–PAGE_BREAK—политика конкуренции;
-социальная политика;
-конъюнктурная политика.
3.2 ЭЛЕМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
1. Виды денежных знаков, которые имеют законную платежную силу. НБУ выпускает в оборот банкноты – гривны – номиналами 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500. Для удобства обслуживания розничного товарооборота выпускаются разменные монеты – копейки – номиналами 1, 2, 5, 10, 25, 50.
2. Официальный курс гривны – обменный курс к иностранным валютам, официально установленный НБУ для осуществления операций с валютными ценностями. В 1999 г. НБУ перешел к определению официального курса гривны по отношению к доллару США на основе средней взвешенной валютного курса по безналичным операциям на межбанковском валютном рынке.
3. Порядок наличного и безналичного курса, их регламентацию, в том числе организацию международных расчетов в Украине осуществляет Национальный банк Украины. НБУ строго контролирует денежный оборот, способствует обеспечению стабильности национальной валюты, регламентирует эмиссию наличности, разрабатывает правила осуществления форм безналичных расчетов, способов и порядка платежей, контролирует кассовые операции.
4. НБУ является учреждением, которое осуществляет денежно-кредитное и валютное регулирование. НБУ – независимый финансово-экономический орган, который проводит самостоятельную денежно-кредитную политику. Правление НБУ принимает и утверждает постановления, положения и другие нормативные акты, которые регулируют денежный оборот. НБУ координирует деятельность коммерческих банков по вопросам денежно-кредитной политики.
3.3 ФОРМИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ
Новый поворот в развитии национальной денежной системы произошел в июле 1990 г., когда была провозглашена Декларация про государственный суверенитет, в котором Украина, среди прочего, продемонстрировала и стремление иметь самостоятельную валюту.
Первым этапом создания собственной денежной системы в нашем государстве стал выход Украины из числа государств, которые использовали в денежном обороте советский рубль, а также внедрение в оборот временной (переходной) денежной единицы – украинского купонно — карбованца в ноябре 1992 г.
В марте 1994 г. Была основана Банкнотная фабрика, а в октябре того же года на ее базе был создан Банкнотно — монетный двор Национального банка Украины, где печатались купонно — карбованцы, а спустя некоторое время и гривны.
В период становления государственной независимости Украина первой из стран бывшего СССР, в условиях экономического и финансового кризисов, начала строить собственную денежную систему, набирать опыт эмиссионного дела, осваивать сложный механизм денежно-кредитной политики. Ситуация усложнялась отсутствием координации экономической политики среди независимых республик в сфере производства, товарообмена, денежных отношений. В начале 1992 г. В Украине существовал кризис платежных средств, поэтому 10 января 1992 г. Началось внедрение в оборот купонов многоразового пользования как дополнение к рублевой наличной массе. Это делалось с целью относительного сбалансирования денежной массы с определенными потребностями обслуживания товарного рынка. Необходимость этого была вызвана такими обстоятельствами:
-с сентября 1991 г. Украина практически не получала от Центрального банка Российской Федерации (ЦБРФ) новых рублевых поступлений;
-перед 1992 г. Украина была вынуждена, вслед за Россией, пойти на либерализацию цен – их почти десятикратное повышение.
Внедрение купонов — карбованцев в структуру денежного оборота имело целью:
-использовать систему параллельного оборота рубля и купонно -карбованца, по которым часть выплаты всех видов населения в новой денежной единице должна была постепенно расширяться в соответствии с наполнением товарного рынка;
-постепенно внедрить в оборот купонно — карбованец, с тем чтобы обеспечить ему не только достаточную покупательскую способность, но и определенные конкурентные преимущества в сравнении с российским рублем;
-использовать в обороте купонно — карбованец как переходную временную единицу;
-со временем внедрить в оборот полноценную национальную банкноту – гривну.
Но указанные мероприятия не дали ожидаемого результата и наметилось резкое снижение купонно – карбованца. Причинами этому послужило:
1) Глубокий спад производства. В январе 1992 г. Объем промышленного производства сократился на 19,8%, в том числе товаров широкого потребления – на 28,1%, продуктов питания – на 41,2%. Розничный товарооборот сократился на 61%.
2) Резкая недостача денежной массы. Под влиянием этого фактора весь наличный оборот был переведен на купонное обслуживание. Новая денежная единица была лишена механизма, который должен был поддерживать ее относительную стабильность.
3) В рублевой зоне по инициативе России была внедрена новая система взаиморасчетов – взаимные платежи через корреспондентские счета, которые осуществлялись лишь через расчетный центр в ЦБРФ. В следствии этого российский рубль потерял функцию единой денежной единицы.
4) Полная «купоннизация» сферы наличного оборота обусловила ее механический отрыв от безналичного оборота, который продолжал обслуживаться российским рублем. Возникла ненормальная, созданная ситуация в экономике, в следствии которой валютный курс купона в процессе его использования в наличном и безналичном оборотах раздвоился. Это способствовало осуществлению массовых финансовых спекуляций, связанных с переводом денег из одной формы оборота в другую, перевод денежных капиталов из Украины в Россию.
В ноябре 1992 г. В соответствии с Указом Президента Украины «о реформе денежной системы Украины» купонно – карбованец был внедрен в сферу безналичного обращения. Купонно – карбованец получил статус временной национальной валюты и стал единым официальным средством платежа на территории Украины. Он взял на себя львиную долю финансовых трудностей переходного периода и выполнил этим свою исторически – жертвенную миссию. На опыте купонно – карбованца методом проб и ошибок строилась национальная валютная система.
Так завершился первый этап денежной реформы. Но позитивный потенциал купонно – карбованца себя практически вычерпал и его обесценивание продолжалось. Кроме того, временная денежная единица не может выполнять одну из наиболее важных функций рыночного хозяйствования – функцию накопления. А без реализации этой функции невозможно преодолеть экономический кризис, остановить инфляцию, решить сложные вопросы приватизации, проблемы платежного баланса. От затягивания с внедрением в оборот собственной денежной единицы снижался и международный престиж Украины.
В этих условиях особенную остроту приобрел вопрос о решительном ускорении второго этапа денежной реформы – внедрение в оборот гривны. 25 августа 1996 г. Президент Украины подписал Указ «о денежной реформе в Украине», в соответствии с которым со 2-го по 16 сентября 1996 г. в оборот должны быть введены национальная валюта гривна и ее сотая часть копейка.
Итак, на пятом году независимости Украина получила самый главный атрибут государственности, стабильную и полноценную денежную единицу – гривну.
На этом формально завершился второй этап развития денежной системы и начался третий, на котором происходило дальнейшее освоение и внедрение адекватных условиям рыночной экономики механизмов и инструментов денежной системы.
Одновременно с проведением денежной реформы, монетарные органы отрабатывали и другие элементы денежной системы. К основным направлениям и ощутимым результатам развития денежной системы можно отнести:
-внедрение национальной денежной системы, которая охватывает создание системы межбанковских электронных платежей и электронной системы массовых платежей;
-разработка методики и методологии денежно-кредитной политики НБУ с учетом мирового опыта практического применения инструментов монетарной политики;
-разграничение сферы фискально-бюджетной и денежно-кредитной политики;
-формирование финансового и валютного рынков в Украине;
-формирование системы валютного регулирования и валютного контроля.
Подводя итоги проведения денежной реформы, становится очевидным, что с момента внедрения гривны нашей стране было навязано схему слишком жесткого монетаризма, который по длительности и механизмам осуществления не имел аналогов в мировой практике. Так, с момента внедрения гривны, основным и, практически, единственными факторами поддержки стабильности ее курса стали периодические валютные инфляции НБУ за счет валютных резервов. Государственной экономической идеологией было сдерживание инфляции любой ценой.
С течением времени очевидной становилась искусственность такой монетарной политики. Так как стабильность денежной единицы держится, как известно, не на одном, а на «трех китах». Это:
1 наличие экономического потенциала и динамизм развития национальной экономики;
2 стабильность функционирования финансово-кредитной системы;
3 наличие достаточных валютных резервов центрального банка.
Только при этих условиях возможно формирование денежной системы рыночного образца в Украине. Современную денежную систему Украины следует характеризовать как самостоятельную, замкнутую на национальные социально-экономические интересы, опосредствованно регулируемую т.е. переходную к рыночному образцу. Сейчас продолжается совершенствование механизмов и инструментов денежной системы.
4. МОНЕТИЗАЦИЯ
4.1 МОНЕТИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В УКРАИНЕ
Монетарная политика является ключевым механизмом в денежной системе страны, благодаря которому реализуются ее основные общественные предназначения:
-поддерживается стоимость денег на относительно стабильном уровне путем постоянного уравновешивания спроса и предложения на денежном рынке;
-гибко обеспечиваются потребности экономики в деньгах благодаря их выпуску в меру роста потребностей и изъятие из оборота в меру сокращения потребности.
В связи с этим основными индикаторами правильности монетарной политики и эффективности функционирования денежной системы в целом являются стабильность стоимости денег на товарном и валютном рынках и обеспеченность экономических субъектов достаточной массой платежных средств. Первый индикатор – стабильность стоимости денег – проявляется в относительной стабильности покупательской способности и валютного курса национальных денег. Второй индикатор не имеет таких четких форм выражения, как первый.
Проблема монетизации бюджетного дефицита состоит в поиске денежных средств, достаточных для покрытия (финансирования) превышения бюджетных расходов над бюджетными доходами, которые формируются на основе требований действующего законодательства, прежде всего налогового. Если необходимые средства не будут найдены, правительство не сможет расплатиться по своим обязательствам, и возникнет просроченная задолженность его перед экономическими субъектами (по заработной плате, пенсиям, дотациям, по оплате государственных закупок и т.д.). Мобилизовать необходимые для монетизации бюджетного дефицита средства можно несколькими способами:
1.Увеличить налогообложение экономических субъектов через повышение налоговых ставок, введение новых налогов, ликвидация льгот по старым налогам и т.д. для этого необходимо будет изменить действующее налоговое законодательство, что делает этот способ малоэффективным. Но если бы он был реализован, то это привело бы к изменению денежной массы денег. Произошло бы перемещение их между отдельными группами экономических субъектов, а общая их масса осталась на том же уровне.
2.Позволить правительству (казначейству) выпустить собственные долговые обязательства (казначейские билеты) в размере, достаточном для покрытия бюджетного дефицита, и предоставить им статус законного платежного средства. Подобный ход в мировой практике принято называть сеньйораж. Этот способ также требует внесения существенных изменений в действующее законодательство и поэтому является малоэффективным. Такой способ монетизации бюджетного дефицита может привести к инфляции, из-за этого мировая монетарная практика от него отказалась.
3.Позволить правительству выпустить собственные ценные бумаги и реализовать их на внутреннем или внешнем рынках. При реализации облигаций на внутреннем рынке этот способ не повлияет на массу (предложение) денег, а только перераспределит их между группами субъектов и поэтому временно приостановит совокупный спрос на товарных рынках подобно первому способу. Поэтому этот способ монетизации дефицита не содержит угрозу и широко применяется в мировой практике. Другое дело с реализаций государственных облигаций на внешних рынках. В этом случае выручка от реализации государственных облигаций на еврорынках поступит в валютной форме, которая не дает возможность прямо использовать ее для финансирования бюджетных расходов. Правительство должно продать валютную выручку центральному банку за национальные деньги, которые и будет использовать для финансирования своих потребностей. В результате этой операции центральный банк увеличит на определенную сумму свой золотовалютный резерв. Увеличатся также банковские резервы в национальных деньгах и предложение денег на рынке. Это может существенно увеличить предложение денег и совокупный спрос.
4.Позволить центральному банку прокредитовать правительство в размере бюджетного дефицита, купив на определенную сумму правительственные обязательства на первичном рынке. Этот способ монетизации бюджетного дефицита кажется на первый взгляд очень простым и эффективным – правительству не нужно иметь дело с тысячами кредиторов на вторичном рынке, и необходимую сумму средств он может получить сразу. На самом деле это очень опасный способ монетизации дефицита.
Систематически возникающий бюджетный дефицит в больших размерах составляет потенциальную угрозу для постоянства денег, какими бы способами он не монетизировался. Монетизация бюджетного дефицита через вторичный рынок ценных бумаг может только отсрочить эту угрозу, но не убирает ее.
4.2 МОНЕТИЗАЦИЯ ВАЛОВОГО ВНУТРЕНЕГО ПРОДУКТА В УКРАИНЕ
Проблема монетизации валового внутреннего продукта состоит в доведении массы денег в обороте до уровня, достаточного для успешной реализации всего объема произведенных товаров и услуг, погашение долговых обязательств. Из чисто теоретического взгляда решение этой проблемы обеспечивается уравновешиванием спроса и предложения денег на денежном рынке, независимо от фактического объема денежной массы. В какой степени не изменилась последняя, если предложение денег отвечает спросу, имеющаяся денежная масса является объективно определенной, т.е. не чрезмерно большой или малой.
Но, с практической точки зрения, решение этой проблемы является значительно сложнее, т.к. невозможно на будущее определить нормативную величину (спрос на деньги), на которую следует ориентировать регулирование предложения денег. Поэтому о достаточности монетизации ВВП, а значит и всей экономики, можно судить не по отклонению фактического ее уровня от нормативного, а по динамике некоторых индикаторов рынка, прежде всего среднего уровня цен, средней процентной ставки, состояния платежной дисциплины, уровня ликвидности банков и т.д. Если все эти индикаторы в течение длительного времени остаются неизменными, то монетизацию ВВП можно считать достаточной. Когда их тренд проявляет тенденцию к повышению, то монетизация является чрезмерной, а если тенденцию к спаду, то – недостаточной.
Ценовой тренд 1, который обозначен горизонтальной линией, свидетельствует о нормальной монетизации экономики, когда спрос и предложение, Мф и Мн, сбалансированы так, что равновесный уровень цен долгое время остается неизменным. Ценовой тренд 2, который показан восходящей линией, свидетельствует о несколько чрезмерной монетизации экономики, из-за чего уравновешивание спроса и предложения на товарных рынках ежегодно происходит на более высоком уровне цен. Этот эффект может быть вызван такими факторами:
-систематическим сокращением реального объема ВВП;
-опережающим ростом предложения денег (в сравнении с ростом реального объема ВВП);
-ускорением скорости оборота денег;
-ростом части ВВП, которая реализуется на принципах бартера;
-ростом спроса на деньги в связи с ухудшением условий капитализации денег на денежном рынке.
продолжение
–PAGE_BREAK–