Международная конкуренция

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Конкурентное преимущество фирм в глобальных масштабах
1.1  Конкурентнаястратегия                                                                                      3
1.2  Национальные условия – залогуспеха  в конкуренции                                    8
Глава 2.Условия для конкурентного преимущества страны
2.1  Условияспроса                                                                                                  10
2.2  Стратегия, структура исоперничество фирм                                                       12
2.3  Рольправительства                                                                                            16
2.4  Детерминанты вбудущем                                                                                  18
Глава 3.Россия на Мировом рынке
3.1 Внешнеэкономическая деятельностьРоссии                                                                21
3.2 Структура внешней торговлиРоссии                                                                     21
3.3 Конкурентные преимущества инедостатки России                                                  23
3.4 Перспективы развития внешнейторговли  России                                               23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫВВЕДЕНИЕ
          В настоящее время все больше и большестран пытается выйти на Мировой рынок со своей собственной национальнойпродукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количествостран, торгующих на Мировом рынке, увеличивается, а следовательно растетмеждународная конкуренция. Проблема международной конкуренции стала оченьактуальна в наши дни. Сегодня проблемой конкурентоспособности озабоченыправительства и промышленные круги любой страны.
          После того как Россияотказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельностьпроблема успешного конкурирования на Мировом рынке стала для нашей страны оченьострой. Процесс интеграции России в мировую экономику сопровождается многими трудностями.Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активноенежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующимвоздействием новых поставщиков дешевой продукции. Низкие показатели импортасвязаны преимущественно с сокращением государственных расходов нацентрализованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы.Сказались также ограничения внешних заимствований, задолженность государства ипредприятий иностранным партнерам, постепенная отмена бюджетного дотированияимпорта. Однако, несмотря на все возникающие трудности как в области экспорта,так и импорта, товарооборот  России со странами с развитой рыночной экономикойрастет, что говорит о развитии и укреплении торгово-экономических связей  сэтими крупнейшими партнерами. Не опираясь на мировой опыт в вопросахконкурентоспособности, Россия сегодня не сможет успешно конкурировать наМировом рынке. В своей работе я  хотел рассмотреть те причины, которыепозволяют  странам побеждать в соперничестве с другими, а также причины,которые ухудшают конкурентоспособность страны.  Я думаю, что умелое применениеопыта развитых стран по проблемам международной конкуренции поможет Россиистать  одним из сильнейших соперников на мировом рынке товаров и услуг.
          Глава 1. Конкурентное преимущество фирмы вглобальных масштабах
1.1. Конкурентная стратегия
На международном рынке конкурируютфирмы, а не страны. На базе деятельности  этих фирм формируетсявнешнеэкономическая стратегия вначале отрасли, а затем и страны в целом. Насовременном этапе конкурентные возможности фирмы не ограниченны пределамистраны базирования. Основной единицей конкуренции является отрасль(перерабатывающая или  из сферы услуг), то есть группа конкурентов,производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой.Стратегически важная отрасль включает в себя продукты со сходными источникамиконкурентного преимущества. Кроме того, могут быть родственные отрасли, упродукции которых –те же покупатели, технология производства и каналы сбыта, ноони предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. Разрабатываяконкурентную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ выгодно идолговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентнойстратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретнойотрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретнаяфирма, может принести успех.
          Выбор конкурентнойстратегии определяют два главных момента. Первый –структура отрасли, в которойдействует фирма. Так как суть конкуренции в разных отраслях сильно различается,и вероятность  долговременного получения прибыли в разных отрасляхнеодинакова.   Второй главный момент –это позиция, которую фирма занимает впределах отрасли. Некоторые позиции более выгодны, чем другие, вне зависимостиот средней  прибыльности отрасли как таковой. Каждый из этих моментов сам посебе недостаточен для выбора стратегии. Фирма может сама влиять и на структуруотрасли, и на позицию в ее «табели о рангах». Фирмы, у которых дело идетуспешно, не только реагируют на любые изменения внутри отрасли, но и стараютсясами изменить ее к своей выгоде. Существенное изменение положения вконкурентной гонке влечет за собой перемены в структуре  отрасли или появлениеновых основ для конкурентного преимущества. Фирмы одной страны перехватываютлидерство у фирм другой страны, если они более способны реагировать на подобныеизменения.        
          Фирмы должны не толькореагировать на изменения структуры отрасли и пытаться самим изменить ее в своюпользу, но и выбрать позицию в пределах отрасли. Позицию в отрасли определяет иконкурентное преимущество. В конечном счете фирмы обходят своих соперников,если имеют прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество делитсяна два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкиеиздержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продаватьсравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такойже или почти такой же цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получаетбольше прибыли. Дифференциация – это способность обеспечить покупателяуникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особыхпотребительских свойств или послепродажного обслуживания.    
          Конкурентное преимуществолюбого типа дает более высокую продуктивность, чем у конкурентов. Фирма снизкой себестоимостью продукции производит данную стоимость с меньшимизатратами, чем конкуренты; у фирмы с дифференцированной  продукцией прибыль сединицы продукции выше, чем у конкурентов. Таким образом, конкурентноепреимущество напрямую связано с формированием национального дохода.   
          Конкурентное преимуществодостигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные видыдеятельности. Посредством этой деятельности фирмы создают определенные ценностидля своих клиентов. Конечная ценность, созданная фирмой, определяется тем,сколько клиенты готовы заплатить за товары и услуги, предлагаемые даннойфирмой. Если эта сумма превышает совокупные  расходы на всю необходимуюдеятельность, фирма рентабельна. Чтобы получить конкурентное преимущество фирмадолжна либо давать покупателям примерно такую же ценность, как и конкуренты, нопроизводить товар с меньшими издержками, либо действовать так, чтобы даватьпокупателям товар с большей ценностью, за которую можно получить большую цену.
          Виды деятельности приконкуренции в какой –либо отрасли можно разделить на категории, которыеобъединяются в так называемую цепочку ценности. Все виды деятельности, входящиев цепочку ценности, вносят свой вклад в потребительскую стоимость. Их можноусловно разделить на две категории: первичная деятельность(постоянноепроизводство, сбыт, доставка и обслуживание товара) и вторичная(обеспечениекомпонентами производства), то есть поддерживающая деятельность. Избраннаяфирмой конкурентная стратегия определяет способ, которым фирма выполняетотдельные виды деятельности, и всю цепочку ценности. В разных отрасляхконкретные виды деятельности имею различное значение для достиженияконкурентного преимущества.
          Фирмы также получаютконкурентное преимущество, разрабатывая новые способы  выполнения деятельности,внедряя новые технологии или исходные компоненты производства.  Такуюдеятельность можно охарактеризовать как нововведение. Нововведение включаетулучшение технологии, совершенствование способов и методов ведения дел.Конкретно обновление может выражаться в изменении товара или производственногопроцесса, новых подходов к маркетингу, новых путях распространения товара и новыхконцепциях сферы конкуренции. Фирмы-новаторы не только улавливают возможностьизменений, но и заставляют эти изменения происходить быстрее. Нововведениеведет к смене лидерства в конкуренции, если прочие конкуренты либо нераспознали пока нового способа ведения дел, либо не могут или не желаютизменить свой подход.   Причины получения конкурентного преимущества переддругими производителями  за счет новаций следующие:
Новые технологии. Изменение технологии создает новыевозможности для разработки товара, новые способы маркетинга, производства илидоставки и улучшения сопутствующих услуг. Именно оно чаще всего предшествуетстратегически важным нововведениям.
Новые или изменившиеся запросыпокупателей. Частоконкурентное преимущество возникает или переходит из рук в руки когда упокупателей появляются совершенно новые запросы или же их взгляды резкоменяются.
Появление нового сегмента отрасли. Еще одна возможность полученияконкурентного преимущества появляется когда образуется совершенно новый сегментотрасли или происходит перегруппировка существующих сегментов.
Изменение стоимости или наличиекомпонентов производства. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки из-за измененияабсолютной или относительной стоимости компонентов, таких как рабочая сила,сырье, энергия, транспорт, связь, средства информации или оборудование. Фирмадобивается преимущества, приспосабливаясь к новым условиям, в то время какконкуренты действуют старой стратегией.
Изменение правительственногорегулирования.Изменение политики в таких областях как стандарты, охрана окружающей среды,требования к новым отраслям и торговые ограничения, — еще один стимул дляноваций, влекущих за собой  конкурентное преимущество. 
Еще один важный момент –это неприобретение конкурентного преимущества, а стабильное удержание его. То, какдолго можно удерживать конкурентное преимущество, зависит от трех факторов.    Первый фактор определяется тем, каков источник преимущества, на чем он основан.Преимущества на основе лишь уровня издержек, как правило, не так стойки, как наоснове дифференциации. Одна из причин этого заключается в том, что любой новыйисточник снижения затрат, как бы прост он ни был, может лишить фирмупреимущества по части расходов. В то время как в случае с дифференциацией,чтобы обойти конкурентов нужно как правило предлагать такой же набор товаров,если не больший.
Вторая определяющая удерживаемостиконкурентного преимущества –количество имеющихся у фирм явных источниковпреимущества. Если фирма опирается только на какое-либо одно преимущество,конкуренты попытаются лишить его этого преимущества или найти способ обойтиего. Фирмы, долгие годы удерживающие лидерство, стремятся обеспечить себе какможно больше преимуществ во всех звеньях цепочки ценности.
Третий, самая важный,  факторсохранения конкурентного преимущества –постоянная модернизация производства идругих видов деятельности. Если лидер, достигнув  преимущества, затемостановиться,  то со временем все его преимущества будут скопированыконкурентами. Если компания хочет сохранять преимущество, то она не должнастоять на месте. Она должна создавать новые преимущества, по крайней мере, стакой же скоростью, с какой конкуренты могут копировать имеющиеся.1   
Способность фирм удержатьпреимущества, добытые на основе конкурентной стратегии, — это часто результатпростого везения, а именно того, что в отрасли не происходит крупных изменений.Но все-таки чаще она является результатом постоянного обновления с цельюадаптирования к меняющимся условиям. Силы, позволяющие фирмам страны сохранятьоднажды достигнутое конкурентное преимущество, — главная опора процветаниястраны. 
Лишь немногим фирмам удаетсядействовать по всем вышеперечисленным правилам, но те, у которых этополучается, становятся наиболее конкурентоспособными на мировом рынке товаров иуслуг.
1.2  Национальные условия –залогуспеха в конкуренции
Выделяя роль страны базирования вмеждународной конкуренции, нужно принимать во внимание множество различныхфакторов. Для различных отраслей хозяйства  больше подходят разные стратегии,так как структура отраслей и источники конкурентного преимущества в нихнеодинаковы. Даже в одной и той же отрасли фирмы могут выбирать различныестратегии (и успешно применять их), если они стремятся к различным типамконкурентного преимущества или нацелились на разные сегменты отрасли.
Страна добивается успеха тогда, когдаусловия в стране благоприятствуют проведению наилучшей стратегии для какой-либоотрасли или ее сегмента. Стратегия, которая хорошо работает в этой стране, должнапривести к конку­рентному преимуществу. Многие из особенностей страны облегчаютили, наобо­рот, затрудняют проведение той или иной стратегии. Особенности этиразнород­ны — от поведенческих норм, определяющих методы управления фирмами, доналичия или отсутствия в стране некоторых видов квалифицированной рабочей силы,характера спроса на внутреннем рынке и целей, которые ставят перед собойместные инвесторы.
Для получения конкурентногопреимущества в сложных отраслях требуют­ся улучшения и нововведения — поискновых, лучших способов конкуренции и применение этих способов повсеместно, атакже непрерывное совершенст­вование товаров и технологий. Страна имеет успех вэтих отраслях, если усло­вия в ней благоприятствуют такой деятельности. Чтобыдобиться преимущества, нужны предвидение новых способов конкуренции иготовность рисковать (и вкладывать деньги в рискованные предприятия). Идобиваются успеха те страны, условия в которых дают фирмам уникальныевозможности распозна­вать новые конкурентные стратегии и стимул, чтобынемедленно применять эти стратегии. Те же страны, фирмы которых должным образомне реагируют на из­менения обстановки или не имеют нужных способностей,оказываются в проиг­рыше.
Сохранение конкурентного преимуществана долгий период требует усовер­шенствования его источников. Совершенствованиепреимущества требует, в свою очередь, более сложных технологий, навыков иметодов производства и постоянных капиталовложений. Страны добиваются успеха втех отраслях, где имеются навыки и ресурсы, необходимые для изменениястратегии. Фирмы же, которые почивают на лаврах, используя раз и навсегдазакрепленную концеп­цию конкурентного преимущества, быстро теряют позиции, таккак конкурен­ты копируют приемы, некогда позволившие этим фирмам вырватьсявперед.
Постоянные перемены, необходимые дляудержания конкурентного пре­имущества, — вещь неудобная и трудная ворганизационном плане. Страны до­биваются успеха в тех отраслях, в которыхфирмы испытывают давление, помо­гающее им преодолеть инерцию и заниматься постояннымусовершенствова­нием и обновлением, а не сидеть сложа руки. А в тех отраслях,где фирмы пере­стают совершенствоваться, страна проигрывает.
Страна имеет успех в тех отраслях,где ее преимущества как национальной базы имеют вес в других странах и где усовершенствованияи нововведения предваряют международные потребности. Чтобы добитьсямеждународного успеха, фирмы должны преобразовать лидерство на внутреннем рынкев лидер­ство на международном. Это позволяет усилить преимущества, полученные«дома», с помощью глобальной стратегии. Страны добиваются успеха втех отраслях, где отечественные фирмы конкурируют глобально, поощряемыеправительством или под давлением обстоятельств. В поиске детерминантовконкурентного преимущества стран в разных отраслях нужно определить усло­вия встране, благоприятствующие успеху в конкуренции.Глава 2.Условия для конкурентного преимуществастраны
 
2.1 Условия спроса
В основе конкурентного преимуществастраны лежит структура спроса на внут­реннем рынке. Величина и характер ростаэтого спроса могут усилить преиму­щество, влияя на то, когда, во что и сколькоденег вкладывают фирмы и почему они это делают именно так. Но есть и третийспособ, которым спрос на внутрен­нем рынке может дать конкурентноепреимущество. С помощью определенных механизмов спрос на внутреннем рынкеинтернационализируется и буквально вытаскивает производимые в стране товары иуслуги на мировой рынок.
Один из основных детерминантовнационального конкурентного преимущества в какой-либо отрасли –  это спрос навнутреннем рынке на товары или услуги, предлагаемые этой отраслью. Практическив каждой из отраслей спрос на внутрен­нем рынке оказывает определенное влияние.Влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер искорость внедрения новаций, вводимых фирмами страны. Он характеризуется тремяважными чертами: структурой внутреннего спроса (природа покупательскихпотребностей), объе­мом и характером роста внутреннего спроса и, наконец,механизмами, с по­мощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются назарубежные рынки. Значение двух последних качеств зависит от первого. Дляконкурент­ного преимущества важнее не количественная, а качественная сторонаспроса на внутреннем рынке.
Самое важное проявление влиянияспроса внутреннего рынка на конкурентное преимущество — через соотношение ихарактер потребностей отечественных по­купателей. Структура спроса определяетто, как фирмы улавливают эти по­требности, истолковывают их и реагируют на них.Страны добиваются конку рентного преимущества в тех отраслях или их сегментах,где спрос на внутрен­нем рынке дает местным фирмам представление о потребностяхпокупателей раньше и точнее, чем зарубежным конкурентам. Страны также получаюткон­курентное преимущество, если местным фирмам в результате покупательскогодавления приходится вводить новации быстрее и добиваться конкурентныхпреимуществ более высокого порядка, чем это делают зарубежныеконкуренты. Таким образом, в основе этих преимуществ лежат различия в спросе навнутрен­нем рынке.
Для достижения национальногоконкурентного преимущества особенно важны три характеристики структуры спросана внутреннем рынке:
Сегментная структура. Это — деление спроса по сегментам внутреннего рынка,или распределение спроса по разновидностям. Деление спроса по сег­ментам рынкаимеет место в большинстве отраслей.Одни сегменты рынка имеют глобальныйхарактер, в отличие от других. Фирмы могут получить конкурентное преимущество в глобальных сегмен­тах рынка, накоторые приходилась значительная или вполне заметная доля спроса на внутреннемрынке, но образуют гораздо меньшую долю в других стра­нах. Размер сегментоврынка имеет значение для националь­ного конкурентного преимущества, если имеютместо эффект масштаба или освоение нового товара. Те страны, где этот секторрынка наиболее велик в абсолютном выражении, могут получить преимущество засчет эффекта масш­таба. Впрочем, роль абсолютного размера сектора рынка встране сложна, и фирмы, конкурирующие глобально, могут получить эффект масштабадаже при маленьком внутреннем рынке в стране.
Требовательные и разборчивыепокупатели.Характер отечественных поку­пателей еще важнее, чем структура внутреннего рынкакак таковая. Фирмы страны добиваются конкурентного преимущества, еслипокупатели в этой стра­не очень разборчивы и предъявляют большие требования ктоварам или услу­гам, предлагаемым фирмами. Такие покупатели — это своего родазеркало, в котором можно увидеть наиболее высокие запросы покупателей. Географи­ческаяи культурная близость к таким покупателям позволяет фирме быстро отреагироватьна новые потребности. Это также позволяет установить тесный контакт в процессеразвития, а если покупателями являются фирмы, то и раз­вернуть с нимисовместную работу по созданию новых товаров, что для зару­бежных фирмзатруднительно.
Предполагаемые потребностипокупателей. Фирмы данной страны получаютпреимущество, если потребность в каком-либо товаре возникает в этой странераньше, чем в других. Это служит своеобразным предупреждением того, что спросна этот товар вскоре распространится по всему миру. Это важно не только присоздании совершенно новых товаров, но и в дальнейшем, поскольку слу­житстимулом к постоянному совершенствованию товара и повышает способ­ностьконкурировать во вновь появляющихся секторах рынка. Ранний спрос на тот илииной товар иногда является еще одним — преимуществом наличия в стране особотребовательных покупателей, так как именно они часто (хотя и не всегда) первымитребуют новых товаров и услуг, на которые вскоре возник­нет спрос и в другихстранах.
Другими средствами распространениявнутреннего спроса за пределы стра­ны являются политические союзы иисторические связи. Их последствия закреп­ляются в зарубежных странах в такихформах, как правовые системы, стандар­ты продукции и оборудования и предпочтенияпокупателей. Однако слишком большая зависимость от зарубежного бизнеса можетподорвать конкурентные преимущества национальной экономики, так как сни­жаетдавление в пользу совершенствования и инноваций.
 
2.2 Стратегия, структура исоперничество фирм
Еще одним важным детерминантом,определяющим конкурентоспособность от­расли, является тот факт, что фирмасоздается, организуется и управляется в зависимости от характера конкуренции навнутреннем рынке. В разных странах фирмы организуются по-разному, вырабатываютсяразные стратегии и цели. Национальные преимущества в промышленном производствеявляются резуль­татом правильного соотношения между их выбором и источникомконкуренто­способности в той или иной отрасли промышленности.То, какразвивается со­перничество на внутреннем рынке, также играет большую роль впроцессе внед­рения новшеств и в обеспечении перспектив международного успеха.
Национальные особенности влияют науправление фирмами и на форму конку­ренции между ними. Хотя ни одна страна недемонстрирует полной однород­ности своих производителей, национальный контекствсе же обусловливает осо­бенности, которые могут быть замечены довольно легко.Ни одна из систем управления не может подходить всем. На­ции  достигают высот втех отраслях промышленности, где методы управ­ления и способы организации,которым отдается предпочтение, хорошо согла­суются с источникамиконкурентоспособности.
Важные национальные различия вуправленческих методах можно наблю­дать также в таких областях, какпрофессиональная подготовка, опыт и ориен­тация лидеров, групповой илииерархический стиль управления, использова­ние индивидуальной инициативы,методы принятия решений, природа отноше­ний с потребителями, способностькоординировать функции, отношение между трудом и управлением. Эти различия вуправленческих подходах и органи­зационных навыках ведут к возникновению какпреимуществ, так и недостат­ков в процессе конкуренции в различных отраслях.Отношение между тру­дом и управлением является особенно важным во многихотраслях промышлен­ности, потому что оно является основой способности фирмы ксовершенствова­нию и внедрению новшеств.
Ориентация фирм на глобальнуюконкуренцию приобретает особое значение в процессе конкуренции на мировомрынке. Желание и способность фирм конкурировать на глобальном уровне являютсяотчасти результатомдействия других факторов, таких как насыщениевнутренних рынков, местная конкурен­ция и влияние спроса на мировом рынке.Однако управленческие подходы так­же играют важную роль. Несколько аспектовнациональной среды влияют на международный имидж фирм, на то, как легко иохотно они выходят на мировой уровень.
Политика правительства часто играеточень большую роль, облегчая или затруд­няя выход фирм на мировой рынок, атакже определяя вид производства, в котором они достигают успеха. Хорошейиллюстрацией этого утверждения яв­ляется валютное регулирование, котороеограничивает прямые иностранные ин­вестиции.
Фирмы разных стран резко различаютсяпо тем целям, которые они стремятся достичь, а также по мотивации их работникови управленцев. Нации добива­ются успеха в тех отраслях промышленности, где этицели и мотивации совпа­дают с источниками конкурентоспособности. Во многихотраслях одним из спо­собов достижения и удержания успеха являетсяподдерживаемое инвестирова­ние. Иначе говоря, успех — за теми отраслями, кудамного вкладывают и где прилагают много усилий.
Цели компаний. Они часто во многом зависят отструктуры собственности, мотивации владельцев и держателей облигации, характерауправления корпо­рацией и от побудительных мотивов, определяющих деятельностьвысшего управленческого звена. Рынки капиталов в разных стра­нах сильноразличаются по таким параметрам, как состав держателей акций, местный режимналогообложения, средняя норма прибыли. Позиции кредиторов также влияют на целикомпаний. Важным различием между нациями является то, в каких размерахкредиторы владеют акциями.
Структура собственности, условиярынка капиталов и природа корпоратив­ного управления в стране влияют нанациональное преимущество по двум на­правлениям. Во-первых, это вытекает изтого факта, что отрасли промышлен­ности в разной мере нуждаются в фондировании,имеют разную степень риска, различные инвестиционные перспективы и разныеуровни средней прибыли. Национальные рынки капиталов также определяют различныецели для разных отраслей промышленности. Национальная экономика преуспеваеттам, где цели владельцев и менеджеров совпадают с нуждами производства. Некаяконкрет­ная институциональная структура может пойти на пользу в одних отрасляхи мешать другим.
Во-вторых, влияние рынков капиталаменяется с изменением потребнос­тей в инвестициях. Например, в тех отрасляхпромышленности, где частная соб­ственность обладает сильными позициями, странаможет преуспеть, несмотря на имеющий непроизводительные цели рынок акционерногокапитала.
Индивидуальные цели. Цели людей, управляющих фирмами ирабо­тающих в них, могут усиливать или ослаблять возможность достижения успе­хав конкретных отраслях. Центральный вопрос состоит в том, имеют ли они побудительныепричины к развитию своего мастерства и приложению усилий, необходимых длясоздания и поддержания конкурентоспособ­ности.
Один из существенных моментов,определяющих индивидуальное поведе­ние и усилия, — это система вознагражденияработников. Аспектом этого вопро­са является система социальных ценностей,влияющая на отношение к работе, и то, в какой мере действия работниковопределяет размер финансовых выплат, очень различный в разных странах. Такжебольшое значение имеет порядок налогообложения.
Влияние национального престижа инациональных приоритетов.На качест­во человеческих ресурсов, занятых в данной отрасли, на индивидуальныемо­тивы и даже на поведение держателей акций оказывают влияние национальныеприоритеты или престиж. Толчок новымусилиям часто дают сознание такогопрестижа или чувство важной национальной миссии. Если отрасль становитсянациональной гордостью или приобретает общенациональное значение, это частоведет к росту ее конкурентоспособности.
Важность устойчивой приверженностиделу. Цели фирмы и индивидуаль­ные целичасто проявляются через приверженность капитала и человеческих ресурсовотрасли, фирме или (для работников) профессии. Идеал экономистов — этосвободные, мобильные ресурсы, которые быстро и плавно перетекают из одной отраслив другую, исходя из наиболее продуктивного их использования.
Диверсификационная структура компанииявляется важным моментом, ука­зывающим на приверженность той или иной отрасли ина порядок перераспре­деления ресурсов. Концентрация внимания на одном видебизнеса или на тесно связанной с этим диверсификации является признаком этойприверженности и ее причиной. Диверсификация родственных товаров во многихслучаях способна перераспределять ресурсы внутри фирмы и отражаетприверженность делу. Напротив, диверсификация, не связанная с основнымпроизводством, действует на национальную конкурентоспособность впротивоположную сторо­ну. Однако поддержание конкурентоспособности требует,чтобы ресурсы перетекали из одной отрасли в другую только после определеннойборьбы.
 
2.3 Роль правительства
В описании факторов, от которыхзависит уровень национальной конкуренто­способности, последней переменной,является роль правительства. Многие рас­сматривают правительственноевоздействие на современную международную конкуренцию едва ли не как самоеосновное.
Сделать роль правительства вмеждународной конкуренции основным детерми­нантом очень соблазнительно. Однакотакое ее понимание нельзя признать ни правильным, ни наиболее полезным.Действительная роль правительства в фор­мировании национальных преимуществзаключается в оказании влияния на все детерминанты. Правительство может влиятьи подвергаться влиянию — как позитивному, так и негативному — всех четырехдетерминантов, и — это видно из ряда примеров, приведенных выше. На параметрыпроизводственных факторов воздействуют субсидии, политика в отношении рынковкапитала, образования и т.д. Роль правительства в формировании параметровместного спроса часто бывает менее заметна. Правительственные органыустанавливают местные нормы и стандарты в производстве того или иного товара, атакже инструкции, влияю­щие на поведение потребителей. Правительство такжечасто является главным покупателем различной продукции: товары для армии,телекоммуникационное оборудование, самолеты для национальных авиалиний и т.д.Роль, которую оно играет как покупатель, может как помочь, так и навредитьразвитию национальной промышленности.
Правительство может формироватьусловия развития родственных отраслей и поставщиков также и другими способами,такими как контроль над реклам­ными средствами или регулирование деятельностиинфраструктуры. Правитель­ственная политика может влиять на стратегию фирм, ихструктуру и соперни­чество, используя регулирование рынков капитала, налоговуюполитику и антитрестовскиезаконы.
В свою очередь, детерминанты тожемогутвлиять на правительство. Например, распределение капиталовложенийна нужды образования произво­дится в зависимости, от числа местных конкурентов.Высокий уро­вень внутреннего спроса на тот или иной товар может привести кбыстрому вводу правительственных норм техники безопасности.
Очевидно, что влияние правительствана основные факторы, определяющие уровень национальной конкурентоспособности,может быть или положительным, или отрицательным. Однако если правительственныерегулирование или закупки ведут к чрезмерному или слишком рано возникающемувнутреннему спросу, отвлекающему местные фирмы от международных рынков, то втаком случае правительство играет не­гативную роль. Положительное илиотрицательное влияние правительства на уровень конкурентоспособности становитсяясным, если рассматривать правительство как институт, способный оказыватьвоздействие на национальную экономику. Вполне возможно существование гораздоболее сложных вариантов государст­венной политики и ее результатов, чем этопринято считать. Теория детерминан­тов, определяющих национальные преимущества,предлагает такую правительственную политику, которая в некоторых случаях резкоотличается от вариан­тов, предлагаемых менее целостными концепциями. Например,кажется разумным сдерживать рост стоимости национальной валюты, если цены наресурсы рассматриваются как основа в экономике с неизменным уровнем развитиятех­нологий и навыков. Однако давление рынка и проистекающие отсюданаучно-технические усовершенствования могут преодолеть ценовой фактор, так чтослишком низкая оценка национальной валюты может препятствовать ростуконкурентоспособности и ориентировать фирмы на наименее стабильные, чувст­вительныек колебаниям цен сегменты рынка. Результатом является долговре­менное падениеуровня конкурентоспособности. Правительственная «помощь» фирмам,устраняющая необходимость совершенствования производственных процессов,является по сути своей контрпродуктивной.
Правительство оказывает значительноевлияние на уровень национальной конкурентоспособности, хотя это влияниенеизбежно оказывается частичным. Правительственная политика обязательнопотерпит поражение, если она явля­ется единственным источником национальныхпреимуществ. Политика действу­ет успешнов тех областях, где имеютсяосновные детерминанты, определяю­щие национальные преимущества, а правительствоможет только усилить их действие.
2.4 Детерминанты в будущем
В этой части своей курсовой работы япопытался рассмотреть  детерминанты национального преимущества в отрас­ли, атакже   влияние правительства на их развитие.Эти детерми­нантыоценивают экономическую среду исходя из того, является ли она благо­приятнойдля конкуренции в этой отрасли. Отдельные детерминанты, определяющиеэкономическую среду в стране, взаимозависимы, так как часто действие одного изних зависит от состояния других. Опытные покупатели не будут переключаться нановые товары, если, например, качество трудовых ресурсов пока недостаточно дляпроизводства этого товара на уровне, способном удовлетворить покупательскиезапросы. Не­равные условия, в которых находятся компании, будут стимулироватьиннова­ции, только если между компаниями существует здоровая конкуренция, а ихцелям соответствует постоянное инвестирование. В самом широком смысле сла­быеместа каждого детерминанта будут задерживать развитие и возвышение потенциалаотрасли.
В перспективе со­циальные иполитические детерминанты, а также система ценностей будут оказывать большеевлияние на дости­жение успеха в конкуренции. Например, социальные нормы иценности уже сегодня сказы­вают влияние на структуру спроса на внутреннемрынке, равно как и на цели менеджеров, и на то, каким образом фирмыорганизуются. Социальные и поли­тические факторы  определяют те навыки, которыебыли накоплены нацией, и институциональные структуры, через которые конкуренцияоказывает свое воздействие. То есть национальные особенности, которые принятоназывать культур­ными, не могут быть отделены от экономических. Культурныефакторы также при ближайшем рассмотрении часто оказываются тесно переплетеннымис эко­номическими. Их роль в перспективе будет также очень велика потому, чтоони формируют ту среду, в которой существуют фирмы. Эти факторы осуществляютсвое воздействие че­рез главные детерминанты, а не в отрыве отних.Такое влияние является очень важным для уровня конкурентоспособности, так какизменяется он медленно, и аутсайдерам бывает трудно его достичь. Социальные       и политические факторы и система ценностей создают устойчивые различия междустранами, играющие определенную роль в установлении уровняконкурентоспособности различных отраслей.
 Еще один фактор, который будет иметьсущественное значение в будущем — это лидерство. Лидеры сталкиваются спроблемами, задачами и благоприятными ситуациями, которые продуцируютсянациональной средой. В разных странах лидеры имеют различные цели, чтоопределяется совокупностью детерминантов. В самом деле, одно из определенийможет быть таким: лидер — это человек, который больше, чем кто-либо другой,сознает важность роли детерминантов. Лидеры верят в динамичное развитие ипроцесс постоянных изменений. Они не приемлют никаких принуждений и знают, чтоот них зависит исход многих на­чинаний. Они способны в большей мере, чемкто-либо другой, понимать окру­жающую их реальность и обладают мужеством, чтобыдействовать. Часто именно лидерство определяет, какая конкретная фирма той илииной страны, обладаю­щей преимуществами, будет преуспевать или потерпитпоражение.
Все вышеперечисленные факторы ужесегодня непосредственно влияют на конкурентоспособность фирмы на мировом рынке,но в ближайшие несколько десятилетий их влияние резко возрастёт.
Глава 3. Россия на Мировом рынке
3.1 Внешнеэкономическая деятельностьРоссии
Имея почти 150-миллионное население,обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифици­рованнымитрудовыми ресурсами при по­ниженной стоимости рабочей силы, Россия представляетсобой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализацииэтого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России вмировом экспорте в середине 90-х годов составила лишь около 1,5%, а в импорте —менее 1%.
На состоянии российской внешнейторговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в резуль­татераспада СССР, свертывания торговли с бывшими социа­листическими странами —членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителямиотечественной машино­строительной продукции.
Но если роль России в мировойторговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферывесьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитан­ная на базепаритета покупательной способности рубля к дол­лару, составила в 1996 г. 13%,делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 4:1. Внешняяторговля остается важным источником поступления инвестиционных то­варов, атакже играет большую роль в снабжении населе­ния России продовольствием иразличными товарами потре­бительского назначения.
 
3.2 Структура внешней торговли России
Структура российской внешней торговлии ранее была отнюдь не характерна для промышленно развитой страны. В насто­ящеевремя это в основном топливно-сырьевые товары, черные и цветные металлы,оружие. Сокращение в структуре экспорта, особенно в страны даль­него зарубежья,доли машин и оборудования вызвано потерей для России традиционных для неерынков стран — бывших членов СЭВ, благоприятно для нее расположенных и соответ­ствующихей по техническому уровню развития. В то же время мировые рынки оборудования втех областях, где Россия имеет технические заделы, остаются для нее закрытыми ивесьма эффективно охраняются сложной системой явных и неявных протекционистскихограничений. Поставки российских машинотехнических изделий в страны ближнегозарубежья сдержи­ваются низкой платежеспособностью последних.
Существенные изменения произошли втоварной структуре российского импорта. В российском импорте сократилась доляинвестиционных товаров, тогда как доля потребительских то­варов существенновозросла, составив к концу 90-х годов около 40% всего объема импорта (табл. 1).
Таблица 1 Структура торговли России впервом полугодии 1996 г.,
 % к итогу
Товарные группы
Экспорт
Импорт Продовольствие и сырье для его производства (включая напитки и табак) 3,4 27,2 Минеральное сырье и топливо 47,9 6,3 Машины и оборудование, транспортные средства 9,1 30,6 Химические товары, каучук 8,5 14,4 Другие промышленные товары (включая текстиль и текстильные изделия, обувь, мебель) 1,1 4,7 Черные и цветные металлы и изделия из них 19,8 8,8 Прочие товары (включая оружие и военную технику, золото и другие драгоценные металлы, дра­гоценные камни и др.) 10,2 8,0
3.3 Конкурентные преимущества инедостатки России
Перспективы развития внешней торговлиРоссии в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ еепромышленного комплекса. К ним по­мимо сырьевых ресурсов относятся: достаточновысокий уро­вень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне,а также значительные масштабы накопленных ос­новных производственных фондов ифондов универсального
3. Внешняя торговля России: тенденциии перспективы развития обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капи­талоемкостьтехнологической модернизаций производства; на­личие уникальных передовых разработоки технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.
Однако использование этих преимуществсдерживается ря­дом причин. Это неразвитость финансовой и организационнойинфраструктуры внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системыгосударственной поддержки экспорта; труд­ности адаптации к условиям массовогопроизводства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном ком­плексеи предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкаяэффективность производства и чрезвы­чайно высокая доля материальных затрат дажев передовых секторах промышленности
3.4 Перспективы развития внешнейторговли  России
С учетом конкурентных преимуществ ислабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективыразви­тия ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспортетопливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основнойпозицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырьяи на этой основе дальнейшее возрастание его доли в экспорте (химическихтоваров, пиломатериалов, нефтепродуктов, удобрений и т.д.).
Имеются возможности для стабилизациии расширения тра­диционного машинотехнического экспорта, к которому отно­сятсялегковые и грузовые автомобили, энергетическое и до­рожное оборудование,оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевойрабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств изввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внут­ренний и внешний рынок.
Имеются определенные перспективы длярасширения экс­порта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией икоммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспортааэрокосмических техники и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС,современного оружия).
По мере восстановления собственногосельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импортебудет сокращаться доля потребительских товаров и увеличи­ваться доляинвестиционных товаров — машин и оборудования.
          Внешняя торговля России нипо своему объему, ни по структуре экспорта и импорта не соответствуетэкономическому потенциалу страны. Более полное использование ее конкурентныхпреимуществ и преодоление присущих ей недостатков возможно только в процессевозрождения экономики страны, создания полноценной системы государственнойподдержки ее экспортного потенциала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях перехода к рынку иплюрализму форм собственности, предоставление        всем предприятиямнезависимо от их форм права заниматься внешнеэкономической деятельностью Россияотказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность.Теперь главная задача государства в современных условиях — выра­боткавнешнеэкономической стратегии, адекватной рыночным принципам функциониро­ванияроссийской экономики и ее последовательной интегра­ции в мировое хозяйство.Мировой опыт использования внешнеэкономической стратегии для преодоления отста­ванияот стран-лидеров дает две базовые модели внешнеэкономической стратегии: перваяпредполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая — на замещениеимпорта. Первой модели следовали в кон­це прошлого века США, после Второймировой войны — за­падноевропейские страны, Япония, а за ними — новые инду­стриальныегосударства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторыелатиноамериканские страны. Мно­гие ее черты были свойственнывнешнеэкономической стратегии СССР, что привело к глубокой зависимостиотечественной промышленности от им­порта оборудования и запчастей, некоторыхвидов сырья, ма­териалов и компонентов.
Наиболее действенной и эффективнойстратегией интегра­ции России в мировую экономику является сочетание струк­турнойперестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта и дифференциациюего потенциала. Основные средства достижения этой цели — общее улучшениеинвести­ционного климата, привлечение инвестиций в соответствующие отрасли,создание механизмов стимулирования экспорта, ис­пользование различныхинструментов внешнеэкономического регулирования с целью формированияжизнеспособных экс­портных производств.
Опираясь на мировой опыт исобственный потенциал Россия сможет превратиться в одну из самыхконкурентоспособных держав в мире.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
 
Основы внешнеэкономических знаний отв. ред. И.П. Фаминский М: “Международные отношения” 1994.- 316 с.
Майкл Портер. Международнаяконкуренция. – М.: Междунар. отношения, 1993.-  896 с.
Экономика: Учебник/ Под ред. доц.А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1997.-816 с.
Периодика:   
1.Российская газета. 1996. 3 марта
2. Экономика и жизнь. 1996. № 46. С.19 (VII)