Безработица и ее проблемы в РБ

–PAGE_BREAK– Основные положения А. Пигу сводятся к следующему:
o   число рабочих, занятых в производстве, находится в обратной зависимости к уровню заработной платы, то есть занятость тем ниже, чем выше заработная плата;
o   существовавшее до первой мировой войны 1914-1918 годов известное равновесие между уровнем занятости объясняется тем, что заработная плата устанавливалась в результате свободной конкуренции между рабочими на таком уровне, который обеспечивал почти полную занятость;
o   усиление после первой мировой войны роли профсоюзов и введение системы государственного страхования от безработицы сделали заработную плату негибкой, удерживаемой на слишком высоком уровне, что и явилось причиной массовой безработицы;
o   для достижения полной занятости необходимо снижение заработной платы.
Рассмотрим более подробно данную концепцию, используя для ясности графическую иллюстрацию (рис.1).
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
      Рисунок 1 — Рынок труда в неоклассической модели.
         Равновесие на рынке труда в неоклассической модели определяется через функцию спроса на рабочую силу и функцию ее предложения, где в качестве цены труда выступает реальная заработная плата PL. Кривая функции спроса на труд DL имеет убывающий характер, поскольку фирмы, предъявляющие спрос на этот фактор производства, смогут нанять на работу большее число работников при более низкой заработной плате. Если же уровень заработной платы будет повышаться, то количество привлекаемой рабочей силы уменьшится. Таким образом, спрос на рабочую силу — функция реальной заработной платы:
  DL= f (PL)
         Предложение труда на рынке рабочей силе SL также зависит от реальной заработной платы: чем выше PL, тем больше работников предложат на рынке свой труд, и, напротив, чем ниже заработная плата, тем меньше их число будет желать устроиться на работу. Поэтому предложение труда рассматривается как возрастающая функция от реальной заработной платы и кривая предложения труда имеет положительный наклон:
 SL= f (PL) 
         Соединив графики спроса и предложения, получим неоклассическую модель рынка труда, показывающую, что все желающие работать могут найти работу при сложившейся равновесной ставке заработной платы PLE.
Если предложение труда возрастает (сдвиг кривой SL в положение SL΄ ), то это приводит к снижению заработной платы до PLF и равновесие на рынке труда устанавливается в точке F.
            Таким образом, в неоклассической модели рыночная экономика способна использовать все трудовые ресурсы, однако лишь при условии гибкости заработной платы.
            Полная занятость в данном случае означает, что каждый желающий продать определенное количество труда по сложившейся в данный момент ставке заработной платы может осуществить свое желание. Если же заработная плата PLK установится выше рыночного равновесного уровня (по требованию профсоюзов или при государственном вмешательстве), то это приведет к тому, что спрос на труд будет значительно меньше предложения труда и определенная часть работников окажется без работы. Число безработных иллюстрирует отрезок KM. Следовательно, в неоклассической модели безработица реальна, но она не вытекает из законов рынка, а возникает как результат их нарушения, вмешательства в конкурентный механизм либо государства, либо профсоюзов, то есть нерыночных сил.  Эти силы не дают упасть заработной плате до равновесного уровня, в силу чего предприниматели не смогут всем желающим предложить работу по требуемой ставке оплаты труда.
         Поэтому, по мнению неоклассиков, в рыночной экономике может быть только добровольная безработица, то есть такая, которая вызывается требованиями высокой заработной платы. Работники сами выбирают безработицу ради более высоких заработков. То же самое можно сказать и о государстве: если оно регулирует уровень заработной платы, то нарушает конкурентный рыночный механизм. Отсюда и требования экономистов неолиберального направления — для устранения безработицы надо добиваться конкуренции на рынке труда, гибкости заработной платы.
            Неоклассическая концепция добровольной безработицы, изложенная в названной выше книге А. Пигу, стала предметом серьезной критики Дж. Кейнсом в его фундаментальной работе “Общая теория занятости, процента и денег”, написанной по горячим следам Великой депрессии. Как подчеркивают П. Самуэльсон и У. Нордхаус, “одна из величайших заслуг Кейнса состоит в том, что он позволил фактам разрушить эту красивую, но ошибочную теорию”/19, с. 603/.
            В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. По мнению Кейнса, неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого, микроэкономического уровня, а поэтому она не в состоянии ответить на вопрос о том, чем определяется действительный уровень занятости в экономике в целом. Кейнс же показал, что “…объем занятости совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса”, а наличие “неполной занятости”, то есть безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары /7, с. 252/.
            Излагая свои взгляды, Дж. Кейнс опровергает теорию А. Пигу, показывает, что безработица имманентно присуща рыночной экономике, вытекает из самих ее законов. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем,  что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали неоклассики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется прежде всего предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости.
     Кроме того, занятость значительной части рабочей силы определяется таким компонентом совокупных расходов, как инвестиции. Отношение между увеличением занятости и ростом инвестиций характеризует мультипликатор занятости, равный мультипликатору спроса. Рост инвестиций ведет к увеличению первичной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями, что оказывает, в свою очередь, воздействие на отрасли, производящие предметы потребления, и в результате все это приводит к росту спроса, а значит, и совокупной занятости, увеличение которой превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями.
            Занятость по Кейнсу — функция объема национального производства (дохода), доли потребления и сбережения в национальном доходе. Поэтому для обеспечения полной занятости необходимо поддерживать определенную пропорциональность между:
-затратами на создание ВНП и его объемом;
-сбережениями и инвестициями.
Если затраты на производство ВНП недостаточны для обеспечения полной занятости, в обществе возникает безработица. Если они превышают необходимые размеры, возникает инфляция.
В отношении “сбережения-инвестиции” если S >1, то мощный поток капиталовложений, рост производства и предложения, с одной стороны, и низкий текущий спрос (в силу больших сбережений) — с другой, ведут к кризису перепроизводства, падению спроса на рабочую силу и безработице. Превышение инвестиций над сбережениями I > S ведет к тому, что производительный спрос не удовлетворяется из-за нехватки сбережений. Кроме того, обратной стороной низких сбережений является высокая склонность к потреблению, что, в конечном счете, приводит к росту уровня цен, то есть инфляции.
В кейнсианской концепции делается два важных вывода:
гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости, даже если бы они и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей;
для повышения уровня занятости в обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные силы не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости.
       
Глава2. Типы безработицы и ее показатели            
Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными типами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая.
Рассмотрим каждый из этих типов безработицы.
    Фрикционная безработица — безработица, обусловленная увольнением по собственному желанию с целью поиска новой, более подходящей работы. Этот вид безработицы характеризуется краткосрочным периодом, необходимым для нового трудоустройства и существует всегда и везде. Так, в США в конце 80-х годов примерно 50% безработных были таковыми менее 5 недель, а 80% безработных — примерно 14 недель. Это говорит о том, что американскую безработицу можно считать в значительной мере фрикционной, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности рынка рабочей силы, нормальном процессе перераспределения ресурсов в экономике, а не о серьезной социальной проблеме.
Причинами фрикционной безработицы могут быть получение нового образования, перемена места жительства, выход из отпуска по уходу за ребенком, предложение работать по смежной, более выгодной профессии в иной организации и другие.
Наличие фрикционной безработицы подтверждает существование постоянной связи между несовпадением увольнения с одних организаций и наймом работников другими организациями, перемещений от одних профессий к другим, из одних отраслей, регионов в другие. Повышение благосостояния может способствовать росту фрикционной безработицы.
Ее снижению может служить совершенствование информированности ищущих работу о наличии вакансий, характере и особенностях свободных рабочих мест.
Фрикционная безработица имеет место прежде всего в рыночной экономике, а также в любых иных экономических системах. Четкой организацией системы информирования населения и его трудоустройства можно свести до минимума фрикционную безработицу, однако ликвидировать ее как экономическое явление в принципе невозможно /23, с. 78/.  
Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной. Потому что получение более высокооплачиваемой работы означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем национального продукта.
       Более сложная форма безработицы — структурная безработица — как правило, связанная с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют им быстро найти необходимую работу.
 Такое положение обусловлено несоответствием спроса и предложения на труд. И это несовпадение связано с технологическими изменениями в производстве, которые порождают и структурные изменения в спросе на рабочую силу. По этой причине структурную безработицу еще иногда называют технологической. Под влиянием технологически изменений спрос на некоторые виды профессий прекращается, и работодатели ищут специалистов с новыми профессиями. Кроме того, происходят изменения территориального распределения рабочей силы, в результате чего в отдельных регионах может накапливаться незанятое население. Так, в 90-е годы в странах СНГ безработица возрастала в значительной мере за счет структурного компонента, так как, с одной стороны, спрос на многие специальности стал резко падать (инженеры, проектировщики, научно-исследовательские работники и т. д.), а с другой — появилась потребность в новых профессиях (банковские служащие, бухгалтеры, коммерсанты, менеджеры, программисты и пр.) /6, с. 251/.
 В результате роста структурной безработицы возникает необходимость формирования эффективной системы переквалификации высвобождаемых работников, оперативного обеспечения профессионально-квалификационной переориентации, подготовки и адаптации работников к новым потребностям рынка. Как составная часть политики занятости структурная безработица определяет направления и пути формирования профессионально-квалификационной, отраслевой, территориальной, демографической и иных структур занятости населения, сопоставляя их с социальными целями, задачами и перспективой экономического развития страны, региона, экономической зоны.
Структурная безработица отличается от фрикционной тем, что имеет более продолжительный характер. Фрикционные безработные, как правило, имеют возможность получить работу без дополнительной переподготовки, так как на рынке труда спрос на и профессии сохраняется. Напротив, структурным безработным требуется иногда не только переподготовка, но и смена места жительства.
Наличие в экономике лишь фрикционной и структурной безработицы экономисты характеризуют таким понятием, как естественная безработица. Оно было введено в экономическую науку М. Фридменом в 1968 году и независимо от него разработано другим американским ученым — Э. Фелпсом.
Естественную безработицу еще называют нормальной, предельно допустимой. Она представляет собой совокупность тех форм безработицы, которые неустранимы и предопределяют долговременное устойчивое равновесие рынка труда.
Естественная безработица характеризуется наилучшим для поступательного развития экономики резервом потенциальных работников, которые способны достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от изменения спроса и обусловленных им потребностей производства /23, с. 76/.
По существу, естественная безработица — это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике, то есть потенциальному ВНП.
Понятие полной занятости не означает, что все люди трудоспособного возраста заняты в общественном производстве, поскольку наличие в экономике фрикционной и структурной безработицы неизбежно.
Уровень безработицы при полной занятости определяется целым рядом факторов и прежде всего минимальной заработной платой. Ее низкий уровень способствует тому, что удлиняются сроки поиска работы молодежью, впервые ищущей работу, а также теми безработными, которые ищут более высокооплачиваемую работу. На естественный уровень безработицы влияют также существующая система социального страхования по безработице, авторитет профсоюзов, склонность людей к трудовой деятельности, различия в темпах роста по секторам экономики, налоги и т. д. Поскольку эти факторы изменчивы, то и величина естественной нормы безработицы с течением времени меняется.
Расчеты показывают, что естественная норма безработицы растет под влиянием динамики фактической безработицы. Увеличение безработицы в периоды спадов производства завершается возвращением ее не к исходному уровню, а к более высокому естественному уровню. Так, если в первой половине 70-х годов она составляла в ФРГ 1.1%; Канаде — 6.5%; в США -5.4%, то в середине 80-х годов она была соответственно равна: 7.2; 10.5; 7.2%. Это объясняется как “ржавлением” человеческого капитала, так и разной рыночной властью работающих и безработных. Последние не участвуют в переговорах об условиях труда и о ставке заработной платы, а работающие заинтересованы в том, чтобы увеличение спроса на труд в фазе подъема трансформировалось в повышение ставки заработной платы, а не проявлялось в росте числа занятых.
Для определения уровня естественной безработицы экономисты используют среднюю величину фактической безработицы за длительный период. Средняя величина, взятая за 40-50 лет, сглаживает циклические колебания. При таком расчете естественный уровень безработицы за период с 1948 по 1985 года в США составил 5.6% /6, с. 252/.
На конец 90-х годов в странах с развитой рыночной экономикой он составляет примерно 6.5-7% рабочей силы.
Безработица на естественном уровне необходима, так как сдерживает инфляцию. В экономике с полной занятостью любой всплеск совокупного спроса AD оборачивается ростом уровня цен, поскольку производство не может адекватно отреагировать на возросший спрос из-за нехватки ресурсов (рис. 2).
    продолжение
–PAGE_BREAK– SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рисунок 2 — Рост уровня цен под влиянием увеличения совокупного спроса при полной занятости.
Фактический уровень безработицы в данный период может быть выше естественного уровня, и в этом случае наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица.
        Циклическая безработица — циклообразный, постоянно меняющийся по масштабам, продолжительности и составу незанятых вид безработицы, связанный с циклом деловой конъюнктуры. По величине представляет собой разницу между уровнем безработицы в данный момент промышленного цикла, то есть фактическим уровнем безработицы и естественным:
Uц= U — U*,
где Uц — уровень циклической безработицы;
U — фактический уровень безработицы;
U* — естественный уровень безработицы.
Пиковые уровни по масштабу и продолжительности циклической безработицы имеют место в периоды спада (кризиса) экономики и достигают минимальных значений при подъеме производства. Данный вид безработицы считается самым болезненным для населения и характеризует состояние рынка труда в целях, а также по конкретно рассматриваемым регионам, критериям населения /23, с. 78/.
Наличие циклической безработицы свидетельствует о неполном использовании производственных ресурсов. В этом случае фактический  объем национального производства ниже потенциального. Если же фактический уровень ВНП равен потенциальному, то естественный уровень безработицы равен фактическому. В этом случае циклическая безработица отсутствует, то есть равна 0.
Следовательно, чем ниже фактический ВНП по сравнению с потенциальным, тем больше циклическая безработица
Yf U > U*,
 
где Yf -фактический объем ВНП;
Y*-потенциальный объем ВНП;
U — фактический уровень безработицы;
U* — естественный уровень безработицы.
Разность между потенциальным ВНП и фактическим образует “конъюнктурный разрыв” (разрыв ВНП), анализ которого в 60-е года провел американский экономист А. Оукен. На основе эмпирических исследований он обнаружил устойчивую связь между величиной циклической безработицы и разрывом ВНП.
Установленную зависимость он выразил формулой
(Y*- Yf) / Y* = γ (U — U*),
где Yf -фактический объем ВНП;
Y*-потенциальный объем ВНП;
U — фактический уровень безработицы;
U* — естественный уровень безработицы.
γ -параметр Оукена, равный 2,5.
Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оукена: если циклическая безработица увеличивается на 1%, то фактический ВНП отстает от потенциального на 2.5%.
Допустим, естественный уровень безработицы U* составляет 6%, а фактический U — 9.5%. В том случае отставание фактического ВНП от потенциального составит: (9.5-6)*2.5=8.75%. Зная объем ВНП, получим абсолютное недопроизводство ВНП от безработицы. Если, например, ВНП составляет 500 млрд. долл., то его недопроизводство будет равно 43.75 млрд. долл. (500 млрд.*0.0875). Таковы будут экономические потери общества от безработицы.
Из закона Оукена также следует, что если в период спада производство сокращается на 2.5%, то это увеличивает циклическую безработицу на 1%. Кроме того, закон утверждает, что ежегодный прирост реального ВНП должен составлять 2.5%, чтобы безработица осталась на прежнем уровне, так как примерно таким темпом ежегодно возрастает численность рабочей силы.
Таким образом, анализ форм безработицы показывает, что безработицу на естественном уровне следует рассматривать как положительное явление в экономике, в то время как циклическую безработицу — как крайне негативное явление. Циклическая безработица ведет к снижению благосостояния индивидов из-за падения их доходов. Однако общество в целом несет большие потери, чем отдельные его индивиды. Это объясняется тем, что работающий человек платит обществу налоги, в то время как безработный не только их не платит, но еще и находится на иждивении у общества, так как ему необходимо выплачивать пособие по безработице. В целом для общества потери от появления каждого безработного сверх естественного уровня складывается из трех элементов:
o   уменьшения дохода индивида;
o   пособия по безработице;
o   уменьшения налоговых поступлений.
Еще один из видов безработицы — сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ — массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим — фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею /15, с. 90/.
Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают:
o   зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;
o   скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”. Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, отправлены в административные отпуска.
     Исходя из продолжительности существования безработицы, различают:
o   краткосрочную безработицу (до 3-х месяцев и от 3-х до 8-ми месяцев);
o   длительную безработицу (от 8-ми до 18-ти месяцев), которая сопровождается общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способности интенсивно работать в течение необходимого времени;
o   застойную безработицу (свыше  18-ти месяцев). Этот вид безработицы ведет безработного к полной профессиональной деградации в силу продолжительного отсутствия условий для повторения основных технологических трудовых приемов и процессов. Профессиональная деградация человека часто обусловливает его социальную деградацию, влечет изменение внутренней силы человека, а иногда к скатыванию его в группу люмпенов, бомжей, пьяниц. Реабилитация и возвращение таких людей к полноценной профессиональной деятельности возможна крайне редко и лишь в результате длительной, индивидуальной кропотливой работы /23, с. 76/.
А.И.Рофе в книге “Экономика труда” выделяет еще и так называемую  институциональную безработицу — безработица, обусловленная правовыми нормами, состоянием рынка труда, факторами, влияющими на его спрос и предложение. Примером институциональной безработицы может служить наличие чрезмерных социальных выплат, которые вызывают снижение предложения труда, а также способствуют увеличению масштабов безработицы. Практика свидетельствует, что чем больше размер пособия по безработице, тем длительнее поиск нового рабочего места и продолжительность безработицы.
      Институциональная безработица может быть вызвана и введением гарантированного минимума заработной платы. Причиной институциональной безработицы может быть и несовершенная налоговая система. Слишком высокие ставки подоходного налога, сокращая доходы и приближая их к суммам выплат по социальным программам, ограничивают предложение труда, так как нет смысла работать, и удлиняют сроки безработицы.
Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.
Существует еще так называемая безработица по обследованию — оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.
Глава 3. Особенности безработицы в РБ и за рубежом
БЕЛАРУСЬ — СТРАНА, В КОТОРОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИ НЕТ БЕЗРАБОТИЦЫ.
  Это тот случай, когда теория не совпадает с практикой.
Проблема безработицы, несомненно, затрагивает каждого без исключения жителя страны. Даже те, кто сегодня имеют хорошее высокооплачиваемое место, завтра, как это и не печально, могут оказаться в «свободном полете» на рынке труда. Согласно официальным данным, безработица в РБ составляет чуть больше 3 %. При условии, что этот показатель, будет, вероятнее всего, одним из самых низких в мире, мнение о том, что мы практически решили проблему безработицы, вполне обоснованно. /25/
         
Естественно, благополучие на рынке труда определяется макроэкономическими показателями развития народного хозяйства. Вполне реально предполагать что в условиях, когда инфляция практически уничтожена, а ВВП Беларуси за 5 лет увеличился более чем на 30%, рынок труда находится в благоприятных для развития условиях. Не смотря на эти официальные факты, на самом деле, так ли благополучен рынок труда Беларуси, как нам это представляют. /25/
Официальная безработица.
Итак, попытаемся разобраться, каков процент трудоспособных граждан Беларуси, находится сегодня в состоянии активного поиска работы. По данным министерства статистики и анализа, на конец сентября 2003  в стране было зарегистрировано 139,4 тысячи безработных. Это на 12,3 тыс. больше, чем в сентябре прошлого года.  И из общего числа безработных получают пособие по безработице всего 62,7 тыс. человек. Следует понимать, что эти цифры касаются только тех, кто зарегистрирован в службе занятости. При пособии в 3,5$ основным мотивом регистрации является не столько надежда на получение нормального, адекватно оплачиваемого рабочего места, сколько возможность бесплатной переквалификации./25/ (Официальные данные см. ПРИЛОЖЕНИЕ, таблица№1)     

 
Какова реальная безработица в республике?
Как уже говорилось выше, по причине мизерных размеров пособий по безработице, до центров занятости доходят далеко не все безработные. В основном туда обращаются бывшие государственные чиновники, так как размеры их пособий по безработице привязаны к размерам последней заработной платы. Процент людей, которые не дошли до центров занятости опередить трудно, или практически не представляется возможным. Возникает закономерный вопрос: а где же они есть? Достаточно обратится к показателю количества занятых в реальном секторе экономики. Если в 1999 году — это было порядка 5 млн, то в 2000 — уже порядка 4 млн. Куда пропал миллион человек? Разумно предположить, что часть людей находятся в состоянии поиска работы, оставшиеся — заняты в теневой экономике.

Так какова же цифра реальной безработицы? Сложно сказать. Некоторые эксперты называют 40-50%. Можно усомниться, что эти данные получены в результате серьезных современных социологических исследований. Однако этот процент выглядит более реально, нежели 23,2%.
Что касается обобщенного социологического портрета белорусского безработного, то это женщина в возрасте 31 года со средним специальным образованием. /25/
 
В ходе реализации мероприятий Государственной программы занятости населения Республики Беларусь на 2004 год в январе-апреле было трудоустроено 55,5 тыс. человек, в том числе 51 тыс. безработных (109,9% и 118,6% к аналогичному периоду 2003 года), сообщили в пресс-службе Минэкономики.
За январь-апрель на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 12,2 тыс. безработных. Оплачиваемые общественные работы организованы для 41,8 тыс. человек, в том числе для 35,2 тыс. безработных (соответственно 115,4% и 111% к соответствующему периоду 2003 году).
По состоянию на 1 мая 2004 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 123,9 тыс. безработных (84,6% к уровню 2003 года). В результате принятых мер уровень регистрируемой безработицы в апреле 2004 года снизился на 0,2 процентных пункта и составил на 1 мая 2004 года 2,8 % к численности экономически активного населения.
Во исполнение поручения главы государства о снижении уровня безработицы до 2% принято постановление Совмина РБ от 26 апреля 2004г. № 475 “О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2004г. № 121”. Установлены предельные показатели уровня безработицы на конец 2004 года: в Брестской области — 2,3%, Витебской — 2,4%, Гомельской — 2,2%, Гродненской — 2%, Минской — 2%, Могилевской — 2,2%, г. Минске — 1,2%. /26/
Тенденции в развитии безработицы в РБ.
Успешные меры по снижению безработицы возможно только в условиях реальных, экономически верных реформ народно-хозяйственного комплекса. С точки зрения экономики рынка труда, нас интересуют результаты, которые должны иметь место, для того, что бы можно было результативно заниматься проблемой предвидения и предотвращения безработицы.

Как и любой рынок, рынок труда регулируется согласно законам спроса и предложения. Спрос на рабочую силу в РБ сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность предприятий к формированию новых рабочих мест; не эластичность спроса способствует росту безработицы; превышение импорта над экспортом; низкая производительность труда; отсутствие инвестиционного климата; хаотические скачки спроса на рабочую силу, определяемые сезонностью, сектором экономики, регионом. Со стороны предложения: низкий уровень квалификации рабочей силы; низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и личным транспортом); асинхронизация между рынком и системой образования.

Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат объективного развития общества, застрявшего между демократическими преобразованиями (в данном случае — трансформацией экономической системы государства). В настоящее время переходный период белорусской экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся.
Причины безработицы.
Основной причиной безработицы в РБ, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход их «долговой ямы» невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолжностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей «на местах» нередко необоснованны: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция «закрытых дверей» и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного).

Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу./25/

Низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.

Проблем предостаточно. Все экономические процессы, развивающиеся на рынке труда, тесно взаимосвязаны с ситуацией во внутренней и внешней экономике. Их решение не в компетенции одних служб занятости или даже министерства труда. /25/
    продолжение
–PAGE_BREAK–Необходимо отметить, что различные группы рабочей силы неодинаково реагируют на изменения спроса на рабочую силу. Что касается гендерной структуры, то в большинстве промышленно развитых стран уровень безработицы среди женщин выше, чем среди мужчин: в 2000 г. в странах ОЭСР в целом 6.9% против 6%, а в странах ЕС — 10.9% против 8.2%. Неблагоприятная ситуация с женской занятостью сложилась в странах Южной Европы, в первую очередь в Италии и Испании, где мужская и женская безработица соотносятся как 1:2.
Что касается женской безработицы в Республике Беларусь, то в структуре состоящих на учете безработных — более 60% женщин. Хотя среди вновь регистрируемых безработных преобладают мужчины, они же в первую очередь покидают ряды безработных, поскольку спрос нанимателей в большой степени ориентирован на применение мужской рабочей силы и показатель трудоустройства мужчин значительно выше, чем женщин. В результате они составляют 80% среди безработных, состоящих на учете более одного года.
В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам (строительные специальности и т. д.) /9,  с.262/.
Также особенностью современной безработицы является молодежная безработица, уровень которой в странах ОЭСР значительно превышает долю этой возрастной группы в экономически активном населении. Безработица среди молодежи, к которой по международным стандартам относятся лица 15-24 лет, превышает показатель для основного трудоспособного возраста более чем вдвое. 
Анализируя рынок труда за исключением нескольких стран (Бельгии, Дании и Швейцарии) показатель безработицы к 2000 г. среди молодежи падал быстрее, чем у лиц основного трудоспособного возраста. Это наиболее заметно в Испании, где молодежная безработица сократилась по сравнению с 1996 г. на 12 п. п. — с 39.8 до 27.7%. Более чем на 6 п. п. за тот же период снизилась безработица среди молодежи в Ирландии, Швеции и Португалии (соответственно до 8.4, 13.7 и 8.5%). Если в последней группе стран такая динамика объясняется позитивной общеэкономической конъюнктурой, действием государственных программ сокращения безработицы, то в Испании она связана с разрешением заключать временные контракты и значительными налоговыми льготами для предпринимателей, принимающих на работу молодежь.
В Республике Беларусь в связи со вступлением в трудоспособный возраст многочисленного поколения, родившихся в середине 80-х годов, на рынок труда усилился приток молодежи, в том числе не имеющей профессии и опыта работы и как следствие, неконкурентоспособной. Резко возросло количество обращений в органы государственной службы занятости выпускников школ: если в 1997 г. их было зарегистрировано в качестве безработных 8.3 тыс. человек, то за 2001 г.- около 16 тыс. человек.
Следует отметить, что в республике Беларусь наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. На 119 тыс. безработных заявлено только 35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных каждый третий — специалист или служащий. Зато сельское хозяйство сегодня испытывает большую потребность в трактористах, операторах машинного доения и животноводах. Дефицит на такие специальности во многом объясняется большими физическими нагрузками и невысоким уровнем заработной платы, которая к тому же выплачивается несвоевременно (задолженность по заработной плате сельскому хозяйству составляет более 31.4 млрд. рублей).
Необходимо также отметить, что за общими цифрами страновой безработицы скрываются значительные внутрирегиональные различия. Для примера приведем северные и южные области Италии, либо западные и восточные земли Германии, где уровни безработицы соотносятся как 1:5. Существенные региональные диспропорции наблюдаются в Испании и Бельгии. В большинстве других стран, в том числе в США, Великобритании, Австралии существуют небольшие по численности населения административные единицы, в которых уровень безработицы значительно превышает общенациональные показатели. Для этих рынков характерны низкий уровень экономической активности населения (за которым нередко стоят скрытые формы безработицы) и более высокий, чем в среднем, уровень длительной безработицы.
Не лучшим образом обстоят дела и в регионах Республики Беларусь. В ряде городов и районов республики уровень безработицы значительно превышает средне республиканский уровень. Лидерами здесь являются Витебская и Могилевская области, где на конец июля 2002 г. уровень безработицы составил соответственно 3.6% и 3.4%. Причина такого положения кроется в преобладании моноструктурной специализации экономик отдельных городов. Одно — два градообразующих предприятия при своей неритмичной работе в последнее время уже не могут обеспечить полную занятость региона или города. Проблема усугубляется и таким фактором, как занятость военнослужащих и их семей в военных городках, где произошел вывод войск.
Обращение к исследованию безработицы в Республике Беларусь продиктовано в первую очередь укоренившимся в течение последних нескольких лет представлением о неактуальности данной проблемы (в 1999-2000 гг. ее уровень составлял 2.1%) /11, с. 5/. Несмотря на множество интересных исследований тенденций, характерных для социально-трудовой сферы Беларуси, в целом практика государственного регулирования социально-трудовых процессов так или иначе отражает это мнение, что выражается в регулировании только официально контролируемой части рынка труда, слабой связи политики занятости с другими направлениями макроэкономической политики, рассмотрении политики регулирования безработицы только в контексте ее социальных последствий. 
Такая ситуация объясняется недостаточным теоретико-методологическим обоснованием сущности безработицы в условиях переходной экономики. С началом трансформационных преобразований возникло противоречие между теорией и практикой изучения и управления безработицы в Беларуси. Вопросы сущности, видов, причин и последствий безработицы, способов ее регулирования, разработанные для развитой рыночной экономики в трудах классиков экономической теории, широко известны и распространены в отечественной экономической среде. Однако, как отмечает доктор экономических наук Е. В. Ванкевич в своей статье “Безработица в Беларуси”, использование такой теоретико-методологической основы регулирования безработицы в практике переходной экономики Республики Беларусь оказывается мало результативным, поскольку инструментарий регулирования, разработанный для рыночной экономики в процессе ее эволюции, требует соответствующей рыночной среды для ее реализации. Это объясняет эклектичность применяемых форм и методов регулирования, их противоречивость и, соответственно, непоследовательность экономических преобразований.
Природа появления безработицы в рыночной экономике принципиально отлична от отечественных условий, поскольку это результат механизма межотраслевого и внутриотраслевого движения капитала, фазы экономического цикла. Поэтому и концентрируется она за пределами предприятий (за исключением внутрифирменной кадровой политики, обусловленной задачами формирования внутренних рынков труда). В отечественной экономике безработица является результатом накопления избыточной рабочей силы внутри предприятий в условиях экстенсивного развития огосударствленной экономики. Отсюда основной потенциал безработицы сконцентрирован внутри предприятий и институционально поддерживается вплоть до настоящего времени.
В силу указанных обстоятельств уровень и структура безработицы в Беларуси не могут полностью объяснены ни закономерностями рыночной экономики (испытывающей структурную и циклическую безработицу), ни закономерностями переходной экономики (испытывающей массовую безработицу по причине снижения высокого уровня занятости и реструктуризации экономики). Существующий уровень безработицы в Беларуси связан с административным контролем за количественными параметрами и отражает состав безработных на вторичном рынке труда. Как уже говорилось, этот уровень, по общепринятым стандартам, не является тревожным, что позволяет предположить неадекватность официальной статистики реальной действительности в области занятости.
Активизация механизмов рыночного регулирования экономики сопряжена с реструктуризацией, модернизацией производств. Это, в свою очередь, неминуемо спровоцирует массовые высвобождение персонала (то есть сокращение избыточной занятости) и рост безработицы. Чтобы подготовиться к такому развитию ситуации, необходимо уже сейчас оценить масштабы предстоящих высвобождений и с помощью региональных служб занятости начать работу по управлению потоками высвобождаемых из производства работников. Оценку совокупного масштаба предстоящих высвобождений можно провести различными способами:
o   по параметрам неполной вынужденной занятости, характеризующей объем рабочей силы, которую предприятие не в силах загрузить работой. В 2000г. 8.2% занятых в экономике находились либо в административных отпусках, либо работали в режиме неполного рабочего дня по инициативе администрации /11, с. 4/. Но данный расчет не дает полной картины избыточной занятости, поскольку не учитывает тот труд, на который нет спроса в экономике (а потому он тоже относится к избыточному);
o   по параметрам нереализованной продукции, на которую нет платежеспособного спроса в экономике. В этом случае говорить о совокупной величине можно лишь условно, так как она значительно варьируется в отраслевом разрезе. Например, на отдельных предприятиях приборостроения избыточная занятость, оцененная по объему нереализованной продукции, достигает 50%, легкой промышленности — около15%, в лесной, деревообрабатывающей промышленности-около5%, в сфере кредитования, страхования ее нет /4, с. 235/. Корреляционно-регрессионная модель, отражающая зависимость между численностью занятых и объемами производства ВВП в Беларуси за период 1991-1999 гг., показала, что для производства ВВП в 2000 г. достаточно было не более 85% от численности занятых в 1999 г. То есть на труд 15% занятых нет спроса в экономике, и при реальной реструктуризации они должны быть высвобождены и поменять сферу приложения своего труда;
o   по параметрам производства убыточной продукции (за исключением той, производство которой дотируется государством по соображениям удержания социально приемлемой цены). В Беларуси удельный вес убыточных предприятий на 1.04.2001 г. составлял 40.1% от учитываемых в текущем порядке предприятий, хотя на 1.01.2001 г. их было 23.4% /13, с. 5/ (в пересчете на численность занятых это составляет 33.1%).
            Итак, в зависимости от кардинальности рыночных преобразований на открытом рынке труда Беларуси в ближайший период может оказаться от 8 до 33% численности занятых и, конечно, вырастет уровень безработицы. Указанные обстоятельства объективно обусловливают необходимость углубления теоретических и эмпирических исследований безработицы в переходной экономике Беларуси, ее проявлений, последствий, возможностей и направлений регулирования.
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ  И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, СОДЕЙСТВУЮЩАЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ
Инвестиции являются ин­струментом, с помощью ко­торого можно производить целенаправленные изменения в структуре занятости по критерию её эффективности.
Современная инвестици­онная деятельность в Белару­си в большей степени ориен­тирована на государствен­ное субсидирование и доти­рование трудоизбыточных градообразующих произ­водств с целью предотвраще­ния массовых высвобожде­ний рабочей силы. Это кон­сервирует неэффективную занятость. Как представля­ется, главная задача в управ­лении такими предприятиями должна быть сконцентриро­вана в плоскости их реструк­туризации, основанной на сегментировании персонала и выявлении потенциальных возможностей производства конкурентоспособной каче­ственной продукции.
Представляется неоправ­данным продолжение целево­го инвестирования сельского хозяйства и строительства жилья, поскольку это невоз­вратные инвестиции, также не оправдывает себя админи­стративное создание новых рабочих мест на прежней тех­нологической базе. По сути, обозначенные явления не только не способствуют структурной перестройке, но и тормозят её, так как сохра­няют неэффективную заня­тость. Нужна общая среда, заинтересовывающая в акти­визации инвестиционной де­ятельности негосударствен­ных субъектов хозяйствова­ния, и гарантирующая субъектам инвестиционной активности доходы на вло­женный капитал (предприни­мателю — прибыль, кредито­ру — процент за пользование кредитом, государству -налог).
Анализ существующей практики фискального регу­лирования занятости в Рес­публике Беларусь позволяет сделать вывод о её разнонап­равленном характере, по­скольку отсутствуют чёткие критерии выбора объектов и направлений регулирования, превалируют тактические цели. Обилие налогов и неза­щищённость предпринимате-
лей перед их постоянным из­менением и введением новых затрудняют хозяйственную деятельность в стране и не способствуют увеличению занятости. Существует практика льготного налого­обложения и субсидирования предприятий в целях поддер­жания занятости на них, но она способствует консерва­ции неэффективной занятос­ти на микроуровне.
Однако бюджетно-нало­говое регулирование может ощутимо повлиять на эконо­мическую активность в стра­не, создав условия для повы­шения эффективности заня­тости. Важным направлени­ем в этой области считается расширение государствен­ных расходов. Чтобы поддер­жать отечественных произво­дителей, государство может расширить объём закупок у них (в Беларуси — для под­нятия малого бизнеса), уве­личить ассигнования в бюд­жетную сферу, использовать практику представления на­логовых льгот, связанных с освобождением от выплат в социальные фонды, по нало­гообложению прибыли, по расходам, связанным с про­фессиональным обучением и переподготовкой, в связи с принятием на работу некон­курентоспособных на рынке труда граждан, использовать прямое целевое государствен­ное финансирование мероприя­тий в области занятости при обязательном соблюдении условий её эффективности.
Кредитно-денежные ме­тоды регулирования занято-
сти достаточно сложны и могут принести эффект лишь в условиях рыночной среды. Сущность действия кредит­но-денежного механизма со­стоит в возможности со сто­роны государства управлять объёмами денежной массы в стране, расширяя масштабы инвестиционной деятельнос­ти и кредитования. Опосредо­ванно, это может привести к расширению совокупного спроса и занятости. Зависи­мости здесь таковы:
• При увеличении денеж­ной массы в стране возможен рост совокупных доходов;
•  При росте совокупных доходов увеличивается сово­купный спрос на товары, но в меньшей степени, так как население часть доходов сбе­регает;
• При росте совокупного спроса на товары (услуги) растёт спрос на труд.
Следует отметить, что в отечественной экономике данные взаимосвязи могут работать при следующих ус­ловиях: экономической само­стоятельности субъектов хо­зяйствования, наполняющей кредитные и инвестиционные процессы реальным смыслом (самоокупаемость, прибыль­ность инвестиций для пред­приятий, срочность, возврат­ность, платность кредитов для банков); выгодности для населения легального разме­щения части своих доходов в банках на депозитных сче­тах, правовая, антиинфляци­онная защищённость вкла­дов; учёт общего уровня ин­фляции в стране, так как уве-
личение денежной массы мо­жет спровоцировать либо рост реальных объёмов про­изводства (как это было по­казано выше), либо просто отображать рост цен.
Наряду с косвенными ме­тодами регулирования заня­тости посредством воздей­ствия на её факторы и усло­вия, государство обладает широким арсеналом мер пря­мого воздействия на формы и структуру занятости, без­работицы.
Следует отметить, что в настоящее время это аспект государственного регулиро­вания экономических отно­шений занятости является наиболее разработанным, но регулирующее воздействие государственной службы за­нятости населения распрост­раняется на официально ре­гистрируемую безработицу. В настоящее время в Белару­си государственная служба занятости населения воспри­нимается как орган, ответ­ственный за уровень безрабо­тицы в стране, а потому дол­жен её снижать. Это не со­всем правомерная постанов­ка вопроса. Безработица в стране — это результат не­удовлетворительного функ­ционирования всей системы экономических отношений занятости, а не государ­ственного органа, её регули­рующего. Например, в связи с приостановкой регистра­ции предпринимателей в сен­тябре 1998 г., в центрах за­нятости было приостановле­но рассмотрение обращений безработных по вопросу со-
    продолжение
–PAGE_BREAK–