Виды и механизмы принятия решений в логистике

Введение
Процессыпринятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких возможныхальтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мыпринимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанныймноголетней практикой. Есть решения, которым мы придаем малое значение, ипоэтому мало задумываемся при осуществлении выбора. И, наконец, существуютпроблемы выбора, решая которые, человек испытывает мучительные раздумья. Какправило, эти проблемы имеют исключительный неповторяющийся характер и связаны срассмотрением целого ряда альтернатив. В таких проблемах новым является либообъект выбора, либо обстановка, в которой совершается выбор. Такие проблемыпринятия решений называются проблемами уникального выбора.
 Существует множество различных проблем уникального выбора. Прежде всего,выделим проблемы, в которых в принципе может быть найдено рациональное,понятное другим людям изложение причин, приведших к выбору одной изальтернатив. Наиболее характерными проблемами рационального выбора являютсяпроблемы, возникающие перед людьми, работающими в разных административныхслужбах, при управлении организациями и совокупностью организаций. Любойсотрудник административного аппарата обязан быть рациональным хотя бы для того,чтобы иметь возможность объяснить другим логические основания своего выбора.
Предметомисследования выступают виды и механизм принятия решений в логистике. Основная цельисследования состоит в том, чтобы на основе анализа выявить процессыпланирования, управления и контроля за движением материальных, информационных ифинансовых ресурсов в различных производственно-экономических системах, выявитьмеханизм и виды принятия решений.
Задачамиданного исследования являются рассмотрение процессов движения сырья,материалов, комплектующих изделий, производственных, трудовых и финансовыхресурсов, готовой продукции от их источников к потребителям. Эти задачиставятся и решаются в соответствующих главах работы, составляяпоследовательность движения теоретического познания от абстрактного кконкретному, от общего к частному.
Принятиелогистического решения – это реализация логистического подхода в каждой сферехозяйственной деятельности предприятия. Логистика связана со всемиэкономическими науками, которые в той или иной мере участвуют в формированиихозяйства, – менеджментом, маркетингом, планированием, организациейпроизводства, финансами и др. При разработке и обосновании основных положенийприменяется сравнительно-исторический анализ, где прозиводится экскурс висторию дифференциация с другими науками.
Любаялогистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, междукоторыми установлены определенные функциональные связи и отношения.Непосредственно рабочим звеном информационной системы может бытьавтоматизированное рабочее место управленческого персонала, информационноеподразделение системы управления организацией или обособленная группауправленческих работников, объединенных общностью выполняемых информационныхфункций (процедур, операций). Поэтому был применен функциональный анализ.
Изучениевопросов во взаимодействии данных явлений, обращение к основным аспектам ихпроявления: причинно-следственному и функциональному предполагает привлечениесоответствующих познавательных методов и процедур, вытекающих из целиисследования. Причинный анализ по преимуществу ориентирован на изучениеизменений в логистике, его внутренних противоречий, играющих решающую роль вэтом изменении, т.е. охватывает динамику и процесс.
Теоретическаязначимость этих вопросов никогда не позволяла снижать планку своей актуальности.Новизна концепции логистики в области управления промышленными системамисостоит во всестороннем подходе к вопросам движения материальных благ впроцессе производства и управления. Логистическая система должна охватывать исогласовывать процессы производства, закупок и распределения продукции, а такжебыть основой при стратегическом планировании и прогнозировании.
 

1. Логистическая система
Фундаментальныепринципы новой научной дисциплины – логистики – сформировались в начале 1970-xгодов, тогда же начали применять их на практике первые предприятия и компании. Основнымивопросами, которыми занимается логистика, являются: управление снабжениемпредприятия сырьем и расходными материалами (сюда входит решение таких задач,как выбор поставщика, расчет оптимального объема, структуры и ритмичностипоставки, оценка эффективности работы поставщика); планирование, контроль,управление транспортировкой и складированием (на этом этапе решаются задачивыбора перевозчика, формы собственности складских помещений, организацииприемки товара и проверки его качества); внутризаводская переработка сырья,материалов и полуфабрикатов; доведение готовой продукции до потребителя всоответствии с интересами и требованиями последнего (поддержание необходимогоассортиментного перечня товаров, своевременная обработка заказов покупателей,поиск новых форм и методов сбыта, анализ торговой деятельности); передача,хранение и обработка соответствующей информации [Аникин 1999:145].
Логистик– это системный специалист, который от начала и до конца управляет процессомпланирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затратдвижения запасов сырья, готовой продукции и услуг. В его руках находится всясвязанная с этим процессом информация. На каждом предприятии разрабатывается концепциялогистики – система взглядов на повышение эффективности функционирования системпредприятия. Она опирается на долгосрочные цели предприятия и обеспечиваетсогласованность действий всех подразделений. Сотрудники функциональныхподразделений предприятия должны принимать активное участие в разработкеконцепции. Это не только усиливает степень их мотивации к согласованной работе,но также благодаря внедрению новых идей может улучшить содержание самойконцепции.
Объектомисследования логистики являются материальные потоки, потоковые процессы, процессвыполнения заказов потребителей, процесс продвижения продукции по цепи поставокили любая комбинация из них.
Цельлогистики – полное удовлетворение запросов потребителя. Чтобы ее достичь, нужносвязать воедино и постоянно согласовывать деятельность всех участниковпроцесса. И если хотя бы один из них подводит, усилия всех остальных могутоказаться совершенно напрасными.
За последние10–15 лет бурно развивающийся процесс глобализации охватил все сферы человеческойдеятельности, в том числе рыночные отношения, и международный бизнес. Донедавнего времени главным фактором успеха считалась рыночная ориентация. В 1980-хгодах в экономически развитых странах сформировалась новая концепция – ресурснаяориентация. Чтобы добиться стабильной рентабельности, предприятиям пришлосьправильно выбирать и комбинировать ресурсы. Сегодня, когда под влияниемглобализации неизмеримо возросли скорости материальных, финансовых иинформационных потоков, в мировой экономике все большее распространение получаетинтегрированная логистика.
Россия тожепостепенно поворачивается в сторону системных структурных преобразований,ориентированных на логистику. Потребность в интеграции сегодня испытывают всекоммерческие организации и предприятия государственного сектора, а значит,пришло время создавать условия для объединения промышленных и торговыхкомпаний, обслуживающих инфраструктуру рынка, в интегрированные логистическиесистемы, способные быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлятьпоставки товаров и услуг. Например, при создании самолета надо наладитьвзаимодействие до полутора тысяч поставщиков запчастей и комплектующих.          Эффективноуправлять деятельностью всех этих предприятий без логистических цепочекневозможно.

2.Принятие логистического решения
Принятиерешения –это выбор оптимального варианта при заданной цели с учетом побочных условий.
Задачапринятия логистического решения возникает в том случае, когда при определенномсостоянии внешней среды из нескольких вариантов выбирается тот, который лучшевсего способствует осуществлению цели логистической системы предприятия.
Всоответствии с этим задача принятия логистических решений состоит из следующихтрех компонентов:
1) оценкасостояния внешней среды;
2) установкалогистических целей;
3) поисквариантов.
Оценкасостояния внешней среды учитывает скорость изменения интенсивности конкуренции, развитияНТП, покупательских предпочтений, а также учитывает политические факторы,способные оказать влияние на экономическую ситуацию.
Логистическиецели представляютсобой выражение желаемых конечных результатов или состояний логистическойсистемы, которые должны быть достигнуты или возникнут как результат принятиярешений специалистом по логистике.
Логистическаяцель характеризуется:
1)содержанием – величиной, на которую должен влиять выбранный вариант. Этавеличина может определяться характеристикой (например, прибыль, оборот, общиезатраты), изменением характеристики (например, увеличение оборота), отношениемдвух характеристик (например, рентабельность и прибыль (капитал));.
2) временнымпериодом – должен быть установлен период, за который должна быть осуществленацель.
Поисквариантов –это выявление, формулирование и анализ способов достижения целей логистическойсистемы.
Процесспоиска:
1) систематическийи многосторонний поиск отдельных идей (указаний, подходов к решениюлогистической проблемы);
2) комбинированиеотдельных идей в независимые варианты;
3) точнаяформулировка найденных вариантов;
4) анализструктуры вариантов и соотношений между частными вариантами;
5) ограничениевариантов в допустимой области (отсев вариантов, которые не могут бытьреализованы при существующих условиях и факторах внешней среды);
6) проверкаполноты допустимой области.
Приподготовке логистического решения выявляются возможные варианты, т.е. разныепути достижения целей логистической системы, методы решения каждойлогистической задачи, преимущества и недостатки каждого из них, с тем чтобыможно было выбрать оптимальные. Варианты должны быть обоснованными,подготовленными таким образом, чтобы были видны их преимущества и недостатки. Вчастности, должны быть выработаны объективные критерии для оценки различныхвариантов решения, с помощью которых можно сравнить эти варианты и выбрать из нихнаилучший.
Наборосновных вариантов представляется руководству предприятия. Варианты формулируютсятаким образом, чтобы они исключали друг друга. Руководство предприятия, будучисвободным от функциональных соображений и обладая более широким взглядом на совокупностьвсех существенных в данном случае факторов внешней среды, принимаетокончательное решение. Все варианты, которые могут быть реализованы, составляютобласть допустимых значений.
Областьдопустимых значений (пространство решений) – это множество пригодных для реализациивариантов, которыми располагает в данный момент эксперт по логистике.
Механизм принятия решений
Создавпринципиально новые для России рыночные механизмы, построенные на координациипотоков поставок, рынок начнет функционировать более надежно и продуктивно.Именно на этих принципах основаны экономические достижения США, Японии и другихразвитых стран, в том числе входящих в Европейский союз. Страны ЕС – одна изсамых больших бурно и успешно развивающихся систем интегрированной логистики вмире. Недаром перспективу экономического роста России специалисты связывают сболее тесной интеграцией с Европейским союзом. Об этом, в частности, говорилпрезидент Российской Федерации в своем Ежегодном послании Федеральному собранию[Лукинский 2007:69].
Экономическиймеханизм каждого отдельно взятого предприятия нацелен на то, чтобы довести домаксимума разницу в цене между закупками и реализуемой продукцией.Интегрированный же подход, основанный на использовании логистических цепочек,ориентирован на всех участников процесса поставок (услуг). Существует пятьнаправлений, в которых можно добиться повышения эффективности: связь споставщиками, связь с потребителями, технологические, а также логистическиепроцессы внутри одного предприятия, логистические связи между предприятиями вцепочке. Предприятия, объединенные в логистическую цепочку, получаютнеоспоримые преимущества перед остальными: объединяются их независимые риски,снижаются затраты, улучшается качество функционирования всей системы. Это и понятно,ведь в сферу компетенции логистики входят и управление запасами, итранспортировка, и складское хозяйство, и грузопереработка, и упаковка, и,конечно, информация и логистическая инфраструктура.
Современныелогистические цепочки должны охватывать планирование потребностей, управлениекачеством поставок (услуг) и контроль за ним, а также их анализ и принятиерешений с учетом приемлемого риска. Многие из этих проблем комплексно решаетотечественная логистическая информационная система «Interlogistics». С 1994года она успешно используется некоторыми крупными компаниями, такими, кактранспортно-распределительный терминал «Шереметьево – Карго» итранспортно-экспедиторская фирма «Bis-Pack», работающая в сфере доставки мелкихи средних партий груза автомобильным и авиационным транспортом. Отслеживая ходвыполнения технологического процесса, система «Interlogistics» в случае егонарушения подает сигналы тревоги. Те, в свою очередь, генерируют «инциденты»,отражающие риски в масштабе всей цепочки или отдельного процесса. Рискианализируются, и на основе полученных результатов вырабатываются рекомендациипо их системному снижению. Так работают большинство предприятий малого исреднего бизнеса и практически все крупные корпорации: «Майкрософт», «Боинг», «Форд»,«Тетра-Пак» и т.д.
Управлениериском – это, в сущности, экономический механизм процесса регулирования ипринятия решений по снижению затрат, повышению производительности и качествапродукции и услуг в интегрированной логистической цепочке. Он обеспечивает приемлемыйуровень устойчивости («выживаемости») системы и ее развитие, в чем изаключается безопасность всех экономических процессов. Так что термин «безопасность»используется теперь не только когда речь идет о терроризме, катастрофах,геополитике или экологии, но и в экономической сфере.
Выводиз вышесказанного один: логистическая концепция организации управленияпотоковыми процессами в экономике охватывает любые сферы деятельности, имеющиеявные или скрытые риски. Чтобы снизить риски до приемлемого уровня, нужноввести интегрированный критерий безопасности цепочек поставок, и тогда можнобудет, перейдя с чисто технических оценок на экономические, добитьсяэффективности и «прозрачности» взаимодействия всех участников рынка. В этомсостоит механизм принятия решений в логистике.Виды принятия решений влогистике и их характеристика
Можновыделить несколько периодов совершенствования систем продвижения товаров иготовой продукции: в период отсутствия логистики, традиционной логистики ипериод новой логистики. Каждый из этих периодов характеризуется концептуальнымиподходами к принятию решений. Существуют виды подходов к принятию решений:комбинированный, фрагментарный, комплексный, новаторский иконцептуальный.Управление материальным распределением носило фрагментарный характер вдологистический период.
Материально-техническоеобеспечение и транспорт рассматривались не как находящиеся во взаимосвязиобласти деятельности, а как придаток к оптовой торговле и даже какпаразитирующий элемент в организационной структуре предприятия. В масштабахфирмы ответственность за данный участок деятельности возлагалась на одно изнизших звеньев управленческой вертикали. В этот период быстрое развитиеавтомобильного транспорта заметно повысило его роль в товародвижении. Оптимизацияперевозок стала приоритетным направлением. В пользу эффективности выступаламинимальная цена за перемещение грузов транспортными средствами общегопользования и минимальные затраты на перевозку собственным подвижным составом.Сначала специалисты по тарифам и маршруту выполняли функцию управлениягрузопотоком, потом в их обязанности стали включать выбор вариантовтранспортного обслуживания и различных дополнительных услуг. Возникланеобходимость контроля за перевозками, проверкой грузовых счетов, упаковкой,взвешиванием, сопутствующими работами. Работа управляющего грузоперевозкамистала более разносторонней. Это и вышеизложенные факторы послужили основой дляразвития логистики. Она не является чем-то совершенно новым и неизвестнымпрактике. Проблема рационального движения материалов, готовой продукции и сырьявсегда была предметом пристального внимания.
Новаторствологистики состоит в изменении критериев хозяйственной деятельности предприятий,где главную роль играет управление методами товародвижения. Еще новаторствологистики заключается в применении вида комбинированного подхода к позициямдвижения товарных ресурсов в процессе воспроизводства. Управление материальнымпотоком, согласованность действий при фрагментарном способе управления явнонедостаточны. При таком подходе не соблюдается нужная последовательность и неполучается увязки действий различных подразделений предприятий. Опираясь накомплексный подход, логистика предполагает согласованность методов, находящихсяво взаимосвязи с материальными потоками, производством и маркетингом. И нарядусо всем вышеперечисленным новаторство логистики состоит в использовании теориикомпромиссов в хозяйственной деятельности фирм. Новаторский подход логистикипозволил отойти от автономного регулирования разными методами товародвижения иосуществить их объединение, что позволило получить такой результатдеятельности, который превышал сумму отдельных эффектов. Период традиционнойлогистики отличает создание логистической системы, заменившей процессоптимизации перевозок на предприятиях. Данный период определяется наличиемнескольких концептуальных подходов к созданию логистических систем,отличающихся сферой применения при гармонизации экономических интересов, атакже критериев.
Внутрилогистическийфункциональный характер носили экономические интересы в рамках каждогоконцептуального подхода. И они не затрагивали производственную деятельностьфирм. При первом подходе область действия гармонизации экономических процессовсоставляли затраты на определенные логистические операции одной фирмы скритерием минимума общих затрат на материальное распределение. Этот подходпозволил добиться определенных результатов. Оказалось возможным сводить кминимальному пределу затраты на всю логистическую систему путем увеличения затратна одни операции с целью снижения расходов на другие операции. Характернымпримером такого подхода является увеличение затрат на транспортировку путемсокращения издержек на регулирование запасов складирования. Положительныйэкономический эффект при минимизации общих затрат дала ориентация наиспользование внутрифункциональных компромиссов (гармонизация экономическихинтересов). Ограничивает финансовые возможности предприятия затратный критерий,поскольку он не отражает влияния спроса на соотношение между прибылью ирасходами. В результате сформировался переход к извлечению максимальной прибылифирмы от логистической операции, который учитывает одновременно и спрос, изатраты. Однако и новый подход имел ряд ограничений. Выделение механизмалогистики внутри производства ущемляло интересы предприятий-участников одногологистического процесса. Поэтому в конце периода традиционной логистикипроизошли изменения в ее концепции. Максимальная прибыль от логистическихопераций всех предприятий-участников процесса стала критерием формированияоптимальной системы управления и распределения [Сегреев 2001:116].
Начало1980-х годов отмечено новым периодом в развитии логистики – периодом новойлогистики (неологистики). Необходимость ее внедрения обосновывалась тем, что ниодна из зон, работающих внутри предприятия, включая логистику, как правило, нерасполагает должными ресурсами и возможностями для того, чтобы в одиночкудостаточно быстро реагировать на изменения внешних условий и эффективноработать автономно. Требовались совместные усилия всех структурных частейорганизации для оптимизации реагирования. В работе были необходимыспецифические знания и опыт менеджеров, которые рассматривали деятельностьпредприятий как единое целое. Концептуальный подход получил название комплексного,или подхода на основании всего предприятия. Функции логистики в рамках этогоподхода рассматриваются как важнейшая подсистема общепроизводственной системы. Чтоозначает: логистические системы создаются и управляются исходя из общей цели –достижения в работе всего предприятия максимальной эффективности. Вниманиестало концентрироваться на межфункциональных компромиссах, не исключаяпроизводственные и другие, нелогистические подразделения. Минимизация издержеквсего предприятия стала критерием такого подхода.

Заключение
В настоящеевpемя перед специалистами по методам пpинятия решений, передконсультантами-аналитиками стоят сложные проблемы. Многие pеальные пpоцессы,пpотекающие в администpативном аппаpате, гоpазда сложнее тех, для которых уже pазpаботаныаналитические подходы. Есть, напpимеp, случаи, когда интеpесы различных частейоpганизации или разных организаций не совпадают. Это далеко не всегда плохо – именнов конфликте выpабатывается компpомиссное pешение, учитывающее многие pеальныеогpаничения. Часто решения пpинимаются коллективом pуководителей. При этомвозникают проблемы кооpдинации политики влиятельных членов этого коллектива,согласования пpотивоpечивых интеpесов.
Пеpечисленныепроблемы исключительно сложны с методологической точки зpения. Hа наш взгляд, внастоящее вpемя нет пpактичных констpуктивных методов пpинятия гpупповыхрешений или решений в условиях пpотиводействия при многих активных участниках.Далеки от своего удовлетвоpительного решения многие относительно более пpостыепроблемы пpинятия индивидуальных решений.
Сам путь ктем или иным фоpмальным постановкам долог и теpнист. Он пpолегает чеpез многиепpегpады и пpепятствия, неизбежные в pеальных ситуациях. Жизнь тpебует отконсультанта по пpоблемам пpинятия решений сочетания многих качеств: искусстваанализа ситуаций, глубоких пpофессиональных знаний, пpиемов и методов пpинятиярешений, умения пpедставления pекомендаций, пpофессиональных навыков в pаботе слюдьми.
Для многихконсультантов-специалистов по методам пpинятия решений эта область pаботыпpивлекательна именно новым сочетанием психологических, социологических,математических, экономических проблем. В пpедстоящие десятилетия многие такназываемые поведенческие науки безусловно сделают шаг впеpед. Тогда появится возможностьстpоить намного более эффективные методы пpинятия решений. Hо уже сейчаснеобходимо pассматpивать пpоцесс пpинятия решений как пpоцедуpу, главнымиучастниками котоpой являются pуководитель и экспеpты. Именно человеческие, а нематематические или машинные аспекты являются основными в пpоцессе пpинятиярешений. Именно на этих аспектах следует основывать кpитеpии пpовеpкипpактической ценности методов пpинятия решений.
И, наконец,безусловно пpиятной нагpадой является возможность pеально улучшить пpоцессыпpинятия решений, наблюдать положительные изменения в сложных административныхмеханизмах, вызванные его pаботой.
Цель данногоисследования достигнута. Доказано положение, где в процессе анализа выявленыпроцессы планирования, управления и контроля за движением материальных,информационных и финансовых ресурсов в различных производственно-экономическихсистемах. Доказано, что в определенных ситуациях необходимо приниматьрациональные логистические решения. Иногда задачи решаются обособленно друг отдруга методами планирования и управления производственными и экономическимисистемами. Более эффективной является логистическая цепь, задачи которойрассматривают все этапы движения материального потока в совокупности иопределяется наиболее оптимальный вариант решения. Применение этих методовпозволяет прогнозировать развитие и движение материальных потоков, создаватьинтегрированные системы управления и контроля за движением материальныхпотоков, разработать системы эффективного логистического обслуживания, оптимизироватьзапасы и др.
Задачи решаютсяв соответствующих главах работы с помощью сравнительно-исторического, причинно-следственного,функционального, причинного анализа. В настоящее время логистика – одна изэкономических дисциплин, весьма развитая как в теоретическом, так и впрактическом отношении. В ней рассматривается масса конкретных моделейуправления запасами. Итак, данная тема актуальна, так как логистика занимаетсяоптимальной организацией материальных, финансовых и информационных потоков. Логистическаяконцепция организации управления потоковыми процессами в экономике охватываетлюбые сферы деятельности, имеющие явные или скрытые риски. Чтобы принципы «приемлемогориска» начали действовать, нужно создавать федеральные и корпоративные системылогистического контроля за поставками стратегически важных ресурсов, особеннопри проведении экспортно-импортных операций в сфере военно-техническогосотрудничества. Учитывая нашу ограниченность материальных ресурсов, только ихоптимальное распределение позволит снизить риски и окажет положительное влияниена экономику предприятий и регионов России. Для снижения риска до приемлемогоуровня, необходимо ввести интегрированный критерий безопасности цепочекпоставок. Сделать это необходимо еще и потому, что Россия собирается вступитьво Всемирную торговую организацию, где требования рынка более жесткие.

Списокиспользуемой литературы
 
1.  Альбеков А.У., Федько В.П.,Митько О.А. Логистика коммерции/А.У. Альбекова. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
2.  Аникин Б.А. Логистика:Учебное пособие. / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999
3.  Гаджинский А.М. Логистика:Учебник/ Под ред. А.М. Гаджинского. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999
4.  4. Захаров К.В., Цыганок А.В.,Бочарников В.П., Захаров А.К. Логистика, эффективность и рискивнешнеэкономических операций/ Под ред. К.В. Захарова. – К.: ИНЭКС, 2000
5.  5. Лукинский В.С., Бережной В.И. Логистикав примерах и задачах/ В.С. Лукинский – М.: Финансы и статистика, 2007
6.Маликов О.Б. Деловая логистика / Под ред. О.Б. Маликова. – СПб,«Политехника», 2003
7.Неруш Ю.М. Логистика / Под ред. Ю.М. Неуша – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001
8. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика.Основы теории/ Под ред. А.И. Семененко – СПб.: «Союз», 2001
9. Сергеев В.И. Логистикав бизнесе/ Под ред. В.И. Сергеева. – М.: «ИНФРА-М», 2001
10. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управлениелогистикой/ Под ред. Дж.Р. Сток. – М.: ИНФРА-М, 2005
11. Таничев А.В. Логистика/Под ред. А.В. Таничева – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003