Государственное управление СССР в период с 80 х по 90 е годы XX века

–PAGE_BREAK– 2  Система государственного управления СССР в 80-е – 90-е г.г.
2.1  Конституция 1977 года
7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР утвердил Основной Закон — Конституцию СССР. Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918,1924,1936 гг.).
Констатировалось построение “развитого социалистического общества” и создание “общенародного государства”. В качестве цели указывалось построение “бесклассового коммунистического общества”, базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, политической – советы. Закреплялась “руководящая и направляющая” роль коммунистической партии. В тексте появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, о внешней политике, статусе народного депутата, преамбула. В целом 9 разделов:
1 Основы общественного строя и политики
2 Государство и личность
3 Национально-государственное устройство
4 Советы народных депутатов и порядок их избрания
5 Высшие органы власти и управления
6 Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках
7 Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор
8 Герб, флаг, гимн, столица
9 Действие Конституции и порядок её применения
Конституция закрепляла новые формы “непосредственной демократии”: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и на критику действий государственных и общественных организаций. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась неразрывная связь прав и обязанностей. Конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану её прав и свобод.
 Однако, тезис об общенародном государстве, провозглашенный еще в 1961 г., был не более чем декларацией, хотя Конституция закрепляла новые формы демократии: референдумы, всенародное обсуждение, новые гражданские права. Фактически речь шла об усилении монопольной власти КПСС: в ст.6 подчеркивалось, что ядром политической системы развитого социализма, руководящей и направляющей силой советского общества является КПСС [5, С. 303].
Как и прежде, структура государственных органов состояла из высших органов власти и управления, раздел 6 определял структуру  и компетенцию органов государственной власти и управления в союзных республиках (Приложение А).
Структура, прерогатива и полномочия Верховного Совета и Президиума остались без принципиальных изменений, то же самое относится к деятельности Совета Министров СССР. В июле 1978 г. Верховный Совет принял Закон о Совете Министров СССР, где был четко определен правовой статус правительства, как высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти СССР, правомочного решать все вопросы государственного управления. Одним из основных направлений деятельности Совета Министров, как указывалось в ст.2 Закона, являлось укрепление сплоченности всех наций и народностей страны в целях строительства коммунизма (Приложения Б, В).
На основе новой Конституции была реорганизована система правоохранительных органов: в 1979 г. были приняты законы о Верховном суде, о прокуратуре, государственном арбитраже, адвокатуре СССР. В ноябре 1979 г. был принят Закон о структуре и компетенции Народного контроля.
На практике высшие органы власти не контролировали правительство: важнейшие решения принимались без их ведома, например, ввод войск в Афганистан в 1979 г. и др.
Фактически вся полнота власти находилась в руках номенклатуры, которая стремительно увеличивала  бюрократический аппарат. Число общесоюзных и союзно-республиканских министерств выросло с 29 в 1965 г. до 160 к 1985 г., общая численность управленцев составила 18 млн. человек (1,6 млн. работало в высших и средних звеньях  министерств, 11,5  млн. — в аппарате предприятий и организаций, 3,5  млн. — технический и обслуживающий персонал). На содержание аппарата управления в середине 80-х годов уходило 10% государственного бюджета [11, С. 155].
2.2  Система управления в период перестройки (1985-1991 г.г.)
Так называемые перестроечные процессы связаны с деятельностью Генерального секретаря ЦК КПСС  М.С. Горбачева. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачев изложил замысел обширных реформ. На всем протяжении 1985 — 1991 гг. Горбачев давал весьма противоречивое объяснение генезиса своего реформаторского курса. Сообразуясь с фактами, сегодня можно уверенно утверждать; реальная, просчитанная и продуманная стратегия демократизации отсутствовала. Перестройка, на наш взгляд, была задумана наиболее реально мыслящей частью номенклатуры с целью сохранения монополии КПСС на власть, путем проведения незначительных  реформ в политической сфере и ликвидации наиболее одиозных черт административно-командной модели экономики.
Традиционно начало всем изменениям положила ротация партийных кадров, фактически руководивших системой государственного управления: к началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК [5, С. 306].
Вслед за этим начались реформы в экономике. В 1985 г. был принят Закон о госприемке, который создавал еще одно звено в системе контроля промышленной продукции — службу государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. К 1 января 1987 г. они действовали на всех крупных промышленных предприятиях. Однако эффект от введения еще одной административно-командной структуры оказался нулевой.
В июне 1987 г. Верховный Совет принял Закон о государственном предприятии (объединении), вступившей в силу с 1 января 1988 г. Закон изменял отношения между министерствами и предприятиями, наделяя последние большей экономической самостоятельностью:  предприятия сами определяли численность работающих, устанавливали объем заработной платы, выбирали хозяйственных партнеров, реализовали продукцию, произведенную сверх госзаказа, получали право выхода на внешние рынки, поиск инвесторов и т.п. Роль министерств сводилась к определенной стратегии развития отрасли, подготовке контрольных цифр экономического развития, определению государственного заказа. К 1989 г. стало ясно, что закон потерпел фиаско [10, С. 64].
Практическое воплощение идей политической перестройки получили в решениях ХIХ Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.). В 6 резолюциях конференции, в частности “О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны” речь шла об изменении системы управления страной. Соответствующие изменения в Конституцию СССР 1977 г. внес Верховный Совет.
Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов, Верховный Совет должен был работать на постоянной основе, подобно парламенту. Усиливалось значение поста Председателя Президиума Верховного Совета (Приложение Г).
Выборы народных депутатов зимой — весной 1989 г. проходили по следующей схеме: одну треть депутатов направляли общественные организации (КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и др.), две трети избирались на конкурентной основе. В мае 1989 г. собрался Первый съезд народных депутатов СССР [6, С. 250].
В марте 1990 г. III Съезд народных депутатов отменил ст.6 Конституции СССР и избрал М.С. Горбачева Президентом СССР, однако без всенародных выборов этот пост был лишен необходимой легитимности (Приложение Д).
В условиях все более обостряющегося системного кризиса, поразившего и КПСС, номенклатура предпринимала лихорадочные усилия по обеспечению в будущем контроля за бывшей государственной собственностью. В частности, с 1985 г. по 1991 г. советский золотой запас сократился с 2.500 до 240 т., судьба более чем 2 тыс. т. до сих пор остается неизвестной. Реформы М.С. Горбачева и возвращение к якобы более демократическим формам парламентаризма носили поверхностный, почти неуправляемый характер, что вело к ослаблению связей между республиками, ослаблению государственности, развитию национально-сепаратистского движения (Приложение Е).
2.3     Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды народных депутатов. Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали реше­ния внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября — 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматри­вали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных де­путатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе [6, С. 263].
1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в полити­ческой структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов СССР (март — май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских мест было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданам действительно выбирать одного из нескольких.
Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что позволило коммунистам, как наиболее массовой “общественной орга­низации” на Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизо­ванных странах — лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: до­ля коммунистов среди народных депутатов оказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержден авторитет партии.
В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным и национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна — повсеместно зафиксировано снижение про­изводительности труда [2, С. 479].
Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая — 9 июня 1989 г.) стал весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было тако­го в истории этой страны. Конечно, сейчас можно с иронией смотреть на те баталии, что происходили на Съезде, но тогда это выглядело по­бедой демократии. Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление об основных направлениях внут­ренней и внешней политики СССР.
Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.)  носили  более деловой характер по сравнению с первым Съез­дом. Второй Съезд принял 36 нормативных актов, в том числе 5 законов и 26 постановлений.  Одним  из  центральных вопросов повестки дня второго Съезда народных депутатов было обсуждение мер по оздоровлению эконо­мики.  Был  обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады,  посвященные  как  внешнеполити­ческим  проблемам так и внутриполитические.
Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие возлагали на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам на­шего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь “игрой в демократию”, каковой он, собственно, и являлся. Ко Второму Съезду интерес людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным махом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного.
3  Перестройка в общественно-политической жизни
3.1  Преобразования в экономике
Нарастание негативных тенденций в обществе привело к тому, что страна в середине 80-х годов оказалась на грани серьезного экономического кризиса. Положение в стране поставило общество перед необходимостью радикальной перестройки всех сторон жизни.
Сначала едва незаметно, затем все сильнее стали обозначаться новые явления, процессы, доселе мало предсказуемые. Стали говорить о приоритете общечеловеческих ценностей. Закончился почти десятилетний период пребывания советских войск в Афганистане, начался пересмотр отношений к этой войне. Митинги, демонстрации, зажигательные речи,  забастовки. Встречи лидера страны с президентами и лидерами других стран. Создание первых неформальных организаций. В национальных республиках взвиваются флаги с национальной символикой. Заключается договор об уничтожении целого класса ядерного оружия — ракет средней дальности.
Провозглашается гласность. Пресса постепенно поляризуется. Партийное руководство один за другим покидают люди, десятилетиями находившиеся у власти. Прекращается глушение западных радиостанций. В обиход входят такие понятия, как «свободные выборы», «многопартийность», «права человека», «свобода слова». Мучительно идет поиск путей подъема экономики страны. Пустеют магазины, останавливаются предприятия,  появляется безработица.
Весной 1985 г. перестройка и ее “архитектору”, и ее  “прорабам” виделась как возвращение к ленинской  концепции социализма, соединение социализма с демократией. М. С. Горбачев был убежден, что после  реформы, проведенной “сверху”, страна обретет второе дыхание. Первый этап преобразований       (1985 -1988) начался в русле прежних традиционных административно- …………
организационных мер которые должны были укрепить порядок и дисциплину, и самое  главное — активизировать “человеческий фактор”  (т. е. разбудить  человека, сделать его по-настоящему активным и заинтересованным), восстановить общественную мотивацию трудовой деятельности.
Ядром экономических преобразований стала концепция ускорения социально-экономического развития страны на основе использования новейших достижений научно-технического прогресса, которая  была предложена М. С. Горбачевым на Пленуме ЦК  КПСС в апреле 1985 г.  Провозглашая курс на ускорение, М. С. Горбачев  надеялся с минимальными затратами за счет “скрытых резервов” в короткий срок добиться подъема  экономики. Предполагалось изменить инвестиционную и структурную политику, направив основные  средства на техническое перевооружение, модернизацию действующих предприятии, сократив до минимума финансирование незавершенного строительства новых объектов. Главные усилия сосредоточивались на опережающем развитии машиностроительной отрасли, достижения в которой в дальнейшем обеспечили бы подъем и других отраслей. Ставка делалась на энтузиазм рабочих, вводился 3- и  4-сменный режим работы, силами местных рационализаторов предлагалось повышать качество выпускаемой продукции [11, С. 156].
Вскоре после Пленума ЦК был обнародован  пакет” правительственных документов о реорганизации центральных экономических органов, перестройке банковской системы и финансового механизма, переменах в сфере снабжения.  Состоявшийся в феврале 1986 г. очередной XXVII  съезд КПСС расширил содержание концепции ускорения, распространив ее на общественные отношения. Во главу угла политики “ускорения” были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом, беззаконием. За короткое время был  омоложен верхний “эшелон” руководства. Н. И. Рыжков  сменил                        Н. А. Тихонова на посту премьер-министра, Н. В. Талызин стал вместо                  Н. К. Байбакова председателем Госплана СССР, Б. Н. Ельцин был назначен секретарем ЦК КПСС, а затем — первым секретарем Московского горкома КПСС и кандидатом в члены Политбюро.
Один за другим были отстранены наиболее консервативные члены партийной верхушки. Чистка коснулась также среднего и нижнего звена партноменклатуры. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС.
Попыткой реальной поддержки снизу политики ускорения стало принятие закона о создании Советов трудовых коллективов, которые наделялись широкими полномочиями, начиная от выборов руководителей предприятий и кончая регулированием заработной платы.
Несмотря на провозглашение курса ускорения, 12-й пятилетний план, принятый XXVII съездом КПСС, был составлен на основе методов и подходов прошлого. Резкое повышение темпов экономического роста, заложенное в новый пятилетний план, оказалось очередной утопией и лишь усилило разбалансированность экономики. Этот процесс усугубили противоречивые бюрократические методы реализации плана, типичным примером которых может служить введенная вместо ведомственного контроля государственная приемка промышленной продукции [3, С. 381].
    продолжение
–PAGE_BREAK–Ее введение в итоге привело к сокращению выпуска промышленной и продовольственной продукции. Темпы прироста промышленности представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Темпы прироста промышленности в % по отношению к предыдущему году.
Год
1985
1986
1987
1988
1989
1990
%
+3,4
+4,1
+3,8
+3,9
+1,7
-1,2
Импульс “ускорения” 1986 — 1987 гг. вызвал перенапряжение в производстве энергии, сырья и конструкционных материалов. В 1988 г. оно привело к сокращению выпуска базовых ресурсов. Ответной реакцией экономики стало быстрое накопление запасов во всех ее секторах. Индустрия начала работать “на склад”. Минимальный результат дала и переориентация импорта с ширпотреба на закупку новейшей техники за рубежом. Закупленные на валюту поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, нужного качества сырья [4, С. 486].
В качестве мер по укреплению дисциплины наибольшую известность получило постановление ЦК КПСС “0 мерах по преодолению пьянства и алкоголизма”, в результате которого была развернута масштабная антиалкогольная кампания, вначале активно поддерживаемая населением. Благие намерения руководства, однако, обернулись громадным ущербом для бюджета (поступления в казну от продажи спиртных напитков в течение трех лет сократились на 37 млрд. рублей), ростом самогоноварения, токсикоманией, разгулом преступности. Уже к концу 1986 г. экономическая ситуация в стране вновь стала ухудшаться. В январе 1987 г. наступил спад производства, что явилось началом экономического кризиса (Приложение Ж). С 1988 г. возросла эмиссия денег в СССР, что видно в таблице 2.
Таблица 2 – Эмиссия денег в СССР с 1988 по 1991гг.
Год
1988
1989
1990
1991
Количество денег, млрд. руб.
11,5
18
25
50
 Первые три года перестройки показали, что попытки в рамках старой системы провести преобразование экономики, активизировать “человеческий фактор” обречены на провал.
Неудачи первого этапа перестройки заставили искать новые пути продвижения вперед, поставили на повестку дня вопрос о комплексной реформе общества. Стратегия реформ была провозглашена М. С. Горбачевым на Пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г. Ее основой объявлялась демократизация всех сфер советского общества. В соответствии с провозглашенным лозунгом “Больше демократии” предлагалось ввести альтернативные, т. е. на основе соперничества нескольких претендентов, выборы депутатов всех уровней власти. На повестку дня был поставлен вопрос не только реформирования всей системы политических институтов, но и создания новой модели социализма “с человеческим лицом”.
Ухудшение экономической ситуации заставило руководство страны обратить серьезное внимание на ход и направление экономических реформ. Летом 1987 г. правительство страны во главе с Н. И. Рыжковым совместно с учеными-экономистами подготовило и представило на июньском Пленуме ЦК КПСС план реформ. К этому времени стало очевидным, что без преодоления тотального огосударствления экономики невозможно пробудить инициативу людей. Для этого предлагалось передать трудовым коллективам право реального распоряжения средствами предприятий, развивать арендные отношения и индивидуально-трудовую деятельность, восстановить в правах кооперацию [8, С. 116].
В июне 1987 г. Верховный Совет СССР принял закон о государственном предприятии (объединении). Новый закон предусматривал расширение самостоятельности предприятий и демократизацию хозяйственной жизни. Разрабатывались и внедрись три модели хозрасчета, различавшиеся уровнем свободы и ответственности, порядком распределения доходов.
Первую брешь в государственной системе собственности пробили кооперативы. Решения о развитии кооперации были приняты еще в 1986 г., а в июле 1988 г. увидел свет закон о кооперации. В нем формально было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного сектора экономики. Он предусматривал возможность создания различных кооперативов, в том числе на базе государственных предприятий. Кооперативный сектор развился гораздо быстрее, чем ожидалось. Только за 1988 г. количество кооперативов в СССР увеличилось в 6 раз. У государственной промышленности и сферы услуг по явился конкурент [8, С. 117].
Партийно-государственная элита боялась расширения неподконтрольного ей негосударственного сектора, поэтому попыталась сразу поставить кооперативы в определенные ограничительные рамки. Сильный удар по частному производству нанесли решения центральных и местных властей о борьбе с нетрудовыми доходами, запретах вывозить продукты личного подсобного хозяйства за пределы краев и областей. Эти меры подорвали развитие новых форм хозяйствования.
Таким образом, существовавшие в 1987 – 1990 гг. относительно благоприятные возможности для постепенного разгосударствления, восстановления рыночных отношений, изменения отношений собственности в формах и способах, стимулирующих экономический рост, были упущены. 
3.2  Создание политических партий и движений
  
Изменения в области экономической жизни,  необходимость   реформирования вместе с ухудшением положения народа  вызвали   к жизни волну  критики. Сверхцентрализованному общественно политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация  затронула идеологию, культуру и политику. Поиск альтернативных решений в процессе  развития приводил к критике существующих партийно-государственных устоев   и прошлой истории. Обстановка гласности позволяла узнавать о   трагических страницах прошлого, о коррупции и взяточничестве   в верхних  эшелонах  власти. Впервые общественность узнала о   том, что на территории СССР количество преступлений в 1990 по  сравнению  с 1989 возросло на 16.3%,  достигнув 1.336 тыс.,  из них тяжких более 250.000.  Число преступлений против личности  возросло на 10%  (умышленных убийств — 14.979 (15.4%), тяжких телесных повреждений — 39.673  (11.4%),  изнасилований  –  14.443 (2.7%).  Количество имущественных  преступлений увеличилось на 19.8%, квартирных краж — на 24.3%.
    Раскрываемость преступлений — 45.4%.  В 1990 году нераскрытыми осталось 684.739 преступлений,  что на 25%  больше,  чем в1989 г.
    Уровень преступности молодежи в возрасте 14-17 лет в 1,5 раза выше, чем среди 25-28-летних [13, С. 5]
К 1988 году явственно обозначилось обострение  внутренней идеологической борьбы. В печати выдвигались непримиримые   политические позиции от официально-консервативных до антисоветизма и национализма.  Широкое распространение получил антикоммунизм.  Идейные шатания охватили и политическое  руководство.  Менялось отношение людей к религии, к западным духовным ценностям.
В условиях острой критики деформаций социализма в политическом  руководстве   происходит   раскол.   М.С. Горбачев,   А.Н. Яковлев  и  некоторые другие пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей  роли  коммунистической  партии,   отмене конституционных гарантий этой роли.  В июне 1988 года   это положение прозвучало в докладе М.С. Горбачева на XIX партийной  конференции.  Впервые  за  историю партии доклад был   сделан без предварительного обсуждения в ЦК,  но конференция   одобрила положения доклада.  Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства,  сохранение за ней  лишь   идеологической,  просветительской  функции означал переход к   коренному изменению политической системы.
Конференция провозгласила  задачу  построения правового   демократического государства. Были определены  основные  направления политической реформы, отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе, формирование Советов  на  альтернативной  демократической   основе и утверждение их полновластия, демократизация органов государственной власти, расширение гласности и плюрализм в идеологической сфере, перестройка национальных отношений на демократической основе [2, С. 483].
 Положения конференции не были единодушно  восприняты  в   самой партии.  В январе 1989 года на Пленуме ЦК была отправлена «в отставку» третья  часть  Центрального  Комитета,  не   согласная  с  решениями конференции.  Значительно увеличился   выход из рядов партии.  Если в 1989 году ряды КПСС  покинуло   140 тыс. человек, то в 1990 году — 2,7 млн. человек. Из КПСС   вышла большая часть состава компартий Литвы,  Латвии и Эстонии, организовав самостоятельные партии социал-демократической ориентации. Компартии Грузии, Армении, Молдовы фактически  прекратили  свое  существование.  Последний XXVIII съезд   КПСС (1990 г.) показал неспособность партии оказывать  определяющее влияние на жизнь страны [14, С. 3].
После XIX партконференции были приняты законы, сыгравшие   решающее значение в реформировании политической системы государственной власти
Отмена 6-ой  статьи Конституции СССР способствовала активизации деятельности новых политических партий. Первой оппозиционной  КПСС партией провозгласил себя «Демократический   союз» в мае 1988 года. С апреля 1988 года возникают Народные   фронты,  первые национальные организации,  носившие массовый    характер: «Народный фронт Эстонии», «Народный фронт Латвии»,   «Саюдис» (Латвия). Позже аналогичные организации возникли во   всех союзных и автономных республиках.  1989 год стал  годом   появления многих партий.  Вновь образованные партии отражали   все ведущие направления политической жизни.  Ультралиберальное направление представлял «Демсоюз»,  выступающий за смену   модели общественного развития. К этому же крылу можно отнести:   «Российское   христианско-демократическое   движение»,   «Христианско-демократический союз России»,  «Христианско-демократическую  партию России» и др.  Первыми представителями   либерального направления стали «Демократическая  партия  Советского Союза»,  «Демократическая партия»,  «Либерально-демократическая партия» и  три  конституционно-демократические   партии.  В  мае 1990 года оформилась крупнейшая партия либерального лагеря — «Демократическая партия России», а в ноябре — «Республиканская партия Российской Федерации». В октябре 1990 года на базе движения  избирателей  «Демократическая   Россия»  (созданного  в ходе выборов народных депутатов СССР   весной 1989 года),  оформилась одноименная массовая  общественно-политическая организация, объединившая партии, общественные организации и движения либеральной направленности.
Социал-демократическое направление   было  представлено   двумя основными организациями: «Социал-демократической ассоциацией»  и «Социал-демократической партией России».  В июне   1990 года была основана «Социалистическая партия». Анархистское направление нашло отражение в деятельности «Конференции   анархо-синдикалистов» и «Анархо-коммунистического  революционного союза»[2, С. 490].
Многие из этих партий были малочисленными,  не имевшими   прочной  организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.
Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу- КПСС.  В 1990 — начало  1991 г.  в ней  обозначились   пять направлений:  социал-демократическое,  «Демократическое   движение коммунистов», центристское, «Марксистская платформа    в КПСС»,  традиционалистское.  Каждое из них предлагало свой   вариант реформ. На базе КПСС были созданы партии социалистическое направленности (Народная партия свободной России, Социалистическая партия трудящихся),  прокоммунистической ориентации  (Всесоюзная  коммунистическая  партия  большевиков,   Российская коммунистическая рабочая партия).
С осени  1990  года  началось формирование политических   партий, выступающих с позиций праворадикального переустройства общества:  Русская национал-демократическая партия и др.   Особняком держались организации российского государственного   традиционализма (монархисты) и революционно-социалистического традиционализма, группа «Единство» и др.
Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации:  Российское  христианско-демократическое  движение,   Исламское возрождение.  При всем многообразии партий и движений в центре политической борьбы оказалось два направления коммунистическое и либеральное.  Либералы (демократы) выступали сторонниками коренных реформ, а коммунисты — сохранения   старого строя. Популярность политических лидеров в то время представлена в таблице 3.
Таблица 3 — Популярность политических лидеров у населения, %.
Политический деятель
Октябрь 1991г.
Апрель 1991г.
За Затруднились ответить
Против
За
Затруднились ответить
Против
М.С. Горбачев 61
25
24
34
21
45
В.С. Павлов
22
30
48



Б.Н. Ельцин
73
18
9
70
15
15
И.С. Силаев
55
34
11



Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и   поиск выхода из создавшегося положения. Их возникновение показывало,  что  прежняя  однопартийная  политическая система   рухнула,  перестали действовать рычаги  власти,  сложившиеся   десятилетиями,  общество  вступило  в  глубокий политический   кризис. Явственно обозначились три тенденции общественно-политического развития:
 а) реформаторско-демократическая.  Представленная  партиями   демократической направленности эта тенденция отражала стремление к обществу западно-европейского образца с его демократическими  институтами и свободами и рыночно-капиталистической экономикой. 
б) национально-патриотическая.  Эта тенденция проявлялась в   многонациональной стране и выражалась в образовании националистических  партий и движений, в том  числе  русских. Этому    способствовали  религиозные, региональные и культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями   в условиях экономического и политического кризиса.
в)  традиционно-коммунистическая.  Сформированный десятилетиями социалистический образ жизни со многими  элементами коммунистического  распределения, сохранения остатков  почти 20   миллионной Коммунистической партии и 1,5 миллионного партийного аппарата способствовали проявлению данной тенденции [3, С. 365].
Таким образом, пятилетка «перестройки» привела к глубоким  изменениям  политической надстройки на основе многопартийности,  плюрализма и вызвала с неизбежностью острую политическую борьбу.
3.3  Внешняя политика СССР
   С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая  концепция,  получившая название  нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической  конфронтации,  исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы:  ядерного разоружения,  экологии, медицины и т.д. можно было решить только   совместно, исходя из признания:
а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми;
б) перехода от конфронтации к диалогу,  как основной  форме   международных отношений;
в) деидеологизации международных отношений;
г) строгого  уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы;
д) понимания  невозможности  военного  решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.
В заявлении М.С. Горбачева от 15  января  1986  года,  в   подписанной  им  Делийской декларации (ноябрь 1986 года),  в   выступлении на XXVII съезде  КПСС  подчеркивалось  признание   советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей   над классовыми,  приверженность новому политическому  мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.  
   Важнейшими событиями стали  вывод  советских  войск  из   Восточной Европы,  прекращение войны и вывод советских войск   из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики  продолжали оставаться советско-американские отношения.   За эти годы состоялось несколько встреч президента  М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. В 1987 году   был подписан договор о ликвидации ракет  средней  и  меньшей   дальности.  Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных  вооружений.  Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.
    продолжение
–PAGE_BREAK–В марте  1989  года во время визита М.С. Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы  советско-китайские отношения.  В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами  мирового  сообщества   осудил действия Ирака.  За многие десятилетия это был первый   случай,  когда СССР выступил на стороне ведущих  стран  мира   против  своих  бывших союзников,  хотя и не принял участия в   военных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и   советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию   помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу   к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения  заставило советское руководство идти на большие,  часто   односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.
С ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи  значительно сократился объем внешней торговли.  Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности от европейских социалистических стран, составлявшие значительную часть   внутреннего товарооборота СССР. Отрицательное сальдо внешней   торговли  увеличилось в 1990 году  в 2,9 раза по сравнению с   1989 годом. Гуманитарная помощь  продуктами и медикаментами,   составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года,  не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, «перестройка»   во внешнеполитической сфере  привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освободившихся  стран,   к свертыванию экономических и торговых отношений с ними, что   еще более увеличило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического кризиса [9, С. 125].
Прекращение «холодной  войны» вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Организации Варшавского Договора   не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе «нового   политического мышления». Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР,  не только не был распущен,  но еще   более укрепился. Внутри страны начались вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась.
3.4  Итоги перестройки
К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократи­ческого и экономического рынка (преобладал пер­вый), имели почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализма. Господство­вала идеальная для бюрократического капитализ­ма форма — лжегосударственная форма деятель­ности частного капитала. В политической сфере — гибрид советской и президентской форм прав­ления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.
Теперь коснемся вопроса, непосредственно связанного с экономическими итогами перестройками и той экономической обстановки, которая была непосредственно после нее.
Перед новой независимой Россией стояли очень труд­ные и масштабные задачи. Первоочередной и самой на­сущной была экономическая реформа, призванная вы­вести страну из кризиса и обеспечить россиянам достой­ный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход к рыночным методам хо­зяйствования, пробуждение предпринимательской ини­циативы частных собственников.
За годы «перестройки» было сделано удивительно ма­ло для реального реформирования хозяйственного меха­низма. Принятые союзным руководством законы расши­ряли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагива­ли принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следст­вие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производствен­ных связей между предприятиями разных союзных рес­публик, возросшее самовластье директоров, недально­видная политика искусственного, за счет дополнитель­ной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это при­вело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономи­ческого, кризиса в стране. Разрушение старой экономи­ческой системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России [3, С. 372].  
Предстояло продолжить процесс формирования сво­бодного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складыва­лась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, по­явилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее вет­ви. Требовалось реформировать государственно-полити­ческую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.
К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катас­трофическом положении. Ускорялось падение производ­ства. Национальный доход по сравне­нию с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государст­венного бюджета, т. е. превышение государственных рас­ходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). На­растание денежной массы в стране грозило потерей кон­троля государства над финансовой системой и гиперинф­ляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.
Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу го­да большинство товаров исчезло из государственной тор­говли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, го­сударственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населе­ния различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение мно­гих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода [14, С. 3].
Серьезные сомнения возникли у западных кредито­ров в платежеспособности СССР. Суммарный внеш­ний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реаль­ном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25—30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязатель­ства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой [10, С. 68].
Заключение
В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.
В 1990-1991 годах у нас, безусловно, произо­шла мировая геополитическая катастрофа. Она была неожиданной для большинства советских людей. Так, в середине 80-х годов известные историки А. Некрич и М. Геллер пи­сали:
« приближаясь к своему 70-летию, государ­ство, рожденное в октябре 1917 года, завершает восьмое десятилетие XX века как последняя ми­ровая империя. Над советской зоной — от Кубы до Вьетнама, от Чехословакии до Анголы — ни­когда не заходит солнце… Успехи системы оче­видны». Именно таким было мироощущение Запада, панически боявшегося советской агрес­сии [10, С. 63].
Несмотря на такие мироощущения, крах коммунистической системы все-таки произошел. 1985-1991 годы — конец коммунизма. Начинается открытая номенклатурная приватизация, част­ная собственность узаконивается, о реально-го­сударственной (тоталитарной собственности) уже и речи нет. Номенклатура открыто превра­щается в капиталистическую. К концу этого пе­риода строй похож уже не на «империализм» в классически — ленинском описании, а на что-то переходное к «западной» модели, к рыночной экономике, к открытому обществу и свободному капитализму.  По­литически все это идет на фоне тотального раз­грома государства, полностью проигравшего психологическую и холодную войну как во внеш­нем мире, так и внутри страны. Поражение за­канчивается распадом, исчезновением прежне­го могущественного государства СССР.
В бывших республиках образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ельцину и поддерживающим его демократическим силам.
Лист аббревиатур ВВП – Внутренний валовой продукт
ВЛКСМ – Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи
ВС – Верховный Совет ВЦСПС – Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов КГБ – Комитет Государственной Безопасности КПСС –Коммунистическая Партия Советского Союза НАТО – Организация Североатлантического договора НТР – Научно-техническая революция РСФСР – Российская Советская Социалистическая Республика СОИ – Стратегическая Оборонная Инициатива СССР – Союз Советских Социалистических Республик ЦК – Центральный Комитет
Список использованной литературы
1                   Акопов С.Г. История России. 1953-1996. Личности и эпохи/ С. Г. Акопов,  Н. Д. Гуреев. — М.: «Наука», 1997. – 514 с.
2                   Зевелева А. И. Политические партии России: история и современность/А. И. Зевелева, Ю. П. Свириденко, В. В. Шелохаева. – М.: «РОССПЭН», 2000. – 631 с.
3                   Медников В.В. Экономика России: путь реформ (1917-1995)/ В. В. Медников,  Г. П. Маховикова. — Спб.: «Терра», 1997. – 478 с.
4                   Орлов А. С. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник./ А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: «Проспект», 2000. – 544 с.
5                   Цыганов В.Б. История государственного управления в России: Учеб. пособие: В 2 ч., Ч.2 – 2-е изд., с изм. и доп./ В. Б. Цыганов  – Екатеринбург: «Полиграфист»,  2000. — 320 с.     
6                   Чистякова О. И. История отечественного государства и права: Учебник: В 2 ч., Ч. 2/ О. И. Чистякова – М.: «Право», 1997. – 315 с.
7                   Козлов В. А. Крамола инакомыслия в СССР при Хрущеве и Брежневе 1953-1982 годы. По рассекреченным документам Верховного Суда и Прокуратуры СССР / В. А. Козлов // Отечественная История – 2003. — №4. – С. 93-112.
8                   Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз? / Р. А. Медведев // Отечественная История – 2003. — №4. – С. 112-122.
9                   Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз?(продолжение) / Р. А. Медведев // Отечественная История – 2003. — №5. – С. 119-129.
10              Ольсевич Ю. Экономический кризис: причины или следствия «перестройки»?: к дискуссиям на Западе / Ю. Ольсевич // Вопросы экономики – 1992. — №6. – С. 60-70.
11              Остапкович Г. О социиально-экономическом развитии СССР на рубеже 80-90-х гг. / Г. Остапкович //Вопросы экономики – 1998. — №7. – С. 153-159.
12              Чернова М. От застоя к перестройке / М. Чернова // История ПС – 1997. — №33. – С. 58-63.
13              Широков Н. А. В стране растет преступность. По данным статистики. / Н. А. Широков // Аргументы и факты – 1991. — июль. — №23. С. 5.
14              Яковлев А. Н. Маленькие тайны великого времени: О перестройке, 1985-1990 гг.: Беседа с доктором исторических наук А. Н. Яковлевым: Записал В. Л. Старков  / А. Н. Яковлев // Аргументы и факты – 2000. – май. — №18. – С. 3.
2       Приложение А
(обязательное)
Система высших органов власти и управления по Конституции 1977 года
3       Приложение Б
(обязательное)
Система органов государственной власти в СССР (1977-1991гг.)
Верховный Совет СССР Совет Союза Совет национальностей Верховный Совет союзной республики
Краевой совет народных депутатов
   
Верховный совет
автономной республики
Совет народных депутатов автономной области
     
Рисунок 2.Б
4       Приложение В
(обязательное)
Система органов государственного управления в СССР (1977-1991гг.)
 

Рисунок 3.В
Приложение Г
(обязательное)
Органы государственной власти и управления в 1989 – 1990 гг.
Верховный Совет СССР
Совет Союза
Совет национальностей
              продолжение
–PAGE_BREAK–