Субъекты и объекты оперативно-розыскной деятельности

План
Введение
1. Оперативно-розыскные аппараты ОВД как субъектыОРД, их задачи и компетенция
2. Классификация субъектов ОРД ОВД и ихкомпетенция
3. Правовая и социальная защита должностных лицосуществляющих оперативно-розыскную деятельность
4. Объекты ОРД ОВД
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Оперативно-розыскнаядеятельность преследует решение следующих основных задач, таких как выявление,предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление иустановление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
-осуществлениерозыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихсяот уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
-добываниеинформации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозугосударственной, военной, экономической или экологической безопасностиРоссийской Федерации и осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав исвобод человека и гражданина, собственности, безопасности общества игосударства от преступных посягательств.
ОРД осуществляетсяна основе общих принципов, присущих и другим видам правоохранительнойдеятельности, так и специальных, являющихся сугубо оперативно-розыскными. При соблюдениипроведения оперативно-розыскных мероприятий принципов сотрудники ФСИН могутдостичь наиболее эффективных результатов по выявлению, предупреждению,пресечению и раскрытию преступлений, что является главной задачей, стоящейперед данными органами.
ОсуществлениеОРД невозможно без участия конкретных субъектов, которые наделены определеннымиобязанностями и правами.
Целью работыявляется рассмотрение субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельностиорганов внутренних дел.
Длядостижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотретьзадачи и компетенцию оперативно-розыскных аппаратов ОВД как субъектов ОРД;
— классифицировать субъектов ОРД ОВД;
— проанализировать основания и формы правовой и социальной защиты должностных лиц,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
— проанализировать положения об объекта ОРД.

1.Оперативно-розыскные аппараты органов внутренних дел как субъектыоперативно-розыскной деятельности, их задачи и компетенция
Субъектомоперативно-розыскной деятельности выступает участник этой деятельности, накоторого законодатель возложил соответствующие обязанности, предоставил для ихвыполнения соответствующие права и возложил ответственность в случае ихненадлежащего исполнения.
Субъектамиявляются оперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также иныефизические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиямина принятие соответствующих юридически значимых решений в ОРД и (или)проведение ОРМ либо участие в них.
Субъекты ОРДнаходятся под защитой государства. При возникновении реальной угрозыпротивоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество любого субъекта(участника) ОРО обязаны принять необходимые меры по предотвращениюпротивоправных действий, установлению виновных и привлечению их кответственности, предусмотренной законодательством России.
В целяхобеспечения безопасности ряда субъектов ОРД и членов их семей допускаетсяпроведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемомфедеральным законом о государственной защите, а результаты ОРД непредставляются в суд (следователю), если невозможно обеспечить безопасность ихучастников.[1]
Системасубъектов ОРД система может быть представлена с учетом трех основных критериев:функционального, относимости к государству и деления на физических июридических лиц.
В зависимостиот основных функций, исполняемых субъектами ОРД, их классифицируют на следующиеосновные группы:
1.непосредственноосуществляющие ОРД (оперативно-розыскные органы, оперативники, лица, иоказывающие содействие ит.д.)
2.защищаемые лица
3.изучаемыелица
4.лица, осуществляющиеконтроль над ОРД (судьи и др.)
В 1 группевыделяют несколько подгрупп. Первую составляют те, которые проводят ОРДсогласно ФЗ об ОРД: оперативные подразделения, оперативники[2]. Вторую те, которые полномочны совершатьоперативно-розыскные мероприятия или иным образом участвовать в сыскной работев соответствии с иными федеральными законами. Прежде всего, к ним относятся,согласно уголовно-процессуальному закону, органы дознания (капитаны морскихсудов и др.), обязанные принимать оперативно-розыскные меры, и следователи.
Субъектовразличают также в зависимости от того, полностью или частично они осуществляютОРД.
Согласнодействующему в России законодательству полномочны полностью проводить ОРМтолько оперативные подразделения органов, перечисленных в ч. 1 ст. 13 ФЗ обОРД. Эти субъекты правомочны проводить указанные мероприятия без каких-либоизъятий, т.е., они осуществляют ОРД в полном объеме. Субъектами даннойподгруппы безусловно являются оперативники, т.е. должностные лица указанныхоперативных подразделений.
Частичноосуществляют ОРД следующие субъекты:
— оперативныеподразделения органов[3],которые полномочны проводить все ОРМ, но с определенными ограничениями;
— органыдознания, перечисленные в ст. 117 УПК на которые возлагается принятиенеобходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, ихсовершивших (перечень и пределы проводимых ими ОРМ (мер) законодателем в УПК неопределены, а в ФЗ об ОРД о них вообще не упоминается)[4];
— предприятияи операторы связи.
Они обязаны:предоставлять оперативно-розыскным органам возможность проводить ОРМ на сетяхсвязи; принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактическихприемов проведения указанных мероприятий,
— лица,осуществляющие контроль и надзор за ОРД (Президент РФ и Правительство РФ,судьи, уполномоченные прокуроры, уполномоченные представители Минфина России идр.).[5]
По отношениюк государству различают две основные группы субъектов: являющиеся егопредставителями (область собственно ОРД) и таковыми не являющиеся (областьчастной сыскной деятельности).
Все субъектыОРД могут быть классифицированы на две группы с учетом их деления наюридических лиц (например, ОРО, и др.) и физических лиц (например, оперативник,прокурор, лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД, и др.).
Компетенциейсубъектов ОРД является единство следующих элементов:
— предметаоперативно-розыскного ведения, обязанностей, возлагаемых на субъектов ОРД [6],
— предоставляемыхим прав для реализации этих обязанностей [7],
— возможностьих привлечения к ответственности в случае нарушений законных предписаний.
Предметоперативно-розыскного ведения — это совокупность целей ОРД и ее задач. Именнодля достижения целей и решения задач ОРД на субъектов возлагаются определенныеобязанности и им предоставляются корреспондирующие обязанностям права.
Обязанностисубъектов ОРД — это круг возложенных законодателем на них действий и (или)решений для выполнения задач ОРД и безусловных для исполнения.
Правасубъектов ОРД — это круг предоставленных им законодателем возможностей длянадлежащего исполнения обязанностей с целью решения задач ОРД.
Компетенциюсубъектов ОРД не следует путать с полномочиями этих субъектов. Под полномочиямив оперативно-розыскной практике понимают элемент компетенции и одновременноправового статуса оперативного подразделения (его должностных лиц),предусмотренных ФЗ об ОРД и в соответствии с ним другими законодательнымиактами России.
Полномочиеозначает предоставление ОРО (оперативному подразделению) право осуществлять ОРМи принимать соответствующие юридически значимые решения (например, прерыватьпредоставление услуг связи согласно п. 1 ч. 1 ст. 15), устанавливать запреты(например, использовать специальные средства, предназначенные для негласногополучения информации не уполномоченными на то ФЗ об ОРД лицами согласно ч. 6ст. 6), разрешать или поощрять ту или иную деятельность (например,субсидировать лиц, оказавших помощь в раскрытии преступлений, согласно ч. 5 ст.18), издавать обязательные к исполнению в сфере ОРД нормативные предписания(см. ч. 2 ст. 4) и др.
Подюридической ответственностью субъектов ОРД понимается последствие неисполненияили ненадлежащего исполнения субъектом (физическим или юридическим лицом)возложенных на него ФЗ об ОРД и другими законодательными актами в области ОРДобязанностей.
Всоответствии с ч. 10 ст. 5 ФЗ об ОРД нарушения этого Закона при осуществленииОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством России.Следовательно, для наступления юридической ответственности субъекта ОРДтребуется наличие двух условий — какое-либо нарушение ФЗ об ОРД (т.е.противоправное действие или бездействие лица, которое посягает на установленныйпорядок) и предусмотренность ответственности законодательством России.
Субъектами,подлежащими ответственности, согласно требованиям ФЗ об ОРД могут быть:
— государственныеорганы, осуществляющие ОРД [8];
— должностныелица этих органов, непосредственно осуществляющие ОРМ, а равно руководящие ихосуществлением или контролирующие их [9];
— должностныелица, санкционирующие осуществление отдельных ОРМ или надзирающие за ихзаконностью[10];
— отдельныеграждане, привлеченные к сотрудничеству с ОРО[11] ;
— иныефизические и юридические лица, нарушающие предписания ФЗ об ОРД .
Основные видыответственности субъектов ОРД:
дисциплинарная,административная, материальная, гражданско-правовая и уголовная.
Дисциплинарнаяответственность — это разновидность воздействия на нарушителей служебной илитрудовой дисциплины путем наложения на таких лиц различных дисциплинарныхвзысканий. В частности, для оперативников (как государственных служащих) этотвид ответственности наступает за должностной проступок — неисполнение илиненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. Обязанностиоперативника установлены в ФЗ об ОРД, соответствующем законе, которыйрегламентирует деятельность того или иного ОРО, в должностной инструкции.
В ОРОприменяют различные виды дисциплинарных взысканий.
Согласно ст.29 Федерального закона от 21 июля 1997 г № 114-ФЗ «О службе в таможенныхорганах Российской Федерации» за нарушение служебной дисциплины в таможенныхорганах могут налагаться, замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение онеполном служебном соответствии по результатам аттестации, увольнение, а всоответствии с п. «л» ч. 6 ст.19 Закона о милиции сотрудник милиции может бытьуволен со службы «за грубое либо систематическое нарушение дисциплины».
Административнаяответственность наступает для должностных лиц и граждан за совершение имиадминистративного правонарушения. Важнейшим актом, которым регулируется порядокпривлечения к этому виду ответственности, является КоАП РФ. Отметим, чтовоеннослужащие, сотрудники оперативных подразделений (ФСО России, ФПС России,ФСБ России и др.) несут административную ответственность по дисциплинарнымуставам. За совершение административных правонарушений применяютсяадминистративные взыскания.
Материальнаяответственность — в трудовом праве ответственность работников за ущерб,причиненный предприятию, учреждению, организации. Отношения, связанные сматериальной ответственностью, урегулированы КЗоТ РФ и некоторыми другимизаконодательными и иными нормативными правовыми актами.
Гражданско-правоваяответственность наступает при рассмотрении судом жалобы гражданина и признаниинезаконными действий (решений) ОРО. Государственные органы, осуществляющие ОРД,могут подвергаться исключительно гражданско-правовой (гражданской)ответственности. Она состоит в применении к правонарушителю (государственномуоргану) установленных законом или договором (включая контракт в ОРД)определенных мер воздействия. Такие меры могут повлечь для государственногооргана невыгодные последствия имущественного характера (возмещение убытков), атакже последствия морального свойства (возмещение морального вреда).
Требование овозмещении морального вреда может предъявляться гражданином, в частности, прираспространении не соответствующих действительности сведений, порочащих честь идостоинство и его деловую репутацию (см., например, ст. 62 Закона о средствахмассовой информации). Все остальные субъекты (физические лица) несут не толькогражданскую, но и иные виды ответственности.
К уголовнойответственности могут быть привлечены:
— должностныелица: непосредственно осуществляющие ОРД — руководители и оперативники [12],
— принимающиеюридически значимые решения в области ОРД — судьи (в связи с нарушением правилсанкционирования ОРМ),
— прокуроры иследователи. Они могут привлекаться к уголовной ответственности за совершениеряда должностных преступлений (см., например, ст. 285 и 286 УК РФ) и некоторыхиных, составы которых предусмотрены, в частности, ст. 283, 284 и 303 УК РФ;
— агенты, вчастности, за заведомо ложный донос[13],
иные лица,оказывающие содействие в осуществлении ОРД —
— специалисты,операторы связи, переводчики и др. [14];
Из данноговопроса следует, что оперативно-розыскную деятельность осуществляют субъекты, ккоторым относятся в первую очередь оперативно-розыскные органы иоперативно-розыскные подразделения, наделенные соответствующими обязанностями иопределенными правами, которые несут юридическую ответственность в случае ихненадлежащего исполнения.

2.Классификация субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутреннихдел и их компетенция
Государственныморганом полномочным осуществлять ОРД выступает оперативно-розыскной орган —функционирующая в соответствии с оперативно-розыскным законодательством врамках определенного правоохранительного органа (МВД России и др.) или специальнойслужбы России (СВР России и др.) система его оперативных подразделений идолжностных лиц, включая первых руководителей, предназначенная непосредственнополностью или частично осуществлять ОРД или ее контролировать(оперативно-розыскной орган в ФЗ об ОРД назван как «орган, осуществляющийоперативно-розыскную деятельность»).
ОРО решаютопределенные ФЗ об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий,установленных соответствующими законодательными актами России[15].
Законодательособо обратил внимание правоприменителей на то, что в России никто, кромеуказанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД подразделений государственных органов, невправе осуществлять ОРД комплексно, с применением всего арсенала специфическихсредств и методов (однако это не означает, что отдельные ОРМ не вправеосуществлять иные субъекты, которым это право предоставлено законодателем).Кроме того, согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД право на частичное осуществление ОРДпредоставлено оперативным подразделениям органа внешней разведки Минобороны России.
Законодательпоставил специальные условия для проведения ОРМ этими ОРО.
Во-первых,ОРМ ими проводятся только в целях обеспечения безопасности этих органов.
Подбезопасностью (как органов внешней разведки, так и всех органов, осуществляющихОРД) понимается степень защищенности данного органа от внешних и внутреннихугроз (в частности, от преступных посягательств извне и коррупции внутри),минимальный уровень которых позволяет этому органу функционировать как элементусистемы обеспечения безопасности России и решать возложенные на негозаконодателем задачи.
Обеспечениебезопасности (ОРО) — это организация и реализация системы мер различногохарактера с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальныхугроз нормальному функционированию государственного органа: возникающих вдеятельности самого органа: обнаружение среди сотрудников отдельныхкоррумпированных лиц, а также лиц, замышляющих, готовящих или совершающихдолжностные преступления; недопущение наступления последствий возможныхправонарушений сотрудников органов внешней разведки, могущих повлечь ущерббезопасности государственного органа;
Оперативно-розыскныеорганы следует отличать от некоторых других государственных и негосударственныхсубъектов.
/>/>Оперативное подразделение — это организационно-штатное звено,входящее в структуру соответствующего российского правоохранительного органаили спецслужбы, в функциональные обязанности которого входит осуществление ОРД.
Оперативныеподразделения отличают следующие признаки:
— создаются всоставе правоохранительных органов (органы внутренних дел, таможенные органы) иорганов государства, обеспечивающих его безопасность, — спецслужб (ФСБ,Государственная охрана, пограничная служба, внешняя разведка);
— выполняютзадачи, предусмотренные оперативно — розыскным законодательством, адекватносвоей компетенции;
— могутвыполнять оперативно-розыскную функцию в полном объеме либо частично или работуоперативно-розыскного назначения вспомогательного характера;
-используют всвоей деятельности методы, обусловленные разведывательным характеромоперативно-розыскной деятельности.
На основаниич. 3 ст. 13 Федерального Закона об ОРД руководители органов, осуществляющихоперативно-розыскную деятельность, определяют в составе этих органов переченьоперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскнуюдеятельность, их полномочия, структуру и основные направления работы пообеспечению деятельности оперативных аппаратов. Как правило, эти проблемырешаются путем издания нормативных актов, устанавливающих правовое положение ифункциональные обязанности оперативных подразделений, их штаты, объемы решаемыхзадач, права и служебные обязанности руководителей и сотрудников подразделенийи т. п.
Видыоперативных подразделений
В зависимостиот осуществления оперативно-розыскных мероприятий различают два основных видаэтих подразделений:
1)осуществляющих оперативно – розыскную деятельность полностью (так, всоответствии с правовыми документами, издаваемыми министерством внутренних делРФ, оперативно — розыскные мероприятия в полном объеме, установленномФедеральным законом об ОРД, имеют право осуществлять оперативные подразделенияуголовного розыска (Главк, управления, отделы, отделения); по борьбе сэкономической преступностью; по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; поборьбе с преступными посягательствами на грузы ОВД на транспорте; оперативныеподразделения уголовно-исполнительной системы; подразделения по собственнойбезопасности.[16]
2) проводящиетолько часть оперативно – розыскных мероприятий (в свою очередь, в составе МВДРоссии к числу оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД вограниченном объеме, исходя из задач борьбы с преступностью, относятся:подразделения системы Национального центра бюро Интерпола в России (они вправепроводить ОРМ по запросам международных правоохранительных органов иправоохранительных органов иностранных государств; направлять запросы вмеждународные правоохранительные органы и органы иностранных государств напроведение мероприятий по розыску граждан РФ, скрывающихся за рубежом от суда иследствия, без вести пропавших, а также по борьбе с преступностью; осуществлятьпостоянное взаимодействие с правоохранительными органами РФ и иностранных государствпо исполнению указанных запросов; осуществлять оперативные проверки);оперативные подразделения милиции общественной безопасности (местной милиции)[17],компетенцией которых является организация раскрытия преступлений и розыск лиц,скрывающихся от органов дознания, без вести пропавших (они вправе осуществлятьоперативно-розыскные мероприятия, исключая “контроль почтовых отправлений,телеграфных и иных сообщений”, “прослушивание телефонных переговоров”, “снятиеинформации с технических каналов связи”, “оперативное внедрение”,“контролируемую поставку”; вести дела предварительной оперативной проверки,оперативно — поисковые и розыскные дела; использовать конфиденциальноесодействие граждан они вправе в минимальных объемах);
3) рядоперативных подразделений внутренних дел осуществляют вспомогательную функциюдля способствования иным оперативным подразделениям в решении ихполномасштабных задач ОРД. Это подразделения:
•оперативно-поисковые (в их функции входит проведение отдельныхоперативно-поисковых мероприятии);
•оперативно-технические (их функции по проведению ОРМ определены в областитолько оперативно-технических мероприятий);
4) Ряд служборганов внутренних дел создается для обеспечения проведения различныхоперативно-розыскных мероприятий за счет своей информационной,криминалистической, финансовой, материальной деятельности(финансово-экономические, материально-технические,экспертно-криминалистические, технические, информационные и иные службы).
Закономернымявляется то, что как основная, так и вспомогательные функцииоперативно-розыскных органов находят свое структурное обеспечение в видесоздания в их составе вышеуказанных управлений, отделов, отделений, групп.
Оперативныеподразделения конкретного ОРО структурированы в соответствующиеорганизационно-административные единицы. Это может быть оперативно-розыскное,оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное,разведывательное или информационно-аналитическое отделение (группа), отдел,служба, управление, главное управление, а равно подразделение собственнойбезопасности и др. В различных ОРО неодинаково определены структура оперативныхподразделений и их названия, что вызвано спецификой решения конкретных задачОРД.
Переченьоперативных подразделений определяется нормативными правовыми актамисоответствующих ОРО, перечисленных в ст. 13 ФЗ об ОРД.
В зависимостиот полноты осуществления ОРМ различают два основных вида этих подразделений:
осуществляющиеОРД полностью (как правило, оперативный состав этих оперативных подразделенийработает с агентами и др.)
проводящиетолько часть ОРМ (оперативно-технические и оперативно-поисковые). Данныеоперативные подразделения проводят ОРМ по заданиям оперативников, которыеполностью осуществляют ОРД.
К субъектамосуществляющими ОРД, помимо вышеизложенных, относятся так же должностные лицаоперативно-розыскного органа и оперативник, который является основным лицом,непосредственно осуществляющим ОРД.
Должностноелицо — это лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочиюреализует функции представителя власти в области непосредственногоосуществления ОРД или контроля и надзора за ней.
Должностноелицо, участник ОРД, при исполнении своих служебных обязанностей являетсяпредставителем власти и находится под защитой государства, а его деятельностьносит публичный характер, так как он защищает человека, общество и государствоот преступных посягательств (как непосредственно, например оперативник, так иопосредованно, в частности судья, который дает санкцию на проведение ОРМ,ограничивающих конституционные права граждан).
Подпредставителем власти в ОРД понимают человека, который наделен властнымиполномочиями, включая право принимать решения и совершать действия,обязательные для физических и юридических лиц, в том числе не находящихся в егонепосредственном или прямом подчинении.
Эти властныеполномочия могут применяться как постоянно (например, кадровым оперативникамсотрудником уголовного розыска), так и временно либо по специальномуполномочию. Последнее означает, что лицо исполняет определенные функции,возложенные на него федеральным законом (например, стажеры органов милиции, ит.п.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностноголица, а равно правомочным на то государственным органом или должностным лицом.[18]
Вседолжностные лица, являясь участниками ОРД, обладают соответствующими правами инесут вполне определенные обязанности, которыми они наделены для выполнениясвоих функций.
Наиболееобщая классификация предусматривает их градацию на две группы: осуществляющихОРД и контролирующих либо надзирающих за ней.
В первойгруппе различают должностных лиц, которые полномочны осуществлять ОРД:
а) в полноймере. Прежде всего ими являются штатные (кадровые) оперативники, которыеработают с лицами, оказывающими содействие ОРО;
б) не вполной мере, или частично. К ним относятся: штатные (кадровые) сотрудникиоперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений ОРО; внештатныеоперативники; следователи; должностные лица — органы дознания; операторы связи.
Следователь —должностное лицо, на которое уголовно-процессуальным законом возложенопроизводство предварительного следствия, которое проводят следователи прокуратуры,ОВД, органов ФСБ России.[19]
В ОРД следовательполномочен: давать ОРО поручения, которые могут выступать в качествеюридического основания для проведения ОРМ (при условии, если они даны поуголовным делам, находящимся в производстве следователя); руководитьследственно-оперативной группой (участвовать в ней); давать уголовно-правовуюоценку оперативной информации, и др.
Должностныелица — органы дознания — перечисленные в ст. 117 УПК должностные лица,осуществляющие в предусмотренном уголовно-процессуальным законодательствомпорядке дознание, т.е. одну из двух форм предварительного расследованияуголовных дел (кроме предварительного следствия).
Оперативник —это состоящее в штате оперативного подразделения правоохранительного органа илиспециальной службы России должностное лицо, непосредственно полностью иличастично осуществляющее ОРД на основании и в соответствии с действующимфедеральным законодательством.
Оперативникобладает соответствующим юридическим статусом, т.е. совокупностью прав исвобод, гарантированных государством, а также обязанностями и ответственностью,установленными ФЗ об ОРД, законодательными и иными нормативными правовымиактами России.
Известныразличные критерии для классификации этих должностных лиц. Назовем основные:
1) попринадлежности к соответствующему ОРО различают оперативников: ОВД (сотрудниковуголовного розыска, экономическими преступлениями и т.п.); органов ФСБ России(контрразведчиков территориальных органов, органов безопасности в войсках идр.) и т.д.
Внезависимости от ведомственной принадлежности все оперативники согласно нормам ФЗоб ОРД обладают равными полномочиями в ОРД;
2) по тому,состоят в штате конкретного ОРО или нет, различают оперативников: состоящих вштате (на соответствующей должности, как гласной, так и негласной);
3) похарактеру проведения ОРМ различают оперативников так называемых агентуристов,т.е. работающих в основном с агентами; осуществляющих личный сыск, т.е.непосредственно (как гласно, так и конфиденциально) ищущих и выявляющихпреступления и лиц, их совершивших;
сотрудниковподразделений наружного наблюдения;
сотрудниковоперативно-технических подразделений;
оперативников-аналитиков(новая специализация).
4) по объемупредоставленных полномочий различают: оперативников (исполнителей) ируководителей.[20]
В ОРД наоперативников возлагаются соответствующие обязанности и им предоставляютсяправа для достижения целей ОРД и решения ее задач. Эти обязанности и права вомногом идентичны обязанностям и правам ОРО.
Вместе с темв ФЗ об ОРД выделены и специфические полномочия оперативников. Так, должностныелица, осуществляющие ОРД:
— припроведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина нанеприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенностьжилища и тайну корреспонденции (ч. 1 ст. 5);
— не вправе:проводить ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного ирелигиозного объединения; принимать негласное участие в работе федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации иорганов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных вустановленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных ирелигиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни,личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известнымив процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, за исключением случаев,предусмотренных федеральными законами (ч. 8 ст. 5);
— решают еезадачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используяпомощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими ииными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласнойи негласной основе (ч. 5 ст. 6). Причем никто не вправе вмешиваться в их,законные действия, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральнымзаконом (ч. 2 ст. 16). В частности, должностное лицо, уполномоченное наосуществление ОРД, в ходе проведения ОРМ подчиняется только непосредственному ипрямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону,должностное лицо обязано руководствоваться законом (ч. 3 ст. 16);
-негласновнедряются в интересующий их объект только на основании постановления,утвержденного руководителем ОРО (ч. 5 ст. 8);
— используютв целях конспирации документы, зашифровывающие их личность (п. 4 ст. 15);
— полномочнывынужденно причинять вред правоохраняемым интересам при защите жизни и здоровьяграждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечениябезопасности общества и государства от преступных посягательств (ч. 4 ст. 16).[21]
Кроме того, вст. 15 ФЗ об ОРД предусмотрено, что законные требования должностных лиц ОРОобязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такиетребования предъявлены (ч. 2), а неисполнение их законных требований либовоспрепятствование законному осуществлению ОРД влекут ответственность,предусмотренную законодательством России (ч. 3).
3.Правовая и социальная защита должностных лиц осуществляющих оперативно-розыскнуюдеятельность
Защита это предусмотреннаяоперативно-розыскным законодательством и некоторыми иными нормативнымиправовыми актами система правовых норм, которая призвана обеспечитьбезопасность и эффективность деятельности оперативников и иных участников ОРДпо решению поставленных задач, а также законность решений и ОРМ в отношениилиц, объектов оперативной заинтересованности; их социальную защищенность, а вслучае совершения правонарушения – возмещения вреда.
С учетомразличных критериев выделяют несколько оснований для классификации мер такойзащиты.[22]
Во-первых, взависимости от сферы реализации норм известно два блока мер:
1) ихсоциальной защиты (право на денежное содержание, обеспечение жилой площадью,телефоном, бесплатный проезд, государственное страхование, отдых, пенсию,возмещение причиненного им вреда и др.);
2) защитыюридического статуса (правовой защиты).На должностных лиц органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантииправовой и социальной защиты сотрудников тех органов, в штаты которых онивходят.
Всоответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 2) правовая защитадолжностных лиц оперативно-розыскных органов является функцией государства ипредусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах льгот,гарантий и компенсаций этим лицам и иных мер их социальной защиты, а такжеправовой механизм их реализации.
Социальнаязащита субъектов ОРД, также является функцией государства и предусматривает:реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственнойвласти и местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтовсоциальной защиты должностных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иныемеры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующиехарактеру оперативно-розыскной работы и ее роли в защите человека, общества игосударства от преступных посягательств.
Во-вторых, взависимости от фиксации в том или ином нормативном правовом акте различают двегруппы предписаний, содержащих гарантии социальной и правовой защитыдолжностных лиц оперативно-розыскных органов:
1)группасоциальной защиты, изложенные в Федеральном Законе об ОРД;
2) группа правовойзащиты, включенные в некоторые законодательные и иные нормативные правовые актысогласно отсылочных (бланкетных) норм Федерального Закона об ОРД.
Непосредственнов ФЗ об ОРД меры правовой защиты оперативников зафиксированы прежде всего в ст.16, а также в некоторых других (ч. 5 и 7 ст. 5, ч. 5 ст. 8, ч. 3, 7 ст. 9, ч.1—4 ст. 12, п. 6 ст. 14, ч. 2, 3 ст 15, ч. 3 ст. 19 и ч. 3, 4 ст. 21),социальной — например, в ч. 5 ст. 16 и п 16 ст. 14.[23]
Гарантиисоциальной и правовой защиты должностных лиц органов внутренних дел,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, призваны обеспечитьэффективность выполнения ими задач по борьбе с преступностью. На нихраспространяются положения раздела VI Закона РСФСР “О милиции”, устанавливающиегарантии социальной и правовой защиты работников милиции, а также отдельныеположения уголовного и административного законодательства. Как самостоятельныйвид правовой защиты сотрудников ОВД, осуществляющих оперативно-розыскнуюдеятельность, следует расценивать их право на обеспечение личной безопасности всоответствии с Федеральным законом “О государственной защите судей, должностныхлиц правоохранительных и контролирующих органов”.
Рассмотримосновные виды и формы реализации этих гарантий, учитывая специфический характероперативно-розыскной деятельности.
Оперативныеподразделения ОВД и представляющие их сотрудники при решении стоящих перед нимизадач руководствуются Конституцией РФ, Законом об ОРД, другими законами иведомственными нормативными актами. Они самостоятельно принимают решения озаведении дел оперативного учета и производстве по ним; планируют ОРМ,определяют основания, организацию и тактику их проведения; принимают другиерешения и несут за это ответственность. При исполнении служебных обязанностей,являясь представителями власти, они находятся под защитой государства. Ихдеятельность носит публичный характер. Такое положение подразделений и лиц,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определяет, что никто невправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямоуполномоченных на то федеральным законом (ч.2 ст.16 Закона об ОРД).
Законныетребования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскнуюдеятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, ккоторым такие требования предъявлены, а их неисполнение либо воспрепятствованиезаконному осуществлению ОРД влекут ответственность, предусмотреннуюзаконодательством Российской Федерации (ст.15 Закона об ОРД).
Должностноелицо ОВД, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, в ходе проведенияоперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямомуначальнику. Указанное положение Закона об ОРД подчеркивает самостоятельностьподразделений ОВД и их должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскнуюдеятельность, и подчиненность только непосредственному и прямому начальству. Взаконные действия органов и сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскнуюдеятельность, не вправе вмешиваться (давать указания, препятствовать выполнениюдействий и др.) ни должностные лица, ни какие-либо органы государства, прямо неуполномоченные на то федеральным законом. Например, следователь при дачепоручений и указаний органам, осуществляющим ОРД, о производствеоперативно-розыскных действий (в порядке ст.127 УПК РСФСР) должен ставитьтолько задачу, а способы, организацию и тактику ее решения определяют органы идолжностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Следовательвправе также установить сроки выполнения его поручений и указаний, однако невправе требовать конкретных данных о характере применяемых оперативно-розыскныхмер, их организации и тактике проведения.
И хотяоперативно-розыскная деятельность — деятельность творческая, которую еще ееосновоположники относили к величайшему из искусств, следует помнить, что онастроится на основе единоначалия и подчиненности.
В процессеоперативно-служебной деятельности взаимоотношения между начальником иподчиненным строятся на основе таких определенных в законе принципов, каквзаимоуважение, доверие, разделение компетенции, персональная ответственностьза правомерность принимаемых решений и совершаемых действий. Вместе с темоперативно-розыскная деятельность немыслима без управления, котороеосуществляется, в частности, методом приказа. В ходе оперативно-розыскнойдеятельности наряду с приказами издаются предписания, распоряжения, указания идр. Различие между ними заключается в характере разрешаемых вопросов и правовомположении лиц, имеющих право на их принятие. Основная черта приказов — обязательность исполнения лицами, которым они адресованы.
Пределывыполнения приказа об оперативно-розыскной деятельности определяются рамками еесоответствия закону. Поэтому, в случае получения должностным лицом приказа илиуказания, противоречащего закону, указанный сотрудник обязан руководствоватьсязаконом (ч.3 ст.16 Закона об ОРД). Причем не имеет значения, в какой форме — устной или письменной — получен приказ (указание).
В Законе “Омилиции” определен порядок реагирования на приказы, которые противоречатзакону. При сомнении в законности полученного для исполнения распоряжения лицо,наделенное правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, должнонезамедлительно сообщать об этом в письменной форме своему непосредственномуруководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае, если вышестоящийпо должности начальник письменно подтверждает данное распоряжение, оперативныйсотрудник обязан его исполнить. Ответственность за последствия исполнениянезаконного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
В то же времяследует помнить, что оценка законности получаемых приказов возлагается наисполнителей.
Определенныеобстоятельства осуществления оперативно-розыскной деятельности допускаютвынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицоморгана, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом,оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указаннымлицом своего служебного или общественного долга (ч.4 ст.16 Закона об ОРД).
Такоепричинение вреда признается правомерным при наличии следующих условий:
— общественной признанности и допустимости конкретных действий в рамках социальнонеобходимой и полезной деятельности;
— действиизакона или иного нормативного акта, регламентирующего этот вид профессиональнойили иной общественно значимой деятельности и содержащего указание навозможность совершения конкретных действий при определенных обстоятельствах;
— невозможности иными, без причинения ущерба правоохраняемым отношениям,средствами выполнить служебные обязанности или общественный долг в конкретнойобстановке;
— выполнениидействий, составляющих должностную функцию или общественную обязанность, вконкретной обстановке специально уполномоченным на то законом или инымнормативным актом лицом;
— соблюдениивсех необходимых для конкретного случая правил, закрепленных в нормативномакте, регулирующем данный вид служебных обязанностей, деятельности илиобщественного долга;
— причинениивреда значительно менее важным интересам, чем те, которые бы пострадали приневыполнении профессиональной функции или иной другой юридической обязанности.
Так, ст.23Закона РСФСР “О милиции” указывает, что сотрудники милиции не несут ответственностиза моральный, материальный и физический вред, причиненный нарушителюприменением, в предусмотренных законодательством случаях, физической силы,специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмеренсиле оказываемого противодействия; а ст.24 напоминает, что на деятельностьработника милиции распространяются действия института о необходимой обороне икрайней необходимости (ст.37, 38 УК РФ).
Следуетполагать, что указанная норма Закона об ОРД распространяется и на те объективнопротивоправные действия лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность(должностных лиц ОВД и лиц, оказывающих им содействие), которые заключаются вимитации преступной деятельности либо совершения административныхправонарушений.
Как формуправовой защиты рассматриваемой категории сотрудников ОВД следует рассматриватьусловия правовой оценки сведений, сообщаемых ими в административном и уголовномпроцессе. Ст.26 Закона РСФСР “О милиции” оценивает показания сотрудника милициипо делу о преступлении или административном правонарушении наравне с другимидоказательствами, полученными в установленном законом порядке.
Правоваязащита сотрудников ОВД, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,обеспечивается и целым рядом норм уголовного кодекса, защищающих их как лиц,производящих дознание, работников правоохранительных органов, а такжепредставителей власти (см. ч.2 ст.294, ст.295, ч.2 ст.296, ч.2 ст.298, ст.317,318 УК РФ).
Самостоятельнымвидом социальной защиты органов и лиц, осуществляющих оперативно-розыскнуюдеятельность, следует рассматривать возможность зачета времени выполнениядолжностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,специальных заданий в организованных преступных группах, а также время ихслужбы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежитзачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке,определяемом Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.16 Закона об ОРД).
Основаниемэтому являются служебные документы о выполнении специальных заданий в названныхпреступных формированиях и прохождении службы в соответствующих должностях(приказы, постановления руководителя органа, осуществляющегооперативно-розыскную деятельность), а также постановления Правительства,определяющие конкретный порядок исчисления выслуги лет сотрудникам, выполняющимспециальные задания указанного характера. В целях закрепления кадров вопределенных регионах, дополнительного стимулирования их работы, созданиянадлежащих условий для выполнения ими функциональных обязанностей органы властисубъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправеустанавливать дополнительные виды социальной защиты должностных лиц органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
4.Объекты ОРД ОВД
/>Объектыоперативно-розыскной деятельности – лица, предметы и события. Они могут бытьизвестны, а могут существовать как бы гипотетически, т.е. предположительно. Воснове классификации объектов оперативно-розыскной деятельности (сыска) лежат ихприродные признаки. Это, прежде всего: живые люди; трупы; животные и их трупы;вещи; предметы; события.
Живые люди. Кэтой категории относятся физические лица, так или иначе имеющие отношение кпреступлению. Их, в свою очередь, можно разделить на несколько групп:
лица,предположительно избравшие преступный образ жизни;
неустановленныелица, совершившие конкретные преступления;
известныелица, совершившие преступления, местонахождение которых требуется установить(скрывшиеся от следствия и суда подозреваемые, обвиняемые; совершившие побегиз-под стражи преступники и т.п.);
свидетели,очевидцы преступления;
потерпевшие;
без вестипропавшие лица.[24]
Остановимсяподробнее на установлении личности отдельных субъектов, попавших в поле зренияоперативного работника.
Лица, ведущиепреступный образ жизни. Это может быть и житель данного района, города, ислучайно оказавшийся здесь человек, попавший в сложную жизненную ситуацию, изаезжий гастролер–профессионал. Оперативный работник должен сделать правильныевыводы и в зависимости от этого избрать соответствующую тактику взятияпреступника, пресечения его деятельности.
Неустановленныелица, совершившие преступления. Чтобы раскрыть любое преступление, нужно,по крайней мере, установить лицо (лиц), его совершившее, найти и привлечь кответственности. Практически эти задачи решаются одновременно.
… напротяжении нескольких месяцев в реке находили трупы мужчин, зашитые в большиемешки. Никаких документов при этом не обнаруживалось. Да и сведений о пропажелюдей не поступало. Правда, потом появились сообщения: то из Костромскойгубернии, то из Рязанской уехал отец семейства в Москву покупать лошадь и …сгинул. Трупы, извлеченные из реки, были обычно разложившиеся, и предъявлять ихкому-либо для опознания было бессмысленно.[25]
Зацепка былатолько одна. Почти в каждом мешке обнаруживались зерна овса. Возниклопредположение, что раньше в них находился овес, и принадлежать они могли толькочеловеку, имевшему лошадь, вероятнее всего – извозчику. Правда, последних вМоскве в то время было очень много. Но постепенно круг подозревавшихся лицсужался, и, в конце концов, остались несколько извозчиков, за которымиустановили наблюдение. Все это, естественно, делалось тайно. Не подозревавшийслежки убийца заманил очередную жертву, которую ждала смерть от удара молоткомпо голове и последующее “ затаривание ” в мешок из-под овса. Однако был взят споличным: на его счету оказалось несколько десятков жертв.
Это тот самыйслучай, когда с самого начала о лице, совершившем преступления, не было никакихданных, кроме способа совершения преступления.
На местепреступления обычно удается собрать некоторые данные о личности преступника:приметы внешности, отпечатки пальцев, следы ног. Могут возникать подозрения вотношении конкретного лица, но требуется большая работа по обнаружению и изобличению.
Установленныелица, скрывшиеся от следствия, суда либо совершившие побег. Установленнымипринято считать конкретных лиц, когда известны их установочные данные: фамилия,имя, отчество, год рождения, место рождения, место постоянного или временногопроживания (если оно есть). Искать их приходится потому, что они скрываются отследствия и суда, неизвестно где находятся либо вообще перешли на нелегальныйобраз жизни. Это, прежде всего подозреваемые и обвиняемые, то есть лица,которым в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством предъявленообвинение либо в отношении их избрана мера пресечения. Сюда же можно отнестиосужденных, совершивших побег из-под стражи.
Произошедшеев стране преобразования облегчили существование “ нелегалов ”, скрывающихся отправосудия: паспортный режим стал значительно мягче; отменена уголовнаяответственность за целый ряд проступков; открылись пути бегства не только вближнее зарубежье, но и дальнее.
Потерпевшие исвидетели. Не так уж редко приходится искать и потерпевших. В последнеевремя участились случаи похищения людей, особенно детей, с целью получениявыкупа. Бывают и недобросовестные потерпевшие, которые в силу различных причинуклоняются от явки в органы дознания и следствия, а также суд. Но есть преступления,которые невозможно рассматривать без участия потерпевших. Особенно это касаетсяпреступлений на сексуальной почве. Если потерпевшая не является, приходитсяоткладывать судебное заседание, а то и прекращать дело за “ недосказанностью ”.Усугубляется ситуация тем, что закон не знает такого института, как розыскпотерпевшего.
Не менееважным в оперативной работе является установление личности потерпевшего вситуации, когда потерпевший налицо, но не совсем ясно, кем он является.
… в городскомпарке милиционер, несший службу, услышал доносившиеся из зарослей дикие вопли ибросились туда. Подбегая, увидел выскочившего из кустов мужчину, который находу выбросил какой-то предмет. Постовой догнал убегающего, привел к меступроисшествия: кто-то из граждан передал милиционеру выброшенный предмет,который оказался финским ножом (на лицо утрата материальных следов – следовпальцев, рук, лица, выбросившего орудие преступления – этого делатьпостороннему гражданину нельзя было. Предмет, в данном случае нож, должен былбы изъят с места происшествия, с соблюдением всех правил изъятия, упаковки иобеспечения сохранности вещественного доказательства. Это “ прямая ” улика.). Ав это время в кустах умирал человек от ранения в область легкого. Доставленныйв больницу, он к утру скончался, не приходя в сознание. При нем из документовимелась лишь справка, выданная главой администрации по месту жительства. Однаковызванные родственники человека, на чье имя выдавалась справка, погибшего неопознали. Мало того, вскоре появился и сам владелец справки, но и он убитого неопознал. А на вопрос, как же его справка попала к погибшему, отвечал: “ Ничегоне помню ”. Задержанный же отрицал все – и знакомство с потерпевшим, инанесение ему удара ножом, и само ношение холодного оружия. Все усилияустановить личность убитого ни к чему не привели. Дело пришлось прекратить занедостаточностью улик, главным образом из-за неустановленной причинной связимежду действиями подозреваемого и смертью неизвестного лица, ставшего жертвойкакого-то конфликта.[26]
Приблизительнов таких же ситуациях оперативные работники вынуждены искать и свидетеля. Толькоработать при этом приходится в еще более сложных условиях, поскольку гражданесегодня не стремятся к сотрудничеству с органами милиции. И все-таки понекоторым делам обращения к населению дают результат – находятся не толькосвидетели, но и новые потерпевшие от преступлений.
Животные нередковыступают объектами оперативного розыска.
Приходитсяискать самых различных домашних животных: коров, овец, коз, ослов, быков. Врегионах Северного Кавказа угон скота – нередкое явление. Воруют с пастбищ, соскотных дворов, у фермеров. Угнанную скотину забивают, а затем торгуют мясом набазарах и в палатках.
Один изпримеров розыска пропавшей собаки, ценной породы:
… в городскомпарке у немолодой супружеской пары была похищена, неизвестным мужчиной,собачонка японской породы, за которую хозяйка в свое время выложила тысячудолларов. Разъяренная женщина требовала у начальника ОВД немедленно найти ивернуть ее сокровище, а неизвестного мужчину наказать по всей строгости закона.Возбуждать уголовное дело, разумеется, не стали, но собачонку объявили в розыск.
Наконец,кто-то сообразил, что нужно обратиться в ветеринарную службу, где не тольколечат, но и учитывают собак и кошек. Выяснилось, что вскоре после пропажипородистой собаки в кожно-венерический диспансер обратился некий гражданин,купивший такую же собаку по случаю на Птичьем рынке. Пропавшая собака былаобнаружена у нового хозяина и возвращена прежним.[27]
Предметы идокументы как орудия непосредственного совершения преступления (например,нож, пистолет, и т.д.); различные приспособления, которые облегчают подготовкук совершению преступления (отмычки, ключи, орудия взлома, клеше, поддельныедокументы, денежные “ куклы ”). Сюда же можно отнести одежду и обувь, в которыхнаходился виновный в момент совершения преступления и многое другое. Практикапоказывает, что, как правило, их выбрасывают. Однако предметы, облегчившиедоступ к объекту посягательства (взламывающие приспособления, ключи, отмычки)выбрасываются редко. Обычно их прячут недалеко от места жительства. При розыскетаких предметов тайники можно обнаружить на чердаках, в подвалах, на территорииприусадебного участка. Следует отметить также близлежащий лесной массив,овраги, хозяйственные постройки и т.п. разумеется, при этом нужно использоватьимеющиеся данные об индивидуальных признаках разыскиваемых предметов.[28]
Предметы преступногопосягательства. Сюда относится все, чем завладевает преступник, совершаяпреступление, а также одежда потерпевшего со следами преступления и т.п.предметы (оружие, ядовитые и отравляющие вещества, наркотики). Это – наиболеераспространенная категория объектов розыска. Характерной особенностью ихявляется индивидуальная определенность, позволяющая организоватьцеленаправленный розыск. Похищенные носимые вещи могут находится в жилищевиновного, специальных тайниках, у его родственников и знакомых, а также вкамерах хранения вокзалов, в ломбардах, скупочных и комиссионных магазинах.
Розысктранспортных средств (в том числе автотранспорта), принадлежащихгосударственным организациям и гражданам, необходим в следующих случаях:
автомобильили мотоцикл использовался для совершения преступления;
лицо,виновное в совершение дорожно-транспортного происшествия, скрылось натранспортном средстве с места происшествия;
автомобиль(мотоцикл) подвергся угону или похищению.
Несмотря насущественные различия в характере выделенных объектов, розыск осуществляетсяпреимущественно через работников ГИБДД. При этом следует учитывать, по крайнемере, два обстоятельства. Лица, виновные в серьезных дорожно-транспортныхпроисшествиях, прибегают к такой уловке: скрывшись с места происшествия,водитель бросает где-либо автомобиль и тут же заявляет, что его у него угнали.Злоумышленники, использующие автотранспорт для совершения таких преступлений,как кража, грабежи, разбои, могут прибегать к маскировке, заменяя на автомашинахномерные знаки, изменяя цифры на бортах грузовых автомобилей, что может ввестив заблуждение оперативных работников.
Транспортныесредства, снабженные двигателями (автомобили, мотоциклы, мопеды, моторныелодки, катера и т.д.), регистрируются в органах милиции. Но могут встречатьсяслучаи оформления их на подставных лиц, владения незарегистрированнымитранспортными средствами. В связи с этим необходимо, исходя из обстоятельствдела, применять весь комплекс оперативно-розыскных мер.
Документы, неявляющиеся вещественными доказательствами. Нередко среди объектовоперативного розыска встречаются различного рода бухгалтерские документы:ведомости, расходные ордера, наряды, накладные и другие. Иногда длясопоставления приходится искать недостающие экземпляры одного и того жедокумента.
Строения. Сюдаотносятся жилые дома, коттеджи, дачи, квартиры в жилищно-строительныхкооперативах, садовые домики, сараи, гаражи. Все возводимые строения должныбыть зарегистрированы в соответствующей администрации района (города). Завершенныестроительством объекты регистрируются, кроме того, в бюро техническойинвентаризации и в органах Госстраха. Приобретаемые (по договору купли –продажи, дарения) и унаследование строения регистрируются в органах нотариата.Таким образом, установить факт принадлежности того или иного строенияопределенному владельцу не сложно. Бывают, однако, и затруднения. Часть такихобъектов остается по разным причинам незарегистрированной (самовольноевозведение постройки, незавершенные строительства). Кроме того, некоторые изних могут быть оформлены на подставных лиц, заведомо гарантированных отпривлечения к уголовной ответственности. Поэтому, наряду с проверкой по учетам,нужно использовать и другие возможности розыска: опрос свидетелей, осмотр,опись строений в натуре и т.д.
Наличныеденьги, ценности обычно хранятся непосредственно в жилище или специальныхтайниках, а также у родственников (иногда дальних), друзей лица, которое можетинтересовать оперативного работника. Поскольку нет оснований для производстваобыска по месту жительства таких лиц, проводятся негласные оперативно-розыскныемероприятия. Стены, пол, книги, сантехника, мебель, сыпучие продукты питания –все это на практике приспосабливается под тайники с целью сокрытия денег ценныхбумаг.
/>Преступление как объект розыска. Криминологи утверждают, чтолатентность, скажем, экологических преступлений составляет 90 %. Примерно такаяже картина в области наркопреступлений.
Существуеттри группы причин, способствовавших нераскрытию преступлений:
Некоторыекатегории преступлений в силу своей специфики с трудом выявляется обычнымисредствами. Сюда относятся хищения путем злоупотребления служебным положением,взяточничество, браконьерство, отдельные формы мошенничество.
По целомуряду преступлений потерпевшие не обращаются с заявлением в органы, компетентныепроводить расследование. Делается это по разным мотивам; нежелание “связываться ”, неверие в возможности раскрытия преступлений; боязнькомпрометации и прочее.
Объектыоперативно-розыскной деятельности – лица, предметы и события. Они могут бытьизвестны, а могут существовать как бы гипотетически, т.е. предположительно. Воснове классификации объектов оперативно-розыскной деятельности лежат ихприродные признаки: живые люди; трупы; животные и их трупы; вещи; предметы;события.

Заключение
Оперативно-розыскнаядеятельность осуществляется субъектами ОРД, которыми являютсяоперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также иные физические июридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями на принятиесоответствующих юридически значимых решений в ОРД и проведение ОРМ либо участиев них, последствие и неисполнение которых влечет за собой юридическуюответственность.
Субъекты ОРДнаходятся под защитой государства. Защита это предусмотреннаяоперативно-розыскным законодательством и некоторыми иными нормативнымиправовыми актами система правовых норм, которая призвана обеспечитьбезопасность и эффективность деятельности оперативников и иных участников ОРДпо решению поставленных задач, а также законность решений и ОРМ в отношениилиц, объектов оперативной заинтересованности; их социальную защищенность, а вслучае совершения правонарушения – возмещения вреда.
Привозникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровьеили имущество любого субъекта (участника) ОРО обязаны принять необходимые мерыпо предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечениюих к ответственности, предусмотренной законодательством России.
В целяхобеспечения безопасности ряда субъектов ОРД и членов их семей допускаетсяпроведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемомфедеральным законом о государственной защите, а результаты ОРД непредставляются в суд (следователю), если невозможно обеспечить безопасность ихучастников.[29]
Государственныморганом полномочным осуществлять ОРД выступает оперативно-розыскной орган —функционирующая в соответствии с оперативно-розыскным законодательством врамках определенного правоохранительного органа или специальной службы России системаего оперативных подразделений и должностных лиц, предназначеннаянепосредственно полностью или частично осуществлять ОРД или ее контролировать.

Списокиспользованной литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)//ИПС Гарант, 2008г.
2. Уголовныйкодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // ИПС Гарант, 2008г.
3. Уголовно-процессуальныйкодекс РФ от 18 декабря 2001 г. 174-ФЗ// ИПС Гарант, 2008г.
4. Федеральныйзакон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ
«Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями от 18 июля 1997г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января,30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 2 декабря 2005 г., 24 июля 2007г.) // ИПСГарант, 2008г.
5. Федеральныйзакон «О милиции», 1991г.// ИПС Гарант, 2008г
6. Федеральныйзакон «О связи», 1995 // ИПС Гарант, 2008г.
7. ПриказФедеральной службы налоговой полиции РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, Федеральной службыохраны РФ, ФПС РФ, ГТК РФ и Службы внешней разведки РФ от 13 мая 1998 г. N175/226/336/201/286/410/56 «Об утверждении Инструкции о порядкепредставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания,следователю, прокурору или в суд» // Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти от 14 сентября 1998 г., N 23.
8. Алексеев А.И. Практика уголовного сыска.Научно-практический сборник., “Лига Разум ”, М., 1999.
9. АлферовВ.Ю., Ильиных В.Л., Федюнин А.Е. Оперативно-розыскная деятельность.Учебно-справочное пособие. М. 2002.
10. Басков В.И. Оперативно – розыскная деятельность:Учебно-методическое пособие., М.: Изд–во “ Бек ”,1997.
11. БондаренкоМ. К вопросу об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности впроцессе доказывания по уголовным делам // Становление и развитие научных школправа в государственных университетах России: Материалы Всероссийскойстуденческой научно-практической конференции, 29-30 апреля 1999 г… — С.-Пб.;Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1999. — Ч. 5. — c.33-38.
12. БуторинЛ. Прокурорский надзор за ОРД // Законность. — М., 1999. — 10. — c.2-5
13. ГалаховС.С. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в РоссийскойФедерации: Лекция. Домодедово: РИПК МВД России, 2001.
14. ГоряиновК.К., Овчинский В.С., Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность.– Учебник.– М., 2003.
15. ГоряиновК.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон Об оперативно-розыскнойдеятельности: Комментарий. М., 1999.
16. ЕфремовA.M. Оперативно-розыскная деятельность и личность: Монография. СПб.: СПб ун-тМВД России, 2000.
17. ИсиченкоА.П. Оперативно-розыскная криминология: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
18. Комментарийк Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности».С постатейнымприложением нормативных правовых актов и документов / Авт.-сост. проф. А.Ю.Шумилов. 6-е изд., доп.и перераб. – М.: Изд-ль Шумилова И.И.,2004.– 331с.
19. Краткаясыскная энциклопедия: Деятельность оперативно-розыскная, контрразведывательная,частная сыскная (детективная) / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М., 2000.
20. Материалыс сайта imp.rudn.ru/lectures/208/P6.htm#4
21. Основыоперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. С.В. Степашина. СПб.,1999.
22. Постатейныйкомментарий в ФЗ « Об оперативно-розыскной деятельности» со словаремзаконодательных терминов /О.А. Вагин, А.П. Исиченко/М: Изд.«Экзамен»,2006.-479с.
23. Российскийпрокурорский надзор / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2001.