–PAGE_BREAK–Государственная система органов материально-технического обеспечения объединена АО «Росконтракт» с подразделениями:
— хозрасчетные фирмы АО «Росконтракт»;
— территориально-посреднические предприятия (опторги);
— торговые дома, биржи;
— частные посреднические фирмы, предприятия;
— предприятия строительной индустрии;
— управления производственно-технологической комплектации (УПТК).
Прогрессивные формы технологии и организации производства требуют строгого выполнения условий обеспечения работ и услуг материально-техническими ресурсами по комплектности и своевременности поставок. Выполнение данной задачи возлагается на управление производственно-технологической комплектации (УПТК).
Главной задачей УПТК является обеспечение увязки в единое целое процессов заготовки материалов и деталей, изготовления полуфабрикатов, конструкций и комплектной их доставки на стройки в соответствии с графиком выполняемых работ.
Формы организации УПТК разнообразны и зависят от специфики объектов, их территориального размещения, уровня сборности, от видов и объемов работ и других конкретных условий. УПТК по поручению треста выступают в качестве заказчика материальных ресурсов, необходимых для выполнения запланированных объемов работ, и вступают в договорные отношения с транспортными организациями.
В функции УПТК входят приемка поступающих в адрес треста материальных ресурсов, их складирование и хранение, изготовление нетиповых деталей и конструкций, доведение поступающих материалов до высокой степени технологической готовности, организация своевременной доставки комплектов на предприятия.
Управления производственно-технологической комплектации осуществляют свою деятельность на основе хозяйственного расчета.
1.4. Формы и методы обеспечения материально-техническими ресурсами и их эффективность Все организационные вопросы обслуживания производства следует рассматривать системно и комплексно, так как от качества поступающих конструкций, изделий и других материалов, энергетических ресурсов, технологического оборудования и оснастки и т.п. зависит конкурентоспособность выпускаемой продукции (услуг).
Организация обслуживания любого производства включает: материально-техническое обеспечение, энергетическое, ремонтное, транспортное и складское хозяйства, контроль качества.
К основным задачам этого процесса следует отнести:
* определение данного производства в системе обеспечения материально-техническими ресурсами и системе менеджмента;
* определение целей деятельности рассматриваемого производства;
* формирование заданий и работ по выполнению целей;
* разработка структуры службы обеспечения материально-техническими ресурсами и определение ее функций, определение факторов и показателей деятельности создаваемой службы;
* разработку и реализацию стратегических тактических и оперативных планов работы службы обеспечения материально-техническими ресурсами, применяя прогрессивные подходы менеджмента;
* обеспечение контроля и мотивации выполнения планов;
*анализ эффективности работы этой службы.
В современных условиях распространены следующие формы (методы) обеспечения ресурсами: •через товарно-сырьевые биржи;
•прямые связи;
•аукционы, конкурсы;
•спонсорство;
•собственное производство и др.
Конкретную форму (метод) обеспечения материально-техническими ресурсами организация (фирма) выбирает исходя из их особенностей, продолжительности их получения, количества предложений, а также качества, цены и др. факторов. При определении формы обеспечения производства ресурсами следует установить надежность поставщика и уровень конкурентоспособности выпускаемых конструкций, изделий и других материалов. При заключении с поставщиками контрактов (договоров) следует помнить о необходимости отражения в них количественных и качественных показателей, конкретных форм поставок, сроков, санкций и других требований.
Материально-техническое обеспечение является формой распределения средств производства на основе организационных связей и договоров между поставщиками и потребителями непосредственно или через посредника. Оно в значительной мере предопределяет результативность производства, оказывая непосредственное воздействие на использование производственных фондов, ритмичность производства работ, себестоимость, производительность труда, продолжительность строительства и другие показатели.
1.5. Логистика в системе организации материально-технического обеспечения
Производство как система воспринимается в первую очередь через материально-техническое обеспечение предприятия. Процесс организации производства предусматривает четкую поставку ресурсов в заданном объеме, указанные сроки и соответствующего качества. Опыт работы различных производств в стране и за рубежом показывает, что для принятия подобных задач применяется логистика.
В терминологическом словаре имеется следующее определение логистики. Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также о передаче, хранении и обработке
При этом основными объектами исследования являются: издержки логистические, информационный поток, логистическая система, логистическая функция, логистическая цепь, логистические операции, материальный поток и др. Логистика охватывает ряд взаимосвязанных разделов, в том числе логистику снабжения, логистику производства, логистику сбыта, логистику транспорта и др. В рамках логистических систем решается ряд задач и их комплексов, включая прогнозирование потребности в строительных материалах и контроль за состоянием запасов, сбор и обработка заказов, определение последовательности и звенности продвижения материального потока по логистической цепи и т.п.
По видам потоков логистические системы можно разделить на следующие: материальные, финансовые, информационные потоки и потоки трудовых ресурсов.
Логистические системы материальных потоков, или, другими словами, материальные логистические потоки опосредуют все движения материальных ресурсов организаций и предприятий (фирмы) от их закупок до сбыта готовой продукции. Логистическая система финансовых потоков (или финансовая логистическая система) опосредует все движения финансовых ресурсов, связанных с производством и реализацией продукции. Логистическая система информационных потоков (информационная логистическая система) опосредует процессы как простого, так и расширенного воспроизводства фирмы. Логистическая система потоков трудовых ресурсов (трудовая логистическая система) опосредует все разнообразие их миграции в фирме.
Предметом логистики является комплексное управление всеми материальными и нематериальными потоками в системах.
Логистика охватывает как сферу производства, так и сферу обмена материальных благ (подсистема материально-технического снабжения и сбыта продукции). Она нацелена на создание и контроль деятельности единой системы управления производством и маркетингом, финансовыми и экономическими расчетами и обработкой необходимой информации.
Рынок материалов и отрасли народного хозяйства составляют сейчас сегменты хозяйственно-экономического комплекса России, в которых сложились условия, достаточные для продвижения логистической политики. Предприятия промышленности материалов и индустрии располагают значительными резервами неиспользуемых производственных мощностей, и многие во имя их полной загрузки готовы к сотрудничеству с покупателями, исходя из удовлетворения повышенных требований со стороны спроса.
Переход к рыночной экономике в корне изменил характер взаимо-отношений в области материального обеспечения предприятий. Состояние спроса со стороны предприятий и ценовая политика поставщиков стали основ-ными факторами конъюнктуры рынка материалов. В условиях экономики рыночного типа славной проблемой для поставщиков стала организация сбыта продукции, а для потребителей — минимальные затраты на ее приобретение.
2. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА 2.1. Анализ обеспеченности ООО «Конси» материальными ресурсами В условиях функционирования рыночных отношений предприятия изучают конъюнктуру рынка, возможности партнеров, движение цен и на их основе организуют материально-техническое обеспечение собственного производства, приобретая ресурсы на рынке товаров и услуг. В организации обеспечения предприятия материальными ресурсами ведущая роль принадлежит плану материально-технического снабжения, определяющему потребность в ресурсах на плановый период и источники ее покрытия.
В планировании материально-технического снабжения и обеспечении контроля за использованием материальных ресурсов решающее значение имеют нормы расхода на единицу продукции.
Потребность в материальных ресурсах, как правило, определяется методом прямого счета: планируемых объем выпуска каждого вида продукции или работ умножается на норму расхода. Потребность в топливе и энергии определяется по направлениям их использования.
Потребность в топливе на технологические нужды обосновывается прямым счетом, исходя из объемов производства и норм расхода топлива. Для отопления производственных помещений и административных зданий и сооружений потребность в топливе исчисляется с учетом типа зданий, их конструкций, длительности отопительного периода и др.
В обеспечении предприятия материальными ресурсами важное значение приобретает процесс нормирования оборотных средств. Норматив оборотных средств устанавливает их минимальную расчетную сумму, необходимую предприятию для работы. Фактические запасы сырья, материалов, денежных средств и т.д. могут быть выше или ниже норматива или соответствовать ему — это один из наиболее изменчивых показателей текущей финансовой деятельности. Не заполнение норматива оборотных средств может привести к сокращению производства, невыполнению производственной программы из-за перебоев в производстве и реализации продукции.
Сверхнормативные запасы отвлекают из оборота денежные средства, свидетельствуют о недостатках материально-технического обеспечения, неритмичности процессов производства и реализации продукции. Все это приводит к недостаточному или неэффективному использованию ресурсов.
Сбалансировать потребности и запасы позволяет нормирование. Нормирование- это метод разработки и установления предельных величин запаса и расходования ресурсов, необходимых для обеспечения процесса производства и сбыта продукции. Норма- это предельно допустимая величина расходования какого-либо ресурса на единицу продукции. Нормы на предприятии устанавливаются на все виды используемых ресурсов.
Проанализируем обеспеченность материальными ресурсами предприятия ООО «Конси», основным видом деятельности которого является производство стеклянной тары.
В 2005 году наибольший удельный вес в производстве готовой продукции в ООО «Конси» занимала бутылка пивная 0,5л. На примере этой продукции проанализируем использование сырья, анализ норм расходования материальных ресурсов для производства пивной бутылки.
Общая потребность предприятия в материальных ресурсах определяется суммированием потребностей на производство продукции, на экспериментальные работы, на ремонтные работы, на образование запасов.
Потребность предприятия в конкретном виде материалов, сырья на производство продукции определяется умножением нормы расхода данного вида материалов на единицу продукции и на планируемый объем выпуска в данном периоде. Расход на единицу продукции зависит от качества сырья и материалов, замены одного вида материала другим, изменения рецептуры сырья, техники, технологии и организации производства, квалификации работников, отходов сырья и др.
Таблица 1 Наименование сырья
Выпуск продук-ции, млн. шт.
Норма на 1 млн. шт,
кг
Всего мат.зат-раты по норме,
кг
Факт.
мат.
затраты, в кг
Факт.
расход
на 1 млн. шт., кг
Отк.
от нор-мы, кг
Факт.
мат.
затраты,
тыс.
руб.
Уд.
Вес,
%
1. Шпат полевой
285
666933
666945
285
–
2692,1
18,5
2. Сода кальцио-нированная
680
1591279
1591267
680
–
9735,2
66,9
3. Сульфат натрия
401
93604
93600
401
–
698,5
4,8
4. Мука известковая
100
23401
23405
100
–
596,6
4,1
5.Песок кварцевый
417
976
976
417
–
523,9
3,6
6. Шлак феррохромовый
84
196570
196570
84
–
174,6
1,2
7. Сульфатно-содовая смесь
0,417
976
975
0,417
–
72,8
0,5
8.Уголь каменный
70
164
164
70
29,1
0,2
9. Катализатор
417
976
977
417
14,5
0,001
Итого:
23,4
14551,8
100
Уровень средней цены материалов зависит от рынков сырья, отпускной цены поставщика, внутригрупповой структуры материальных ресурсов, уровня транспортных и заготовительных расходов, качества сырья и т.д.
Сырье и топливные материалы в ООО «Конси» отпускают в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода по массе, объему, площади или счету и оформляют лимитно-заборными картами, требованиями, накладными.
Далее в таблице 2 приведем потребность в основных сырьевых запасах по ООО «Конси» в натуральном выражении на 2005 год.
Таблица 2
Виды сырья и объемы потребности в нем Виды сырья
Потребность в месяц, тонн
Потребность в год, тонн
1.Песок кварцевый
450
5400
2. Шпат полевой
88,6
1063
3. Сульфат натрия
17,5
210
4. Мука известковая
61,8
742
5.Сода кальционированная
82,8
994
6. Шлак феррохромовый
18,2
218
7. Сульфатно-содовая смесь
7,8
94
8.Уголь каменный
0,85
10,2
9. Катализатор
0,0955
1,146
10.Газ природный
75 тыс. куб. м
900 тыс. куб. м
11.Электроэнергия
64 тыс. квт. час
770 тыс. квт. час
Исходя из данных таблицы 1 и 2 можно смело констатировать, что ООО «Конси» обеспечивает потребность в материальных ресурсах.
Зная потребность в натуральном выражении и цены можно рассчитать потребность в материальных запасах в суммовом выражении.
Проанализируем движение основных сырьевых запасов за 2003-2005 годы.
Таблица 3 Основное сырье за 2003 год Виды сырья Остаток на 01.01.2003
Приход
Расход
Остаток на 01.01.2004.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
1. Бихромат натрия
0,552
11219,9
3,225
83164,8
3,505
86612,6
0,272
7772,2
2. Катализатор
11,64
534,8
150,0
31611,3
138,65
26778,7
22,99
5367,3
3. Мука известковая
25,67
3208,3
2425,9
356111,7
3436,07
356514,8
15,496
2805,1
4. Песок кварцевый
556,79
5349,6
10238,45
137952,8
8265,34
117067,9
2529,89
26234,4
5. Сода кальционированная
57,59
44081,4
2584,09
2588505,9
2507,9
2473835,4
133,76
158751,9
6. Сульфат натрия
87,00
21750,0
529,40
537464,8
563,44
519084,5
52,97
40130,3
7. Сульфатно-содовая смесь
81,61
18889,1
132,85
34115,4
62,25
14465,0
152,21
38539,6
8. Уголь каменный
6,67
1998,0
51,80
18601,1
54,24
18820,6
4,23
1778,5
9. Шпат полевой
57,13
17186,4
1264,00
498890,8
1249,29
483158,9
71,84
32918,2
Всего
884,646
124217,5
17379,7
4286418,5
15280,7
4096338,5
2983,7
314297,6
10.Газ природный, тыс.куб.м
–
–
842
249
842
249
–
–
11.Электроэнегия, тыс.квт. час
778
330
778
330
продолжение
–PAGE_BREAK–
Таблица 4
Основное сырье за 2004 год Виды сырья Остаток на 01.01.2004
Приход
Расход
Остаток на 01.01.2005.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
1. Бихромат натрия
0,272
7772,2
2,625
62907,1
2,897
70679,3
–
–
2. Катализатор
22,99
5367,3
48,00
7600,0
70,111
12825,8
0,884
141,5
3. Мука известковая
15,496
2805,1
1843,70
299953,4
1813,3
295105,5
45,88
7653,0
4. Песок кварцевый
2529,89
26234,4
4604,00
125766,9
6450,8
130161,8
683,1
21839,5
5. Сода кальционированная
133,76
158751,9
2040,00
2691963,8
2067,59
2661795,2
106,18
188920,5
6. Сульфат натрия
52,97
40130,3
298,80
162489,0
305,92
178962,3
45,84
23657,1
7. Сульфатно-содовая смесь
152,21
38539,6
–
–
66,74
16897,9
85,47
21641,6
8. Уголь каменный
4,23
1778,5
28,00
12845,2
26,95
11337,3
5,28
3286,3
9. Шлак феррохромовый
–
–
131,50
18689,9
57,33
7445,6
74,17
11244,3
10. Шпат полевой
71,84
32918,2
1046,00
574217,2
1066,99
575033,5
50,85
32101,9
Всего
2983,7
314297,6
10042,63
3956432,4
11928,65
3960244,2
1097,65
310485,8
11.Газ природный, тыс.куб.м
–
–
947
358
947
358
–
–
12.Электроэнегия, тыс.квт. час
–
–
833
455
833
455
–
–
Таблица 5
Основное сырье за 2005 год
Виды сырья Остаток на 01.01.2005
Приход
Расход
Остаток на 01.01.2006.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
1. Катализатор
0,884
141,5
0,262
–
1,146
141,52
–
–
2. Мука известковая
45,88
7653,0
696,43
156421,9
742,31
164074,9
–
–
3. Песок кварцевый
683,1
21839,5
4711,5
122522,9
5394,59
144362,4
–
–
4. Сода кальционированная
106,18
188920,5
877,5
2469901,7
993,68
2658822,2
–
–
5. Сульфат натрия
45,84
23657,1
164,61
166396,9
210,45
190053,9
–
–
6. Сульфатно-содовая смесь
85,47
21641,6
7,783
–
93,26
21641,6
–
–
7. Уголь каменный
5,28
3286,3
4,942
3252,86
10,22
6539,2
–
–
8. Шлак феррохромовый
74,17
11244,3
143,33
37666,5
217,50
48910,8
–
–
9. Шпат полевой
50,85
32101,9
1011,90
704419,6
1062,75
736521,5
–
–
Всего
1097,65
310485,8
7628,26
3660585,4
8725,90
3971068,1
–
–
10.Газ природный, тыс.куб.м
–
–
1035
408
1035
408
–
–
11.Электроэнегия, тыс.квт. час
–
–
905
511
905
511
–
–
В таблицах 6 — 8 представлено движение топливных ресурсов за рассматриваемый период.
Таблица 6
Топливо за 2003 год
Виды топлива Остаток на 01.01.2003
Приход
Расход
Остаток на 01.01.2004.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
1. Автокеросин ГС-1
173,0
360,2
–
–
161,0
335,2
12,0
25,0
2. Бензин
3115,0
4505,5
97929
305753,1
93819,0
276042,2
7225,0
34216,4
3. Дизельное топливо
4980,0
7610,5
84865,0
233852,6
83645,0
219942,6
6200,0
21520,5
4. Масло
1685,0
3889,2
12112,0
46287,5
10837,0
36407,7
2960,0
13769,0
Всего
9953,0
16365,4
194906,0
585893,4
188462,0
532727,8
16397,0
69530,9
Таблица 7
Топливо за 2004 год
Виды топлива Остаток на 01.01.2004
Приход
Расход
Остаток на 01.01.2005.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
1. Автокеросин ГС-1
12,0
25,0
615,0
2852,8
427,0
1685,4
200,0
1192,5
2. Бензин
7225,0
34216,4
85879,0
426001,2
92438,0
456128,5
666,0
4086,7
3. Дизельное топливо
6200,0
21520,5
73261,0
335914,9
78320,0
350572,4
1141,0
68623,0
4. Масло
2960,0
13769,0
5845,0
56110,7
8237,5
65467,0
540,5
4415,1
Всего
16397,0
69530,9
165600,0
820879,6
179422,5
873853,3
2574,5
16557,2
Таблица 8
Топливо за 2005 год
Виды топлива Остаток на 01.01.2005
Приход
Расход
Остаток на 01.01.2006.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
1. Автокеросин ГС-1
200,0
1192,5
600,0
5278,2
600,0
4868,5
200,0
1602,2
2. Бензин
666,0
4086,7
83035,0
431957,2
80913,0
423513,1
2788,0
12530,8
3. Дизельное топливо
1141,0
68623,0
60259,4
322558,3
60598,0
325357,8
802,4
4063,4
4. Масло
540,5
4415,1
11795,5
146028,1
11617,0
143251,1
746,0
7192,1
5. Бочка металлическая
–
–
1
500,0
–
–
1
500,0
6. Газ сжиженный
–
–
394,0
1826,2
394,0
1826,2
–
–
7. Керосин
–
–
200,0
1586,7
200,0
1586,7
–
–
8. Смазка
–
–
34,0
1711,7
34,0
1711,7
–
–
9. Солидол
–
–
41,0
580,8
41,0
580,8
–
–
Всего
2574,5
16557,2
156359,9
912027,2
154397,0
902695,9
4537,4
25888,5
Как уже было отмечено ранее, основным видом деятельности ООО «Конси» является выпуск тары из зеленого стекла. Продукция предприятия пользуется спросом, и постоянно принимаются заказы на производство той или иной продукции. Поэтому необходимо своевременное обеспечение предприятия всеми необходимыми материальными ресурсами для бесперебойной его работы.
Среди поставляемых на стекольный завод материальных ресурсов такие как сода, песок кварцевый, мука известковая, штат, шлак, катализатор.
В 2003 году по тарной продукции имела место недопоставка песка кварцевого на 10%; соды кальционированной — на 5%. Недопоставка материально-технических ресурсов вызывает недоиспользование производственных мощностей предприятия. В 2004-2005 году не имели места недопоставки сырьевых и топливных ресурсов.
В условиях стабильной экономики фирмы стремятся приблизиться к японской системе «точно-во-время», которая предполагает поставку сырья и комплектующих точно туда и точно в то время, когда это потребуется и направлена на минимизацию запасов.
В условиях российской экономики это пока не возможно. Поэтому пока ООО «Конси», как и остальные предприятия, вынужден создавать большие запасы сырья и комплектующих. Для этого на предприятии имеются вместительные складские помещения, позволяющие создавать помимо текущих и страховых запасов (на случай отсутствия сырья на рынке), еще и резервные запасы, по объему равные трех-четырех месячной потребности в них. Финансовые ресурсы предприятия позволяют закупать запасы сырья в таких объемах.
Есть два положительных момента в этой ситуации. Во-первых, предприятие ближайшие 3-4 месяца может работать спокойно, не опасаясь сбоев по причине отсутствия сырья, а во-вторых, сегодня, в условиях инфляции руководство ООО «Конси» считает вложение денег в сырье и комплектующие экономически целесообразным. То есть вкладывать деньги, делая запасы выгоднее, чем положить эти же деньги на депозит в банк. Кроме этого, это позволяет ООО «Конси» производить в конечном итоге продукцию с меньшими издержками, чем конкурентам, так как у многих из них нет средств, для создания больших объемов производственных запасов.
Все материалы на предприятии ООО «Конси» по способу их использования и назначения в производственном процессе можно подразделить следующим образом:
Основные материалы (табл. 3 — 8)
Вспомогательные материалы:
– моющие средства;
– обтирочные материалы;
– смазочные материалы;
– и другие.
Отходы:
– стеклобой
– и другие.
Прочие.
В составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов в соответствии с учетной политикой учитываются предметы стоимостью на дату приобретения не более стократного, установленного законом, размера минимальной месячной оплаты труда за единицу Они классифицируются организацией на следующие группы:
Специальные инструменты и приспособления;
Спецодежда и спецобувь;
Временные (нетитульные) сооружения;
Прочие.
2.2. Анализ затрат на приобретение материальных ресурсов и расчетов с поставщиками Фактическими затратами на приобретение материально-производственных затрат (МПЗ) организацией являются:
– суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
– вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, через которые приобретены МПЗ;
– таможенные пошлины и другие платежи;
– затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая затраты по их страхованию;
– затраты по содержанию складского аппарата организации;
– затраты за услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в договорную цену;
– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.
Фактическая себестоимость материалов предприятием рассчитывается только по окончании месяца, когда бухгалтерия уже имеет все слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков материалов или за перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы).
Движение же материалов в организации происходит ежедневно, и документы на приход и расход материалов должны оформляться своевременно, по мере совершения операций и находить отражение в учете. Поэтому в учете используются твердые, заранее установленные учетные цены. По окончании месяца рассчитываются суммы и процент транспортно-заготовительных расходо для доведения их до фактической себестоимости.
Поступление МПЗ может быть от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы за наличный расчет, от списания пришедших в негодность основных средств и МБП.
Расчеты с поставщиками за поступившие МПЗ чаще всего производятся организацией в неденежной форме расчетов из-за острой нехватки денежных средств. Поступающие на предприятие МПЗ оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.
Вместе с отгрузкой МПЗ поставщик высылает предприятию расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование, накладная или товарно-транспортная накладная, счет-фактура и другие. Расчетные и сопроводительные документы поступают в бухгалтерию предприятия. После проверки соответствия объемов и качества поступивших материалов принимается решение о полном или частичном акцепте или мотивированном отказе от акцепта расчетных документов поставщика.
Для получения МПЗ со складов поставщиков материально-ответственному лицу выдается доверенность и наряд на получение материалов, в которых указывается перечень материалов, подлежащих получению. Принятые кладовщиком материалы на основной склад оформляются приходным ордером.
В случаях перевозки грузов автотранспортом приемка материалов, поступающих на предприятие, осуществляется на основании товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя.
При установлении несоответствия поступивших материалов их ассортименту, качеству и количеству, указанным в документах поставщика, приемку материалов производит комиссия, которая составляет акт о приемке материалов без оформления приходного ордера.
Подотчетные лица приобретают МПЗ на предприятиях торговли, у других предприятий, на рынке или у населения за наличный расчет. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный чек или квитанция от приходного ордера и закупочный акт, которые прилагаются затем к авансовому отчету.
продолжение
–PAGE_BREAK–Под отпуском МПЗ в производство понимается на предприятии их отпуск непосредственно для выполнения ремонтных, строительных и монтажных работ. Кроме того, сюда же относится и отпуск на ремонтные и хозяйственные нужды. Отпуск МПЗ рассматривается как отпуск в производство.
Оценка запасов и расчет фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов производится по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по каждому виду материальных запасов.
МПЗ отпускаются в производство по весу, объему или счету, в строгом соответствии с установленными нормами и объемом, предусмотренными в производственной смете на основе требований-накладных на отпуск материалов со склада.
На предприятии лимитирование расхода материалов производится производственно-экономическим отделом при составлении производственных смет на строительство. В основу лимитов принимаются производственные нормы расхода материалов на единицу конструктивного элемента или вида работ. Расход МПЗ и труда сверх норматива на предприятии оформляется актом на дополнительные работы.
Отпуск МПЗ с приобъектного склада в ООО «Конси» на производство отражается в материальном отчете материально-ответственного лица без оформления первичными документами.
Перемещение МПЗ из одного приобъектного склада на другой приобъектный или основной склад оформляется накладной на внутреннее перемещение материалов.
Отпуск материалов на сторону оформляется на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и письменного разрешения руководителя предприятия или лиц им на то уполномоченных, путем выписки приказа-накладной на отпуск материалов на сторону.
Все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записываются в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражении отдельно по каждому объекту строительства.
Для сопоставления фактического объема израсходованных материалов на выполнение работ с их производственными нормами по окончании месяца производственно-экономическим отделом составляется отчет о расходе основных материалов в производстве в сопоставлении с производственными нормами.
Отчет составляется по отдельным объектам на основании:
– данных о выполненных за месяц работах;
– установленных производственных норм расхода материалов на единицу объема работ (в соответствии с нормативными справочниками);
– документов о фактическом расходе материалов (материального отчета и др.).
Рассмотрим контроль за использованием материалов в организации. Для контроля за использованием сырья и материалов в производстве ООО «Конси» используют следующие три основных метода: документирование, методы партионного раскроя и инвентарный.
Метод документирования основан на документальном оформлении отдельными документами всех случаев отклонений расхода сырья и материалов от установленных норм, нормативов и условий (при отпуске сырья и материалов сверх лимита, при замене одних видов сырья и материалов другими и др.). Данный метод в той или иной мере используется на всех промышленных предприятиях.
Сущность метода партионного раскроя заключается в том, что на каждую партию материалов, отпускаемых на производство, выписывается раскройный лист, (учетная карта). В нем указывают количество материала, поданного к рабочему месту, количество заготовок (деталей) и отходов, которое должно быть получено из материалов, и фактически полученные заготовки, и отходы.
Для выведения результатов раскроя фактически полученное количество заготовок сравнивают с нормативным. Экономию.или перерасход материалов определяют сопоставлением фактического количества израсходованного материала с расходом по норме. Такие же расчеты осуществляют и по отходам. В раскройном листе указывают также причины выявленных отклонений и лиц, ответственных за раскрой материалов.
При инвентарном методе по истечении смены, суток, пятидневки или другого периода проводят инвентаризацию остатков неизрасходованного сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов на производство определяют прибавлением к остатку сырья и материалов на начало периода поступления сырья и материалов и вычитанием из полученной суммы остатка сырья и материалов на конец периода.
Нормативный расход сырья и материалов определяют умножением выработанной продукции на норму расхода сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов по каждой калькуляционной сравнивают с нормативным и устанавливают отклонения от норм, которые затем распределяются по соответствующим объектам учета затрат пропорционально нормативным затратам.
По выявленным отклонениям определяют их причину и виновников (инициаторов). Для систематизации и анализа отклонений от нормы на предприятии ООО «Конси» разрабатывают номенклатуру причин и определяют возможных виновников.
По истечении 1 месяца цехи составляют отчеты о расходе сырья и материалов, где указывают нормативный и фактический расходы материалов на каждый вид продукции или на несколько видов продукциив целом. В отчетах дается объяснение причин перерасхода или экономии по материалам.
На оснований этих отчетов цехов бухгалтерия составляет по каждому синтетическому счету в отдельности ведомости (машинограммы) распределения израсходованных сырья и материалов, где расход сырья и материалов отражается по каждому аналитическому счету, открываемым в развитие синтетических производственных счетов.
Во многих отраслях и производствах распределение сырья и материалов по видам продукции осуществляется прямым путем, так как в первичных документах по их расходованию указывается вид (код) изделия. Однако в ряде отраслей и производств сырье и материалы расходуются на группу изделий, и поэтому по видам продукции они распределяются косвенно-нормативным или коэффициентным способами.
При нормативном способе фактически израсходованные сырье и материалы распределяют по видам продукции пропорционально расходу их по норме.
Рассмотрим документальное оформление поступления и расходов материалов.
Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов являются основой организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.
Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов, учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.
Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, собственного производства.
Для выполнения производственной программы предприятия ООО «Конси» определяет потребность в материальных ресурсах и приобретают их.
На поставку материалов предприятие ООО «Конси» заключает договора с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции.
Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и оприходования материалов осуществляет отдел материально-технического снабжения ООО «Конси». С этой целью в отделе ведут ведомости (машинограммы) оперативного учета выполнения договоров поставки. В них отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и др. Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного учета.
Поступающие на предприятие материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.
Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы — платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой — через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.
В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или» частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения ООО «Конси» осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих груза, в котором указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза.
Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций — экспедитору для получения и доставки материалов.
Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.
Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.
Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые, кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.
Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.
При отсутствии расхождений между данными, поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.
В тех случаях, когда количество качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акта приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).
Если перевозку материалов в ООО «Конси» осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах:
– первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя;
– второй — для оприходования материалов получателем;
– третий — для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей;
– (четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.
Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной.
Материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.
Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат их приобретения, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда и времени. Именно поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляет лишь небольшая часть предприятий по основным видам сырья или материалов. Большинство предприятий ведут текущий учет материальных ценностей по твердым учетным ценам — по средним покупным ценам, плановой себестоимости и др. Отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены иди от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов. С появлением компьютерной и электронной маркировки создаются все. большие возможности исчисления фактической себестоимости отдельных видов материальных ресурсов.
Наряду с определением твердой учетной цены очень важно установить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей в ООО «Конси» являются каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т. е. каждый номенклатурный номер.
2.3. Анализ эффективности использования материалов в производстве Анализ структуры затрат по элементам.
Структура издержек производства анализируется в двух основных взаимодополняющих направлениях – по элементам затрат и по калькуляционным статьям.
При анализе сметы затрат на производство устанавливается пропорция, в которой суммарные затраты распределяются между предметами труда, средствами труда и затратами на оплату живого труда.
В результате дается оценка характера производства (материалоемкое, фондоемкое, трудоемкое) и отсюда определяются важнейшие направления поиска резервов снижения себестоимости продукции.
Для этого по данным отчета о затратах на производство ООО «Конси» составим табл. 9.
Таблица 9
Затраты, произведенные ООО «Конси» в период с 2003 по 2004 год
Элементы затрат
на производство
Сумма,
тыс. руб.
Удельный вес затрат, %
Отклоне-ние от 2003 года
по уд.
весу
2003 год
2004
год
2005 год
2003 год
2004
год
2005 год
1
2
3
4
5
6
7
8
Сырье и материалы
10762,3
13390,7
27330,4
24,7
31,1
40,8
+16,1
Работы и услуги производственного характера, выполнен-ные сторонними организациями
106
190
659
0,2
0,4
1,0
+0,8
Вспомогательные материалы
124,4
291,6
412,5
2,8
0,7
0,6
-2,2
Прочие материалы
567,1
431,5
631,5
1,3
1,0
0,9
-0,4
1
2
3
4
5
6
7
8
МБП
615,3
300,4
389,7
1,4
0,7
0,6
-0,8
Топливо
532,7
873,9
902,7
1,2
2,0
1,3
+0,1
Энергия
903,3
915,8
1105,4
2,1
2,1
1,6
-0,5
Итого материальных затрат
13611,1
16393,9
31431,2
31,2
38,1
46,9
+15,7
Полная себестоимость произведенной продукции
43625,3
43028,7
67012,3
100
100
100
—
продолжение
–PAGE_BREAK–