Сравнительный анализ экономических систем

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Экономическая система и её структура. Типыэкономических систем
§ 1.1 Экономическиесистемы и их сущность
§ 1.2 Централизованнаяэкономическая система
§ 1.3 Рыночная экономикаи ее преимущества
§ 1.4 Минусы рынка ипроблема внешних эффектов
§ 1.5 Сравнительнаяхарактеристика централизованной и рыночной экономик
§ 1.6 Смешанная экономика
Глава 2. Россия между двух экономик
§ 2.1 Исходные позициидля перехода к рыночным отношениям
§ 2.2 Геополитические иисторические особенности
§ 2.3 Другие особенностиэкономического развития
Заключение
Список литературы

Введение
Всякое современное многоотраслевоеобщественное производство нуждается в определенном внутреннем согласовании иорганизации. Как, скажем, состыковать производство зерна, выпечку хлеба ипотребности в нем населения, чтобы все производители и торговля были сприбылью, а потребители удовлетворены? Конкретно подобная состыковкапроявляется в решении любым обществом четырех главных проблем: что, как, длякого и сколько производить. Понятно, что различные страны решали и решают такиепроблемы по-разному.
Совокупность всех экономическихпроцессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношенийсобственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическуюсистему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовалиследующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистыйкапитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм),административно-командная и традиционная экономика.
В каждой системе существуют своинациональные модели организации хозяйства, так как страны различаютсясвоеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными инациональными условиями1.
На основаниивыше сказанного можно сделать вывод о том, что избранная для исследования темавесьма актуальна. Актуальность данной проблемы и является мотивом её избраниядля этой работы.
Цель даннойработы — проанализировать преимущества и недостатки различных экономическихсистем.
Задачи исследованияследующие: дать понятие и общую характеристику экономической системы, раскрытьпреимущества и недостатки различных экономических систем, а также в рамкахперечисленных пунктов показать некоторые особенности российской моделипереходной экономики.
Данная работасостоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе автор рассматриваеттеоретические подходы к изучению экономической системы общества и ее различныхтипов. Во второй главе освещаются вопросы, касающиеся российской моделипереходной экономики.
Данная темавесьма подробно изучена во многих источниках литературы. Среди авторов,занимающихся исследованием данной проблемы, особо можно выделить БольшаковуИ.И. и Виноградова В.В.

Глава 1. Экономическая система и её структура. Типы экономическихсистем
 
§ 1.1Экономические системы и их сущность
Впроцессе хозяйственной деятельности экономические отношения между людьмифункционируют всегда как определённая система, включающая объекты и субъектыэтих отношений, различные формы связей между ними. Экономика каждой страны –это большая система, в которой много разных видов деятельности, и каждое звено,компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо издругих, т.е. находится во взаимосвязи и взаимозависимости от других звеньев.
Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей междупроизводителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.
Этоозначает, что в экономической системе хозяйственная деятельность всегдаоказывается организованной, скоординированной тем или иным образом1.
Понятиеэкономической системыразными экономистами трактуется по-разному:
Экономическаясистема – это совокупность механизмов и институтов для принятия и реализациирешений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определённойгеографической территории. (П. Грегори, Р. Стюарт)
Экономическаясистема включает все институты, организации, законы и правила, традиции,убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо иликосвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты. (Ф. Прайор)
Такиеопределения показывают, что экономические системы многомер-ны.
На рис. 1.1 представлены общие моменты любой экономической системы. Производительные силы
Естественные: Общественные: Всеобщие:
Природные ресурсы, средства производ- наука, обра-
Возможности чело- ства, разделение зование,
века и т.д. труда и т.д. культура и т.д. Производственные отношения
Социально-экономи- Организационно- Технико-эконо-
Ческие (отношения экономические мические
Собственности) (обмен опытом, марке-
тинг, менеджмент и др.)
Ресурсы:
Трудовые, природные, средства производства, научно-технические, образовательные и т.д.
Общественное разделение труда:
Специализация производства по изго-товлению продуктов
Процесс труда и его моменты:
труд, средства труда, предмет труда
Производственные возможности:
Выбор из ограниченных ресурсов
Результаты:
Материально-вещественный продукт, услуги
Эффективность:
соотношение результатов и затрат Рисунок 1.1. Общие моменты любойэкономической системы
Человеческоеобщество в своём развитии использовало и использует различные экономическиесистемы. Они различаются подходом и методами решения основных экономическихпроблем.
Впоследние полтора-два столетия развития человеческого общества в миредействовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяютсядве рыночные системы — рынок свободной конкуренции (чистый капитализм) исовременная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночныесистемы — централизованная и традиционная. И все же обобщенно можно выделитьдва основных способа организации производства и соответственно два типаэкономических систем: централизованную и рыночную. Остановимся на этих типахэкономических систем и рассмотрим преимущества и недостатки каждой из них.
§ 1.2Централизованная экономическая система
Суть даннойсистемы – в государственном монополизме, то есть в том, что всесильноегосударство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствуетв экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами иединовластно решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное – какраспределить произведенное. Поэтому такую основанную на принуждении системучасто называют командной, приказной, распределительной экономикой1.Характеризуя ее выделим следующие главные черты (рис. 1.2).Основные черты
q  Господство государственной собственности
q  Диктатура государственного плана в экономике
q  Административные методы управления экономикой
q  Финансовая диктатура государства Основные плюсы
v  Более стабильная экономика
v  Больше уверенности людей в будущем
v  Меньше неравенства в обществе
v  Гарантия минимального жизнеобеспечения всем
v  Нет проблемы трудоустройства
v  Удобный для многих государственный патернализм Основные минусы
Ø  Неудовлетворительная работа госсобственности
Ø  Нет стимулов к усердному труду
Ø  Безынициативность и безответственность работников
Ø  Неэффективность экономики и всеобщие дефициты
Ø  Диктат производителей над потребителями
Ø  Низкий уровень жизни людей Рисунок1.2. Характеристика централизованной экономики

Во-первых, вэкономике безраздельно царит государственная собственность на средствапроизводства. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия– всё принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычноограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.
Во-вторых,все производство, обмен и распределение продукции осуществляются погосударственным планам, которые определяют тысячи сложнейших взаимосвязей внародном хозяйстве. Неизбежные в столь всеохватывающем планировании ошибкипорождают многочисленные неувязки, сбои и дефициты в экономике. А насоставление и обеспечение выполнения таких подробных планов работает огромныйчиновничий аппарат.
При этом,в-третьих, вместо стимулирующих производство экономических рычагов(привлекательные налоги, заказы, кредиты) используются чисто административныеметоды управления (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение),а главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, авыполнение плана (каким бы необоснованным он ни был).
В-четвертых,на жесткую централизацию экономики работает и финансовая диктатура государства.Львиная доля всех денежных средств хозяйствующих субъектов централизованноперераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги и отчислениястекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, на которых затемчиновники произвольно выделяют бюджетные ассигнования тем, кому, с их точкизрения, нужно.
Цены,зарплаты, инвестиции, прибыли и убытки – все заранее «расписано» игарантируется государством на плановом уровне. Поэтому материальное положениепроизводителей практически не зависит от их инициативы, творчества, результатовтруда и реакции потребителей. Более того, инициатива даже наказуема:«самодеятельность» и «неучтенное» новаторство (пусть даже весьма эффективные)могут выбить предприятие из плановой колеи, ухудшить его финансовое положение ипривести к замене директора.
Минусытотальной централизации можно проследить на примере бывшего СССР. Главный –неудовлетворительная работа госсобственности. Она плохо использовалась,растаскивалась; техника десятилетиями не обновлялась, ресурсоотдача быланизкой, затраты высокими. В госсекторе царили бесхозяйственность,безответственность и пассивность работников, равнодушие к любым инновациям.
Все тутестественно, ибо «человеческая природа ленива (русская природа в особенности)»,напоминает Пушкин. Значит, людей должен подстегивать интерес. «Ничейность» жесобственности убивает стимулы к усердному труду и рачительному ведениюхозяйства. Вот почему командную экономику сопровождают застойность, всеобщиедефициты, диктат производителей и бесправие потребителей. А закономерныйсоциальный итог всего – нищета народа на фоне роскоши и паразитизма властьимущих.
В то же времягосударственно-монополистические системы имеют свои плюсы. Они при условииумелого, несвоекорыстного и неантинародного руководства могут быть болееустойчивыми и дают людям большую уверенность в завтрашнем дне; обеспечиваютболее равномерное распределение в обществе жизненный благ и необходимый ихминимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяетизбегать открытой безработицы в обществе (хотя, как правило, это достигается засчет искусственного сдерживания роста производительности труда: там, где мог быработать один, работают два человека и более).
Свойственныйэтим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа состороны государства) особенно удобен для несамостоятельной и пассивной частиобщества. Они предпочитают хотя и скромное, и несвободное, но спокойноесуществование без особых забот, полагая, что именно государство должно«накормить народ».
Вот почемуподобные системы живучи: у них много поклонников. И все же одной«распорядительностью» никого накормить нельзя. Вначале надо произвести то, чемможно распорядиться. Поэтому все заряженные на эффективное производствосовременные экономики работают не на административно-командных, а на рыночныхпринципах1.
§ 1.3Рыночная экономика и ее преимущества
Рыночнаяэкономика – это хозяйственная система, основанная на добровольномсотрудничестве индивидов, на прямых связях между самостоятельнымипроизводителями (продавцами) и потребителями через свободную куплю-продажутоваров2. Такой естественный взаимообмен «даетлюдям то, чего они хотят, — подчеркивает Фридмен, — а не то, чего они должныхотеть по разумению какой-то группы». Важнейшие черты свободной экономики можносвести к следующим шести пунктам (рис. 1.3).
Так,социально-экономическую основу рыночного хозяйства составляет частнаясобственность на землю и другие средства производства. Именно на ее базеглавными действующими лицами в экономики являются индивидуальные, партнерские,акционерные и смешанные предприятия.
Та же частнаясобственность служит материальной основой свободного предпринимательства, прикотором каждый человек может заняться любой законной предпринимательскойдеятельностью, сам решает, что, как, и для кого и сколько производить, и сам«кует свое счастье». Вместе с тем каждый предприниматель не только свободен, нои лично материально ответственен за результаты своей хозяйственнойдеятельности: нет сбыта продукции – терпит убытки, а то разоряется; причиненущерб партнерам, потребителям, обществу или природной среде – платит штрафы,неустойки, компенсации.
Вспомним, кпримеру, недавние многомиллионные выплаты американских табачных компанийжертвам курения. Фирмы поплатились за то, что недостаточно предупреждалипотребителей о смертельной опасности своей продукции, о высокой вероятностипоражения курильщиков такими заболеваниями, как рак легких, желудка, закупоркасосудов ног, гангрена и пр.Главные черты
Ø  Основа экономики – частная собственность на ресурсы
Ø  Свобода и материальная ответственность предпринимателей
Ø  Свобода выбора экономических партнеров
Ø  Личная выгода участников экономических связей
Ø  Саморегулирование экономики рыночными факторами
Ø  Минимум вмешательства государства в экономику Основные достоинства
q  Стимулирует высокую предприимчивость и эффективность
q  Отторгает неэффективное и ненужное производство
q  Справедливо распределяет доходы по результатам труда
q  Дает больше прав и возможностей потребителям
q  Не требует большого аппарата управления Основные недостатки
¨    Усиливает неравенство в общество
¨    Вызывает большую нестабильность в экономике
¨    Не заботится о необходимых обществу, но бесприбыльных благах
¨    Безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе Рисунок1.3. Характеристика рыночной экономики
Свобода выборапотребителями, предпринимателями и наемными работниками своих экономическихпартнеров и покупаемых товаров и услуг. Причем благодаря большому разнообразиюпродуктов решающее слово принадлежит потребителю. Именно его вольный выбор вконечном счете определяет, что и сколько должна производить экономика. Пообразному выражению Фридмена «каждый может проголосовать за цвет своегогалстука»: достаточно вынуть кошелек и оплатить понравившуюся покупку.
Личная выгодакаждого из участников экономических отношений. Она является лучшим стимуляторомчеловеческой инициативы, изобретательности, активности. К тому же, преследуяличную выгоду, человек зачастую невольно «работает» на интересы других. Так,производители в погоне за прибылью лучше удовлетворяют запросы потребителей. Отстремления рабочих к высокой зарплате выигрывают и фабриканты: растетпроизводительность труда.
Саморегулированиеэкономики под воздействием рыночных факторов: свободно складывающихся цен,свободной игры спроса и предложения, конкуренции. Этот механизм – чуткая«нервная система» самонастраивающейся экономики. Потому то и «нет ничего выше иумнее рынка», как любят повторять на Уолл-стрит.
И в самомделе, если, скажем, спрос на товар повысится, то его цена возрастет. Этосделает производство товара более выгодным, и его изготовители увеличат выпуск.И тот же рынок непременно накажет за неоправданное вмешательство в егорегулировочный механизм. К примеру, если государство, заботясь о бедняках, вприказном порядке занизит цену на какой-то товар, последний тут же исчезнет сприлавков и его продажу придется нормировать.
Минимумдирижизма, то есть контроля и управления экономикой      со стороныгосударства. Чем меньше государство вмешивается в экономику, тем меньше помехдля рыночной саморегулировки, меньше госсектор с его весьма вероятнойубыточностью, меньше бюрократизма и злоупотреблений чиновников, коррупции иувиливания от налогов, меньше патернализма, а значит, меньше пассивности ииждивенчества людей, больше стимулов к творческому поиску, новаторству иэнергичному труду.
В связи сэтим интересны размышления Егора Гайдара, полагающего, что от соотношения силгосударства и бизнеса в экономике зависит уровень преступности в обществе.«Фокус» в том, что ослабление государственных позиций делает главной фигурой встране бизнесмена, а усиление государственности ставит в центр всего чиновника.Последний же «всегда потенциально более криминогенен, чем бизнесмен». Почему?«Бизнесмен может обогащаться честно, только бы не мешали. Чиновник можетобогащаться только бесчестно»1.
Основнымидостоинствами рыночной системы является то, что она стимулирует высокуюпредприимчивость, труд и плодотворное хозяйствование; экономически отторгаетнеэффективные и/или ненужные обществу производства; обеспечивает наиболеесправедливое распределение доходов между участниками общественного производства– по конечным результатам их деятельности; дает больше прав и возможностейвыбора потребителям; наконец, рыночная система не требует большогоуправленческого аппарата2.
Эффективностьрынка подтверждает исторический опыт многих стран, но наиболее нагляден примерЛитвы и Финляндии, испытавших на себе разные хозяйственные системы. В конце1920-х годов первая даже опережала вторую по ряду позиций. Посленасильственного присоединения Литвы к СССР ей пришлось принять советскую модельс туго завинченной централизацией. Свободная же Финляндия продолжила свойрыночный путь. И вот результат: к моменту краха советской империи (1991) Литваоказалась просто нищенкой на ярком фоне финского процветания.
Еще болееубедителен опыт тех стран, где разные экономические системы разделили один итот же народ: германский, китайский, корейский. Там, где господствовалиприказная система и социализм – в ГДР, КНР и Северной Корее, — там царилинеэффективность экономики, низкий престиж усердного и творческого труда,недемократичность, несвобода. И наоборот, ФРГ, Гонконг и Тайвань, Южная Кореявсе более экономически и демократически прогрессировали. Таким образом, границамежду достатком и бедностью стран проходит по линии, разделяющей свободныйрынок и централизацию, капитализм и социализм1.

§ 1.4Минусы рынка и проблема внешних эффектов
В нашеммноголиком мире ни в чем нет совершенств, не без недостатков и рыночная модель(рис. 1.3). Во-первых, она усиливает неравенство в обществе: частнаясобственность на землю и капитал позволяет преуспевающим бизнесменамнакапливать огромные богатства. Кроме того, такие богатства могут быть полученыне своим трудом, а по наследству.
Во-вторых,рыночная экономика отличается нестабильностью, ей свойственны подъемы и спады,а значит, и периодические обострения проблем безработицы, инфляции, сниженияжизненного уровня людей. В-третьих, рыночную систему не интересуетбесприбыльное производство таких нужных обществу благ, как жизнеобеспечениенетрудоспособных и безработных, всеобщее здравоохранение и образование,публичные библиотеки, охрана общественного порядка и безопасность страны,освещение улиц и пр.
Наконец,в-четвертых, рынок «глух» к тем неблагоприятным экологическим и социальнымпоследствиям, которые возможны в результате предпринимательской деятельности(вредные воздействия на людей, разрушение внешней среды, безработица). Этипоследствия порождают проблему так называемых внешних эффектов, на которойздесь уместно хотя бы кратко остановиться.
Внешниеэффекты – это побочные следствия хозяйственной деятельности, выпадающие на долюне связанных с нею людей. Скажем, автозаводы производят и охотно продают своюпродукцию довольным автолюбителям, а окружающим достаются ядовитые выхлопы,шум, грязь, опасности на дорогах.
Подобныхотрицательных внешних эффектов (издержек) множество – промышленные стоки, дым,вибрация, одуряющие запахи, пищевые отравления. Однако случаются иположительные эффекты (выгоды) – к примеру, образовательные услуги конкретнымлицам одновременно повышают духовный уровень всего общества, уменьшая в немалкоголизм, наркоманию, преступность пчелы из хозяйства фермера – пасечникаопыляют соседние сады; телебашня служит хорошим ориентиром для окрестных жителейи т.п.
Проблемавнешних эффектов в том, как устранять или компенсировать их отрицательныепроявления? Предложения сводятся к двум основным путям: государственному(запреты, проверки, штрафы, дополнительные налоги с виновных и выплатыпострадавшим, введение жестких стандартов) и частному – через прямое соглашениемежду самими заинтересованными сторонами.
Так,англо–американский экономист Рональд Коуз отдает предпочтение последнему. Поего выводам, известным как теорема Коуза, в случаях, когда четко определеныправа собственности, число заинтересованных лиц невелико и стоимость сделкинезначительна, проблема внешних эффектов лучше решается через частныесоглашения. А задача государства здесь – благоприятствовать таким соглашениям.
И в самомделе, возьмем конкретный пример большого жилого дома с привычно загроможденныммашинами двором. Удовольствия автовладельцев здесь больно бьют по интересамнемоторизованной части жителей (приватизация куска общей земли; отравлениевоздуха, почвы, растительности; шум, вытеснение площадок для отдыха). Каксмягчить эту проблему?
Государственныйпуть возмещения побочных эффектов сводится к налогам и «размазыванию» собранныхсумм по общим программам благоустройства района (в лучшем случае), а в худшем –по карманам чиновников (доплаты, премии). Жители же данного дома от этого малочто получают.
Частный путьобеспечивает компенсацию более адресно и полно. Здесь все обитатели двора идома (их собственники) образуют так называемый кондоминиум с равными правами наобщие площади и неотравленную окружающую среду. Автовладельцы же выкупают утоварищества право на дополнительные площади и невольный вред внешней среде.Собранные деньги используются на благоустройство данного двора (вплоть доразведения сада), на уплотнение окон квартир, установку в них кондиционеров, наоплату витаминов, смягчающих вред от яда машин, и т.п.
На частномпути возникает еще один плюс: домовладельцы могут сами сдавать в арендупомещения первого этажа и подвала, зарабатывая средства для кондиминиума, а неотдавая их чиновникам жилищных контор1.
§ 1.5Сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономик
В заключениепопробуем представить краткую сравнительную характеристику командной и рыночнойэкономик (табл. 1.1). Первые четыре строки в таблице уже обсуждались выше ипотому не требуют дополнительных пояснений. Последняя же, пятая строкапроявляет еще одно весьма существенное различие между системами: если централизованная,командная экономика предстает главным образом как распределительная, торыночная – как производящая.
Длянаглядности тут уместно вспомнить притчу о рыбе и удочке: можно регулярнодавать на прокорм человеку рыбу, а можно раз и навсегда дать ему удочку, чтобыон кормил себя сам. Первый вариант напоминает централизованную систему, второй– рыночную (где «удочка» – это государственные гарантии частной собственности исвободы предпринимательства, «легкие налоги» (Смит) и определенные правила бизнеса).
Сопоставляяцентрализованную (социализм) и рыночную (капитализм) системы,австро-англо-американский экономист Фридрих фон Хайек (1899-1992) подчеркивает,что они функционируют на разных принципах. А именно. В основе «команднойэкономики» лежат «сознательные порядки» – организации и институты типа фабрики,армии, жестких уставов, создаваемых с заранее определенной целью и действующихпо плану, в заданном «сверху» режиме.Таблица1.1
Сравнительнаяхарактеристика централизованной и рыночной экономических систем Командная экономика Признаки для сравнения Рыночная экономика Государственная Преобладающая форма собственности на средства производства Частная Жесткая регламентация этой деятельности со стороны государства Характер экономической деятельности Свобода предприниматель-ства и выбора партнера Централизованное планирование Способ согласования хо-зяйственной деятельности Рыночное саморегулирование Необходимость выполнять государственные планы Главный мотив экономи-ческой активности Личный экономический интерес Справедливое распределение Главная забота общества Эффективное производство
В основе жерынка, напротив, — «спонтанные порядки», которые складываются без чьего-либозамысла в живом, стихийном процессе взаимодействия тысяч людей, в столкновенииих самых разных интересов, целей, вкусов, идей (как это происходит, например,со спросом и предложением, свободными ценами, языком, моральными нормами,созданием семей и так далее).
Команднаяэкономика оказалась несостоятельной именно потому, что «сознательные порядки»противоестественны для живых, развивающихся, многосложных систем. Никакойсверхотлаженный госаппарат не способен собрать и обработать весь гигантскиймассив непрерывно меняющейся информации с мест, на которую надо к тому жеоперативно и грамотно реагировать «руководящими указаниями», одновременнопреодолевая все искажающий бюрократизм.
Отсюдапретензии социализма на «невиданный расцвет планомерно организованнойэкономики» есть лишь «пагубная самонадеянность» и «дорога к рабству». Плановоегосуправление всем и вся неизбежно вредит экономической эффективности и неспособно состыковать производство с потребностями. Оно ущемляет интересыграждан, порождая бесправие, принуждение, тоталитаризм.
Вот почемуопыт не одного десятка (!) стран в XX веке показал, что люди не могут создаватьжелаемый социальный порядок, «как мозаику, из любых понравившихся кусочков».Сколько не пытались строить социализм, он «получался совсем не таким, каким егозамысливали интеллектуальные вожди». А раз так, то выходит с самим социализмом«что-то неладно»1.
В отличие отэтого рынок никто не придумывал и не строил. Он самоскладывался веками, эволюционноусваивая и развивая только те социальные институты, которые прошли мощныйфильтр естественного отбора, проверку опытом и временем. Именно так возникли изакрепились в обществе частная собственность и свободное предпринимательство,взаимоответственность бизнесменов и честная конкуренция, уважение к правамличности и законам государства. Эти и многие другие «спонтанные порядки» лучшевсякого госуправления обеспечивают гибкую сбалансированность и высокуюэффективность в национальном хозяйстве.
Очень важноеще одно. Частно-конкурентный строй, по Хайеку, — «единственный, где человекзависит лишь от себя самого, а не от милости сильных мира сего». В условияхраздробленности собственности между множеством конкурирующих частных владельцевникто не может абсолютно господствовать над другим.
Хайексравнивает ограниченную власть капиталиста с безмерной властью чиновника. Дажеу работодателя (пусть мультимиллионера), пищет он, меньше власти над своимрядовым наемным работником, чем у «ничтожнейшего чиновника», в распоряжениикоторого государственный аппарат насилия и которому в командной системепозволено диктовать согражданам, как им работать и жить. Вот почему, заключаетФридрих Хайек, «общество, в котором власть в руках богатых, все равно лучшеобщества, в котором богатыми могут стать только те, в чьих руках власть»1.
§ 1.6.Смешанная экономика
Наряду сэтими идеями Хайека ряд ученых, остро ощущавших несовершенство любой системы,продолжали искать новые пути к прогрессу. К примеру, группа западныхэкономистов и социологов (в их числе Джон Гэлбрейт) выдвинула так называемуютеорию конвергенции. Согласно ей, современный взлет НТП и крупнойпромышленности, рост значения организации и технологии производства инеобходимости госуправления экономикой сближают капитализм и социализм. На этойоснове постепенно складывается и более совершенный социально-экономическийстрой, впитывающий в себя положительные качества обеих систем.
Идеяконвергенции была особенно популярной в 1950-1960 годах, но с крушениемсоциализма на рубеже 1980-1990-х вопрос отпал сам собой. И все же плодотворнаямысль о полезности брать все хорошее отовсюду не погибла втуне, а воплотилась виной форме – в системе «смешанной экономики», вобравшей в себя ценные элементынеоклассической, кейнсианской, марксистской и других школ.
Дело в том,что названные выше «погрешности» свободного рынка настоятельно требовали своегоустранения или хотя бы сглаживания. А сделать это может лишь государство –единственная социальная сила, способная действовать в интересах всего общества.С этим-то и связано понятие «смешанной экономики», которым чаще всегохарактеризуют современную социально-экономическую модель многих развитыхдемократических стран Запада.
В сегодняшнейреальной жизни уже нет примеров чисто рыночной, полностью свободной отгосударства экономики. Передовые страны (особенно Германия, США, Франция идругие) ищут наиболее рациональные, гуманные и социально справедливые путихозяйствования, стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность сгосударственным регулированием. Подобные попытки соединять все лучшее иобразуют смешанную экономику.
В ней, содной стороны, большая часть хозяйственных ресурсов находится в частных руках,многочисленные малые и средние бизнесы плодотворно сотрудничают с крупнымикорпорациями, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка (свободачастной инициативы и гарантированное право на частную собственность,самостоятельность в хозяйственной деятельности, свободные цены, конкуренция,свобода торговли).
В то жевремя, с другой стороны, ряд важных сфер (оборонный и космический комплексы,общее образование и здравоохранение, социальная защита) принадлежат государству,и правительство активно воздействует на социально-экономические процессы. Приэтом забота иных государств о развитии социальной сферы столь значительна (как,скажем, в Германии, Швеции), что хозяйство таких стран часто называютсоциально-рыночной экономикой.
Возьмем дляпримера Германию – родину Маркса и Энгельса. Как характеризовали современное имнемецкое общество классики коммунизма? Законы, на их взгляд, служили тогда длярабочих «кнутом, сплетенным буржуазией», поэтому «договор между капиталом итрудом никогда не может быть заключен на справедливых условиях». Что касаетсябудущего Германии, то, по Марксу, оно могло быть толькореволюционно-социалистическим. «Не надо быть социалистом, — улыбаясь, говорилМаркс в интервью американскому корреспонденту в 1878 году, — чтобы предвидетьпредстоящие кровавые революции в России, Германии, Австрии…».
Посмотрели бытеперь Маркс и Энгельс на свою несоциалистическую, но высокоразвитую ипроцветающую Германию! Её национальное хозяйство характеризуется в конституциистраны как социальная рыночная экономика, в которой государству отведенарегулирующая функция – создавать общие условия для благоприятного развитиярыночных отношений. При этом действует принцип: «как можно меньше государства,насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно”.
Далее,наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно ив основном благоразумно договаривающиеся о размерах заработной платы,продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.
Одновременнодействует разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим,инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства своегопредприятия или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим,жертвам войны. К концу XX века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишкомвысокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять. К томуже чрезмерное бремя налогов и дополнительных затрат на рабочую силу вызвалиудорожание и снижение конкурентоспособности германской продукции на мировыхрынках. Страна вынуждена сдерживать рост зарплаты, «облегчать» госбюджет,ограничивать влияние государства на экономику, приватизировать неэффективныегоспредприятия, усиливать рыночную составляющую в своем хозяйстве.
И все жеглавное в другом – какова бы ни была экономическая система, она никогда неможет быть идеальной, то есть без проблем. Совершенные общества, замечал ещеЭнгельс, «могут существовать только в фантазии». И потом, покупая хлеб, мы малоинтересуемся, где выращено для него зерно: в колхозе или у фермера. Вреальности важно одно: какая из систем более эффективна, жизнеспособна,гуманна, открыта миру и несет прогресс. Неэффективная экономика, как показал опытСССР (1922-1991) и всех других социалистических стран, обрекает народы набедность, отсталость, раздоры и может приводить к краху целые государства1.

Глава 2. Россия между двух экономик
 
§ 2.1Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям
Последлительного господства административно-командной системы в экономике России нарубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.
Исходныепозиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. вРоссии, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективныефакторы):
¨   крайневысокая (даже для стран с административно-командной системой) степеньогосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легальногочастного сектора при неуклонно расширявшейся теневой экономике»;
¨   длительное(при протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночнойэкономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения ипорождало преувеличенное представление о социальной роли государства;
¨   крайнеискаженная структура национальной экономики, где ведущую роль игралвоенно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных напотребительский рынок, была принижена;
¨   неконкурентоспособностьпреобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Все это былоусугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода крыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почтинепрерывному социально-политическому кризису.
Стратегическаяцель переходного периода в России – это формирование эффективной рыночнойэкономики с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономикиявляются:
а)преобладание частной собственности;
б)эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности исоздающее условия для экономического роста;
в)эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности исоздающее условия для экономического роста;
г)эффективная система социальной защиты;
д) открытаяконкурентоспособная на мировом рынке экономика.
§ 2.2Геополитические и исторические особенности
Формирование современной рыночной экономики в России происходит вусловиях взаимопереплетающихся и взаимоотягчающих экономических, политических исоциальных кризисов, что затрагивает переход к зрелой рыночной системе надесятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.
Характеризуяформирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особуюгеополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующимзвеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом планероссийское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило,несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:
¨   огромнуюроль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;
¨   неразвитостьчастной собственности, прежде всего на землю;
¨   отсутствиеавтономного от государства гражданского общества;
¨   неразрывнуюсвязь власти и собственности;
¨   слабостьличной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях.
Сложившаяся впервой половине 90-х гг. российская модель рыночной
экономикивключает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство дажепосле приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощнымгосударственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется теснаясвязь политической власти и собственности.
Вместе с темгосударство, утратив в ходе приватизации немалую часть прежних источниковдоходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, чтообусловливает затяжной кризис госбюджета1.
§ 2.3Другие особенности экономического развития
В России не возникало взаимодействия и разграничения функций междурыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг сдругом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся впереходной экономике России формы собственности заметно отличаются отпреобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированныхпредприятиях так и не появился эффективный собственник.
Значительноевлияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпохумонополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды;нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.
Наряду снеблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничениеконкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причемначавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособностьподавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новыйперекос в отраслевой структуре – в сторону топливно-энергетического комплекса ипервичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодолениенеконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени,возможно нескольких десятилетий.
Переход крыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономикиосуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговлепроисходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой,тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организациипроизводства, унаследованные от административно-командной системы.
Неравномернымявляется также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всегоэтот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупныхгородах, где широкое распространение получило частное предпринимательство,тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночныхотношений идет крайне медленно.
Присущиероссийской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизнии уход предпринимательства «в тень» обусловлены как факторами, общими для всехстран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределениясобственности, рост коррупции), так и российскими особенностями.
Чрезвычайноболезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике,вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которыестановятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкаетаномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающеесябыстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическимпроявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числеэкономической.
Характерныедля России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважениек закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийсяантагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий кразрастанию теневой экономики.
Наформирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, каксклонность немалой части населения к государственному патернализму(значительной роли государства в перераспределении доходов населения) иобщественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскомуобслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической ролигосударства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов всоциальной сфере.
Из сказанногоследует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российскаямодель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов:преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинстваобрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальноеиждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободногорынка.
Такаяпереходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению садминистративно-командной системой, со временем должна будет уступить местозрелой рыночной системе.

Заключение
В заключениехотелось бы привести основные выводы, сделанные в процессе изучения избраннойтемы.
Необходимоподчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей инедостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночнаяэкономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которымодновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, какфункционирует та или иная экономическая система, необходимо признатьсуществование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая из систем должнанаходить ответы. Вот эти вопросы: а) В каких пределах (сколько) следуетиспользовать имеющиеся ресурсы? б) Как их производить? г) Среди кого следуетэту продукцию распределить? д) Способна ли система адаптироваться к изменениямв потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологиипроизводства?1 Представляет ли собой рыночная системанаилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальныевопросы? Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, чтоимеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то естьмного разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения воценках эффективности рыночной системы.
Разные экономическиесистемы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своемуподходу к решению проблемы экономики. Коренные различия следующие: а) междучастной и общественной собственностью на ресурсы и б) между использованием вкачестве координационного механизма рыночной системы и централизованногопланирования.