Развитие познавательной
самостоятельности учащихся в условиях применения мультимедиа-проекта в учебном
процессе
Еременко М.И., г.Волгоград
Содержание понятия “познавательная
самостоятельность” раскрыто во многих психолого-педагогических работах.
Большинство авторов рассматривают его как качество личности, сочетающее в себе
умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях.
Этот феномен представляет собой единство двух компонентов – мотивационного и
процессуального. Первый отражает потребность в процессе познания, второй –
знания данной предметной области и приемы деятельности, которые способствуют
осуществлению целенаправленного поиска. И хотя эти стороны существуют в
единстве, их разделение вполне оправданно, ибо можно стремиться к поиску
знаний, но не уметь их находить, можно уметь их добывать, но не испытывать в
этом органической потребности.
Именно применение мультимедиа-проекта в учебном
процессе, на наш взгляд, играет существенную роль в развитии познавательной
самостоятельности учащихся. Работа над мультимедийным проектом осуществляется
на уроках информатики в 11 классах и во внеклассной деятельности, начиная с 8
класса. Тема творческого мультимедийного проекта может быть связана с одной или
несколькими дисциплинами учебного плана, а также с событиями и проблемами
окружающей действительности. Следует отметить, что тема проектной работы должна
быть практически выполнимой и значимой по своей проблематике, вызывать живой
интерес участников проекта и соответствовать их мотивационным установкам.
Приведем примеры некоторых мультимедийных проектов, выполненных учащимися лицея
в разные годы, многие из которых с успехом учителя используют на своих уроках:
“Моделирование исторического процесса в дидактических играх и
задачах”; информационный модуль “Клетка” (биология);
“Экономическая география Волгоградской области”; информационный
модуль “Альдегиды” (химия) и др.
Практика создания творческих проектов с использованием
мультимедиа позволяет учащимся осваивать новые задачи, требующие разработку
пользовательского интерфейса, ввода и компоновки звука, сканирования
иллюстраций, вставку видео, графики, анимации, гипертекста. При выполнении
проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности –
творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского
характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют
увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения
усвоенных знаний. Очень часто работа над мультимедийным проектом перерастает в
научную работу по разработке обучающих и контролирующих программ по различным
предметным областям. В результате самостоятельной работы на базе имеющихся у
учащихся знаний и приемов формируются новые.
Цель выполнения проектной работы – углубленное
изучение той или иной проблемы, в результате которого на основе специальных
методов исследования учащиеся создают новый продукт, конкретное знание или
новый конкретный опыт, знакомятся с технологией мультимедиа, созданием
слайд-фильмов.
Работа над проектом начинается с формулировки
проблемы, обоснования ее социальной и практической значимости, а также выдвижения
гипотез ее решения. Следующий этап – планирование работы, распределение
обязанностей между разработчиками проекта, определение в выборе
инструментальных сред для выполнения проекта. При этом учащимся отводится
главная роль в планировании и проведении работы, а также в формировании
исследовательской группы и выработке систем внутригруппового управления.
Педагог или несколько педагогов (учитель информатики и учитель-предметник)
выступают преимущественно в роли научного руководителя и консультанта.
Непосредственно работа над творческим мультимедийным
проектом начинается со сбора имеющейся информации по исследуемой проблеме. В
нашем лицее собрана большая медиатека, поэтому нередко поиск информации
сопровождается работой в Интернет, с мультимедийными справочниками,
энциклопедиями, видео- и аудиокассетами по различным учебным предметам.
Отличительной чертой проектной работы является то, что в процессе ее выполнения
теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться
приобретением специальных практических умений и навыков (Сканирование
иллюстраций, видеомонтаж, интеграция объектов из различных программ и т. д.).
Немаловажно и то, что обсуждение результатов
выполнения мультимедийного проекта проходит в форме защиты на итоговой конференции,
на которую приглашаются учителя предметники и учащиеся, которые в будущем тоже
будут выполнять творческие проекты. Это в свою очередь требует выработки у
ребят навыков публичного общения, дискутирования, умения аргументированно
отстаивать собственную позицию.
Работа над мультимедийным проектом, а она
преимущественно осуществляется в группе, требует овладения особыми навыками
коллективной работы и межличностного общения.
Итак, создание творческого мультимедийного проекта
учащимися – это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые
знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной
деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального
компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе
учителю принадлежит ведущая роль.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://vio.fio.ru/