ВВЕДЕНИЕ. Мировое хозяйство является сложной системой, под ней следует понимать всемирное, глобальное, геоэкономическое пространство, в котором в интересах роста эффективности материального производства свободно обращаются товары, услуги, капиталы: человеческий, финансовый, научно-технический. Мировое хозяйство включает следующие сферы межгосударственных отношений: – мировая торговля; – валютно-кредитные операции; – производственное кооперирование, в том числе посредствам привлечения частных иностранных
инвестиций; – совместное освоение природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности; – научно-техническое сотрудничество, В мировом хозяйстве развивается и становится всё более масштабной специфическая форма экономических отношений – мировая торговля, которая предполагает перемещение товаров и услуг за пределы государственных границ. Роль продавцов и покупателей здесь могут играть не только государственные организации, но и отдельные лица, частные, акционерные и кооперативные предприятия.
Ввозимые товары (импорт) и ввозимые (экспорт) составляют внешнеторговый товарооборот страны. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений, которая возникла ещё в эпоху рабовладения, то есть была исторически первой, и наиболее развита сегодня. Многовековая история международной торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую участвующим
в ней странам. Впервые попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать её цели была сделана на стадии перехода феодализма к капитализму – XV – XVIII вв. – в экономическом учении меркантилистов. Меркантилисты (Томас Мун, Уильям Петти, Чарльз Давинант, Жан Батис Кольбер) придерживались статического взгляда на мир, который, с их точки зрения, располагал
лишь ограниченным количеством богатств. Поэтому богатство одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой. Экономическая система, в соответствии со взглядами меркантилистов, состояла из трёх секторов: производство, сельское хозяй1ство и иностранные колонии. Ассоциируя богатство страны с количеством золота и серебра, которыми она располагает, меркантилистская школа внешней торговли полагала, что для укрепления национальных позиций государство должно: – поддерживать
положительный платёжный баланс – вывозить товаров больше, чем ввозить, что позволяет увеличить приток золота, производство и занятость; – регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращение импорта с помощью тарифов, квот и других инструментов; – запретить или строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья, которое не добываются в стране, что позволит аккумулировать золото и держать низкими экспортные цены на готовую продукцию; – запретить всякую торговлю колоний с другими
странами, кроме метрополии, а также производство готовых товаров. Таким образом, колонии превращались исключительно в поставщиков сырья метрополиям (город-колонизатор – государство по отношению к своим колониям). Школа меркантилизма просуществовала в течение 150 лет и внесла свой вклад в теорию международной торговли: – впервые была подчеркнута значимость внешней торговли для экономического роста стран; – впервые был описан платежный баланс; – дала толчок к развитию классической
школы в мировой экономике. В то же время взгляды меркантилистов имели ограниченный характер, заключавшийся в том, что обогащение одной нации они видели за счет обнищания другой, а достигали этого с помощью протекционистской политики (экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики). Иного взгляда придерживались представители классической школы. В противоположность меркантилистам А. Смит утверждал, что для страны выгодной является не только продажа,
но и покупка товаров на внешнем рынке, то есть её полное участие в МРТ (международное разделение труда), где основной его развития служит различие абсолютных издержек. Он писал: «Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешёвой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у неё на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым
преимуществом». Взгляды А. Смита на целесообразность внешней торговли получили название теории абсолютных издержек. Суть её заключается в том, что в разных странах товары производятся с неодинаковыми издержками производства – в одних с меньшими в других с большими. Поэтому цены товаров, что и создает возможность, одни товары экспортировать за границу с большей выгодой, чем реализовывать внутри страны, а другие выгоднее импортировать, нежели покупать дома.
Таким образом, А. Смит ответил на вопрос о том, что какие товары следует экспортировать, а какие – импортировать. По его мнению, товары, производимые с низкими издержками производства, надо экспортировать, а те, на которые внутри страны делаются большие затраты труда – импортировать. Это можно проиллюстрировать на следующем примере. В таблицах «а» и «б» представлены данные, характеризующие двух товаров – вина и сукна – в двух странах:
Англии и Португалии. Сравнив данные таблиц «a» и «b» можно легко сделать вывод о том , что абсолютные издержки ( в данном случае – количество рабочих дней, затраченных для производства данных объемов продукции).В Англии выше, чем в Португалии, и по сукну, и по вину. Однако взаимовыгодное МРТ возможно и в этом случае. Показатели производства вина и сукна в Англии. Таблица «a».
Показатели Виды произведённой продукции: Вино, литры Сукно, метры 1. Количество произведённой продукции 50 25 2. Количество рабочих дней затраченных для производства данного количества продукции. 120 100 Показатели производства вина и сукна в Португалии. Таблица «b». Показатели Виды произведённой продукции:
Вино, литры Сукно, метры 1. Количество произведённой продукции 50 25 2. Количество рабочих дней затраченных для производства данного количества продукции. 80 90 Аксиома: если стране A требуется меньше дней для производства товара X, чем стране B, то стана A имеет абсолютное преимущество перед страной B в производстве этого товара и ей выгодно экспортировать этот товар в страну
B. Из теории А. Смита вытекало, что факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны и перемещаются в те регионы, где они получают наибольшее абсолютное преимущество. Однако через некоторое время преимущество одних регионов перед другими может исчезнуть, следовательно, прекратится и торговля. Однако Д. Рикардо развил теорию абсолютных издержек и показал, что торговля выгодна каждой стране, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве
конкретных товаров. Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительных издержек. Он считал возможным взаимовыгодное разделение и при наличии абсолютных преимуществ одной страны перед другой при производстве всех товаров, Поясним этот тезис расчетами. Абсолютные издержки в Англии выше, чем в Португалии, и по сукну, и по вину. Однако сравнительные издержки Португалии по сукну больше, чем в
Англии. Они определяются отношением абсолютных издержек на производство единицы сукна к абсолютным издержкам на производство единицы вина. Сравнительные издержки по сукну в Португалии составляют: 90/25:80/50=9/47=2 ¼ В Англии же сравнительные издержки по сукну относительно меньше и составляют: 100/25:120/50=5/3=1 2/3 Сравнительные издержки по вину, таким образом, составляют: • в
Португалии 80/50:90/25=4/9 • в Англии 120/50:100/25=3/5 Таким образом, необходимым условием существования МРТ выступает производство в различных странах одних и тех же товаров различными издержками. Каждой стране целесообразно, согласно взглядам Д. Рикардо, специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала. Следовательно, специализация стран должна идти в соответствии с критерием
экономии трудовых затрат и затрат капитала. Теория сравнительных издержек имела определенные недостатки, способствовавшие в дальнейшем её отмиранию. Среди них: 1. эта теория исходит из наличия двух стран и двух товаров; 2. подразумевает господство свободной торговли; 3. исходит из постоянных затрат производства; 4. предполагает отсутствие транспортных затрат; 5. не учитывает действие
НТР, технических изменений; 6. исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресурсов при их альтернативном использовании. Тем не менее значение этой теории трудно переоценить: именно она впервые описала баланс совокупного спроса и предложения, доказала, что страна получает выигрыш от торговли, не нанося ущерб другим странам, а изыскивая возможности развития торговли внутри страны и отказавшись от введения торговых барьеров. Кроме того, именно теория сравнительных издержек подвела научную основу под развитиедальнейших
теорий. Общей слабой стороной всех классических теорий является то, что для того, чтобы они подтверждались практикой необходимо соблюдение многочисленных ограничений и допущений. Поэтому экономисты XX века осуществляют поиск новых теорий, объясняющих различные аспекты международной торговли, основываясь на классических теориях, развивая и опровергая их. Развитие теории сравнительных издержек Д. Рикардо пошло по нескольким направлениям: наиболее популярной
стала теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина: каждая сторона экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Обосновавшая необходимость определять сравнительное преимущество при внешней торговле исходя из оценки факторов производства, их отношений и взаимосвязи.
Эти теории относятся к группе новейших теорий неоклассической школы. На современном этапе неоклассическая школа сосуществует с неотехнологической, получившей развитие с середины XX века на основе НТР. Возникшие на основе НТР теории мировой торговли полностью отвергали базовые понятия классических теорий и предлагали иные подходы к объяснению мировой торговли. Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной
позицией фирмы ( и страны) – новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может. Изменилось и отношение к государству: экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.
На современном этапе в связи с бурным развитием международной торговли услугами, существующие теории международной торговли адаптируют к торговли услугами. Кроме того, появляются новые теории, конкретно направленные на объяснения выгод от участия сторон в этом процессе. В целом развитие теоретических основ МТУ можно представить по трём направлениям. I. a) Подход:
Макроэкономический: классические теории. Теория и её содержание: Развитие теории Хекшера- Олина. В основе МТУ – различная обеспеченность факторами, ресурсами и технологиями, которые неподвижны. Автор: Хиндли, Диадорф, Джонс, Руапэ, Саксонхаус, Запир, Лутц. Сегмент МТУ: транспорт, страхование, технологические и прочие услуги. b) Подход: Макроэкономический: классические теории.
Теория и её содержание: Развитие теории Хекшера- Олина. В основе МТУ – различная обеспеченность факторами, ресурсами и технологиями обладающими мобильностью. Определяющим фактором является человеческий капитал. Автор: Диадорф, Мельвин, Бройс, Мундель, Хирш. Сегмент МТУ: прямые товароориентированные услуги и услуги, связанные с местоположением.
II. a) Подход: Неотехнологические теории. Теория и её содержание: Модель ступенчатой несовершенной экономики. Эффект ступенчатого дохода возникает в результате временных технологических преимуществ, связанных с большим внутренним рынком, конкуренцией и спросом. Автор: Ричардсон, Мельвин, Крицовски, Франкойз, Маркузэн, Арндт. Сегмент МТУ: транспорт, морские перевозки, финансовые услуги. b)
Подход: Неотехнологические теории. Теория и её содержание: Модель дифференциации продуктов. Дифференциация услуг, порожденная, товарной дифференциацией провоцирует внутриотраслевую торговлю. Автор: Цвайфель, Хеллер. Сегмент МТУ: прямые товароориентированные услуги. В целом большинство экономистов макроэкономического подхода (классической школы), так же, как и представители
классической школы МТТ, видят истоки МТУ в сравнительном преимуществе стран, образующимся из-за различной факторной вооруженности. Другой путь выбирает представители новых теорий, считая, что на ряду с факторной вооруженностью, важную роль играют тип рынка, дифференциация услуг и наличие ступенчатого эффекта. III. a) Подход: Микроэкономический. Теория и её содержание: теория трансфера (объмена) услуг внутри ТНК. Автор: Кугман, Маркузэн, Мелвин Сегмент МТУ: услуги, связанные с местоположением.
Микроэкономический подход наименее раскрыт в переведенной экономической литературе. Однако он подкреплен эклектическим подходом, который хоть и выделяется в отдельный подход, но во многом ориентирован на учет МТУ в рамках ТНК. IV. a) Подход: Эклектический. Теория и её содержание: Эклектическая теория интернационализации производства услуг. Представляют собой комбинацию преимуществ: 1. связанных с собственностью на неосязаемые активы: способность
предложить принципиально или качественно новые товары и другие; 2. связанных с размещением производства: коммерческая монополия, избыточные производственные мощности, экономия от совместного производства и сбыта и др 3. связанных с интернационализацией через заключение различного рода межпромышленных соглашений о сотрудничестве. В теории Даннинга четко прослеживается также три уровня анализа: фирм, отрасли и страны, каждый из
которых имеет свои особенности, определяющие форму и структуру потоков. Автор: Даннинг, Эндервик. Сегмент МТУ: основные и дополнительные услуги. Подводя итог теории международной торговли, можно сделать следующий вывод. Теория Рекардо о сравнительных издержках и её современные модификации позволяют объяснить направленность той части международного товарного обмена, которая связанна, в первую очередь, с различиями отдельных
стран в наделенности природно-климатическими и минеральными ресурсами. Модель Хекшера-Олина – это те направления специализации, преимущественно межотраслевой, которые связанны с использованием квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, капитала и сельскохозяйственных угодий. Неотехнологические теории наиболее приемлемы для анализа международной торговли, в том числе внутриотраслевой торговли различными товарами. Популярным направлением экономической науки становится
теоретическое обоснование участия стран в международной торговле услугами, которое основано как на теориях классической, неоклассической или неотехнологической школ международной торговли товарами (макро- и микроэкономический подходы), так и на самостоятельных исследованиях ученых (электрический подход). Понятие, объекты и субъекты международной торговли. Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка.
Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков: 1. на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары; 2. действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость ( образуется при производстве товара в среднемировых общественно-нормальных условиях); 3. он в большей степени подвержен монополизации (господство
ТНК); 4. решающее влияние могут оказывать не экономические, а политические факторы (например, политика в государстве, эмбарго и т.п.) 5. расчеты осуществляются в свободно-конвертируемой валюте и в международных счетных единицах. Международная торговля – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля – это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.
Внешняя торговля – это обмен товарами и услугами между государственно- оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране. В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков – экспорт и импорт. В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт имеют следующие виды: Классификация видов экспорта и импорта. ЭКСПОРТ ИМПОРТ 1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных)
в данной стране; 1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения; 2) вывоз сырья и п/ф для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом; 2) ввоз сырья, п/ф, узлов, деталей дли переработки в данной стране и последующего вывоза за границу; 3) реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных
аукционах, товарных биржах и т.п.; 3)реимпорт – обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров; 4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки). 4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы; 5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей (в машиностроении), а также поставки в
рамках ТНК. 5) ввоз продукции в рамках ТНК (транснациональные корпорации). Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных характеристик внешней и международной торговли, таких, как: • стоимостной и физический объём (товарооборот). Стоимостный объём внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной
торговли. Номинальный стоимостной объём международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объём международной торговли представляет собой номинальный объём, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора (снижение общего (среднего) уровня цен в экономике страны; процесс снижения роста денежной массы в обращении). Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах
и позволяет производить необходимые сопоставления и определять её реальную динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международного сопоставления; • товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день насчитывается свыше 20 мил. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических
масштабов. Кроме того, по оценкам генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, насчитывается более 600 видов услуг; • географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемый либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура – данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе.
Организационная географическая структура – данные о международной торговле между странами к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в отдельную группу по тем или иным критериям (например, страны – экспортеры нефти). Субъектами международной торговли выступают все государства мира, которые в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы: страны с развитой рыночной экономикой (24 страны с
высоким уровнем доходов на душу населения, в том числе «большая семерка») , развивающиеся страны (132 страны с низким и среднем уровнем доходов на душу населения) и страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы и СССР). Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и
МНК . так, в 90-е годы на внутрифирменную торговлю ТНК приходится более 40% международной торговли. Развитие же интеграционных процессов предопределяется участие в качестве субъектов международной торговли интеграционных региональных группировок (например, Европейского Союза). Таким образом, субъектами международной торговли выступают: 1. страны мира; 2. ТНК и МНК; 3. региональные интеграционные группировки.
В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека – товары и услуги. Товар в широком смысле – это предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена. В рамках этого определения товаром могут считаться и услуги. В более узком понимании, товар – это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий форму. Услуга – это предмет труда человека, также направленный
на удовлетворение общественной потребности, произведенный для обмена, но принимающий форму невидимого, неосязаемого продукта. Однако не все товары и услуги могут стать объектом международного обмена. Поэтому возникает необходимость в разграничении сущности торгуемых и не торгуемых товаров. Торгуемые товары – товары, которые могут передвигаться между различными странами. Их цена определяется взаимодействием спроса и предложения как на внутреннем, так и на мировом рынке.
Не торгуемые товары – товары , которые потребляются в той же стране, где и производятся, то есть не перемещаются между странами, и цена на которые устанавливается балансом спроса и предложения в отечественных рамках. Учитывая, что объектами международной торговли выступают товары и услуги, можно выделить две её формы: Международную торговлю товарами и международную торговлю услугами, Международная торговля товарами (МТТ) – это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая
на основе международного разделения труда (МРТ) и выражающая их взаимную экономическую зависимость. Международная торговля услугами (МТУ) – это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Главной особенностью современного типа функционирования мировой экономики является опережающий рост международной торговли над производством, который обусловлен увеличением хозяйственной взаимозависимости
большинства стран и выравниванием динамики ВВП (валовой внутренний продукт) по регионам. В целом приросте международной торговли по регионам отражаются в следующей таблице. Прирост международной торговли по регионам в 1995-1997 годах, в %. Регион 1995 г. 1996 г. 1997 г. Мир в целом 9 5 9,5 Северная Америка 7 9,5 10,5 Западная Европа 8 4,5 8
Восточная Европа и СНГ 17,5 7,5 11 Центральная Азия 10 3,5 11,5 Юго-Восточная Азия 14,5 6,5 10 Таким образом, на современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества, являясь, с одной стороны, мощным фактором экономического роста, с другой фактором увеличения взаимозависимости стран. Вывод. На основе теоретических основ международной торговли очевидно, что она развивается потаму, что
приносит выгоду учавствующим в ней странам: 1. благодаря международной торговле преодалевается ограниченность национальной базы ресурсов; 2. расширяется ёмкость внутреннего рынка и устанавливаются связи внутреннего рынка с мировым; 3. обеспечивается получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства; 4. развивается специализация страны, а следовательно, повышается производительность использования ресурсов, увеличивается объём производства;
5. расширение экспорта способствует повышению занятости. Так, по данным ЮНКТАД, увеличение экспорта промышленных товаров, эквивалентное 1% ВВП, вызывает рост занятости на 0,62 – 0,78%; 6. активное участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальной экономике, что наглядно видно на примере Новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии; 7. вовлечение промышленных предприятий в международную
конкуренцию вызывает необходимость постоянного совершенствования организационно- технической базы производства, качества выпускаемых товаров, что является фактором роста производительности труда и эффективности экономики. Помимо указанных преимуществ для отдельно взятой страны, международная торговля оказывает влияние и на мировую экономику в целом: • увеличение внешнеторгового обмена между странами приводит к синхронизации экономических циклов в мировом хозяйстве.
Взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственных комплексов отдельных стран усиливает настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влечет за собой кризисные тенденции в других странах мира. Например, сокращение поставок нефти на мировой рынок странами ОПЕК в 1975 году спровоцировало мировой нефтяной кризис; • через международную торговлю реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вызова капитала, производственной кооперации, научно-
технического сотрудничества; • рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей вступают важной предпосылкой международной экономической интеграции; • международная торговля способствует дальнейшему углублению МРТ и интернационализации хозяйственных связей. Список литературы: