Путь Пьера Безухова ксчастью Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать ибросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие-душевнаяподлость. Л. Н.ТолстойЖизнь великого писателяЛ. Н. Толстого состояла из нравственных исканий. Всю жизнь он повторял одну иту же молитву Господи! Научи меня жить! Романы свидетельствуют обесконечной душевной борьбе писателя.
Задумав писать роман о декабристе, вернувшемся из ссылки, он понял, чтодля раскрытия внутреннего мира героев ему надо вернуться на несколько лет назади окунуться в общество 1812 года. Но работа с историческими книгами и архивамизаставила его вернуться к 1805 году. Главной задачей Толстого было раскрытие внутренней жизни героев. Люди, как реки , -говорилон, подч ркивая этим сравнением необъятность, сложность человеческой души,
изменчивость и непрерывное развитие внутренней жизни. Духовная красота любимыхгероев Льва Николаевича проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей ичувств, в неустанных поисках смыслажизни, в мечтах о деятельности для пользы народа. На Пьера, которого он задумал как декабриста,Толстой потратил лучшие краски души своей. Безухов ищет ответ на вопрос, поставленный перед ним эпохой 60-х годов чтоделать?
Чему посвятить жизнь? Он так всеми силами души своей всегда искалодного быть вполне хорошим , -эти слова Пьера, сказанные об АндрееБолконском, относятся и к самому Пьеру. Впервые встречаясь с ним в салонеШерер, мы чувствуем, что этот неуклюжий молодой человек, как инородное тело, нев своей среде, выглядит довольно нелепо.Он слишком искренен иестественен, чтобы скрывать свои чувства за непроницаемой маской и сдерживатьэмоции.
Он не защищ н от ошибок и, какмногие молодые люди того времени, восхищаются Наполеоном. А защищая перед ярымимонархистами идеи французской революции, он заходит так далеко, что совсем ужене вписывается в это высокомерное, презрительно относящиеся ко всему общество, и Анна Шерер вынужденавпихнуть Пьера в нужные рамки. В отличии от него Андрей Болконский уже устал отвсего и стремится на войну, надеясь найти там применение
себе и совершитьподвиг, добыть славу себе, а, следовательно, и отечеству. Со сдержаннопрезрительной улыбкой прохаживается он между опостылившими ему людьми, лишьвстретив Пьера, он становится немного теплее и доброжелательнее. Чувствуя себя довольнонеуютно в салоне Анны Шерер, Пьер тратит свои силы на разгул в компанииДолохова и
Курагина, где золотаямолод жь веселится, как ей угодно, доходя до безрассудства. Описываяразвлечения молодых людей, Толстой невольно сравнивает их с помещением, в которомони собираются. Сначала этот зал, освещ нный богатыми люстрами, сверкает своейизысканностью, белизной и богатством. Столы, покрытые белыми, накрахмаленными скатертями,ломятся под тяжестью аккуратно, строгосимметрично расставленной серебряной посуды. С иголочки одетые молодые людирассаживаются за столы.
Но через полчасакомната в нечто, очень похожее на хлев. Молодые люди, отбросив всеприличия, пьют вино, закусывая егожирным мясом, спорят, ставят об заклад.Сам Долохов, поспорив, что выпьет бутылку вина, стоя на карнизе, уже выигралспор и принялся за новое развлечение. Но когда Пьер решил испытать себя, егоостановили и успокоили. Этим писатель хотел подчеркнуть, что Пьера любили иуважали
Молодой человек мечется,ошибается, совершает одну из самых страшных ошибок- связывает свою жизнь сЭлен. Воспользовавшись его детскойбеспомощностью в вопросах брака, его женили на холодной Элен. Но ищет счастья всупружеской жизни и не находит его. Поиски правды приводятего в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он наш л воплощение своихидеалов. Мысль о совершенствовании мира и самого себя охватывает его.
Идеи братства, равенства и любви больше всего привлекаютмолодого человека в масонстве. Он хочет действовать, приносить пользу людям. Прежде всего он решает облегчить участькрепостных. Но ханжество и лицемерие проникли и в среду масонства. Нет иличного счастья. В жизни его наступает полоса разочарований в личном счастье, вобщественных идеалах. И вновь ошибки Пытаясь найти сво место, он едет на
Бородино и волею случая оказываетсяна самом главном и опасном редуте. Пьер рад любой работе таскать ящики,помогать раненым. Выглядит он очень нелепо, но симпатии солдат вс же обращенык нему. Вид бойни приводит его вужас Нет, теперь они оставят это,теперь они ужаснутся того, что они сделали! Всем своим видом и душевнымсмятением выражает Пьер всю антигуманную сущность войны.
Оставшись в Москве, онвновь сталкивается с ужасами войны. Тогда Пьер решает убить Наполеона, видя в этом сво предназначение. Но понимаетвскоре, что Наполеон недоступен и убить его невозможно. Спасая девочку из огняпожара, Пьер попадает в плен, где пытается понять этих людей, которые привыклиспать в пыли, отдавать последнее, не оставляя себе самого нужного.
Духовные ифизические страдания научили Пьера ценить жизнь и маленькие е радости. Встречас Платоном Каратаевым, который представляет собой обобщ нный крестьянскийобраз, во многом меняет отношение Пьера к жизни. Платон изменяет сознание Пьерасвоей народной мудростью, да т ему возможность понять иное мироощущение, неоснованное на злой власти и жестокости. То, что говорит Каратаев,обобщено, как особый дух правды и красоты.
Любовь Наташи походит нанаграду Пьеру за все лишения и душевные мучения. Наташа, словно ангел, входит в егожизнь, озаряя е т плым, ласковымсветом. Наконец Пьер наш л сво счастьев семейной жизни. Но искания его ещ не кончились. Путь к правде слишкомтруден. Пьера не понимают, но он неотчаивается, а доказывает правоту своихпрогрессивных идей. Между ПлатономКаратаевым и Безуховым стена, признанная
Пьером. Но в семье часто вспоминают этого доброго, милого человека. Пьерпостоянно обращается мысленно к нему, спрашивая себя А как бы поступилон? Николай Болконский любит Пьера, мы чувствуем, что он продолжит дело Пьера, о ч м свидетельствуют его слова в концеромана Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен Он-это
АндрейБолконский, дух которого вселился в душумальчика, одобряя его и Пьера.