Юридическая ответственность депутатов Государственной Думы РФ. Органы государственной власти

Содержание
1.   Проблемыи перспективы юридической ответственности депутатов Государственной ДумыРоссийской Федерации
2.   Соотношениекатегорий «орган государственной власти» и «государственный орган»

1.Проблемы и перспективы юридической ответственности депутатов ГосударственнойДумы Российской Федерации
 
Ответственностьв конституционном праве устанавливается совокупностью правовых принципов инорм, предусматривающих воздействие на органы государственной власти идолжностных лиц в случае нарушения конституции и других норм конституционногоправа (конституционные деликты). Целью такого воздействия является недопущениенарушений или восстановление нарушенных правовых положений[1].
Основыответственности за нарушение конституции, обеспечения прямого действияконституции, законов, устранения несоответствия одних актов другим обычноустанавливаются самой конституцией. Этому служит принцип верховенстваконституции, исключающий легитимность любых правовых актов, противоречащихконституции.
Важнуюроль играет конституционный контроль, обеспечивающий соответствие правовыхактов конституции страны. В ряде государств для обеспечения единства правовогополя учреждены прокуратура, уполномоченный по правам человека, ведомства поохране конституции. Полномочия этих органов, составляющие механизм защитыконституции и законов, предусматривают возможность применения определенных мервоздействия к органам власти и должностным лицам. В своей совокупности этиполномочия служат гарантией защиты прав граждан, сохранения конституционногостроя и законности, а также защиты от злоупотребления властью, нарушенияпределов компетенции органов власти, возможности узурпации власти и т. д[2].
Отэтой ответственности отличается ответственность за нарушениеконституционно-правовых норм, которую несут граждане и должностные лица подругим отраслям права (уголовному, административному, гражданскому).
Чтоже касается собственно конституционно-правовой ответственности, то она не имеетни материального, ни репрессивного характера. На гражданина, если он не являетсядолжностным лицом, эта ответственность не распространяется.
Втоталитарном государстве ответственность носит формальный характер ираспространяется на несущественные государственно-правовые отношения. Но вдемократическом, правовом государстве ответственности гораздо больше, и онавыступает как реальная гарантия против концентрации власти и злоупотребленияею. Ответственность должна распространяться на должностных лиц и органы нетолько низшего и среднего звена, но и самого высшего. Законами предусмотренавозможность применения в определенной процедуре мер воздействия вплоть дороспуска представительных органов.
Конституционно-правоваяответственность иногда представляет собой реализацию санкции, указанной вконституционно-правовой норме. Такой санкцией выступает и отмена незаконныхактов, и лишение депутата его полномочий. В российском конституционном правезакреплена ответственность всех государственных органов за соответствие своихактов Конституции РФ, эту ответственность реализует Конституционный Суд[3].
Конституционнаяответственность чаще всего носит политический и моральный характер. Например,потеря политической репутации профессионального политика может оказаться вполнедостаточным наказанием за антиконституционные действия. Только в определенныхслучаях эта ответственность требует наличия вины того или иного должностноголица, которая должна устанавливаться с соблюдением законных процессуальныхправил. Поэтому конституционная ответственность часто выполняет скореепрофилактическую функцию. В процессуальных формах эта ответственность устанавливаетсятолько судебными органами.
Немного конкретнее обответственности депутатов Государственной Думы. Депутаты Государственной Думыобязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение парламентариемуказанных норм устанавливается Регламентом палаты[4].Депутаты Государственной Думы представляют декларации о доходах и сведения обимуществе, принадлежащем им на праве собственности. Информация о нарушениях,выявленных в результате проверки налоговыми органами Российской Федерации,подлежит опубликованию в «Ведомостях Федерального Собрания РоссийскойФедерации».
ДепутатыГосударственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока ихполномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административнойответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы,подвергнуты обыску без согласия Государственной Думы, кроме случаев задержанияна месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключениемслучаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечениябезопасности других людей.
Неприкосновенностьпарламентариев распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личныеи служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи,а также на принадлежащие им документы.
ДепутатыГосударственной Думы не могут быть привлечены к уголовной и административнойответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, идругие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срокаих полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутатГосударственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иныенарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом,возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствияили начало производства по делу об административном правонарушении,предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебномпорядке, осуществляется только в случае лишения депутата Государственной Думынеприкосновенности. Депутаты Государственной Думы вправе отказаться от дачисвидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах,ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей[5].
СогласноПостановлению Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г.[6]эти положения распространяются лишь на действия по осуществлениюпарламентариями их деятельности в качестве депутата Государственной Думы.
Вслучае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу обадминистративном правонарушении, предусматривающем административнуюответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутатаГосударственной Думы орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщаетоб этом Генеральному прокурору РФ.
Еслиуголовное дело возбуждено или производство по делу об административномправонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемуюв судебном порядке, начато в отношении депутата Государственной Думы, связанныхс осуществлением им своих полномочий, Генеральный прокурор в недельный срокпосле получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести всоответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении депутатаГосударственной Думы неприкосновенности (в соответствии со ст. 98 КонституцииРФ и Федеральным законом от 08.05.1994 №3-ФЗ (ред. от 12.05.2009) «О статусечлена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации»[7].
Послеокончания дознания, предварительного следствия или производства по делу обадминистративном правонарушении, предусматривающем административнуюответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано всуд без согласия Государственной Думы.
Особыйпорядок привлечения депутата к уголовной или к административнойответственности, налагаемой в судебном порядке, составляет одну из существенныхчерт парламентского иммунитета.
Посвоей природе парламентский иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутатапри осуществлении им собственно депутатской деятельности (реализациидепутатских полномочий, выполнении депутатских обязанностей). Его нельзяпривлечь к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение,позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусудепутата. Если же в связи с такими действиями депутатом были допущенынарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральнымзаконодательством, возбуждение уголовного дела, проведение дознания ипредварительного следствия, досудебное производство по административнымправонарушениям могут иметь место только в случае лишения егонеприкосновенности. Без лишения депутата неприкосновенности для него не можетнаступить ответственность за действия (или бездействие), связанные свыполнением депутатских обязанностей.
ИзКонституции РФ, однако, следует, что неприкосновенность парламентария неозначает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, втом числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершеноне в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Расширительноепонимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажениюпубличноправового характера парламентского иммунитета и его превращению вличную привилегию, что означало бы, с одной стороны, неправомерное изъятие изконституционного принципа равенства всех перед законом и судом, а с другой-нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотребленийвластью. Поэтому с соблюдением ограничений, предусмотренных Конституцией РФ, вотношении парламентария допустимо осуществление судопроизводства на стадиидознания и предварительного следствия или производства по административнымправонарушениям вплоть до принятия решения о передаче дела в суд в соответствиис положениями Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса РФ, КодексаРФ об административных правонарушениях без согласия соответствующей палатыФедерального Собрания.
Вместес тем это не означает лишения парламентария неприкосновенности. Следственныедействия в отношении депутатов Государственной Думы должны осуществляться поднепосредственным надзором Генерального прокурора РФ, ибо именно он вносит в ГосударственнуюДуму представление о лишении парламентария неприкосновенности. Если палата,рассмотрев представление, установленным большинством голосов не примет наосновании имеющихся материалов решения о лишении депутата неприкосновенности,вопрос о его предании суду снимается. Без согласия палаты судебноеразбирательство не может иметь места.
Итак,депутаты Государственной Думы обязаны соблюдать нормы, установленные законом.Конституционная ответственность депутатов чаще всего носит политический иморальный характер.
ДепутатыГосударственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока ихполномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административнойответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы,подвергнуты обыску без согласия Государственной Думы.
Неприкосновенностьпарламентария не означает его освобождения от ответственности за совершенноеправонарушение, в том числе уголовное или административное, если такоеправонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатскойдеятельности.
2.Соотношениекатегорий «орган государственной власти» и «государственный орган»
РоссийскаяФедерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов.Органы государства — это один из каналов, через который народ, согласноКонституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть.
Являясьгражданами или коллективами граждан, организованными государством дляосуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующимиосновными чертами[8]:
1.Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями,позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенныевопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственнымиорганами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этихактов.
Государственно-властныеполномочия присущи всем органам государства, которые потому и названыКонституцией РФ органами государственной власти. Другое дело, что этиполномочия у различных государственных органов могут иметь различные формыпроявления в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые онивыполняют.
Государственно-властныеполномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которойследует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми онинаделены в отношении этих предметов ведения.
Компетенцияорганов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами еесубъектов, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ,постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов,положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
Надосказать, что властными полномочиями в Российской Федерации располагают нетолько органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако властныеполномочия последних не носят государственного характера и не осуществляются отимени Российской Федерации.
2.Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке.Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ст. 81Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатовГосударственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (ст. 96Конституции).
3.Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять егозадачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст. 127) Высший Арбитражный СудРФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иныхдел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренныхфедеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью идает разъяснения по вопросам судебной практики.
4.Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке.Например, согласно Конституции РФ[9] (ст.114), порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральнымконституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии сКонституцией РФ (ст. 128) устанавливается и порядок деятельностиКонституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации и иных федеральных судов.
5.Каждый государственный орган является составной частью единой системы органовгосударственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ (ст. 5)указывается, что федеративное устройство России основывается на единствегосударственной власти.
Вышеизложенноедает основание сделать вывод о том, что государственный орган являетсягражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властнымиполномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций идействуют в установленном государством порядке.
Всегосударственные органы образуются в установленном государством порядке ипредставляют часть единой системы органов государственной власти РоссийскойФедерации.
Помимоорганов государственной власти в систему государственных органов РоссийскойФедерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, какправило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции,которые определяются органами государственной власти, при которых, обычносостоят эти государственные органы. В этом и состоит принципиальная разницамежду категориями «орган государственной власти» и «государственный орган».
Вчисло государственных органов входят, например, Администрация ПрезидентаРоссийской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; СоветБезопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализацииПрезидентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав исвобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, еенезависимости и государственной целостности, а также ряд других государственныхорганов.
Остановимсяподробнее на характеристике двух названных государственных органов.
АдминистрацияПрезидента РФ создана в 1991 году в качестве рабочего аппарата для обеспечениядеятельности Президента РСФСР и вице-президента РСФСР, реализацииконституционных полномочий Президента РСФСР и размещается на Старой площади — вбывшем комплексе зданий ЦК КПСС.
Основныефункции Администрации — организационное обеспечение деятельности Президента,Совета безопасности, консультативных и совещательных органов при Президенте иобеспечение их взаимодействия с органами законодательной и исполнительнойвласти; подготовка предложений, рекомендаций и прогнозно-аналитическихматериалов по стратегии общей политики Российской Федерации; выработкапредложений по законопроектной деятельности Президента; обеспечениегосударственной кадровой политики в президентских и исполнительных структурах;разработка мер по разъяснению политики Президента; обеспечение президентскогоконтроля за исполнительной властью; обеспечение кодификации правовых актов;подготовка, оформление и выпуск документов, подписанных Президентом;официальное опубликование актов Президента и Правительства; организацияпротокольных мероприятий, проводимых Президентом.
АдминистрациюПрезидента возглавляет Руководитель Администрации, назначаемый на должностьПрезидентом. Руководитель Администрации утверждает структуру и штатноерасписание подразделений Администрации, распоряжается финансовыми средствами впределах сметы расходов Администрации.
СоветБезопасности Российской Федерации. В настоящее время правовое положение СоветаБезопасности определяется Конституцией Российской Федерации (ст. 83, п. «ж»); ЗакономРоссийской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «Обезопасности»[10] (разделIII); другими законодательными актами.
СоветБезопасности осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации повопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения защиты жизненноважных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешнихугроз, проведения единой государственной политики в области обеспечениянациональной безопасности.
Всостав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности, которым подолжности является Президент Российской Федерации, Секретарь СоветаБезопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности, включаемые в составСовета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации попредставлению Секретаря Совета Безопасности. Члены Совета Безопасностипринимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательногоголоса.
Основныеорганизационно-правовые формы работы Совета Безопасности- заседания,оперативные совещания, совещания по стратегическому планированию, рабочиесовещания, а также заседания его рабочих органов — постоянных межведомственныхкомиссий, научного совета и его секций.
Основнымизадачами Совета Безопасности являются:
— информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента РоссийскойФедерации и Совета Безопасности по вопросам обеспечения защиты жизненно важныхинтересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз,оценка этих угроз, выявление их источников, а также подготовка аналитическихматериалов по указанным вопросам, прогнозов изменения внутренних и внешнихусловий и факторов, влияющих на обеспечение национальной безопасности;
— обеспечение деятельности Совета Безопасности по разработке стратегии развитияРоссийской Федерации и обеспечения национальной безопасности, включая критериии показатели национальной безопасности, по организации подготовкигосударственных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлениюконтроля за реализацией этих программ;
— подготовка предложений по вопросам обеспечения национальной безопасности, атакже по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти,связанной с реализацией федеральных программ обеспечения национальнойбезопасности и решений Совета Безопасности;
— разработка методологии стратегического планирования развития РоссийскойФедерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности;
— обеспечение деятельности по осуществлению контроля за реализацией федеральнымиорганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации решений Совета Безопасности;
— подготовка предложений по совершенствованию государственной политики в областивоенно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностраннымигосударствами;
— организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности СоветаБезопасности.
Врамках реализации вышеуказанных задач аппарат Совета Безопасности обеспечивает:
— разработку проектов планов работы Совета Безопасности и подготовку заседанийСовета Безопасности и материалов к ним;
— подготовку оперативных совещаний и совещаний по стратегическому планированию;
— подготовку доклада Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасностии мерах по ее укреплению;
— подготовку документов по вопросам стратегии развития Российской Федерации иобеспечения национальной безопасности;
— деятельность межведомственных комиссий и научного совета при СоветеБезопасности, разработку проектов планов их работы.
Крометого, аппарат Совета Безопасности ведет работу по вопросам, связанным среализацией основных функций Совета Безопасности во внешнеполитической,экономической, военной, информационной и иных сферах обеспечения национальнойбезопасности, обеспечивает анализ и прогнозирование состояния национальнойбезопасности, организует мониторинг состояния национальной безопасности сиспользованием механизма критериев и показателей национальной безопасности, атакже проведение научных исследований в интересах решения задач, возложенных наСовет Безопасности.
Итак,любой орган государственной власти обладает государственно-властнымиполномочиями и компетенциями, образуется в установленном государством порядке,уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции, действует вустановленном государством порядке, является составной частью единой системыорганов государственной власти.
Помимоорганов государственной власти в систему государственных органов РоссийскойФедерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, какправило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции,которые определяются органами государственной власти, при которых, обычносостоят эти государственные органы (например, Администрация ПрезидентаРоссийской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации).

Списокиспользованной литературы
1.   РоссийскаяФедерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]:[принята 12.12.1993 г.] // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
2.   РоссийскаяФедерация. Законы. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутатаГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Текст]:[Федеральный закон №3-ФЗ от 08.05.1994 (ред. от 12.05.2009)] // Собрание законодательстваРФ. — 1999. — №28. -Ст.3466.
3.   РоссийскаяФедерация. Законы. О безопасности [Текст]: [Федеральный закон № 2446-1 от 5марта 1992 г. (ред. от 26.06.2008)] // Российская газета. — №103. — 06.05.1992.
4.   РоссийскаяФедерация. Государственная Дума Федерального Собрания. Постановление. ОРегламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Текст]:[от 22.01.1998 №2134-II ГД (ред. от 14.10.2009)] // Собрание законодательстваРФ. — 1998. №7. — Ст. 801.
5.   РоссийскаяФедерация. Конституционный Суд. Постановление. По делу о проверкеконституционности положений частей первой и второй статьи 20 Федеральногозакона от 8 мая 1994 года «О статусе депутата Совета Федерации и статуседепутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[Текст]: [от 20.02.1996 № 5-П] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — №9. — Ст.828.
6.   Баглай,М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов [Текст] / М.В. Баглай. — М.: Норма, 2007. — 784 с.
7.   Козлова,Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник [Текст] / Е.И.Козлова, О.Е Кутафин. — М.: Проспект, 2008. – 608с.
8.   Ржевский,В. А. Основы государства и права [Текст] / В.А. Ржевский-. Ростов-на-Дону:Феникс, 2003. – 688с.