Виды и значения маркировки грузов

Виды и значения маркировки грузов. Цель маркировки и нанесения этикеток на упаковке груза заключается в том, чтобы охарактеризовать отправку в достаточно полном объеме, позволяющем транспортно-экспедиторскому агентству направить груз окончательному клиенту. Если маркировки или этикетки неясны или стерлись с тары, отправка груза задерживается или направляется неверным маршрутом, становясь удобной мишенью для похитителей. Поэтому на таре следует помещать ту маркировку и этикетку, которая необходима для перевозки

содержимого в ней груза. Старые отметки и знаки надо удалить. Целью маркировки является наглядный показ следующих обязательных требований: 1) каждая отправленная грузовая единица должна следовать определенным путем и достигнуть места назначения; 2) с грузовой единицей следует обращаться бережно во время хранения, транспортирования, при погрузочно-разгрузочных работах и распаковке; 3) груз должен быть доставлен комплектно и в сохранности.

Виды грузовых единиц следующие: 1) груз в таре; 2) груз без тары или частично упакованный; 3) несколько единиц груза без тары, скрепленных в виде связки; 4) несколько мест груза в таре, составляющих пакет. Правильная, четкая маркировка грузов является необходимым условием быстрой доставки их с сохранением качества в процессе транспортирования. Маркировка транспортной тары регламентируется

ГОСТ 14192 — 77. Маркировка грузов. Этот стандарт устанавливает правила маркировки транспортной тары с грузом при хранеии, погрузочно-разгрузочных работах и перевозке всеми видами транспорта. Этот ГОСТ не распространяется на маркировку тары с опасными, скоропортящимися и требующими особых гигиенических или карантинных условий грузами, а также на маркировку, носящую рекламный характер. Маркировка должна содержать отличительный текст и при необходимости предупредительные знаки.
Отличительный текст состоит из основных и дополнительных надписей. Основные надписи — это наименование получателя и место назначения. К дополнительным надписям относятся: масса грузового места-брутто и нетто в килограммах, размер грузового места – длинна, ширина и высота, если они превышают 1м; наименование отправителя; место отправления; порядковый номер каждого грузового места и количество грузовых мест— через дробь; знаки отправителя

— условные обозначения упакованной продукции в числителе дроби перед порядковым номером. Предупредительные знаки должны указывать правильный способ обращения с грузом а) — «осторожно, хрупкое!»; б) — «крюками непосредственно не брать»; в) — «верх, не кантовать»; г) — «боится нагрева»; д) — «место строповки»; е) — «боится сырости»; ж) — «центр тяжести»; з) — «герметичная тара»; и) — «боится излучения». При транспортировании груза в крытом подвижном составе для маркировки тары применяются бумажные, картонные

или фанерные ярлыки. В случае длительного хранения груза маркировку допускается наносить непосредственно на тару. При приеме к перевозке грузов мелкими и малотоннажными отправками на местах общего пользования, кроме нанесения маркировки отправителем, станция отправления или грузоотправитель наносит на каждом грузовом месте железнодорожную маркировку. В ней указывается дробью: в числителе — порядковый номер книги приема грузов к отправлению и через тире — количество мест; в знаменателе — условный номер дороги

отправления и через тире — условный номер станции отправления. Железнодорожная маркировка, как правило, должна наноситься на той же стороне грузового места, на которой нанесена отправительская маркировка, и указываться в накладной. При транспортировании груза на открытом подвижном составе или морским транспортом маркировку следует четко и разборчиво наносить несмываемой краской непосредственно на тару или металлические ярлыки.
Маркировка от руки не допускается. Для маркировки рекомендуются черный лак и эмаль соответствующих марок. В последнее время появился ряд технических устройств для маркировки грузов, которые легко интегрируются в производственный процесс. Среди них система LСР/1000, позволяющая применять бесконтактный способ нанесения крупного шрифта при маркировке и кодировании предметов упаковки, и устройство Lasermark, обеспечивающее маркировку упаковок принципиально новым методом, без использования красителей.

Лазерное маркировочное устройство может использоваться в пищевой, химической и других отраслях промышленности. Маркировка тары при поставках грузов на экспорт должна производиться в соответствии с образцом, приведенным в заказе-наряде. Надписи при поставках на экспорт производятся на языке, указанном в заказе-наряде. При поставках экспортных грузов в тропическом исполнении следует наносить на таре красной краской букву «Т» в круге и дату упаковки в круге: числитель — месяц, знаменатель — год.

Размер знака «Т» — 50 мм, цифр месяца и года — 30 мм. Маркировка и ярлыки при перевозках опасных грузов с участием морского транспорта должны соответствовать требованиям Правил морской перевозки опасных грузов, а при перевозке железнодорожным транспортом — требованиям Правил перевозки опасных грузов по железным дорогам. В настоящее время различается товарная, отправительская, специальная и транспортная маркировки.

Отправительская, товарная и специальная маркировка наносятся грузоотправителем, транспортная – перевозчиком или его агентом. В зависимости от условий договора купли-продажи маркировка обычно содержит следующие данные: 1. товарная – наименование товара, заводская упаковка, номер заказа и наряда, сорт, время выпуска; 2. отправительская – пункты отправления и назначения, наименование отправителей и получателей, общее число мест, масса брутто и нетто; 3. транспортная – число мест в партии, перевозимой по одному транспортному
документу, порядковый номер грузового места в партии; 4. специальная – предупредительные надписи и знаки, предписывающие способ обращения с товаром при его хранении, перегрузке, перевозке, использовании. Перечисляемые ниже мероприятия могут помочь грузоотправителям снизить опасность хищений грузов, вызываемых неудачными приемами маркировки и нанесения этикеток: • не следует раскрывать содержимое наиболее ценных или легко расхищаемых грузов (например фото- и кинокамер

или переносной аудио- и видеотехники) при помощи рекламных или иных наружных этикеток. Фирменные рекламы, особенно хорошо известных компаний и изделий, которые привлекают внимание похитителей, являются для них прямым приглашением; • необходимо убедиться, что каждая отправка груза ясно, отчетливо и надежно замаркирована именем и адресом только одного грузоотправителя и одного клиента прежде, чем она будет передана транспортной фирме; • следует отмечать этикеткой или ярлыком каждую тару или штуку

груза в соответствии с классификационными справочниками и тарифами транспортной организации; • рекомендуется маркировать хрупкие грузы (например, стекло) заметными ярлыками, указывающими на характер данных грузов; • не следует заказывать для грузов контейнеры с предупредительными маркировками, если они не нужны; • в отправках грузов для следования по заказу необходимо маркировать соответствующим образом каждую наружную тару опознавательными символами или номером, указав его на отправительском заказе и договоре

перевозки; • следует указывать фамилию и адрес комиссионера или агента в пункте экспорта, а также получателя экспортируемого груза; • надежно, с использованием хорошего клея необходимо прикреплять этикетки к таре; • по возможности следует избегать применения подержанной тары. В случае ее использования необходимо удалить или стереть старые этикетки и маркировки; • при адресовании тары не рекомендуется пользоваться мимеографами или печатными устройствами трафаретного типа.
Такие приспособления обязательно приводят к изображению трудно различимых адресов; • необходимо снабжать соответствующими маркировками тару, содержащую грузы, которые требуют особого обращения или складирования. Такая информация должна быть отражена также и в договоре перевозки; • следует предусматривать обучение работников перевалочных пунктов. Основной курс обучения должен содержать меры по борьбе с потерями, в частности инструкции, которые относятся к маркировке, нанесению этикеток, погрузочно-разгрузочным

операциям, соблюдению указаний, сообщаемых на предупредительных этикетках, маркировке тары, имеющей плохое состояние и обращению с тарой (включая способы ее ремонта); • если требуется предупредительная маркировка, то рекомендуется помещать на таре указания типа ВЕРХ, ВВЕРХ, ЭТОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХ, СТЕКЛО, СОДЕРЖАТЬ В СУХОСТИ, СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ТОВАР, ХРАНИТЬ ЗАМОРОЖЕННЫМ и другие специальные инструкции подобного рода.

В случае необходимости следует применять стрелки, указывающие или дополняющие значение слов ВЕРХ или ВВЕРХ. Эти стрелки не должны затемнять значений других маркировок; • рекомендуется информировать транспортно-экспедиторские организации относительно необходимости новых маркировок. При отправке груза за границу следует предусматривать помещение с наружной стороны тары инструкции относительно погрузочно-разгрузочных операций на двух языках (особенно на языке страны назначения).

Применение символов международного типа является более эффективным, чем каких-либо слов. Для улучшения работы и удобства существует Межгосударственный Стандарт маркировки груза. Ниже приведены выдержки из него. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ МАРКИРОВКА ГРУЗОВ 3. Содержание маркировки 3.1 Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные
надписи. 3.2 Манипуляционные знаки — изображения, указывающие на способы обращения с грузом. 3.3 Основные надписи должны содержать: – полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя; – наименование пункта назначения с указанием, при необходимости, станции или порта перегрузки. Если пунктом назначения является железнодорожная станция (порт), должно быть указано полное наименование станции (порта) и сокращенное наименование дороги (пароходства) назначения; – количество

грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии указывают дробью: в числителе- порядковый номер места в партии, в знаменателе-количество мест в партии. Количество грузовых мест и порядковый номер места следует указывать при перевозке следующих грузов: – разнородных или разносортных грузов в однотипной таре (например разные сорта хлопка в кипах); – однородных грузов в разнотипной таре; – однородных грузов, когда недопустимо смешение сортов в партии; – комплектов

оборудования; – грузов в одном вагоне мелкими отправками. (Измененная редакция, 3.4 Дополнительные надписи должны содержать: – полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя; – наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции отправления и сокращенное наименование дороги отправления; – надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных министерств).

3.5 Информационные надписи должны содержать: – массы брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию; – габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота). Габаритные размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м при транспортировании
груза на открытом подвижном составе, 1,2 м — в крытом и 0,7 м при транспортировании воздушным транспортом. 3.6 При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количества грузовых мест в партии наносят: в числителе — общее количество пакетов в партии; в знаменателе — количество грузовых мест в пакете, в скобках порядковый номер пакета, например:

3/50 (2). Основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не наносят на отдельные грузовые места, из которых сформирован пакет.На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества грузовых мест в пакете и порядкового номера пакета устанавливают в нормативных документах на конкретные виды продукции. 4.2 Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно

выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом. 4.3 В рекомендуемое обозначение манипуляционного знака входит номер (номера) знака или наименование знака по таблице 1 и обозначение настоящего стандарта. Пример: 2 ГОСТ 14192—96; «Беречь от солнечных лучей» 5. Место и способ нанесения транспортной маркировки 5.1

Порядок расположения транспортной маркировки приведен в приложении А. Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена на бумажные, картонные, фанерные, металлические и другие ярлыки или непосредственно на тару. 5.2 При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в смешанном железнодо-рожно-водном сообщении или водным транспортом, а также мелкими отправками, при хранении груза более одного
года маркировка должна быть нанесена непосредственно на тару или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность маркировки. 5.3 Основные, дополнительные и информационные надписи располагают: – на ящиках — на одной из боковых сторон. Для решетчатых ящиков и ящиков, имеющих наружные планки, должна быть обеспечена возможность размещения маркировки (прикрепление планок, закрытие просветов между дощечками и др.).

При транспортировании на открытом железнодорожном подвижном составе мелкими отправками грузов, на которые нанесен знак, имеющий значение «Верх», транспортная маркировка (кроме наименования грузоотправителя и пункта отправления) должна быть нанесена дополнительно на верхней стороне (крышке) упаковки; – на бочках и барабанах — на одном из днищ. Допускается наносить маркировку на корпусе; – на мешках — в верхней части у шва; – на тюках — на одной из боковых поверхностей; – на кипах — на торцовой поверхности.

Допускается наносить маркировку на боковую поверхность; – на других видах тары и грузах, не упакованных в транспортную тару,— в наиболее удобных хорошо просматриваемых местах. При нанесении маркировки непосредственно на тару (5.2), если размеры и конструкция тары не позволяют разместить необходимую маркировку на боковой стенке, допускается располагать маркировку на боковой, торцовой стенках и (или) на крышке. 5.4 Допускается на неупакованные изделия наносить маркировку непосредственно

на изделие. 5.5 Манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары. На бочках и барабанах знаки располагают на одном из днищ или на корпусах; на мешках — на одной из сторон. 5.5.1 Знак № 9 наносят непосредственно на тару с двух противоположных сторон. Допускается на неупакованные грузы наносить знак № 9 на ярлыки или непосредственно на груз.
5.5.2 Знак № 12 наносят на соседние боковую и торцовую поверхности упаковки на месте проекции фактического центра тяжести груза на эти поверхности. На грузы, транспортируемые на открытом подвижном составе, знак № 12 дополнительно наносят на верхней и нижней сторонах упаковки. 5.6 На пакеты, сформированные без поддонов или на четырехзаходных поддонах, маркировку наносят на соседние боковую и торцовую поверхности. На пакеты, сформированные на двухзаходных поддонах, маркировку наносят

на двух захватных сторонах. 5.7 Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами. Допускается на ярлыках четко и разборчиво наносить наименование грузополучателя и пункта назначения, а также на ярлыках и непосредственно на таре — количество грузовых мест и порядковый номер места в партии от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя.

5.8 Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки. 5.9 Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой, при необходимости краска должна быть водостойкой, светостойкой, солестойкой и стойкой к воздействию тропического климата, высоких и низких температур. 5.10 Манипуляционные знаки и надписи должны быть темного цвета на светлых поверхностях

и , светлого на темных. Знак № 1 допускается выполнять красного цвета на светлом фоне при транспортировании груза по железной дороге. Знак № 6 выполняют голубым цветом на светлом фоне. Знак № 13 выполняют красным цветом. Допускается на знаке № 3 не указывать символ дождевых капель. Допускается наносить Манипуляционные знаки с просветами. 5.11 Необходимость нанесения манипуляционных знаков должна бать установлена в стандартах или других
нормативных документах на продукцию. 5.12 Транспортная маркировка (основные, дополнительные и информационные надписи и Манипуляционные знаки) должна быть нанесена на каждое грузовое место. Допускается наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме масс брутто и нетто) не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками. Допускается не наносить основные, дополнительные и информационные

надписи (кроме масс брутто и нетто) при перевозке грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками. 6. Размеры маркировочных ярлыков, манипуляционных знаков 6. 1 Площадь маркировочного ярлыка для нанесения основных, дополнительных и информационных надписей должна быть не менее 60 Рекомендуемое соотношение сторон 2:3. 6.2

Рекомендуемые размеры ярлыков для нанесения манипуляционных знаков указаны в таблице 1. Таблица 1 В миллиметрах Номер ярлыка Размер ярлыка (пред. откл. + 10 мм) Размер грузового места (груза) Длина или ширина Высота 1 52 х 74 До 1000 включ. До 190 включ. 2 74 х 105 1000 Св.190 3 105 х 148 Св.1000 – 4 148 х 210 1500 – Примечание- Рекомендуется применять ярлыки размерами 37 х 52 мм,

26 х 37 мм, если размеры грузового места не позволяют применять размеры ярлыков, указанные в таблице 1, при этом размеры манипуляционных знаков выбирают произвольно при условии соблюдения изображения знака. 6.3 Допускается увеличивать размеры ярлыка при совмещении на одном ярлыке нескольких манипуляционных знаков или надписей транспортной маркировки и манипуляционных знаков. 6.4 На ярлыках, изготовленных типографским способом, знак должен быть на расстоянии не менее 5 мм от
края ярлыка. 6.6 Рекомендуемые высоты шрифта для нанесения маркировочных надписей: 3, 6, 8, 10, 15, 30, 50 и 100 мм. Шрифты высотой З и 6 мм не допускается применять при нанесении надписей непосредственно на тару. 6.7 Рекомендуемая высота шрифта для основных надписей, а также надписей транспортных организаций, наносимых непосредственно на тару: 30 мм — при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.; 50 мм — при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.;

100 мм — при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м. 6.8 Рекомендуемая высота шрифта для дополнительных и информационных надписей, наносимых непосредственно на тару: 10 мм — при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.; 15 мм — при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.; 30 мм — при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.

6.9 При невозможности размещения транспортной маркировки непосредственно на упаковке допускается уменьшать высоту надписей и размеры знака на 1—2 градации 6.10 Шрифт для нанесения маркировки указан в приложении Г. 7. Дополнительиые требования к маркировке грузов, доставляемых на экспорт 7.1 Транспортная маркировка грузов, поставляемых на экспорт, должна соответствовать указанной в 7.2—7.4

с дополнениями или изменениями, установленными в заказе-наряде внешнеторгового объединения. 7.2 Основные надписи: – номер контракта и (или) номер заказа иностранного покупателя; – номер заказа-наряда; – номер грузового места — указывается дробью: в числителе — порядковый номер места в партии, в знаменателе- количество мест в партии; – полное наименование или условное обозначение иностранного грузополучателя; – наименование пункта назначения с указанием станции или порта перегрузки; – страна
назначения груза*; – станция и дорога назначения груза*; – товарные знаки и марки грузоотправителя*. 7.3 Дополнительные надписи: – наименование экспортирующей организации — полное или условное; – пункт отправления груза; – станция и дорога отправления. 7.4 Информационные надписи: – габаритные размеры грузового места в сантиметрах; – массы нетто и брутто в килограммах; – объем грузового места в кубических метрах; * ‘ х – надписи «Экспорт», «Страна-изготовитель

и (или) поставщик». Не указывают габаритные размеры и объем грузового места при длине, ширине или диаметре до 1 м. 7.5 При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в смешанном железнодо-рожно-водном сообщении или водным транспортом, а также при мелких отправках грузов маркировку наносят непосредственно на упаковку (тару), изделие или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность надписей при транспортировании и хранении.

7.6 Транспортную маркировку наносят на каждое грузовое место. При транспортировании грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками основные и дополнительные надписи наносят не на каждое грузовое место, но не менее чем на десять мест. При транспортировании грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками, основные и дополнительные надписи не наносят.

7.7 При транспортировании водным транспортом грузов массой свыше 1000 кг дополнительно наносят массу брутто груза в верхнем правом углу на всех четырех сторонах ящика на расстоянии не более 10 см от верхней кромки. 7.8 Знаки № 1 и 11 наносят в левом верхнем углу с четырех сторон. 7.9 Знак № 12 наносят на шесть сторон упаковки на месте проекции фактического центра тяжести груза. Если форма и размеры упаковки не позволяют нанести знак № 12 на шесть сторон упаковки, допускается
наносить знак на меньшее количество сторон, но не менее двух. 7.10 Транспортную маркировку наносят на русском языке и иностранном, указанном в заказе-наряде внешнеторгового объединения. При длине или ширине тары до 1 м допускается маркировку наносить на одной из сторон на языке, указанном в заказе-наряде. 7.11 На ящиках или другой таре, имеющей форму параллелепипеда, маркировку наносят на торцовую и боковую стенки. На грузовых местах, имеющих форму цилиндра, маркировку наносят

на основаниях. Если размеры и конструкция тары не позволяют разместить необходимую маркировку на боковой и торцовой стенках, то маркировку располагают на торцовой и боковой стенках и на крышке. * Необходимость нанесения этих надписей предусматривается в заказе-наряде или других нормативных актах внешнеторгового объединения. 8. Маркировка, характеризующая транспортную тару 8.1 Содержание маркировки, характеризующей тару: – товарный знак (или) наименование предприятия-изготовителя;

– номер тары по нормативному документу; – обозначение нормативного документа. На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная». 8.2 Маркировку, характеризующую тару, кроме мешков, наносит на тару ее изготовитель. Маркировку, характеризующую мешки, указывают на кипах или пачках, в которые упакованы мешки. Допускается наносить маркировку, характеризующую тару, на ярлыки.

8.3 Маркировку, характеризующую тару, наносят: – на ящики — в левом верхнем углу торцовой стенки, свободной от маркировки, характеризующей груз; – на ящиках с обечайкой — на боковой стенке ящика; – на бочках и барабанах — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз; допускается наносить маркировку на корпусе; – на баллонах — на дне. Место нанесения на канистрах, флягах и других видах транспортной тары устанавливают в нормативных документах на эти виды тары.
8.4 Способы нанесения маркировки тары: – деревянной — окраской по трафарету, штемпелеванием, выжиганием; – картонной — типографским способом, штемпелеванием; – металлической — окраской по трафарету, выдавливанием; – пластмассовой — маркировка выполняется на пресс-форме. Маркировка, характеризующая тару, может наноситься специальными маркировочными машинами. 8.5 Высоту шрифта для нанесения маркировки, характеризующей тару, выбирают по 6.6. 8.6.

На транспортную тару, предназначенную для упаковывания, транспортирования и хранения опасных грузов, должна быть нанесена маркировка по ГОСТ 26319. Маркировка грузов является неотъемлемой частью процесса грузоперевозок. Цель маркировки состоит в том, чтоб охарактеризовать отправляемый груз в полном объеме. То есть, в зависимости от вида перевозимого груза на упаковку наносятся приведенные ниже манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.

На территории Российской Федерации маркировка и нанесение этикеток на упаковку грузов производится согласно Межгосударственному стандарту маркировки грузов, введенному в действие с января 1998 года. Таблица маркировки грузов. 1 Хрупкое. Осторожно 2 Беречь от солнечных лучей 3 Беречь от влаги 4 Беречь от излучения 5 Ограничение температуры 6 Скоропортящийся груз 7 Герметичная упаковка 8

Крюками не брать 9 Место упаковки 10 Здесь поднимать тележкой запрещается 11 Верх 12 Центр тяжести 13 Тропическая упаковка 14 Штабелировать запрещается 15 Поднимать непосредственно за груз 16 Открывать здесь 17 Защищать от радиоактивных источников 18 Не катить 19 Штабелирование ограничено 20 Зажимать здесь 21 Не зажимать 22

Предел по количеству ярусов в штабеле 23 Вилочные погрузчики не использовать