Молодежь в социальной структуре общества

Молодежь в социальной структуре общества
План
1. Кризис социализации молодого поколения: причины и пути преодоления.
2. Молодежные организации и движения.
3. Разработка и реализация государственных молодежных программ в Республике Беларусь
1. Кризис социализации молодого поколения: причины и пути преодоления
Формирование социального облика современной молодежи — результат непрерывной деятельности людей на протяжении многих исторических эпох. В мире молодежь составляет значительную часть населения и играет определенную роль в решении важных социальных, экономических, политических и нравственных проблем человечества.
В силу различных социально-экономических и политических причин в последнее время особенно заметна роль возрастного фактора в общественных процессах. Формирование секторов общественной жизни, ориентируемых на молодежь в составе населения или непосредственно связанных с ней, актуализирует вопрос об этой социальной группе, закономерностях и особенностях ее взаимоотношений с социумом.
Исследование проблем молодежи стало предметом социологии молодежи — отрасли социологической науки, изучающей молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности знаний и опыта старших поколений, особенностей образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентации, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей ее различными группами и т.д.
В западной социологии используется, кроме того, термин «ювентология» (от латинского juventus), которым обозначается воздействие, оказываемое молодежью на общество, молодым поколением — на все остальные элементы социальной системы.
Дискуссия относительно фундаментального понятия «молодежь» чаще всего достигает инвариантных положений в области скорее негативных определений (что не есть молодежь), чем в позитивном развертывании всего содержания этой категории. Речь идет не только о том, чтобы достичь согласия относительно каких-либо универсальных пределов молодого возраста — таких не может быть как в синхронном существовании отдельных обществ, находящихся на различных этапах своего развития, так и в диахронии данного общества.
Проблема состоит в том, чтобы идентифицировать то универсальное качество, которое характерно для молодежи, и только для нее, чем и определяются пределы Молодого возраста. В этом отношении важно подчеркнуть социальный аспект в определении молодежи, который как раз и предполагает, что молодежь является частью общества, определенной популяцией населения. Следовательно, исходной позицией для определения молодежи является не этап развития в онтогенезе, период юности, а конкретно-историческое общество.
Общественная мысль Запада активно исследует в течение последних 30 лет различные аспекты социального бытия молодежи. Многие результаты таких исследований могут быть использованы для интерпретации фактов социального и политического поведения нашего общества. Множество подходов к анализу молодежи, как и факторов, определяющих ее социальную и политическую дееспособность, схематически можно свести к трем основным течениям:
фрейдистская традиция с характерным для нее приматом роли раннего семейного воспитания и замещением его результатов в различных видах деятельности;
парсоновская теория стабильности и структурный анализ социальных систем, где поведение молодежи есть функционально обусловленная временная стадия (жизненный цикл с присущим для молодого человека набором моделей поведения);
генерационный анализ К. Маннгейма, акцентирующий роль социальных изменений в формировании у молодежи отличного от предыдущих поколений опыта, а также способов его рефлексии.
Активная роль молодежи в процессе социализации обусловлена тем, что она не столько копирует предлагаемые образцы адаптивного поведения и взаимодействия, сколько вносит в них новое содержание под влиянием изменившихся условий жизни.
Переходные процессы, начавшиеся в конце 80-х годов, востребовали новый уровень социализации молодежи, связанный с включением ее в совершенно несвойственные предыдущим поколениям общественно-экономические отношения, новые ценности, утвержденные новой системой мотивации.
2. Молодежные организации и движения
В этих условиях более отчетливо обозначается проблема роли молодежи как субъекта перемен. В социологии молодежи эта парадигма сложилась в самом начале 70-х годов. Понимание молодежи как субъекта социального развития и социального обновления совпадает с изменением более общей парадигмы в теории человека, когда личность берется не только и не столько как продукт, сколько как субъект свободной деятельности.
Данная трактовка молодежи не снимает ни асимметричности отношений, ни разницы в уровне знаний и положения старших и младших, но она требует принципиально иного типа социальной политики.
В отечественной социологии молодежи основное внимание уделялось исследованию молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов), процессов становления личности и молодежи (И.С. Кон, А.Н. Елсуков, Л.Г. Титаренко), влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи (С.А. Шавель), профессионального самоопределения молодежи и его влияния на систему Ценностных ориентаций (М.Х. Титма, А.В. Вардомацкий, С.П. Винокурова), особенностей отношения молодежи к труду (Г.Н. Соколова, Д.Г. Ротман), особенностей молодежной семьи (С.Д. Лаптенок, С.Н. Бурова, Л.А. Соглаева) и др.
В современной западной социологии молодежи больше внимания уделяется социально-психологическому анализу взаимоотношения поколений (К. Аллербег, Ф. Тенбрук), молодежной субкультуры (С. Эйзенштадт, А. Коэн и др.), изменения ценностей (Р. Инглехард) и др.
В условиях переходного периода молодежь сталкивается с рядом новых трудностей: резкое сокращение производства, безработица, расстройство системы гарантированной социальной защиты и т.д. Молодой человек, по существу, оказался выброшенным в океан рыночных страстей, не зная элементарных правил перемещения в этом океане, позволяющих выжить в экстремальных условиях. Эта и без того сложная ситуация усугубляется еще и тем, что переходное общество оказалось не готовым представить быструю возможность иметь широко пропагандируемый стандарт благосостояния. Родителям приходится, по существу, конкурировать с детьми на едином рынке труда, где у последних больше преимуществ. Претерпевает значительные изменения социальный статус молодежи, происходит практически полная замена ее ожиданий.
В этих условиях меняются государственные подходы к развитию и защите гражданских прав молодежи. Президентом страны созданы республиканские фонды по социальной поддержке учащихся и студентов, талантливой молодежи, введены специальные гранты. Высшим законодательным органом страны в апреле 1992 года впервые был принят Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь». Кабинетом Министров принимается Республиканская программа «Молодежь Беларуси», в этот же период укрепляются государственные структуры, призванные реализовывать молодежную политику. Перемены последних лет открыли новые возможности для дальнейшего развития плюрализма молодежной самоорганизации. В настоящее время в республике зарегистрировано и действует около 50 молодежных и детских общественных объединений, организаций, фондов по различным направлениям деятельности (спортивные, экологические, туристские, занятости молодежи, студенческие и др.) Наиболее массовые из них — Белорусский союз молодежи, Белорусская республиканская пионерская организация, Белорусская ассоциация международных молодежных обменов и туризма, Союз скаутов, Ассоциация белорусских гайдов, Ленинский коммунистический союз молодежи, Лига добровольного труда, Фонд социальной защиты детей и подростков «Мы – детям», Ассоциация студентов вузов, БПСМ.
Молодежь, с одной стороны, в решающей степени способствует активизации переходных процессов, а с другой — сам этот переход связан со значительными социальными потрясениями, всеобщим кризисом, что, естественно, предполагает существенное сокращение рабочих мест, препятствуя, таким образом, процессу трудовой интеграции молодежи. Молодежь оказалась в парадоксальной ситуации: возрастная группа, которая, казалось бы, должна больше других выиграть от перемен, очень часто становится ее жертвой. Противоречия между новыми возможностями и отрицательными последствиями переходных процессов приводят к общественным конфликтам, всевозможным отклонениям в поведении молодежи. Острота этих конфликтов обусловлена главным образом тем обстоятельством, что возможности, открываемые переходными процессами для общества, лежат где-то в будущем, а отрицательные последствия начинают сказываться сразу.
3. Разработка и реализация государственных молодежных программ в Республике Беларусь
В современном белорусском обществе государственная молодежная политика представляет собой систему политических, экономических, социальных, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан, осуществляемых государством для социального становления и развития молодежи в целях наиболее полной реализации ее потенциала в различных областях жизнедеятельности общества. Субъектами государственной молодежной политики в Республике Беларусь являются молодые граждане в возрасте до 31 года; молодые семьи, в которых один из супругов находится в возрасте до 31 года; молодежные общественные организации.
Молодежная политика в Республике Беларусь осуществляется на основе Конституции и других основополагающих законов, основным из которых является Закон от 24 апреля 1992 г. «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь». В соответствии со статьей 32 Конституции Республики Беларусь молодежи гарантируется право на духовное, нравственное и физическое развитие. Государство призвано создавать необходимые условия для свободного участия молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества. В статьях 45, 47, 49, 64, 92 Конституции гарантируется право молодежи на охрану здоровья, получение жилья, образования и участие в общественно-политической жизни страны.
Развитие государственной молодежной политики в Республике Беларусь постоянно находится в центре внимания Президента страны А. Г. Лукашенко. По его инициативе принят комплекс мер по решению жилищных проблем молодежи, развитию национальной системы образования, гарантированному трудоустройству выпускников высших и средних специальных учебных заведений; финансируются за счет бюджетных средств различные молодежные программы, осуществляется финансовая поддержка студентов, учащихся, школьников.
Важнейшим этапом в формировании законодательной базы в области государственной молодежной политики явился Указ Президента Республики Беларусь от 17 июня 1996 г. № 215 «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь». В соответствии с этим Указом определен комплекс мер по качественному улучшению социально-экономических и социально-бытовых условий жизни молодежи, созданию благоприятных условий для духовного, культурного и физического ее развития, формированию правовой и нравственной культуры, установлению социальных гарантий для различных категорий молодежи в области образования, труда и занятости, организации досуговой деятельности; осуществлению реальной поддержки молодых семей, талантливой молодежи, молодежных и детских общественных объединений, а также развитию международного сотрудничества белорусской молодежи с зарубежными сверстниками.
/>Основные принципы и направления государственной молодежной политики определяются в Законе Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь». На основании данного закона органы государственного и местного управления обязаны осуществлять систему социальных, экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку и социальную защиту молодежи, способствовать ее гражданскому и профессиональному становлению, развитию социальной активности. Этим законом определяется особый правовой статус молодежи, гарантии реализации ее основных прав. Молодым людям обеспечиваются социальные и экономические гарантии, связанные с особенностями их социального статуса, несовершеннолетние молодые люди находятся под непосредственной защитой государства. Для лиц моложе 18 лет устанавливается сокращенная рабочая неделя: от 14 до 16 лет — не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 лет — не более 36 часов в неделю. Предоставляется также более продолжительный отпуск, не допускается работа в ночное время и выходные дни. В то же время молодым людям на основе этого закона предоставляется возможность на льготных условиях осуществлять не только трудовую деятельность, но и получать кредиты на приобретение и строительство жилья, создание домашнего хозяйства, покупку предметов домашнего обихода. В соответствии с законом государство взяло на себя обязательства по обеспечению бесплатного среднего образования и равных возможностей для поступления за счет бюджетных средств в высшие и средние специальные учебные заведения, льготы на проезд в общественном транспорте. Социальные гарантии для молодежи устанавливаются в Трудовом кодексе Республики Беларусь, который утвержден Указом Президента Республики Беларусь и вступил в действие с 1 января 2000г. В нем ряд глав и статей содержит важнейшие правовые нормы о социальной защите молодежи. В Кодексе законов о труде есть глава «Особенности труда молодежи», в которой определены правовые нормы, связанные с осуществлением трудовой деятельности различных категорий молодежи. В этой главе закреплен ряд льгот для молодых людей, совмещающих работу с учебой. Работодатели, субъекты хозяйствования обязаны создавать необходимые условия для молодежи, совмещающей работу с учебой, в частности, в Кодексе законов определено, что профессиональную подготовку и повышение квалификации организует наниматель за свой счет в пределах рабочего времени, предусматриваются отпуска для сдачи вступительных экзаменов в высшие и средние специальные учебные заведения. В Кодексе также определена обязанность нанимателя оплачивать обучающимся на заочной форме в высших и средних специальных учебных заведениях проезд к месту учебы и обратно на период сессии, подготовки и защиты диплома и сдачи государственных экзаменов.–PAGE_BREAK–
В других законах Республики Беларусь также определена позиция белорусского государства по отношению к молодежи. Важнейшими из них являются законы об образовании и профессиональной подготовке, о здравоохранении, о порядке прохождения службы в армии, милиции, органах государственной безопасности. Например, в Законе Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании» от 29 июня 2003 г. № 216-3 предусматривается свободный выбор профессии, рода занятий и конкретного вида трудовой деятельности в соответствии с призванием, способностями, состоянием здоровья, образовательным и профессиональным уровнем; равные возможности для получения бесплатного начального и на конкурсной основе — первого среднего, среднего специального и высшего образования; отсрочка от призыва в армию на период учебы.
Большое внимание воспитанию рабочей молодежи уделяется в разработанных Министерством образования Республики Беларусь Концептуальных подходах к созданию системы воспитания в учебных заведениях профессионального образования от 15 мая 2001 г., а также в Примерной программе воспитания учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 29 августа 2003 г.
В последние годы в нашей стране принят ряд указов Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко по решению актуальных проблем молодежи, государственной социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, социальной защите различных категорий молодых людей и др. Указом Президента Республики Беларусь от 20 ноября 1995 г. № 473 «О поддержке талантливой молодежи Республики Беларусь» был образован специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. В этот же день Указом № 474 «О социальной поддержке учащейся молодежи» был также создан специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, который проводит значительную работу по активизации познавательной и творческой деятельности различных категорий обучаемых. Тысячи школьников, учащихся и студентов получили гранты и были награждены почетными знаками лауреатов фонда. Финансирование конкретных мероприятий вышеуказанных фондов периодически утверждается главой государства.
/>В центре внимания государства всегда были и остаются проблемы детей. В соответствии с международными правовыми актами, декларацией ООН «О правах ребенка» в Республике Беларусь был принят Закон «О правах ребенка» от 15 ноября 1993 г., а 25 октября 2000 г. — Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка». Президент Республики Беларусь издал ряд указов, связанных с государственной поддержкой детей. Так, например, был принят Указ Президента Республики Беларусь «О президентской программе «Дети Беларуси» от 6 января 1998 г. № 3, в котором были определены конкретные меры по социальной поддержке детей и развитию детского движения.
Необходимость усиления работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних потребовала принятия Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних» (31 мая 2003 г.), в котором установлены основные принципы регулирования правоотношений, возникающих в связи с девиантным поведением несовершеннолетней молодежи.
Важной инициативой главы государства стала разработка эффективной системы решения острых социальных проблем молодежи. Указом Президента Республики Беларусь от 10 сентября 1996 г. № 358 «О мерах по улучшению жилищных условий молодежи», а также Указом от 14 апреля 2000 г. № 185 предусматриваются существенные льготы для различных категорий молодежи по обеспечению жильем и предоставлению льготных кредитов на приобретение домашнего имущества. В соответствии с данными указами предоставляются безвозмездные субсидии на строительство, реконструкцию и покупку жилых помещений, финансовая помощь государства в погашении задолженностей по льготным кредитам. В Республике Беларусь устанавливаются различные пособия, стимулирующие создание молодой семьи, рождение и воспитание детей. Дополнительные льготы предусмотрены для многодетных семей. 1 марта 2004 г. и 6 октября 2004 г. Президентом Республики Беларусь были подписаны соответственно Указы № 124 и № 493, в которых предусматриваются дополнительные льготы молодым семьям в приобретении собственного жилья. Молодые семьи ныне могут получить безвозмездные субсидии, льготные кредиты сроком на 40 лет под 5 % годовых и погашать эти кредиты в размерах в зависимости от числа детей в семье. Значительную роль в решении социальных и демографических проблем играет Указ Президента Республики Беларусь от 14 октября 2004 г. № 505 «Об усилении материальной помощи семьям при рождении детей», который предусматривает увеличение с 1 января 2005 г. единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей до уровня трехкратного бюджета прожиточного минимума. На это направлено также Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2004 г. № 1174 «О выплате денежной компенсации семьям при рождении близнецов», в соответствии с которым с 1 января 2005 г. будет выплачиваться семьям за счет средств местных бюджетов денежная компенсация в размере двух бюджетов прожиточного минимума в расчете на каждого из близнецов.
В Республике Беларусь развивается молодежное движение, работают общественные объединения молодежи. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 июля 1997 г. «О государственной поддержке Белорусского патриотического союза молодежи» была поставлена задача воспитания молодежи в духе патриотизма, а деятельность БПСМ была определена как одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 8 января 1998 г. № 14 одобрена концепция развития детского движения в Республике Беларусь, а в соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. «О государственной поддержке молодежных и детских объединений в Республике Беларусь» разработана система мер по государственной поддержке молодежных объединений. В настоящее время в Республике Беларусь созданы различные по функциям и характеру деятельности общественные объединения. В 2003 г. их насчитывалось более 2000, в том числе 178 международных, 741 республиканское, 114 областных, 929 районных или городских и 63 местных. По данным Минюста, на 1 июля 2004 г. было зарегистрировано 48 молодежных и 7 детских объединений, имеющих статус республиканских, 49 международных, молодежных и детских организаций, 10 организаций, работающих с детьми, 18 — благотворительных, 13 фондов, работающих с детьми и молодежью. Общее количество организаций, предлагающих свою помощь в решении детских и молодежных проблем в стране — 145. Ведущим молодежным общественным объединением нашей страны является Белорусский республиканский союз молодежи, который был создан 6 сентября 2002 г. на объединительном съезде общественных объединений «Белорусский патриотический союз молодежи» и «Белорусский союз молодежи». Важную роль играют конфессиональные организации.
Указом Президента Республики Беларусь 2 марта 1998 г. № 92 «О программе международного молодежного сотрудничества» одобрена Программа международного молодежного сотрудничества. Важнейшим рабочим документом по реализации государственной молодежной политики является Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2004-2005 гг. Данная программа включает ряд разделов: развитие трудовой активности молодежи; государственная поддержка молодых семей; патриотическое воспитание; гражданское становление; формирование нравственно-правовой культуры молодежи; содействие реализации творческого потенциала молодежи; поддержка деятельности детских, молодежных общественных объединений и инициатив. Программа является логическим продолжением предшествующих программ по работе с молодежью.
Трансформационный процесс в постсоветских странах, в том числе и Беларуси, породил много новых проблем, которые требуют серьезного изучения и принятия соответствующих государственных мер для их решения или хотя бы минимизации. Реализация государственной молодежной политики создает реальные условия для решения многих из них, а главное воспитывает у современной молодежи такие качества, которые позволят им самостоятельно строить свою жизнь и преодолевать возникающие на их пути трудности.
Оперативные социологические исследования направлены прежде всего на изучение в какой-то степени сиюминутных проблем, чтобы быстро отреагировать на проблемную ситуацию, не доводя ее до серьезного социального взрыва. Из опыта последних лет мы хорошо знаем, что для преодоления последствий социальных потрясений приходится тратить значительно больше средств и времени. Конечно оперативные социологические исследования не решают фундаментальных проблем молодежи — для этого используются другие социологические методы. Однако быстрые изменения, которые происходят в современном обществе, каждодневно создают большое количество острых конфликтных ситуаций. От принятия своевременного и точного управленческого решения зачастую зависит судьба молодых людей, их будущее. Кроме того, в качестве предмета оперативного изучения может выступать адекватность и эффективность принимаемых государственных мер по тому или иному вопросу, непосредственно или косвенно связанному с молодежью, политической или другой ее активностью, ценностными ориентациями, отношением к конкретным фактам или событиям, имевшим место в данном населенном пункте, конкретном коллективе и т. п. В качестве своеобразной «скорой помощи» для управленцев и выступают в данном случае исследовательские центры, специализирующиеся на проведении оперативных социологических исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Социология молодежи: Учебник / Отв. редактор В.Т. Лисовский, Спб., 1996.
2. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
3. Социология: Учебное пособие / А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. Под ред. проф. А.Н. Елсукова – Изд. 3-е, стереотип, Мн., Тетрасистемс, 2001.
4. Качалов И.Л. Социология: Учебно-методическое пособие для студентов неэкономических специальностей БГУИР всех форм обучения. Мн., 2004.