Дидактический материал для организации решения задач с педагогически запущенными детьми

Дидактический
материал для организации решения задач с педагогически запущенными детьми

Куковякина-Преснякова
Н.С., Скулов П.В.

Проблема
трудных детей одна из центральных психолого-педагогических проблем. Большая
общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в
период реформ и преобразований общества.

Актуальность
проблемы заключается в том, что все больше и больше детей, по разным причинам
переходят в ранг запущенных и трудновоспитуемых.

Проблемой
трудных, педагогически – запущенных детей занимались такие ученые как: А.С.
Макаренко, Н.К. Крупская, Г.П. Медведев, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский, И.
А. Невский, А. И. Кочетов, В.Г. Степанов и др.

На основе
анализа психолого – педагогической литературы мы выяснили, что одной из причин
проблемы педагогически – запущенных детей, является отставание в психическом
развитии личности. В частности отмечается слабо развитое воображение и
представление.

Нами выбран
этот предмет исследования не случайно, так как по нашему мнению исправить
ошибки в этой области в силах учителя. Мы предполагаем, что с помощью
разработанных нами дидактических средств учитель сможет сделать обучение такой
категории детей более интересным и понятным.

Дидактический
материал представляет собой карточки с задачами и рисунками, которые являются
наглядным средством обучения. О большой роли наглядности в обучение говорили
такие ученые дидакты как: Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.В.
Занков и др.

Разработанные
нами дидактические карточки, служат учебным материалом по теме физики 8 класса
“Электрические явления”, и направлены на развитие воображения и
представления педагогически – запущенных детей.

Задачи
систематизированы по нарастанию уровня сложности.

1. Простые
задачи различной степени сложности и развивающей направленности:

– текстовые
задачи с рисунком, отображающим ее суть;

– задачи –
рисунки на поиск сходства и различия;

– задачи –
рисунки для составления физических рассказов;

– текстовые
задачи для разработки к ним схем, рисунков.

2. Сложный
класс задач (обучающие, развивающие, углубляющие).

3. Задачи,
условие которых задается не текстом, а рисунком.

4. Задачи на формирование
умения чертить схемы.

5. Класс задач,
для решения проблем формализма знаний.

6. Задачи, при
решении которых проводится параллель между реальным изображением и схемой.

Цель таких
задач:

Конкретизировать
передаваемые знания. Способствовать повышению качества обучения, развития
интереса к предмету. Задачи, в большей степени чем обычные, направлены на
развитие таких психических процессов как, воображение и представление. Кратко
поясним сказанное.

Например, в
первом классе задач текст снабжен рисунком.

К таким задачам
применима поговорка: ” Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.
На данном этапе идет формирование первых образов о происходящих явлениях,
процессах и приборах, и потому очень важно, чтобы образы были правильные.

Пример из второго
класса задач. Сложные задачи (развивающие, обучающие, углубляющие).

Необходимость
сопровождения данных задач рисунком, на котором изображаются физические
приборы, соединения электрической цепи, вызвано тем, что данные приборы,
описываемые текстом задачи сложны, учащиеся с ними практически не работают,
схематическое изображение данных приборов в учебнике не приведено, и поэтому
учащимся сложно представить, о чем идет речь. Им сложно нарисовать схему
установки.

Задачи такого
рода не только закрепляют знания, но и при решении таких задач ученики получают
информацию не от учителя, а черпают знания из рисунка.

По данной
методике был проведен педагогический эксперимент.

Эксперимент
показал, что работа с карточками (задачи с рисунками) вызвала больший интерес у
учащихся. Учащиеся преимущественно для решения выбирали карточки с рисунками.
Сконструированный и осуществленный таким образом процесс обучения физики при
помощи дидактического материала в виде карточек – рисунков, дает возможность
педагогически – запущенным детям в наглядном и эстетичном виде, лучше
усваивать, конкретизировать, получать и закреплять уже пройденный материал.

Из выше
сказанного можно сделать вывод, что примененные в учебном процессе методы и
средства оправдали себя и показали, что они эффективны и необходимы при работе
с педагогически – запущенными детьми.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.physfac.bspu.secna.ru/