Теоретические аспекты социального служения как разновидности социальной работы

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ЮВЕНОЛОГИИ
КАФЕДРАТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КУРСОВАЯРАБОТА
«Теориясоциальной работы»
натему
«Теоретическиеаспекты социального служения как разновидности социальной работы»
Выполнил:
студент 3 курса 1 группы
по специальности«Социальная работа»
Маковецкий Никита
Москва,2010

Содержание
Глава I. Социальное служение как особая форма общественной деятельности
1.1 Понятие «социальное служение»
1.2 Социально значимые мотивы участия в социальном служении
Глава II. Место и роль социального служения в системесоциальной работы
2.1 Объекты и субъекты социального служения как разновидности социальной работы
2.2 Процесс институциализации социального служения всистеме современных общественных отношений
Заключение
Список использованной литературы и нормативных правовыхактов
Приложение 1
Приложение 2
/>/>/>/> 

Введение
Темасоциального служения актуальна в контексте теории социальной работы. С учетомтеоретической и практической значимости проблемы, и в то же время ее недостаточнойнаучной разработанности была избрана тема данного исследования. Социальноеслужение требует научное осмысление, проведение фундаментальных научныхисследований, способных раскрыть сущность, тенденции и механизмы развития. Сточки зрения практики социальной работы, существуют две равнозначныепотребности в социальном служении — решение социальных проблем и социализацияграждан.[1]
Степеньнаучной разработанности проблемы
Даннойпроблеме немало внимания уделялось исследователями и историками XIX, XX веков,а также некоторыми современными исследователями. В частности, были использованыв данной работе труды Антоновой О. И. и Решетникова О. В., и др., в которыхподробно освещаются различные аспекты социального служения. Но наибольший научныйинтерес представляют публикации и статьи Решетникова О. В., в которых изложены основныенаправления, формы, объекты и субъекты, а также другие теоретические положенияо социальном служении в контексте теории и практики социальной работы.
Однакоанализ использованных публикаций позволяет сделать вывод о недостаточномуделении внимания социальному служению в контексте развития теории и практикисоциальной работы. Также остается неразрешенным вопрос о месте и ролисоциального служения в системе социальной работы.
Объектисследования – социальное служение как социальное явление.
Предметисследования – теоретические подходы к обоснованию базовой модели социальногослужения в теории социальной работы.
Цель исследования– определить место и роль социального служения в системе социальной работы.
Цельпредопределила следующие задачи:
· определитьсодержание понятия «социальное служение»;
· изучитьмотивацию участия в социальном служении;
· датьклассификацию объектов и субъектов социального служения;
· изучитьпроблему институциализации социального служения в системе современныхобщественных отношений.
Вкачестве основных источников исследования социального служения использовались трудыАнтоновой О. И.[2]и Решетникова О. В.
Методологиянаучного исследования – При подготовке данной работы применялись общенаучные методыпознания, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания.
/>/>/>/>/>Глава I. Социальное служение как особая форма общественной деятельности/>/>/>/> 1.1 Понятие «социальное служение»
Социальноеслужение является специфической сферой общественной деятельности, имеющей общиес социальной работой цели и задачи.[3]
Термин «социальноеслужение», используется сравнительно недавно. Первоначально сочетание «социальноеслужение» употреблялось в отечественной исторической науке при определениисоциальной деятельности конфессиональных союзов. Однако социальное служение неограничивается только данным видом социальной деятельности. В этой связинеобходимо рассмотреть составляющие сочетания – «социальное» и«служение».
Социальное— в русском толковом словаре определяется следующим образом:[4]         Общественное,относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе; Связанное судовлетворением материальных и духовных потребностей людей.[5]
«Служение»(исходное значение «служба») – означает организацию какой-либодеятельности.[6]
Втолковых словарях В.И. Даля[7]и С.И. Ожегова[8]служение рассматривастся как деятельность на пользу кого-нибудь, чего-нибудь.Другими словами, служить — значит делать что-либо на благо другого, бытьнадобным.[9]
Термин«служение» традиционно широко используется в религиозной религиоведческойлитературе. Согласно документам различных религиозных конфессий, социальноеслужение понимается прежде всего как осуществление благотворительности имилосердия в виде как непосредственной помощи малоимущим и малообеспеченным,так и в виде создания определенных условий для социальной реабилитациинуждающихся членов общества. С позиций религиоведения социальное служениепонимается как исторически сложившаяся совокупность организованных формсоциальной деятельности религиозных организаций, являющаяся неотъемлемой частьюпрактической реализации вероучения, и заключающаяся в актах милосердия иблаготворительности в отношении конкретных лиц как носителей образа и подобияБожия.[10]
Исходяиз вышенаписанного, также необходимо дать определение понятия«милосердие»: готовность из сострадания оказать помощь тому, кто вней нуждается. По мнению Антоновой О.И., понятие «милосердие» можноквалифицировать как вид социальной институции, который выступает в качествевнутренней регламентации человеческих взаимоотношений, в виде определенныхчувственно-эмоциональных установок и стереотипов восприятия, мышления имироощущения. Данная институция является психологическим источником длявозникновения социальных связей, которые, впоследствии, получают дальнейшуюрегламентацию в качестве институциональных норм и ценностей.
Важнойтеоретической проблемой является определение сущности и роли социальногослужения с позиций теории социальной работы, поскольку оно исследуется, какправило, в рамках богословия и религиоведения. Определение же его реальнойзначимости для решения проблем современного общества только с этих позицийбудет односторонним.
Определениепонятия социальное служение практически отсутствует в современных российскихсправочниках по проблемам социальной сферы. Указания на социальное служениеприводится только в контексте истории социальной работы и благотворительности ирассматривается как особый вид деятельности Церкви.[11]
Церковьи церковное учение на протяжении почти тысячелетней истории в России определялипринципы и виды взаимопомощи, милосердия, благотворительности и других формслужения ближнему, что и составило сущность социального служения. Социальноеслужение присутствует во всех основных религиях мира и имеет много схожиххарактеристик.[12]
Согласноразмышлениям протоирея В. Свешникова, социальное служение в человеческом мирепо своей подлинной природе — церковно; а когда проявляется в нецерковных формахи содержаниях, то вызвано отдаленным действием церковного строя жизни.[13]Социальное служение должно быть прежде всего направлено на тех, ктодействительно в этом нуждается.[14]
Людей,занимающимся социальным служением, принято называть добровольцами.
Понятие«социальное служение» трансформируется под влиянием, политических,правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов иидей, в которых осознанно выражаются отношения людей к природе, социальнойдействительности и друг к другу.[15]
Спонятием «социальное служение» ассоциируются такие слова каксоциальная помощь, взаимопомощь, благотворительность, милосердие, гуманизм,волонтерство, альтруизм, толерантность и т.д.[16]
Социальноеслужение имеет глубокое этическое и психолого-педагогические основание –чувство долга, сострадание к ближнему, стремление к постоянному личностномуросту.[17]
Вучебном пособии «Социальная работа с молодежью» под редакцией БасоваН. Ф. дается следующее определение понятия «социальное служение»: этообщественная, добровольная, социально значимая деятельность, ставящая своейцелью содействие решению социальных проблем общества.[18]
Социальноеслужение в целом, рассматривается в международной социальной политике какважнейший ресурс демократического общества, направленный на предоставлениегражданам, членам мecтных сообществ возможности для активного участия в жизнисограждан и своих сообществ.[19]
Помнению Решетникова О. В. Социальное служение может быть представлено какидеология, основанная на защите и помощи социально незащищенной части общества,способствующая развитию новых политических институтов, социальных структур,социальной культуры, закрепленная в общественном сознании и подтверждаемаясоциально-политической практикой.[20]
Энциклопедия«Британника» связывает социальное служение с социальной работой и социальнымобеспечением.[21]В то же время социальное служение является специфической сферойпрофессиональной деятельности. В отличие от социальной работы, развивающейся с19 века и являющейся сферой ответственности государства, социальное служениеразвивается в современном виде с 20 века и является сферой ответственностиобщества.[22]
Современноесоциальное служение рассматривается как деятельность, направленная напозитивные общественные изменения в социальной сфере, путем организации следующихвидов деятельности:
Благотворительность– общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действийотдельного человека, организации, обществ и т.д. В их основе — стремлениепроявить любовь не только к ближнему, но и к незнакомому человеку, оказатьбезвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социальнонезащищенным гражданам.[23]В социологической энциклопедии можно увидеть такое определение:«Благотворительность (фр.bienfaisanse) – добровольная деятельность граждан иорганизаций по бескорыстной передаче имущества, денежных средств, выполнениюработ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».[24]
Всовременном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицами организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных иотвергнутых жизнью.[25]
Благотворительностьпредполагает, как правило, материальную поддержку нуждающихся.[26]
Благотворительностьесть определенная основа социальной деятельности, ее важным мотивом выступаеттакая социальная институция, как человеческое милосердие. В религиознойдеятельности благотворительность выражается в социальном служении.[27]
Добровольческаядеятельность (добровольчество) — это деятельность граждан, направленная нарешение социально значимых задач на основе добровольности.[28]Организация добровольческой деятельности — актуальный вопрос развитиясоциального служения в местных сообществах Российской Федерации, важный факторстановления и развития гражданского общества.[29]Добровольческую деятельность, в соответствии с существующими в международнойпрактике подходами, можно определить следующим образом:
добровольческаядеятельность — это форма социального служения, осуществляемая по свободномуволеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социальнозначимых услуг на местном, национальном или международном уровнях,способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельностьграждан — добровольцев.[30]
Миротворческаядеятельность – деятельность, направленная на преодоление конфликтов,возникающих между различными группами населения по этническим, религиозным,культурным признакам. Миротворчество в современном мире часто называют народнойдипломатией, а людей, активно принимающих участие в такой деятельности, — послами доброй воли. Миротворчество — одно из важнейших направлений современноймеждународной политики, в которое вовлечены миллионы граждан многих стран мира.
Правозащитнаядеятельность направлена на защиту прав человека. Эта деятельность можетосуществляться государственными и общественными структурами.[31]В сфере социального служения правозащитная деятельность не преследуетполитических целей. Эта деятельность направлена на поддержку и защиту тех, чьиправа нарушаются и кто не может их защитить по различным причинам.Правозащитные организации отстаивают права беженцев и мигрантов, права лиц,освободившихся из заключения, лиц, находящихся под следствием, права детей ипожилых людей права инвалидов, права потребителей и других групп населения,нуждающихся в защите собственных прав.[32]
Гуманитарнаяподдержка — оказание культурной, образовательной и социально-коммуникативнойпомощи. Гуманитарная поддержка предполагает оказание помощи в формированиисоциально значимых качеств, в развитии жизненно важных навыков и умений Усилиягуманитарной поддержки направляются на ликвидацию неграмотности,информирование, пропаганду культуры.
Вомногих западных странах (США, Великобритании, Германии и др.) социальноеслужение рассматривается как форма поддержки осуществляемой государствомсоциальной работы. Эта поддержка ведется по нескольким направлениям.
Во-первых,социальное служение способствует решению значимых государственных социальныхзадач. Например, система призрения сирот в Германии носит общественный илирелигиозный характер. Государство финансирует общественные благотворительныеорганизации, занимающиеся содержанием детей-сирот.
Во-вторых,благодаря служению население вовлекается в решение острых социальных проблем истановится союзником государства в данной сфере.
В-третьих,благодаря участию добровольцев в поддержке профессиональной деятельностиспециалистов социальной работы эта деятельность становится более эффективной иприобретает большой масштаб. Во многих странах профессиональная деятельность всфере социальной работы представляет собой пирамиду, на вершине которойнаходится специалист социальной работы, а в основании – добровольцы,оказывающие помощь данному специалисту.[33]
Социальноеслужение во всех его проявлениях является специфической деятельностью сосвойственными ей принципами, закономерностями и характером развития. Спецификасоциального служения тесно связана с личными качествами тех, кто осуществляетэто служение. Также очевидна взаимосвязь социального служения и социальнойработы. Эта связь должна быть научно описана и обоснована, вооруженанеобходимой методологией./>/>/>/>/>1.2 Социально значимые мотивыучастия в социальном служении
Традиционно,в теоретическом описании трудовой деятельности, теории мотивации разделяют насодержательные и процессуальные. Процессуальные теории объясняют поведениелюдей, исходя из результатов их деятельности, которые можно измерить.Содержательные теории исходят из определения основных потребностей индивида испособов удовлетворения этих потребностей. Наличие множественности мотивов, втом числе и многих противоречивых, отмечается всеми исследователямимотивационных процессов.[34]
Социальныеперемены в стране отражаются на мотивации социального служения. В последниегоды увеличилось число людей, которые приходят в некоммерческие организации сцелью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своихидей, повышения своей квалификации.
Посколькупричины приводящие людей к социальному служению разные, то логичнопредположить, что настрой, отношение к работе у них тоже отличаются.[35]
Согласноисследованиям Решетниковой О. Н., под ведущими социально значимыми мотивамиучастия в социальном служении понимаются следующие:
Самореализацияличностного потенциала.
Реализациясобственного личностного потенциала, проявление своих способностей ивозможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущимимотивами участия человека в социально значимой деятельности.
Важнаяроль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человекомсобственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выборужизненного пути.[36]
Общественноепризвание, чувство социальной значимости.
Длячеловека важно получить в своей деятельности положительное подкрепление состороны окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастностьк общеполезному делу.
Основаданной мотивации — потребность человека в высокой самооценке и в оценке состороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей изадач собственной деятельности, направления личностного роста.[37]
Дляподдержания данной мотивации важно создавать в обществе атмосферу одобрения иподдержки социально значимой деятельности.[38]
Самовыражениеи самоопределение.
Возможностьпроявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системеобщественных отношений позволяет человеку выразить свое внутреннее«Я», утвердиться в жизненных ценностях. Испытать себя в деле, найтисвою дорогу в жизни, лучше понять собственные интересы и потребности – все этоможет дать социальное служение.
Потребностьчеловека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своеговнутреннего мира и желание выполнять в обществе роль согласно своейиндивидуальности — основа мотивации самовыражения и самоопределения.
Профессиональноеориентирование.
Социальноеслужение позволяет человеку лучше сориентироваться в различных видахпрофессиональной деятельносги, получить реальное представление о будущейпрофессии или выбрать направление профессиональной подготовки. Социальноеслужение помогает приобрести полезные навыки, необходимые в дальнейшем дляпрофессиональной деятельности.
Приобретениеполезных социальных и практических навыков.
Социальноеслужение позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся кпрофессиональному выбору человека, но важные для жизни.[39]
Возможностьобщения, дружеского взаимодействия с единомышленниками
Социальноеслужение позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя кругобщения и получить поддержку в дружеском взаимодействии.
Одна изглубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию,потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальныеотношения. Добровольный выбор деятельности, ее социальная направленностьпозволяют людям найти единомышленников, установить с ними дружеские отношения.
Приобретениеопыта ответственного лидерства и социального взаимодействия
Социальноеслужение дает человеку возможность проявить себя в различных моделяхсоциального взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни,для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность вприобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальнойпотребностью.[40]
Способностьвыразить свою гражданскую позицию.
Возможностьвыразить свою гражданскую позицию не просто декларированием собственныхвзглядов, но и активной деятельностью, направленной на защиту собственныхвзглядов и ценностей,— важнейшее условие социализации и личностного развитиячеловека.
Выполнениеобщественного и религиозного долга.
Социальноеслужение является естественной потребностью человека, его предназначением. Этапотребность вытекает из осознания религиозного и этического долга. Потребностьв исполнении общественного и религиозного долга свидетельствует о высокоймотивации личностного развития, о высоком уровне самосознания.[41]
Организациясвободного времени
Немаловажныммотивом участия в социальном служении является возможность организациисобственного свободного времени, с пользой для дела и для души.
Организациясвободного времени не должна быть ведущим мотивом для участия в социальном служении.Но при наличии других мотивов, может стать эффективным стимулом для участия вобщественной, добровольческой деятельности.[42]
Сотрудникамии студентами Академическою института социального служения Российскогогосударственного социального университета в период с февраля 2004 года пофевраль 2008 года было проведено исследование на тему «Мотивационная готовностьмолодежи к добровольческому служению».
Цельюисследования являлся анализ мотивационной готовности и установок молодежи всвязи с возможным участием в социальном служении.
Цельбыла сформулирована исходя из той гипотезы, что многие молодые люди готовы участвоватьв социальном служении, но местные сообщества не обладают достаточными ресурсамии возможностями для организации их добровольческой деятельности.[43]
Висследовании приняли участие молодые люди из разных регионов России. Среднийвозраст респондентов – 17,9 лет.
Всего висследовании приняли участие 1756 человек 54 % девушек и 46 % юношей.Исследование проводилось в следующих регионах: г. Москва (Южный и Центральныйадминистративный округ); Московская область (г. Руза, Егорьевск, Клинский р-н);г. Екатеринбург; г. Тверь; г. Верхняя Салда (Свердловская обл.); г. Углич (Ярославскаяобл.); г. Элиста (Республика Калмыкия); г. Саранск (Республика Мордовия).[44]В результате проведенного исследования были выявлены, в порядке предпочтения,основные социально значимые мотивы.[45]
Такимобразом, вышеописанные социально значимые мотивы являются основными мотивами,побуждающими к участию в социальном служении.
/>/>/>/>Глава II. Местои роль социального служения в системе социальной работы/>/>/>/> 2.1 Объекты и субъекты социальногослужения как разновидности социальной работы
Наиболеевостребованы добровольческие усилия в сфере социальной политики и социальнойработы.
Субъектысоциального служения.
Подсубъектом понимается носитель предметно-практической деятельности и познания(индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.[46]
Классификациясубъектов социального служения может быть проведена по участникам иорганизаторам социального служения.
Участникисоциального служения могут быть следующими:
–Молодые люди. Социальное служение молодежи имеет наиболее ярко выраженныеособенности. Молодые люди требуют больше возможностей для их личностного развития,формирования компетентности, удовлетворения личностных потребностей. Данноенаправление добровольческой работы называют молодежным служением. Подсоциальным служением молодежи понимается добровольный, осознанный,ответственный выбор ценностей и целей, имеющих высокую социальную значимость итребующих личностного, жертвенного участия. Молодые люди, жертвуя временем,силами и другими своими возможностями ради общественных целей, становятсясопричастными общественной жизни, ее полноценными и равноправными участниками.[47]
–Взрослые люди. Социальное служение взрослых людей требует меньше компенсационныхзатрат.
–Специалисты. Специалисты также могут участвовать в социальном служении в томслучае, если имеют возможность участия в добровольческих проектах в свободноеот основной занятости время.
–Стажеры. Участники социального служения, готовящиеся к дальнейшемупрофессиональному росту в данном направлении имеют наибольшую мотивацию дляразвития профессиональных навыков.
Организаторысоциального добровольческого служения.
Социальноеслужение может быть организовано различными организациями и общественнымиинститутами, накладывающими определенные специфические особенности на даннуюдеятельность:[48]
–Религиозные общности (организации). Религиозные общности осуществляютсоциальное служение на добровольных началах, и на доктринальных основаниях,изложенных в священных книгах разных религий, а также в богословских трудах исоциальных концепциях конфессий. Так, например, Русская Православная Церковь,согласно Основам социальной концепции, на первые места ставит проблемы, имеющиеобщесоциальный (общегосударственный) масштаб: миротворчество на межэтническом игражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,народами и государствами; забота о сохранении нравственности в обществе;патриотическое воспитание; охрана, восстановление и развитие исторического икультурного наследия и т. д. Попечение о воинах, о лицах, находящихся в местахлишения свободы, поддержка института семьи, материнства и детства находятся всередине и в конце этого перечня.[49]
Протестантскаяцерковь в своем официальном документе на первые места ставит заботу одуховно-нравственном здоровье общества, поддержку института семьи, материнстваи детства; служение милосердия и благотворительность; содействие толерантности,взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Содействиесоциально-экономическому развитию занимает последнее место.[50]
Российскиемусульмане на первое место ставят защиту прав и свобод человека, затем идутподдержка неимущих, семьи.[51]
Описанныеразличия в выстраивании религиозными организациями последовательностями сферсвоего социального служения не отражают реальную расстановку их приоритетов. Тоесть первое место, отводимое миротворчеству, и предпоследнее – поддержке семьив социальной концепции РПЦ, не означает, что Церковь, таким образом,выстраивает свои приоритеты. Точно таким же образом дело обстоит и в позицияхдругих рассмотренных религиозных организациях. Отмеченные различия естьотражение, во-первых, специфики их оценки основ социального мироусторйства,того, что первично – социум или индивид и, во-вторых, — своей роли в жизни иобщества и индивида.[52]
Религиозныеобщности посредством социального служения берут на себя выполнениеопределенного объема социальных сервисных функций, для реализации которыхгосударство создает специализированные органы и учреждения, функционирующие засчет бюджета. Религиозные объединения осуществляют деятельность по социальному служениюза счет собственных средств.[53]
–Общественные, благотворительные, некоммерческие и другие организации и учреждения:профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частныесоциальные службы, организации и т.д.[54]
Благотворительныеорганизации в России осуществляют свою деятельность согласно Федеральномузакону «О благотворительной деятельности и благотворительныхорганизациях»[55]
Некоммерческойорганизацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качествеосновной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль междуучастниками.[56]
РосийскийДетский Фонд активно участвует в благотворительной деятельности и можетиспользовать свои средства и имущество для реализации тех или иныхблаготворительных программ в интересах детства.[57]
ОбществоКрасного Креста (в частности Российского Красного Креста) осуществляетгуманитарные программы, направленные на помощь в развитии сферыздравоохранения, образования и социальной поддержки наиболее незащищённых слоёвнаселения: детей из социально незащищённых семей, беспризорных и безнадзорныхдетей, сирот, одиноких престарелых и ветеранов, беженцев и лиц, ищущих убежище,людей с ограниченными возможностями и лиц, пострадавших при чрезвычайныхситуациях.[58]
–Молодежные организации.[59]К молодежным организациям относятся волонтерские движения молодежи, молодежныеобщественные благотворительные организации, молодежные объединения,детско-молодежные объединения, объединения молодежи и др.
–Частные лица.[60]
Привыборе объекта субъекты (организаторы) социального служения осуществляют поиски обнаружение объектов социальной работы и совершают действия, направленные навыявление объектов социальной работы и их первичную оценку: диагностика,прогноз, анализ, опрос общественного мнения, наблюдение.[61]
Объекты социальногослужения в социальной работе
Объектможно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практическойи познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности,а является той ее частью, которая взаимодействует с субъектом.[62]
Социальноеслужение не имеет каких-либо ограничений для участия в жизни общества, кромепрофессиональных требований и уровня компетентности.[63]
Объекты социальногослужения определяются актуальными потребностями местного сообщества, целями изадачами социальной политики, возможностями и способностями добровольцев.[64]Они возникают и формируются под влиянием политических, социально-экономическихи духовно-нравственных условий жизни людей.
Подобъектами социального служения, как и социальной работы, подразумеваются различныегруппы людей, испытывающие трудности и нуждающиеся в социальной помощи,поддержке и защите.[65]Также к объектам социального служения могут относиться так называемыеорганизованные объекты, с которыми предполагается организационная работа икоторые имеют потребность в добровольцах. Таковыми являются:
–Учреждения, предприятия, организации. (Специфическая социальная работа вприютах, больницах, школах, воинских частях)
–Муниципальные образования (организация социального служения и социальной работыпо месту жительства; создание фондов и благотворительных обществ; социальныепроекты и проч.)
Объектысоциального служения идентичны объектам социальной работы, но отличаютсямеханизмом выбора со стороны субъектов. Что касаемо субъектов, то существуютнекоторые различия. В системе субъектов социального служения заметное местозанимают общественные неправительственные и церковные организации, которые фактическивыполняют функции социальной поддержки и защиты нуждающихся людей./>/>/>/>/>2.2 Процесс институциализациисоциального служения в системе современных общественных отношений
Социальноеслужение, выделившись из института религии, становится самостоятельнымнеформальным социальным институтом, укорененным, прежде всего, в жизнигражданского общества.
Человечествоищет дополнительный ресурс решения социальных проблем, и таким ресурсомстановится социальное служение.
Социальныепроблемы осознаются как важнейшие факторы дальнейшего цивилизационного развития.
Характерширокой социальной практики социальное служение приобретает по мере развитиядобровольческого движения, которое включает все более широкие социальные группыучастников.
Всовременных западных странах, где гражданское общество становится зрелым,растущие социальные потребности общества и государства способствуютформированию добровольчества и, в целом, социального служения как широкогосоциального института. По своей сущности институт социального служенияперенимает многие социальные функции институтов религии, политики, экономики,местного самоуправления и оформляется в самостоятельную социальную систему. Приэтом институт социального служения оказывается тем эффективнее, чем он крепчесохраняет свою связь с родовыми социальными институтами.[66]
Социальноеслужение становится важнейшим социализирующим фактором. Если еще в середине 20века социальное служение рассматривалось как одна из форм общественнойактивности, то к началу 21 века социальное служение становится важнейшей формойучастия в государственной жизни. От добровольческого участия во многом зависитрешение социальных проблем, прежде всего на местном уровне, но также нанациональном и международном уровнях. Государство и общество предъявляют своимгражданам повышенные требования в сфере социального служения, связывают ссоциальным служением надежды на выход из сложнейших социальных противоречий.Добровольческое участие становится важнейшей социальной нормой, обуславливающейснижение социальной напряженности.[67]
Реализацияпотенциала социального служения в современном обществе, управление егоресурсами требуют современных профессиональных подходов, устойчивыхзаконодательных оснований, позитивного общественного мнения и полноценногоинформационного обеспечения.
Поставленныеперед российским обществом задачи требуют напряжения всех общественных сил играмотного управления этими силами.[68]
Участиев добровольческой деятельности и благотворительности оформляетсязаконодательно. В России давно идет обсуждение возможности принятия закона одобровольчестве, а в некоторых регионах подобные законы уже приняты. (Например,Концепция развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011годы.[69])
Каксоциальная норма социальное служение в последнее время стала широко применятьсяк добровольческой деятельности. Активное участие в социальном служении являетсянормой для государственных служащих, общественных деятелей, студентов,учащихся, ветеранов, домохозяек, то есть общественной нормой для самых широких слоевнаселения. Эти нормы в настоящее время закреплены в общественном сознании иподдерживаются законодательно. С окончательным оформлением этих норм законодательноможно будет говорить о том, что социальное служение как широкий социальныйинститут уже окончательно сложилось.[70]
Развитиесоциального служения как широкого социального института – это прежде всеговопрос укрепления и развития российской государственности, эффективностисовременной социальной политики, силы гражданского общества. Но, внезависимости от создаваемых условий, уже сегодня, как и на протяжении всейистории России, миллионы граждан России вносят свой посильный жертвенный вкладв дело социального служения, не ожидая ни особых наград, ни особыхобстоятельств собственной жизни.[71]
Внастоящее время перед социальным служением встали новые задачи, направленные навыполнение определенного социального заказа, среди которых:
— противодействие негативным социальным процессам — алкоголизму, наркомании,криминогенности, асоциальному поведению, беспризорности и др.;
–        обеспечениемодернизации общества;
— оказание помощи в освоении людьми новых социальных навыков и ролей, развитиекультуры социального поведения граждан;
–        достижениегармонии между властью и обществом.[72]
Социальноеслужение является опосредованным звеном между государством, обществом иличностью. Создание гражданского общества, которое должно представлять интересывсех граждан закрепляет за социальным служением функцию достижения гармоничныхотношений между государством и гражданским обществом.[73]
Служениелюдям, в рамках профессиональной деятельности — новый этап в организации защитыи помощи нуждающимся. Такой вид деятельности получил определение — социальная работа.Социальными работниками служение людям воспринимается как профессиональныйдолг.[74]
Исходяиз целей институализации социального служения, необходимо переходить оторганизации этой деятельности на общественных началах к профессиональному управлениюдобровольческой и благотворительной деятельностью.[75]
Организациясоциального служения в Российской Федерации имеет богатый прошлый опыт включаяцерковный и советский периоды, и новый опыт современных общественныхорганизаций участвущих в благотворительной и добровольческой деятельности. Однакоотсутствие системного подхода к организации социального служения, недостатокправовой и методологической базы не позволяют придать этой деятельностинеобходимый широкий общественный характер.[76]
Институциализациясоциального служения в Российской Федерации — это полноценное включение гражданв реализацию целей и задач социальной политики, становления гражданскогообщества современной России на принципах социальной ответственности иличностного служения. Успешность этой перспективы во многом зависит от созданиянеобходимых общественно-государственных условий.
Феноменсоциального служения требует научного осмысления, проведения фундаментальныхнаучных исследований, способных раскрыть сущность, тенденции и механизмыразвития социального служения и его влияние на социально-экономическую жизньстраны.
/>/>/>/>Заключение
Изучаясоциальное служение в контексте теории социальной работы можно сделать следующиевыводы:
Социальноеслужение во всех его проявлениях является специфической деятельностью сосвойственными ей принципами, закономерностями и характером развития. Спецификасоциального служения тесно связана с личными качествами тех, кто осуществляетэто служение. Также очевидна взаимосвязь социального служения и социальнойработы. Эта связь должна быть научно описана и обоснована, вооруженанеобходимой методологией.
Основнымисоциально значимыми мотивами участия в социальном служении являются следующие:возможность общения, взаимодействия с единомышленниками; приобретение полезныхсоциальных и практических навыков; профессиональное ориентирование;самовыражение и самоопределение; общественное признание, чувство социальнойзначимости; приобретение опыта ответственного лидерства и социальноговзаимодействия; самореализация личностного потенциала; способность выразитьгражданскую позицию; выполнение общественного и религиозного долга; организациясвободного времени.
Объектысоциального служения идентичны объектам социальной работы, но отличаютсямеханизмом выбора со стороны субъектов. Что касаемо субъектов, то существуютнекоторые различия. В системе субъектов социального служения заметное местозанимают общественные неправительственные и церковные организации, которые фактическивыполняют функции социальной поддержки и защиты нуждающихся людей.
Институциализациясоциального служения в Российской Федерации — это полноценное включение гражданв реализацию целей и задач социальной политики, становления гражданскогообщества современной России на принципах социальной ответственности иличностного служения. Успешность этой перспективы во многом зависит от созданиянеобходимых общественно-государственных условий.
Феноменсоциального служения требует научного осмысления, проведения фундаментальныхнаучных исследований, способных раскрыть сущность, тенденции и механизмыразвития социального служения и его влияние на социально-экономическую жизньстраны.
/>/>/>/>Списокиспользованной литературы и нормативных правовых актов
1. Федеральныйзакон «О благотворительной деятельности и благотворительныхорганизациях» от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008) (принят ГД ФС РФ07.07.1995) [Электронный ресурс] / Адрес доступа: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=64969(Дата доступа: 8.12.2010)
2. Федеральныйзакон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (принят ГДФС РФ 08.12.1995) [Электронный ресурс] / Адрес доступа: www.consultant.ru/popular/nekomerz/71_1.html#p53 (Дата доступа: 8.12.2010)
3. АжнакинаН. Б. Социальное служение религиозных организаций в современной России:диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: 09.00.11Саранск, 2006.
4. АнтоноваО. И. Социальное служение религиозных общностей в современной России: опытсоциологического исследования: автореферат диссертации на соискание ученойстепени кандидата социологических наук: 22.00.04 Екатеринбург 2009 — 23 с.
5. ДальВ.И. толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. / В.И. Даль. — М.,1980. — Т.4.
6. Концепцияразвития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы.Приложение 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2008 N 45.[Электронный ресурс] / Адрес доступа:www.kdobru.ru/upload/111/ad261dff7f28616abf858411cbc4e38b.pdf (Датадоступа: 12.12.2010)
7. КостылеваТ. А. Социальное служение религиозных организаций: диссертация на соисканиеученой степени кандидата философских наук: 07.00.02 Омск, 2006
8. ЛопатинВ. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. — М., 1998
9. МамаеваМ.А. Духовно-нравственное и практическое наполнение понятия «служениеближнему». (в печати)
10. ОжеговС. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1994.
11.  Основныеположения социальной программы российских мусульман. Ярославль: ДИАПРЕСС, — 2000 г. – 43 с.
12.  Основысоциальной концепции РПЦ [Электронный ресурс] / Адрес доступа:www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (Дата доступа: 7.12.2010)
13.  Почемулюди идут в волонтеры (добровольцы) [Электронный ресурс] / (Дата доступа:6.12.2010)
14.  Программнаядеятельность Российского Красного Креста [Электронный ресурс] / Адрес доступа:www.redcross.ru/?pid=23 (Дата доступа: 9.12.2010)
15.  Развитиедобровольческого служения российской молодежи. — М.: Изд-во РГСУ. 2008 — 108 с.
16. РешетниковО. В. Концепция социального служения в современном обществе. — М.: ИздательствоРГСУ, 2008, — 49 с.
17. РешетниковО. В. Социальное служение в России и за рубежом // Отечественный журналсоциальной работы. 2006. № 2. С. 39-43
18. РешетниковО. В. Организация добровольческой деятельности. Учебно-методическое пособие. — М.: «Фонд содействия образованию XXI в.», 2005 — 112 с.
19.  СвешниковВ. Очерки христианской этики. — М.: Паломникъ. — 2000. 863 с.
20.  Социальнаяпозиция протестантских церквей России. [Электронный ресурс] / Адрес доступа:bibleapologet.narod.ru/doctrine.htm (Дата доступа: 5.12.2010)
21.  Социальнаяработа с молодежью: Уч. пособие/ Под ред. д. п. н., проф. Н.Ф. Басова — 2-еизд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» 2009. — 328с.
22.  Социальнаяработа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с.
23.  Социальнаяэнциклопедия, БРЭ.- М; 2000.
24.  Социологическаяэнциклопедия. Том 1.-М.: «Мысль», 2003
25.  СубаеваО. Н. Социальное служение как исторический феномен: 1701 — 2001 гг: диссертацияна соискание ученой степени доктора исторических наук: 07.00.02 М.: 2004 — 426с.
26.  Толковыйсловарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс] /Адрес доступа: slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Ушакова/Милосердие(Дата доступа: 13.12.2010)
27.  ТопчийЛ.В. Теория социальной работы в основных понятиях и схемах. // учебное пособиедля студентов факультета социальной работы. – В 2-х частях. — М.: РГСУ, 2009.
28.  УставРоссийского Детского Фонда [Электронный ресурс] / Адрес доступа:www.detfond.org/main.php?page=docs/bylaw (Дата доступа: 3.12.2010)
29.  УстиненкоВ.Б. Социальное служение религиозных организаций в контексте социальнойполитики современной России // Автореферат диссертации на соискание ученойстепени кандидата философских наук: 09.00.13 М., 2008.
30.  Энциклопедия«Британника». [Электронный ресурс] / Адрес доступа:www.britannica.com/EBchecked/topic/551426/social-service (Дата доступа:5.12.2010)
/>/>/>/>/>Приложение
Таблица1. Основные социально значимые мотивы участия в социальном служении (оценка по9-балльной шкале).[77]Возможность общения, взаимодействия с единомышленниками – 6,1 Приобретение полезных социальных и практических навыков – 6,0 Профессиональное ориентирование – 5,9 Самовыражение и самоопределение – 5,8 Общественное признание, чувство социальной значимости – 5,6 Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия – 5,5 Самореализация личностного потенциала – 5,2 Способность выразить гражданскую позицию – 4,8 Выполнение общественного и религиозного долга – 4,6 Организация свободного времени – 4,6