Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения

Содержание
Введение
1. Оценкисоциально-психологического статуса семей
2.Результаты исследования родительской мотивации
3.Вариативность позиций в соотношении социального статуса и уровня родительскоймотивации
4.Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условияхкоррекционного дошкольного учреждения
Библиографическийсписок

Введение
В последнее время все большую значимость приобретаетположение Л. С. Выготского о том, что построение и формирование высшейпсихической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка.Семья, как один и; важнейших социальных институтов общества, оказывает огромноевлияние не формированиеполноценной личности.
Появление в семье ребенка с какими-либо отклонениями вразвитии всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близкихродственников. Поэтому помощь такой семье, прежде всего, будет заключаться вполучении родителями объективной информации об особенностях их ребенка. Такогорода информацию лучше всего получать у специалистов, регулярно наблюдающих заребенком. Период первичного обращения родителей к специалистам чаще всегоотносится к старшему дошкольному возрасту, который является рубежом междудошкольным детством и началом обучения. Требования родителей к детям в этовремя резко повышаются, что не всегда соответствует адекватной оценкеспособностей и возможностей ребенка.
Непонимание одним или обоими родителями объективного статусапсихического развития их ребенка либо неприятие решения специалистов в этомнаправлении нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, что ведет кнеобходимости всесторонней консультации с целью получения объективной оценкикак возможностей ребенка, так и собственных воспитательных позиций.
Проблемы психологического консультирования семей, имеющихдетей с отклонениями в развитии, не нашли пока широкого освещения в специальнойлитературе. Среди отечественных авторов ведущее место в разработке этой проблемыпринадлежит Н.Л. Белопольской, в работах которой определены принципиальные подходык организации и содержанию консультирования таких семей.
Учитывая, что значительная часть детей, имеющих негрубыенарушения в развитии, посещают дошкольные группы разной коррекционнойнаправленности, в частности — группы для детей с ЗПР и логопедические, возникланеобходимость разработки методического обеспечения направленной работы сродителями в специализированном дошкольном учреждении с целью вовлечения их впроцесс коррекционной работы.
Активное привлечение родителей к участию в коррекционной работедиктуется двумя обстоятельствами.
Во-первых, система отношений ребенка с близкими взрослыми,особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляютважнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону егоближайшего развития. Полная реализация целей коррекции достигается лишь черезизменение жизненных отношений ребенка, что требует от взрослых (как активных«строителей» этих отношений) целенаправленных и осознанных усилий. Практикапоказывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятийв детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов вреальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закреплениядостигнутого является активное воздействие на близких ребенку взрослых с цельюизменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение родителей адекватнымиспособами коммуникации.
Во-вторых, широкое привлечение родителей к осуществлениюнаправленного коррекционного воздействия на отклонения в психическом развитииребенка обусловлено пока недостаточным уровнем развития системы психологическойслужбы, в частности организованных форм психологической коррекции аномальногоребенка.
В контексте этой проблемы нами было проведено изучение семей,дети которых посещают дошкольные группы коррекционной направленности (для детейс задержкой психического развития и для детей с тяжелыми нарушениями речи).Изучением было охвачено 25 семей.
Цель изучения — выработка системы направленной работы сродителями, вовлечение их в разных формах в процесс коррекционного воздействияв условиях специализированного дошкольного учреждения.
Цель определяла следующие задачи исследования:
• изучение микросоциальных условий воспитания детей с ЗПР иОНР;
• определение уровня родительской мотивации в отношении сотрудничествас коррекционно-образовательными учреждениями;
• выработку методов дифференцированной помощи родителям,учитывающих уровни родительской мотивации.
В результате изучения микросоциальных условий воспитаниядетей с ЗПР был произведен анализ факторов социальной характеристики данныхсемей, который отражал такие параметры, как: уровень образования родителей;общий культурный уровень семьи; материальная обеспеченность; жилищно-бытовыеусловия; взаимоотношения в семье; наличие вредных привычек у родителей;состояние здоровья родителей. На основе анализа вышеперечисленных факторов быливыделены три группы семей (см. таблицу).
Наряду с изучением социально-психологической характеристикисемей была изучена родительская мотивация в плане сотрудничества с дошкольнымучреждением. Уровень родительской мотивации определялся на основанииразработанной нами анкеты и оценивался по таким параметрам, как:
• адекватность оценки родителями состояния своего ребенка;
• готовность к полноценному сотрудничеству с дошкольнымучреждением в процессе коррекционной работы, понимание его важности инеобходимости;

1. Оценки социально-психологического статуса семей
Из 25 исследованных семей только семь семей (28%) былиотнесены к группе «оптимальная». По факторам социально-психологическойхарактеристики здесь были следующие показатели: высшее и среднее образование уродителей, высокий и удовлетворительный культурный уровень, хорошиематериально-бытовые условия, благоприятные отношения в семье, наличие такихвредных привычек у родителей, как курение. По состоянию здоровья у данных семейотмечены оптимальные показатели.
Наиболее многочисленной оказалась группа семей, оценкасоциальных факторов которых соответствовала наименованию «удовлетворительная».Из 25 исследованных семей таких оказалось 14, что составило 56%. Срединеудовлетворительных показателей этой группы были жилищные условия, общийкультурный уровень, особенности взаимоотношений в семье.
Оценкой «неудовлетворительная» были отмечены четыре семьи(16%). Среди негативных показателей чаще других выступали: неблагоприятныйпсихологический климат в семье и наличие вредных привычек у родителей(злоупотребление алкоголем).
2. Результаты исследования родительской мотивации
Разная степень готовности к сотрудничеству с коррекционнымучреждением соответственно определила различные уровни родительской мотивации:высокий, средний, низкий. Мы дифференцировали их по числу набранных баллов:высокий уровень — 12 баллов, средний уровень — 7 баллов, низкий уровень — 5баллов.
Родители с высоким уровнем мотивации характеризовалисьследующими качественными показателями: адекватно воспринимали состояниеребенка, были готовы к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением впроцессе коррекционной работы, понимали его важность и необходимость; проявлялиинициативу в плане сотрудничества с дошкольным учреждением, прислушивались ксоветам и рекомендациям и применяли их в общении с детьми. Из общего числаисследуемых семей такие родители составили самую малочисленную группу — четыресемьи (16%).
Родители со средним уровнем мотивации также адекватновоспринимали состояние ребенка, не отрицали необходимости” сотрудничествас дошкольным учреждением, но при минимальной затрате усилий с их стороны,соглашались со всеми доводами педагогов, но мотивировали свою пассивностьнедостатком времени. Таких родителей было наибольшее число — 12 семей (48%).
Довольно многочисленной была группа родителей с низкимуровнем мотивации — девять семей (36%). При этом некоторые качественные отличияв характеристике этой группы родителей позволили выделить два типа низкогоуровня родительской мотивации.
Первый тип — отсутствует адекватная оценка родителямисостояния своего ребенка, пассивная внутренняя позиция родителей всотрудничестве с дошкольным учреждением проявлялась в непонимании необходимостикоррекционной работы, критические замечания и предложения не принимались (пятьсемей — 55% от общего числа родителей этой группы).
Второй тип — при адекватной оценке родителями состояниясвоего ребенка необходимость и возможность сотрудничества отрицались вследствиеустоявшейся позиции в отношении средств воспитательного воздействия к своемуребенку, которую считают единственно верной; к этому же типу относятся семьи, вкоторых доминирующая роль в воспитании ребенка принадлежала бабушкам (четыресемьи — 45% от общего числа родителей этой группы).

3. Вариативность позиций в соотношении социального статуса иуровня родительской мотивации
Анализ социально-психологической характеристики семей иуровней родительской мотивации выявил разные варианты соотношения социальногостатуса и родительской мотивации.
Среди семи социально и психологически благополучных семейодна семья характеризовалась высоким уровнем родительской мотивации: родителиадекватно воспринимали состояние ребенка, проявляли инициативу в планесотрудничества с дошкольным учреждением, прислушивались к советам ирекомендациям и применяли их в общении с детьми.
К среднему уровню родительской мотивации были отнесены шестьсемей. Высокий образовательный уровень родителей, материальная обеспеченность,хорошие жилищные условия, здоровый психологический климат в семье сочетаютсяздесь с пассивной позицией родителей в отношении сотрудничества с дошкольнымучреждением. Недостаточная мотивация обосновывается отсутствием свободного времени.
Неоднородной в оценке мотивации оказалась группа семей судовлетворительным социальным статусом. Из 14 таких семей 3 (21%) показаливысокий уровень родительской мотивации, шесть семей (43%) — средний и пятьсемей (36%) — низкий, который характеризовался адекватной оценкой родителейсостояния своего ребенка при отрицании необходимости и возможностисотрудничества с дошкольным учреждением вследствие устоявшейся позиции вотношении средств воспитательного воздействия на ребенка, которую они считают единственноверной. Наличие таких качественных показателей соответствует второму типунизкой мотивации, согласно выделенным нами уровням.
Все четыре социально неблагополучные семьи были отнесены кгруппе семей с низким уровнем родительской мотивации. Качественные отличияпозволили отнести эту группу к одному типу низкой мотивации, когдаотсутствовала адекватная оценка родителями состояния своего ребенка, пассивнаявнутренняя позиция родителей в сотрудничестве с дошкольным учреждениемпроявлялась в непонимании необходимости коррекционной работы, критическиезамечания и предложения не принимались.
Итак, анализ социальной характеристики семей и уровняготовности родителей к полноценному сотрудничеству с дошкольнымкоррекционно-образовательным учреждением выявил вариативность позиций всоотношении социального статуса и родительской мотивации. Отмечается отсутствиезакономерной взаимосвязи между социальным статусом и уровнем готовностиродителей к сотрудничеству в семьях с оптимальной и удовлетворительнойхарактеристикой, а также закономерная связь между неудовлетворительнымсоциальным статусом семьи и низким уровнем мотивации.
Наиболее продуктивное взаимодействие в процессе коррекционнойработы отмечено в семьях с удовлетворительной оценкойсоциального статуса.
 
4. Возможные способы организации и содержание работы сродителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения
Наименее разработанными в теоретическом и практическом планев системе комплексных мероприятий по преодолению нарушений психического иречевого развития у дошкольников являются организация и содержание работы сродителями. Вместе с тем мы считаем, что взаимодействие с родителями, имеющимидетей с отклонениями развития в условиях специализированных дошкольныхучреждений, реально осуществимо. Нами сделана попытка дать научно обоснованныерекомендации по организации и содержанию такой работы.
Формы и содержание работы с родителями определяются степеньюих готовности к сотрудничеству. Исследование уровня родительской мотивациипозволило выделить основные принципы организации работы с данной категориейродителей:
• дифференцированная помощь, учитывающая уровни родительскоймотивации и базовый уровень дефектологических представлений и знаний;
• наличие обратной связи со стороны родителей;
• приоритет той или иной формы работы в различные периодыкоррекционного обучения.
Наибольшие трудности в плане организации сотрудничествавызывают родители с низким уровнем мотивации. Самыми продуктивными формамиработы с такими семьями зарекомендовали себя индивидуальные формы воздействия,в частности индивидуальное консультирование.
Индивидуальное консультирование проводится в несколькоэтапов. На каждом этапе реализуются собственные задачи и используютсясоответствующие приемы.
Задача первого этапа — создать доверительные, откровенныеотношения с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества.С этой целью используется такая форма индивидуального консультирования, какбеседа. Содержание беседы определяется задачами этапа.
В ходе краткой первичной беседы исключаются прямая иликосвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогическойкомпетентности. Это уместно лишь после анализа всей совокупности сведений оребенке, включая результаты его обследования, но и тогда требует облечения вособую форму. При первых же встречах любой намек на неодобрение действийродителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и закроет путьдля откровенного обсуждения всех сторон проблемы их ребенка.
Следующий этап индивидуального консультирования проводится поитогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе преследуется несколькоцелей:
• подробное обсуждение общего состояния психического развитияребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей,условно-вариативного прогноза;
• разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетомструктуры его дефекта и объяснение необходимости участия родителей в общейсистеме коррекционной работы;
• обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностямребенка;
• планирование последующих встреч с целью обсуждения ходадинамики продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционноговоздействия.
Методически оправдано каждое утверждение о несостоятельностиребенка в том или ином виде психической деятельности подкреплять конкретнымифактами демонстрационного характера, ярко отражающими особенности нарушенийразвития ребенка.
В ходе коррекционной работы с детьми в условияхспециализированного дошкольного учреждения индивидуальное консультированиеродителей не теряет своей значимости на протяжении всего пребывания ребенка вДОУ.
На этапе собственно коррекционной работы меняются задачи иформы индивидуального воздействия в ходе консультирования.
Основными задачами на данном этапе выступают:
1) формирование у родителей «воспитательной компетентности»через расширение круга их дефектологических знаний и представлений;
2) привлечение родителей к конкретным коррекционныммероприятиям с их ребенком в качестве активных участников коррекционногопроцесса.
Среди форм индивидуального воздействия на этом этапе наиболееэффективными оказались следующие:
1) совместное обсуждение с родителями хода и результатовкоррекционной работы;
2) анализ причин незначительного продвижения в развитииотдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендацийпо преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;
3) индивидуальные практикумы по обучению родителей совместнымформам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (главнымобразом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционнаягимнастика, психогимнастика).
Важным условием работы с родителями, дети которых имеютотклонения в развитии, является формирование у них адекватной оценкипсихического состояния своих детей в плане готовности к школьному обучению.Индивидуальная работа на этом этапе носит консультативно-рекомендательныйхарактер с ориентацией на соответствующую уровню развития ребенка формуобучения. Своевременное разъяснение родителям положения о том, что преодолениеили компенсация имеющихся трудностей не должны осуществляться за счетвозрастно-специфических интересов и потребностей ребенка, может способствоватьпредупреждению распространенных педагогических ошибок, имеющих неблагоприятныепоследствия для ребенка (например, сосредоточение всех усилий дошкольника наобучении чтению и письму в ущерб игровой деятельности). Наибольшее значение этоположение приобретает в работе с родителями со вторым типом низкой мотивации.Крайне важно сформировать у родителей правильное представление о критерияхготовности к школьному обучению, ориентируя их на формирование психологическойготовности к школе.
Индивидуальное консультирование родителей со средним ивысоким уровнем мотивации может осуществляться по тем же принципам, но принекотором реструктурировании этапов с учетом уровня мотивации.
Наряду с индивидуальными формами желательной являетсягрупповая форма работы с родителями.
Руководство родительскими группами ставит своей цельюулучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непониманиеродителями базовых факторов развития ребенка, его потребностей исоответствующей им динамики отношений.
Выбор групповых форм воздействия определялся рядом общихпринципов организации этого вида работы, включавшим:
• учет степени готовности к сотрудничеству при определениисроков начала работы в родительской группе;
• учет уровня родительской мотивации при выборе вариативныхформ групповой работы;
• возможность работы с родительскими группами,разноуровневыми в плане родительской мотивации.
Исходя из этих принципов, сроки начала работы с родительскимигруппами (однородными по составу) вариативны и определяются степенью готовностик сотрудничеству. Так, групповая работа с родителями с низкой мотивацией может бытьрекомендована со второй половины учебного года, так как изменение их внутреннейпозиции, осознание их участия в коррекционном процессе происходит только тогда,когда ребенок демонстрирует определенные успехи в результате направленнойсистематической работы с ним. Это происходит не раньше чем через полгода,учитывая длительность адаптационного периода таких детей.
При условии готовности к взаимодействию работа сродительскими группами начинается с начала учебного года.
В работе с каждой группой родителей реализуются собственныецели и задачи, которые и определяют тематику и формы работы. Основными задачамигрупповой работы с родителями с низким уровнем мотивации выступают:
• активное привлечение родителей к реализации целей коррекциичерез формирование у них адекватной оценки психического развития своегоребенка;
• изменение родительской позиции и отношения к ребенку ивооружение родителей соответствующими способами коммуникации;
• обучение родителей элементарным приемам дефектологическойпрактики с целью повышения их компетентности при оказании действенной помощи ихдетям.
Эти задачи наиболее продуктивно реализуются в следующихформах работы: тематические консультации; семинары-практикумы; групповыесобрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми.
Нами предложен ряд групповых тематических консультаций научебный год:
• причины отставания ребенка в развитии;
• особенности психофизического развития дошкольника;
• проблемы развития речи и некоторые рекомендации в помощьродителям;
• формирование познавательной активности у детей старшегодошкольного возраста;
• нарушение поведения детей дошкольного возраста ивозможности его коррекции;
• эмоциональное развитие дошкольников;
• психология семейных отношений;
• профилактика детских неврозов;
• готовность ребенка к школе.
Активные формы работы представлены семинарами-практикумамипри действенном участии родителей. Тематика семинаров-практикумов взаимосвязанас таковой групповых консультаций и способствует овладению более широким кругомзнаний по проблеме, а также необходимыми практическими навыками:
1) внимательное отношение (навыки наблюдения за развитиемребенка);
2) значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работепо формированию правильного звукопроизношения;
3) помощь пальцев в разговоре (пальчиковая гимнастика);
4) развивающие игры в коррекционной работе с детьми;
5) грамматика общения;
6) коррекция эмоциональной сферы средствами психогимнастики;
7) психологический практикум по профилактике детскихневрозов;
8) формирование графических навыков у детей с цельюподготовки руки к письму;
9) формирование пространственных представлений у детейсредствами изодеятельности.
Такой вид работы, как групповые собрания с просмотромфрагментов занятий с детьми, способствует формированию у родителей адекватнойоценки психического развития их детей.
Для групповой работы с родителями с более высоким уровнеммотивации дополнительно может быть предложена следующая тематика консультаций:
1) ознакомление с окружающим и развитие речи;
2) значение развития мелкой моторики рук для развития речидетей;
3) обучение детей сравнению предметов и сравнительному ихописанию как путь развития мышления;
4) половозрастная идентификация как фактор психическогоразвития ребенка;
5) проблема подготовки к школе. Предлагаются такжесоответствующие семинары-практикумы:
• развитие пространственных и временных представлений у детейв период подготовки их к школе;
• обучение детей связной речи с использованием графическихсхем;
• пальчиковый театр на руках детей и родителей;
• формирование половозрастной идентификации у детейдошкольного возраста;
• обучение детей чтению через овладение звуко-буквенныманализом слова. Состав родительских групп может быть как однородным в планеродительской мотивации, так и разнородным, когда в работе группы родителей снизким уровнем мотивации участвуют таковые с высоким уровнем, выполняя рольинтегрирующего звена между участниками коррекционного взаимодействия.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод,что в некоторых случаях ЗПР усугубляется неблагоприятным социальным статусомсемьи. С другой стороны, нами отмечено большое значение семьи в преодоленииЗПР. В семье, уделяющей ребенку должное внимание, задержка психическогоразвития может быть полностью либо в значительной мере компенсировананаправленной активизацией и развитием различных сторон его интеллектуальной иэмоциональной сферы. В неблагополучных же семьях психическое развитие такихдетей еще более замедляется. В связи с этим система направленной работы сродителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценкисостояния своего ребенка должна быть частью комплексной программыкоррекционного воздействия по преодолению ЗПР.
Только учет взаимодействия биологических, психологических исоциальных факторов в механизме формирования нарушений психического развитияпозволяет наметить наиболее эффективные пути компенсации этих нарушений.

Библиографический список
родительский мотивация коррекционный работа
1. АрнаутоваЕ.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? как? М., 2008. С. 57.
2. БурменскаяГ.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование:Проблемы психического развития детей. М., 2010. С. 34.
3. БуяновМ.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 2009. С. 143.
4. Воспитателюо работе с семьей / Под ред. НФ. Виноградовой. 2010. С. 156.