Анализ материально технического обеспечения производства ООО Конси 2

–PAGE_BREAK–Государственная система органов материально-технического обеспечения объединена АО «Росконтракт» с подразделениями:
— хозрасчетные фирмы АО «Росконтракт»;
— территориально-посреднические предприятия (опторги);
— торговые дома, биржи;
— частные посреднические фирмы, предприятия;
— предприятия строительной индустрии;
— управления производственно-технологической комплекта­ции (УПТК).
Прогрессивные формы технологии и организации производства требуют строгого выполнения условий обес­печения работ и услуг материально-техничес­кими ресурсами по комплектности и своевременности поставок. Выполнение данной задачи возлагается на управление произ­водственно-технологической комплектации (УПТК).
Главной задачей УПТК является обеспечение увязки в еди­ное целое процессов заготовки материалов и деталей, изготов­ления полуфабрикатов, конструкций и комплектной их достав­ки на стройки в соответствии с графиком выполняемых работ.
Формы организации УПТК разнооб­разны и зависят от специфики объектов, их территориального размещения, уровня сборности, от видов и объемов работ и других конкретных условий. УПТК по поруче­нию треста выступают в качестве заказчика материальных ре­сурсов, необходимых для выполнения запланированных объе­мов работ, и вступают в договорные отношения с транспортными организациями.
В функции УПТК входят приемка поступающих в адрес тре­ста материальных ресурсов, их складирование и хранение, из­готовление нетиповых деталей и конструкций, доведение по­ступающих материалов до высокой степени технологической готовности, организация своевременной доставки комплектов на предприятия.
Управления производственно-технологической комплекта­ции осуществляют свою деятельность на основе хозяйственно­го расчета.
1.4. Формы и методы обеспечения материально-техническими ресурсами и их эффективность Все организационные вопросы обслуживания производства следует рассматривать системно и комплексно, так как от качества поступающих кон­струкций, изделий и других материалов, энергетических ресур­сов, технологического оборудования и оснастки и т.п. зависит конкурентоспособность выпускаемой продукции (услуг).
Организация обслуживания любого производства включает: материально-техническое обеспечение, энергетичес­кое, ремонтное, транспортное и складское хозяйства, контроль качества.
К основным задачам этого процесса следует отнести:
 * определение данного производства в системе обеспечения материально-техническими ресурсами и системе менеджмента;
* определение целей деятельности рассматриваемого производства;
 * формирование заданий и работ по выполнению целей;
* разработка структуры службы обеспечения материально-техническими ресурсами и определение ее функций, определение факторов и показателей деятельности создаваемой службы;
 * разработку и реализацию стратегических тактических и опе­ративных планов работы службы обеспечения материально-тех­ническими ресурсами, применяя прогрессивные подходы менедж­мента;
 * обеспечение контроля и мотивации выполнения планов;
 *анализ эффективности работы этой службы.
В современных условиях распрос­транены следующие формы (методы) обеспечения ресурсами: •через товарно-сырьевые биржи;
 •прямые связи;
•аукционы, конкурсы;
•спонсорство;
•собственное производство и др.
Конкретную форму (метод) обеспечения материально-техни­ческими ресурсами организация (фирма) выбира­ет исходя из их особенностей, продолжительности их получе­ния, количества предложений, а также качества, цены и др. факторов. При определении формы обеспечения производства ресурсами следует установить надежность постав­щика и уровень конкурентоспособности выпускаемых конструкций, изделий и других материалов. При заключе­нии с поставщиками контрактов (договоров) следует помнить о необходимости отражения в них количественных и качествен­ных показателей, конкретных форм поставок, сроков, санкций и других требований.
Материально-техническое обеспечение является формой рас­пределения средств производства на основе организационных связей и договоров между поставщиками и потребителями не­посредственно или через посредника. Оно в значительной мере предопределяет результативность производства, оказывая непосредственное воздействие на использование про­изводственных фондов, ритмичность производства работ, себестоимость, производительность труда, продолжительность строительства и другие показатели.

1.5. Логистика в системе организации материально-технического обеспечения
Производство как система воспринимается в первую очередь через материально-техническое обеспечение предприятия. Процесс организации производства предусматри­вает четкую поставку ресурсов в заданном объеме, указан­ные сроки и соответствующего качества. Опыт работы различ­ных производств в стране и за рубежом показывает, что для принятия подобных задач применяется логистика.
В терминологическом словаре имеется следующее определе­ние логистики. Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями в процессе до­ведения сырья и материалов до производственного предприя­тия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полу­фабрикатов, доведение готовой продукции до потребителя в со­ответствии с интересами и требованиями последнего, а также о передаче, хранении и обработке
При этом основными объектами исследования являются: из­держки логистические, информационный поток, логистическая система, логистическая функция, логистическая цепь, логисти­ческие операции, материальный поток и др. Логистика охваты­вает ряд взаимосвязанных разделов, в том числе логистику снаб­жения, логистику производства, логистику сбыта, логистику транспорта и др. В рамках логистических систем решается ряд задач и их комплексов, включая прогнозирование потребности в строительных материалах и контроль за состоянием запасов, сбор и обработка заказов, определение последовательности и звенности продвижения материального потока по логистичес­кой цепи и т.п.
По видам потоков логистические системы можно разделить на следующие: материальные, финансовые, информационные потоки и потоки трудовых ресурсов.
Логистические системы материальных потоков, или, други­ми словами, материальные логистические потоки опосредуют все движения материальных ресурсов организа­ций и предприятий (фирмы) от их закупок до сбыта готовой продукции. Логистическая система финансовых потоков (или финансо­вая логистическая система) опосредует все движения финансо­вых ресурсов, связанных с производством и реализацией продукции. Логистическая система информационных потоков (информа­ционная логистическая система) опосредует процессы как про­стого, так и расширенного воспроизводства фирмы. Логистическая система потоков трудовых ресурсов (трудо­вая логистическая система) опосредует все разнообразие их миг­рации в фирме.
Предметом логистики является комплексное управление все­ми материальными и нематериальными потоками в системах.
Логистика охватывает как сферу производства, так и сферу обмена материальных благ (подсистема материально-техничес­кого снабжения и сбыта продукции). Она нацелена на создание и контроль деятельности единой системы управления производ­ством и маркетингом, финансовыми и экономическими расче­тами и обработкой необходимой информации.
Рынок материалов и отрасли народного хозяйства составляют сейчас сегменты хозяйственно-эконо­мического комплекса России, в которых сложились условия, достаточные для продвижения логистической политики. Предприятия промышленности материалов и индустрии располагают значительными резерва­ми неиспользуемых производственных мощностей, и многие во имя их полной загрузки готовы к сотрудничеству с покупателя­ми, исходя из удовлетворения повышенных требований со сто­роны спроса.
Переход к рыночной экономике в корне изменил характер взаимо-отношений в об­ласти материального обеспечения предприятий. Состояние спроса со сто­роны предприятий и ценовая политика поставщи­ков стали основ-ными факторами конъюнктуры рынка материалов. В условиях экономики рыночного типа славной проблемой для поставщиков стала организация сбыта продукции, а для потребителей — минимальные затраты на ее приобретение.

2. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА 2.1. Анализ обеспеченности ООО «Конси» материальными ресурсами В условиях функционирования рыночных отношений предприятия изучают конъюнктуру рынка, возможности партнеров, движение цен и на их основе организуют материально-техническое обеспечение собственного производства, приобретая ресурсы на рынке товаров и услуг. В организации обеспечения предприятия материальными ресурсами ведущая роль принадлежит плану материально-технического снабжения, определяющему потребность в ресурсах на плановый период и источники ее покрытия.
В планировании материально-технического снабжения и обеспечении контроля за использованием материальных ресурсов решающее значение имеют нормы расхода на единицу продукции.
Потребность в материальных ресурсах, как правило, определяется методом прямого счета: планируемых объем выпуска каждого вида продукции или работ умножается на норму расхода. Потребность в топливе и энергии определяется по направлениям их использования.
Потребность в топливе на технологические нужды обосновывается прямым счетом, исходя из объемов производства и норм расхода топлива. Для отопления производственных помещений и административных зданий и сооружений потребность в топливе исчисляется с учетом типа зданий, их конструкций, длительности отопительного периода и др.
В обеспечении предприятия материальными ресурсами важное значение приобретает процесс нормирования оборотных средств. Норматив оборотных средств устанавливает их минимальную расчетную сумму, необходимую предприятию для работы. Фактические запасы сырья, материалов, денежных средств и т.д. могут быть выше или ниже норматива или соответствовать ему — это один из наиболее изменчивых показателей текущей финансовой деятельности. Не заполнение норматива оборотных средств может привести к сокращению производства, невыполнению производственной программы из-за перебоев в производстве и реализации продукции.
Сверхнормативные запасы отвлекают из оборота денежные средства, свидетельствуют о недостатках материально-технического обеспечения, неритмичности процессов производства и реализации продукции. Все это приводит к недостаточному или неэффективному использованию ресурсов.
Сбалансировать потребности и запасы позволяет нормирование. Нормирование- это метод разработки и установления предельных величин запаса и расходования ресурсов, необходимых для обеспечения процесса производства и сбыта продукции. Норма- это предельно допустимая величина расходования какого-либо ресурса на единицу продукции. Нормы на предприятии устанавливаются на все виды используемых ресурсов.
Проанализируем обеспеченность материальными ресурсами предприятия ООО «Конси», основным видом деятельности которого является производство стеклянной тары.
В 2005 году наибольший удельный вес в производстве готовой продукции в ООО «Конси» занимала бутылка пивная 0,5л. На примере этой продукции проанализируем использование сырья, анализ норм расходования материальных ресурсов для производства пивной бутылки.
Общая потребность предприятия в материальных ресурсах определяется суммированием потребностей на производство продукции, на экспериментальные работы, на ремонтные работы, на образование запасов.
Потребность предприятия в конкретном виде материалов, сырья на производство продукции определяется умножением нормы расхода данного вида материалов на единицу продукции и на планируемый объем выпуска в данном периоде. Расход на единицу продукции зависит от качества сырья и материалов, замены одного вида материала другим, изменения рецептуры сырья, техники, технологии и организации производства, квалификации работников, отходов сырья и др.
  Таблица 1 Наименование сырья
Выпуск продук-ции, млн. шт.
Норма на 1 млн. шт,
кг
Всего мат.зат-раты по норме,
кг
Факт.
мат.
затраты, в кг
Факт.
расход
на 1 млн. шт., кг
Отк.
от нор-мы, кг
Факт.
мат.
затраты,
тыс.
руб.
Уд.
Вес,
%
1. Шпат полевой
285
666933
666945
285

2692,1
18,5
2. Сода кальцио-нированная
680
1591279
1591267
680

9735,2
66,9
3. Сульфат натрия
401
93604
93600
401

698,5
4,8
4. Мука известковая
100
23401
23405
100

596,6
4,1
5.Песок кварцевый
417
976
976
417

523,9
3,6
6. Шлак феррохромовый
84
196570
196570
84

174,6
1,2
7. Сульфатно-содовая смесь
0,417
976
975
0,417

72,8
0,5
8.Уголь каменный
70
164
164
70
29,1
0,2
9. Катализатор
417
976
977
417
14,5
0,001
Итого:
23,4
14551,8
100
Уровень средней цены материалов зависит от рынков сырья, отпускной цены поставщика, внутригрупповой структуры материальных ресурсов, уровня транспортных и заготовительных расходов, качества сырья и т.д.
Сырье и топливные материалы в ООО «Конси» отпускают в производство в строгом соответ­ствии с действующими нормами расхода по массе, объему, площади или счету и оформляют лимитно-заборными картами, требованиями, накладными.
Далее в таблице 2 приведем потребность в основных сырьевых запасах по ООО «Конси» в натуральном выражении на 2005 год.

Таблица 2
Виды сырья и объемы потребности в нем Виды сырья
Потребность в месяц, тонн
Потребность в год, тонн
1.Песок кварцевый
450
5400
2. Шпат полевой
88,6
1063
3. Сульфат натрия
17,5
210
4. Мука известковая
61,8
742
5.Сода кальционированная
82,8
994
6. Шлак феррохромовый
18,2
218
7. Сульфатно-содовая смесь
7,8
94
8.Уголь каменный
0,85
10,2
9. Катализатор
0,0955
1,146
10.Газ природный
75 тыс. куб. м
900 тыс. куб. м
11.Электроэнергия
64 тыс. квт. час
770 тыс. квт. час
 
Исходя из данных таблицы 1 и 2 можно смело констатировать, что ООО «Конси» обеспечивает потребность в материальных ресурсах.
Зная потребность в натуральном выражении и цены можно рассчитать потребность в материальных запасах в суммовом выражении.
Проанализируем движение основных сырьевых запасов за 2003-2005 годы.

Таблица 3 Основное сырье за 2003 год Виды сырья Остаток на 01.01.2003
Приход
Расход
Остаток на 01.01.2004.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
1. Бихромат натрия
0,552
11219,9
3,225
83164,8
3,505
86612,6
0,272
7772,2
2. Катализатор
11,64
534,8
150,0
31611,3
138,65
26778,7
22,99
5367,3
3. Мука известковая
25,67
3208,3
2425,9
356111,7
3436,07
356514,8
15,496
2805,1
4. Песок кварцевый
556,79
5349,6
10238,45
137952,8
8265,34
117067,9
2529,89
26234,4
5. Сода кальционированная
57,59
44081,4
2584,09
2588505,9
2507,9
2473835,4
133,76
158751,9
6. Сульфат натрия
87,00
21750,0
529,40
537464,8
563,44
519084,5
52,97
40130,3
7. Сульфатно-содовая смесь
81,61
18889,1
132,85
34115,4
62,25
14465,0
152,21
38539,6
8. Уголь каменный
6,67
1998,0
51,80
18601,1
54,24
18820,6
4,23
1778,5
9. Шпат полевой
57,13
17186,4
1264,00
498890,8
1249,29
483158,9
71,84
32918,2
Всего
884,646
124217,5
17379,7
4286418,5
15280,7
4096338,5
2983,7
314297,6
10.Газ природный, тыс.куб.м


842
249
842
249


11.Электроэнегия, тыс.квт. час
778
330
778
330
    продолжение
–PAGE_BREAK–
Таблица 4
Основное сырье за 2004 год Виды сырья Остаток на 01.01.2004
Приход
Расход
Остаток на 01.01.2005.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
1. Бихромат натрия
0,272
7772,2
2,625
62907,1
2,897
70679,3


2. Катализатор
22,99
5367,3
48,00
7600,0
70,111
12825,8
0,884
141,5
3. Мука известковая
15,496
2805,1
1843,70
299953,4
1813,3
295105,5
45,88
7653,0
4. Песок кварцевый
2529,89
26234,4
4604,00
125766,9
6450,8
130161,8
683,1
21839,5
5. Сода кальционированная
133,76
158751,9
2040,00
2691963,8
2067,59
2661795,2
106,18
188920,5
6. Сульфат натрия
52,97
40130,3
298,80
162489,0
305,92
178962,3
45,84
23657,1
7. Сульфатно-содовая смесь
152,21
38539,6


66,74
16897,9
85,47
21641,6
8. Уголь каменный
4,23
1778,5
28,00
12845,2
26,95
11337,3
5,28
3286,3
9. Шлак феррохромовый


131,50
18689,9
57,33
7445,6
74,17
11244,3
10. Шпат полевой
71,84
32918,2
1046,00
574217,2
1066,99
575033,5
50,85
32101,9
Всего
2983,7
314297,6
10042,63
3956432,4
11928,65
3960244,2
1097,65
310485,8
11.Газ природный, тыс.куб.м


947
358
947
358


12.Электроэнегия, тыс.квт. час


833
455
833
455

Таблица 5
Основное сырье за 2005 год
Виды сырья Остаток на 01.01.2005
Приход
Расход
Остаток на 01.01.2006.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
1. Катализатор
0,884
141,5
0,262

1,146
141,52


2. Мука известковая
45,88
7653,0
696,43
156421,9
742,31
164074,9


3. Песок кварцевый
683,1
21839,5
4711,5
122522,9
5394,59
144362,4


4. Сода кальционированная
106,18
188920,5
877,5
2469901,7
993,68
2658822,2


5. Сульфат натрия
45,84
23657,1
164,61
166396,9
210,45
190053,9


6. Сульфатно-содовая смесь
85,47
21641,6
7,783

93,26
21641,6


7. Уголь каменный
5,28
3286,3
4,942
3252,86
10,22
6539,2


8. Шлак феррохромовый
74,17
11244,3
143,33
37666,5
217,50
48910,8


9. Шпат полевой
50,85
32101,9
1011,90
704419,6
1062,75
736521,5


Всего
1097,65
310485,8
7628,26
3660585,4
8725,90
3971068,1


10.Газ природный, тыс.куб.м


1035
408
1035
408


11.Электроэнегия, тыс.квт. час


905
511
905
511


В таблицах 6 — 8 представлено движение топливных ресурсов за рассматриваемый период.

Таблица 6
Топливо за 2003 год
Виды топлива Остаток на 01.01.2003
Приход
Расход
Остаток на 01.01.2004.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
1. Автокеросин ГС-1
173,0
360,2


161,0
335,2
12,0
25,0
2. Бензин
3115,0
4505,5
97929
305753,1
93819,0
276042,2
7225,0
34216,4
3. Дизельное топливо
4980,0
7610,5
84865,0
233852,6
83645,0
219942,6
6200,0
21520,5
4. Масло
1685,0
3889,2
12112,0
46287,5
10837,0
36407,7
2960,0
13769,0
Всего
9953,0
16365,4
194906,0
585893,4
188462,0
532727,8
16397,0
69530,9
Таблица 7
Топливо за 2004 год
Виды топлива Остаток на 01.01.2004
Приход
Расход
Остаток на 01.01.2005.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
1. Автокеросин ГС-1
12,0
25,0
615,0
2852,8
427,0
1685,4
200,0
1192,5
2. Бензин
7225,0
34216,4
85879,0
426001,2
92438,0
456128,5
666,0
4086,7
3. Дизельное топливо
6200,0
21520,5
73261,0
335914,9
78320,0
350572,4
1141,0
68623,0
4. Масло
2960,0
13769,0
5845,0
56110,7
8237,5
65467,0
540,5
4415,1
Всего
16397,0
69530,9
165600,0
820879,6
179422,5
873853,3
2574,5
16557,2

Таблица 8
Топливо за 2005 год
Виды топлива Остаток на 01.01.2005
Приход
Расход
Остаток на 01.01.2006.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
в нат.
выр
руб.
1. Автокеросин ГС-1
200,0
1192,5
600,0
5278,2
600,0
4868,5
200,0
1602,2
2. Бензин
666,0
4086,7
83035,0
431957,2
80913,0
423513,1
2788,0
12530,8
3. Дизельное топливо
1141,0
68623,0
60259,4
322558,3
60598,0
325357,8
802,4
4063,4
4. Масло
540,5
4415,1
11795,5
146028,1
11617,0
143251,1
746,0
7192,1
5. Бочка металлическая


1
500,0


1
500,0
6. Газ сжиженный


394,0
1826,2
394,0
1826,2


7. Керосин


200,0
1586,7
200,0
1586,7


8. Смазка


34,0
1711,7
34,0
1711,7


9. Солидол


41,0
580,8
41,0
580,8


Всего
2574,5
16557,2
156359,9
912027,2
154397,0
902695,9
4537,4
25888,5
 Как уже было отмечено ранее, основным видом деятельности ООО «Конси» является выпуск тары из зеленого стекла. Продукция предприятия пользуется спросом, и постоянно принимаются заказы на производство той или иной продукции. Поэтому необходимо своевременное обеспечение предприятия всеми необходимыми материальными ресурсами для бесперебойной его работы.
Среди поставляемых на стекольный завод материальных ресурсов такие как сода, песок кварцевый, мука известковая, штат, шлак, катализатор.
В 2003 году по тарной продукции имела место недопоставка песка кварцевого на 10%; соды кальционированной — на 5%. Недопоставка материально-технических ресурсов вызывает недоиспользование производственных мощностей предприятия. В 2004-2005 году не имели места недопоставки сырьевых и топливных ресурсов.
В условиях стабильной экономики фирмы стремятся приблизиться к японской системе «точно-во-время», которая предполагает поставку сырья и комплектующих точно туда и точно в то время, когда это потребуется и направлена на минимизацию запасов.
В условиях российской экономики это пока не возможно. Поэтому пока ООО «Конси», как и остальные предприятия, вынужден создавать большие запасы сырья и комплектующих. Для этого на предприятии имеются вместительные складские помещения, позволяющие создавать помимо текущих и страховых запасов (на случай отсутствия сырья на рынке), еще и резервные запасы, по объему равные трех-четырех месячной потребности в них. Финансовые ресурсы предприятия позволяют закупать запасы сырья в таких объемах.
Есть два положительных момента в этой ситуации. Во-первых, предприятие ближайшие 3-4 месяца может работать спокойно, не опасаясь сбоев по причине отсутствия сырья, а во-вторых, сегодня, в условиях инфляции руководство ООО «Конси» считает вложение денег в сырье и комплектующие экономически целесообразным. То есть вкладывать деньги, делая запасы выгоднее, чем положить эти же деньги на депозит в банк. Кроме этого, это позволяет ООО «Конси» производить в конечном итоге продукцию с меньшими издержками, чем конкурентам, так как у многих из них нет средств, для создания больших объемов производственных запасов.
Все материалы на предприятии ООО «Конси» по способу их использования и назначения в производственном процессе можно подразделить следующим образом:
Основные материалы (табл. 3 — 8)
Вспомогательные материалы:
–                              моющие средства;
–                              обтирочные материалы;
–                              смазочные материалы;
–                              и другие.
Отходы:
–                              стеклобой
–                              и другие.
Прочие.
В составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов в соответствии с учетной политикой учитываются предметы стоимостью на дату приобретения не более стократного, установленного законом, размера минимальной месячной оплаты труда за единицу Они классифицируются организацией на следующие группы:
Специальные инструменты и приспособления;
Спецодежда и спецобувь;
Временные (нетитульные) сооружения;
Прочие.
2.2. Анализ затрат на приобретение материальных ресурсов и расчетов с поставщиками Фактическими затратами на приобретение материально-производственных затрат (МПЗ) организацией являются:
–                              суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
–                              вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, через которые приобретены МПЗ;
–                              таможенные пошлины и другие платежи;
–                              затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая затраты по их страхованию;
–                              затраты по содержанию складского аппарата организации;
–                              затраты за услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в договорную цену;
–                              иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.
Фактическая себестоимость материалов предприятием рассчитывается только по окончании месяца, когда бухгалтерия уже имеет все слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков материалов или за перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы).
Движение же материалов в организации происходит ежедневно, и документы на приход и расход материалов должны оформляться своевременно, по мере совершения операций и находить отражение в учете. Поэтому в учете используются твердые, заранее установленные учетные цены. По окончании месяца рассчитываются суммы и процент транспортно-заготовительных расходо для доведения их до фактической себестоимости.
Поступление МПЗ может быть от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы за наличный расчет, от списания пришедших в негодность основных средств и МБП.
Расчеты с поставщиками за поступившие МПЗ чаще всего производятся организацией в неденежной форме расчетов из-за острой нехватки денежных средств. Поступающие на предприятие МПЗ оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.
Вместе с отгрузкой МПЗ поставщик высылает предприятию расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование, накладная или товарно-транспортная накладная, счет-фактура и другие. Расчетные и сопроводительные документы поступают в бухгалтерию предприятия. После проверки соответствия объемов и качества поступивших материалов принимается решение о полном или частичном акцепте или мотивированном отказе от акцепта расчетных документов поставщика.
Для получения МПЗ со складов поставщиков материально-ответственному лицу выдается доверенность и наряд на получение материалов, в которых указывается перечень материалов, подлежащих получению. Принятые кладовщиком материалы на основной склад оформляются приходным ордером.
В случаях перевозки грузов автотранспортом приемка материалов, поступающих на предприятие, осуществляется на основании товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя.
При установлении несоответствия поступивших материалов их ассортименту, качеству и количеству, указанным в документах поставщика, приемку материалов производит комиссия, которая составляет акт о приемке материалов без оформления приходного ордера.
Подотчетные лица приобретают МПЗ на предприятиях торговли, у других предприятий, на рынке или у населения за наличный расчет. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный чек или квитанция от приходного ордера и закупочный акт, которые прилагаются затем к авансовому отчету.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Под отпуском МПЗ в производство понимается на предприятии их отпуск непосредственно для выполнения ремонтных, строительных и монтажных работ. Кроме того, сюда же относится и отпуск на ремонтные и хозяйственные нужды. Отпуск МПЗ рассматривается как отпуск в производство.
Оценка запасов и расчет фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов производится по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по каждому виду материальных запасов.
МПЗ отпускаются в производство по весу, объему или счету, в строгом соответствии с установленными нормами и объемом, предусмотренными в производственной смете на основе требований-накладных на отпуск материалов со склада.
На предприятии лимитирование расхода материалов производится производственно-экономическим отделом при составлении производственных смет на строительство. В основу лимитов принимаются производственные нормы расхода материалов на единицу конструктивного элемента или вида работ. Расход МПЗ и труда сверх норматива на предприятии оформляется актом на дополнительные работы.
Отпуск МПЗ с приобъектного склада в ООО «Конси» на производство отражается в материальном отчете материально-ответственного лица без оформления первичными документами.
Перемещение МПЗ из одного приобъектного склада на другой приобъектный или основной склад оформляется накладной на внутреннее перемещение материалов.
Отпуск материалов на сторону оформляется на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и письменного разрешения руководителя предприятия или лиц им на то уполномоченных, путем выписки приказа-накладной на отпуск материалов на сторону.
Все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записываются в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражении отдельно по каждому объекту строительства.
Для сопоставления фактического объема израсходованных материалов на выполнение работ с их производственными нормами по окончании месяца производственно-экономическим отделом составляется отчет о расходе основных материалов в производстве в сопоставлении с производственными нормами.
Отчет составляется по отдельным объектам на основании:
–                              данных о выполненных за месяц работах;
–                              установленных производственных норм расхода материалов на единицу объема работ (в соответствии с нормативными справочниками);
–                              документов о фактическом расходе материалов (материального отчета и др.).
Рассмотрим контроль за использованием материалов в организации. Для контроля за использованием сырья и материалов в производ­стве ООО «Конси» используют следующие три основных метода: документирование, методы партионного раскроя и инвентарный.
Метод документирования основан на документальном оформлении отдельными документами всех случаев отклонений расхода сырья и материалов от установленных норм, нормативов и условий (при отпу­ске сырья и материалов сверх лимита, при замене одних видов сырья и материалов другими и др.). Данный метод в той или иной мере исполь­зуется на всех промышленных предприятиях.
Сущность метода партионного раскроя заключается в том, что на каждую партию материалов, отпускаемых на производство, выписы­вается раскройный лист, (учетная карта). В нем указывают количество материала, поданного к рабочему месту, количество заготовок (деталей) и отходов, которое должно быть получено из материалов, и фак­тически полученные заготовки, и отходы.
Для выведения результатов раскроя фактически полученное количество заготовок сравнивают с нормативным. Экономию.или перерасход материалов определяют со­поставлением фактического количества израсходованного материала с расходом по норме. Такие же расчеты осуществляют и по отходам. В раскройном листе указывают также причины выявленных отклоне­ний и лиц, ответственных за раскрой материалов.
При инвентарном методе по истечении смены, суток, пятидневки или другого периода проводят инвентаризацию остатков неизрасходованного сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов на производство определяют прибавлением к остатку сырья и материалов на начало периода поступления сырья и материалов и вычитанием из полученной суммы остатка сырья и материалов на конец периода.
Нормативный расход сырья и материалов определяют умножением выработанной продукции на норму расхода сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов по каждой калькуляционной сравнивают с нормативным и устанавливают отклонения от норм, которые затем распределяются по соответствующим объектам учета затрат пропорционально нормативным затратам.
По выявленным отклонениям определяют их причину и винов­ников (инициаторов). Для систематизации и анализа отклонений от нормы на предприятии ООО «Конси» разрабатывают номенклатуру причин и определяют возможных виновников.
По истечении 1 месяца цехи составляют отчеты о расходе сырья и материалов, где указывают нормативный и фактический расходы материалов на каждый вид продукции или на несколько видов продукциив целом. В отчетах дается объяснение причин перерасхода или экономии по материалам.
На оснований этих отчетов цехов бухгалте­рия составляет по каждому синтетическому счету в отдельности ведомости (машинограммы) распределения израсходованных сырья и материалов, где расход сырья и материалов отражается по каждому аналитическому счету, открываемым в развитие синтетических производственных счетов.
Во многих отраслях и производствах распределение сырья и материалов по видам продукции осуществляется прямым путем, так как в первичных документах по их расходованию указывается вид (код) изделия. Однако в ряде отраслей и производств сырье и материалы расходуются на группу изделий, и поэтому по видам продукции они распределяются косвенно-нормативным или коэффициентным способами.
При нормативном способе фактически израсходованные сырье и материалы распределяют по видам продукции пропорционально расходу их по норме.
Рассмотрим документальное оформление поступления и расходов материалов.
Первичные документы по поступлению и расходу производствен­ных запасов являются основой организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предвари­тельный, текущий и последующий контроль за движением, сохранно­стью и рациональным использованием материальных ресурсов.
Первичные документы по движению материалов должны тщатель­но оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов, учета. Контроль за со­блюдением правил оформления движения материальных ресурсов воз­ложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих под­разделений.
Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания при­шедших в негодность основных средств и малоценных и быстроизна­шивающихся предметов, собственного производства.
Для выполнения производственной программы предприятия ООО «Конси» оп­ределяет потребность в материальных ресурсах и приобретают их.
На поставку материалов предприятие ООО «Конси» заключает договора с поставщиками, которые определяют права, обязанности и от­ветственность сторон по поставкам продукции.
Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и опри­ходования материалов осуществляет отдел материально-технического снабжения ООО «Конси». С этой целью в отделе ведут ведомости (машинограм­мы) оперативного учета выполнения договоров поставки. В них отмечают выполнение условий договора о поставке по ассорти­менту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и др. Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного учета.
Поступающие на предприятие материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.
Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы — платежное требо­вание (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, дру­гой — через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к же­лезнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, свя­занные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где про­веряется правильность их оформления, после чего их передают ответ­ственному исполнителю по снабжению.
В отделе снабжения по поступающим документам проверяют со­ответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества ма­териалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или» частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабже­ния ООО «Конси» осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих груза, в котором указывают регистрационный номер, дату записи, наимено­вание поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза.
Проверенные платежные требования из отдела снабжения пере­дают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций — экспе­дитору для получения и доставки материалов.
Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по ко­личеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.
Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают пере­чень материалов подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.
Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые, кла­довщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.
Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материа­лы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учиты­ваются одновременно в двух единицах измерения.
При отсутствии расхождений между данными, поставщика и фак­тическими данными разрешается осуществлять оприходование мате­риалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся ос­новные реквизиты приходного ордера. Количество первичных доку­ментов при этом сокращается.
В тех случаях, когда количество качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку ма­териалов производит комиссия и оформляет акта приемке материа­лов, который служит основанием для предъявления претензии постав­щику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют так­же при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).
Если перевозку материалов в ООО «Конси» осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную на­кладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах:
–                              первый из них служит основанием для списания материалов у грузо­отправителя;
–                              второй — для оприходования материалов получателем;
–                              третий — для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей;
–                              (четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.
Товарно-транспортную накладную применяют в ка­честве приходного документа у покупателя в случае отсутствия рас­хождения количества поступивших грузов с данными накладной.
Материальные ценности отражают на синте­тических счетах по фактической себестоимости их приобретения (за­готовления) или учетным ценам.
Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат их приобретения, включая оплату процентов за при­обретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспорти­ровку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних орга­низаций.
Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда и вре­мени. Именно поэтому фактическую себестоимость заготовления ис­числяет лишь небольшая часть предприятий по основным видам сырья или материалов. Большинство предприятий ведут текущий учет материальных ценностей по твердым учетным ценам — по сред­ним покупным ценам, плановой себестоимости и др. Отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены иди от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналити­ческих счетах по группам материалов. С появлением компьютерной и электронной маркировки создаются все. большие возможности ис­числения фактической себестоимости отдельных видов материаль­ных ресурсов.
Наряду с определением твердой учетной цены очень важно уста­новить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей в ООО «Конси» явля­ются каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т. е. каждый номен­клатурный номер.
 2.3. Анализ эффективности использования материалов в производстве  Анализ структуры затрат по элементам.
Структура издержек производства анализируется в двух основных взаимодополняющих направлениях – по элементам затрат и по калькуляционным статьям.
При анализе сметы затрат на производство устанавливается пропорция, в которой суммарные затраты распределяются между предметами труда, средствами труда и затратами на оплату живого труда.
В результате дается оценка характера производства (материалоемкое, фондоемкое, трудоемкое) и отсюда определяются важнейшие направления поиска резервов снижения себестоимости продукции.
Для этого по данным отчета о затратах на производство ООО «Конси» составим табл. 9.

Таблица 9
Затраты, произведенные ООО «Конси» в период с 2003 по 2004 год
Элементы затрат
на производство
Сумма,
тыс. руб.
Удельный вес затрат, %
Отклоне-ние от 2003 года
по уд.
весу
2003 год
2004
год
2005 год
2003 год
2004
год
2005 год
1
2
3
4
5
6
7
8
Сырье и материалы
10762,3
13390,7
27330,4
24,7
31,1
40,8
+16,1
Работы и услуги производственного характера, выполнен-ные сторонними организациями
106
190
659
0,2
0,4
1,0
+0,8
Вспомогательные материалы
124,4
291,6
412,5
2,8
0,7
0,6
-2,2
Прочие материалы
567,1
431,5
631,5
1,3
1,0
0,9
-0,4
1
2
3
4
5
6
7
8
МБП
615,3
300,4
389,7
1,4
0,7
0,6
-0,8
Топливо
532,7
873,9
902,7
1,2
2,0
1,3
+0,1
Энергия
903,3
915,8
1105,4
2,1
2,1
1,6
-0,5
Итого материальных затрат
13611,1
16393,9
31431,2
31,2
38,1
46,9
+15,7
Полная себестоимость произведенной продукции
43625,3
43028,7
67012,3
100
100
100

    продолжение
–PAGE_BREAK–