Источники права 2

ИСТОЧНИКИ ПРАВА
1. ЗАКОНЫ
«Источники права» — этим юридическим термином обозначается вся совокупность нормативных актов во всем их разнообразии. По своей юридической силе эти акты выстроены по иерархической лестнице сверху вниз. В настоящее время в России высшую юридическую силу имеют общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные, то есть утвержденные парламентом, международные договоры. Если таким договором установлены иные правила, чем российским законом, то действует норма договора. Признание более высокой силы за международными нормами в сравнении с внутренними российскими законами не означает принижения или ущемления российского суверенитета, потому что эти нормы составляют часть права Российской Федерации и приняты ею добровольно.
1.1 Основной закон
Среди актов, действующих только внутри страны, высшим нормативным актом государственной власти является закон. Он принимается органом государственной власти, осуществляющим законодательные функции. В демократических государствах таким органом является парламент. Среди законов в большинстве государств, и в России в том числе, выделяется Основной закон, или Конституция. Она обладает высшей юридической силой: ни один закон не может противоречить конституции. Но и сама конституция имеет прямое действие: суд или иные органы при решении тех или иных вопросов могут прямо ссылаться на статью конституции. Это очень важное положение. Оно отсутствовало в советских конституциях, и поэтому, например, статья Конституции СССР 1977 года о праве граждан обжаловать решения чиновников администрации в суд оставалась мертвой буквой в течение 12 лет, пока в 1989 году не был принят соответствующий закон.
И все же в полную силу конституция может действовать тогда, когда приняты все законы, регулирующие порядок и процедуру исполнения тех или иных статей конституции, в которых имеется ссылка на такой закон. Например, в Конституции России записано, что гражданин РФ имеет право обладать двойным гражданством, но в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. И пока нет этого закона или соответствующего договора, гражданин РФ не может получить второе гражданство по техническим и процедурным причинам. Те же законы, на которые есть ссылка в Конституции РФ, предусматривают различные ограничения и изъятия из правил, установленных конституцией. Это относится, например, к основаниям ограничения личной неприкосновенности граждан, которые могут быть установлены только федеральным законом. Конституция дает такому закону полномочие на установление таких ограничений.
Но те статьи, где нет ссылки на дополняющий статью закон, действуют прямо и непосредственно, и никакой закон не может установить ограничений и изъятий из правила, установленного статьей. Например, в Конституции РФ установлено, что каждый вправе самостоятельно определять и указывать свою национальность. Никаких ограничений и изъятий из этого правила статья не допускает, и их не может быть.
Как правило, конституционные акты принимаются в особом порядке: избирается Учредительное собрание или Конституционное собрание для разработки и принятия конституции — так была принята Конституция Итальянской Республики в 1947 году; либо конституция принимается всенародным референдумом — так было во Франции в 1958 году. В Японии новая конституция была принята парламентом квалифицированным большинством голосов, не менее двух третей.
Точно так же устанавливается и особый порядок изменения конституции. Это сделано с целью добиться стабильности Основного закона, потому что без такой стабильности не может быть стабильным и все остальное законодательство.
Вместе с тем конституция должна быть открыта для дополнений и изменений, отражающих новые явления в государственной и гражданской жизни общества. Не исключено появление новых прав и новых конституционных запретов, связанных, например, с развитием генной инженерии, вторгающейся в святая святых природы человека.
В разных странах стабильность конституций различна. Во Франции за 200 лет было принято 18 конституций, в США— только одна. Это не значит, что эта конституция обладает особой стабильностью. К ней было принято 27 поправок, дополнений, таких как отмена рабства, порядок формирования сената — верхней палаты парламента, ограничение пребывания на посту президента США двумя сроками, порядок приобретения гражданства. Фактически речь идет о глубоких изменениях конституции, хотя ее основа остается стабильной.
1.2 Законы и законодательная власть
Вслед за Основным законом в иерархии нормативных актов идут
обыкновенные законы. Они принимаются высшим законодательным органом простым большинством голосов. Во всех демократических государствах, и в России в том числе, установлен строгий регламент разработки, обсуждения, принятия и введения в действие закона. Этот регламент называется законодательным процессом. Его отправной точкой является законодательная инициатива, то есть предложение парламенту проекта закона. Право законодательной инициативы принадлежит по российской конституции депутатам парламента, комиссиям и совместным комитетам палат парламента, Президенту РФ, Конституционному Суду, Верховному Суду, ряду других высших органов. Право законодательной инициативы означает, что, если проект закона представлен лицом или органом, обладающим этим правом, парламент обязан рассмотреть этот законопроект.
Согласно российской конституции, законы принимает Государственная дума («нижняя», или «первая», палата парламента — Федерального собрания) простым большинством голосов. Затем закон передается в Совет Федерации («верхнюю», или «вторую», палату парламента)
Однако обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат не все законы, принятые Государственной думой, а лишь некоторые (о бюджете, налогах и др.)- Остальные законы считаются принятыми, если в течение 14 дней со дня поступления они не были рассмотрены Советом Федерации.
После принятия закона он направляется в течение пяти дней президенту, который в течение двух недель подписывает закон и публикует его. Все законы должны быть опубликованы. Неопубликованные законы применению не подлежат. Россия покончила с секретным законодательством советского периода. Теперь власть имеет право требовать, чтобы никто не ссылался на незнание законов.
1.3 Действие закона во времени и в пространстве
Законы действуют во времени и в пространстве. Во времени они действуют только в настоящем и в будущем с момента вступления в силу. Закон не распространяется на события, происшедшие до этого момента, в прошлом. Это положение выражается формулой закон обратной силы не имеет. Из этого правила есть два исключения. Первое: обратная сила придается уголовному закону, смягчающему наказание за то или иное преступление или вовсе отменяющему его. Второе: если об этом сказано в самом законе. Примером обратной силы закона является отмена статьи УК, каравшей за антисоветскую пропаганду и агитацию: после отмены статьи были прекращены все уголовные дела по этой статье, заведенные до ее отмены. Закон действует во времени до тех пор, пока не будет отменен или заменен другим законом либо не истечет срок действия закона, указанный в самом законе. Указание срока содержится обычно в законах временного действия, например в законе о введении чрезвычайного положения.
Действие закона в пространстве определяется двумя принципами: территориальности и гражданства. Российские законы действуют на всей территории России либо на части ее, указанной в самом законе. Республики, входящие в Российскую Федерацию, не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие федеральных законов.
Лица, совершившие преступление на территории России, отвечают по уголовному закону места совершения преступления. Экстерриториальностью, то есть неподсудностью, пользуются только дипломатические и консульские представители иностранных государств, и список этих представителей ограничен. Территорией России считаются и суда, плавающие под российским флагом, капитан выполняет консульские и нотариальные функции.
Принцип гражданства означает, что граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать законы России. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, если это деяние является преступлением в той стране, где он его совершил.
1.4 Систематизация законов
Для того чтобы легче было ориентироваться в законодательстве, его систематизируют. Имеются два основных способа систематизации законодательства: инкорпорация и кодификация. Инкорпорация состоит в том, что законы без изменений располагаются в сборнике в хронологическом порядке. Кодификация — это создание единого законодательного акта в той или иной отрасли права — кодекса. В кодексе законы систематизируются по определенной логике, устраняются устаревшие законы, а также противоречия и несогласованности между отдельными нормами. Кодексы составляют основу российского законодательства. К кодифицированным системам законов — разновидностям кодексов — относятся также Основы законодательства, уставы и правила.
Кодификация законов насчитывает тысячи лет. Самым древним опытом кодификации можно считать судебник вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), обнаруженный при раскопках акрополя в городе Сус. Он выгравирован на стелле из диорита высотой 8 метров, которая в настоящее время хранится в Лувре. Судебник юридически закреплял неравенство между людьми, разделяя их на три класса, последний составляли рабы. В нем уже можно различить признаки кодификации, деление на такие разделы, как положение личности, брак и семья, собственность, договор и обязательства. Один из параграфов кодекса требует, к примеру, заключения договора при всех актах купли-продажи: если покупка совершена без свидетелей или контраста, покупатель рассматривается как вор, достойный смерти. В кодексе уже просматриваются учет мотивов поведения лица. виновного в правонарушении, оценка его субъективных намерений. Кодекс охраняет также честь человека от ложных, бездоказательных обвинений. Он завершается напоминанием, что царь есть царь права, приравненный к солнцу, богу справедливости, которое освещает страну.
Важное место в развитии кодификации и ее культуры занял кодекс императора Восточной Римской империи (Византии) Юстиниана.
Появившись в VI веке нашей эры, он закрепил такие понятия права, как «лицо», «вещь», «сделка», которые и сегодня составляют основу частного права.
Но самое глубокое влияние на правовые системы стран Европейского континента оказали кодексы, принятые во Франции в период правления императора Наполеона I. Это были пять основных кодексов: гражданский, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный и торговый. Среди них особенно значителен гражданский кодекс, ставший классическим юридическим регулятором рыночных отношений.
Уже будучи в ссылке на острове Св. Елены, Наполеон говорил: «Моя действительная слава заключается не в том, что я выиграл сорок сражений. Ватерлоо стерло в памяти все воспоминания об этих победах. Но что, несмотря ни на что, не сотрется в памяти, что будет жить вечно, так это мой кодекс». Гражданский кодекс Франции отличается не только совершенством изложения юридических норм, но и изяществом языка. Французский писатель Стендаль читал этот кодекс для совершенствования своего литературного стиля.
В России до революции 1917 года действовал Свод законов Российской империи, вступавший в силу частями в 30—40-х годах XIX в.
За годы советской власти были осуществлены две кодификации гражданского и гражданско-процессуального законодательства и три — уголовного и уголовно-процессуального, и те и другие — в 20-х и 60-х годах.
2. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ
Все нормативные акты, кроме законов, называются подзаконными актами. Их содержание должно соответствовать закону, а в случае противоречия такой подзаконный акт признается недействительным. К подзаконным актам прежде всего относятся указы Президента РФ. Они издаются президентом во исполнение законов и для осуществления им своих полномочий как высшего должностного лица в государстве.
2.1 Виды подзаконных актов–PAGE_BREAK–
Следующими по важности и юридической силе нормативными актами являются постановленияправительства, посредством которых оно управляет повседневными делами государства. В качестве примера можно привести постановление правительства о порядке закупок сельскохозяйственной продукции (зерна) в государственный продовольственный фонд. Поскольку правительство работает под руководством президента, он имеет право изменить или вовсе отменить постановление правительства.
Следующий уровень источников российского права связан с федеративным устройством нашего государства.
Субъектами федерации являются республики, входящие в состав Российской Федерации, края, области, автономные республики, автономные округа. Республики имеют свои конституции, а остальные субъекты — уставы конституционного характера. Эти конституции и уставы не должны противоречить Конституции РФ. В них регулируются две группы полномочий государственной власти. Первая группа — это полномочия, которые производны от Конституции и законов РФ, они принадлежат федеральным властям, осуществляющим свои функции на территории субъектов федерации. Например, исполнение законов о воинской службе осуществляют федеральные органы — военные комиссариаты, расположенные в каждом районе. Вторая группа — это полномочия, которые принадлежат исключительно субъекту федерации. Эти полномочия осуществляются посредством издания различных нормативных актов — законов, постановленийи решений, например постановления о бюджете области, принимаемого областным органом представительной власти.
Источниками права являются также нормативные акты органов местного самоуправления городов, районов, сел. Они не могут противоречить нормативным актам вышестоящего органа. Но и у органов местного самоуправления есть свои исключительные полномочия, в которые не могут вмешиваться вышестоящие органы власти и давать предписания, как следует решать данный вопрос.
Как видим, при федеративном устройстве государства имеет место не только функциональное разделение властей, но и государственно-территориальное, когда каждый уровень власти имеет свой особый круг полномочий, особый круг источников права.
2.2 Судебный прецедент
В некоторых странах источником права является судебный прецедент. Это значит, что решение суда по какому-либо делу становится официальным основанием для аналогичного решения другого суда по аналогичному делу. Этот источник права является одним из основных в Англии. При этом высшей юридической силой обладают решения палаты лордов — высшей судебной инстанции страны. Только она может аннулировать тот или иной судебный прецедент по конкретному делу.
В российской системе права судебный прецедент не является источником права, и при рассмотрении уголовных или гражданских дел суд может ссылаться только на закон или иной нормативный акт. Но это не значит, что судебная практика не оказывает влияния на судей. Наиболее типичные ошибки судей по той или иной категории дел доводятся до сведения судебных работников, чтобы они не повторяли эти ошибки при рассмотрении аналогичных дел. Например, была обобщена практика по судебным делам о превышении пределов необходимой обороны. Дело в том, что при защите от противоправного нападения человек находится в состоянии стресса, испуга, он не способен точно определить грезящую ему опасность (жизни, здоровью, кошельку, чести и достоинству и т.д.) и поэтому часто применяет меры защиты, несоразмерные угрозе нападения. В этих случаях суды безоговорочно выкосили таким людям обвинительные приговоры за превышение пределов необходимой обороны. Верховный суд, обобщив эти ошибки, указал судам на необходимость учитывать психологическое состояние лица, подвергшегося нападению и применившего несоразмерные средства защиты. Но это не судебный прецедент, потому что речь идет не о создании новой нормы права, а о толковании старой.
2.3 Обычай и договор
Источниками права являются также обычай и договор. Обычай становится источником права, если на него есть ссылка в законе. Так, Земельный кодекс при решении споров о разделе колхозных (крестьянских) дворов ссылался на обычай этого раздела, существующий в данной местности. В морском праве порядок погрузки и разгрузки судов в тех или иных портах осуществляется «по сложившимся обыкновениям».
Договор является источником права прежде всего в международном праве. Но и во внутреннем праве страны он тоже может быть источником права, например Федеративный договор в России, договоры между государством и профсоюзами об условиях труда на государственных предприятиях и др.
2.4 Аналогия закона и аналогия права
Итак, в источниках права следует искать решение спорных юридических вопросов. Иногда, однако, встречаются такие жизненные ситуации, которые не урегулированы ни одной нормой права. Обычно это бывает при возникновении каких-либо новых юридических отношений, до которых еще не «дошли руки» у законодателя. Такое положение называется пробелом в праве. Чтобы заполнить этот «правовой вакуум», этот пробел, суд прибегает к аналогии закона или аналогии права. При аналогии закона к юридическому отношению, не урегулированному нормой права, применяют закон, регулирующий сходное правоотношение. К примеру, в середине 70-х годов в нашей стране сложилась широкая сеть проектных и конструкторских бюро и институтов, заключавших договоры на проектные и конструкторские работы с различными заказчиками. Но какого-либо нормативного акта, регулирующего эти отношения, не было. Поэтому в случае спора по такому договору суд применял статьи, относящиеся к договору подряда. Договор подряда предусматривает изготовление вещи по заказу. Проектный институт тоже «изготавливает» и тоже по заказу, но не вещь, а лишь ее проект. Но как раз два элемента сходства дают возможность применить по аналогии нормы договора подряда.
Аналогия закона категорически запрещена в уголовном праве. Если деяние точно не соответствует признакам, указанным в статье Уголовного кодекса, то оно не является преступлением и не подлежит наказанию. Это правило является важной гарантией против произвола властей. Оно не дает возможности органу власти «подгонять под статью» действия, только похожие на преступление, но уголовным законом не наказуемые.
Когда невозможно применить аналогию закона, суды применяют аналогию права: суд выносит решение на основе общих принципов данной судебной системы. Ярким примером решения суда по аналогии права было решение Верховного суда СССР по делу о возмещении ущерба, понесенного при спасании общественной собственности. Данный казус возник в 1946 году после трагической гибели гражданина А. при тушении пожара. Этот гражданин, проходя мимо складов спортивного общества «Динамо», заметил начавшийся там пожар и принял активное участие в его тушении. При этом он получил смертельные ожоги и скончался. Возник вопрос: каким образом возместить ущерб его несовершеннолетним детям? Ведь погибший действовал добровольно, никто не посылал его в огонь. Значит, никого нельзя винить в его гибели: закон не предусматривал в этих случаях права на возмещение ущерба. Невозможно было применить и аналогию закона, в частности, о причинении вреда одним лицом другому: например, водитель автомобиля сбил пешехода. Но представьте себе, что пешеход сам бросился под колеса или грубо нарушил правила перехода улицы. Причинитель вреда — владелец автомобиля будет освобожден в этом случае от ответственности, потому что вред произошел по вине самого потерпевшего. Аналогичная ситуация сложилась и в нашем случае: погибший потерпел как будто по своей «вине». Значит, аналогия закона не подходит.
Но действия потерпевшего были целесообразны, справедливы и правильны с точки зрения общих принципов права, действовавшего тогда: оно провозглашало примат (главенство) общественной собственности и рассматривало ее защиту как юридически поощряемое поведение. Исходя из этого, Верховный Суд обязал спортивное общество «Динамо» выплачивать нетрудоспособным членам семьи погибшего денежное возмещение ущерба, понесенного утратой кормильца. Затем это положение было включено в новый ГК, стало законом.