Феномен теневой экономики. Теневая экономика России

Петербургскийгосударственный университет путей сообщения
Кафедра:«Экономическая теория»
Реферат поэкономической теории
на тему: «Феноментеневой экономики. Теневая экономика России»
Санкт-Петербург2009
 

Содержание
Введение
1. Понятие теневой экономики и формыее проявления
2. Происхождение теневой экономики
3. Функции и масштабы теневойэкономики в современной России
Заключение
Список литературы

Введение
Внимание российскойобщественности сегодня во многом приковано к феномену теневой экономики. Приэтом значительно разнятся как взгляды на сущность этого явления, так иколичественные оценки его масштабов. Вообще, теневая экономика – это реакцияхозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертвправового и экономического беспредела. Причем такая составляющая экономики,которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме,присутствует в той или иной степени в экономике любой страны. Многие российскиеспециалисты, как правило, склоняются к тому, что теневая экономика охватываеттри самостоятельных понятия, три сектора:
1. подпольный бизнес –запрещенные законом виды экономической деятельности: торговцы оружием инаркотиками, рэкетиры, наемные убийцы, сутенеры и т.п.;
2. неофициальная экономика– легальные виды экономической деятельности, но производство товаров и услуг нефиксируется официальной статистикой, сокрытие от налогов, неформальнаязанятость и т.п.;
3. фиктивная экономика –экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества.
Что касается размеровкапитала, незаконно вращающегося в торговых операциях, то по оценкам Всемирногобанка (ВБ), объем теневой экономики России на 2008 год составляет 49% ВВП.
Теневая экономикапредставляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, которыйотносительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практическився информация, которую удается получить ученому-экономисту, являетсяконфиденциальной и разглашению не подлежит.
Теневая экономикапредставляет интерес, прежде всего, с точки зрения всего влияния на протеканиебольшинства обычных, «нормальных», экономических явлений процессов:формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономическогороста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, чтосовершенно очевидна необходимость их анализа.
Задачипроведенной работы определяют общее влияние теневой экономики насоциально-экономические явления и последствия. Оценивая положение дел по даннойпроблеме, нужно осветить масштабы теневого сектора, возможности его влияния наэкономику в целом и нормативно-правовые аспекты борьбы с криминализациейхозяйственной деятельности. А также изучить влияние реформирования, какнемаловажного фактора влияния на экономику.
И всвязи с этими задачами, целью работы является изучение и оценка положениякриминализации в экономике России, а также влияние, оказываемое теневымсектором на экономику в целом.

1.Понятие теневой экономики и формы ее проявления
 
Что такое теневаяэкономика? На этот вопрос даются самые разные ответы. Высказывается мнение,согласно которому теневая экономика — экономическая деятельность,противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собойсовокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовныепреступления различной степени тяжести.
Согласно другому мнению,под теневой экономикой понимаются не учитываемые официальной статистикой инеконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределениематериальных благ.
Третья точка зрения — теневая экономика — все виды деятельности, направленные на формирование илиудовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.
Каждая из указанных точекзрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени, наблюдающиеся вэкономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различныхсторон и по существу не противоречат друг другу. Таким образом, теневаяэкономика как бы распадается на три крупных блока:
1. Неофициальнаяэкономика. Сюда входят все легально разрешенные виды экономическойдеятельности, в рамках которых имеют место не учитываемые официальнойстатистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности отналогообложения.
2. Фиктивная экономика.Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого родамошенничества, связанные с получением и передачей денег.
3. Подпольная экономика.Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности.
Объективной причинойстремительного роста теневой экономики в России является переход отбюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественногостроя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должнабазироваться и развиваться из конкретных источников.
Первый из них — этопресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (пооценкам авторитетных экспертов это около 30 млрд. долларов в год), при этомосновная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляетсяна законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж позаниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент отприбыли последних оседает за рубежом.
Вторым, и основнымисточником теневой экономики является нерегистрируемая государственнымиорганами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферахэкономики. Например, каким образом могут на протяжении 5-6 лет реформ выживатьмногочисленные слои населения, доходы которых оказались (по официальнымстатистическим данным) значительно ниже прожиточного минимума?
В общемировом масштабеудельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннегопродукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии — 18%, а на Украине — 50%; удельный вес теневой экономики в хозяйственном оборотеРоссии равен 49%.
Показатель 40-50%является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственнуюжизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневымукладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
Ключевым признакомтеневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрациикоммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации.При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенноиностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые«разборки».
Если приоткрыть «теневуюзавесу», то за ней окажется «пирамида» движущих сил неформального сектораэкономики.
Своеобразная надстройкатеневой экономики — сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками,оружием, угонщики автомобилей, киллеры, наемные убийцы, сутенеры. К этойкатегории можно отнести и представителей органов власти и управления, если ониберут взятки или торгуют государственными должностями и интересами.
В середине — теневики-хозяйственники. К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов,финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и“челноков”. Эти люди — “мотор” экономической деятельности, и не тольконелегальной.
Третья группапредставлена наемными работниками, причем как физического, так и интеллектуальноготруда. К ним могут примыкать коррумпированные государственные служащие, вдоходах которых (по некоторым данным) до 60% составляют взятки.
Конечно, данное деление вопределенной степени условное и небесспорное, но оно охватывает около 30 млн.активного населения страны.
Общий интерес для всехслоев «пирамиды» заключается в получении дополнительного дохода за пределами«правового поля». Есть и общие формы реализации интересов. Так, вывоз капиталаза рубеж присущ всем. Правда, представители криминального и среднего уровнейделают это в основном путем незаконных операций с сырьем и стратегическимиматериалами, с импортными товарами, с инвестициями, с подделкой платежныхдокументов. Капитал, вывезенный усилиями только этих слоев, эксперты оцениваютв $300 млрд. Наемные работники могут предложить на экспорт только “мозги” ирабочие руки.
Криминальные структурыдействуют преимущественно в сфере перераспределения доходов, которые получаютвнеэкономическими методами, главным образом насилием — от шантажа до наемногоубийства.
Представители среднегослоя, как правило, изначально являются законными собственниками производимыхдоходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств «уводят» доходы отналогообложения. Зачастую для них иначе нельзя: применение действующих штрафови пени ставит под угрозу существование собственного дела. На рольсудей-арбитров по выполнению сделок они привлекают представителей криминальныхструктур. Ведь сделки не зарегистрированы, а значит, обращаться официально варбитражный суд в случае невыполнения договоренности невозможно.
Криминальный слой«пирамиды» объективно заинтересован в существующих условиях, при которыхнабирает силу теневая экономика. Ибо ее представители контролируют до 90%предприятий и организаций. И это основное поле для получения нелегальныхдоходов. В целях консервирования такой ситуации в ход пускается подкуп выборныхи назначенных должностных лиц.
Теневиков-хозяйственниковсегодняшняя ситуация не должна устраивать: они оказываются между молотом инаковальней. С одной стороны — криминальные структуры, с другой — правоохранительные органы. Да еще и ответственность друг перед другом повыполнению условий сделки.
Объективно оказываютсясейчас в худших условиях наемные работники-профессионалы. В развитых странахзарплата по основному месту деятельности составляет 70-80% доходов работника, ав России — лишь около трети. Не может устраивать наемных работников и усилениевлияния криминальных элементов. Плата за «крышу» автоматически удорожает товарыи услуги на 30%, а это серьезно бьёт по бюджету потребителя.
2.Происхождение теневой экономики
Врамках экономической науки теневая экономика может рассматриваться в качествепредмета специального анализа различных теорий. Прежде всего ее существованиеесть иллюстрация к известной из курса микроэкономики схеме влияния налогов напредложение товара: в отсутствие налогов предложение, равно как и прибыль фирмы,оказыется больше, чем при их наличии. Иными словами, налогообложение сдвига-ет кривую предложения вверх, и равновесие натоварном рынке достигается при более высоком уровне цен. Тем самым уход отналогообложения есть нормальная реакция экономического агента, стремящегосямаксимизировать свою функцию полезности путем минимизации издержек, в составкоторых для него включаются и налоги.
Наиболеезначимые перспективы для анализа феномена теневой экономики предоставляетновая, институциональная экономика, в рамках которой теневые явления включаютсяв различные понятийные конструкции, позволяющие достаточно глубоко ихохарактеризовать.
Врамках теории агентских отношений действия предприятий по сокрытию совершаемыхсделок от государственного учета представляют собой различные проявленияоппортунистического поведения, такой его конкретной формы, как уклонение. Всамом деле, официально регистрируя фирму, ее руководитель, по существу,заключает с государством контракт, в рамках которого, в частности, принимает на себяобязательство предоставлять различным государственным органам информацию освоей деятельности и уплачивать налоги, определяемые действующим (установленнымгосударством) законодательством. Государство, в свою очередь, в рамках того жеконтракта принимает на себя обязательства, связанные с обеспечением правовойзащиты фирмы, социальной защиты работникам, и тому подобные обязательства,фиксируемые законодательством страны.
Какизвестно, уклонение возникает в тех ситуациях, когда после заключения — контракта одна из его сторон обнаруживает, что еевозможные действия, не соответствующие условиям контракта (взятым на себяобязательствам), позволяют обеспечить ей большую выгодность, чем действия,обусловленные выполнением контракта, и при этом санкции за нарушениеобязательств не исчерпывают ожидаемого прироста прибыльности:
dU — P(s)S > 0,
гдеdU- ожидаемый прирост прибыльности;
P(s)- вероятность выявления второй стороной факта уклонения;
S — размер санкцийза нарушение контракта.
Этопростое соотношение позволяет рассмотреть факторы оппортунистическогоповедения, создающие теневой сектор экономики.
Источникоможидаемого прироста прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневойэкономики выступают нарушения тех или иных ограничений на допустимые действия,законодательно разрешенных или предписанных правилами их осуществления. Темсамым сферы экономических действий — формальные экономические институты — рассматриваются как факторы, снижающие эффективность использования ресурсовхозяйствующими субъектами.
Длясубъектов теневой экономики величина dU — ожидаемого прироста прибыльности отнарушения формальных правил — складывается из двух основных составляющих.Первая из них определяется величиной ставки налогообложения доходовэкономических агентов, вторая представляет собой экономию на издержках ведениядел по установленным правилам, соблюдения формальных норм, непосредственно несвязанных с процессом налогообложения. Как правило, такие нарушения облегчаютили даже обеспечивают саму возможность избежать налогообложения. К нимотносятся, например, заключение устных контрактов, не подписание тех или иныхдокументов и т.п.
Абсолютнаявеличина отрицательного члена неравенства определяется как зафиксированная всоответствующем правиле размером экономической или иной санкции, применяемой квыявленному нарушителю, так и вероятностью выявления нарушения.
Размерсанкции может устанавливаться законодателем исходя из самых различныхсоображений, охарактеризовать которые для общего случая вряд ли возможно: здесьможет проявиться самый широкий круг факторов — от культурных традиций обществадо рационального расчета или до настроения законодательства в момент принятияформальной нормы.
Основнымифакторами, определяющими эту величину, являются:
1)степень четкости и однозначности определения того, что именно являетсянарушением обязательств;
2)степень сложности измерения сторон и свойств деятельности агента, величинаиздержек такого измерения;
3)возможность применения предусмотренных законом (правилом) санкций кнарушителю.
Первыйфакторсвязан с качеством проработки формальных правил (законов,контрактов) и может регулироваться государством, которое в принципе способноформулировать правила поведения экономических агентов, включающие четкиеописания требований кним.
Второйфакторлишь частично поддается регулированию со стороны государства,поскольку трудности измерения зависят не только от уровня pазвития методовизмерения и качества работы системы мониторинга, но и от свойств и особенностейдеятельности различных экономических агентов.
Инымисловами, чем легче в каком-то секторе экономики осуществлять измерения иконтроль, тем с большей вероятностью именно на нем будет сконцентрировановнимание контрольных служб государств. Важно подчеркнуть, что эта степеньконцентрации контроля будет мало связана с величиной ожидаемых доходов длягосударства, которые оно сможет получить за счет улучшения собираемостиналогов.
Третийфактор— наличие социальных ограничений на применение наказания квыявленнымнарушителям — вносит вклад в ухудшающий отбор другого типа. Речь идет о такихявлениях, как социальная неприемлемость закрытия крупных градообразующихпредприятий, одновременное привлечение к уголовной ответственности сотен тысячнезарегистрированных торговцев и т.п. В первом случае у нарушителя возникаетчувство безнаказанности, способствующее продолжению оппортунистическогоповедения, во втором случае у отдельных зафиксированных нарушителей формируетсяощущение несправедливости, ибо другие схожие нарушения не фиксируются.
Врезультате законодательная норма начинает действовать избирательно, частоисходя из неформальных взаимодействий выявленного правонарушителя с контрольнойслужбой или ее работниками. Тем самым формируется объективная база длякоррупции, и те экономические агенты, которые в ней участвуют, приобретаютпреимущества в конкурентной борьбе. Для них вероят-ностьподвергнуться санкциям снижается, а следовательно, возрастает вероятностьоппортунистических нарушений контракта с государством.
теневой экономикаспекулятивный взяточничество
3.Функции и масштабы теневой экономики в современной России
 
О росте теневой экономики и коррупциив современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежныеэкспертные исследования (С. Гуриев. Среда наибольшего благоприятствования /Коммерсантъ, 17.07.2006). Они во многом субъективны, но тенденцию ростаопределяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показательроста теневой экономики, как доля наличных денег в денежной базе России (именноналичные являются финансовой основой существования и развития теневойэкономики).
Почему теневой сектор до сих пор неутратил значительного места в российской экономике? Попробуем выделить факторы,способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России:
1. Финансово-экономические:
— несовершенство налоговой системы — до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП,тогда как в развитых странах этот показатель – 25-30% (наши расчёты показывают:если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, тоналоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли);
— несправедливое первичноераспределение капитала — теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП(рано или поздно, но Россия вынуждена будет решить проблему грабительскойприватизации и олигархического капитала — речь не о «раскулачивании олигархов»,а о восстановлении справедливости в распределении национального богатства ивосполнении утраченной гражданами личной и общественной собственности);
— продолжающиеся многие годыкрупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищаетсяи отмывается через теневую экономику от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов,выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибылигосударственных предприятий).
2. Правовые:
— существенные противоречия и пробелыв законодательстве, способствующие безответственности в нелегальнойдеятельности при избыточном регулировании открытой деловой активности;
— отсутствие анти коррупционнойкриминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иныхнормативных правовых актов;
— слабая и в значительной степеникоррумпированная система правоохранительных и судебных органов (в отличие отразвитых стран, наши «правоохранители» не борются с профессиональнойпреступностью – это трудно, опасно и ненадежно, а охотятся на граждан,вынужденно или неосторожно нарушающих закон);
— отсутствие государственнойпрограммы жёсткой системной борьбы с организованной профессиональнойпреступностью, в том числе в экономической сфере.
3. Административные:
— отсутствие эффективнойгосударственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всейтерритории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямоевмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;
— запретительное, наказательноеадминистрирование — чрезмерные формальные административные барьеры,препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив,а не на позитив;
— местничество и мздоимство чиновников(неизбывная русская традиция ставить чиновника на «прокорм» за счетиспользования должностных функций в корыстных целях – своеобразная чиновничьярента).
4. Общественно-политические:
— неуверенность большинствапредпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государствавследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участиягосударства в экономике;
— недоверие граждан к государственныминститутам, особенно к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают,что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет идополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций).
Проблема значительной теневойэкономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемойнациональной безопасности, решить которую можно только путём реализацииширокого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельностигосударства и общества и только совместными усилиями государства и общества.
Основными в этой системе мер должныстать следующие решения и мероприятия:
— проведение безусловной всеобщейуголовной амнистии по налоговым и экономическим ненасильственным преступлениямфизических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определеннуюсумму, к примеру, до $10 млн., оставив пострадавшей стороне лишь право награжданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения Россиилегализовать и репатриировать накопленные капиталы);
— компенсация потерь населения от «шоковойэкономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащимигосударству акциями банков и корпораций;
— введение системы экономическогостимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики(вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);
— установление экономическицелесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;
— стимулирование безналичных расчетови жесткая борьба с наличным оборотом;
— проведение ясной и последовательнойгосударственной политики поддержки частного открытого предпринимательства(система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться вчеткой зависимости от чистоты его баланса);
— введение государственной системымер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;
— проведение реальнойадминистративной реформы (государственный аппарат должен стать инструментомускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);
— формирование неподкупной,справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего –судебной, системы;
— ликвидация организованнойпреступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономикии кредитно-финансовой сфере;
— законодательное установление праваправоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строгоустановленном уголовно-процессуальном порядке (это одно из самых эффектныхсредств борьбы с коррупцией и ее профилактики).
В заключение необходимо подчеркнуть:успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условиисознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь,достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственныминститутам власти и управления.

Заключение
Внастоящее время теневая экономика — предмет значительного числа научных работ ипубликаций. Однако единого, общепринятого универсального понятия теневойэкономики не сформулировано. Для более полного учета объемов производства ВВПиспользуется статистический подход на основе принятой Госкомстатом Россииметодологии Системы национальных счетов ООН. При этом теневая экономикаопределяется как неучтенная официальной статистикой экономическая деятельность,которая включает три вида деятельности: скрытую, неформальную, нелегальную.
Природатеневой экономики определяется деятельностью экономических агентов, стремящихсямаксимизировать доходы путем минимизации совокупных издержек, в состав которыхвключаются и налоги. Прирост прибыльности хозяйственной деятельности в рамкахтеневой экономики определяется ве-личинойставки налогообложения доходов экономических агентов, вероятностью выявленияконтролирующими государственными органами факта уклонения от уплаты налогов иразмером соответствующих санкций.
Несмотряна наличие в экономике страны и деятельности правоохранительных органовустойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической и налоговой сферахпродолжает оставаться сложной и характеризуется ростом экономическойпреступности, тесно связанной с теневой экономкой.
Рольтеневой экономии в трансформирующихся социально-экономических системахнеоднозначна. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентныепреимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получатьдополнительные доходы работникам этих предприятий, снижает уровень реальнойбезработицы. С другой стороны, теневая экономика наносит ущерб государственномубюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, деформируетструктуру экономики, ухудшает инвестиционный климат, конкурентную среду для законопослушныхналогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства, егоэкономической безопасности.
Масштабытеневой экономики и экономическойпреступности в значительной степени связаны с качеством действующей законодательнойи нормативно-правовой базы. Проблема правового регулирования борьбы с криминализациейэкономики имеет давнюю историю, неразрывно связанную историей становления и развитияроссийской государственности.
К настоящему времени в России сложиласьсистема правового обеспепечения деятельности по предотвращению, выявлению ипресечению экономических преступлений. Конституция 1993 г., Гражданский кодекс РФ,Налоговый кодекс РФ законодательно закрепили принципы новых экономических отношенийрыночного типа. Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодексРФ определили ответственность за правонарушения и преступления в сфере экономики.
Один из основных недостаток действующего российскогозаконодательства — отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных,финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованнойпреступностью, защиту свидетелей.
Для устранения имеющихся недостатков законодательства,а также в целях прогнозирования появления новых способов совершения экономическихпреступлений необходимо на государственном уровне создать систему криминологическойэкспертизы разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующихсферу экономических отношений.
 

Список литературы
 
1. Аблаев И.М. Тень и краскироссийской экономики.//ЭКО,2004.-№2.-с.21-37.
2. Лунеев В. Теневая экономика:криминологический аспект.//Общество и экономика,2004.-№2.-с.100-106.
3. Латов Ю.В.Экономикавне закона: очерки по теории и истории теневой экономики.//www.ie.boom. ru
4. Голованов Н.М.,Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступныхдоходов. СПб., 2003.
5. С. Гуриев. Среда наибольшегоблагоприятствования / Коммерсантъ, 17.07.2006.