Конституционные основы государственного устройства РФ
/>/>
ВОПРОСЫ:
1.Основы конституционного строя и государственное устройство России.
2.Федеральные органы исполнительной власти.
Российское государство провозглашено и строится как демократическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления. Эти исходные положения отражают его наиболее важные и принципиальные черты и составляют основы конституционного строя России.
1
Государство реализовывает свою власть в соответствии с определенными принципами. Важнейшие из них возводятся в ранг конституционных и составляют основы конституционного строя.
Основы конституционного строя — это основные принципы в основе политической системы общества, формы правления и государственного устройства, отношений государства и гражданина.
Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя:
— права и свободы человека, гражданина как высшая ценность;
— народовластие и республиканская форма правления;
— федеративное устройство;
— разделение властей;
— государственный суверенитет;
— верховенство права;
— политическое и идеологическое многообразие;
единство экономического пространства и свобода экономической деятельности;
— социальный характер государства;
— светский характер государства;
— признание и гарантирование местного самоуправления.
Все эти положения изложены в главе I Конституции РФ «Основы конституционного строя». Они определяют все последующее содержание Основного Закона, и им не могут противоречить другие его нормы. Положения главы в Конституции РФ, устанавливающие основы конституционного строя, не подлежат пересмотру путем внесения в Конституцию поправок и изменений — возможно только принятие новой Конституции.
Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Характеристика России как демократического государства выражает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, идеологического и политического плюрализма, разделения властей, а также местного самоуправления.
Конституция РФ закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов (свобода слова, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т.д.). Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их.
Носителем власти в России, ее суверенитета является многонациональный народ. Это значит, что наша страна провозглашается государством народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и конкретными интересами. Народ России осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
Характерным атрибутом демократического государства является идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данный принцип дополняется также конституционным признанием многопартийности. Этот принцип способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность более широких слоев населения, легализует политическую оппозицию, способствует преодолению апатии и отчуждения граждан от власти.
Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Правовое государство
— это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на ее базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.
Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма.
Российский федерализм — это не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной стране, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократии. Базирующаяся на принципе федерализма, децентрализация единой государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения полномочий между РФ и ее субъектами и органами местного самоуправления.
Конституция РФ установила в России республиканскую форму правления. Российская Федерация — смешанная (полупрезидентская) республика, так как одновременно обладает признаками и президентской, и парламентской республики. Верховная государственная власть и местное самоуправление в стране осуществляются выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, что представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия.
Конституция РФ устанавливает, что Россия — это светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в стране в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания.
Статья 7 Конституции РФ закладывает в основу конституционного строя понятие «социальное государство», главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который бы характеризовался ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей. Вместе с тем Основной Закон исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть также делом его ума, рук, инициативы, а основа социальной государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.
Основой экономической системы любого государства является регулирование отношений
собственности. В Конституции РФ собственность регламентирована значительно шире, чем в большинстве зарубежных конституций. Прежде всего закреплено наличие различных форм собственности, в равной мере защищенных государством. В соответствии со статьей 6 Конституции это: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особо следует отметить статью 36, закрепившую право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, придав ему статус одного из основных конституционных прав граждан и их объединений.
На основании Конституции РФ (ст. 11) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный) (см. схему).
/>
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, стоит над ветвями власти, обеспечивает их согласованное функционирование.
Его особая роль в системе государственной власти проявляется в том, что на него возложено определение основных направлений внутренней и внешней политики государства, принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, представление страны в международных отношениях.
Значительная часть полномочий Президента направлена на обеспечение согласованного функционирования всех ветвей власти в стране. При взаимодействии с законодательной властью глава государства имеет право назначать выборы Государственной Думы, а также распускать ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Президент вносит законопроекты в нижнюю палату парламента, подписывает и обнародует федеральные законы. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
В полномочия Президента по отношению к Правительству (исполнительной власти) входят: назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства; назначение на должность заместителя Председателя и других должностных лиц Правительства, а также освобождение их от занимаемых постов; отмена решений органов исполнительной власти в случае их противоречия с Конституцией, федеральными законами; принятие или отклонение отставки Правительства.
В плане взаимодействия Президента с судебной властью он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора. Вносит предложения об освобождении их от должности.
2
Прошедшая весной этого года реформа Правительства привела к сокращению количества министерств и созданию так называемой трехуровневой системы исполнительной власти (министерство, служба, агентство). Теперь Правительство РФ состоит из Председателя, его заместителя, федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Однако в структуре федеральных органов исполнительной власти существуют федеральные министерства, службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
1. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
— Министерство внутренних дел Российской Федерации:
Федеральная миграционная служба.
— Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
— Министерство иностранных дел Российской Федерации.
— Министерство обороны Российской Федерации:
— Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;
— Федеральная служба по оборонному заказу;
— Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
— Федеральное агентство специального строительства.
— Министерство юстиции Российской Федерации:
— Федеральная служба исполнения наказаний;
— Федеральная регистрационная служба;
— Федеральная служба судебных приставов.
— Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации
— Служба внешней разведки Российской Федерации
— Федеральная служба безопасности Российской Федерации
— Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
— Федеральная служба охраны Российской Федерации
— Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
— Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
2. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
— Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
— Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
— Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
— Федеральная служба по труду и занятости;
— Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
— Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму.
— Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации:
— Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;
— Федеральное архивное агентство;
— Федеральное агентство по культуре и кинематографии;
— Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
— Министерство образования и науки Российской Федерации:
— Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
— Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
— Федеральное агентство по науке и инновациям;
— Федеральное агентство по образованию.
— Министерство природных ресурсов Российской Федерации:
— Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
— Федеральное агентство водных ресурсов;
— Федеральное агентство лесного хозяйства;
— Федеральное агентство по недропользованию.
— Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации:
— Федеральное агентство по промышленности;
— Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
— Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
— Федеральное агентство по энергетике.
— Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:
— Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
— Федеральное агентство по рыболовству;
— Федеральное агентство по сельскому хозяйству.
— Министерство транспорта Российской Федерации:
— Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
— Федеральное агентство воздушного транспорта;
— Федеральное дорожное агентство;
— Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
— Федеральное агентство морского и речного транспорта;
— Федеральное агентство геодезии и картографии.
— Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации:
— Федеральная служба по надзору в сфере связи;
— Федеральное агентство по информационным технологиям;
— Федеральное агентство связи.
— Министерство финансов Российской Федерации:
— Федеральная налоговая служба;
— Федеральная служба страхового надзора;
— Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
— Федеральная служба по финансовому мониторингу;
— Федеральное казначейство (федеральная служба).
— Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации:
— Федеральная таможенная служба;
— Федеральное агентство по государственным резервам;
— Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
— Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
3. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации:
— Федеральная антимонопольная служба;
— Федеральная служба по тарифам;
— Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
— Федеральная служба государственной статистики;
— Федеральная служба по финансовым рынкам;
— Федеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору;
— Федеральное агентство по атомной энергии;
— Федеральное космическое агентство.
Изменения структуры органов исполнительной власти Российской Федерации произведено в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти.
Методические рекомендации
В связи с тем, что данная тема раскрывает конституционные основы государственного устройства России, рекомендуется во вступительной части занятия напомнить слушателям об изменениях, произошедших в нашем государстве с момента принятия ныне действующей Конституции РФ и до настоящего времени.
В ходе освещения первого вопроса целесообразно освежить в памяти военнослужащих основные конституционные положения, составляющие основу нашего государственного устройства.
В связи с тем, что в последнее время произошла реформа органов исполнительной власти, необходимо большую часть занятия посвятить второму вопросу и подробно рассказать о реорганизованных и вновь образованных министерствах, службах и агентствах. При этом особо следует подчеркнуть и осветить преобразования, произошедшие в Министерстве обороны Российской Федерации.
В заключение занятия рекомендуется ответить на вопросы слушателей и подвести итоги.
Рекомендуемая литература:
1. Конституция Российской Федерации: комментарий Конституционного суда РФ, официальный текст. Принятие и вступление в силу поправок к Конституции РФ. — М.: Юрайт, 1998.
2. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. // Российская газета. — 2004. 22 мая.
3. Мугинов Р., Галустова Е. Основы конституционного строя и государственная власть в Российской Федерации // Ориентир. — 2003. — № 10.
4. Чаевич А. Государственно-политическое развитие и конституционные основы Российской Федерации // Ориентир. — 2000. — № 8.
5. Чаевич А. Конституционные основы Российской Федерации // Ориентир. — 2001. — № 11.
Майор юстиции
Тимофей БАЙБАКОВ.
Подполковник
Александр ГОРДИЕВСКИЙ