Министерство образования РоссийскойФедерации
Забайкальский государственныйпедагогический университет
им. Н.Г.Чернышевского
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Межличностные отношения старшихподростков и их социальный статус в классе
Чита, 2010 г.
ПЛАН
Введение
Глава 1. Подходы к межличностным отношениям. Теоретическоеизучение межличностных отношений в зарубежной и отечественной литературе
1.1 Определение межличностных отношений
1.2 Виды межличностных отношений
Глава II.Межличностные отношения в старшем подростковом возрасте
2.1 Психологические особенности детей старшего подростковоговозраста
2.2 Межличностные отношения – как важный фактор, влияющий насоциальный статус ребенка
Заключение
Список литературы
Введение
Цель работы: показать,как межличностные отношения влияют на формирование личности и определяют егосоциальный статус в обществе.
Задача: изучить имеющуюсялитературу. Обобщить передовой опыт по данной проблеме.
Мы предполагаем в своейработе, что семья, сверстники, школа, средства массовой информации, труд влияютна формирование личности.
Глава 1. Подходы к межличностнымотношениям. Теоретическое изучение межличностных отношений в зарубежной иотечественной литературе
1.1 Определение межличностныхотношений
В 1920-1930 годы произошелрасцвет социальной психологии, выясняющий закономерности межличностныхотношений и становится ведущим направлением в США, Англии, Германии, Франции,Японии. В центре внимания оказалась малая группа. Сплоченность малых групп,устойчивость их структуры против воздействующих вил, эффективность деятельностигруппы в зависимости от ее размера, от стиля руководства конфликтность личностив группе или независимость ее от группы, а также другие проблемы межличностныхотношений – все это стало предметом экспериментального исследования иобразовало специальный раздел социальной психологии- изучение групповойдинамики (1, 9).
В американской социальнойпсихологии нет единой теоретической основы для понимания различных феноменов.Они сводятся по существу к механическим зависимостям: группа давит, а членыгруппы подчиняются групповому давлению; к одним группа тянется, от других жеотталкивается или их выталкивают; если число контактов внутри группыувеличивается, то группа сплачивается, если же увеличивается число ее членов,то групповые связи рвутся.
Наследники бихевиаризмаготовы видеть в любой группе механический агрегат внешне связанных ивзаимодействующих между собой индивидов. А значит ли это, что и в коллективетоже? Здесь происходит методологический водораздел между зарубежной и нашейпсихологической наукой. Опыт формирования коллективов, и прежде всего опытдеятельности А.С.Макаренко стал общепринятым в советской психологии. В 60-егоды идет интенсивное изучение социально-психологической проблематики жизни коллективов.Отличия коллектива от малой группы осмысливались в плоскости социальныхпостроений, но меньше внимания им уделяли в сфере исследования, изучающегосвоеобразие механизмов межличностных взаимоотношений в коллективах по сравнениюс другими группами. Среди американских социально-психологических исследованийвыделяются работы, направленные на изучение малых групп, контактных общностей,где осуществляются взаимоотношения и взаимодействия индивидов (Р.Бейтс,А.Зандер, Д.Картрайт и др.)
Малая группа рассматриваласьв свете отношений преимущественно эмоционального характера (симпатия,антипатия, безразличие и т.д.)
С точки зрения этойтеории малая группа – группа лиц, связанных друг с другом в течение какого-топериода (Г.Хоманс); некоторые объединения взаимодействующих людей, находящихсяв непосредственном контакте (лицом к лицу) или серии контактов, так, что укаждого члена осуществляется перцепция (восприятие) всех остальных (А.Хейр). Ноона сопровождалась критикой. Так, спиритуалистические построения Дж.Морено поповоду потока «теле», якобы создающую иррациональную Мистическую основу длямежличностного общения в малых группах, подверглась критике. Некоторые нашипсихологи считали, что закономерности, выявленные в группах, пригодны дляобъяснения взаимосвязи в любых группах, даже в коллективах.
На 19 конгрессеПетровский А.В. представил доклад «Конформизм и коллективизм», с которогоначалось исследование личности в коллективе.
Также проблема отношенийв значительной степени разработана в работах В.Н.Мясищева. Он считает, что ролиобъектов строго распределены (5,70). Человек оказывается субъектоммногочисленных и разнообразных отношений. Их различают на общественные имежличностные.
Общественные строятся(экономические, политические, социальные) на основе положения, занимаемого всистеме общества, носят безличный характер. Их сущность во взаимодействииконкретных ролей. Человек выполняет несколько социальных ролей (шофер, отец,футболист). Общественные отношения приобретают «личную окраску». Каждыйпроявляет индивидуальные характеристики. Нет шаблона поведения, но его называют«стилем исполнения роли» — «диапазон возможностей». Этот диапазон являетсяосновой для построения межличностных отношений (5,72).
Некоторые считают, чтомежличностные отношения находятся в одном ряду с общественными (Кузьмин),другие – как отражение в сознании общественных отношений (Платонов) и т.д.Андреева считает, что они возникают внутри каждого вида общественных отношений.Важнейшая отличительная черта межличностных отношений от общественных –эмоциональная сфера. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, чтоони возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людейпо отношению друг к другу. Различают три вида или уровня эмоциональныхпроявлений личности: аффекты, эмоции, чувства. Эмоциональная основамежличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений. Обычнохарактеризуется третий компонент – чувства. Их две группы: 1) конъюнктивные –сближающие, объединяющие людей; 2)дизъюнктивные – разъединяющие людей.Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи людей. Насодержательном уровне межличностные отношения- это система установок,ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые или с помощью которых людивоспринимают и оценивают друг друга.
Общение людей друг сдругом осуществляется в группах. Они бывают большие и малые. К большимотносятся государства, нации, партии, социальные общности.
Под малой группойпонимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общейсоциальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, чтоявляется основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм игрупповых процессов (5, 8).
Малые группы –немногочисленные объединения людей, члены которого имеют непосредственныйконтакт друг с другом и общую цел(2, 444).
Эти группы от 2-3 человекдо 30-40 человек. К малым группам относятся семья, учебная группа, объединениеблизких людей, спортивная команда и т.д.
Классификация малых группусловная и реальная. Выделение условных необходимо в исследовательских целях,для сравнения результата, полученных в реальных группах. А реальная, т.е.действительно существующее объединение людей. Реальная бывает естественная(складывается сама по себе) и лабораторная (в лабораториях). Естественнаяделится на формальную и неформальную. Формальная – существует лишь в рамкахофициально принятых организаций, а цели задаются из вне. Неофициальная –объединение на база личных интересов.
Группы могут бытьслаборазвитыми и высокоразвитыми. Слаборазвитыми называются группы, в которыхотсутствует или недостаточно развиты некоторые параметры. Высокоразвитые – этокорпорация и коллектив.
Корпорация – это группа,объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаясяосуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за чет других групп(2, 449).
Коллектив – устойчивая вовремени организационная группа взаимодействующих людей со специфическимиорганами управления, объединенных целями совместной общественно полезнойдеятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальныхвзаимоотношений между членами группы (2, 449).
Признаки корпорации:деятельность мало полезна или вредна обществу, индивидуалистические отношениястроятся на страхе, недоверии, подозрительности.
Признаки коллектива:деятельность общественно значима, доминирование общественных интересов надличными и строятся на уважении и доверии. Степень развития группы определяетсяпо параметрам: достаточная психологическая общность (сплоченность), сложившаясяструктура, четко распределенные обязанности, наличие признанных лидеров,налаженные деловые и личные связи.
В группах такжесуществуют неофициальные контакты, содержание которых называют психологическимклиматом.
Концепция социально-психологическогоклимата разрабатывалась прежде всего, в рамках изучения коллектива. Б.Д.Парыгинопределяет специфику понятие СПК как общего психологического и эмоциональногосостояния каждого из участников группы. Под социально-психологическим климатомподразумевается преобладающая и относительно устойчивая атмосфера, илипсихологический настрой, проявляющийся как в отношении людей друг к другу, таки в отношении к общему делу (7, 19).
Б.Д.Парыгин для описаниясоциально-психологического климата в группе предлагает учитывать возможности ипритязания членов группы, т.к. именно это отражает их настрой и состояние. Дляэтого он вводит понятие потенциала социально-психологического климата.Потенциал СПК – это характеристика направленности групповых процессов, а также уровняреализации имеющихся возможностей членов группы. Выделяют 6 потенциалов СПК или6 структурных составляющих СПК: потенциал выбора, потенциал обновления,потенциал признания, потенциал самовыражения, потенциал психологическойнапряженности, потенциал определенности (7, 205).
Потенциал выбораобозначает диапазон объективных возможностей и субъективных притязаний членовколлектива, применительно к выбору способа, выполняемой ими деятельности. Чемшире объективные возможности в группе или больше личной предрасположенности ких выбору, тем выше уровень творческой активности.
Потенциал обновленияхарактеризует объективные и субъективные возможности перемен в предметной икоммуникативной областях деятельности. Человеческому мозгу присуще потребностьв обновлении информации, без удовлетворения которой невозможна длительнаявключенность индивида в деятельность.
Потенциал признаниявыражается в сочетании объективных условий для поощрения индивида исубъективных притязаний на определенный уровень положительной оценки своейдеятельности коллективом.
Потенциал самовыражения.Он структурирован аналогично другим.
Потенциал психологическойнапряженности применительно к объективным условиям может быть охарактеризовануровнем психологического напряжения, которого требует от работника егоповседневная деятельность.
Потенциал психологическойнапряженности применительно к объективным условиям может быть охарактеризовануровнем психологической напряженности, которого требует от работника егоповседневная деятельность. Задача изменения этого потенциала в том, чтобы найтиоптимальный уровень психологической напряженности, который бы способствовал повышениюпроизводительности труда и не создавал бы стрессовых ситуаций.
Потенциал определенностиотражает в степени четкости, фиксированности и определенности тех требований,которые предъявляются характером работы и руководством к члену коллектива, нотребования со стороны руководителя должны соответствовать притязаниям личности.
Эти потенциалыобъединяются в три комплекса, которые представляют собой структурную модельсоциально-психологического климата: личностный комплекс (потенциалы признания исамовыражения личности), комплекс творческой реализации (потенциал выбораусловий деятельности, потенциал обновления деятельности), комплекс внешнихусловий деятельности (потенциал психологической напряженности, потенциалопределенности).
Под регуляцией СПКпонимается такой способ преднамеренного воздействия на те или стороныпсихологической жизнедеятельности коллектива, который приводит к изменениюсодержания структуры СПК в направлении, отражающем тенденцию социальногоразвития коллектива.
Малые группы такжеклассифицируются на референтные, нереферентные и антиреферентные (Г.Хаймен).
Референтной называетсягруппа, к которой человек себя причисляет, образец для подражания ее целям,убеждениям, нормам, ценностям, формам поведения (2, 445).
Нереферентная – группа,чуждая или безразличная для человека.
Антиреферентная – группа,которую человек не приемлет, отрицает, отвергает.
Положение индивида вгруппе определяется статусом, системой групповых ожиданий, групповыми нормами.
Статус – положениечеловека в системе межличностных отношений, определяющее его права,обязанности, привилегии (2,445).
Система групповыхожиданий – совокупность мнений об ожидаемом поведении данного человека в даннойгруппе.
Групповые нормы – общиеправила поведения, которых придерживаются все члены группы.
Групповаяработоспособность определяется групповой совместимостью, т.е. сочетаниемпсихологических особенностей каждого члена группы, которая обеспечиваетудовлетворенность деятельностью и эффективность деятельности.
Отрицательныевзаимодействия в группе порождают тревожность (беспокойство, страх, опасение),фрустрацию и конфликты.
Тревожность бывает личная(эта черта личности устойчива, независима от конкретной обстановки) иситуативная (возникает в сходных ситуациях экзамена).
Фрустрация – состояниеэмоционального расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижениицели, бесплодность усилий (2, 445).
Причины тревожности:наказания, необоснованные запреты. Эти причины могут стать причиной фрустрации,которые сопровождаются разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием,агрессией и порождают конфликты.
Конфликт – это трудноустанавливаемое разногласие, чреватое серьезными, далеко идущими последствиями,если оно своевременно не будет устранено (3, 83).
Конфликт – этостолкновение противоречивых взглядов, несовместимых друг с другом точек зрения,интересов, норм и форм поведения.
Существование сложныхвзаимоотношений, конфликтов и противоречий между людьми во все времена ипротяжении всей истории человечества убеждает нас в том, что они неизбежны илитрудно устранимы. А некоторые психологи считаю, что конфликты необходимы длянормального существования людей.
Существует многотрудностей во взаимоотношениях людей.
Первой из них являетсято, что люди довольно часто, помимо своего желания, оказываются невольнымпрепятствием на пути удовлетворения интересов и потребностей друг друга иотношения между невольными конкурентами во всех этих делах неизбежно будутсложными, поскольку получение одним человеком соответствующей «награды»автоматически лишает ее другого человека.
Второй причиной — различныепсихологические различия между людьми как личностями, в силу которых они или немогут вместе жить и работать, или не в состоянии прийти к единому мнению так,что начинают мешать друг другу.
Третья причина –неправильное восприятие и понимание людьми друг друга.
Четвертая причина–действительно существующие недостатки в характере человека (агрессивность,неуживчивость, непорядочность, зависть и т.д.).
Пятая причина –преднамеренное провоцирование других людей на конфликты.
Пути и способыпреодоления трудностей во взаимоотношениях людей зависят от тех причин, которыеэти трудности создают.
Отношения в группезакономерно изменяются. Сначала они бывают безразличными (люди не знают другдруга), затем могут стать конфликтными, а при благоприятных условияхпревращаются в коллективистские.
У каждого человека естьсвои положительные и отрицательные черты характера, свои достоинства инедостатки. То, какой стороной положительной или отрицательной он выступает вовзаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, отособенностей группы, в которую он включен в данный момент. Замеченазакономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится кколлективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучшихсторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И наоборот, чемдальше группа отстоит по уровню развития от коллектива и чем ближе онанаходится к корпорации и торможения лучших личностных стремлений.
В группах протекаютдинамические процессы:
— давление на членовгруппы, способствующее их конформизму и внушаемости;
— изменение активностичленов: возможны феномены фасилитации – усиление энергии человека в присутствиидругих людей; феномены ингибации – заторможение поведения и деятельности под влияниемдругих людей, ухудшение самочувствия, результатов деятельности человека вситуации, когда за ним наблюдают другие люди;
— изменение мнений,оценок, норм поведения членов группы: феномен «групповая нормализация» — формирование усредненного группового стандарта – нормы;
— феномен «групповойполяризации», «экстремизации»- приближение общегруппового мнения к какому-тополюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповоерешение является более рискованным, чем решение принимаемое индивидуально;
— феномен подчиненияавторитету в сочетании с феноменом «атрибуции ответственности», когда человекприписывает ответственность за все происходящее другим людям, лидеру,начальству, а не себе (2, 452).
Здесь вводятся понятия«сильное» и «слабое» групповое взаимодействие для удобства рассмотрениянекоторых процессов.
Под группой со слабымгрупповым взаимодействием будем понимать группу, где межличностные отношения неопосредованы совместной деятельностью.
В таких группахдостаточно актуальным и наиболее характерным становится процесс влияния группына личность. Влияние большинства на меньшинство это процессы: социальнаяфасилитация, социальная леность, деиндивидуализация.
Социальная фасилитацияпроявляется в том, что присутствие других возбуждает, а это возбуждениеусиливает доминантные реакции человека, в результате чего он лучше выполняетпростые и хорошо знакомые действия в присутствии других людей. В сложныхзадачах, где правильный ответ не напрашивается сам по себе, присутствие людей ивозникшее в связи с этим возбуждение приводит к неправильной реакции, кухудшению действительности, к ингибиции.
Выделяют три фактора,вызывающие феномен социальной фасилитации: боязнь оценки, перегрузкакогнитивной системы из-за рассеивания внимания, некоторый врожденный механизмсоциального возбуждения.
Н.Кострелл предположил,что обеспокоенность человека тем, как его оценивают другие люди вызывает эффектфасилитации и ингибиции.
Боязнь оценки со сторонысоциального окружения людей вызывает у человека состояние обеспокоенности, чтоприводит его возбуждение, а возбуждение усиливает уверенность или неуверенностьпри выполнении действий. В результате рассеивания внимания между задачей иоценкой со стороны окружающих людей возникает перегрузка когнитивной системы, атакже способствует возбуждению, а последнее, в свою очередь, усиливаетдоминанту. И, наконец, сам факт присутствия других людей приводит организм всостояние врожденного механизма социального возбуждения. Соревнование – яркийпример социальной фасилитации. Но социальная фасилитация проявляется тогда, когдаличные усилия каждого человека могут быть оценены индивидуально. Но если людискладывают свои усилия для достижения общей цели и при этом каждый не отвечаетза совместный результат, результаты работы не оцениваются индивидуально, то вэтом случае люди склонны прилагать меньше усилий, проявляя «социальнуюленость». Групповая ситуация деятельности уменьшает боязнь оценки, даетвозможность «спрятаться за чужие спины», переложить ответственность «на всех»,снижает возбуждение и активность членов группы. Возможно, выделить своеобразныйтип людей «зайцы». Это люди, получающие какую-либо выгоду от группы, но малодающие взамен. Люди в группе меньше бездельничают, если групповая задачавызывающе трудна, притягательна, увлекательна и т.д.
Социальная фасилитация показывает,что группа может возбуждать людей, а социальная леность демонстрирует, что вгруппе ответственность может размываться; когда возбуждение и размываниеответственности компенсируют, то нормальное сдерживание значительно ослабляет ивместе люди начинают делать то, что они не стал бы делать в одиночку, вплоть допреступных действия: происходит феномен деиндивидуализации – потерясамосознания и чувства личной ответственности людей в ситуациях, которыеобеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке (2,453).
Деиндивидуализацииспособствуют следующие факторы: размер группы, анонимность, возбуждающие иотвлекающие занятия, ослабленное самосознание.
Размер группы. Взависимости от размера группы резко падает боязнь оценки, участники, находясь втолпе верят, что им удастся избежать наказания. Ф.Зимбардо предположил, чтообезличенность в больших городах сама по себе означает анонимность ипредусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм.
Фактор анонимности. Вситуации анонимности человек в меньшей степени отдает себе ответ в своихнамеках, как к негативным, так и к позитивным. Анонимность, как пишет Д.Майерс,высвобождает наши импульсы, одновременно повышает нашу восприимчивость ксоциальной ситуации.
Анонимность не толькообеспечивает размер группы и пребывание в ней, но и эффектом ношения униформы(халат медсестры, боевая раскраска перед нападением и т.д.).
Возбуждающие иотвлекающие занятия. Импульсивные групповые акты (крики, хлопки, танцы и т.д.)захватывают наше внимание, вызывают возбуждение, снижает самосознание,позволяет нам предаться сильным позитивным эмоциям и ощутить нашу общность сокружающими. Это происходит на дискотеке, на войне, на демонстрациях и т.д.
Ослабленное самосознание.Не осознающие себя, деиндивидуализованные люди менее заторможены, менее себяконтролируют, склонны действовать, не задумываясь о своих ценностях.Деиндивидуализация снижается во обстоятельствах, повышающих самосознание: передзеркалом, на ярком свету, при ношении табличек и т.д.
Под группой с «сильным»групповым взаимодействием будем понимать группу, где межличностные отношенияопосредованы совместной групповой деятельностью.
В связи с тем, чтодеятельность групп во многих сферах общественной жизни очень активна,становится актуальным вопрос принятия группового решения. Несмотря напопулярность групповых решений проблем, результатом этого процесса могут бытьсерьезные и грубые ошибки, о которых группа может не подозревать, но которыемогут вызвать серьезные последствия. Результат группового обсужденияопределяется действием механизмов групповой поляризации и «оглупления»мышления.
Групповая поляризация –вызванное влиянием группы усиление раннее существенных тенденции членов группы,смешение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.
Групповую поляризацию объясняютдве теории: теория информационного влияния и теория нормативного влияния.
Идея информационноговлияния заключается в действии аргументов, приводимых во время обсуждения накаждого участника группы. Согласно ей поляризацию мнений отдельных членов процессаобсуждения вызывают сами аргументы, активные участники дискуссии, обдумываниетемы обсуждения.
В теории нормативноговлияния учитывается процесс сравнения себя с другими. Он выражается всоциальном сравнении и плюралистическом неведении. Социальное сравнениепонимается как оценивание своих мнений и способностей путем сравнения себя сдругими. Плюралистическое неведение проявляется в ложном представлении омыслях, чувствах, реакциях других людей.
Следующие феномен –«оглупление» мышления. «Оглупление» мышления – режим мышления, возникающий улюдей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующимидля сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценкиальтернативного способа действий. Основные условия: дружеская сплоченностьгруппы, сравнительная изолированность группы от противоречивых мнений,директивный лидер. Симптомы: иллюзия неуязвимости, никем не оспариваемая вера вэтичность группы, рационализация, стереотипный взгляд на противника, давлениеконформизма.
Динамические процессывзаимосвязаны друг с другом. Так процесс принятия группового решения происходитво взаимодействии с процессом влияния группы на личность.
Итак, усилия зарубежныхпсихологов были направлены на изучение малых групп и в большинстве случаев«диффузных», а наши отечественные психологи изучали в большей степениколлектив. Межличностные отношения пронизывают общественные и реализуютбезличные. Далее рассмотрим виды межличностных отношений.
1.2 Видымежличностных отношений
межличностный отношениеподросток
Межличностные отношенияделятся на личные и деловые, эмоциональные и рациональные, официальные инеофициальные, координационные и субкоординационные.
Личными называютотношения, которые возникают между людьми как личностями (3, 107). В основетаких отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг кдругу, а также индивидуальные, психологические особенности этих людей. Чувствамогут быть положительные и отрицательные, включать переживания, симпатии,антипатии, любовь, вражду, ненависть, уважения и т.д.
Любовь, вражда, дружба,одиночество – интимные межличностные отношения.
Дружба – положительныеинтимные взаимоотношения, основанные на открытости, доверии, общностиинтересов, преданности. От таких отношений человек получает удовольствие.Дружба занимает промежуточное положение между знакомством и любовью. Дружбалюдей противоположного пола может перерасти в любовь.
Любовь- не допускаетгосподства одного человека над другим или подчинения одного другому. Онапротивоположна ненависти. Любовь бывает братская, материнская, эротическая,любовь к самому себе и к Богу. Братская –любовь между равными, близкими людьми.Эротическая – любовь психологического плана к единственному человеку, жаждущаяполного слияния с ним и продолжения в потомстве. Когда любовь к близким, преждевсего к матери и отцу, приобретает крайние формы, мешающие любви других людей,то она превращается в псевдолюбовь. Один ее вид Э.Фромм назвал невротическим.Оба любовника привязаны не к друг другу, а к своим родителям.
Фантастическая любовь ккумиру – когда человек поклоняется другому и утрачивает себя как личность.
Сентиментальная любовь –на первом месте стоит ритуал ухаживания, театральное поведение. Такие людизаняты самим собой, а не другим человеком.
Антипод любви и дружбы –вражда. Она нередко возникает на основе вырождения других или самостоятельно изиндифферентных отношений. Такие отношения проникнуты взаимной неприязнью.
Интересы людей различны,а зачастую удовлетворяются за счет нарушения интересов других людей. Тот, ктоимеет больше — вызывает зависть.
Основная причина –интеллектуальные, личностные различия, а также различие в области образования.Третье – индивидуальные различия: темперамент, черты характера. Этипротиворечия ведут к конфликту, а потом к вражде. Враждебные отношения легчепредупредить, в случае удачи они приводят к равнодушию. Человек изолируется отлюдей – это ведет к одиночеству.
Одиночество – тяжелоепсихологическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тяжелымэмоциональными переживанием. Это несчастные люди. Они не всегда изолированныелюди. Можно чувствовать себя одиноким среди чужих людей. Нередко одиночествовозникает при социальных причинах: вдовство, развод и т.д. Выделяют три типаодиночества: хронический, ситуативный, переходящий. Хроническое – наступает,когда человек не смог установить удовлетворительные отношения с людьми.Ситуативное – результат каких-либо стрессов (смерть, развод). Человек смиряетсяс потерей и преодолевает чувство одиночества. Переходящее – кратковременныеприступы чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят.
Деловые взаимоотношениялюдей основаны не на чувствах, а на тех ролях, которые люди играют всовременной деятельности, на обязательствах, которые они берут на себя в современнойработе, или на обязанностях, которые другие люди возлагают на них (3, 107). Ониобусловлены производственной, учебной, общественной деятельность и еесоциальными рамками. Регулируются правовыми и моральными нормами. Личные иделовые взаимоотношения между собой переплетаются, но полностью не совпадают.
Эмоциональными называютсявзаимоотношения, которые основаны на эмоциях и непосредственно выражаются вэмоциях, переживаемых одним человеком в отличие от другого человека (3, 108).Сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями, не всегда основанына действительности, объективной информации о человеке.
В рациональныхмежличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге иобъективные оценки, которые им дают окружающие. Они основаны на разумныхрасчетах и выводах, строятся исходя из реальной пользы. Они не всегда совпадаютс эмоциональными и могут быть даже противоположны.
Официальные –взаимоотношения, которые установлены и поддерживаются официально, всоответствии с каким-либо нормативными, правовыми актами (законы, уставы,положения, приказы, инструкции и т.п.) В них вступают по должности.
Неофициальные отношенияскладываются на базе личного отношения человека к человеку, не регулируютсяправовыми актами.
Координационные отношения– это такие отношения, в которые ступают равноправные, независимые люди. Они неподчиняются и не зависят друг от друга.
Субкоординационные – взаимоотношения,в которые они вступают, имея различный социальный статус. Это неравноправныеотношения, которых одни люди подчиняются другим.
Итак, межличностныевзаимоотношения делятся на личные (дружба, любовь, вражда, одиночество),деловые, эмоциональные и рациональные, официальные и неофициальные,координационные и субкоординационные. Далее рассмотрим межличностные отношенияв старшем подростковом возрасте.
Глава II. Межличностные отношения в старшемподростковом возрасте
А.Газел, американскийпсихолог писал:
13 лет – подросток.Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике,критически относится к родителям, избирателен в дружбе.
14 лет – подросток.Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенный в себе, проявляет интерес кдругим людям, обсуждает и сравнивает себя с другими, с героями.
15 лет – подросток.«Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнегоконтроля, начало сознательного самовоспитания, ранимость, восприимчивость квредным влияниям (2, 628).
Психологическиеособенности этого возраста: появление сексуальных влечений, формирование самосознаниясвоего «я», избирательность в учении, возникает чувство «взрослости»,происходит отношение себя с идеалом, возрастает объем памяти, умениесамостоятельно разбираться в сложных вопросах, самоутверждение своейнезависимости, оригинальности.
У них складываются двесистемы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая со сверстниками. Отношениясо сверстниками равноправные, а другие – неравноправные. Подросток начинаетбольше времени проводить со сверстниками. Отношения в группе сверстниковстановятся устойчивыми и начинают подчиняться более строгим правилам.
Встречаются три разныевида взаимоотношений, которые отличаются друг от друга по степени близости,содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние,эпизодические, деловые контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов ипотребностей, глубоко не затрагивающих личность. Если в младшем подростковомвозрасте – товарищеские отношения, то в старшем подростковом они становятсядружескими (позволяют решать вопросы эмоционально-личного характера). Общениезанимает много времени и не менее важно, чем остальные дела. У них появляетсястремление жить групповой жизнью. Неблагополучные взаимоотношения переживаютсятяжело. Чтобы привлечь внимание товарищей они делают все возможное; иногданарушают социальные нормы, конфликтуют с родителями. Товарищескиевзаимоотношения базируются на «кодексе товарищества» — это уважение личногодостоинства другого человека, верность, равенство, человечность, порядочность,готовность прийти на помощь. Осуждается эгоистичность, жадность, нарушениеслова, измена – такое поведение вызывает ответные реакции. Личное внимание состороны лидера очень ценно. Подростки сближаются, если есть сходства винтересах. Иногда желание дружить с товарищем — причина интереса к делу.Интерес к противоположному полу, стремление нравиться – отсюда внимание к своейвнешности, одежде, манере поведения. Отношения становятся более романтическими(пишут записки, назначают свидания, ходят в кино), занимаются самовоспитанием.Становятся менее раздражительными, адекватная самооценка, а порой завышенная.Однако многие трудности все еще не понимают, не верят им. Если родителиправильно понимают сущность явлений этого возраста, разумно реагируют наповедение, то никаких особых конфликтов не возникает и этот период происходитблагополучно и безболезненно. Главное осознание своей индивидуальности.
2.1 Психологические особенностистаршего подросткового возраста
С большим уважением итактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относиться всегда, ноособенная чуткость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы, именно вэто время мы из одной крайности бросаемся в другую: требуем как со взрослого, аправ не даем. Нам важно знать, какие психические процессы происходят в этотпериод, ведь резкой черты – сегодня младший школьник, завтра подросток простонет. Это сложный процесс, который у каждого подростка еще имеет и личностныйоттенок. К взрослению каждый идет своим путем, это зависит от уровня развития,воспитания отдельного человека, семейной обстановки и окружения,психологического климата в класса и во дворе и т.д. Но тем не менее, естьопределенные общие закономерности, на которые мы и хотим обратить вашевнимание.
Характеристикапсихологических особенностей старших подростков (13-14 лет).
Стремление подросткаутвердиться в позиции взрослого, и чувствовать себя самостоятельным и увереннымв себе. Подросток хочет найти свое место в жизни, устремляет взгляд в будущее,однако пока это сочетается с позиции школьника; он еще слишком поглощен школой,учением, взаимоотношениями с товарищами.
Необходимо дело, котороеотличалось бы от всего, что он делал раньше, и по содержанию и по организации.К этому стремлению нужно относиться уважительно и помочь ему.
Возрастание возможностейстарших подростков и их стремление определить свое место среди окружающихприводят к важному следствию: в этот период возникает известное расхождениемежду тем положением, которое подросток занимает среди окружающих в качествешкольника, и тем, которое ему хотелось бы занимать, на которое он внутреннепретендует. Он действительно стал взрослее во всех отношениях: болеесамостоятелен и умел, расширился кругозор и интересы, стал способен управлятьсвоим поведением, что порождает потребность в какой-то новой позиции, он хочетпризнания со стороны окружающих его больших возможностей и, стало быть, большихправ, четко проявляется «стремление к взрослости», «самостоятельности исамоутверждению».
Стремление к взрослостиприводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельности. Направленияпоиска могут быть различны: бросить школу, начать зарабатывать деньги,некоторые пытаются утвердить себя в новой позиции, подражая поведению взрослых,начинают курить, одеваться по взрослому, пробуют наркотики, знакомятся ссексуальными отношениями полов, для них очень характерно внимание к внешнемувиду, проявляются дорогие и дешевые (часто безвкусные) украшения,необыкновенные стрижки приходят на смену длинным волосам и т.д.
Впервые появляетсястремление составить некоторую общую картину мира, общее представление о самомсебе: появляется еще неосознанное до конца стремление упорядочить и объединитьсвои взгляды и отношения. Мышление как бы становится на служку потребностиподростка разобраться во всем окружающем. Вместе с тем, развитие мышления вэтот период характеризуется еще неумением подростка охватить богатство имногогранность действительности с позиции усвоенного им общего понятия.
В этой связи подросткухочется выяснить: зачем живет человек, какова будет жизнь в дальнейшем, зачем живетон сам, каким он станет когда будет взрослым. Формируются зачатки мировоззренияи связанного с ним общего мироощущения. Большое значение имеет продвижениеподростка его умственным развитием. В этот период у старших подростковвозрастает способность к абстрактному мышлению, к анализу и обобщению фактов иявлений, т.е. к более совершенному способу познания действительности.
Данная особенностьсочетании с небогатым пока еще жизненным опытом делает часто подростка оченьодностороннего в своих суждениях и взглядах, слишком прямолинейным инетерпимым. Он еще не умеет выявлять причинно-следственные связи, внимать иучитывать точку зрения другого человека. Эта особенность находит свое выражениеи в отношении с людьми, с которыми он общается. Иногда человек лишь однимхорошим словом или поступком, или даже красивым жестом может завоеватьрасположение подростка и заставить его закрыть глаза на присущие этому человекунедостатки. И наоборот, какой-нибудь неблаговидный поступок, который нехарактерен для личности в целом, может в корне изменить отношение подростка кэтому человеку. Этим объясняется имеющее место в этом возрасте «крушениеавторитетов», безжалостность и жестокость.
Стремится не толькобольше знать, но и больше уметь. Обладает уже достаточно широкими и разностороннимиинтересами, которые расширяются и дифференцируются.
Требуется в этот период ивыход за рамки общения своего класса, отряда, желание расширить социальныесвязи, что имеет двоякое значение: с одной стороны, обогащает опытом общения, сдругой – расширяет социальные связи. Они с особым увлечением занимаютсятехникой, спортом, туризмом, участвуют в научных кружках. Этому способствует таогромная информация, которую повседневно получают старшие подростки по радио ителевидению.
Появляется повышеннаяактивность, действенность. Но в отличие от младших подростков, нет стремления кполучению оценки их деятельности со стороны взрослых; чаще наоборот, похвалавызывает обратную реакцию. Особенно агрессивно воспринимаются нравоучения,нотации, разговоры.
Подросток стремится всепонять, сам во всем разобраться, уяснить свое отношение ко всему, что и кто егоокружает. Отсюда склонность спорить, оспаривать, казалось, даже очевидные вещи,перестают принимать «на веру». В частых в этом время в спорах пытаются выявитьсвою точку зрения, и, если это удается, подросток начинает утверждать ее даженавязывая другим.
Происходит изменение вразвитии моральных чувств и сознания. К этому времени подросток уже усвоилопределенную систему моральных требований и овладел определенными нормамивзаимоотношений между людьми. К этой области складывается сове личноеотношение: одни нравственные нормы и требования начинают действительноопределять все его поведение; другие остаются для него лишь внешнимитребованиями и либо не выполняются вовсе, либо выполняются только под давлениемокружающих. Образование собственные моральных установок и требований определяютиной характер взаимоотношений старшего подростка не только с отдельными людьми,как мы об этом говорили выше, но и с коллективом в целом. Если в предшествующиегоды для принятия детьми требований коллектива и подчинении им огромную роль играластремление сохранить свое положение в коллективе и завоевать авторитет утоварищей, то теперь старший подросток уже может противостоять влияниюокружающих в том случае, когда он не соответствует его собственным требованиям– убеждениям.
Таким образом, на основесознательно усвоенных моральных требований у старших подростков появляютсяизвестное «освобождение» от непосредственного влияния коллектива.
В этом значительноеотличие старших подростков от младших, которые часто были готовы, нераздумывая, идти вслед за коллективом. Такого рода самостоятельность оченьценна, она необходима для становления личности. Появление достаточно осознанныхморальных требований и оценок вносит значительные изменения в волевую сферуподростка. Напомним, что школьники более младшего возраста могли успешнодействовать лишь в том случае, если цели деятельности и сама деятельность былидля них достаточно привлекательны; длительная многоэтапная деятельность была имтрудна, а препятствия их демобилизировали. Старшие же подростки, сознательнопоставив перед собой цель, могут действовать даже в тех случаях, когдасодержание деятельности их не привлекает или когда на пути достижения цели уних встречается серьезное препятствие.
Глубокой и существеннойхарактеристикой личности является преобладание доминирования направленностиличности на себя или на других. В зависимости от этой направленностискладываются и многие другие особенности человека. Так, например,направленность на себя часто связана с такими чертами, как доброжелательность,бескорыстие, готовность пойти на помощь другому и т.д. Тут надо особо учесть покрайней мере две психологические особенности старших подростков. Во-первых, то,что на основе возросшей самостоятельности у них возникает активное стремлениеосуществлять в своей жизни освоенные ими моральные требования. Во-вторых, то,что старшие подростки обладают большей зоркостью и наблюдательностью ко всем явлениямокружающей жизни. В связи с этим они замечают в ней каждое несоответствиеусвоенным ими моральным нормам. Такое несоответствие очень остро переживаетсяподростками и может привести к обесцениванию самих моральных взглядов ипринципов.
Следует помнить, чтоотношения старших подростков со взрослыми значительно усложняются: прямоенепосредственное давление (приказ, немотивированное требование) вызываетпротест. Зато охотно принимается опосредованное руководство в виде совета илиненавязчивого предложения прийти на помощь. Если взрослый хочет успешновзаимодействовать с подростками, он должен «завоевать их сознание», убедить ихв правильности своих предложений. Если же моральные установки самого подросткаявляются неправильными, ему необходимо найти доказательства несостоятельности идолжности взглядов подростка.
Другая особенностьвзаимоотношения взрослых со старшими подростками заключается в необходимостиоказывать им доверие и предоставлять возможно большую самостоятельность.
В руководстве старшимиподростками есть и еще одно условие: чтобы иметь авторитет у детей этоговозраста, надо его завоевать. Подростки чутко улавливают любые противоречия вовзглядах старших людей и болезненно относится к малейшему расхождению междутем, что взрослые утверждают и пропагандируют, и тем, как они сами поступают идумают.
Хотелось бы обратитьвнимание, что этот интересный и сложный мир подростков делится еще на мальчикови девочек. Педагогика не может быть бесполой. У представителей «слабого» и«сильного» полов есть различия в поведении, своеобразие которого вызваноособенностями строения и развития человеческого организма, различиями вустройстве и функционировании нервной системы.
Девочки гораздочувствительнее мальчиков в сфере личных взаимоотношений, более точно умеют«читать» в других людях их состояние, определять самочувствие окружающих людей.
Для мальчишекпредпочтительна деятельность, связанная с преодолением физических трудностей.Тем более, что они считают себя более энергичными и деловыми людьми. Они болеепрактичны, в то время как для девочек характерна словесно-речевая деятельность.Иначе говоря, девочки- большие любительницы порассуждать, поговорить, обсудить,осудить, что не свойственно мальчишкам.
Девочки чаще, чеммальчишки испытывают состояние тревоги, переживания, страха, опасности. Это неговорит за то, что мальчишкам не надо бояться, тревожиться. Дело в том, чтомужской стереотип поведения не позволяет им внешне демонстрировать своислабости, тем более трусость. Психологи утверждают, что мальчишки зачастуюподавляют или маскируют в себе чувство тревоги и страха, тогда как девочкипорой простодушно и открыто оповещают окружающих о своих переживаниях.
2.2 Межличностные отношения какважный фактор, влияющий на социальный статус подростка
Юношеский возраст посравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностьюэмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а такжеповышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее отмечаются изменчивостьнастроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетания рядаполярных качеств, выступающих переменно. К ним относится особая подростковаячувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений инаряду с этим излишняя самоуверенность и чрезвычайная критичность в отношенииокружающих. Полная чувствительность порой уживается с поразительнойчерствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание бытьпризнанным и оцененными другими – с подчеркнутой независимостью, борьба савторитетами – с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование –с сухим мудрствованием.
Открытие своеговнутреннего мира – радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и многотревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с внешнимповедением, актуализируя проблему самоконтроля.
Вместе с осознанием своейуникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувствоодиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередкопереживается как смутное беспокойство или ощущения внутренней пустоты, которуюнеобходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременноповышается его избирательность, появляется потребность в уединении.Представление юноши о себе всегда соотносится с групповым образом «мы», т.е.образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим мыполностью. Юноши считают себя менее смелыми, менее общительными ижизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека,чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большуюискренность, справедливость и верность.
Свойственное многиестаршеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычнопроходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чемчеловек старше и более развит, тем более он находит различий между собой и«усредненным» сверстником. Осознание своей непохожести на других исторически илогически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи с окружающимилюдьми и единства с ними. Не менее сложным является осознание своей собственнойпреемственности, устойчивости своей личности во времени.
Развитие временныхпредставлений тесно связано с умственным развитием. В юности временной горизонтрасширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь,включая не только личные, но и социальные перспективы.
Изменение временнойперспективы тесно связано с переориентацией юношеского сознания с внешнегоконтроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов.
Канадский психолог ДжеймсМарма в 1966 г. выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степеньюпрофессионального религиозного и политического самоопределения молодогочеловека.
1) «Неопределенная,размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработалсколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисомидентичности.
2) «Досрочная,преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился всоответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, врезультате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуячужому примеру или авторитету.
3) Этап «моратория»характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризисасамоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный,который может стать своим.
4) «Достигнутая, зрелаяидентичность» определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поискасебя к практической самореализации.
Статусы идентичности –это как бы и этапы развития личности и вместе с тем типологические понятия.
Чрезвычайно важныйкомпонент самосознания – самоуважение. Это понятие многозначно, оноподразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувствособственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованностьсвоего наличного и идеального «Я», и указывает, в какой мере индивид считаетсебя способным, значительным, преуспевающим и достойном. Короче, самоуважение –это личное целостное суждение, выраженное в установках индивида «к себе» (4,529).
Главное психологическоеприобретение юношеского возраста – это открытие своего внутреннего мира.Формирование новой временной перспективы сопряжено с известнымипсихологическими трудностями. Обостренное чувство необратимости времени нередкососедствует в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, сощущением, будто время остановилось. Подобная «остановка» временипсихологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще несуществовало в переживании и не воспринималось осознанно. Главная трудностьюношеской рефлексии состоит в правильном совмещении того, что А.С.Макаренконазывал ближней и дальней перспективой. Ближняя перспектива – этонепосредственная сегодняшняя деятельность и ее цели. Дальняя перспектива – долгосрочныежизненные планы, личные и общественные (6, 531).
Факторы, влияющие насоциализацию.
Социальная активность –главное качество социализации. Содержанием социализации является выработкасоответствующих социальных позиций личности.
Социологи, психологи ипедагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:
1. Семья. В любом типекультуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализацияличности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых поразмеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения,которые присущи его родителям, семье.
2. «Отношения» равенства.Включение в «группы равных», т.е. друзей одного возраста, также влияет насоциализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности. Вразных культурах существуют особые церемонии при переходе человека из однойвозрастной группы в другую.
Отношения междусверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями.Однако дружеские отношения между сверстниками могут быть и эгалитарными:физически сильный ребенок может оказаться лидером и подавлять других. В «групперавных» дети вступают в широкую сеть контактов между собой, которые могутсохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группылюдей одного и того же возраста.
3. Обучение в школе. Этоформальный процесс – определенный круг учебных предметов. Кроме формальногоучебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебнымпланом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя напоступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизнииндивида. Отношение равенства тоже чаще формируется в школе, и система школьнойжизни усиливает их влияние.
4. Средства массовойинформации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей.Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т.д. влияют на социализациюиндивида.
5. Труд. Во всех типахкультуры труд является важным фактором социализации индивида.
6. Организации.Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы ит.д.тоже играют свою роль в социализации (4, 532).
Общение со сверстниками
В отрочестве общение сосверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношенияхисходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений,проходят особую школу соц. отношений. В своей среде, взаимодействуя друг сдругом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимнаязаинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг другастановятся самоценными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем вдетстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенномудругу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать своюличность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять этистремления, ему нужна личная свобода и личная ответственность. И он отстаиваетэту личную свободу на взрослость. При этом по отношению к родителям, подросток,как правило, занимает негативную позицию.
Учеба в школе занимаетбольшое место в жизни подростка.
Позитивное здесь –готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его болеевзрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивовучения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формызанятий. Подростку это импонирует и он легче осваивает способы действия, когдаучитель лишь помогает ему.
В этом возрасте возникаютновые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего местав будущем, профессиональных намерений идеала.
Знания приобретают особуюзначимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, котораяобеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место средисверстников.
Эрудированный подростокпользуется авторитетом у сверстников, как носитель особого фетиша, чтопобуждает его приумножать свои знания. При этом сами по себе знания доставляютподростку истинную радость и развивают его мыслительные способности.
Важным стимулом к учениюявляется притязания на признание среди сверстников. Высокий статус может бытьдостигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметьзначение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучияподростков. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт и дажеконфликт.
При всей ориентации наутверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом вподростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчасготов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство«Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции.
Очень часто подростки дляусиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономнымневербальным знакам, в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля ивида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.
В подростковом возрастемногие отроки начинают стремиться утвердить себя в качестве лидера. Подростки,готовые к социально-политической рефлексии, становятся практическими лидерами,они выступают как образец для инфантильных сверстников и положительно влияют наих ориентацию и продвижение в процессе учебы.
Отрочество – период,когда человек прорастает из детства в новое состояние, переживает началостановления своей личности.
Заключение
По всей вероятности,становление личности в рамках того или иного общества задается общей схемойвзаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека. Всовременном обществе индивид постоянно обогащает свои взаимосвязи с природой иобществом. Для ребенка сначала определяющим является контакт с матерью илиотцом, затем эти контакты расширяются на нескольких человек в границах семьи;некоторое время спустя возникают группы сверстников; еще позже эти связипростираются на дошкольные учреждения, школу, вуз. Затем число контактовчеловека с другими людьми резко расширяются за счет овладевания опосредованнымисвязями через искусство, средства массовой информации и т.д. Причем рольопосредованных связей в формировании человека постоянно возрастает, и эти связинакладывают свой отпечаток на характер личности, на структуру ее мировоззрения.
Список литературы
1. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.,1992, 256 с.
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 6-е изд., перераб. идоп. – Ростов н/д: Феникс, 2002., с.444-628.
3. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник: В ч ч. –перераб. и доп. М.: Дрофа, 2001, 204 с.
4. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология. Детство,отрочество, юность. Хрестоматия. – М., 1999, с.411-425; с.529-532.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998, 376 с.
6. Кон И.С. Социальный статус юношества // Социологиямолодежи / Под ред. В.С. Лисовского. СПб., 1996, с.94-106.
7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии,истории и теории. – СПб., ИГУП, 1999, с.239-252.
8. Мухина В.С. Возрастная психология. 7-е изд. М., 2002.
9. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1990.
10. Лисовский В.Т., Лисовский А.В. Социализация молодежи //СПб., 1996.-с.66-72.