Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)

Содержание
Введение….….… 3
Сущность, состав иструктура жилищной сферы… .6
Жилищная проблема и путиее решения в современных условиях… 13
Содержание и ходреализации жилищно-коммунальной реформы… .19
Заключение….….. 27
Список литературы….… .28

Введение
Среди важнейшихнаправлений социально-экономических преобразований в стране выделяетсяреформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия дляжизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являютсяжилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечиваютвоспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведениежилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровеньразвития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенныена неё задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степенивлияет на снижении качества жизни населения. В связи с этим жилищная проблемаостается одной из самых острых социальных проблем в стране.
Жилищная сфера испытываетзначительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабойматериально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствиемпродуманной жилищной политики и недостаточной проработанностью нормативно-правовыхаспектов деятельности организаций в части их взаимоотношений с органами властии потребителями.
Отсутствие необходимогоэкономико-правового обеспечения препятствует развитию жилищного строительства,что крайне затрудняет решение жилищной проблемы. Жилищное хозяйство, наряду сдругими коммунальными службами, остается дотационным, содержание его ложитсятяжелым бременем на городской бюджет. Ведомственный монополизм, низкое качествопредоставляемых услуг и неэффективное управление к тому же и определяетнеобходимость реформирования жилищной сферы путем ее демонополизации, переводав режим безубыточности и ориентации на повышение качества работы ипредоставляемых услуг потребителям.
Первостепенное значениеимеет проведение жилищной реформы в городах, так как в них сосредоточеногромный жилищный фонд, проживает большая часть населения страны и находятсяосновные мощности строительных и жилищных организаций. Именно здесь наиболееярко проявились уже упомянутые негативные черты жилищной сферы: ведомственныймонополизм; недостаточная квалификация кадров; техническая и технологическаяотсталость и как результат неудовлетворительный уровень работы; игнорированиеинтересов населения и низкое качество выполняемых работ и предоставляемых услугпотребителям. В первую очередь это касается жилищного хозяйства, котороенепосредственно связано с населением и является по сути ведущим втехнологической цепочке жилищно-коммунального обслуживания населения. Поэтомупервоочередный этап реформы направлен на повышение эффективностиреструктуризацию жилищной системы. Не менее важной является задача созданиянеобходимых экономико-правовых основ для стимулирования жилищногостроительства, которое служит важнейшим рычагом решения жилищной проблемы иможет стать ключевым звено для вывода экономики страны из кризиса.
Обострение жилищнойпроблемы и неудовлетворительное положение дел в жилищной сфере большинствакрупных городов страны определяют необходимость коренного реформирования иглубоких преобразований жилищной системы. Достижение этих целей требуеттщательной проработки основных направлений и мероприятий реформы, обоснованиеэкономико-организационного и нормативно-правового механизмов ее практическойреализации.
Имеющаясянормативно-правовая основа проведения жилищной политике в условиях переходногопериода на федеральном уровне и, прежде всего Закон «Об основах федеральнойжилищной политики», основные направления нового этапа реализацииГосударственной целевой программы «Жилище», а также соответствующие указыПрезидента и постановления правительства Российской Федерации определяютстратегический замысел реформирования жилищной сферы. Но проведение жилищнойреформы на уровне конкретного города требует более детальных проработок сучетом особенностей и специфики социально-экономической ситуации на даннойтерритории, уровня развития жилищного хозяйства и состояние жилищного фонда икоммунальных систем.
Актуальность рассмотренияважнейших экономических вопросов функционирования и развития жилищной сферыобъясняется недостатком учебных научно-методических работ по даннойпроблематике, имеющих комплексный характер. Более того, комплексный анализжилищной проблемы в научной и учебной литературе в последнее десятилетие вообщене поднимается.

Сущность,состав и структура жилищной сферы
Одним из важнейшихнаправлений социально-экономических преобразований в стране являетсяреформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия дляпроживания и жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом РФ «Обосновах федеральной жилищной политики» жилищная сфера – отрасль народногохозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений иэлементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом,его содержание и ремонт.
Основу жилищной сферы городасоставляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития,маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебныепомещения в других строениях, пригодные для проживания.
Жилищный фондподразделяется на следующие виды:
—   частный – фонд,находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилыедома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;
—   государственный –фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственныйфонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятийили оперативном управлении государственных учреждений, относящихся ксоответствующему виду собственности;
—   муниципальный –фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а такжеведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятийили оперативном управлении муниципальных учреждений;
—   общественный –фонд, являющийся собственностью общественных объединений;
—   коллективный –фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различныхсубъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственностиобщественных объединений.
В течение длительноговремени жилищная сфера городов находилась в составе государственного сектораэкономики, получив в советский период значительное развитие. В то же времякачество жилых строений и уровень их эксплуатации оставались низкими.Большинство граждан получало новое жилье бесплатно, в порядке очереди, а платаза него и коммунальные услуги не соответствовали затратам на его содержание.
Бурный процесс развитиягородов и жилищного сектора на рубеже ХIХ – ХХ вв. был резко прерван в период революции иразразившийся вслед за ней гражданской войны. Более того, многие города,особенно крупные, пришли в упадок. Практически все системы городского хозяйстваоказались разрушенными, а население бежало за границу, на юг или влачило жалкоесуществование и просто вымирало. Именно в это время происходило массовоезаселение бедноты в квартиры обеспеченных граждан, в результате чегопреобладающем стало коммунальное заселение. Квартплата была отменена, так какденьги полностью обесценились, а никаких услуг жителям городов непредоставлялось. Жилой фонд фактически был брошен на произвол судьбы.
В начале 20-х годов всоветском государстве был осуществлен переход к новой экономической политике(нэпу), суть которого заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам,допущении различных хозяйственных укладов в городе и на селе, а также впроведении успешной финансовой реформы и восстановлении твердой российскойвалюты (червонца).
Определенноеэкономическое оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условиядля возрождения крупных городов и восстановления жилищного фонда, коммунальныхсистем. Для решения хозяйственных вопросов в составе НКВД, пришедшего на сменуВЧК, было создано управление коммунального хозяйства, которое и взяло на себяфункции координатора восстановления жилья и коммунальных объектов в городах.Допускались различные формы собственности на жилье и коммунальные объекты,восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами.
В 1926 – 1928 гг. былиприняты важные решения по введению обоснованной системы оплаты, а жилье икоммунальные услуги, которая являлась сравнительно прогрессивной для тоговремени, так как учитывала не только количество жилья и потребляемых услуг, нои качественный параметры жилых помещений, а также уровень дохода жителей.Развивались децентрализованные системы коммунального управления и жилищныетоварищества, что было вполне целесообразным в рамках существующегогосударственного строя. Но уже в конце 20-х годов началось административноесворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая ижилищную сферу.
На данном этапе наиболеехарактерным было становление жесткой командно-административной системы, врамках которой не допускались альтернативные формы собственности ихозяйственные уклады. Формальное существование колхозно-кооперативной формысобственности на селе ничего не решало, так как служило лишь пропагандистскимприкрытием тоталитарной сути государства. Административные методы управлениястали преобладать и в жилищной сфере.
Система управления вжилищном хозяйстве строилась на принципе двойного подчинения: центральныморганам власти и местным Советам в лице соответствующих исполкомов городов ирайонов. Важнейшие ресурсы и реальные рычаги власти находились у государства,которое распоряжалось ими через систему ведомств под контролем и руководствомКоммунистической партии. Схема управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ)города областного подчинения приведена на рис.1. В данной схеме четкопрослеживается строгая подчиненность предприятий и организаций ЖКХ вышестоящим управленческимзвеньям с выделением их ведомственного звена.Совет Министров СССР
/>
Союзные и республиканские ведомства   Совет Министров республики Министерство ЖКХ республики
/>/>Управление ЖКХ города Управление ЖКХ ведомства (союзного, республиканского) Ведомственные предприятия ЖКХ
/>Исполком области (края) Исполком города Предприятия ЖКХ местных советов
/>Управление ЖКХ региона (области, края)
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
Рис. 1. Схема управленияЖКХ в советский период
Дееспособность даннойсистемы основывалась на праве директивного централизованного распределенияресурсов и неэкономического принуждения. Все сколько-нибудь значимые вопросыразвития и содержания систем жилищной сферы решались в Москве или столицахсоюзных республик. Это касалось как вопросов выделения средств на строительствозданий или системы очистных вооружений, так и вопросов проведения капитальногоремонта жилого дома или асфальтирования участка городской улицы. Тарифы наоплату жилищно-коммунальных услуг имели чисто символическое значение и неотражали сути экономических процессов в данной сфере. Финансированиеорганизаций жилищного хозяйства осуществлялось преимущественно в виде бюджетныхдотаций.
В то же время советскаясистема остро нуждалась в крупных промышленных центрах городского типа, ипотому уже в 30-е годы города получают определенное развитие и тенденцияурбанизации, ослабевшая в послереволюционный период, опять стала набирать силу.К 1940 г. удельный вес городского населения составил уже 33% от общейчисленности населения страны. Получило определенное развитие ижилищно-коммунальное хозяйство, но это развитие касалось прежде всего крупныхстоличных городов.
Период 40-х годовхарактеризовался громадными разрушениями во время Отечественной войны 1941-1945гг. и восстановлением разрушенного хозяйства, в том числе жилищного фонда икоммунальных объектов, в 1946-1950 гг. Уровень жилищно-коммунального и бытовогообслуживания населения оставался низким, а обеспеченность жильем составила в1950 г. всего лишь 7 кв.м. общей площади на душу населения, что соответствовалоуровню жилищной обеспеченности в 1917г. и явно не отвечало потребностямгорожан.
В 50-е годы начался самыйдлительный и достаточно последовательный этап развития жилищной сферы икоммунальных систем в советское время, который по неумолимой логике истории оказалсязавершающим этапом функционирования советского государства.
Наиболее характернойчертой в данной области была тенденция урбанизации, которая с некоторымиестественными колебаниями сохранилась вплоть до начала 90-х годов, когда бурныепроцессы перестройки затормозили урбанистические процессы. Так, если в 1859 г.удельный вес численности городского населения в общей численности странысоставил 5,7%, в 1897 г. – 13, в 1940 г. – 33, то в 1990 г. – 66%, т.е. дветрети населения страны стало проживать в городах, а городской образ жизни сталпреобладающим. Уже в первой половине 50-х годов было начато строительстводобротных зданий, которые возводились в первую очередь в Москве, Ленинграде истолищах союзных республик. Но в целом по стране объемы вводимого жилья былинезначительны и не решали жилищную проблему, которая заметно обострилась всередине 50-х годов, когда жители сельской местности, получив право выбиратьсебе место жительства, ринулись в крупные города.
После принятия в 1957 г.известного Постановления ЦК КПСС о переходе к типовому проектированию истроительству в стране начался строительный бум. Возникали новые города,расширялись действующие, активно сооружались объекты городского хозяйства.Именно на этом этапе возникла новая технология индустриального домостроения,предусматривающая производство строительных деталей и конструкций в заводскихусловиях и достаточно быстрый монтаж зданий на строительной площадке. Указаннаятехнология и громадный объем привлеченных ресурсов позволили существеннонарастить объемы строительного производства и довести среднюю обеспеченностьжильем в городах страны до 10 кв.м. в 1966г. и до 15,5 кв.м. в 1980 г.
Постоянный дефицитресурсов и их крайне неэффективное использование, отсутствие реальных экономическихвзаимоотношений между системой управления, производителями и потребителями вжилищной сфере, низкая квалификация кадров, крайне неэффективное управление,бесхозяйственность, неоправданные потери ресурсов и другие аспектысвидетельствовали о неблагополучном положении в жилищной сфере. Осознавая такуюситуацию, руководство страны предпринимало попытки улучшить положение дел встроительстве и эксплуатации жилья и коммунальных систем. Но все они оказалисьнеудачными, так как затрагивали лишь отдельные элементы хозяйственногомеханизма в данной сфере, не меняя его по существу.
В самом начале 90-х годовнаступил переходный период в развитии жилищной сферы. Его характерные черты:
—   разрушениегосударственной системы распределения жилья, которая существовала в СССР втечение многих десятилетий;
—   существенноеповышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для предприятий, организаций инаселения;
—   частичнаяприватизация государственного (муниципального) жилищного фонда и появлениярынка жилья;
—   усиление ведомственногомонополизма и ослабление функций государственного (городского) контроля вданной сфере;
—   изменениеорганизационно-правовых норм предприятий и организаций жилищно-коммунальнойсферы.
Но проводимыепреобразования носили в основном внешний характер и практически не затронули существахозяйственных отношений и не устранили административный характер действующегохозяйственного механизма. В результате жилищные условия значительной частинаселения и уровень содержания жилищного фонда стали заметно ухудшаться.
Таким образом, положениек концу ХХ в. в жилищной сфере можно оценить как неудовлетворительное, с явныминегативными тенденциями к ухудшению. Сократились объемы жилищногостроительства. Существенно возросла стоимость жилищно-коммунальных услуг, адоля оплаты населения в затратах предприятий жилищно-коммунальной сферыоставалось недостаточной. На поддержание жилищно-коммунальной сферы государстворасходовало 4% ВВП, т.е. больше, чем на социальную сферу и многие другие сферыжизнедеятельности, но этих средств все равно не хватает по причине ихнеэффективного использования.
Даже неполный переченьрассмотренных проблем свидетельствует о наличии глубинных причиннеудовлетворительного положения в жилищной сфере, а также о необходимостипоиска путей решения жилищной проблемы. Не вдаваясь глубоко в анализ ихпоявления и обострения в последние годы, отметим, что целесообразно все причиныразбить на две группы: объективные и субъективные. К первой группе можноотнести остаточное ресурсообеспечение и недостаточное развитие жилищной сферы всоветский период от командно-административной системы к рыночному хозяйству. Изчисла субъективных причин отметим сохранившийся административный механизмхозяйствования в муниципальном секторе городов страны, отсутствие реальныхмеханизмов инвестирования в жилищное строительство и реальной реформы жилищнойсферы.
Жилищнаяпроблема и пути ее решения в современных условиях
С внедрением рыночныхотношений произошли существенный изменения. Так, начал функционировать рынокжилья, изменилась структура жилого фонда по формам собственности. Однакожилищная проблема осталась по-прежнему актуальной. Суть жилищной проблемызаключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным ипотребительским требованиям, для значительной части населения.
Жилищная проблема имеетнесколько важных аспектов:
—   дефицит жилья –количественный аспект;
—   несоответствиеструктуры жилищного фонда демографической структуре семей – структурный аспект;
—   несоответствиеимеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья –качественный аспект;
—   несоответствиетребований к техническому содержанию жилищного фонда – эксплуатационный аспект.
Средняя жилищнаяобеспеченность в городах страны составляет не более 18 кв.м. общей (полезной)площади жилья на одного жителя, многие семьи имеют менее 9 кв.м. на душунаселения, зачастую, в коммунальных квартирах. Опыт развитых стран показывает,что для успешного решения жилищной проблемы необходимо повысить средний уровеньжилищной обеспеченности в 2-3 раза.
Состав квартирного фондаво многих городах страны не соответствует демографической структуре населения,что существенно ухудшает жилищные условия горожан. О недостаточных темпахрешения жилищной проблемы свидетельствует невыполнение государственных программв сфере обеспечения жильем определенных категорий населения (военнослужащие,вынужденные переселенцы и т.д.). Многие семьи проживают в коммунальныхквартирах и общежитиях.
Важным аспектом даннойпроблемы является несоответствие существующего жилищного фонда функционально-потребительскимтребованиям, предъявляемым к жилым помещениям: неудобная планировка, недостаточныйуровень производства, влагостойкость, звукоизоляция и другие параметры жилыхпомещений.
Отсутствие современныхвидов благоустройства и конструктивные недостатки жилых зданий приводят кзавышенному потреблению энергоресурсов и воды. Так, с точки зренияэнергоиспользования жилищный фонд является весьма неэффективным. Это во многомобъясняется тем, что в существующем жилищном фонде Росси значительную долю (внекоторых регионах до 80%) составляют дома из сборного железобетона, имеющиезначительные теплопотери, которые к тому же на 20-30% выше проектных из-занизкого качества строительства и эксплуатации. Наиболее значительные теплопотерив зданиях происходят через наружные стеновые ограждения (42% для 5-этажных и49% для 9- этажных зданий) и окна (32 и 35% соответственно). В результатепоказатели удельного теплопотребления в таких зданиях в 2-4 раза превышаютаналогичные показатели в странах Европы и Америки с близкими климатическимиусловиями.
Наконец, невыполнениетребований по содержанию и современному ремонту жилищного фонда приводит кухудшению технического состояния жилья и нарастанию его «недоремонта».Например, четверть жилого фонда Санкт-Петербурга находится внеудовлетворительном техническом состоянии, а 6,8% — в ветхом, что представляетсобой потенциальную угрозу жизни и здоровью жителей. Имеют место случаиобрушения конструктивных элементов и элементов декора фасадов зданий.
Следует также отметить,что качество жилой среды во многом зависит от уровня содержания и техническогообслуживания жилых домов и придомовых территорий. В этой сфере также имеетсяцелый ряд нерешенных вопросов: несвоевременное проведение капитальных и текущихремонтов, низкий уровень обслуживания инженерного и санитарно-техническогооборудования жилых зданий, неудовлетворительное санитарное содержаниелестничных клеток и придомовых территорий и т.д.
Применяемый в течениедлительного времени административный механизм управления жилищной сферой,отсутствие экономической заинтересованности строительных,ремонтно-эксплуатационных организаций в результатах своей деятельности иотчуждение жителей от собственности привели к серьезным негативным последствиями деформациям в жилищной сфере. Произошло снижение качества жилищного фонда иухудшение условий его эксплуатации. Население же было поставлено в крайнепассивную позицию, так как жители не имели реальных рычагов воздействия настроительные, ремонтные и эксплуатационные организации.
Основными причинамиобострения жилищной проблемы является отсутствие реального собственника иэффективного управления жилищным фондом в современных условиях, а такжебесхозяйственное отношение к жилью.
Таким образом, жилищнаяпроблема является весьма многогранной, требующей значительных усилий по еерешению. Основные пути решения жилищной проблемы:
поиск и привлечениецентрализованных и децентрализованных источников финансирования строительства, капитальногоремонта и реконструкции жилья (разработка и реализация государственных имуниципальных жилищных программ и проектов, формирование городских фондовстроительства, реконструкции и ремонта жилищного фонда, привлечение средствинвесторов, предприятий и организаций, населения путем сооружения элитного имассового коммерческого жилья, строительство жилых домов на паевых основах,концентрации средств в конкретных фондах и проектах);
повышение доступностижилья для широких слоев населения (создание благоприятных условий для развитиярынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда, оказание реальнойпомощи населению в приобретении жилья на первичном и вторичном рынках в разныхформах, стимулирование развития систем жилищного кредитования, в том числеипотеки, использование муниципальных жилищных займов);
совершенствование системыобеспечения жильем социально незащищенных категорий населения (разработкаэффективных систем целевой поддержки социально незащищенных групп населения,усиление принципа адресности государственной и муниципальной помощи,предоставление бесплатного или дешевого муниципального жилья и т.д.);
совершенствованиеградостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов кформированию благоприятной жилой среды (развитие качественной малоэтажной исмешанной застройки, переход от типовых проектов к индивидуальным и образцовым,развитие комплексной застройки, включающей благоустройство территории);
повышение качестваэксплуатации жилищного фонда (существенное улучшение содержания и ремонтажилищного фонда, экономия энергетических ресурсов, стимулирование сниженияиздержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, развитие системсамоорганизации граждан).
Как показывает богатыйзарубежный опыт, наиболее перспективным и массовым направлением решения жилищнойпроблемы является кредитование граждан и, в первую очередь, ипотечноекредитование, которое подразумевает выдачу кредита на длительный срок под залогнедвижимости.
Исходя из опыта развитых стран,в которых жилищная проблема практически решена, можно определить следующие характерныечерты функционирования жилищной сферы:
—   большая частьжилищного фонда города находится в частной или коллективной собственности, агородской жилищный фонд составляет лишь незначительную часть (10-15%);
—   заметная доля горожанявляется собственниками жилья, в котором они проживают, а остальные нанимаютквартиры в частном или муниципальном фонде;
—   собственникижилья несут все расходы на его содержание, ремонт и восстановление ивыплачивают страховые взносы и налоги на недвижимость;
—   оплата найма вчастном фонде покрывает все затраты собственника жилья и прибыль домовладельца,а в муниципальном фонде – затраты муниципалитета (без прибыли);
—   ставки за наемжилья всех форм собственности во многих городах страны и странах регулируютсямуниципалитетом с помощью косвенных экономических рычагов;
—   субсидии насодержание жилья выплачиваются для ограниченной части нанимателей с низкимидушевыми доходами;
—   работы посодержанию, ремонту, реконструкции и строительству жилья определяютсясобственником с учетом действующих норм и правил, принятых в данном городе(регионе) на договорной основе; интересы собственника может представлятькомпания по управлению недвижимостью;
—   приобретениежилья в большинстве случаев осуществляется в кредит на длительный срок (10-25лет); используются разные формы кредитования, в том числе ипотечные кредиты подзалог недвижимости;
—   уровень доходабольшинства населения позволяет полностью оплачивать наем жилья или содержатьего в качестве собственника, вносить первоначальный взнос на строительство ивыплачивать соответствующие проценты;
—   строительство исдача внаем жилья является прибыльной коммерческой сферой и потомупривлекательны для частного капитала.
Для практическойреализации приведенной выше системы необходимы следующие условия:
—   наличие развитогорынка жилья и подрядных работ;
—   достаточновысокий уровень жизни большинства населения;
—   устойчивое инадежное действие механизма инвестирования, долгосрочного кредитования истрахования;
—   развитая правоваяоснова рыночных механизмов;
—   политическая,социальная и экономическая стабильность.
К сожалению, эти условияв нашей стране пока не сложились, и потому быстрый переход к рассматриваемойсистеме невозможен. Но это не означает, что решение жилищной проблемы должнобыть отодвинуто на долгий срок. Развитие жилищного строительства и повышениеуровня содержания жилищного фонда возможно и в современных условиях при наличииблагоприятных условиях при наличии благоприятных тенденций изменениямакроэкономической ситуации в стране.
Содержаниеи ход реализации жилищно-коммунальной реформы
Важнейшими результатамиреформы должны стать существенное улучшение жилищных условий населения,обеспечение нормативных требований к содержанию жилищного фонда и повышение уровняжилищно-коммунального обслуживания потребителей. Для достижения ожидаемыхрезультатов необходимо соблюдение определенных условий, основными из которыхявляются наличие развитого рынка жилья и подрядных работ, повышение уровнядоходов граждан, наличие экономико-правового механизма инвестирования,долгосрочного кредитования и страхования в жилищной сфере, а также политическаяи социально-экономическая стабильность. Как уже отмечалось выше, эти условия вполной мере в большинстве городов страны на современном этапе не выполнены, ноесли же вообще не принимать мер по ее преобразованию, то ситуация можетсерьезно ухудшиться и миллионы людей останутся без тепла, электричества, воды,газа и даже без крыши над головой.
В настоящее времяруководством страны и администрацией ряда городов и регионов приняты важныедокументы, определившие содержание реформы ЖКХ. В ряде регионов и городовстраны разработаны программы реформирования ЖКХ.
В настоящее время имеютсядва альтернативных подхода к реформированию жилищной сферы. Согласно первому изних приоритет отдается снижению расходов бюджета в части финансированияжилищной сферы для освобождения средств, которые могут быть направлены насоциальные нужды и на другие жизненно важные потребности населенных пунктов. Признаваяактуальность и обоснованность такого подхода, отметим, что практически он можетбыть реализован путем переложения чрезмерно высоких издержек городскогохозяйства на плечи потребителей и соответствующего повышения тарифов нажилищно-коммунальные и прочие услуги.
При втором подходеприоритет отдается структурной перестройке хозяйственных отношений вжилищно-коммунальном секторе города путем его демонополизации, повышенияэффективности управления, создания конкурентной среды, действенногоресурсосбережения и т.п. Совершенствование тарифной политики и увеличение долиплатежей населения является составной частью реформ, но повышение тарифовдолжно проводиться только по исчерпанию возможностей комплексаэкономико-организационных и институциональных мер, не затрагивающих непосредственноинтересов населения и создающих условия для снижения уровня затрат и повышенияэффективности функционирования предприятий городского хозяйства. Данный путьреформирования представляется правовым и реально осуществимым.
Важнейшей стратегическойцелью развития жилищной сферы является повышение качества жизни путем улучшенияжилищных условий, повышения сохранности жилищного фонда и уровняжилищно-коммунального обслуживания граждан в соответствии с действующимистандартами качества. Исходя из этой базовой цели, формируются целевыеориентиры:
—   снижениепроизводственных издержек;
—   снижение расходовгородского бюджета на содержание жилищной сферы;
—   смягчение длянаселения негативных последствий реформы;
—   повышение уровняжилищной обеспеченности населения;
—   повышениекачества жилья;
—   повышение уровнятехнического содержания жилищного фонда;
—   повышениекачества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению;
—   обеспечениепотребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжением, втеплоснабжении, в электроэнергии;
—   повышениекачества содержания придомовых территорий и др.
Как следует из этогоперечня целевых установок, особое внимание здесь уделяется качественнымподходам. Включение качественных целей позволяет перейти на принципиально инойуровень управления данной системой, но это связано с трудностями количественнойоценки качественных параметров. Для ее решения предлагается использоватьквалиметрические методы определения качественных показателей, методы экспертныхоценок и социологические опросы потребителей.
Перечень целевыхориентиров и показателей с их количественными значениями приведен в табл.1.Отметим, что ряд целевых показателей измеряется в относительных величинах или вбаллах в соответствии с действующими или перспективными стандартами, нормами иметодиками:
5 баллов – полноесоответствие стандартам качества (отличное качество работ или услуг);
4 балла – соответствиестандартам качества по основным параметрам (хорошее качество);
3 балла – выполнениестандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);
2 балла – невыполнениеряда важнейших параметров (не вполне удовлетворительное);
1 балл – полноенесоответствие стандарту (неудовлетворительное качество).
Оценка уровня и качестваработ и услуг в жилищной сфере должна проводиться с установленнойпериодичностью и привлечением вневедомственной экспертизы, а также обязательносопровождаться социологическими опросами населения. Тем самым оцениваетсяуровень достижения целей и эффективность реализации проводимых мероприятий.
Основным вопросомреформирования жилищной системы в настоящее время является обоснованиеприоритетных направлений и первоочередных мероприятий реформы с указаниемпоследовательности их осуществления.
Таблица 1
Стратегические цели ицелевые показатели реформирования жилищной сферы (количественные значенияприняты условно)Цель Целевой показатель Значение целевого показателя Примечание 2000 г. 2003 г. 2008 г. 1 2 3 4 5 6 1. Повышение уровня жилищной обеспеченности населения Уровень жилищной обеспеченности, кв.м. общей площади на жителя 17,8 19,5 22 Норма составляет 22-24 кв.м.(в европ.городах 40-60 кв.м.) 2. Повышение качества жилья Качество жилья, баллы 2,0 2,5 3,5 Качество жилья определяется экспертно по принятым стандартам 3. Повышение качества работ и услуг в ЖКХ Качество работ и услуг, баллы 2,0 3,0 4,0 В соответствии со стандартами 4. Снижение производственных издержек Степень снижения издержек, % – 20-30 40-60 По отношению к базовому периоду 5. Снижение рас-ходов бюджета на содержание ЖКХ Степень снижения бюджетных затрат, % – 30-40 60-80 По отношению к базовому периоду 6. Смягчение для населения нега-тивных послед- ствий реформи- рования Допустимая доля расходов граждан на оплату услуг ЖКХ, % к доходу семей 16 20 25 В соответствии с концепцией реформы ЖКХ в РФ 7. Повышение уровня техниче-ского и санитар-ного содержания жилищного фонда города Уровень техниче-ского и санитарного содержания жилищ-ного фонда, баллы 3,0 3,5 4,0 Определяется экс-пертно по специи-альной шкале, раз-работанной на нормативной основе 8. Повышение качества коммунальных услуг
Качество услуг для населения:
— воды;
— газа;
— электричества;
— тепла
3
4
3
3
3,5
4,5
3,5
3,5
4,0
4,5
4,0
4,0 Определяется экс-пертами в соот-ветствии с дейст-вующими норма-ми и стандартами 9. Обеспечение потребностей населения в воде Уровень обеспечен-ности населения во-дой, л/чел. в сутки 300 220 180 Фактическое потребле-ние воды в европ. горо-дах – 140-160 л/чел./сутки 10. Обеспечение потребностей населения в электроэнергии Уровень обеспечения потребностей населе-ния в электроэнергии, кВт-час/чел./мес 60 80 100 обеспеченность населе-ния электроприборам определяет рост объе-мов электроэнергии
Ресурсное обеспечениежилищной реформы. Для реализации жилищной реформы и достижения требуемогоуровня развития жилищной сферы необходим целый комплекс обеспечивающих мер. Ких числу относятся меры по организационно-методическому, правовому, кадровому,техническому, финансовому, информационному, маркетинговому, социально-психологическомуи другим видам обеспечения. Без их глубокой проработки эффективностьреформирования и последующего развития жилищной сферы будет крайне низка.Поэтому кратко остановимся на некоторых обеспечивающих мероприятиях.
Организационно-методическоеобеспечение предусматривает создание стройной системы по разработке,реализации, корректировке и доработке целой системы планово-программных ипроектных документов и методических материалов. Предусматривается необходимостьразработки комплексной Программы реформирования и развития жилищной сферыгорода, включающей систему взаимосвязанных программ, схем и проектов. К ихчислу можно отнести программу реформирования жилищно-коммунального хозяйствагорода, программу реконструкции центральных районов и модернизации типовогожилищного фонда, жилищные проекты, новую методику оплаты жилья и коммунальныхуслуг и др.
Правовое обеспечениепредусматривает разработку и принятие на уровне города и выход сзаконодательной инициативой на более высокий уровень управления пакетанормативно-правовых документов и положений по обеспечению необходимых условийдля реформирования и развития жилищной системы. В их число целесообразновключить законы и положения об энергоресурсосбережении, о минимальныхсоциальных стандартах и др.
Важнейшей подсистемойявляется финансовая. Разработка механизма финансирования в настоящее времяявляется приоритетной. Это особенно важно в условиях поэтапного переходаотраслей жилищно-коммунальной сферы на самофинансирование. В связи с этимнеобходимо разработать программу перехода жилищного хозяйства на принципысамофинансирования, выявить источники ресурсообеспечения и возможности ихпривлечения.
Необходимым условиеморганизации эффективного управления ЖКХ является полная, достоверная исвоевременная информация о состоянии жилищного фонда и коммунальных объектов,об уровне и качестве жилищно-коммунального обслуживания населения, о процессах,происходящих в различных его звеньях, с позиции комплексной оценки результатовразвития ЖКХ.
Содержание программыреформирования и развития жилищного хозяйства города. Программа имеет следующуюструктуру: анализ ситуации, обоснование целей и задач, прогнозирование ситуацийи оценка последствий принимаемых решений, принятие конкретных мер и разработкамеханизма их реализации.
Основными этапамиразработки программы являются следующие.
—   Анализсложившихся условий и достигнутого уровня развития жилищной сферы на даннойтерритории, включая уровень жилищной обеспеченности и жилищного обслуживаниянаселения, выявление и постановка реальных проблем.
—   Формулировкацелей по улучшению жилищной обеспеченности горожан и развитию жилищногохозяйства района, прогнозирование важнейших показателей данной сферы.
—   Обоснованиеосновных направлений и первоочередных мероприятий по решению жилищной проблемыи повышению уровня жилищного обслуживания населения в районе.
—   Разработкамеханизма реализации намеченных целей.
На первом этапецелесообразно обратить внимание на содержание и важнейшие аспекты жилищнойпроблемы на данной территории. Формирование данного раздела программыцелесообразно начать с характеристики состава, структуры и уровняблагоустройства жилищного фонда района. При этом определяется размер жилищногофонда и его распределение по принадлежности, формам собственности, уровнюкапитальности, срокам постройки и по техническому состоянию.
Формулируя целипрограммы, необходимо обосновать важнейшие направления и методы по решениюжилищной проблемы и повышению уровня жилищно-коммунального обслуживаниянаселения городов и муниципальных образований как важнейшего аспекта повышениякачества жизни населения в условиях становления рыночных отношений и местногосамоуправления.
Прогнозирование развитияжилищного комплекса проводится на основе достигнутого уровня жилищнойобеспеченности в базисном периоде, действующих нормативов, принятых ориентирови потенциальных возможностей ресурсного обеспечения. В связи с наличиемнестабильных факторов развития прогнозы целесообразно разрабатывать внескольких вариантах, отличающихся возможностью привлечения бюджетных средств ицентрализованного финансирования.
На следующем этаперазработки программы обосновываются основные направления и первоочередныемероприятия по содержанию и развитию жилищного комплекса города.
Далее рассматриваютсявопросы разработки обеспечивающих подсистем программ, т.е.нормативно-правового, организационно-методического, информационного, кадровогои др. видов обеспечения предлагаемых направлений по развитиюжилищно-коммунального комплекса города.
Ход реализации ирезультаты реформирования жилищной сферы в городах страны. Во многих городахсформулированы службы заказчика на работы в области содержания и ремонтажилищного фонда. Часть жилищно-эксплуатационных организаций получила статус подрядныхгосударственных или муниципальных предприятий. Наряду с государственнымипоявились также коммерческие фирмы и организации. Проведена значительная работапо формированию действенной системы выдачи субсидий малообеспеченным гражданам.Одновременно проведены отдельные меры по реформированию сферы коммунальногохозяйства, но они не были столь показательными, как в жилищной сфере.
В то же время проведениеуказанных мероприятий и полученные результаты свидетельствуют, что поставленныецели реформы полностью не достигнуты: улучшение работы жилищных организаций иповышение уровня жилищно-коммунального обслуживания горожан не произошло.Выявились заметные недостатки в разработке и проведении реформы.
Следует отметитьнедостаточную комплексность проведения реформы. Основное внимание в ней уделенореформированию жилищного хозяйства, но крайне недостаточны меры пореформированию коммунального сектора города. Слабо проработаны вопросырегулирования капитального ремонта жилищного фонда. Не определеныорганизационно-экономические основы и возможности проведения и возможности проведениякапитального ремонта и реконструкции жилищного фонда города в новых условияххозяйствования. В большинстве городов конкурентная среда в сфере ЖКХ фактическине создана.
Отметим такженеготовность экономико-управленческих служб государственных жилищныхорганизаций к работе в новых условиях хозяйствования, проведениюсамостоятельной экономической политики, формированию современной системыменеджмента и маркетинга, изучению рынка и поиску новых источников доходов.
Значительная частьнаселения города также психологически не готова к реализации реформы инеобходимости повышения ответственности за пользование и содержание жилья.Многие люди до сих пор не понимают сути жилищно-коммунальной реформы и смыслапроводимых мероприятий.

Заключение
Более 80% семей России,проживающих в многоквартирных домах, являются не покупателями, а лишьпотребителями жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Население лишено элементарных«рыночных прав» — не может контролировать объем и качество предоставляемыхуслуг, торговаться по цене и даже отказаться от их потребления, объем которогоостается неизвестным и, возможно, неизменным. По многим видам услуг дажепоставщики не могут следовать принципу «за сколько заплатил, столько и получи».Нет ясности и в вопросе, кто же приобретает услугу: домохозяйство, жилищнаякомпания, дирекция единого заказчика, муниципалитет. Более того, непонятно, чтоименно является приобретаемым продуктом: ресурсы, по которым рассчитываютсянормативы потребления (Гкал, литры, кВтч), или параметры комфорта, на основекоторых оценивается качество работы предприятий ЖКХ (температура влажность впомещении, работа водоразборных приборов, освещенность и чистота улиц и т.п.).То есть речь идет о рынке, где ясно, кто стоит за прилавком, но неясно, что наприлавке лежит; понятно, кто платит, но непонятно, кто принимает решение опокупке.
Неудачи реформированияЖКХ на протяжении последних 10 лет как раз тем и определяются, что на этомрынке не был сформулирован покупатель. Вот почему ЖКХ не удалось превратить врыночный сектор экономики и в нем доминируют административные методыуправления. Просто не было установлено, кто же будет объектом последнего вновых условиях и кто будет принимать решения исходя из рыночных сигналов. Всеэто породило иллюзию отсутствия эластичности спроса на ЖКУ по цене и доходу.

Списоклитературы
1.     Бузырев В.В.,Чекалин В.С. Экономика жилищной сферы. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
2.     Максимов С.Н.Основы бизнеса на рынке недвижимости. – СПб.: Деан+Адиа-М, 1997
3.     Социальнаяполитика: Учебник/Ю.П. Алексеев, А.И. Берестова, В.Н. Бобков и др.; Под общейред. Н.А. Волмна. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2004
4.     Смирнов Е.Б.Воспроизводство жилищного фонда крупного города в условиях формированияэкономических отношений рыночного типа. – СПб.: СПбГИЭА, 1997
5.     Чекалин В.С.экономика городского хозяйства. – СПб.: СПбГИЭА, 1999
6.     Чернышев Л.Н.Жилищно-коммунальная реформа в России. Финансово-экономические особенности:Нормативные документы. – М.: МЦФЭР, 1997
7.     Чернышев Л.Н.Формирование рыночных отношений в ЖКХ. – М.: МЦФЭР, 1996
8.     Чернышев Л.Н.Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве. – М.: Книжныймир, 1998
9.     Чернышев Л.Н.Экономика городского хозяйства. – М.: Изд-во «Люберецкая газета», 1999
10.    Жилищно-коммунальное хозяйство//Журнал руководителя и главного бухгалтера.- 2000. — №2
11.    Жилищные условия и коммунальноеобслуживание населения: Справочно-информационное пособие для специалистов ЖКХ инаселения. – М.: Госстрой России, 2000
12.    Оплата услуг ЖКХ населением исоциальная защита малообеспеченных граждан в Российских регионах/ А.А.Колесникова// Вопросы статистики. – 2004.- №2.- с.74-80
13.    Совершенствование рыночного механизмафункционирования жилищно-коммунального комплекса/ В.М. Арцыбашев, Н.Е. Симионова//Экономика строительства. – 2004. — №3.-с.64
14.    Способность и готовность населенияоплачивать жилищно-коммунальные услуги/ И. Башмаков// Вопросы экономики. –2004. — №4.-с.136-150