Содержание
Введение
1. Объект, предмет и задачисоциологии управления
2. Социология государственной службы
Заключение
Список литературы
Введение
Управление — непременное,внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития. Ононепосредственно связано с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом общественным.Люди, чтобы успешнее противостоять могучим силам природы, отвоевать у неесредства к жизни, с первых же шагов своего существования должны были трудитьсясообща, объединяться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудовойколлектив) немыслима без организованности, порядка, разделения труда междулюдьми, определения места человека в организации, его функций.
Социология управленияявляется пограничной синтетической наукой, которая появилась на стыке двухсамостоятельных дисциплин: социологии и менеджмента. Так как основной задачейсоциологии является максимально объективный анализ социальных отношений междулюдьми с целью выявления законов и закономерностей управления обществом,социология в основном изучает общество в самых разнообразных формах его проявления:начиная с общих законов развития и заканчивая поведением малых групп иотдельных личностей.
1. Объект, предмет изадачи социологии управления
В Российскойсоциологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологическогознания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся вобществе социальных отношений.
Специфической особенностьсоциологии управления является то, что она относится к активной социологии.Социология управления, используя понятийный и методологический аппаратприкладной социологии, позволяет производить реальные изменения на различныхуровнях взаимодействия людей.
Таким образом социологияуправления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления,функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследуетмеханизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальныхдействий и поведение в процессе управления.
Под управлениемпонимается основанное на достоверном знании систематическое воздействиесубъекта управления (управляющий) на социальный объект (управляемый), вкачестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы:экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья(организации, предприятия, учреждения и т.п.) с тем, чтобы обеспечить ихцелостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие,достижение заданной цели. Управление осуществляется путем целенаправленноговлияния на условия жизни; людей, их целостные ориентации, поведение и имеет вкачестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной целенаправленной деятельностикак отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивныхи др.), так и социальной организации (системы) в целом. Процесс управлениявключает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего онисследуется разными науками — политологией, социологией, психологией,экономическими науками. Однако каждая из них выделяет из него свой, только ейприсущий объект и предмет исследования.
Объектом социологииуправления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, егоотдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной)или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые иинтерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей,объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы ивключенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи,соперничества.
Предмет социологииуправления составляет изучение, оценку и совершенствование процессов управленияразличных типов общностей, организаций, социальных институтов и общества вцелом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальныхвзаимодействий индивидов и их групп.
Вычленение объекта ипредмета социологии управления даёт возможность более полно представитьспецифику этой отрасли социологического знания.
Она изучает многообразнуюдеятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всегокак социальных систем:
1. весь комплекс подбора,расстановки, формирования управленческих кадров;
2. отношения ивзаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления иподчиненными им сотрудниками и организационными структурами;
3. исследование иформирование целей управления с точки зрения социально-экономических исоциально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиямуправляемых;
4. анализ и оценкусоциальных последствий принимаемых управленческих решений, определениеэффективности управленческих действий;
5. изучение исовершенствование социальных механизмов систематического, основанного надостоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) насоциальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественнойспецифики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешногодвижения к заданной цели.
Определив особенностисоциологии управления как специальной социологической теории, а также ее объекти предмет, можно сформулировать ее основные задачи.
Первая из основных задач социологииуправления состоит в изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянноразвивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которыхпроявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различнымисоциальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящихпостов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчинятьсяпервым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.
Вторая задача социологии управлениязаключается в том, чтобы из огромного и многообразного скопления реальныхфактов управленческой деятельности выделил наиболее важные, типичные и на этойоснове обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменениязависимости от изменяющихся социально-экономических, политических,социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей,общества в целом.
Третья задача социологии управленияобусловлена необходимостью объяснить, почему в системе и структуреуправленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу какихобстоятельств возникают новы практические способы их реализации вуправленческих процессах.
Четвёртая задача. Сущность этой задачи составляетпостроение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческойдеятельности в будущем, т.е. прогноз ее совершенствования
Пятая задача — сформулировать научно обоснованныерекомендации по совершенствованию системы управления, т.е. стать реальнодействующим средством повышения эффективности управленческой деятельности.
Вычленение основных задачсоциологии управления позволяет определить ее основные функции, которыенепосредственно связаны с ее задачами и вытекают из них.
Первая изфункций социологии управления — познавательная. Ее основная цель: изучить основныеособенности управления как специфической сферы трудовой деятельности,определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем,организаций, групп и т.п.
Вторая функциясоциологии управления — оценочная: Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, вкакой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая вданном обществе, организации система управления основным тенденциям этогообщества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения;является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает илисковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.
Третья функциясоциологии управления — прогностическая. Она направлена на выявление наиболеевероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределахближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможныхтраекторий развития управления, на его прогнозирование.
Четвертаяфункция социологии управления — образовательная (обучающая). Сущность ее состоит в том,чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческихконцепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования ихразвития в будущем — распространять знания об управлении, т.е. об основных егозадачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знанийчерез систему учебных заведений, различных институтов и центров повышенияквалификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им лучшепонять, в чем заключается сущность процессов управления, приобрести знания,умения и навыки практического осуществления управленческой деятельности.
Пятая функция — вооружать управленческие кадрыновыми приемами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практическидействующее средство совершенствования системы управления.
Выделяют следующие методысоциологии управления
1. Организационно –административные:
· система законодательныхактов страны;
система нормативныхдокументов вышестоящих структур управления;
система, разрабатываемыхв организации, фирме планов, программ, заданий;
система оперативногоуправления (поощрения, санкции, передача полномочий).
Это управление может бытьтрёх видов:
— вынужденное и внешненавязанное подчинение «сверху — вниз»;
— пассивное подчинение(облегчение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений)
— осознание (внутреннеобоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важностиполученного распоряжения)
2. Экономические –базируются на действии экономических механизмов мотивации:
налоговая система страны;
кредитно – финансовыймеханизм;
система заработной платы;
система ответственностиза качество работы;
система стимулированияинновационной деятельности.
3. Социально –психологический механизмы. Это совокупность специфических способов воздействияна личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействиемежду ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.
2. Социологиягосударственной службы
Государственную службуможно отнести к категории цивилизационных феноменов. Уже в Древнем мире сформированием первых государств образовались институциональные основыгосударственной службы. Научный интерес к этому феномену можно найти в трудахПлатона и Аристотеля, их средневековых последователей. Любая теориягосударственного устройства и общественного развития содержала в себе принципыорганизации государственного управления и формы осуществления властныхполномочий.
Современное пониманиесодержания и смысла государственной службы начало складываться в XIX веке (Э.Дюркгейм, К. Маркс, М. Вебер). Можно отметить, что развитие теорийгосударственного управления происходило одновременно с активизацией научногоинтереса к проблемам гражданского общества, то есть государственная служба,являющаяся реальным (в социальном отношении) воплощением субъектагосударственного управления, не рассматривалась в отрыве от своего объекта.Поэтому, можно с уверенностью сказать, что исследование проблем государственнойслужбы – это обществоведческая задача и общая теория государственной службыдолжна включать в себя социальную компоненту.
Государственную службуможно рассматривать с различных позиций:
как институтгосударственной власти и управления, организационно сформированный всоответствии с потребностями общества;
как вид профессиональнойдеятельности, имеющей свои специфические особенности, конкретное содержаниеправ и обязанностей, ответственности и т.п.;
как обособленную попрофессиональным признакам социальную категорию граждан, исполняющих полномочиягосударственной власти и управления;
как особого родасоциальный институт, имеющий формальные и неформальные регуляторы отношенийвнутри себя и в межинституциональных взаимодействиях.
Такое многообразиепроявлений государственной службы неизбежно приводит к необходимостикомплексного исследования ее феномена в жизни современного общества именно спозиций социологии. Социология, имея в своем научном арсенале теоретические иприкладные методы изучения сложных явлений и процессов, способна достаточношироко охватить разнообразные стороны государственной службы как объектаисследования.
Социология, являясьнаукой об обществе, о взаимодействии социальных групп и общностей и массовомповедении, а также средством получения достоверного знания о социальныхпроцессах различного уровня и характера, тем самым представляет собойсовокупность научных знаний и методов для анализа основного объектагосударственной службы – гражданского общества, в той или иной конкретной формеего проявления. Социология аккумулирует в себе знания о массовых социальныхпроцессах, на организацию и управление которыми как раз и направленадеятельность государственной службы. Однако, в повседневной жизни различныеструктуры государственного управления, принимая решения, обращают недостаточновнимания на сбор и анализ достоверной информации о состоянии своего основногообъекта управления, на состояние и тенденции развития той социальной среды, накоторую эти решения направлены. Отсюда слабая эффективность, а порой и полнаянереализуемость управленческих воздействий и решений.
С помощью методовсоциологии можно оптимизировать связи субъекта и объекта государственногоуправления, связи, которые создают более тесные отношения между учреждениямигосударственной службы и конкретной социальной средой. Фактически, это приводитк обособлению предметного поля специальной социологической теории – социологиигосударственной службы.
Социологиягосударственной службы, активно и динамично развиваясь в последние годы, играетсущественную роль в процессах социального и государственного управления, таккак является необходимым связующим звеном для принятия и реализацииуправленческих решений.
Исследование социальныхпроблем государственной службы базируется на определенных теоретическихпринципах и требованиях научной методологии.
Изучение этих проблемосуществляется всесторонне с различных сторон:
с точки зрения присущихмногонациональному российскому народу духовных и нравственных ценностей,психологии и вековых традиций;
при строгом учетереальной ситуации в обществе, что позволяет решать вопросы государственнойслужбы комплексно, во взаимосвязи с внешней социальной средой при условииобеспечения эффективности ее деятельности;
с учетом масштабностирешаемых в России задач реформирования общества, принимая во вниманиеотечественный и зарубежный опыт, что позволяет находить новые решения,учитывающие как общемировые тенденции, так и российскую специфику;
оптимизации взаимосвязейнауки с практикой государственного управления, так как даже самая блестящаяинтеллектуальная инновация может оказаться невостребованной в силу социальнойинертности, нежелания воспринимать новые идеи и технологии с цельюреформирования государственного управления.
Анализ особенностейпроблем государственной службы, показывает: важное значение играет то, чтороссийская государственная служба функционирует в особой социальной среде,отличающейся своей историей, политической культурой, ценностями, традициями,социальной психологией, отношением народа к государственным институтам, нормамправа и т.д. В связи с наличием практически на протяжении всей своей историижёстко централизованных институтов государства, было невозможно решить вопрос орациональном соотношении объемов власти между центром и административнымиединицами. Губернские, областные, республиканские или иные уровнигосударственной службы, прежде всего, были исполнителями решений центра;
идея разделения властейдля российской практики относительно нова. Политический моноцентризм,патерналистские ожидания населения долгое время являлись исходными моментами ворганизации российской (ранее – советской) государственной службы, не позволялив завершенном виде институционализировать, на процессы выработки и принятияполитических и управленческих решений в структурах государственной службыРоссии. И только в начале 90-х гг. XX века проблемам защиты автономности,суверенности структур государственной службы, её служащим стало уделятьсядолжное государственное и общественное внимание;
многонациональностьроссийского государства находит свое отражение в функционированиигосударственной службы. Для предотвращения возможных проблем, противоречий иконфликтов на этно-национальной почве, при выработке и принятии управленческихрешений крайне необходим учет культуры этносов.
Состояние современногороссийского общества во многом определяется кризисом его прошлой социальнойструктуры. Утрачено значение прежних базовых ценностей социально-кадровыхориентиров: «рабоче-крестьянские» приоритеты, предпочтение выходцам из низов,поиск баланса и сочетания представленности этнических групп в органахгосударства и т.п. Многочисленные проблемы и неудачи в формировании новыхприоритетов, в частности, попыток создания рынка, весьма негативно отразилисьна стимулах поступления на работу в структуры государственного управлениямолодых специалистов.
Не следует забывать, чтов нашей стране по прежнему очень низкая степень законопослушности населения изначительной части государственных служащих, не развита их правовая культура. Вобществе наблюдается высокий уровень коррупции в высших эшелонах власти приочевидной беспомощности государства в борьбе с этим негативным явлением. Впоследнее время произошло сильное расслоение общества на богатых и бедных,произошла значительная нравственная деградация людей.
Всё это не могло неоказать существенного влияния на процесс развития ряда негативных явлений ипроцессов в обществе и в государственной службе, требующих своего неотложногоразрешения.
Предметом пристальноговнимания социологии государственной службы является и изучение социальныхпоследствий зарубежного влияния в различных сферах общественной жизни России. Ктакому влиянию можно отнести: адаптацию и внедрение опыта зарубежных системгосударственной службы в деле её реформирования и совершенствования; влияниемеждународных (региональных) связей с различными зарубежными структурами;вхождение России в мировую систему правовых отношений; уровень и перспективыразвития разносторонних контактов с зарубежными странами и со странами СНГ;взаимодействие по вопросам национальной и международной безопасности и пр.
Заключение
Одна из причинневостребованности потенциала социологии состоит в отсутствии социальногозаказа науке со стороны аппарата государственного управления, низкомпрофессиональном уровне чиновников. Такая ситуация приводит к тому, чтореальный объект управления – социум – нередко становится «вещью в себе»,оказывается за рамками интересов деятельности государственной службы. Отрываясьот социума, власть превращается в замкнутую структуру с доминированиемвнутренних интересов и полным безразличием к людям. Изменение такой ситуацииневозможно без реальной демократизации государственного управления, безформирования альтернативных структур общественного управления и самоуправления.В таких условиях государственная служба будет вынуждена бороться за потребителясвоих услуг, а следовательно ориентироваться на людей, изучать и отслеживатьсоциальные процессы, динамику развития социальных групп, общественного мнения иреальное положение объектов социальной деятельности, используя для этогосредства социологической теории управления.
Серьезного исследованиятребуют вопросы взаимодействия государственной службы с гражданским обществом,формирование среднего класса, отношения с предпринимателями, а также страдиционными группами российского постсоветского социума.
Реальное отношение ивзаимодействие государственной службы с социально-демографическими,профессиональными и этническими группами может быть проиллюстрировано напримере анализа тенденций пополнения государственной службы молодымиработниками, ответом на вопрос об удельном весе женщин, этнических меньшинств ворганах власти и управления и т.д. Только академическим интересам отнюдь неисчерпывается важность вопроса об отражении в институтах государственной службыкультурно-цивилизационных влияний той человеческой общественной среды, вкоторой действует государство. Этот фактор часто определяет формы и стильработы органов государственной службы. В его контексте формируются ценностные имотивационные стимулы работы государственных служащих: с одной стороны,отношение населения к государственной службе, с другой – отношение кгосударству в целом.
Сегодня мы осознаем тотфакт, что идеальная модель государственной службы не может быть достигнута наосновании только политического решения. Необходимо совершенствовать всю системуобщественных отношений, в структуре которой отношения власти занимаютзначительное место, но являются по сути прямым отражением состояния общества.Государственный служащий – это не только представитель власти, но и членобщества, носитель его типических характеристик. Важно понять, что главнаяфункция государственной службы, государственное управление, реализуется впроцессе взаимодействия субъекта и объекта управления, и от того, насколькоразвиты нравственные и гражданские качества каждой взаимодействующей стороны,зависит конечный итог – стабильность и предсказуемость общественного развития.
Списоклитературы
1. www.skags.ru;
2. ru.wikipedia.org/wiki;
3. method.volny.edu/