Античное строительное искусство

Античное строительное искусство

А.М. Манькин, канд. техн. наук

Древнейшая
история Греции до раскопок, проведенных в 1870—1890 годах в Трое, Микенах и
Тиринфе немецким ученым Шлиманом, была известна только из легенд. Яркое
искусство Греции (микенское искусство) существовало параллельно с искусством
периода Нового царства в Египте и тесно с ним контактировало. Позже, в начале
XX века, А. Эванс открыл в Кноссе другую, более раннюю, чем микенская,
культуру, которая известна как критская, или минойская (по имени царя Миноса).

Культура
эгейского мира (остров Крит с городами Кносс, Фест, Триада; десятки островов
меньшего размера, Микены, Тиринф, берега Балканского полуострова и Малой Азии
(Троя) была первой зрелой европейской цивилизацией в древней истории,
относящейся ко второму тысячелетию до н.э.
Критское и микенское строительное искусство

Крит
был богатой морской державой, на территории которой строились трехэтажные жилые
дома и дворцы (как, например, дворец царя Миноса в Кноссе, рис. 1), но
отсутствовали (в силу могущества) оборонительные сооружения в городах.

Новый
расцвет городов и вилл в сельской местности наступает после разрушительного
землетрясения в 1650 г. до н.э. Большие дома сооружаются с центральным залом
(мегарон), в котором перекрытие опирается на четыре колонны. Такая конструкция
послужила впоследствие основой греческого храма.

Дворцы
имели значительные размеры в плане, сложные конструктивные решения и возводились
в несколько этажей. Вокруг центрального двора размещались жилые сооружения и
святилища, а особым убранством отличались входные части сооружений и лестницы
(рис. 2). Подобные комплексы оборудовались водопроводом, ванными комнатами и
канализацией.

С
огромным царским дворцом в Кноссе, руины которого греки называли “Лабиринтом”,
связаны легенды о строителе Дедале, о Минотавре, Тесее и нити Ариадны.

С
критской культурой связано последующее развитие микенской культуры (1500—1200
гг. до н.э.). Претеснения греков вынудили жителей острова переселиться на
материк и создать там укрепленные крепости (Микены и Тиринф). При сооружении их
использовалась кладка толщиной в несколько метров из больших необработанных
камней, называемая циклопической и выполненная, по преданиям греков,
гигантами-циклопами (рис. 3).

Микенские крепости, дворцы и гробницы

Микенская
культура достигает своего развития после 1450 г. до н.э. К этому времени микены
господствуют над всей эгейской областью и даже закладывают на удаленных
территориях свои колонии.

Микенские
поселения фактически представляли собой крепости, за стенами которых
выложенными из плотно пригнанных каменных блоков, укрывались дворцы правителя.
Ядром дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому помещению,
служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворы и колонные
портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками.

Заслуживают
внимания гробницы (отчасти сохранившиеся), представлявшие собой круглые в плане
подземные сооружения (камеры), перекрытые ложным куполом, создаваемым за счет
выступа каждого последующего ряда камней над предыдущим. Подобную конструкцию
имеют и ложные своды для перекрытия коридоров в крепостных сооружениях в
Тиринфе. Из гробниц наиболее известна так называемая Сокровищница Атрея
(недалеко от Микен). Ее диаметр — 14 м, высота купола — 13 м.

В
качестве несущих элементов для плоских перекрытий использовались стены, пилоны
и колонны. Последние имели деление на базу, ствол и капитель. База простой
формы была плоской, ствол имел конусообразную форму с сужением книзу,
приплюснутая капитель состояла из круглого эхина и квадратного абака над ним
(рис. 4).

Для
уменьшения нагрузки на перемычку над входом в вышележащем массивном каменном
блоке стены организовывалось треугольное отверстие, прикрывавшееся тонкой
плитой, украшенной рельефом. Характерным примером в этом плане являются так
называемые Львиные ворота Микенского акрополя (рис. 2).

Микенская
культура погибла в период около 1100 г. до н.э.
Архитектура Древней Греции

Культура
греков, а позднее римлян, занимает важное место в истории развития всей
европейской культуры. Это культура античности зрелого рабовладельческого
общества, достигшего наивысшего расцвета в V в. до н.э. (в Афинах при Перикле).
Первые археологические раскопки ее начаты в Геркулануме и Помпеях в начале
XVIII в.

Во
втором тысячелетии до н.э. греческие племена и, в частности, дорийцы
захватывают микенские территории и приносят с собой иной способ жизни и
познания о железе.

Местное
население заселяет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Возникает
множество городов-государств (как, например, Афины и Спарта), соперничающих
между собой, но одинаково воспринимающих искусство и архитектуру.
Периоды развития греческой архитектуры

Ранний
период развития архитектуры (до V в. до н.э.) получил название архаического. В
бронзовом веке храмы еще не строились. Только в первой половине VIII в.
появляется храм, планировочную основу которого составил микенский мегарон. Он
был сооружен из необожженного кирпича, крыша выполнена двускатной из дерева, а
основной объем здания окружен колоннадой, что в последующем заложено в
архитектуру греческих храмов (рис. 5). Одним из первых такой храм богини Геры
построен на острове Самосе.

В
течение VII в. строительное искусство развивалось в рамках нескольких стилей.

Дорический
стиль сформировался около 600 г. до н.э. и в дальнейшем лишь незначительно
изменялся. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии.

Ионический
стиль в V в. еще окончательно не сформировался.

Оба
указанных выше стиля существенно различались. Ранние ионические храмы в Малой
Азии имели более богатое убранство и большие размеры по сравнению с дорическими
храмами.

Расцвет
художественного творчества в Греции приходится на вторую половину V в. до н.э.
В этот период по инициативе Перикла реконструируется афинский Акрополь.
Построен по проекту Иктина и Калликрата, дорический храм Парфенон, по проекту
Мнесикла, Пропилеи, являющиеся парадными воротами Акрополя, маленький
ионический храм в честь бескрылой богини победы Ники, храм Эрехтейон с очень
сложным и необычным планом (рис.6). В IV в до н.э. на южном склоне акрополя
перестраивается в камне ранее существовавший деревянный театр Диониса. Наиболее
значительные сооружения этого периода возникают на Пелопоннесе (например, один
из самых больших и великолепных греческих театров в Эпидавре, автор —
архитектор Поликлет младший).
Строительная техника

Основным
строительным материалом при возведении общественных и культовых зданий в
греческой архитектуре был камень (в ранний период более мягкий, легко
поддающийся обработке). Так, при первоначальном строительстве Акрополя
использовался известняк, а при реконструкции — мрамор. Жилые постройки
возводились в основном из кирпича, как сырцового, так и обожженного.
Использовался кирпич в сочетании с каменной облицовкой и в культовых зданиях.
Для конструкций перекрытий и покрытия применялось дерево. В ранний период из
дерева выполнялись и колонны. Каменную кладку осуществляли без раствора при
этом усиление ее, в том числе на сейсмические нагрузки, осуществлялось с
помощью шипов, деревянных шпонок и металлических скоб.

Установка
архитектурных деталей была очень трудоемкой, так как только капители и плиты со
скульптурным рельефом изготовлялись заранее. Остальные же детали принимали
необходимый вид только после их обработки, которая осуществлялась в направлении
сверху вниз по мере демонтажа строительных подмостей.
Ордерная система

Греческая
архитектура развивалась на основе решений храмовых сооружений, возводимых
первоначально из дерева, а затем из камня.

Стоечно-балочная
конструктивная схема зданий, (включающая колонны и антаблементы, поддерживаемые
колоннами части архитектурного ордера, состоящие из архитрава или балки, фриза
и карниза) становится основой для принятия системы отдельных архитектурных
элементов. Основными при этом являются подножье (крепида), колонны и стены,
антаблементы и кровля с треугольным фронтоном.

Система
выявления конструкции сооружения в определенной художественной форме называется
ордером. В Греции использовались дорический, ионический и коринфский ордера.
Объемно-планировочное решение здания одинаково для каждого ордера, а различие
их определяется формой колонн и антаблементов, пропорциями и архитектурными
деталями.

Дорический
ордер (рис. 7) отличается простотой и строгостью решения, массивностью
составляющих его элементов, размеры которых и соотношение между ними
определяются единой мерой, модулем, равным радиусу колонны у ее основания.

С
накоплением опыта строительства увеличивались расстояния между колоннами,
уменьшались сечения колонн, высота антаблемента и масса сооружений.

Дорический
храм возводился на трехступенчатом ленточном фундаменте — крепиде, ступени
которого не были приспособлены для хождения людей, а их высота определялась
общими размерами сооружаемого объекта. На крепиде устанавливались
каннелюрованные колонны (без базы), имевшие незначительное утолщение к верху
(энтазис), и поверх них — трехчастотные капители (гипотрахелий, эхин и абака).
Высота колонны имела 11 модульных размеров.

Дорический
антаблемент включал: архитрав, фриз, состоящий из триглифов и метон, и несущий
выступающий карниз. Двускатная крыша имела небольшой уклон. На треугольном
фронтоне размещались скульптуры. Цвет подчеркивал работу конструкций сооружений
— тектонику.

Примерами
сохранившихся дорических построек являются храмы Посейдона в Пестуме (на юге
Италии), Гефеста в Афинах и величественный Парфенон (рис. 9) на афинском
Акрополе (рис. 8). Ионический ордер (рис. 10) отличается от дорического большей
легкостью. Колонны менее массивны, имеют базу, ствол и капитель с волютами и не
увязаны с ритмом фриза. Вместо фриза часто выполнялся пояс с барельефом.

Ионический
ордер преобладал в Малой Азии, где постройки с его использованием достигали
больших размеров. Например, храм Артемиды в Эфесе имел длину 126 м и высоту
колонн 18 м.

Оба
рассмотреных ордера использовались в строительстве сооружений культового и
светского назначения.

Коринфский
ордер (рис. 11) развился фактически в римский период из ионического. Он
отличается четырехсторонней капителью с использованием скульптурных изображений
листьев аканта. Наиболее совершенным вариантом является капитель памятника
Лисикрата в Афинах. Другим примером использования коринфского ордера является
недостроенный афинский Олимпейон.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.stroyca.ru/