PR и маркетинг: эволюция развития конфликта между потребителем и производителем

PR и маркетинг: эволюция развития конфликта между
потребителем и производителем

Тахир Юсупович Базаров, МГУ им. М.В.
Ломоносова

Лет через сто дороги, верно,

У нас изменятся примерно…

А.С. Пушкин

С началом взаимодействия (то есть разделения труда и
началом обмена) между производителями и потребителями начался длящийся уже
тысячелетия конфликт, в первой фазе которого каждый из его участников прежде
всего предполагает обеспечить только свои интересы (см. рис. 1). В условиях
конкуренции производители вынуждены придумывать различные способы увеличения
своих доходов от выпускаемой ими продукции. И появляется то, что принято
называть первыми концепциями маркетинга, но скорее надо назвать концепциями
протомаркетинга: «совершенствование товара», «совершенствование производства»,
«совершенствование коммерческих усилий». Производитель стремится к монополизму.
В каждом случае главным становится не удовлетворение интересов потребителя, а
максимальное обеспечение производителем своих интересов (вспомните хотя бы
классическую фразу Генри Форда: «Вы можете купить автомобиль любого цвета, если
этот цвет — черный»).

Опять-таки в силу конкуренции эти методы перестают
быть гарантирующими успех. К тому же общество начинает выступать против
монополизма. И производители открывают для себя ресурс компромисса с
потребителем: появляется собственно маркетинг (см. рис. 22.1). Общество
получает название «общества потребления», а производители стараются как можно
лучше узнать потребителя и удовлетворить раньше других конкурентов его
интересы.

Но конкуренция и компромисс все чаще начинают не
удовлетворять не только и не столько главных участников конфликта, сколько
общество в целом, интересы которого больше, чем просто сумма интересов
потребителей и производителей. Более того, оказывается, что маркетинговый
подход начинает уже тормозить конфликт, в котором все чаще проявляет себя этот
третий субъект — общество. Например, если у кого-то есть интерес в каком-то
товаре, то почему бы его не производить и им не торговать. Но как быть с
наркотиками, оружием, заведомо вредными для экологии технологиями и товарами.

Конфликт начинает переходить в третью фазу, успешность
во взаимодействии с участниками конфликта требует от производителя новой
концепции управления и появляется социально-этичный маркетинг, а самому
взаимодействию для обеспечения коммуникации требуется PR (см. рис. 1). В
обществе начинает возникать согласие, а во взаимодействии производителей и
потребителей формируется модель взаимодополнения интересов участвующих в нем
субъектов.

Рис. 1. Схема развития конфликта «потребитель —
производитель»

Сравнение целей, задач и методов PR, маркетинга и
рекламы иллюстрирует табл.22.1.

К сожалению, ни PR, ни социально-этичный маркетинг
(как и общественное согласие) не могут возникнуть в более ранних фазах
конфликта. Поэтому наш маркетинг, как правило, — «боевой», PR — «черный», а
реклама — инструмент манипуляции потребителем.

Остается надеяться на XXI век?
Резюме

1. Цель PR — согласие субъекта с его общественностью,
т.е. установление равноправного двустороннего общения для выявления
представлений или интересов обоих участников взаимодействия и достижение
взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.

2. PR — деятельность по организации и обеспечению
коммуникации субъекта (индивида, фирмы, государства…) со своей
общественностью.

3. PR не является:

• пропагандой;

• деятельностью, которая создает барьеры между
достоверной информацией и общественностью;

• деятельностью, направленной исключительно на
увеличение реализации товаров и услуг компании, хотя PR имеет большое значение
для программ реализации и маркетинга;

Таблица 1

Цель

PR

Маркетинг

Реклама

Согласие
с общественностью

Приоритет
субъекта на рынке

Побуждение
к действию в отношении субъекта,

его
товаров и услуг

или
лояльности к

нему

Стратегическая
цель

Задачи

Методы

Понимание

Обеспечение
равноправного диалога с общественностью

Любые,
предполагающие достоверность и полноту информации (информационную открытость)

Максимизация
доходов

Изучение,
формирование, увеличение, удовлетворение спроса потребителей на продукцию
субъекта

Диалог
с общественностью по поводу спроса

Приоритет
интересов субъекта на рынке

Информирование
аудитории

Любые
информационные

• набором хитростей и трюков, хотя они иногда
используются для того, чтобы привлечь внимание, но при частом и изолированном
применении совершенно бесполезны;

• информационным воздействием (например, агрессивной
рекламой), стремящимся что-либо навязать, независимо от правды, этических норм
и общественных интересов;

• системой косвенной рекламы;

• бесплатной рекламой;

• просто работой с прессой (хотя работа с прессой
является важной составляющей многих программ PR).

4. Теоретическое обоснование появления PR как
деятельности, направленной на обеспечение социального согласия через
выстраивание коммуникации было сформулировано в математической теории игр. В
соответствии с положениями математической теории игр полнота информации
является достаточным условием преодолимости конфликта. A PR (с учетом
определения понятия коммуникации — см. гл. 22) инструментом профилактики
конфликтов за счет обеспечения своей общественности (и внешней и внутренней)
полной информацией.

5. В ходе развития социальных конфликтов начинают
формироваться две взаимодополняющие деятельности — PR и маркетинг. Но
проявляются они в разных фазах конфликтов субъекта с его общественностью:
маркетинг компромиссной, a PR — в коммуникативной.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.i-u.ru/