Духовный мир личности и ценностные ориентации

О Г Л А В Л Е Н И Е
В в е д е н и е
Г л а в а 1 . «К вопросу о научной картине
мира или научна ли экология души?»
Г л а в а 2 . Сущность творчества как экологической ниши
духовного человеческого бытия. Интуитивная
логика как творческий метод.
З а к л ю ч е н и е
Л и т е р а т у р а

В В Е Д Е Н И Е
Бытие наше становится все менее привлекательным. Где прибежище для “маленького человека”, его “экологическая ниша” в беспутной повседневности, когда среда обитания наших душ и бренных тел становится все более труднопереносимой? – Творчество и любовь представляются автору реферата, являющемуся типичным “маленьким человеком”, именно такими спасительными островками в беспощадном бушующем океане бытия.
– Какой философии нужно следовать “маленьким людям”, чтобы относительно благополучно пережить удручающую современность? В чем может состоять спасительная “философия маленького человека”? – Осмысливанию этих вопросов, рассмотрению ряда аспектов экологии душ человеческих посвящена настоящая работа.
Автор вынужден был прийти к выводу, что традиционная наука, находящаяся в тисках естественно-научного фундаментализма, не в состоянии предоставить убедительных ответов на мучительные вопросы Мироздания. Требуется синтез науки, религии и искусства в деле постижения сущности последнего, сотворения так называемой “картины мира”. Внушающие искреннее уважение образцы такого “синтеза” нам даны Блаватской Е.П.[3] и Рерих Е.П.[4]. Русский космизм стал одним из самых плодотворных проявлений отечественной творческой мысли, противостоящей “железной пяте” естественно-научного фундаментализма.
Все трезвее и объективнее становится оценка экологического состояния биосферы и ее трансформации в ноосферу. Понятие “экология души” замелькало даже на страницах академического издания “Вопросы философии”[21]. Встречные усилия к поиску если не альянса, то какого-то взаимопонимания, науки, религии и искусства на поприще постижения сущности Мироздания становятся все более настоятельными и регулярными. Изыскиваются пути нахождения спасительного для россиян социально-экономического и политического обустройства страны. Не осталось в стороне и писательское сообщество России. Особо следует отметить “Пирамиду” Л.Леонова [6].
Автором настоящей работы предпринялись попытки рассмотрения “философии маленьких людей”, а также ее анализа. Он исходит из традиционных научных воззрений, расширяя их элементами эзотерического знания, которые, по его мнению, вполне могут быть сопряжены с научными, основательно дополняя и усиливая последние.
ГЛАВА 1. “К ВОПРОСУ О НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА ИЛИ
НАУЧНА ЛИ ЭКОЛОГИЯ ДУШИ”?
В работе Будкова [1] на суд читателей были вынесены следующие положения, приверженцем которых является автор реферата:
1. Глобальный кризис современной техногенной цивилизации в определяющей мере обусловлен драматическим состоянием экологии человеческих душ.
2. “Экология души” неразрывно связана с ноосферными процессами. Ноосферу следует воспринимать не как далекую и туманную перспективу, а как данность. Она неотделима от культуры. Связь человека с ноосферой осуществляется посредством подсознания.
3. Допускается существование как оккультных сил в человеке, так и
оккультных явлений, еще не исследованных традиционной наукой. Путь эзотерического познания – будущее науки и звездный час философии.
4. Наиболее доступным “учебником” по ноосферным процессам и закономерностям взаимодействия последних с индивидуумами и человеческими сообществами является “Роза Мира” Д.Андреева [2].
5. Современная парадигма человечества обязательно должна включать в себя “космический взгляд” на вещи, характерный для Русского космизма.
Развитие “космического сознания” – путь к выходу из кризиса экологии человеческих душ и макроэкологии Земли, осуществляемый проникновением подсознательной (ноосферной) информации в сферу сознания вплоть до бытового уровня подавляющего большинства землян.
6. Исторические истоки Русского космизма (научно-философской основы экологии человека) в философии Античности и ее наследнице – Византийской философии. Русская философская мысль веками развивалась в русле Православия в рамках религиозного мировоззрения (религиозная философия). Затем к этому “древу” был привит мистицизм, также оказавшийся весьма плодотворным.
7. Всесторонне обосновывая и утверждая триединство: религия-наука-искусство, без которого душевное благополучие человека недостижимо, Русский космизм вполне может послужить духовной основой для возрождения русского народа. Ему по силам заполнить идеологический вакуум, возникший после катастрофического крушения “коммунистической” идеологии.
8. Приемлемая для людей экологическая обстановка может быть создана лишь с учетом триединства физической, астральной и ментальной сущностей человека.
9. Высказано предположение, что в трагические для страны и народа моменты, наши великие предки учитывали особенности триединства человеческой сущности. Так, Кутузов М.И., оставив Москву войскам Наполеона, отступает в регион сосредоточения высшего проявления духовности русского народа – в Калужскую губернию, поближе к легендарной Оптиной Пустыни. Вспомним и героическую оборону Козельска (ближайшего соседа Пустыни) при нашествии Батыя.
10. Философия – высшая ступень научного познания. Ее уникальные возможности и преимущества обусловлены умозрением, прежде всего в высшем его проявлении – интуиции. Они-то и определяют интеллект человека, его способность проникать в безграничье Мироздания.
11. Для рассмотрения вопросов экологии души рекомендуется метод “интуитивной логики”. Интуиция выступает как определяющий фактор творчества. Логический, целенаправленный сбор информации и интуитивное, метафизическое ее “осмысливание”. Или наоборот: интуитивное получение информации с последующим логическим ее осмысливанием. В широком применении этого метода, в раскрепощении фантазии – в этом должен состоять звездный час современной философии.
12. Величайшей “аномалией”, данной человеку в его бытие, является Господь Бог. Именно “взаимоотношениями” человека с этой “аномалией” и определяется, в первую очередь, экология души. Человек сотворен как вселенское существо. Чего у него нет в органике, восполняется культурой. Орудия труда – продолжение его органов. Созданная им техника – продолжение интеллекта. К великому сожалению, свой дух человек ничем не нарастил, что и привело к кризису цивилизации, к тому, что она стоит на грани глобального экологического катаклизма. Произошел эволюционный сбой и человек-духовный на Земле так и не появился.
13. Земля – живой организм, негативно реагирующий на зло. В этой связи, техногенная цивилизация, истощающая ее ресурсы и биосферу, загрязняющая всевозможными отходами и эманациями зла, вступает с планетой в антагонистические отношения и обрекается на гибель. В частности, Россию спасут не талантливые политики, не одаренные экономисты, ее спасут Праведники! Праведность – единственно приемлемый подход к решению глобальных проблем постижения сущности Мироздания вообще и ноосферных процессов, в частности.
14. Добро и Зло – не строгие понятия, а диалектические философские категории. Как минимум, Добро – это уменьшение количества Зла.
15. Российская современность глубоко порочна и не дает ни малейших перспектив для появления “человека-духовного”, который только-то и может иметь далекое будущее. Первый шаг на этом поприще – следование Учителю Порфирию Иванову. Однако, плотское бессмертие бесперспективно и стремление к нему пагубно.
16. Россия больна “эгрегорной болезнью”, недугом Духа, ударившим и по бренным телам россиян. Главное: не происходит единения Науки, Религии и Культуры, а без расцвета такого триединства (желательно под эгидой Русского космизма) россиянам на благие перемены надеяться нечего.
Распродав природные богатства и сплавив за бесценок на Запад интеллектуальный потенциал, мы можем на краткое время насытить свою плоть, но при этом станем духовным быдлом. Русский космизм – тот духовный путь, который может вывести наш народ из кошмара, каковым для него оказался практически весь ХХ век.
17. Творчество и Любовь – средства обустройства экологии человеческих душ. Велика роль морально-этических и эстетических принципов в космизации общества: они обеспечивают истинное единство человека и природы, обуславливают неразрывную связь индивида с совокупностью Мироздания. Нравственность распространяется на всю природу. Именно способность к творчеству – гарант надежных взаимосвязей слоев ноосферы и слоя физического бытия человека.
18. Творчество – основной “инструментарий” постижения сущности Мироздания. Именно творческое сознание способно к сотворчеству с ноосферой, Синклитом Мира. Человек-творческий должен отринуть суетную, мелочную, меркантильную повседневность, овладеть фундаментальными законами бытия, слиться в неразделимое целое со средой своего обитания.
19. Традиционная наука не в состоянии создать полноценную “картину мира”. Необходимо привлечение религиозного и эзотерического знания, а также художественного (образно-интуитивного) творчества. Образы искусства емче и многоаспектнее, чем афоризмы теософем или философские рассуждения. Откровение льется по многим руслам. Праведность – единственный приемлемый подход к решению глобальных проблем постижения сущности Мироздания вообще и ноосферных процессов, в частности. Гармония веры, разума и творчества бесспорна! – если подходить с позиций интуитивной логики.
Исходя из этих воззрений, автор реферата предпринимает попытку построения “Картины Мира”, воспринимаемой глазами просвещенного “маленького человека”, а также изучить философию последнего.
Картина мира целостна, а не состоит только в представлении о том, как устроен природный мир или общество. Мировоззрение включает в себя представление о человеческой природе, месте человека во Вселенной и смысле его существования. Уже поэтому наука не может быть единственным и даже главным источником картины. Целостное мировоззрение присуще каждому человеку, в том числе и далекому от научных интересов. Уже поэтому не следует создавать впечатление, что мировоззрение есть часть или сторона науки.
Когда речь заходит о проблемах, которые связаны с человеческими отношениями, эмпирическими и эстетическими ценностями, вообще с областью проявления духа, то опора на достижения науки оказывается довольно шаткой – в этой сфере наука не наработала никаких рекомендаций, соизмеримых по значению и глубине с опытом мировых религий и философской мысли. Это однозначно побуждает к синтезу науки с религией и искусством в деле построения “научной картины мира”. Решающую роль на этом поприще может и должна сыграть философия, раскрепощенная от каких бы то ни было догм. Единственным “рулевым” на поприще созидания частного и общего мировоззрения может быть совесть, являющаяся мирским проявлением Праведности.

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА КАК ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НИШИ ДУХОВНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.
ИНТУИТИВНАЯ ЛОГИКА КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД.
При рассмотрении этого вопроса автор реферата исходит из того, что в основе творчества лежит прежде всего поиск истины. Величайшим Творцом предстает пред человеком Господь Бог. Нет религии выше Истины – считает Блаватская Е.П.[7]. Познайте Истину и Истина сделает вас свободными, – вещает Иисус Христос (Евангелие). С позиций же философии, истина – категория онтологическая.
Поэтому рассмотрение вопросов творчества как экологической ниши духовного человеческого бытия не будет в достаточной мере достоверно без учета религиозного чувства и мировосприятия. Кроме того, автор реферата ведет поиск как в форме, так и сути изложения своего философского мировосприятия, которые бы облегчили исполнение скромной познавательной и просветительской миссии, возложенной на себя в качестве основной цели написания опусов.
Способность к творчеству невозможна без высоких образов, а они коренятся в вере. Ведь “культура” происходит от слова “культ”. В то же время, вера не отменяет искусства. Наконец, в пределе, каждая минута повседневной жизни человека – это творчество. Немаловажно осмыслить и русский национальный образ Истины, во всяком случае попытаться это сделать. В ее основе, судя по всему, надличная, мистическая идея. К сожалению, у нашего народа стихийная широта взяла верх над духовной глубиной.
Ведь уже к началу Х1Х века народ остался без миросозерцания. Как считает Д.Андреев, непоправимый ущерб в этом плане нанес Петр Первый [2].
По мнению Достоевского, человек – явление сверхприродное. Поэтому есть основания предполагать, что только “всматриваясь в небо” можно надеяться на возрождение русского народа. Русским чужда мистика расы и крови. Им близка мистика Родной Земли. Природа русского человека противоречива: ему свойственна и жалость, и жестокость, и бунт – и смирение. Воистину: “Две бездны – два лица России”. Русский устремлен к Граду Грядущего: поэтому ему не мил Град Сегодняшний.
При этом следует иметь в виду, что нелогичное для человеческого разума может оказаться вполне “логичным” для Божьего провидения – Божьего промысла. Интуиция – путь к более глубокому проникновению в сущность этого промысла. Сочетание интуиции и логики, логики и интуиции, использование их как единого целого, – является основой творческого метода автора реферата, сформулированного как “интуитивная логика”. Переход от логического разума к интуитивному стал как никогда злободневным.
Духовным фундаментом для творчества, по мнению автора реферата, является просвещенная религиозность. Счастье – удел духа! Бездуховного счастья не бывает. Бездуховная жизнь проходит даром. И в то же время, человек определяется не столько суммой верований и убеждений, сколько суммой поступков.
Исследование духовного мира испокон веков было делом философии. Успехи ее, увы, не всеобъемлющи. Дело в том, что с расщеплением духовного мира начинают соответствующим образом деструктироваться и его философские исследования: позитивисты отдали предпочтение анализу познавательного начала, науки, а экзистенциалисты – анализу эстетического начала и т.д. При этом каждый стремился нарисовать свою картину мира в целом, в чем явно не преуспели. Поэтому, прежде чем давать рекомендации по восстановлению утраченного единства мира человеческого духа, философия должна начать с восстановления собственного единства.
Искусство может быть эстетичным средством познания. Оно почти всегда играло некую познавательную роль. Однако это осуществлялось в нем лишь на эмпирическом, описательном уровне, зачастую непреднамеренно, в виде своего рода неизбежного побочного процесса. Г.Мелвилл и Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и Ф.Кафка, В.В.Набоков и А.Камю, Т.Манн и Л.Андреев, М.Булгаков и Г.Гессе, И.Ефремов и А.Азимов – эти и иные художники-мыслители в качестве объекта исследования избрали наиболее сложный из известных человеку предметов – самого человека. Формулировались и проблемы личности (ее сложнейшей структуры, развития и деградации) и проблемы взаимоотношений между человеком и обществом, человеком
и Мирозданием. Рассматривались проблемы смысла и цели жизни, смерти, посмертного бытия. Характерно, что литература подчас ставила такие вопросы раньше, а иногда и вникала в них глубже, чем соответствующие науки (психология, социология и иные).
Все ситуации бытия группируются в три большие категории, три “космоса” – мир Вселенной, мир общества и мир индивидуальной личности [8].
Человек способен вживаться в образ каждого из этих миров, отождествляться с ним и смотреть на все “его глазами”. Ф.Бэкон: “Как хорошо обладать умом, созвучным со Вселенной”. Ф.Ницше: “Великий поэт черпает только из своей реальности”. Но следует, откровенно говоря, еще добавить: в то же время творчество(не обязательно художественное, может быть и научное временами становится прибежищем от суетной и серой повседневности, вытесняет последнюю из бытия творящего, определяет экологию человеческой души.
В познании человек-творец “вживается в образ” не только Вселенной, но и ее мельчайшего фрагмента(правда, в таком случае фрагмент выступает как полномочный представитель целого). Эта предельная ситуация подразумевается в выражении “чувствовать предмет”, столь часто употребляемом исследователями. Так, Анри Беккерель обладал инстинктом физика. Его ученик Анри Деландр отмечает его высочайшую интуицию, Беккерель по его словам “чувствовал явление”. Неспроста говорится, что интуиция – это грация ума.
Исходя из своего опыта, автор реферата присоединяется к высочайшей оценке роли интуиции в творчестве (научном или литературном – не принципиально). Интуиция – это тот “локатор”, который выводит исследователя-творца на плодотворные “тропы” информационных полей, в ноосферу, несомненно существующую.
Индивидуальный мир личности, в сущности, является хаотичным конгломератом трех разноранговых Я (или как сформулировано выше, трех “космосов”)[8]. Человек обладает способностью к лицедейству. Он может (по крайней мере на некоторое время) погружаться в один из миров, отвлекаясь от двух других, таким образом создавая себе благоприятные условия для специализированной духовной деятельности. Обычно человек существует во всех трех мирах сразу и поэтому вынужден усваивать продукты разных “специализированных духовных производств”. Также подобные явления приводят к несовпадению теорий с отображаемой ими реальностью. Это несовпадение тем больше, чем жестче теория.
Именно поэтому автор реферата пытался при формировании своего мировоззрения следовать руслу бытия, лишь по мере возможности вводя отдельные его фрагменты в более или менее строгие “научные рамки”. Воспринимать простирающуюся вокруг жизнь, посредством логики и интуиции, осознавать ее, переводя постигнутое в словесное построение. Никаких жестких, однозначных, наперед заданных концепций! – Концепция должна постепенно проявиться из свободного течения мысли и чувства.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В создании научной картины мира доминирует естественно-научный фундаментализм, стремящийся “убрать Бога” из Мироздания и, возможно, ему это удастся. Но этот “уважаемый” даже не удосуживается задуматься над тем, что тогда ему, взамен освободившего место Творца, во всей мощи явится Сатана. Хочет “фундаменталист” или нет, но Сатана будет тут
как тут, материализовавшись в виде “парникового эффекта”, истерзанного озонового слоя или чего-то еще более мерзопакостного. Подобной точки зрения, в частности, придерживается Макс Планк, в приверженности которого к естествознанию никто не усомнится. Естествознание, наука должны помочь религии в преодолении межконфессиональных противоречий, носящих явно поверхностный, а не сущностной характер. И Макс Планк продемонстрировал как это следует делать.
Увы, уже за 25-30 ближайших лет один только “парниковый эффект” не оставит камня на камне от подобных умозрительных построений, основывающихся на естественно-научном фундаментализме.
Цивилизация, вершиной которой стал “американский образ жизни”, будущего иметь не может, несмотря на кажущиеся ее колоссальные достижения. Удивительно в этом плане интуитивное провидение А.С.Пушкина: Соединенные Штаты – это мертвечина!!! – Как можно это было узреть более полутора веков назад, когда эта великая держава только зарождалась?! Может быть это от того, что даже у сурового царя есть сердце, а у денег-то сердца нет? – Соединенные Штаты же – воплощение Цивилизации, в которой безраздельно правят деньги: такая Цивилизация при любом уровне материального благополучия – мертвечина.
Техногенная цивилизация при всем ее могуществе бесперспективна и выход из тупика ее эволюции, судя по всему, – это только появление Человека-Духовного: у иных людей далекой перспективы нет. Человек-Духовный – скорее всего, это Человек-Автотрофный. Каковы же пути нашей Цивилизации к такому человеку? – вот в чем вопрос. Академик-химик Несмеянов продемонстрировал крах техногенного выхода человечества на пути автотрофности: его талантливые и титанические усилия по созданию “искусственной пищи” в широких масштабах не увенчались успехом. Можно ли считать некоей перспективой благой эволюции путь Учителя Порфирия Иванова? Или суровые тропы духовной Йоги?
Ответы на эти вопросы может дать только Время!
ЛИТЕРАТУРА
1. Будков В. А. Философские аспекты экологии человека в свете воззрений Русского космизма. – Труды Московского филиала СибНИЦАЯ, вып.1, М.:1994, – 72с.
2. Андреев Д. Л. Роза Мира (Метафилософия истории).- М.:Прометей, 1991. – 288с.
3. Блаватская Е. П. Тайная доктрина (Синтез науки, религии и философии). – М.:Т – Око, 1991. Т.1 – 845с. Т.2 – 1008с.
4. Рерих Е. И. Агни Йога. Издание в шести томах. – М.: Русский Духовный Центр, 1992. Т.1 – 288с., Т.2 – 368с., Т.3 – 384с., Т.4 – 352с., Т.5 – 336с., Т.6 – 336с.
5. Кураев А. О вере и знании – без антиномий // Вопросы философии, 1992, N7, с.46.
6. Леонов Л. М. Пирамида. Роман – наваждение в трех частях // Наш современник, 1994, вып. 1 – 192 с., вып.2 – 256 с., вып.3 – 240 с.
7. Блаватская Е. П. Закон причин и последствий, объясняющий человеческую судьбу (Карма).- Л.:1991, – 24 с; Весть Е. П. Блаватской.- Л.: 1991, – 99 с.
8. Никитин Е. П. Духовный мир : органический космос или разбегающаяся вселенная ? // Вопросы философии, 1991, N8, с.3 – 12.