|Московский Государственный | |
|Социальный Университет | |
| | |
|Академия социологии и управления | |
| | |
| | |
|Факультет социальной информатики | |
| | |
| | |
|Р Е Ф Е Р А Т | |
|на тему: | |
|«Информатика в условиях устойчивого развития». | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|Выполнила: | |
|студетнка II( курса, | |
|2 гр., д/о, | |
|Гаценко Н.М. | |
| | |
| | |
|Научный | |
|руководитель: | |
|Колин К.К. | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|Москва | |
|2002 г. | |
Содержание
Введение 3
Глава 1. Становление информационного общества 5
Глава 2. Новые информационные технологии в образовании 11
Глава З. Информатизация и переход к устойчивому развитию общества 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Введение
Человечество стоит на рубеже нового перехода – перехода к
информационной цивилизации. Зримо вырисовывается интеллектуализация
общества путем применения во всех сферах человеческой деятельности
информационных технологий. Создаются новые условия в сфере интеллектуальной
деятельности людей.
Впервые за всю историю интенсивно автоматизируется не физический
труд, а интеллектуальная деятельность, связанная в первую очередь с
обработкой информации.
Одной из кардинальных проблем является проблема взаимодействия
информатики и общества. Именно информатика поставила и усилено решает
задачу создания искусственного интеллекта. В рамках информатики коренным
образом обновляется методологический арсенал науки, основываясь на методах
математического моделирования и вычислительного эксперимента. Новые
информационные технологии все в большей степени позволяют моделировать и
прогнозировать развитие сложнейших глобальных процессов и систем:
Экологической;
Экономической;
Политической;
Социальной и др.
Компьютерные и информационные технологии способствуют становлению
новой системы образования – опережающего образования, которое при переходе
цивилизации на путь устойчивого развития, становится самым приоритетным
механизмом, способствующим реализации новой цивилизационной модели.
Объектом моей работы является информатика как наука.
Предмет: информатика в условиях устойчивого развития.
Цель – выявить роль информатики для дальнейшего прогресса общества
на пути к ноосфере.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решение следующих
задач:
Охарактеризовать данную стадию развития общества
Оценить роль информатики как прикладной дисциплины
Определить условия устойчивого развития
Глава 1. Становление информационного общества
В настоящее время существует несколько определений информационного
общества. Одно из них, наиболее сжатое, но достаточно емкое, принадлежит
профессору А.И.Ракитскому. Информационное общество характеризуется тем, что
в нем главным продуктом производства являются знания.
Конечно же, лишь экономическая характеристика, которая не может
охватить всех аспектов такого многозначного понятия, каким является понятие
информационное общество. Однако она отражает главное – приоритет информации
как объекта и результата общественного производства.
К отличительным чертам информационного общества относятся:
Каждый член этого общества в любое время суток и в любой точке страны имеет
доступ к нужной ему информации;
Общество способно обеспечить каждого члена информационными технологиями
(как компьютерами, так и средствами связи);
Общество само способно производить всю необходимую для его
жизнедеятельности информацию;
Только одновременное выполнение этих условий дает возможность говорить о
том, что, то или иное общество можно считать информационным.
Определены следующие закономерности формирования информационного
общества. Формирование информационного общества происходит в передовых
странах на наших глазах в результате сложного социо-технического процесса –
глобальной информатизации.
Информатизация – организационный социально-экономический и научно-
технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения
информационных потребностей и реализации прав граждан, органов
государственной власти, органов местного самоуправления, организаций
общественных объединений на основе формирования и использования
информационных ресурсов(.
Стремясь удовлетворить все возрастающие запросы населения в
потреблении товаров и услуг, индустриальное общество обеспечило быстрое
развитие их массового производства и массового распределения в обществе.
Это привело к неизбежной стандартизации многих элементов культуры общества,
значительному ограничению проявления индивидуальности людей, повышению
рутинности и однообразия во всех сферах общественной жизни.
Во второй половине ХХ века экономика и промышленное производство в
развитых индустриальных странах стали приобретать принципиально новые
черты. Все большее значение и социальный спрос в обществе начали получать
разного рода услуги. В соответствии с этим быстро менялась структура
занятости населения. Таким образом начало формироваться постиндустриальное
общество – общество оказания и потребления услуг ,которое достигло своего
расцвета в передовых странах к началу ХХI века.
Однако наряду с этим в результате роста разнообразия товаров, услуг
и техники:
осуществилась децентрализация и усложнение производства,
происходило дробление специализации труда,
усложнение организационной формы управления производством и сбытом
продукции.
Появились и быстро стали развиваться новые виды
деятельности:
Реклама;
Маркетинг;
Менеджмент.
Результатом всего этого стал стремительный рост объемов
циркулирующей в обществе информации.
Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивается каждые
10 лет ,с 1870 года – каждые 5 лет, а с 1991 года – ежегодно. Это означает,
что к началу ХХI века объем знаний в мире вырос более, чем в 250 тысяч раз,
то есть на несколько десятичных порядков.
Следует особо остановиться на социально-экономических аспектах
формирования информационного общества. Беспрецендентный и ускоряющийся рост
объемов информации в обществе, который стал все более заметным во второй
половине ХХ века, получил название «информационного взрыва». Он стал одним
из признаков перехода нашей цивилизации на новый этап своего развития
.начло новой, информационной эры развития человечества.
Учитывая тот факт, что в этих условиях способности тех или иных
стран мирового сообщества к производству, накоплению и использованию
знаний является определяющей при оценке перспектив и возможностей
дальнейшего развития, следует выделить четыре группы этих стран(:
Страны, которые производят только сырье, продовольствие и товары народного
потребления по иностранным лицензиям;
Страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиями
частично-оригинальные технологии;
страны, производящие оригинальные технологии (Япония, Южная Корея);
страны, производящие не только новые технологии, но и новые знания.
Таким образом, процесс формирования информационного
общества, основанный на широкомасштабном использовании информации и научных
знаний , осуществляется в мире неравномерно, так как он определяется
уровнем общественного развития тех или иных стран.
Процесс перехода от постидустриального к информационному обществу
имеет революционные последствия для развития человечества, так как
формируется новый производственный и жизненный уклад, и новая система
духовных ценностей. Однако осуществляется он не скачкообразно, а
эволюционным путем. Информационная цивилизация формируется и вызревает
внутри постиндустриального общества, постепенно (хотя и весьма интенсивно)
заменяя его во всех сферах социальной активности людей.
Что же может служить критерием, количественным показателем перехода
той или иной страны в стадию формирования информационного общества? Сегодня
можно указать на три таких показателя:
экономический критерий, характеризующий долю ВНП, который создается в
информационной сфере общества. Считается, что если эта доля более 50 %, то
можно считать, что в данной стране начался переход к информационному
обществу;
социальный критерий, количественное выражение которого может служить,
например, доля занятого населения, связанного с производством
информационных продуктов, средств информации и оказания информационных
услуг;
технологический критерий, определяющий уровень развития информационного
потенциала общества в части его информационной техносферы.
В качестве такого критерия может служить, например, удельная
информационная вооруженность общества, которая определяется как отношение
суммарной вычислительной мощности той или иной страны к численности ее
населения. Этот критерий был предложен академиком А.П.Ершовым еще в 1998
году. Он позволяет на основании использования статистических данных о росте
населения различных стран мира и уровня развития их вычислительного
потенциала не только количественно оценивать текущий уровень их
информатизации, но и прогнозировать ожидаемый уровень его развития.
Наблюдающееся неуклонное развитие процесса информатизации общества
вызывает существенные изменения не только в окружающей нас техносфере. По
существу, изменяется вся среда обитания современного человека. Она
становится существенно более комфортной именно в информационном плане,
открывая для нас в се новые и новые возможности для:
деловых и личных коммуникаций;
решения бытовых проблем;
образования и отдуха.
В десятках и сотнях учреждений России стали создаваться локальные
сети на базе персональных компьютеров, которые обеспечивают автоматизацию
делопроизводства, бухгалтерский и статистический учет, решение простейших
задач в области аналитической деятельности. Начала прививаться новая
культура подготовки и хранения деловой информации в электронной форме, в
начале на дискетах, а затем и на оптических компакт-дисках. Появились
первые электронные архивы документов, начала обсуждаться проблема создания
и использования электронных библиотек.
Глава 2. Новые информационные технологии в образовании
Период построения информационной цивилизации человечества
характёризуется:
бурным развитием науки и наукоемких производств,
пересмотром научных и образовательных концепций на основе достижений
кибернетики, информатики, синергетики, психологии и ряда других наук.
Развитие качественно новых средств коммуникаций, всеобщая
электронизация и компьютеризация общества, широкое использование новых
информационных технологий привели к существенным изменениям в сферах
промышленного производства, бизнеса, научных исследований, образования и
социальной жизни общества. Основополагающей характеристикой человеческой
деятельности наряду с веществом и энергией становится также информация как
неистощимый, возобновляемый ресурс человечества, главная ценность общества.
Именно это дает основание говорить о том, что человечество вступило в новую
эпоху своего развития. Изучение современной картины мира без привлечения
общенаучной категории “информация” оказывается односторонним и неполным.
Устойчивое развитие предполагает дальнейшую интеллектуализацию
общества, в частности, на основе его информатизации. Процесс информатизации
разворачивается практически во всех областях человеческой деятельности.
Захватывает он и такую обширную сферу социальной деятельности, как
образование.
Современные информационные технологии и средства вычислительной
техники являются ядром процесса информатизации образования. Следует
отметить основные цели, которые достигаются в ходе реализации этого
процесса:
улучшение качества обучения за счет более полного использования доступной
(через средства информатики) информации;
повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и
интенсификации;
реализация перспективных методов обучения с ориентацией на развивающее и
опережающее образование;
достижение заданного уровня профессионализма в овладении средствами
информатики и вычислительной техники (ИВТ);
интеграция всех видов деятельности учебного заведения в рамках единой
методологии, основанной на применении новых информационных технологий;
подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в
условиях информационного общества;
преодоление кризисных явлений в системе образования;
становление опережающего образования.
Система образования призвана стать катализатором процесса
информатизации общества, формирования новой информационной культуры
человека. Исторически, пожалуй, именно система образования стала одним из
первых объектов информатизации. Можно выделить три этапа в развитии этого
процесса.
Уже в конце 50—х годов в ряде ведущих вузов промышленно развитых
стран имелись крупные вычислительные центры, ЭВМ которых использовались и
для обучения студентов, в первую очередь математиков и физиков. На первом
этапе развития информатизации образования ЭВМ использовались в основном для
выполнения студентами различных практикумов (математического, физического и
т.п.) [ По сути, такие практикумы сводились к построению математических
моделей и алгоритмов, программированию на ЭВМ, а также к проведению
математического моделирования различных объектов и процессов на ЭВМ. Именно
к этому времени относится начало коренного обновления методологических
средств научного исследования на основе математического моделирования.
Преподаватели, аспиранты и студен ты все в большей степени в процессе
познания начинают пользоваться новой методологией, заменяя исходный объект
на адекватную математическую модель и изучая ее на ЭВМ с помощью
вычислительно — логических алгоритмов.
Можно с уверенностью утверждать, что истоки математического
моделирования лежат в понятии математической абстракции. В математике
абстракция понимается как возможность рассмотреть предмет или процесс с
какой— либо одной точки зрения и отвлечься от других сторон, моментов и
обстоятельств. Именно так и происходит при исследовании объекта или
процесса с помощью математической модели, когда посредством вычислительно—
логических алгоритмов отражаются и изучаются закономерности реального мира.
На этом этапе во многом была достигнута одна из целей информатизации
образования приобретение профессионализма в овладении средствами
информатики и вычислительной техники теми преподавателями и обучаемыми,
которые ее использовали в своей деятельности.
Второй этап развития информатизации в сфере образования можно
соотнести с появлением ЭВМ с разделением времени и режима человеко-
машинного диалогового взаимодействия. Многие специалисты именно этот момент
считают точкой отсчета компьютерной эры в истории человечества.
Математическое моделирование, соединенное с новейшими компьютерными и
информационными технологиями, трансформируется в вычисли тельный
эксперимент. Схема вычислительного эксперимента (объект — модель— алгоритм
программа — ЭВМ — управление объектом ) отражает главные шаги процесса
познания в сегодняшнем компьютерном измерении. Обучаемые получают мощный
инструмент для исследования и изучения физических, эко логических и
биологических процессов, химических реакций, а также социальных явлений.
Вычислительный эксперимент позволяет изучать практически любые процессы в
реальном и виртуальном мире.
Наряду с использованием ЭВМ как инструмента выявления новой
информации компьютер на этом этапе информатизации образования начинает
применяться в совершенно новом качестве — в качестве средства обучения в
составе автоматизированных систем различной степени интеллектуальности. В
сфере образования все больше применяются различные автоматизированные
системы обучения на базе ЭВМ . Наибольший интерес представляют три основных
класса автоматизированных систем, использующихся в процессе обучения:
автоматизированные информационные системы,
автоматизированные моделирующие системы
автоматизированные обучающие системы.
Опыт разработки и использования систем обучения указанных трех
классов свидетельствует о том, что они успешно применяются в первую очередь
в учебном процессе высших учебных заведений, а также для переподготовки и
повышения квалификации специалистов. Во всех этих системах используется
диалоговое общение обучаемого с ЭВМ.
Диалоговый способ общения с ЭВМ открыл совершенно новые
возможности как в различных областях человеческой деятельности, так и в
сфере образования. В частности, в сфере образования появились адаптивные
обучающие системы с элементами искусственного интеллекта. На этом этапе
информатизации образования начали реализовываться такие цели
информатизации, как улучшение качества обучения и повышение эффективности
учебного процесса, разработка новых компьютерных методов обучения (особенно
для естественно—научных и технических учебных дисциплин). Можно утверждать,
что именно в этот период (середина 70—х годов) произошел диалектический
скачок е системе “человек — ЭВМ”. Одним из результатов этого скачка явился
широкий фронт научных работ по вопросам человеко—машинного взаимодействия и
искусственного интеллекта, что можно назвать “интеллектуальной”
составляющей скачка. другим результатом скачка явилось изобретение
персонального компьютера, что можно назвать “технической” составляющей
скачка. Интеллектуальная и техническая составляющие указанно го выше скачка
являются основой современного (третьего) этапа информатизации образования.
Третий этап развития информатизации в сфере образования
характеризуется использованием мощных персональных компьютеров с лазерными
дисками большой емкости, сетей ЭВМ, новых информационных технологий,
включая средства мультимедиа, и современных средств передачи данных,
становлением нового научного направления — педагогической информатики . а
также философским осмыслением происходящего процесса информатизации
образования и его специальных последствий. В настоящее время в сфере
образования уже сложились основные направления использования в учебном
процессе средств информатики:
обучение с помощью автоматизированных систем (информационных, моделирующих
и обучающих);
обучение привитию навыков постановки и решения прикладных задач на ЭВМ;
обучение профессиональному применению новых информационных технологий в
избранной сфере деятельности;
использование ЭВМ в качестве дидактического средства для динамического
моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности
и изобразительности при изложении учебного материала и т.п.
Эти направления применения информационно-вычислительной техники
позволяют последовательно решать задачи «полного знакомства», «ликвидации
компьютерной безграмотности» и «формирование компьютерной компетентности» у
обучаемых различных степеней и форм обучения. В рамках указанных
направлений формируется информационная культура, которая становится все
более определяющим фактором их учебной и трудовой деятельности. Новая
информационная культура в сфере образования формируется путем внедрения
компьютерных технологий обучения.
Человечество стоит на пороге новой эры, в которой образование (наряду с
наукой) будет являться основным фактором перестройки массового сознания и
мировоззрения людей на новые общечеловеческие ценности и жизненные
ориентиры. Новая научно—образовательная система совместно с иными системами
духовной сферы, способствующими переходу на путь устойчивого развития,
станет базой информационного постиндустриального общества не только как
общества, основанного на знаниях, но и как самообучающегося общества.
Научно-образовательный процесс в этой системе должен будет происходить в
настолько ускоренном темпе, что его можно будет считать научно—
образовательной революцией, развертывающейся в ХХ в. и становящейся важной
составной частью информационного общества.
Глава З. Информатизация и переход к устойчивому развитию общества
В соответствии с рекомендациями и принципами, изложенными в документах
Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио—де- Жанейро, июнь
1992г.), в нашей стране принята Концепция перехода к устойчивому развитию .
В ХХ в. человечество столкнулось с острейшими противоречиями между
растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы
обеспечить эти потребности. Глобальные противоречия, вызванные в первую
очередь возросшей мощью современной экономики, создали реальную угрозу
жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Под устойчивым
развитием понимается та будущая форма взаимодействия общества и природы,
которая ставит две главные цели — сохранение биосферы, а также выживание и
неопределенно долгое развитие человеческого рода.
Переход к устойчивому развитию призван обеспечить сбалансированное решение
социально—экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей
среды, а также природоресурсного потенциала в целях удовлетворения
потребностей нынешнего и будущих поколений людей. О необходимости перехода
на модель устойчивого развития говорит хотя бы то, что 16% территории
Российской Федерации, где проживает более 50% населения, характеризуются
как экологически неблагополучные Вместе с тем в России сохранился
крупнейший на нашей планете массив естественных экосистем, который служит
резервом устойчивости биосферы; имеется и огромный интеллектуальный
потенциал, который может быть использован для определения оптимального пути
перехода к устойчивому развитию.
Одним из ключевых моментов перехода России к устойчивому развитию является
широкомасштабная информатизация общества и становление постиндустриального
информационного общества. Следует отметить, что становление информационного
общества в большей степени обусловлено экологическими факторами, так как
структура экономики такого общества станет менее природоемкой, а само это
общество вместо вещественно—энергетических ресурсов выдвигает на
приоритетное место информационные ресурсы.
Впервые в истории человечества переход на модель устойчивого развития
предполагает управляемый в широком смысле слова цивилизационный процесс.
Устойчивое развитие в принципе невозможно без широкого фронта научных
исследований, создающих новую цивилизационную модель, информация и знания о
которой должны будут внедряться в производство, образование и другие сферы
народного хозяйства и социальной деятельности, направляя их на путь
устойчивого развития.
В рамках концепции перехода на путь устойчивого развития процесс
информатизации общества как тенденция мирового развития приобретает новые
функции. Эти функции в первую очередь связаны с решением глобальных и
региональных проблем:
энерго— и ресурсосберегающего развития экономики,
экологической и демографической проблем,
проблемы образования,
информационной безопасности и т.п. Успешное решение этих проблем в настоящее время связано с технологическим
развитием страны В связи с этим еще раз следует подчеркнуть ключевую роль
новых информационных технологий как катализатора и стратегического фактора
процесса развития современного общества.
Выдвижение информации и НИТ на приоритетное место во всем комплексе
ресурсов развития поможет эволюционно сформировать менее природоемкую
экономику и теснее увязать ее с экологическими факторами Информационные
технологии являются основой решения таких экологических проблем, как:
глобальный экологический мониторинг,
управление экологическими процессами,
экологическое прогнозирование,
экологическая экспертиза раз личных проектов,
экологическое образование,
экологическая безопасность и т.п. Информационное общество, предполагая высокий образовательный и культурный
уровень своих граждан, позволит более рационально проводить планирование
семьи, что частично ослабит демографическую проблему. Существенно изменится
система образования, все в большей мере формируя личность новой эпохи —
эпохи выживания цивилизации в ее ноосферной ориентации. Именно новые
информационные технологии позволяют сначала создать единое мировое
информационное пространство, мировой универсум знаний, а затем сформировать
коллективный интегральный интеллект цивилизации. Смещение акцентов развития
с вещественно—энергетических ресурсов на ин формационные позволит
реализовать часть задач, входящих в качественную модель устойчивого
развития, и сформировать новый тип социально экономического экоразвития,
отличающийся от современного ресурсорасточительного хозяйствования,
ведущего цивилизацию к экологической катастрофе.
Существенной особенностью перехода на модель устойчивого развития является
то, что этот процесс является управляемым. Как и любой процесс управления
он должен быть прежде всего обеспечен необходимой информацией. Эта
информация нужна на каждом этапе реализации модели устойчивого развития.
Такая информация и в количественном, и в качественном отношении не может
быть получена без применения самых современных средств информатики и
вычислительной техники. Важной особенностью перехода на модель устойчивого
развития является также возможность широкомасштабного компьютерного
моделирования различных объектов, процессов и явлений. Практическим
средством такого моделирования является вычислительный эксперимент, который
позволяет не только изучать соответствующие объекты и процессы, но и с
большой степенью достоверности предсказывать их поведение, осуществлять
прогнозирование событий. Следует отметить, что и сам переход на модель
устойчивого развития предполагает разработку системы целевых программ и
прогнозирования документов, которые должны быть представлены в компьютерном
виде.
Происходящая в настоящее время переоценка целей и общечеловеческих
ценностей в связи с принятым мировым сообществом стратегии перехода на
модель устойчивого развития, а также перехода к информационному обществу
выдвигает новые проблемы и подходы во всех областях человеческой
деятельности. Вполне возможно, что переход на модель устойчивого развития
окажется третьей цивилизационной революцией, в ходе совершения которой
появится качественно новая, ноосферная цивилизация, первой стадией которой
станет информационное общество.
Заключение
Несмотря на плачевную ситуацию сложившуюся в нашей стране в начале XXI
века, прогресс остановить невозможно. Россия интегрирована в мировое
сообщество, и происходящие в нем процессы так или иначе затрагивают и нас.
С одной стороны глобализация ведет к унификации культур и национальностей.
С другой стороны – формируется общество изобилия, где приоритетными
являются индивидуальные ценности. В этих условиях среди других наук выдвигается информатика как интегральная
наука. Система опережающего образования , основанная на модели устойчивого
развития цивилизации, позволит осуществлять(:
1. Формирование у людей нового типа сознания – ноосферного
сознания, которое дает возможность человеку осознать свое неразрывное
единство с природой, а также свою особую роль в природе и высокую
ответственность за настоящее и будущее всей планеты; направить разум на
гармоничное коэволюционное развитие человека, общества и природы.
2. Формирование современных научно — обоснованных представлений об
основных закономерностях развития природы и общества, а также особой роли
информации и информационных процессов в проявлении этих закономерностей в
различных сферах (биологической, социальной, технической) окружающего нас
мира.
З. Изучение закономерностей и проблем становления нового
постиндустриального информационного общества.
4. Формирование у людей современных научно – обоснованных
представлений о возможностях, тенденциях и перспективах дальнейшего
технологического развития общества и, в первую очередь, в области
информационных ресурсов и технологий.
5. Формирование новой информационной культуры человека, которая
должна дать ему в информационном обществе не только информационную свободу,
но также и новые возможности для развития человека как личности, для
практической реализации им своих гражданских обязанностей, прав и свобод.
6. Формирование у нового поколения людей мировоззрения,
ориентированного на выживание человечества и адаптацию человека в быстро
меняющемся мире.
Список использованной литературы
Ахлибинский Б.В. Информация и система. – Л.: Лениздат, 1989 г. – 212 с.
Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной граммотности учащегося к
информационной культуре общества.//Коммунист. – М., 1998. – № 2.
Исследования по общей теории систем./Общ. ред. Садовской. – М.: Прогресс. –
1969 г.
Информатика: Энциклопедический словарь./Ред. Кол.: Д.А.Поспелов,
О.П.Кузнецов. – М.: Педагогика-Пресс. – 1994 г. – 352 с.
Колин К.К. Фундаментальные основы информатика: социальная информатика. Уч.
Пособие. – М.: Деловая книга, 2000 г. – 350 с.
Пасхин Е.Н. Информатика и устойчивое развитие. – М.: РАГС. – 1996.
Ракитов А.И. Информация, наука, техника в глобальных исторических
измерениях. – М.: ИНИОН РАН, 1998.
Соколова И.В. Социальная информатика: социологические аспекты. – М.: Союз,
1998.
Словарь по информатике./А.В.Белецкая, С.В.Липсицкий, И.П.Машковская. –
Минск: Университетское, 1991. – 158 с.
( Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите
информации»//Вестник РОИВТ, М., 1995.
( Соколова И.В. Социальная информатика: социологические аспекты. – М.:
Союз. – 1998.
( Пасхин Е.Н. Информатика и устойчивое развитие. – М.: РАГС. – 1996.