ПЛАН Введение. 1. Внешнеторговая деятельность. 2. Этапы реформирования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Заключение. Список использованной литературы. Введение Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы
перехода к открытой экономике экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей Как известно в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли позднее
Министерство внешнеэкономических связей и его отраслевые экспортно-импортные объединения международные расчеты через Внешэкономбанк СССР Постепенное реформирование внешнеэкономической деятельности начинается с 1986г. Были расширены права государственных внешнеторговых организаций наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые республиканские и региональные организации С конца 80-х годов начали получать право непосредственного выхода на внешний рынок производители экспортной
продукции Решительный перелом в регулировании внешнеэкономической деятельности связан с Указом Президента России от 15 ноября 1991 г О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР В соответствии с этим указом право на осуществление внешнеэкономической деятельности получили все субъекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности без специальной регистрации Таким образом в регулировании внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом остается большое
количество нерешенных проблем 1. Внешнеторговая деятельность. Роль внешнеэкономического комплекса в экономике страны в 1993-1997гг. постоянно возрастала. Рост объемов внешней торговли, и прежде всего экспорта, явился одним из важнейших факторов замедления падения ВВП. Внешнеторговый оборот России без учета неорганизованной торговли возрос с 95,2 млрд. долларов в 1993г. до 126,6 млрд. долларов в 1997г или на 33, в том числе оборот со странами дольнего зарубежья
возрос за этот период на 39 до 98,8 млрд. долларов, со странами ближнего зарубежья СНГ на 15 и составил 27,8 млрд. долларов. Положительное сальдо торгового баланса по сравнению с 1993г. выросло более чем на 43 и достигло 33,2 млрд. долларов, причем практически целиком за счет стран дальнего зарубежья. Во внешнеторговом обороте России в 1997г. на страны дальнего зарубежья приходилось 75, в 1997г. 78, на страны СНГ 25 и 22 соответственно. Среди стран дальнего зарубежья крупнейшими торговыми партнерами
России в 1997г. были Германия 12,6 млрд. долларов США 7,2 млрд. долларов Италия 5,2 млрд. долларов Нидерланды 4,8 млрд. долларов Финляндия 4,4 млрд. долларов Япония 4,4 млрд. долларов Китай 4,3 млрд. долларов Великобритания 4,2 млрд. долларов Из стран СНГ Украина 13,6 млрд. долларов Казахстан 5,1 млрд. долларов
Беларусь 5,0 млрд. долларов.11 По данным Внешняя Торговля1997 9-12 Экспорт России вырос за этот период с 59,2 млрд. долларов до 79,9 млрд. долларов, или на 35, при этом в дальнее зарубежье он возрос с 44,3 млрд. долларов до 65,7 млрд. долларов 48,2, в ближнее сократился с 14,9 млрд. долларов до 14,2 млрд. долларов -4,3. В результате этого доля стран дальнего зарубежья в общем объеме экспорта
России возросла с 74,9 в 1993г. до 82,2 в 1997г а стран СНГ сократилась с 25,1 до 17,8. Анализ географии экспортных поставок свидетельствует об ориентации российских участников ВЭД в основном на промышленно развитые страны. В течении последних лет существенных изменений в географическом распределении экспорта по регионам дальнего зарубежья не наблюдалось. Товарная структура экспорта продолжала носить сырьевую направленность
с преобладанием в ней энергоносителей. Вместе с тем доля необработанных сырьевых материалов в этот период несколько снизилась за счет опережающего роста экспорта металлопродукции, удобрений, нефтепродуктов, продукции органической и неорганической химии, бумаги и др. Доля экспорта энергоносителей в страны дальнего зарубежья сократилась за этот период с 46 до 41. Рост экспорта в страны дальнего зарубежья был обусловлен не только увеличением его физического объема,
но и в значительной степени повышением мировых цен на топливно-сырьевые товары. В результате действия этих двух факторов экспорт нефти увеличился на 24, аммиака в 1,7 раза, минеральных удобрений в 2,2 раза, каучука в 2,6 раза, целлюлозы и бумаги в 4,3 раза, алюминия и ферросплавов в 1,8-3,0 раза. Экспорт продукции российского машиностроения в 1997г. был выше уровня 1993г. на 12,7 и составил 8,1 млрд. долларов. Однако, несмотря на рост стоимостного объема, его доля в общем экспорте
России сократилась с 12,1 в 1993г. до 10,2 в 1997г. Продолжается спад объема экспорта машин оборудования гражданского назначения в страны дальнего зарубежья при одновременном его росте в страны СНГ, где их доля составила в 1997г. около 20. Объем российского импорта в 1997г. возрос по сравнению с 1993г. с 36,61 млрд. долларов до 46,7 млрд. долларов 29,5, в том числе из дальнего зарубежья с 26,8 млрд. долларов 23,7, из ближнего с 9,2 млрд.
долларов до 33,2 млрд. долларов 46,2.11 По данным Внешняя торговля 1997г. 1-3 В 1993-1997гг. отмечались определенные изменения в географии российского импорта. Доля стран дальнего зарубежья снизилась с 73,3 до 71 при увеличении доли стран СНГ с 25,7 до 29. Произошло также перераспределение объемов импорта между государствами дальнего зарубежья. На структуру импорта оказало влияние дальнейшее снижение производства внутри страны.
В частности, этим фактором обусловлен значительный объем импорта продовольствия около 30. Повышению эффективности импортных операций и росту их объемов способствовала стабилизация курса рубля по отношению к доллару. В 1993-1997гг. в несколько раз увеличились закупки основных продуктов питания мяса, птицы, животного и растительного масла, фруктов, чая, кофе. Продолжалось увеличение импорта алкогольных и безалкогольных напитков, достигшего в 1997г. почти 2млрд.
долларов, что составило свыше 4 общего российского импорта. Одновременно по сравнению с 1993г. резко сократился импорт зерна, особенно из стран дальнего зарубежья в 8 раз, а также одежды и обуви в 3 раза. Импорт машин и оборудования из стран дальнего зарубежья возрос за этот период в 1,7 раза при некотором его снижении из государств СНГ. Доля машин и оборудования в импорте России в 1997г. составила 34.
Увеличение импорта машин и оборудования по сравнению с 1996г. на 31,4 до 17,9 млрд. долларов подтверждает положительные изменения в структуре импорта после спада импорта машинно-технической продукции в 1993г. ее закупки начиная с 1994г. стали увеличиваться, что обусловлено необходимостью обеспечения современным технологическим оборудованием жизненно важных отраслей национальной экономики, завершения ввода в эксплуатацию ряда объектов сельского хозяйства, сооружаемых на базе импортного оборудования и технологий, реализация
принятых программ технического перевооружения различных отраслей. 2. Этапы реформирования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Одной из приоритетных задач экономических преобразований в России стала либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать равноправной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Это предполагало в свою очередь формирование базирующегося
на рыночных принципах механизма государственного регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений в этой сфере. Задачи первого этапа экономических реформ были определены в принятой в 1993г. среднесрочной Программе Правительства Российской Федерации Развитие реформ и стабилизация российской экономики, рассчитанной на 1993-1995гг. В целях улучшения положения России в системе международного разделения труда, проблемы неплатежеспособности
страны задачами среднесрочного характера в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности были определены сокращение и отказ от количественных ограничений во внешней торговле, использование экономических методов регулирования, переход к единому курсу рубля сближение структуры внутренних и мировых цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа с отменой его к началу 1996г введение унифицированного импортного тарифа поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.
Вместе с тем реформирование внешнеэкономических связей в 1993-1996гг. проводилось с учетом результатов, достигнутых в предшествующий период. Система регулирования внешнеторговых операций стала формироваться в конце 1991г. начале 1992г. Основную роль при этом играли методы нетарифного регулирования квотирование и лицензирование экспортных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров. Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта
России в 1992-1993гг. порядка 75-80, причем по основному его объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот. С 1992г. стал действовать экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины охватывали около российского экспорта. Обложению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции.
Ввоз товаров в Россию начиная с 1992г. свободен от квотирования, тогда как лицензированию подлежит ввоз ограниченного круга изделий в их число входят химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, по которому разрешения выдаются в порядке, определяемом Правительством и Президентом вооружение, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические, психотропные вещества и яды, продукция, имеющая двойное назначение.
Поэтому регулирование импортных поставок осуществлялось преимущественно тарифными и налоговыми мерами. В 1993-1994гг. имела место частичная либерализация экспортного режима список квотируемых товаров постепенно сокращался, уменьшался также перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снижались. В отношении импорта товаров экономические меры регулирования дополнялись обязательной сертификацией на предмет их безопасности и соответствия российским стандартам.
В течение второй половине 1994г. и в начале 1995г по существу, был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали входить продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными извне, т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств товары, по которым сохранен особый порядок экспорта. Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных валютоемких товаров
не могла компенсироваться регистрацией экспортных контрактов, которая была введена во второй половине 1994г. в отношении отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль. С 1994г. действует система валютного контроля при экспорте товаров, разработанная ГТК России и Центробанком. В случае непоступления или несвоевременного поступления экспортной валютной выручки обоснованность данного факта оценивает специальная комиссия, созданная под эгидой
МВЭС. Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности произошли в 1995г. Наиболее значимыми мероприятиями явились либерализация нефтяного экспорта, отмена института спецэкспортеров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, отмена в целях обеспечения экономической эффективности и повышения доходов федерального бюджета льгот по таможенным пошлинам, введение новых ставок ввозных таможенных пошлин по основным товарным группам.
Форсированная либерализация внешнеторгового режима вызвала необходимость создания достаточно сложной и громоздкой системы учета и контроля, разработанной по разным ведомствам ГТК, ВЭК, Центробанк, МВЭС, Госналогслужба, Налоговая полиция и др Однако, как свидетельствуют данные оперативного контроля, манипуляции с количеством и качеством и как следствие стоимостью товара позволяли экспортерам образовывать до 30 неучтенной валютной выручки.
Для преодоления указанных недостатков в конце 1995г. было принято решение ввести единую систему обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996г. 298 эта система сохраняется, но она, во-первых, не будет носить обязательного характера, а, во-вторых, будет распространяться на ограниченный перечень товаров.
Прогрессирующее сужение сферы тарифного регулирования экспорта завершается полной отменой этого инструмента. Вывозные таможенные пошлины отменены с 1 апреля 1996г. практически по всем товарам, за исключением нефти и газового конденсата. При этом отмена экспортных пошлин сопровождается увеличением внутренних налогов и сборов. Заключение. Не вызывает сомнения, что роль и место внешних экономических связей должны измениться, тем более что возможности для дальнейшего экстенсивного роста экспорта уже практически исчерпаны.
ВЭС должны во все возрастающей степени влиять на развитие рыночных связей внутри страны. В этом контексте развитие промышленного экспорта, прежде всего наукоемкой продукции, должно помочь раздвинуть рамки внутреннего спроса, сделать экономический рост неинфляционным, дать импульс инвестициям и производству во многих секторах национальной экономики. Соответственно приоритетное значение приобретает решение задачи создания внутренних и внешних условий
для эффективной интеграции России в мировое хозяйство, реализации ее конкурентных преимуществ. Прошло время для опережающих темпов либерализации внешнеэкономических связей. На первый план выходят такие направления, как обеспечение необходимого уровня защиты внутреннего производства, содействие развитию экспорта наукоемкой продукции и услуг, защита интересов российских участников ВЭД на внешнем рынке. В этом контексте особое значение приобретают присоединение
России к ВТО на выгодных для себя условиях, активизация торгово-политической работы, направленной на обеспечение рынков сбыта для российской наукоемкой продукции и услуг, в том числе и нетрадиционных рынков. Необходимо также предусмотреть определенное ужесточение системы государственного регулирования ВЭС, не входя при этом в противоречие с принятой в мире практикой и с общим курсом на либерализацию. Ее суть заключается в том, что иностранный капитал, воспользовавшись кризисным состоянием отечественного
производства, а также открытостью российскими предпринимательскими структурами настоящий торгово-финансово-сбытовой комплекс иногда даже с элементами производства, который прежде всего благодаря огромным прибылям занял практически центральное место на потребительском рынке страны, и в первую очередь на наиболее привлекательных его сегментах в крупнейших городах и морских портах. Благодаря своей финансовой мощи, обеспеченной во многом в ущерб российским производителям, и хорошей
структурированности этот комплекс мобилизует на российском рынке значительную часть свободных капиталов, отвлекая их от других сфер приложения, а за счет контроля за соответствующей инфраструктурой создает препятствия на пути реализации отечественной продукции. Необходимо в максимально сжатые сроки отладить и механизм применения традиционных мер антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также защитных мер. Весьма важно также в короткий срок упорядочить ввоз
необлагаемых практически никакими налогами товаров, поставляемых в рамках так называемой неорганизованной торговли. В то же время не исключено, что в условиях структурного кризиса отечественного производства могут понадобиться и более кардинальные решения, предусматривающие введения на период структурных преобразований целого ряда административных ограничений, направленных на защиту внутренних производителей и создающих для сбыта их продукции льготные условия. Следует отметить, что специфика нового этапа реформ в части
ВЭС нашла отражение в среднесрочной программе правительства, которая в этой сфере исходит прежде всего из необходимости решения триединой задачи развития экспорта и совершенствования его структуры защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, главным образом с помощью экономических методов продолжения курса на интеграцию российской экономики в мировое хозяйство и обеспечения для этого благоприятных внешних условий. Среди основных мер, предусмотренных в области
ВЭС некоторые уже приняты, необходимо выделить принятые Федеральной программы развития экспорта и развитие системы кредитования и страхования экспорта, разработку процедуры введения защитных мер, отвечающих правилам и нормам ВТО, снижение экспортных контрактов и валютного контроля и введения на этой базе единой государственной системы внешнеторгового и валютного контроля и учета.
Вместе с тем уже сейчас становится ясно, что вышеперечисленные пункты программы отнюдь не обеспечивают реализацию всего комплекса задач, стоящих перед ВЭС на сегодняшнем этапе. Они лишь намечают основные пути начала движения. Конкретные механизмы пока лишь обозначаются. В случае же их оптимальной отработки внешнеэкономическая сфера может стать реальным, весомым фактором структурной перестройки российской экономики, восстановления и роста ее производственного потенциала.
Список использованной литературы 1. Международные экономические отношения Под ред БПСупруновича М ГФА 1995 2. Основы внешнеэкономических знаний Отв ред ИПФаминский М Международные отношения 1994 3. Россия внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку Под ред ИПФаминского М МО1993 4. Об итогах внешнеэкономической деятельности
России в 1993-1996 гг Внешняя торговля 1996 9 5. Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996 гг Внешняя торговля 1996 10-11 6. Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности Российская газета 1995 24 октября 7. Пашкова И Шорохов Г. Создание системы содействия экспорту в России. Внешняя торговля.
1997. 1-3 8. Экспорт и импорт России по странам за 1995г. Внешняя торговля. 1996. 7-8