Содержание 1. Учет прямых и косвенных расходов в бухгалтерском и налоговом учетах 2. Состав прямых и косвенных расходов 3. Признание расходов в налоговом учете 4. Методы распределения косвенных расходов 16 Список используемой литературы 1. Учет прямых и косвенных расходов в бухгалтерском и налоговом учетах По общему правилу расход – это тот показатель, на который организация может уменьшить свой доход (п.
1 ст. 252 НК РФ). Однако не все произведённые организацией расходы уменьшают полученные доходы. Во-первых, существует перечень расходов, которые в принципе не принимаются для целей налогообложения (270 НК РФ). Во-вторых, для того чтобы расходы можно было учесть, они должны соответствовать требованиям, которые установлены п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 49 ст. 270 НК РФ): 1) расходы должны быть обоснованы; 2) расходы должны быть документально подтверждены;
3) расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода. Эти требования являются обязательными для принятия произведённых расходов в уменьшение доходов. Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то такой расход для целей налогообложения не учитывается (п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ). Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых
выражена в денежной форме (п. 1 ст. 252 НК РФ). При оценке произведенных расходов на предмет их экономической оправданности нужно исходить из конкретных обстоятельств финансово-экономической деятельности организации. При этом обоснованность и экономическую оправданность затрат в конкретной ситуации может быть подтверждена: необходимостью осуществления затрат по экономическим, юридическим, экологическим, социальным или иным основаниям; связью затрат с получением дохода (или возможностью его получения); обусловленностью затрат особенностями производственного процесса. Одним из требований законодательства является документальное подтверждение произведённых расходов. Расходы могут быть подтверждены любыми документами, которые оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 252). В том числе документами, которые косвенно подтверждают произведённые расходы, например: – таможенной декларацией; – приказом о командировке; – проездными документами; – отчётом о выполненной работе в соответствии
с договором. Если расходы произведены на территории иностранного государства, то для их подтверждения можно представить документы, которые действуют в этом государстве. При этом документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык (п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина
России от 29.07.1998 № 34н). Такой перевод может сделать как профессиональный переводчик, так и специалист самой организации (Письмо УФНС России по г. Москве от 09.10.2006 № 20-12/89132.1). Таким образом, НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые необходимо оформить для признания осуществленных расходов. НК РФ также не предъявляет каких-либо требований к оформлению (заполнению) расходных документов. Перечень документов и их наименование варьируются от вида хозяйственной операции
Вот, например, какие документы требуют оформлять контролирующие органы для подтверждения некоторых расходов (таблица 1). Перечень документов, подтверждающих некоторые виды расходов Таблица 1 Вид расхода Перечень документов Основание Сотовая связь для работников Договор с оператором сотовой связи; утверждённый руководителем перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи; детализированные счёта оператора связи Письмо Минфина России от 27.07.2006 № 03-03-04/3/15 Содержание и эксплуатация служебных автомобилей Путевые листы; авансовые отчёты подотчётных лиц; талоны на ГСМ, кассовые чеки; акты выполненных ремонтных работ и т.п. Письмо Минфина России от 11.01.2006 № 03-03-04/2/1
Расходы на приобретение питьевой воды Справка Госсанэпиднадзора о несоответствии водопроводной воды, поступающей в организацию, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и опасности использования её в качестве питьевой; первичные документы на приобретение питьевой воды Письмо ФНС России от 10.03.2005 № 02-1-08/46@ Транспортные услуги Акт приёмки–передачи услуг; товарно-транспортные накладные; путевые листы
Письмо УФНС России по г. Москве от 29.11.2004 № 26-12/76638 Для целей налогообложения учитываются только те расходы, которые произведены в связи с получением дохода Причём по правилам гл. 25 НК РФ расходы признаются и в отсутствие доходов. То есть для того чтобы учесть расход, не нужно, чтобы одновременно был получен доход. Главное, чтобы расходы в принципе осуществлялись в рамках деятельности, по которой предполагается получение
дохода. Если указанные условия не выполняются, расходы налогоплательщика не признаются для целей налогообложения. Вместе с тем не все удовлетворяющие указанным критериям расходы организации могут быть квалифицированы как расходы текущего (отчётного) периода. Некоторые из них налоговым законодательством отнесены к расходам будущих периодов. Это убытки от реализации амортизируемого имущества, расходы на НИОКР, расходы по освоению природных ресурсов, по страхованию имущества, работников.
Все они подлежат включению в состав расходов текущего отчётного (налогового) периода для целей налогообложения в последующие периоды. В зависимости от характера расходов, условий их осуществления, они подразделяются на две основные группы: расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Статья 252 НК РФ устанавливает, что если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесёт такие расходы. Таким образом, порядок отнесения указанных затрат к расходам на производство и реализацию либо к внереализационным расходам является элементом учётной политики организации для целей налогообложения. 2. Состав прямых и косвенных расходов Расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ), подразделяются по экономическому содержанию и по составу (рисунок 1).
Расходы, связанные с производством и реализацией, по экономическому содержанию включают в себя: 1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); 2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
3) расходы на освоение природных ресурсов; 4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; 5) расходы на обязательное и добровольное страхование; 6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, по элементам подразделяются на: 1) материальные расходы; 2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации; 4) прочие расходы. Рисунок 1. Схема группировки расходов, связанных с производством и реализацией продукции Группировка расходов по экономическому содержанию и по элементам представлена на рисунке 1. В соответствии со ст. 318 НК РФ расходы, связанные с производством подразделяются на прямые и косвенные (рисунок 2). На прямые и косвенные расходы подразделяются в том случае, если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учётной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). К прямым расходам могут быть отнесены, в частности (ст. 318 НК РФ): – материальные затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым
компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика; – расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные
суммы расходов на оплату труда; – суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг. К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода. Рисунок 2 – Схема классификации расходов, связанных с производством и реализации продукции
При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчётном (налоговом) периоде, в полном объёме относится к расходам текущего отчётного (налогового) периода с учётом требований, предусмотренных НК РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчётного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ. Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществлённых в отчётном (налоговом) периоде, в полном объёме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчётного (налогового) периода без распределения на остатки незавершённого производства. Признание расходов, связанных с производством и реализацией, осуществляется по правилам, установленным в ст. 272 и 273 НК РФ. Момент признания расходов зависит от применяемого организацией метода – кассового
метода или метода начисления (таблица 2). Виды расходов, связанных с производством и реализацией, и момент их признания Таблица 2 Виды расходов Момент признания расходов при методе начисления (ст. 272 НК РФ) Момент признания расходов при кассовом методе (ст. 273 НК РФ) Материальные расходы Дата передачи в производство сырья и материалов – в части сырья и материалов, приходящихся на производственные товары (работы, услуги).
Дата подписания акта приёмки передачи услуг (работ) производственного характера Дата погашения задолженности путём списания денежных средств с расчётного счёта, выплаты из кассы. При ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения. Расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе материальных расходов по мере списания сырья и материалов в производство Амортизация Признается ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации,
рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным ст. 259 и 322 НК РФ Учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчётный (налоговый) период. Допускается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве Расходы на оплату труда Признаются ежемесячно исходя из суммы расходов, начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ Дата погашения задолженности путём списания денежных средств с расчётного счёта, выплаты из кассы. При ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения Расходы на ремонт основных средств Признаются в том отчётном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты с учётом особенностей, предусмотренных ст. 260 НК РФ При оплате услуг третьих лиц – дата погашения задолженности путём списания денежных средств с расчётного счёта, выплаты из кассы. При ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения.
Признаются расходы на ремонт только оплаченных налогоплательщиком основных средств, используемых в производстве. При этом должны быть учтены особенности, предусмотренные ст. 260 НК РФ Расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) Признаются в том отчётном периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов.
Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчётного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора При оплате услуг третьих лиц – дата погашения задолженности путём списания денежных средств с расчётного счёта, выплаты из кассы на оплату страховых (пенсионных) взносов
Суммы налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей Дата начисления налогов (сборов) Учитываются в составе расходов в размере их фактической оплаты налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на её погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности и в те отчётные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность Комиссионные сборы Дата расчётов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчётов, либо последний день отчётного (налогового) периода При оплате услуг третьих лиц – дата погашения задолженности путём списания денежных средств с расчётного счёта, выплаты из кассы. При ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения Расходы на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги)
Дата расчётов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчётов, либо последний день отчётного (налогового) периода При оплате услуг третьих лиц – дата погашения задолженности путём описания денежных средств с расчётного счёта, выплаты из кассы. При ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения Арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество
Дата расчётов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчётов, либо последний день отчётного (налогового) периода При оплате услуг третьих лиц – дата погашения задолженности путём списания денежных средств с расчётного счёта, выплаты из кассы. При ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения. Суммы выплаченных подъёмных Дата перечисления денежных средств с расчётного счёта (выплаты из кассы)
Не установлен. По аналогии со ст. 272 НК РФ – дата перечисления денежных средств с расчётного счёта (выплаты из кассы) Компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов Дата перечисления денежных средств с расчётного счёта (выплаты из кассы) Не установлен. По аналогии со ст. 272 НК РФ – дата перечисления денежных средств с расчётного счёта (выплаты из кассы) Расходы на командировки Дата утверждения авансового отчёта Не установлен. Возможный момент признания расходов – дата погашения задолженности путём списания денежных средств с расчётного счёта (выплаты из кассы). Условием признания расходов является утверждение авансового отчёта Расходы на содержание служебного транспорта Дата утверждения авансового отчёта При оплате услуг третьих лиц – дата погашения задолженности путём списания денежных средств с расчётного счёта, выплаты из кассы.
Условием признания расходов Представительские расходы Дата утверждения авансового отчёта При оплате услуг третьих лиц – дата погашения задолженности путём списания денежных средств с расчётного счёта, выплаты из кассы. Условием признания расходов является утверждение авансового отчёта Расходы в виде отчисленной в резервы, признаваемые расходом в соответствии с главой 25
НК РФ Дата начисления в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ Не установлен 3. Признание расходов в налоговом учете Расходы для целей налогообложения признаются методом начисления, либо кассовым методом. При методе начисления расходы признаются в том налоговом периоде, к которому они относятся независимо от времени их фактической оплаты. При кассовом методе они признаются в том отчётном периоде, в котором
произошла их фактическая оплата. Порядок признания расходов при кассовом методе установлен ст. 273 НК РФ, согласно п. 3 которой расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. При этом оплатой товара (работ, услуг) и (или) имущественных прав признаётся прекращение встречного обязательства налогоплательщиком-приобретателем товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав). Исходя из принципа соотнесения расходов с полученными доходами, расходы признаются кассовым методом в том случае, если этот же метод используется для признания доходов. Организации имеют право на признание расходов кассовым методом, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учёта налога на добавленную
стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. Следует иметь в виду, что если налогоплательщик, использующий кассовый метод определения расходов, в течение налогового периода превысил указанный предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на определение расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.
4. Методы распределения косвенных расходов В соответствии со старой редакцией ст. 318 Налогового кодекса (до вступления в силу Закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ (далее – Закон N 58-ФЗ)) к прямым расходам относились: – материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса. Это затраты на приобретение сырья, материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ,
оказании услуг), комплектующих изделий и полуфабрикатов; – расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда; – суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг. Косвенными признавались все иные расходы, за исключением внереализационных, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. Этот порядок распределения расходов требовал от предприятий решения сложных задач по организации учета. Причем для целей налогового учета при списании косвенных расходов неизбежно образовывались разницы. Учет этих разниц нормативами ведения бухучета не предусмотрен, однако их влияние (записи по формированию отложенных налоговых обязательств) необходимо отразить в бухгалтерской (а не в налоговой!) отчетности в соответствии с нормами
Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н (далее – ПБУ 18/02). Возникает вопрос: в каких случаях распределение расходов на прямые и косвенные непосредственно влияет на формирование налоговой базы по налогу на прибыль? Ответ очевиден: если у предприятия формируется незавершенное производство (НЗП), либо если оно занимается
торговой деятельностью и у него имеются остатки нереализованного товара, то в размере части транспортных расходов, относящихся к нереализованному остатку. Прямые расходы уменьшают налоговую базу отчетного (налогового) периода. Исключение составляют прямые расходы, которые распределяются на остатки незавершенного производства (НЗП), готовой продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде. Под незавершенным производством в целях налогообложения прибыли понимается продукция
(работы, услуги) частичной готовности, то есть такая, которая не прошла всех требуемых операций обработки (изготовления, преобразования), предусмотренных техническими и технологическими регламентами. Кроме того, в НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги, остатки невыполненных заказов, остатки полуфабрикатов собственного производства. До принятия Закона N 58-ФЗ в Налоговом кодексе были предусмотрены три метода распределения суммы прямых расходов на остатки НЗП и выпущенную продукцию: 1) пропорционально стоимости сырья. Этот метод применяли организации, чье производство было связано с обработкой и переработкой сырья; 2) пропорционально доле незавершенных заказов или заказов, завершенных, но не принятых на конец текущего месяца для организаций, выполняющих работы или оказывающих услуги; 3) пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции – для организаций,
которым не подходят предыдущие два метода (п. 1 ст. 319 НК РФ). После принятия Закона N 58-ФЗ из ст. 319 Налогового кодекса были исключены конкретные методы распределения прямых расходов на остатки НЗП и выпущенную продукцию, а налогоплательщикам дано право самостоятельно решать, как им распределять прямые расходы. Выбранный организацией порядок распределения прямых расходов должен быть отражен в учетной
политике и применяться последовательно не менее чем в двух налоговых периодах. Неожиданным явилось также нововведение Закона N 58-ФЗ, в соответствии с которым налогоплательщикам, оказывающим услуги, было дано право не распределять прямые расходы на остатки незавершенного производства, а относить сумму прямых расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки
НЗП (п. 2 ст. 318 НК РФ). Наша аудиторская практика показала, что эта норма Закона в ряде случаев оказалась неправильно понятой налогоплательщиками. Все дело в привычке: существует устойчивое сочетание слов " товары (работы, услуги) ", которое очень часто используется в бухгалтерской и налоговой практике и по обычному контексту означает, что реализованы либо некоторые материальные объекты (товары), либо – нематериальные (работы, услуги). Вместе с тем между понятиями "работы" и "услуги" для целей налогообложения имеется разница, и это зафиксировано в ст. 38 Налогового кодекса. Дискуссии о необходимости сближения бухгалтерского и налогового учета начались сразу же после принятия гл. 25 Налогового кодекса. Конечно, для бухгалтерий предприятий крайне неудобно вести два вида учета. Но главная проблема здесь заключается не только и не столько в увеличении документооборота и необходимости
дополнительных действий. Главным, на наш взгляд, является то, что в отношении налогового учета было продекларировано, что он – самостоятельный вид учета, а методология его ведения (по сути) до сих пор не разработана. Большинство предприятий не смогло себе позволить полностью реализовать в своем учете эти Рекомендации, так как это привело бы к удвоению бухгалтерского документооборота (учет для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета строится на одних и тех же первичных документах, но
записи в регистры бухгалтерского учета и в регистры налогового учета производятся разными способами). При этом хотя налоговый учет строится с учетом аналитики, но по своей сути (в рамках Рекомендаций) осуществляется путем односторонней записи, а выходными формами являются накопительные таблицы. В результате теряется основной бухгалтерский принцип группирования доходов и расходов и их движения по счетам (субсчетам). Иными словами, таблица, сформированная для целей организации налогового
учета, плохо поддается последующему внутреннему контролю, а для случаев применения результатов в последующих периодах (например, при учете движения разниц, связанных с НЗП) практически непригодна. Одновременно с попытками построить независимый налоговый учет многие предприятия пошли по пути максимального сближения налогового и бухгалтерского учета. Оказалось, что при всем множестве различий между бухгалтерским и налоговым учетом объем этих различий, в частности для каждого предприятия, можно свести к минимуму. В самом деле, для подавляющего большинства организаций можно так поставить учет, что количество видов операций, имеющих отличие для целей бухгалтерского и налогового учета, не превысит десятка. Заметим, что по нашему опыту в небольших предприятиях это от 1 до 5 видов операций, в крупных – до 8 – 10 видов операций. В этих условиях итоги расчетов по большинству регистров учета (налогового и бухгалтерского)
будут полностью совпадать. Именно поэтому в абз. 3 ст. 313 Налогового кодекса была внесена норма следующего содержания: "В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового
учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета". Другими словами, фактически была узаконена уже сложившаяся практика применения промежуточных счетов (или их заменителей). Списание косвенных расходов (временные разницы) Предположим, предприятие на 31 марта 2006 г. имеет объем незавершенного производства в сумме 1 000 000 руб. Величина косвенных затрат в составе незавершенного производства составляет 200 000 руб.
Организация списала косвенные затраты для целей налогового учета. По состоянию на 30 июня 2006 г. работа завершена и сдана заказчику. По состоянию на 30 марта 2006 г.: Дебет 92.99 Кредит 92.20 – 200 000 руб учитываем разницу по списанию затрат для целей налогового учета в связи со списанием косвенных расходов в НЗП; Дебет 68 Кредит 77 – 48 000 руб учитываем отложенное налоговое обязательство по формуле: (Кредит (Ост(92.20))начало – Кредит (Ост(92.20))конец) x 0,24 = -48 000 руб. (знак "минус" означает прирост отложенного налогового обязательства). По состоянию на 30 июня 2006 г.: Дебет 90.2 Кредит 20 – 1 000 000 руб списаны расходы, ранее учтенные в НЗП для целей бухучета; Дебет 92.20 Кредит 92.99 – 200 000 руб учитываем разницу по списанию затрат для целей бухгалтерского
учета; Дебет 77 Кредит 68 – 48 000 руб учитываем списание отложенного налогового обязательства (в связи со списанием НЗП для целей бухучета) по формуле: (Кредит (Ост(92.20))начало – Кредит (Ост(92.20))конец) x 0,24 = +48 000 руб. (знак "плюс" означает уменьшение отложенного налогового обязательства). Списание сверхнормативных расходов (постоянные разницы) Предприятие понесло представительские расходы в сумме 236 000 руб.
Из этой суммы 118 000 руб. укладываются в норматив (4 процента от ФОТ), остальные – сверхнормативные. На всю сумму получен счет-фактура. Для целей бухгалтерского и налогового учета: Дебет 26 Кредит 60 – 100 000 руб учтена нормативная часть без НДС; Дебет 19 Кредит 60 – 18 000 руб учтен НДС с нормативной части;
Дебет 92.98 Кредит 60 – 120 000 руб учтена сверхнормативная часть; Дебет 26 Кредит 92.98 – 120 000 руб учтена разница между бухгалтерским и налоговым учетом; Дебет 90.2 Кредит 26 – 240 000 руб списана полная сумма представительских расходов для целей бухучета; Дебет 99 Кредит 68 – 28 800 руб учтено постоянное налоговое обязательство по ПБУ 18/02. Сумма постоянных налоговых обязательств определена по формуле:
ПНО = 0,24 x Дебет (Обор(92.98)). Примечание: номер субсчета – это как "говорящая фамилия". К какому счету относится, таким номером субсчета и обозначается. Соответственно, проводка Дебет 92.99 Кредит 92.20 означает, что прибыль для целей налогообложения уменьшается на сумму списанных косвенных расходов и на эту же величину уменьшается остаток НЗП (для целей налогового учета). Список используемой литературы 1. Конституция РФ. – М.: Издательство НОРМА, 2002. 2. Гражданский кодекс РФ. – М 2003 3. Трудовой кодекс РФ. –М.: ГроссМедиа, 2005. 4. Налоговый кодекс РФ. –М.: ГроссМедиа, 2005. 5. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изменениями от 23 декабря 2003 г 29 июня,
20 августа, 11 ноября 2004 г 18 июля 2005 г.) 6. Федеральный закон № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изменениями от 10 января 1997 г 7 января 1999 г 29 декабря 2001 г 24, 25 июля 2002 г 2 ноября 2004 г 21 июля 2005 г.) 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г.
N 874 "О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции" 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1030 "О введении государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья" 9. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение:
Учебное пособие. – М. Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2005. 10. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2005. 11. Налоговое право России. Общая часть / Отв. ред. Шевелева Н.А М.: 2005.