Уплата налога на доходы физических лиц в бюджет

Оглавление
Введение
1. Основныепонятия налога на доходы физических лиц
1.1 Объекты, налогоплательщики,налоговая база, ставки налога на доходы физических лиц
1.2 Порядок взимания налога на доходыфизических лиц
2. ПРОБЛЕМЫ,связанные с исчислением налога на доходы физических лиц и контролемуплаты его в бюджет и пути их решения
2.1 Проблемы, связанные с исчислениемналога на доходы физических лиц и контролем уплаты его в бюджет и пути ихрешения
2.2 Изменения налоговогозаконодательства по налогу на доходы физических лиц
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Введение
Самоназвание налога указывает нам на круг его плательщиков. Это — физические лица. Вст. 11 НК РФ разъяснено, что под физическими лицами следует понимать:
— граждан РФ;
— иностранных граждан;
— лицбез гражданства.
Приэтом несовершеннолетние дети также являются плательщиками НДФЛ, однако от ихимени в налоговых правоотношениях могут выступать их законные представители, вчастности родители.[1]
Нестоит также забывать, что к физическим лицам относятся и индивидуальныепредприниматели.
Не любоеиз этих лиц автоматически становится плательщиком НДФЛ.
ПлательщикамиНДФЛ признаются две категории физических лиц:
1)физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
2)физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходыв РФ.
Преждевсего, необходимо обратить внимание на то, что наличие (отсутствие) уфизического лица гражданства РФ не имеет значения при определении его статуса вкачестве налогового резидента РФ. Иными словами, налоговыми резидентами РФмогут быть признаны и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. В своюочередь, российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ.
Аналогичнымобразом при определении статуса налогового резидента РФ не имеют значения такиефакты, как место рождения и место жительства физического лица.
Отом, кто такие налоговые резиденты, говорится в п. 2 ст. 207 НК РФ. Этофизические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарныхдней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Важнопомнить, что независимо от времени фактического нахождения в России налоговымирезидентами РФ признаются:
— российские военнослужащие, проходящие службу за границей;
— сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления,командированные на работу за пределы Российской Федерации (п. 3 ст. 207 НК РФ).
Такимобразом, на указанную категорию физических лиц временные ограничения,установленные ст. 207 НК РФ, не распространяются.
Даннаятема курсовой работы является актуальной, поскольку как было сказано выше всефизические лица (резиденты и нерезиденты) являются плательщиками налога надоходы физических лиц, которые самостоятельно уплачивают НДФЛ в бюджет, либочерез налогового агента.
Предметомисследования является налогоплательщики, объект налогообложения НДФЛ, налоговаябаза, ставки и порядок взимания НДФЛ. Объект – налог на доходы физических лиц.
Цельюданной работы является по нормативным и литературным источникам изучитьисчисление, удержание и уплату НДФЛ в бюджет.
Основныезадачи курсовой работы:
1.Изучить объект налогообложения, налоговую базу и применение налоговых ставок поНДФЛ.
2. Определить,кто является налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.
3.Выявить проблемы связанные с исчислением НДФЛ и контролем по его удержанию.
4.Рассмотреть пути решения проблем, связанных с исчислением налога на доходыфизических лиц.

1.Основные понятия налога на доходы физических лиц
 
1.1 Объекты,налогоплательщики, налоговая база, ставки налога на доходы физических лиц
Всоответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога надоходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговымирезидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ,не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Налоговымирезидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РоссийскойФедерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается напериоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менеешести месяцев) лечения или обучения.
Независимоот фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентамиРоссийской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу заграницей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местногосамоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.
Приопределении налогового статуса физического лица организации необходимоучитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения дохода физическимлицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) ипродолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).[2] 183 дня пребывания в Российской Федерации,по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентомРоссийской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, вкоторых физическое лицо находилось в Российской Федерации в течениевышеуказанных 12 следующих подряд месяцев.
Днинахождения за пределами Российской Федерации независимо от цели выезда неучитываются, за исключением случаев, прямо предусмотренных Кодексом.
Вслучае если срок нахождения физического лица на территории Российской Федерацииза 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять не менее183 дней, указанное физическое лицо будет являться налоговым резидентомРоссийской Федерации в текущем налоговом периоде, и его доходы от источников натерритории Российской Федерации подлежат налогообложению налогом на доходыфизических лиц по ставке в размере 13 процентов.
Налоговымирезидентами Российской Федерации являются физические лица вне зависимости отпринадлежности к гражданству. Любой гражданин Российской Федерации илииностранный гражданин, а так же лицо без гражданства, находящиеся на территорииРоссийской Федерации менее 183 дней в течение следующих подряд месяцев, неявляются налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 208Налогового кодекса РФ объект налогообложения налогом на доходы физических лицопределяется отдельно по признаку налогового резидентства.
Для физических лиц,являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признаетсядоход, полученный как от источников в РФ, так и от источников за пределами РФ.
Для физических лиц, не являющихсяналоговыми резидентами РФ объектом налогообложения признается доход, полученныйот источников в РФ.
Статья 41 Налоговогокодекса РФ устанавливает общие для всех налогов, в том числе и для налога надоходы физических лиц, принципы определения доходов.
Первым принципом являетсяположение, согласно которому доходом признается экономическая выгода (вденежной или натуральной форме), определяемая в соответствии с положениями ч.II Налогового кодекса РФ.
Иными словами, вотношении налога на доходы физических лиц доходом признается такаяэкономическая выгода, которая указана в главе 23 Налогового кодекса РФ (доходыв денежной и натуральной формах, а также в виде материальной выгоды).
Вторым принципом являетсяположение, в соответствии с которым доход учитывается только в случаевозможности его оценки. Следовательно, если невозможно определить стоимостьдохода, то он не увеличивает налогооблагаемую базу.
Помимо указанных двухобщих условий определения дохода для НДФЛ предусмотрено специальное правило.Согласно п. 5 ст. 208 Налогового кодекса РФ при исчислении налога не признаютсядоходами доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественнымиотношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкимиродственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ. Исключением в данномслучае являются доходы, полученные указанными физическими лицами в результатезаключения между ними договоров гражданско-правового характера или трудовыхсоглашений. К членам семьи относятся: супруги, родители и дети (усыновители иусыновленные).[3]Близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящейлинии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные(имеющими общих отца или мать) братья и сестры.[4]
Статья 42 Налоговогокодекса РФ устанавливает порядок определения места происхождения дохода. Дляразрешения данного вопроса предусмотрено два правила:
1) место происхождениядохода (доход от источников в РФ или доход от источников за пределами РФ)определяется по правилам, предусмотренным в ч. II Налогового кодекса РФ;
2) если положенияНалогового кодекса не позволяют однозначно отнести полученныеналогоплательщиком доходы к доходам от источников в РФ либо к доходам от источниковза пределами РФ, отнесение их к тому или иному источнику осуществляетсяМинфином РФ. В аналогичном порядке в указанных доходах определяются доля,которая может быть отнесена к доходам от источников в РФ, и доли, которые могутбыть отнесены к доходам от источников за пределами РФ. (Данное правило такжепредусмотрено в п. 4 ст. 208 Налогового кодекса РФ).
Для целей определенияобъекта налогообложения налоговыми резидентами РФ и лицами, не являющимисяналоговыми резидентами РФ, предусмотрена ст. 208 Налогового кодекса РФ.
Данная статья состоит изтрех основных частей (пунктов), которые определяют:
а) перечень доходов,которые в целях исчисления налога на доходы физических лиц относятся к доходамот источников в РФ (п. 1);
б) перечень доходов,которые в целях исчисления налога на доходы физических лиц не относятся кдоходам, полученным от источников в РФ (п. 2);
в) перечень доходов,которые в целях исчисления налога на доходы физических лиц относятся к доходам,полученным от источников за пределами РФ (п. 3).
Определение трехуказанных видов (перечней) доходов, по нашему мнению, вполне объяснимо.
Первый и второй переченьдоходов необходим для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Посколькуданные лица уплачивают налог только с доходов от источников в РФ, то необходимоопределить доходы, которые косвенно могут иметь те же самые признаки.
Иными словами, от первойгруппы доходов необходимо отличать доходы, указанные во втором перечне,получение которых косвенно связанно с деятельностью в РФ, но которые неотносятся к доходам от источников в РФ.
Первый и третий переченьдоходов необходим для налоговых резидентов РФ. Это обусловлено тем, чтообъектом налогообложения для данных лиц является как доход, полученный отисточников в РФ, так и от источников за пределами РФ.
В зависимости отмеханизма уплаты налога исчисление налоговой базы по налогу на доходыфизических лиц производится:
а) российскимиорганизациями, индивидуальными предпринимателями, постояннымипредставительствами иностранных организаций, являющимися налоговыми агентами — по доходам, выплачиваемым физическим лицам;
б) индивидуальнымипредпринимателями, частными нотариусами, частными детективами, занимающимисячастной практикой, — по доходам, полученным от такой деятельности;
в) физическими лицами подоходам:
— полученным от другихфизических лиц, не являющихся налоговыми агентами;
— полученным от продажиимущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
— полученным отисточников, находящихся за пределами РФ (только для физических лиц — налоговыхрезидентов РФ);
— полученным от налоговыхагентов, при получении которых не был удержан налог;
— полученным в видевыигрышей, выплачиваемых организаторами тотализаторов и других, основанных нариске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).
Исчисление налоговой базыналоговыми агентами осуществляется на основе данных регистров бухгалтерского иналогового учета. Регистром налогового учета в данном случае выступаетНалоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц по форме №1-НДФЛ.
Индивидуальныепредприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных Книги учета доходов ирасходов и хозяйственных операций.
В соответствии со ст. 54Налогового кодекса РФ налогоплательщики — физические лица, не являющиесяпредпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами,учредившими адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу на основе получаемыхот организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов,об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученныхдоходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.
Для реализации указанногоположения согласно п. 3 ст. 230 Налогового кодекса РФ налоговые агенты выдаютфизическим лицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанныхсуммах налога по установленной форме (форма 2-НДФЛ Справка о доходахфизического лица).
В случае получения доходаили осуществления расходов, принимаемых к вычету, в иностранной валюте,указанные доходы (расходы) пересчитываются в рубли по курсу Центрального банкаРФ, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактическогоосуществления расходов).
Налоговая базаопределяется с учетом всех видов доходов налогоплательщика, полученных (правона распоряжение которыми у него возникло) им следующими способами:
— в денежной форме;
— натуральной форме;
— в виде материальнойвыгоды.
В соответствии со ст. 224Налогового кодекса РФ для разных видов доходов предусмотрены разные налоговыеставки. В связи с этим налоговая база определяется отдельно по каждому видудоходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Следовательно, если однаи та же организация выплачивает налогоплательщику три вида доходов, облагаемыхпо разным ставкам, то должны отдельно исчисляться три налоговые базы.
При этом налоговая базапо доходам, облагаемым по общей налоговой ставке, уменьшается на суммыпредусмотренных вычетов.
Налоговая база = Доход-Вычеты при ставке 13%            (1)
Так, в п. 3 ст. 210Налогового кодекса РФ установлено, что для доходов, в отношении которыхпредусмотрена налоговая ставка 13 процентов, налоговая база определяется какденежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных насумму налоговых вычетов.
В соответствии со ст.ст.218-221 Налогового кодекса РФ предусмотрено четыре вида налоговых вычетов:стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
В случае, когда сумманалоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы указанных доходов,подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно кэтому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю.
На следующий налоговыйпериод возникшая разница не переносится, за исключением имущественного вычетапо суммам, израсходованным на новое строительство или приобретение жилого домаили квартиры.
При применении налоговыхвычетов необходимо учитывать, что запрет на перенесение невоспользованной частиэтих вычетов касается только налогового периода в целом. Согласно ст. 216Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.Следовательно, запрет на перенос суммы превышений налоговых вычетов наддоходами применяется в том случае, когда принимаются все доходы и все вычеты закалендарный год.
Для доходов, в отношениикоторых предусмотрены иные налоговые ставки (налоговая ставка по дивидендам илиспециальная налоговая ставка), налоговая база определяется как денежноевыражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом никакие налоговыевычеты не применяются.
Налоговые ставки поналогу на доходы физических лиц установлены ст. 224 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с даннойстатьей для разных видов доходов предусмотрены следующие налоговые ставки:
— общая налоговая ставкав размере 13%;
— налоговая ставка подивидендам 9%;
— налоговая ставка поипотечным операциям 9%;
— налоговая ставка подоходам лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в размере 30%;
— специальная налоговаяставка по отдельным видам доходов в размере 35%.
1.2 Порядок взиманияналога на доходы физических лиц
Имеются различия приисчислении и уплате налога на доходы физических лиц:
1) налоговыми агентами;
2) предпринимателями илицами, приравненными к ним;
3) физическими лицами.
Сумма налога определяетсякак соответствующая налоговой ставке процентная доля исчисленной налоговойбазы.[5]
Общая сумма налогапредставляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога,полученных по каждому виду дохода, облагаемому по разным налоговым ставкам.
При выдаче налоговымиагентами физическим лицам справки о доходах и удержанных суммах налога должныбыть учтены все виды доходов.
Общая сумма налогаисчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходамналогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующемуналоговому периоду. До тех пор, пока в соответствии со ст. 223 Налоговогокодекса РФ не наступила дата получения дохода, доход считается неполученным иналогообложению не подлежит.
При исчислении налогапредусмотрены следующие правила округления. Так, сумма налога определяется вполных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и болееокругляются до полного рубля.
Порядок исчисления иуплаты налога налоговыми агентами установлен ст. 226, 230 и 231 Налоговогокодекса РФ.
Применительно к налогу надоходы физических лиц налоговыми агентами являются:
1) российскиеорганизации;
2) индивидуальныепредприниматели;
3) нотариусы,занимающиеся частной практикой;
4) адвокаты, учредившиеадвокатские кабинеты;
5) обособленные подразделенияиностранных организаций в РФ.
Исчисление сумм налогаосуществляется налоговыми агентами исходя из всех подлежащих налогообложениюдоходов налогоплательщика, источником которых является данный налоговый агент,за исключением отдельных доходов, с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Налоговые агенты неисчисляют и не удерживают налог с доходов, по которым предусмотрен иной порядокуплаты, а именно:
а) по доходам, налог скоторых уплачивается предпринимателями и приравненными к ним лицам (ст. 227Налогового кодекса РФ);
б) по доходам, налог скоторых уплачивается непосредственно физическими лицами (ст. 228 Налоговогокодекса РФ);
в) по доходам от операцийс ценными бумагами (ст. 214.1 Налогового кодекса РФ).
Организация приприобретении ценных бумаг у физических лиц не является налоговым агентом поотношению к данным физическим лицам.[6]
Разъяснение, чтоиндивидуальный предприниматель, оказывающий посреднические услуги по продаженедвижимости, не является налоговым агентом по отношению к физическим лицам,поручившим ему продать имущество, содержится в письме Минфина РФ от 21.04.2008 №03-04-05-01/127.
Также организация непризнается налоговым агентом в отношении дохода, выплаченного физическим лицампри покупке у них лома цветных металлов (письмо Минфина РФ от 12.03.2008 №03-04-06-01/55).
Каждый налоговый агентпроизводит исчисление суммы налога без учета доходов, полученныхналогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговымиагентами сумм налога.
Исчисление сумм налогапроизводится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждогомесяца применительно ко всем доходам, облагаемым по общей налоговой ставке 13%,начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной впредыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
При этом под начисленнымидоходами следует понимать только те доходы, дата получения которых всоответствии со ст. 223 Налогового кодекса РФ относится к соответствующемупериоду.
Сумма налогаприменительно к доходам, облагаемым по специальным налоговым ставкам,исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода,начисленного налогоплательщику.
Налоговые агенты обязаныудержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщикапри их фактической выплате. Дата фактической выплаты дохода определяется поправилам ст. 223 Налогового кодекса РФ как дата фактического получения дохода.
В связи с этим, например,неправомерно удерживать налог непосредственно при составлении ведомости навыплату дивидендов акционерам, т.е. до даты фактического полученияналогоплательщиками дохода.
При этом главным являетсято, что удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производитсяналоговым агентом только за счет денежных средств, выплачиваемых налоговымагентом налогоплательщику. Удерживаемая сумма налога не может превышать 50%суммы такой выплаты.
Следовательно, есливыплата дохода осуществляется не денежными средствами, а например, внатуральной форме или в виде материальной выгоды, то удержание налога налоговымагентом не производится. Этот случай рассматривается как невозможностьудержания налога.
В случае невозможностиудержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан втечение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельствписьменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержатьналог и сумме задолженности налогоплательщика.
В отношении налога надоходы физических лиц невозможностью удержания считаются случаи, когда заведомоизвестно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленногоналога, превысит 12 месяцев. Для этих целей налоговым агентам необходимо вестисамостоятельный учет сумм предполагаемого в течение 12 месяцев дохода покаждому налогоплательщику.
Если же планируемый доходв течение 12 месяцев со дня, когда должно было произойти удержание налога,позволит удержать неудержанный налог, то сообщение в налоговый орган неделается.
Несмотря на такоесообщение, налоговые агенты при появлении первой возможности осуществляютудержание налога. Так, согласно п. 2 ст. 231 Налогового кодекса РФ суммы налога,не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью,взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности.
Излишне удержанные сналогоплательщика налоговым агентом суммы налога подлежат возврату. При этомнеобходимо отметить, что в зависимости от причины излишнего удержания налогавозврат может осуществляться:
— налоговым агентом;
— налоговым органом.
По общему правилу,согласно ст. 231 Налогового кодекса РФ излишне удержанные налоговым агентом издохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом попредставлению налогоплательщиком соответствующего заявления.
Следовательно, длявозврата налоговым агентом излишне удержанного налога налогоплательщик долженпредставить заявление на возврат. По общему правилу, определенному п. 7 ст. 78Налогового кодекса РФ, заявление должно быть подано в течение трех лет со дняуплаты налога.
По мнению Минфина РФ,изложенному в письме от 29.05.2007 № 03-04-06-01/163, налоговый агент может нетолько вернуть налогоплательщику излишне удержанный НДФЛ, но и зачесть его всчет будущих платежей НДФЛ по доходам этого налогоплательщика. При этом нормап. 1 ст. 231 Налогового кодекса РФ при наличии заявления налогоплательщикатакую возможность не оговаривает.
В письме от 22.02.2008 №03-04-06-01/41 Минфин РФ указал, что Налоговым кодексом РФ не предусмотренавозможность возврата излишне удержанного налоговым агентом НДФЛ за счетудерживаемого налога по другим физическим лицам.
Излишне удержанные суммыналога возвращаются налогоплательщику налоговым органом, если излишнеевзыскание сумм налога по итогам календарного года произошло в результатенеприменения или неправильного применения стандартных налоговых вычетов. Так,согласно п. 4 ст. 218 Налогового кодекса РФ в случае, если в течение налоговогопериода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись илибыли предоставлены в меньшем размере, то по окончании налогового периода наосновании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, идокументов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органомпроизводится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартныхналоговых вычетов.
Срок уплаты удержанногоналога зависит от способа выдачи дохода.
Так, налоговые агентыобязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога:
1) не позднее дня:
— фактического полученияв банке наличных денежных средств на выплату дохода;
— фактическогоперечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счетаналогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
2) не позднее дня:
— следующего за днемфактического получения налогоплательщиком дохода для доходов, выплачиваемых вденежной форме;
Данный случай необходимоотличать от первого, когда денежные средства получаются (перечисляются) сосчета налогового агента в банке. В этом случае доход также выплачивается вденежной форме. Однако при этом денежные средства были получены не из банка, апо иным основаниям (например, наличная выручка).
— следующего за днемфактического удержания исчисленной суммы налога на доходы, полученныеналогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Налог, исчисленный иудержанный налоговым агентом, у налогоплательщиков уплачивается по месту егоучета в налоговом органе.
Следует отметить, чтоналоговое законодательство не запрещает налоговому агенту перечислятьисчисленный НДФЛ в бюджет ранее дня фактической выплаты дохода, поэтомудоначисление налога и пени указанные действия не повлекут.
Российские организации,имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные иудержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по местунахождения каждого своего обособленного подразделения.
При этом сумма налога,подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения,определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемогои выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
В п. 8 ст. 226 Налоговогокодекса РФ предусмотрено правило минимальной суммы, когда сумма налога неперечисляется в бюджет, а добавляется к сумме налога, исчисленной в следующеммесяце. Так, если совокупная сумма налога, подлежащая перечислению налоговымагентом в бюджет, превышает 100 рублей, то она перечисляется в бюджет в общемпорядке. Если совокупная сумма, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет вследующем месяце, но не позднее декабря текущего года.
В соответствии с п. 9 ст.226 Налогового кодекса РФ запрещается уплата налога за счет средств налоговыхагентов. В связи с этим, при заключении договоров и иных сделок запрещаетсявключение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающиедоход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанныес уплатой налога за физических лиц.
Налоговый учет по налогус доходов физических лиц- это предусмотренная законодательством о налогах исборах процедура учета и предоставления сведений о доходах и удержанных суммахналогов налоговыми агентами налоговым органам или налогоплательщикам.
В соответствии с п. 1 ст.230 Налогового кодекса РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных отних физическими лицами в налоговом периоде, по форме, установленной МинфиномРФ.
Учет доходовналогоплательщика ведется в налоговой карточке по учету доходов и налога надоходы физических лиц по форме 1-НДФЛ, утвержденной приказом МНС РФ от31.10.2003 № БГ-3-04/583.
Сведения о доходах исуммах налогов налоговые агенты обязаны предоставлять не только налоговыморганам, но и налогоплательщикам. Так, согласно п. 3 ст. 230 Налогового кодексаРФ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки ополученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме,утвержденной ФНС РФ.
Справка о доходахфизического лица выдается налоговыми агентами налогоплательщикам по форме2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС РФ от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@. Порядокзаполнения указанной справки установлен в приложении к форме 2-НДФЛ.
В налоговые органы поместу своего учета налоговые агенты предоставляют сведения о доходах физическихлиц данного налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этомналоговом периоде налогов по форме 2-НДФЛ ежегодно не позднее 1 апреля года,следующего за истекшим налоговым периодом. Форма такого сообщения неутверждена.
Указанные сведенияпредставляются в налоговые органы:
— на магнитных носителяхили с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом МНС РФ;
— на бумажных носителяхпри численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10человек;
— на бумажных носителяхпри получении разрешения от налогового органа в исключительных случаях с учетомспецифики деятельности либо особенностей места нахождения организаций.
При этом непредставляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателямза приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы, оказанныеуслуги в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявилиналоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию вкачестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку научет в налоговых органах.

2.Проблемы связанные с исчислением налога на доходы физических лиц иконтролемуплаты его в бюджет и пути их решения
 
2.1 Проблемы,связанные с исчислением налога на доходы физических лиц и контролем уплаты егов бюджет и пути их решения
Государствопытается по мере возможности облегчить налоговое бремя для физических лиц сневысокими доходами. Способы, которыми оно достигает данной цели, обладаютвесьма существенными изъянами, в том числе это касается применения стандартныхналоговых вычетов.
Какбыло сказано выше налоговая база по НДФЛ формируется следующим образом. Длядоходов, в отношении которых установлены разные налоговые ставки, онаопределяется отдельно. И вот та часть дохода (и только она), которая облагаетсяпо ставке 13%, до налогообложения может быть уменьшена на стандартные налоговыевычеты (ст. 210 НК РФ). Речь идет о любых выплатах, облагаемых по даннойналоговой ставке. Как указал Минфин в Письме от 21.05.2008 № 03-04-05-01/172, вчисле прочего это может быть, например:
— стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций илииндивидуальных предпринимателей;
— суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а такжебывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию поинвалидности или по возрасту;
— возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям идетям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидамстоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных лечащим врачом.Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов,подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов.
Пример.Налогоплательщику выплачена материальная помощь в сумме 6000 руб. Детей у негонет. Другого дохода в месяце выплаты материальной помощи также не было.
Вданном месяце налогоплательщик имеет право на освобождение от налогообложениясуммы дохода в размере 4000 руб. в соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ, а такжена стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. Таким образом, налоговая базасоставит 1600 руб. (6000 — 4000 — 400).
Аналогичноналогоплательщик не лишен права применить стандартные налоговые вычеты в случаепредоставления ему социальной помощи, оказываемой за счет бюджетных средств(Письмо Минфина России от 24.01.2008 № 03-04-06-01/15). В таких ситуацияхважно, облагается ли данная выплата НДФЛ и именно по ставке 13%.
Поэтомутакже следует уменьшать налоговую базу и в случае выплат по гражданско-правовымдоговорам, например, аренды (Письмо Минфина России от 12.10.2007 №03-04-06-01/353).
Вотношении доходов, полученных в результате операций с ценными бумагами, размеркоторых определяется в соответствии со ст. 214.1 НК РФ, Минфин не столь лоялен.В Письме от 04.09.2007 № 03-04-06-01/310 он указывает, что возможностьприменения стандартного налогового вычета в отношении доходов, полученныхфизическими лицами от операций с ценными бумагами, данной статьей Налоговогокодекса не предусмотрена.
А вотв отношении, например, доходов по вкладам в банке Минфин признает правоналогоплательщика на применение вычетов (Письмо от 09.06.2007 №03-04-07-01/117). Чуть позже выхода этого Письма в Налоговый кодекс былавключена ст. 214.2, в которой был приведен порядок определения таких доходов.
Наконец,ФАС МО в Постановлении от 07.05.2008 № КА-А40/3514-08 признал не противоречащимНалоговому кодексу предоставление стандартных вычетов в случае выплатпредприятия пенсионерам, ушедшим с него на пенсию и не работающим.
Порядокпредоставления вычетов при отсутствии доходов установлен ст. 218 НК РФ.
Возникаетвопрос: а применяются ли стандартные вычеты за те месяцы, когда у налогоплательщикане было доходов? Сомнений в положительном ответе быть не должно, ведьналогооблагаемый доход считается нарастающим итогом с начала года. Это следуетиз п. 3 ст. 226 НК РФ. Следовательно, нарастающим итогом следует считать ивычеты из полученных доходов. А раз так, то не имеет значения тот факт, что вкакой-то из месяцев налогоплательщик не получал доходов, то есть его налоговаябаза по сравнению с предыдущим месяцем не изменилась. Сумма вычетов должнаприбавиться к накопленной за предыдущие месяцы. Это подтверждает и Минфин вПисьме от 19.08.2008 № 03-04-06-01/254: если в отдельные месяцы налоговогопериода у налогоплательщика не было дохода или начисление и выплата доходапроизводились не за каждый месяц налогового периода, а сразу за несколькомесяцев (например, один раз в квартал), то стандартные налоговые вычеты такжепредоставляются за каждый месяц налогового периода, включая те месяцы, вкоторых не было выплат дохода. Минфин поясняет, что если выплата дохода подоговору производится в день окончания срока договора, то стандартный налоговыйвычет подлежит суммированию нарастающим итогом и предоставляется за весьналоговый период (Письмо от 15.07.2008 № 03-04-06-01/203).
ФАС Поволжскогоокруга в Постановлении от 03.10.2006 №А57-26668/05 пришел к выводу, что ст. 218НК РФ право на получение стандартного вычета не ставится в зависимость отналичия дохода по итогам месяца или наличия дохода меньше стандартногоналогового вычета.
Крометого, если налогоплательщик начал работать у налогового агента не с первогомесяца налогового периода. Тогда стандартные вычеты, предусмотренные в пп. 3 и4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляются ему по данному месту работы с учетомдоходов, полученных с начала налогового периода по предыдущим местам работы, атакже с учетом сумм полученных вычетов. Ведь в гл. 23 Налогового кодексаустановлены предельные размеры дохода, по достижении которых указанные вычетыне предоставляются. Об этом говорится в п. 3 ст. 218 НК РФ.
Суммадохода подтверждается справкой о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ,выданной на предыдущем месте работы.
Например.Е.П. Филимонова была принята на работу продавцом в ЗАО «Восток» в марте 2008 г.В январе и феврале 2008 г. она работала в ООО «Север». Ее доход, полученный вэтой компании с начала 2008 г., составил 19 400 руб. Заработная плата за март2008 г. на новом месте работы — 15 000 руб. У работницы есть пятилетняя дочь.Имеются заявление о предоставлении стандартных вычетов, справка 2-НДФЛ и копиясвидетельства о рождении дочери.
ДоходЕ.П. Филимоновой, рассчитанный с начала года и с учетом дохода по прошломуместу работы, равен 34 400 руб. (19 400 руб. + 15 000 руб.). Значит, в марте2008 г. ей не полагается стандартный вычет в размере 400 руб., апредоставляется лишь вычет на ребенка в сумме 600 руб.
Еслислучится так, что доход, рассчитанный нарастающим итогом с начала года, будетневысоким, во всяком случае, окажется меньше суммы накопленных за тот же периодналоговых вычетов, разница между этими суммами переносится на следующие месяцыналогового периода (Письмо Минфина России от 14.08.2008 № 03-04-06-01/251).Отсюда, в частности, можно сделать вывод, что, если первые несколько месяцевгода дохода у налогоплательщика не было, в первый же месяц, когда доходпоявится, можно будет учесть всю сумму накопленных с начала этого года вычетов.Она полностью уменьшит указанный доход, если, конечно, он окажется больше всейуказанной суммы.
А вотна следующий налоговый период недоиспользованные вычеты перенести нельзя. Обэтом сказано в Письме Минфина России № 03-04-06-01/251.
Частовозникают вопросы по поводу применения стандартных налоговых вычетов на детейих отцом в случае, если во взаимоотношениях родителей имеются некоторыесложности, иначе говоря, родители разведены или брак не зарегистрирован. Минфинв Письме от 06.05.2008 № 03-04-06-01/119 объяснил, что в первом случае не имеетзначения, что отец несет расходы на ребенка в виде алиментов. Во втором случаетакже неважно, что гражданин в свидетельстве о рождении ребенка зарегистрированкак его отец, проживает совместно с ребенком и ведет общее хозяйство с егоматерью (то есть и ребенок находится на его обеспечении).
Делов том, что согласно абз. 9 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ под одинокими родителямидля целей исчисления НДФЛ понимается один из родителей, не состоящий взарегистрированном браке. А одиноким родителям указанный налоговый вычетпредоставляется в двойном размере так, чтобы его величина не была меньше общегоразмера данного вычета, предоставляемого обоим родителям, находящимся, какподчеркивает Минфин, в зарегистрированном браке (см. также Письмо от 30.04.2008№ 03-04-06-01/112).
ОднакоМинфин не разъяснил в этом Письме, что будет, если такой (а точнее, исходя изпрактики, такая) родитель откажется от вычета в двойном размере. Данная ситуацияне очень реальная, но все-таки возможная. В этом случае другой родитель имеетправо на вычет на ребенка, ведь в ст. 218 НК РФ нет условия о том, что бракобязательно должен быть зарегистрирован. Важно лишь, чтобы общий размерстандартного налогового вычета, предоставляемого на каждого ребенка обоимродителям вместе, был равен 1200 руб.
Необходимоотметить, что Минфин дает в своих письмах аналогичные ответы с завиднойрегулярностью. Причина, видимо, в том, что однажды его ответ оказался весьмаблагоприятным для налогоплательщиков. В Письме от 14.07.2006 № 03-05-01-04/213чиновники вдруг допустили возможность получения вычета на ребенка второмуродителю, даже если первый, имея статус одинокого родителя, получает его вдвойном размере. Налогоплательщик обратил внимание, что это разъяснениепротиворечит последующим разъяснениям Минфина. Тот не замедлил ответить (Письмоот 24.12.2007 № 03-04-06-01/450), что ранее изданные разъяснения (Письмо №03-05-01-04/213) применять не следует. Да, не зря финансовое ведомство теперьстарается во многих письмах указывать, что они не содержат правовых норм илиобщих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являютсянормативными правовыми актами.
С01.01.2009 право на удвоенный вычет будет иметь не одинокий родитель, а единственный.Разъяснение этого понятия не приводится, а ведь, как говорится, возможныварианты. Кроме того, с указанной даты один из родителей будет вправеотказаться от получения налогового вычета в пользу другого родителя, которыйсможет применить удвоенный вычет. Как эти новации повлияют на ситуацию сразведенными или не состоящими в браке родителями, сказать пока сложно.Очевидно только то, что вновь будут возникать спорные ситуации.
Документы,подтверждающие право на получение удвоенного вычета, должны свидетельствоватьоб отсутствии зарегистрированного брака (например, свидетельство о расторжениибрака, отсутствие в паспорте родителя штампа о регистрации брака), а также отом, что ребенок находится на обеспечении родителя (например, решение суда оместе жительства ребенка) (Письмо Минфина России от 21.11.2007 №03-04-07-01/222).
ПозицияМинфина тем более вызывает сомнения, что в п. 4 ст. 218 НК РФ нам не удалосьнайти подтверждение обязательности представления свидетельства о браке. Вычетна ребенка распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, наобеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями илисупругами родителей. Получается, что требуются доказательства прежде всеготого, что налогоплательщик является родителем ребенка. Находятся родители вбраке или нет, видимо, не имеет значения. Другое дело, если ребенок не родной ине усыновлен. Свидетельство о браке докажет, что налогоплательщик являетсясупругом родителя. Но это особый случай.
C 01.01.2009 правона налоговый вычет получил супруг (супруга) приемного родителя.
ФАСВВО в Постановлении от 24.05.2006 № А82-18637/2005-37 указал, что дляподтверждения права на вычет на ребенка достаточно представить свидетельство орождении. Суд постановил, что при наличии этого документа именно налоговикидолжны доказать, что ребенок не находится на обеспечении налогоплательщика.Речь в Постановлении идет о предпринимателе, в ином случае на практике обычноеще требуется и заявление от налогоплательщика о предоставлении вычетов.Правда, в Постановлении ФАС ВСО от 13.06.2006 №А78-5657/05-С2-12/489-Ф02-2197/06-С1 судьи резонно отметили, что уже само посебе представление работниками налоговому агенту документов о наличии детейсоответствующего возраста свидетельствует об их намерении получить стандартныйналоговый вычет, предусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ. То есть отсутствиезаявления не является в этом случае, по мнению суда, препятствием для получениявычета.
Крометого, по поводу заявления о предоставлении вычетов (имея в виду вычет в отношениисамого налогоплательщика) ФАС ПО в Постановлении от 11.10.2007 №А65-21847/2006-СА1-19 отметил: из смысла п. 3 ст. 218 НК РФ следует, чтоналичие такого письменного заявления налогоплательщика является обязательнымлишь в случае, когда у него имеются несколько источников доходов и он вправевыбрать одного из налоговых агентов. Правда, ранее этот же суд отстаивалпротивоположную точку зрения (Постановление от 18.07.2006 № А12-19174/05-С60).Он посчитал, что отсутствие письменных заявлений работников о предоставлении имстандартных налоговых вычетов не позволяет сделать вывод о правомерностиприменения налоговым агентом налоговых вычетов и правильности исчисления суммНДФЛ.
Налоговымагентам вряд ли стоит рисковать в этой ситуации, ведь собрать заявления струдоустраивающихся работников совсем не трудно. При этом необязательно братьэти заявления ежегодно. НК РФ не содержит такого требования — сказано вПостановлении ФАС СЗО от 13.05.2008 №А56-10929/2007. Кроме того, судьисослались на Письмо Минфина России от 27.04.2006 №03-05-01-04/105, гдеразъяснено, что до изменения у налогоплательщика права на тот или инойстандартный налоговый вычет возможно «бессрочное» заявление, которое будетявляться основанием для применения стандартных налоговых вычетов в течениенескольких лет.
Налоговыевычеты на ребенка продлеваются и после достижения им 18 лет, то естьсовершеннолетия. Это возможно, если ребенок, которому еще не исполнилось 24лет, становится учащимся очной формы обучения, аспирантом, ординатором, студентом,курсантом. Пока ребенку не исполнилось 18 лет, право на вычет имеют наравне сродителями опекуны и попечители. После того как он станет совершеннолетним, онитеряют право на вычет в любом случае (см. Письмо Минфина России от 24.01.2008 №03-04-05-01/9). Это связано с тем, что законодательство не предусматриваетпродолжения опекунства и попечительства над совершеннолетними, достигшими 18лет.
Согласност. 2 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» ист. 145 Семейного кодекса РФ, в частности, опека — форма устройства малолетнихграждан (не достигших возраста 14 лет), а попечительство — форма устройстванесовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Несмотря на то чтобывший попечитель может продолжать фактически опекунствовать над ребенком послетого, как тому исполнилось 18 лет, в связи с отсутствием у него доходов или ихмалой величиной, юридически это никак не может быть оформлено.
Согласнопп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налоговогопериода действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленныйнарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом,предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 руб.Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 руб., данныйналоговый вычет не применяется. А если в какой-то месяц он оказался равен точно20 000 руб. с начала года? В Письме от 28.04.2007 № 03-04-06-01/134 Минфин безколебаний отвечает, что вычет должен быть предоставлен за каждый месяцналогового периода, включая месяц, в котором у работника исчисленныйнарастающим итогом с начала налогового периода доход составил (не превышая) 20000 руб. В последующие месяцы налогового периода он не применяется.
Аналогичнотакому порядку стандартный налоговый вычет в размере 600 руб., установленныйпп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляется в отношении детей вплоть до полученияналогоплательщиком дохода в размере 40 000 руб., исчисленного нарастающимитогом.
С01.01.2009 налоговый вычет на ребенка будет предоставляться в размере 1000 руб.в месяц. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 руб.,налоговый вычет, предусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, не применяется.Предел, до которого предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 400руб. (пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ), также повышен до 40 000 руб.
2.2Изменения налогового законодательства по НДФЛ
С 1января 2007 года вступают в силу несколько поправок в главу 23 Налоговогокодекса. В частности, увеличен размер предоставляемых социальных вычетов наобучение и лечение, расширен перечень лиц, имеющих право на имущественныйвычет. Стремясь избавить бухгалтеров от двойной работы, законодатели установилии новый порядок определения статуса налогового резидента. Однако за общимположительным эффектом упомянутых изменений в новых правилах все же скрываются идовольно существенные недостатки.
Донедавнего времени налоговым резидентом признавалось лицо, которое находится натерритории России не менее 183 дней в календарном году. В соответствии с этойформулировкой срок пребывания физического лица в стране нужно было рассчитатьза каждый налоговый период ( календарный год) отдельно. Основная проблемазаключалась в том, что с окончанием календарного года прерывался и период,который брали для определения резидентства. Так, даже если лицо пребывало натерритории России в общей сложности 273 дня, но с 1 августа 2005 года по 1 мая2006, то НДФЛ с него удерживался все равно по ставке 30 процентов. Ведь на 31декабря каждого года период пребывания работника на территории нашей странысоставлял менее 183 дней. Закон от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ изменил понятиеналоговый резидент. В общем, сама формулировка осталась почти прежней, нокардинально новым стало ее значение. Теперь резидентами считаются физическиелица, которые находятся на территории России не менее 183 дней в течение 12следующих подряд месяцев.
Пример.В ООО « Трек» с 5 сентября 2006 года работает иностранный гражданин. Период егофактического нахождения на территории России начинается также с 5 сентября 2006года. В 2006 году продолжительность его пребывания в России составит 118 дней(с 5 сентября 2006 года по 31 декабря 2006года). Следовательно, в 2006 году онне будет являться налоговым резидентом. НДФЛ с его доходов бухгалтер долженудерживать по ставке 30%. В 2007 году иностранец приобретет статус налоговогорезидента, когда общая продолжительность его пребывания в России составит 183дней. Это произойдет 5 марта 2007 года. Следовательно, с этого моментабухгалтер может использовать ставку 13% при начислении и удерживании НДФЛ сдоходов данного сотрудника. Кроме того, он должен пересчитать удержанный поставке 30% налог с начала 2007 года.
Поновым правилам, срок считается не прерванным, если работник уедет за границу напериод не более полугода для лечения или учебы. Впрочем, не прерывается периоднахождения на территории России лица и в том случае, если оно направляется вкомандировку. Однако тут возникают сложности для тех сотрудников, чья работасвязана с необходимостью частых краткосрочных выездов за границу. Ведь«постоянный резидентский режим» установлен лишь для российских военнослужащих исотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправлениянезависимо от срока пребывания их на территории России. Остальным же гражданам,как ни крути, придется скрупулезно высчитывать дни командировки.
Проблемазаключается в том, что Налоговым кодексом не установлен период, за которыйнужно брать 12 месяцев для определения резиденства. Следующая ситуация возникаети в отношении с теми сотрудниками, которые на начало календарного года являлисьрезидентами России, а затем утратили право на такой статус. Ведь можетоказаться, что по состоянию на май 2007 года работник уже несколько месяцевявляется резидентом и налог удерживался соответственно по ставке 13%. В июне онувольняется и уезжает за рубеж. При расчете НДФЛ по итогам года выходит, что втечение налогового периода лицо находилось в России менее 183 дней, аследовательно, налог должен быть удержан по ставке 30%. В принципе, можнонаправить в инспекцию письмо, в котором следует уведомить контролеров оневозможности удержать налог. Однако это надо сделать в течение месяца с тогомомента, как у фирмы возникла обязанность пересчитать НДФЛ. Да и санкций со стороныналоговиков все равно вряд ли удастся избежать.
Реформациятак же коснулась вычетов на учебу и лечение. С 2007 года максимальная суммавычета, на которую смогут рассчитывать студенты составит 50 000 рублей. Впрошлом году физические лица имели право получать вычет на обучение в размерене более 38 000 рублей. Социальный вычет предоставляют налоговые органы наосновании письменного заявления гражданина при подаче налоговой декларации.Вмести с декларацией физическому лицу необходимо подать и копии документов,подтверждающих расходы( квитанция об оплате, оформленная на самого гражданина,договор с учебным заведением). Социальный вычет на лечение увеличился до тех же50 000 рублей. Однако эксперты журнала «Расчет» отмечает, что фактическиразмер льготы может оказаться намного меньше существующих тридцати восьми. Делов том, что в пятидесятитысячный лимит придется включать суммы страховых взносов,уплаченных по договорам добровольного личного страхования, предусматривающимоплату услуг по лечению. В 2006 году такого требования в Налоговом кодексе небыло.
Донедавнего времени по непонятым причинам для целей налогообложения НДФЛ комнатане относилась к недвижимости. Этот абсурд законодатели исправили, внеся соответствующуюпоправку в ст. 220 Налогового кодекса. Так, с 1 января 2007 года имущественныйналоговый вычет до 1 000 000 будет предоставляться россиянам нетолько при покупке квартиры, дома, дачи и долей в них, но и комнаты каксамостоятельного объекта права. Продавец же комнаты, если он владел ею болеетрех лет, сможет претендовать на вычет в сумме, полученной от продажи. Есликомната находилась в собственности менее трех лет, то размер вычета будетограничен 1 000 000 рублей. Воспользоваться правом на вычет могуттолько те, кто купит или продаст комнату после 1 января 2007 года.

Заключение
Вбольшинстве случаев налогоплательщики — физические лица не занимаютсяисчислением и уплатой НДФЛ в бюджет — за них это делают налоговые агенты (те,кто является источником дохода, чаще всего — работодатели) (п. 1 ст. 226 НКРФ).
Но внекоторых ситуациях исчислить и заплатить налог обязаны сами налогоплательщики.Такие требования установлены НК РФ и касаются:
— отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 227 НК РФ);
— отдельных видов доходов, при получении которых НДФЛ нужно исчислить и заплатитьсамим налогоплательщикам (ст. ст. 214, 214.1, 228 НК РФ).
СуммуНДФЛ необходимо исчислить по итогам налогового периода. Общие правила ееисчисления установлены в ст. 225 НК РФ.
Итак,для расчета НДФЛ необходимо:
1. Поитогам налогового периода определить все доходы, которые облагаются НДФЛ ипризнаются полученными в этом налоговом периоде (п. 3 ст. 225, ст. ст. 208,209, 217, 223 НК РФ).
2.Определить, какие из указанных доходов облагаются по ставке 13%, какие — поставке 9%, какие — по ставке 30%, какие — по ставке 35% (ст. 224 НК РФ).
3.Определить налоговую базу (или налоговые базы, если были получены доходы,которые облагаются по разным ставкам НДФЛ).
Сделатьэто нужно так:
— налоговую базу по доходам, облагаемым по одной ставке (например, по ставке 13%)нужно определять суммарно;
— налоговые базы по доходам, которые облагаются НДФЛ по разным ставкам, нужноопределять отдельно (п. 2 ст. 210 НК РФ).
4.Исчислить сумму налога с каждой налоговой базы (п. 1 ст. 225 НК РФ):
Необходимопомнить, что налоговая база по НДФЛ представляет собой денежное выражениедоходов налогоплательщика. А если доходы облагаются по ставке НДФЛ в размере13% — то денежное выражение доходов, уменьшенных на налоговые вычеты (п. п. 3,4 ст. 210 НК РФ).
5.Округлить исчисленные суммы НДФЛ до полных рублей. При этом сумма до 50 коп.отбрасывается, а сумма в размере 50 коп. и более округляется до целого рубля(п. 4 ст. 225 НК РФ).
6.Сложить суммы НДФЛ, рассчитанные по каждой ставке в отдельности, и определитьобщую сумму НДФЛ, причитающуюся к уплате в бюджет (п. 2 ст. 225 НК РФ).
Общуюсумму НДФЛ, необходимо указать в налоговой декларации.

Библиографическийсписок
1. Налоговый кодексРоссийской Федерации. Часть вторая.
2. Семейный кодексРоссийской Федерации.
3. Федеральный законот 24.04.2008 № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве. // СПС «Консультант+».
4. Приказ МНС РФ от31.10.2003 № БГ-3-04/583 Об утверждении форм отчетности по налогу на доходыфизических лиц за 2003 год. // СПС «Консультант+».
5. Приказ ФНС РФ от13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ Об утверждении формы сведений о доходах физическихлиц.// СПС «Консультант+».
6. ПисьмоМинистерства Финансов Российской Федерации от 10.07.2008 № 03-04-05-01/230 Обопределении статуса налогоплательщиков по налогу на доходы физических лиц. //СПС «Консультант+».
7. ПисьмоМинистерства Финансов Российской Федерации от 23.07.2007 №03-04-06-01/258 Обопределении статуса налогового резидента по налогу на доходы физических лиц. //СПС «Консультант+».
8. ПисьмоМинистерства Финансов Российской Федерации от 24.04.2008 №03-04-06-01/104 Обопределении статуса налогового агента по налогу на доходы физических лиц.// СПС«Консультант+».
9. Левадная, Т.Ю.Комментарий к Главе 23 Налог на доходы физических лиц Налогового кодекса РоссийскойФедерации /Т.Ю. Левадная //Налоговый вестник, 2008, № 2, 35с.
10.  Казаков, Е.С. Стандартные вычеты,нестандартные ситуации/ Е.С.Казаков//Актуальные вопросы бухгалтерского учета иналогообложения, 2008, № 20, 28с.
11.  Смирнов, И.Е. Новые изменения в шестьглав НК РФ/ И.Е. Смирнов //Налогообложение, учет и отчетность в страховойкомпании, 2007, № 4, 60с.
12.  Фомичева, Л.П. Масштабные измененияналогового кодекса РФ/ Л.П.Фомичева //Закон, 2007, № 9, 41с.