойственно, например, многим детям, живущим в сельскойместности.
Во-вторых, для этоговозраста характерна психологическая активность детей, направленная на решениедвух вопросов,: каким быть? И кем быть?
Ответ на первый из этихвопросов ищется по преимуществу в сфере интимно-личностного общения, а ответ навторой – главным образом в трудовой, профессиональной деятельности [18].
Подростничество июношество – это период активного экспериментирования, опробования себя молодымилюдьми в разных ролях с целью формирования образа «Я» и жизненногосамоопределения.
Э. Эриксон выделил, такимобразом, восемь стадий развития.
На первой из них развитиеребёнка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, впервую очередь матери.
На этой стадии уже могутвозникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям илиотстранения от них.
Вторая стадия определяетформирование у ребёнка таких личностных качеств, как самостоятельность иуверенность в себе. Их становление опять в значительной степени зависит отхарактера общения и обращения, взрослых с ребёнком.
Третья и четвёртая стадииразвития по Э. Эриксону, также в целом совпадают с представлениями Д.Б. Эльконинаи других психологов.
В данной концепции, как иуже рассмотренных нами, подчёркивается значение учебной и трудовой деятельностидля психического развития ребёнка в эти годы.
Следующие стадииличностного развития в теориях психологов не представлены. Но вполне можносогласиться с тем, что приобретение новых жизненных и социальных ролейзаставляет человека по–новому смотреть на многие вещи, и в этом, по-видимому,заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте, следующемза юностью.
В среднем школьном(подростковом) возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение сосверстниками в контексте собственной деятельности подростка.
В этом возрасте главнаяценность – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражаниесознаваемому или бессознательному следуемому «идеалу», устремлённость вбудущее. Если в младшем школьном возрасте авторитет учителя являлся не менеезначимым, чем авторитет семьи, то для подростка проблема авторитета взрослогостановится не самоочевидной.
Сохранению авторитетавзрослого (учителя) способствуют следующие факторы:
1.        неизменностьобщественного положения подростка, он был и остаётся учеником, школьником;
2.        его полнаяматериальная зависимость от родителей, которые наряду с учителями выступают вроли воспитателя, а также…;
3.        отсутствие уподростка умения действовать самостоятельно.
Эта эпоха отрочествасоотносится с макрофазой индивидуализации. По А.В. Петровскому «характеризуетсяпоиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Вмаксимальной степени реализуя в связи с этим способность быть идеальнопредставленным в своих приятелях, подросток мобилизует все свои внутренниересурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности (начитанность,спортивные успехи, «бывалось» в отношениях между полами, смелость, граничащая сбравадой, особая манера в танцах и т.д.) интенсифицирует поиск в референтнойдля него группе лиц, которые могут обеспечить оптимальную его «персонализацию».[22]
Как субъект учебнойдеятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позициисубъектной исключительности «индивидуальности», стремлением (особеннопроявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться.
В современноминформационном обществе стремление подростка к статусу взрослого — мечта малодоступная,поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувствовозрастной неполноценности.
Отрочество – период,когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьёй.Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всехтех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередьэто относится к родительской семье.
Отчуждение по отношениюпо отношению к семье внешне выражается в негативизме – в стремлениипротивостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направленоотчуждение.
Стремление осознать иразвить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрокаобособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нём чувствозащищённости традициями и эмоциональной направленностью на него.
Однако реально находитьсянаедине со своим «Я» подросток ещё не может. Он ещё не способен глубоко иобъективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать передмиром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное«Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» составляют сверстники.
Отрочество – это период,когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми,кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, даёт возможность подросткусмотреть на себя по-новому.[16]
Подростки стремятсяпереосмыслить то, что они сделали предметом своего интеллектуального постиженияи, прочувствовать, выдать и утвердить это как продукт своего собственногомышления.
Отрочество благодаряпотребности познать себя и стремлению открыть через постоянные рефлексии своюускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни.
Однако рефлексии на себяи других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства – и подростокуходит в состояние психологического кризиса.
Подросток черезсобственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходиттрудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытомцеленаправленного обособления. Всё это помогает ему отстаивать своё право бытьличностью.
Учёба в школе или вучилище занимает большое место в жизни подростка.
Позитивное здесь –готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его болеевзрослым в его собственных глазах.
В этом возрасте возникаютновые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего местав будущем, профессиональных намерений, идеала.
Эрудированный подростокпользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждаетего приумножать свои знания.
При этом само по себезнания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительныеспособности.
В подростковом возрастевнимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность – подростокнастолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими посвоей воле.
В подростковом возрастевоображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность.Реальность воображаемого мира субъективна – это только его реальность.
Если подросток лишёнсвоего внутреннего воображаемого мира, некоторые психологи и психиатрыприменяют своеобразный метод: имеющие проблемы отроки знакомятся с персонажамифантастических книг или кино и учатся идентифицировать себя с ними.
На основании анализаизученной психолого-педагогической литературы (8, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23, 24)можно сделать вывод, что для подростка ведущую роль играет общение сосверстниками в контексте собственной деятельности подроста.
Как субъект учебнойдеятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позициисубъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением чем-то выделиться.

Глава 2. Методикаорганизации и проведения кружковой работы
2.1 Организациякружковой работы
С чего начинатьорганизацию кружка?
Дело это совсем не такоепростое как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратитьособое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная базашкольных мастерских и интересы учащихся.
У учителя обслуживающеготруда есть большое преимущество по сравнению с другими предметниками, посколькувыбор у него очень широкий. Профилей великое множество. Например, «Юнаяхозяюшка», «Кружок вязания крючком», «Кружок лоскутная мозаика», «Кружокизготовления мягкой игрушки», «Кружок вязания спицами», и так далее.
Итак, профилей десятки, авыбрать следует какой-то один. При этом нужно учесть, что во время работы удетей могут возникнуть различные вопросы, иногда совершенно, неординарные,непредвиденные и абсолютно непредсказуемые. А руководитель кружка ни одноготакого вопроса не имеет права оставить без квалифицированного ответа.
Конечно, при выборепрофиля кружка учителю следует считаться не только с субъективными, но и собъективными факторами, одним из которых является материальная база мастерских.
Организуя кружок, следуетубедиться в наличии необходимого оборудования или возможности его достать.
Учёт интересов учащихся –это бесспорно, очень сложный, ответственный момент в организации кружка.Интересы у ребят могут быть самые разнообразные даже в рамках одного какого-нибудьнаправления.
Перед учителем стоиттруднейшая задача – так поставить дело, чтобы все кружковцы были удовлетворены.
Школьники младшеговозраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чемменьше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практическихзаданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностямкружковцев, обеспечивать их занятость в течении всего занятия.
Младшие школьники быстроутомляются при выполнении однообразной работы, поэтому руководитель должензаранее продумать, как построить занятия, разнообразить его.
Теоретический материалобычно даётся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснятьпросто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядногоматериала.
Руководитель кружкавыбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практическихнавыков, получаемых школьниками на занятиях кружка, поэтому методика обучения вначале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года.
Постоянно развиваяинтерес учащихся к занятия, педагог стремится выбрать такую форму ихпроведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческогоподхода к переработке моделей или в создании новых образцов. Предоставляя детямкак можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлятьтворческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему,думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать врешении поставленной задачи.
Организация кружковыхзанятий проходит следующие этапы:[15]
1.  Изучение и постановка воспитательныхзадач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллективакласса, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболееактуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.
2.  Моделирование предстоящей внекласснойвоспитательной работы заключается в том, что педагог создаёт в своёмвоображении образ определённой формы.
3.  Анализ проведённой работы направленна сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемныхмоментов, их причин и последствий.
В зависимости отпоставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методыобучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их.
Каждое занятие по темампрограммы, как правило, включает теоретическую часть и практическую.
Теоретические сведения –это объяснение нового материала, информация
познавательного характерао видах лоскутной мозаики.
Основное место назанятиях отводится практическим работам.
Руководителю необходимопродумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являласьестественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученныхучащимися.
Для поддержания постоянногоинтереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методыработы.
При составлении планазанятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень ихподготовленности имеющиеся знания и навыки.
Международная программа «Astor» отмечает следующие качества,необходимые для работы с одарёнными детьми и для развития творчества учащихся:[10]
·          Нужно бытьдоброжелательным и чутким;
·          Разбираться вособенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
·          Иметь опыт работысо своими собственными детьми или в дошкольных детских учреждениях;
·          Иметь высокийуровень интеллектуального развития;
·          Иметь широкийкруг интересов и умений;
·          Иметь живой иактивный характер;
·          Обладать чувствомюмора (но без сарказма);
·          Иметь творческое,возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
·          Расположенность кдетям, теплота общения с ними.
Общепризнанны следующиетворческие методы в преподавании:[21]
·         Уважение желанияребёнка работать самостоятельно;
·         Умениевоздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;
·         Создание условийдля конкретного воплощения творческих идей;
·         Поощрение работынад проектами, предложенными самими учениками; демонстрация энтузиазма;
·         Способностьубедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником.
Творческая работа учителяможет быть любого плана. Наиболее характерные варианты:[20]
·         Авторскаяпрограмма регионального, факультативного или основного курса;
·         Авторскаяпрограмма воспитательной работы;
·         Пакет дидактическихматериалов;
·         Пакетметодических материалов;
·         Исследовательскаяработа.
Любая целенаправленнаядеятельность предусматривает определённую
последовательностьдействий в целях достижения конкретного результата, а поэтому нуждается впрогнозировании и планировании.
Однако в данной ситуациипланирование носит весьма специфический характер.
Во-первых, дособеседования со своими подопечными педагог не знает, по какой теме и какомунаправлению они желают работать.
Во-вторых, насколькореален замысел ребёнка и насколько велика его заинтересованность довести этотзамысел до конца.
Поэтому типичноепланирование работы заранее педагогом невозможно. Оно может осуществлятьсясовместно с кружковцем только после выяснения его замысла в ходе собеседования.Причём основную роль на первоначальном этапе должен играть сам ребёнок.
Педагогу необходимоуяснить, как, какими средствами и в течении какого времени ребёнок собираетсяосуществить задуманное и какая ему требуется помощь от педагога. Несмотря нато, что в подавляющем большинстве случает лучше достижения замысла подросткапросматриваются не чётко, не определены этапы действия и их очерёдность,педагог не должен навязывать своё видение решения проблемы. Дело в том, чтоцели и задачи ребёнка и педагога в данной ситуации не совпадают.
Цели и задачи педагогазаключаются не в том, чтобы совместно с ребёнком довести его несовершенныйзамысел до конца, а опираясь на его внутреннюю мотивацию к действиям,стимулировать его самостоятельную деятельность.
Творческая деятельностьребёнка должна основываться, прежде всего, на его личных замыслах,обусловленных мотивацией, порождённой детской фантазией и воображением. В этомнаправлении должны работать педагоги кружковцы творческой направленности. На тои существуют творческие кружки дополнительного образования, чтобы в дополнениек нескольким теоретическим знаниям способствовать полёту детской мысли в новое,доселе неизвестное.
К сожалению, в настоящиймомент сложилась ситуация, когда школьная форма обучения слепо переносится наработу кружков творческой направленности. Касается это и планирования работы.Если в школах на основе программы, составленной независимо от желания учащихся,в начале года (согласно этой программе) составляем план работы на весь учебныйгод и неуклонно выполняется, то применение такой методики к деятельностикружков творческой направленности, а тем более к консультативным формам работынеприемлемо.
Во-первых, при даннойформе работы её содержание определяется не заранее составленной программой, азамыслом самого ребёнка, что наиболее соответствует личностно-ориентированномуподходу к нему.
Во-вторых, содержаниесамого замысла может корректироваться по ходу работы или даже полностьюменяться. Ведь детский замысел основан, прежде всего, на фантазии, воображениии желании ребёнка, а в подростковом возрасте они динамичны.
Поэтому планированиеработы осуществляется строго индивидуально, совместно с подростком. Сам пландинамический, то есть не исключает корректировки.
В заключение – несколькополезных и весёлых советов молодым педагогам – руководителям кружка:[26]
1.         Будьте оптимистичными!
2.        Не забывайтеглавного: дети, как и взрослые, существа парадоксальные.
3.        Верно то вашерешение, которое противоположно вашим обыденным решениям!
4.        Не бойтесь:опытные педагоги уже давно забыли то, что вы ещё помните!
5.        Общаясь сродителями, помните, что взрослые – это те же дети, только очень усталые;исходите из принципа, что не родители воспитывают детей, а наоборот.
6.        Не рвитесь ккарьере, соглашайтесь с администрацией, но делайте так, как сами считаетенужным.
7.        Не забывайте:решающее значение имеет первый момент входа в класс, первое знакомство сдетьми.
8.        Применяйтеправило контрастов: если сначала дать детям волю, а потом прижать – они васневзлюбят, если наоборот – будут вам благодарны.
9.        Помните: вашеглавное дело – это общение с детьми; умейте испытывать радость от встречи сними.
10.     Не находитесь наглазах у детей без дела.
11.     Давайте своётепло и ласку не « любимчикам», а тем, кому это особенно необходимо.
12.     Еслисомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь.
13.     Будьте всегда вформе, подтянуты и в хорошем настроении!
14.     Учитесьздороваться с детьми – тоном, которым вы говорите «Здравствуй», тоже можновоспитывать.
15.     Постарайтесьвсеми возможными способами узнать у ваших подопечных всю подноготную: как ониросли, как учатся – это поможет вам в общении с ними.
16.     Не смущайтесьсвоими ошибками – дети, в отличие от нас, всегда прощают нам ошибки.
17.     Хвалите самогосебя три раза в день: утром, днём и вечером:
«Я — отличный педагог,меня все уважают, любят и слушаются».
18.      Умейте бытьленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурнуюдеятельность, но забывают думать.
19.     Не отмахивайтесьи не отгораживайтесь от детей.
20.     Умейте быть детьми!Играйте, прыгайте с ними и воспринимайте свою работу с кружком, как продолжениедетства!
21.     Избегайте:[26]
·          Частых моралей инотаций, выговоров и претензий!
·          Ругани, наказанийи угроз!
·          Приказов изапретов!
·          Нетерпимости ираздражительности!
·          Насмешек наддетьми, иронии и сарказма!
2.2 Разработкапрограммы кружка «Лоскутная мозаика»
Данная программа предназначенадля подготовки учащихся 7 классов по кружку «Лоскутная мозаика».
Кружок «Лоскутная мозаика»способствует углублению знаний по предмету «Технология». В процессе обучения уучащихся совершенствуются умения и навыки в изготовлении швейных изделий.Развивается художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее каккуратности, пробуждает фантазию. Цель кружка: сформировать у учащихся знанияи умения изготовления швейного изделия из лоскутков. Задачи кружка:
1.        Формированиепрактических умений в подборе ткани по фактуре, по цвету.
2.        Формированиезнаний и умений при изготовлении изделия из лоскутков различных конфигураций.
3.        Формированиепрофессиональной самостоятельности обучаемых.
4.        Развитиеспособности учащихся решать творческие задачи.
Для решения этих задач всодержании кружка «Лоскутная техника»
предусматриваютсяследующие темы: инструменты и приспособления, необходимые для работы;характеристика и выбор тканей; закономерности цветовых сочетаний; техникалоскутной мозаики; применение лоскутной техники в изделиях. Кружок рассчитан на30 часов. Проведение занятий осуществляется в швейной мастерской. Дляосуществления программы кружка «Лоскутная техника» в швейной мастерскойнеобходимо иметь:
·         Индивидуальныерабочие места учащихся для выполнения ручных и машинных работ;
·         Рабочие местаколлективного пользования для выполнения влажно-тепловых работ;
·         Рабочее местопреподавателя;
·         Дидактическиематериалы;
·         Учебно-методическуюлитературу.
Учащийся должен знать:
·         Виды назначение иправила эксплуатации швейного оборудования;
·         Технику лоскутноймозаики;
·         Способы обработкиузлов швейных изделий
Учащийся должен уметь:
·         Определять видткани, подбирать ткани в гармоничном сочетании по цвету;
·         Выполнятьразличные швейные операции на швейных машинах, применять средства малоймеханизации.
·         Разработатькомпозиции лоскутного изделия и реализовать технологические процессы швейногоизделия из лоскутков.
Тематический план кружка«Лоскутная мозаика»№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов 1 2 3 Введение 1 Инструменты и приспособления, необходимые для работы 1 2 Характеристика и выбор тканей 2 3 Закономерности цветовых сочетаний 1 4 Техника лоскутной мозаики 17 5 Применение лоскутной техники в изделиях 9 Всего 30
Содержание программы
Введение.
Предмет и задачи кружка.
История лоскутногошитья-пэчворк.
Тема 1. Инструменты иприспособления, необходимые для работы.
Рациональная организациярабочего места. Характеристика ножниц специального распарывателя, игл, ниток,бумаги, карандашей, измерительных инструментов, отделочных материалов,красителей.
Тема 2. Характеристика ивыбор тканей.
Характеристика тканей поволокнистому составу по виду отделки. Подготовка ткани к работе.
Тема 3. Закономерностицветовых сочетаний.
Цветовой спектр.Характеристика хроматических цветов по трём признакам: цветовому тону,светлотой, насыщенностью. Цветовые сочетания.
Практическая работа: составлениегармонирующих и негармонирующих цветовых сочетаний.
Тема 4. Техника лоскутноймозаики
Технические условия нараскрой лоскута определённой конфигурации. Техника шитья из полос, квадратов,прямоугольных треугольников, шитья на основу.
Практическая работа:изготовление прихватки по одной из техник шитья из лоскутков.
Тема 5. Применениелоскутной техники в изделиях.
Проработка композициилоскутного изделия. Заготовка шаблонов. Раскрой деталей. Технологическаяпоследовательность сборки изделия из лоскутков.
Практическая работа:выполнение комплекта для горячего наволочки панно.

Глава 3. Экспериментальнаячасть
3.1 Диагностическиеисследования уровня творческого потенциала и умения применять не стандартныерешения школьников
Людям всегда был и будетсвойственен поиск нового в любой области жизни. Человек, едва научившись ходитьи летать, уже проявляет интерес к окружающему миру. Но уже что-то придумывает иизобретает.
Главная задачавоспитателей и педагогов состоит в том, чтобы разбудить в человеке заложенные природойспособности и задатки, не подавить в нём стремление к творчеству.
Участие в кружковойработе поможет подростку почерпнуть много поучительного, углубить свои знания,заполнить досуг, повысить уровень творческого потенциала.
Диагностические исследованияпроводились на преддипломной практике в ГОУ «Тюкалинской средней общеобразовательнойшколы» на работе кружка «Лоскутная мозаика». Кружок был организован на базе 8-9классов. В группе кружка принимало участие 10 человек. В кружке была организованабригадная форма работы по 3-4 человека. Для оценки уровня творческогопотенциала на этапе констатирующего эксперимента использовался тест-методикадля оценки уровня творческого потенциала.
В тесте члены кружкадолжны были выбрать один из предложенных вариантов поведения в ситуацияхописанных в тесте (приложение №2).
Вопросы 1,6,7,8определяют границы любознательности; вопросы 2,3,4,5 – веру в себя; вопросы9,15 – постоянство; вопрос 10 – амбициозность; вопросы 12,13 – «слуховую»память; вопрос 14 – ваше стремление быть независимым; вопросы 16,17 –способность абстрагировать; вопрос 18 – степень сосредоточенности. По тестуопределяются 3 уровня творческого потенциала – высокий, средний, низкий.
Данные уровня творческогопотенциала членов кружка Тюкалинской средней общеобразовательной школыпредставлены в протоколе №1 (приложение №2).
Из протокола мы видим,что у всех членов кружка уровень потенциала средний, но количество баллов наэтом уровне разное. Это показано на графике уровня творческого потенциала членовкружка на констатирующем исследовании (приложение №3).
Проанализировавполученные данные теста мы получили, что наиболее любознательных 30%, вера всебя преобладает у 10%, «слуховая» память у 40%, зрительная память у 40%,стремление быть независимым у 30%, степень сосредоточенности у 40%.
Кружок был организован набазе 8-9 классов. Работу выполняли бригадами по 3-4 человека. Одна бригадавыполняла наволочку, вторая бригада выполняла комплект для кухни, третьябригада выполняла панно. Кружок проходил по 2 часа в неделю. Бригадам былопредложено несколько эскизов наволочек, комплектов для кухни, панно. Из этихэскизов девочки выбирали те, которые будут выполнять. Когда девочки выбралиэскизы для выполнения этих эскизов они разработали шаблоны, и выполняли работу.Когда девочки закончили работу был проведён контрольный эксперимент по тому жетесту-методике. Данные в протоколе №2 (приложение №4).
Проанализировав,полученные данные мы видим, что у всех девочек уровень творческого потенциалаувеличился. Данные представлены на графике контрольного эксперимента(приложение №5). У 20% учащихся увеличился до высокого уровня, у остальных 80%по количеству набранных очков уровень творческого потенциала близко подходит квысокому уровню.
Проанализировав,полученные данные теста мы получили, что наиболее любознательных 30%, вера всебя преобладает у 10%, «слуховая» память у 90%, зрительная память у 50%,стремление быть независимым у 50%, степень сосредоточенности у 40%.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при работе в кружке дети развивают своитворческие способности. Таким образом, можно сказать, что наша гипотезадоказана.

Заключение
 
Таким образом, анализизученной литературы [1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21,23, 24, 25] позволяет заключить, что внеклассная работа, обладает некоторымивозможностями воспитательного воздействия на ребёнка, например, разнообразнаявнеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытиюиндивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть науроке, включение в различные виды внеклассной работы, обогащает личный опытребёнка.
З.А. Нефедова считает,что внеклассная работа — это организация педагогом различных видов деятельностишкольников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия длясоциализации личности ребенка.[20]
Также спецификавнеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:
1.    формирование у ребёнка положительной «Я»- концепции
2.    формирование у детей навыков сотрудничества,коллективного взаимодействия.
3.    развитие познавательного интереса итак далее.
Так же мы определилиособенности внеклассной воспитательной работы.
1.        отсроченность вовремени.
2.        отсутствиежестких регламентаций
3.        отсутствиеконтроля за результатами внеклассной работы.
Исходя из особенностейвнеклассной воспитательной работы, назовём определяющие требования к ней:
1.        при организации ипроведении внеклассной работы обязательна постановка целей.
2.        перед началомнеобходимо определить ожидаемые результаты.
3.        педагог –организатор должен обладать высокими личностными качествами.
Одним из видоввнеклассной работы является кружковая работа.
По педагогическомуэнциклопедическому словарю кружковая работа – это одна из форм дополнительногообразования детей, заключающаяся в организации кружков, секций, клубовразличной направленности.[4]
Кружковая работа сталасферой освоения учащимися личностно-значимого, ценностно-наполненного,индивидуального опыта добровольно избранной деятельности по интересам, помогаетребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил,знаний, полученных в базовом компоненте.
Кружковая работаобеспечивает развитие познавательных сил и способностей.
По словарю педагогическихтерминов способности — это индивидуально-психологические особенности личности,являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного родадеятельности; не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются вбыстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.[3]
Способностиобнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться безналичия этих способностей.
Деятельность может носитьтворческий характер. Если человек вносит в свою деятельность элементы нового,это и есть творчество.
Творчество (креативность)есть высшая, наиболее сложная, активная форма проявления отношения человека кработе.
Успешность развитиятворческих способностей зависит от особенностей развития детей определённоговозраста.
Для подростка ведущуюроль играет общение со сверстниками, в течение всего юношеского периодавырабатывается формальное мышление.
Для этого возраста характернапсихологическая активность детей. Отрочество – период, когда подросток начинаетпо-новому оценивать свои отношения с семьёй.
Подросток начинает ценитьсвои отношения со сверстниками.
Для подростка ведущуюроль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельностиподростка, это самый сложный и ответственный период становления личности напротяжении всего детства.
Как субъект учебнойдеятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позициисубъектной исключительности «индивидуальности»; стремлением чем-то выделиться.
Самопознание,самоутверждение и самовыражение- главные мотивационные линии этого возрастногопериода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию.
Для организации кружковойработы следует обратить особое внимание на три основных момента: профилькружка, материальная база школьных мастерских и интересы учащихся.
Организация кружковыхзанятий проходит следующие этапы:[15]
4.  Изучение и постановка воспитательныхзадач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллективакласса, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболееактуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.
5.  Моделирование предстоящей внекласснойвоспитательной работы заключается в том, что педагог создаёт в своёмвоображении образ определённой формы.
6.  Анализ проведённой работы направленна сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемныхмоментов, их причин и последствий.
Участие в кружковойработе помогает подростку почерпнуть много поучительного, углубить свои знания,повысить уровень творческого потенциала.
Диагностическиеисследования проводились на преддипломной практике в ГОУ «Тюкалинской среднейобщеобразовательной школы» на работе кружка «Лоскутная мозаика». Кружок былорганизован на базе 8-9 классов. В группе кружка принимало участие 10 человек.В кружке была организована бригадная форма работы по 3-4 человека. Для оценкиуровня творческого потенциала, на этапе констатирующего и контрольногоэксперимента использовался тест-методика для оценки уровня творческогопотенциала.
Диагностическиеисследования показали, что при констатирующем исследовании уровень творческогопотенциала у всех членов кружка был средний, но с разным количеством баллов.При контрольном исследовании данные показывают, что у всех девочек уровеньтворческого потенциала увеличился.
У 20% учащихся увеличилсядо высокого уровня, у остальных 80% по количеству набранных очков уровеньтворческого потенциала близко подходит к высокому уровню.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при работе в кружке дети развивают своитворческие способности. Таким образом, можно сказать, что наша гипотезадоказана.

Литература
 
1.    Балакина А.В. Обрезки в дело // Школаи производство, №1, 2000.
2.    Батаршев А.В. Психодиагностикаспособности к общению, или как определить организаторские и коммуникативныекачества личности.- М.: ВЛАДОС, 2001.
3.    Билан А.А. Словарь педагогическихтерминов. – Омск, 2003.
4.    Бим-Бад Б.М. Педагогическийэнциклопедический словарь.- М.: Большая российская энциклопедия, 2002.
5.    Валок А. Психическое развитиеребёнка. — М.: Просвещение, 1967.
6.    Веллер Л.А., Мухина В.С. Психология. — М.: Просвещение, 1988.
7.    Волчек Н.М. Лоскутное шитьё: швейнаямастерская дома.- Минск: Современный литератор, 2000.
8.    Вульфсон С.И. Уроки профессиональноготворчества. — М.: Академия, 1999.
9.    Голованов В.П. Методика и технологияработы педагога дополнительного образования. — М.: ВЛАДОС, 2004.
10.  Земцов И.А. Кружок нужен и детям иучителю// Школа и производство, №3, 1995.
11.  Зимняя И.А. Педагогическаяпсихология.- Ростов н/Д: Феникс, 1997.
12.  Костикова И.Ю. Школа лоскутнойтехники. — М.: Культура и традиции, 2001.
13.  Кукушкин В.С. Введение впедагогическую деятельность. — Ростов н/Д: Март, 2005.
14.  Литова З.А. Внеклассная работа потехнологии // Школа и производство, №6, 2000.
15.  Молотобарова О.С. Кружок изготовленияигрушек и сувениров. — М.: Просвещение, 1990.
16.  Мухина В.С. Возрастная психология:феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Академия,1999.
17.  Нагель О.И. Слова о лоскуте// Школа ипроизводство, №6,1997.
18.  Научно-методический журнал«Дополнительное образование».- М.: Витязь.- №1.-2005.
19.  Немов Ф.С. Психология: учеб пособ.для уч. педучилищ, студентов пед инст. и работников системы подготовкиповышения квалификации и переподготовки пед. кадров.- М.: Просвещение,1990.
20.  Нефёдова З.А. Внекласснаявоспитательная работа в школе.
21.  Останина С.Б. Лоскутное шитьё:подушки, одеяла, пледы и забавные игрушки в вашем доме.- М.: РИПОЛклассик,2005.
22.  Петровский А.В. Введение впсихологию.- М.: Академия, 1997.
23.  Рогов Е.И. Общая психология: курслекций для первой ступени пед.образования.- М.: ВЛАДОС,1995.
24.  Сидоренко В.И. Техника лоскутногошитья и аппликация.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.
25.  Теоретический и научно-методическийжурнал «Воспитание школьников».- М.: Школьная пресса, №4. — 2001.
26.  Труханова А.Т. Технология женской идетской лёгкой одежды.- М.:, 2000.