Рольнародного художественного творчества в становлении и развитии личности
Загадка как средствообучения и воспитания детей. Возможности загадкив процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Тысячелетнийопыт народной педагогики выкристаллизировал наиболее эффективные средствавоздействия на личность, например: пословицы, поговорки, сказки, песни, но вэтом случае я решила рассмотреть загадки, как одно из видов в развитии истановлении личности.
Рассмотримпедагогические возможности загадки. Воспитательныеи образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадкиформируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному иточному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическоенаслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтомуслужит эффективным, средством патриотического воспитания.
Особоеместо загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она«доставляет уму ребенка полезное упражнение». Разгадывание загадок является дляребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующие его умственныесилы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминатьвиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделятькаждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадываниезагадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственнуюактивность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмыслитьмир.
Детямнравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этогосвоеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает идисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, рассуждению и доказательству.Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формируетумение самостоятельно делать выводы, умозаключения, загадки полныпознавательного смысла.
Каждаятематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире.Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности,закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем миресвязях между явлениями.
Детямнравится разгадывать загадки. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей иявлений. Предметность, конкретность загадки, направленность ее на детали жизниделают загадку отличным приемом дидактического воздействия на детский ум.Загадка ставит перед ребенком вопросы: что откуда?, что из чего делается?, что чемуслужит?.. Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: тоостанавливает внимание на внешнем виде, то укажет на сущность предмета, на егоназначение. Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях трудауказывается на характерное во внешнем виде предмета: «Два кольца, дваконца, посредине гвоздь и тот насквозь». (Ножницы); на то, из чегосделан предмет: « Поля стеклянные, межи деревянные». (Оконнаярама); на назначение предмета: «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когдаспать, когда вставать, когда работу начинать». (Часы). Некоторыезагадки показывают предмет в действии: «Кланяется, кланяется, придетдомой растянется». (Топор).
Загадкио средствах передвижения тоже указывают на особенности внешнего вида, крометого, и на скорость и способ передвижения предмета, особенности звучания:
«Летит,как стрела, жужжит, как пчела». (Самолет.) «Спозаранку за окошком стук, и звон, икутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома». (Трамваи).
Многоедетям могут рассказать загадки о животных, об их величине: «Юркиймаленький зверек по деревьям прыг да скок» (Белка.); о частях тела: «Сбородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица» (Козел) оформе глаз, длине ног, ушей, хвоста:
«Хвосткрючком, нос пятачком». (Свинья.) «Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках»(Заяц); об окраске животного: «Желтый клубок за белым скок».(Лиса, заяц.)
Некоторыезагадки обращают внимание на повадки животных: «Зимой спит, летом ульиворошит». (Медвeдь);на среду обитания и способы защиты: «Она, как змейка, в траве мелькает,хвостом виляет. Хвост потеряет — другой вырастает». (Ящерица); наприносимую людям пользу: « Не говорит, не поет, а кто к хозяинуидет — она знать дает». (Собака); на то, чем лакомится животное: «Мохнатенькая,усатенькая, по кладовкам рыщет, сметанку ищет». (Кошка.)
Взагадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенностивнешнего вида — форму, цвет: «Круглое, румяное с дерева достану я». (Яблоко.)«Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет» (Цветокколокольчик); на вкус и запах плодов: «Низок да колюч, сладок да пахуч,ягоды сорвешь — всю руку обдерешь» (Крыжовник); на место обитания: «Стоятв поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены» (Березки); на измененияв процессе роста и развития: « Две сестры: летом зелены, к осени однакраснеет, другая чернеет» (Красная и черная смородина.) Загадки оявлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать оних: «Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет» (Дождь,земля, трава); показывают мир в постоянном движении и изменении: «Приказалосолнце: стой, семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнца свет — рухнул мост,и щепок нет» (Радуга.).
Вомногих загадках отмечается закономерная последовательность природных явлений всвязи со сменой времени года, дня и ночи: «Весной вырастают, осеньюопадаю» (Листья.) « На землю упало пуховое одеяло. Лето пришло —одеяло все сошло» (Снег.).
Загадкипознавательного содержания, обостряя наблюдательность детей,повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическоепредставление о природе. Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок,звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств ребенка.
Ослепительноярок зимний пейзаж: «Пушистый ковер не руками ткан, Не шелками шит, присолнце, при месяце серебром блестит». (Снег.)
Радостноволнуют свежие запахи весны и чистое звучание капели в загадке про сосульку: «Виситза окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной». Любаякартина природы в загадках выразительна и ощутима: «Егор-Егорка упал возерко, сам не потонул и воды не всколыхнул» (Месяц). «Пустыполя, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?» (Осенью).
Красочнорисуя окружающий мир, загадки помогают ребенку по-иному взглянуть на самуюобыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка дает картинноеописание предмета. «Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички»— такими изображены в загадке полевые ромашки. «Весь из золота отлитна соломинке стоит» — горделиво красуется налитой солнцем и жизненнойсилой маленький колосок. Ароматами и соками летнего леса полна земляника: «Красна,сочна, душиста, растет низко, к земле близко».
Вызываетвосхищение и чудо-радуга в загадке «Поднялись ворота — всему миру красота»,и маленькие капельки-росинки в загадке «Посреди поля серебряные зерналежат».
Такзагадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края.Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданнымисравнениями. Точный выбор слова, меткие художественные средства делают загадкупроизведением, доставляющим эстетическое наслаждение. В загадке: «Заря-заряница,красная девица, по миру ходила, слезы обронила, месяц видел, солнце скрало»заря сравнивается с красной девицей, а роса — со слезами.
Загадка,как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, какемко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Это впервую очередь относится к тем предметам, которые близки опыту людей, которыепривлекают своим внешним видом — красками, формами. Очень своеобразно,например, выглядит гриб-подосиновик в разных загадках: «Под елкою, подосинкою стоит мальчик с пальчик, на нем сер кафтанчик, шапка красненька»— это молоденький, свеженький грибок. А вот коренастые подосиновики: «Волесу, во бору стоят стары старички, на них красны колпачки.»
Также образно рассказывается в загадке о различных явлениях природы. Например,снег — это и «одеяло мягкое, белое», и «скатерть», и «простыня»; снежинки — этои «пушинки», и «звездочки», и даже «белые мухи»; солнце — «костер», «красноеяблочко», а радуга — то «крашеное коромысло», то «семицветный мост крутой», то«ворота — всему миру красота».
Взагадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющеговоспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Поэтому загадки полныюмора, шуток, порою насмешек, а иногда и озорной двусмысленности. Например: «Хожуна голове, хотя и на ногах, хожу и босиком, хотя и в сапогах». Всязагадка построена на игре противоречий. Как это ходить на голове и в то жевремя на ногах? Босиком — и одновременно в сапогах? Неожиданный ответ — «гвоздьв сапоге» — подчеркивает оригинальность остроумной загадки-шутки.
Значительнароль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками ипотешками загадки для ребенка — это первые образцы народной поэзии. Ониразвивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами имелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманиюпоэтической основы произведений литературы.
Отгадываниезагадок способствует активному развитию речи детей. Особенностисодержания и структуры загадки как литературного жанра позволяет развиватьлогическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использованияречи-доказательства и речи – описания.
Так,загадка становится не просто развлечением и игрой, но и упражнением врассуждении и доказательстве, т.е. важным средством обучения и развития.
Уметьдоказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильновыражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. По мнению педагогафилолога Ю.Г. Илларионовой речь-доказательство требует особых, отличных отописания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, своейкомпозиции. Так как смысл создания рассуждения состоит в умении подобратьдоводы (аргументы, подтверждающие тезис), то для речи — доказательства имеетсясвоя структура, опредиляющая порядок аргументов: во-первых, во-вторых,…и т.д.
Врассуждении часто приходится пользоваться сложными предложениями, с помощьюкоторых выражаются логические связи загадки: если-то, раз-значит,потому что, так как, так что, поэтому, значит. Рассуждение заканчиваетсявыводом, который строится с использованием принятых для этого случаялексических средств: следовательно, значит, таким образом, поэтому идр.
Приемамипостроения речи-доказательства, его синтаксисом, специфической лексикой детиовладевают постепенно. Обычно дошкольники в своей речи этими конструкциямипользуются редко, но жизнь постоянно требует объяснений и аргументации и,следовательно, детям нужно создавать условия для необходимой речевойтренировки. Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательства приобъяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интереснымидоводами для лучшего обоснования отгадки.
Доказательствоотгадок вызывает живой интерес, формирует мышление и речь ребенка. Остроумная изанимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательствулегко и непринужденно. Необходимость доказывать убедительно, развернуто ипоследовательно тренирует ребенка в использовании различных языковых средствлексических и грамматических.
Загадка- описание заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детейновыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. Загадки обогащают ихсловарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Например, помимо основногозначения глагола идти («передвигаться»), ребенок осознает и другие: действуетмеханизм («идут часы»), льет дождь («идет дождь»). Конечно, дети не раз имеливозможность, и слышать и употреблять эти сочетания, но в загадке онивоспринимают слова сопоставлено, объединено: «Идут круглые сутки, нестоят ни минутки, а все на одном месте».(Часы). «Посмотрив окошко: идет длинный Антошка»(Дождь). «Шумит он в полеи в саду, а в дом не попадет, и никуда я не пойду, покуда он идет»(Дождь).
Загадкирасширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова: «Мы,когда идем, стоим, а стоять умеем лежа, даже если убежим, мы не двигаемся тоже»(Часы).
Такимобразом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматриватьслово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не толькоязыковую подготовку ребенка, но естественно и успешно развивает егомыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовноммире.
Размышлениянад загадками содействуют обостренному восприятию словообразовательных иформообразующих средств русского языка — его морфем. Без понимания значения тойили иной морфемы: корня, суффикса, приставки — невозможно уловить значениеслова. В загадках же часто в целях удовлетворения требований самого жанраиспользуются такие слова, в которых повышенную роль приобретает та или инаяморфема. Такую нагрузку, например, несет на себе суффикс — н (-ня) — в загадкео муравьях: «В лесу у пня беготня, суетня: народ рабочий весь деньхлопочет, себе дом строит». С помощью этого суффикса образованысуществительные, обозначающие действия в собирательном значении, — «беготня»,«суетня». Невольно обращает на себя внимание суффикс — ищ — имеющий значениеувеличительности: «Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище» (Кошка).
Естьи такие загадки, в которых встречаются сравнительно редкие суффиксы. В такомслучае, чтобы понять смысл слова, требуется провести словообразовательныйанализ, благодаря которому можно установить, от основы какого слова образованоновое слово, употребленное в загадке. Вот, например, весьма мудреные определенияпредмета по его функции, действию. В загадках о корове хвост обозначается, какмахай, вихляй, вертун, хлобыстун, рога — бодай, бодастые, ноги — ля-гаи,ходастые. Чтобы понять эти слова, нужно найти исходные глаголы: махать,вихлять, хлобыстать, бодать, лягать, ходить. Не всегда, конечно, детямдошкольного возраста доступны такие решения, но подобные словообразовательныезадачи надо ставить, чтобы в сознании ребят постепенно складывались привычныевпечатления о словообразовательной системе русского языка.
Загадкапомогает детям осваивать и синтаксис родной русской речи. Синтаксическиеособенности загадки становятся детям привычными, доступными, понятными. Детиусваивают различные способы передачи сопоставительных и противительныхотношений, учатся умению строить вопросительные предложения, учатся логикеорганизации однородных членов, что, как показывает практика, требует в обучениидетей многократных практических упражнений. Как известно, структура такихпредложений дается детям с трудом, потому что она требует обусловленногорасположения однородных членов (чаще всего сказуемых) в соответствии слогической последовательностью реальных действий: «Нахмурится, насупится,в слезы ударится — ничего не останется»(Туча).
Грамматическоеи лексическое разнообразие загадок существенно помогает детям осваивать стройрусской речи в ее многогранных проявлениях. Загадка не просто «скользит» вречевой сфере, — она приковывает к себе внимание ребенка, заставляет егососредоточиться на языковой форме, вдуматься в нее. Загадка непреднамеренно(подспудно) заставляет ребенка анализировать ее языковую структуру, учитоткрывать «секреты» этой структуры, позволяет запоминать слова и формы слов,словосочетания, устойчивые обороты, осваивать лексическую сочетаемость.
Особоеместо в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: онапозволяет воспитателю, без каких либо специальных тестов и анкет выявитьстепень наблюдательности, сообразительности и умственного развития, а такжеуровень творческого мышления ребенка.
Заключение
загадка воспитание ребенок
Проанализироваввсе вышесказанное можно сделать такой вывод.
Загадка,несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, такнеобходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Она оказываетвоздействие не только на умственное воспитание, развивая логическое мышление,но и развивает речь, обогащая словарь, развивает поэтический слух, восприятие,воображение. Загадки обостряют наблюдательность детей, повышают интерес кокружающей действительности. Загадка помогает детям осваивать синтаксис роднойрусской речи и ее строй.
Думаю,что дети должны не только отгадывать загадки, но и должны пробовать сами ихсочинять, давая простор своему творчеству, иногда из этого происходят интересные,удачные находки. С помощью загадок можно активизировать мышление и речьребенка, как успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития,что очень важно для подготовки ребенка к школьному обучению.
Списоклитературы
1. Аникин В.П.«Русское народное поэтическое творчество». — Ленинград: Изд. «Просвещение» 1983
2. Аникин В.П.Садовников Д.Н. «Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч изадач». — М: 1959
3. Алиева Т.И.Антонова Т.В. «Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошкольника». — М: Изд.«Просвещение» 2003
4. Болотина Л. Р.«Педагогика». — М: Изд. «Просвещение» 1987
5. Зуева Т. В.«Русский фольклор» Словарь – справочник. — М: Изд. «Просвещение» 2002
6. Илларионова Ю.Г.«Учите детей отгадывать загадки» Пособие для воспитателя детского сада. 2-оеиздание. — М: Изд. «Просвещение» 1985
7. Комарова Т.С.«Народное искусство в воспитании дошкольников». Учебное пособие к программевоспитания и обучения в детском саду — М: Изд. «Педагогическое общество России»2005
8. Круглов Ю.Г.«Русское устное народное творчество» Хрестоматия по фольклористике. – М: Изд.«Высшая школа» 2003
9. Круглов Ю.Г.«Русские народные загадки». — М: Изд. «Просвещение» 1990
10. Померанцева Э.В. Минц С.И. «Русскоенародное поэтическое творчество». Хрестоматия. — М: Изд. «Просвещение» 1969
11. Сальникова Е.В. «Байки — побайки».Программа по музыке на основе детского фольклора // Народное творчество -№4 – 62002
12. Илларионова Ю.Г. «Учите детейотгадывать загадки» Пособие для воспитателя детского сада. 2-ое издание. — М: Изд.«Просвещение» 1985