Введение
На современномэтапе развития нашей экономики вопрос анализа финансового состояния предприятияявляется очень актуальным. От финансового состояния предприятия зависит вомногом успех его деятельности. Поэтому анализу финансового состоянияпредприятия уделяется много внимания.
Актуальностьданного вопроса обусловила развитие методик оценки финансового состоянияпредприятий. Эти методики направлены на экспресс оценку финансового состоянияпредприятия, подготовку информации для принятия управленческих решений,разработку стратегии управления финансовым состоянием.
В современныхэкономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта являетсяпредметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций илиц), заинтересованных в результате его функционирования. На основаниидоступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценитьфинансовое положение предприятия.
Основныминструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можнообъективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта:охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходностьдеятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принятьобоснованные решения.
1. Организацияаналитической работы на предприятии. Основные этапы аналитической работы
Организацияаналитической работы на предприятии должна способствовать своевременномувыявлению имеющихся на предприятии и в его подразделениях резервов и нахождениюпутей их реализации. Сложившаяся практика анализа производственной ихозяйственной деятельности на предприятиях промышленности показывает, что онвключает следующие этапы.
1. Составлениеплана аналитической работы:
• определениетемы анализа и направлений использования его результатов;
• разработкапрограммы, календарного плана и распределение работы между исполнителями;
• определениеисточников информации, восполнение ее недостатка;
• разработкамакетов, аналитических таблиц, методики их заполнения, способов обработкиматериалов, формирование результатов анализа.
2. Подготовкаматериалов для анализа:
• подборимеющейся информации, создание дополнительных источников;
• проверкадостоверности информации;
• аналитическаяобработка информации.
3. Предварительныеоценки (характеристики):
• выполнениеизучаемых показателей за текущий период;
• изменениепоказателей по сравнению с показателями в предшествующем периоде;
• степенииспользования ресурсов.
4. Анализ причиндинамических изменений и отклонений от базы:
• определениякруга взаимодействующих факторов и их группировки;
• раскрытиесвязей и зависимостей между факторами;
• количественноеизмерение влияния факторов;
• оценка ущербаот отрицательного влияния факторов;
• выявлениенеиспользованных резервов.
5. Итоговаяоценка и сводный подсчет резервов:
• выводы порезультатам анализа, итоговая оценка;
• сводный подсчетрезервов и рекомендации по их использованию.
По степени охватаизучаемых явлений и процессов анализ может быть полный (общий) и частичный(локальный).
При полноманализе изучают все стороны производственной и хозяйственной деятельностипредприятия и его подразделений. Обычно полный анализ приурочивается котдельным отчетным периодам (квартал, год).
При частичноманализе изучаются отдельные подразделения предприятия или отдельные стороныдеятельности предприятия. По периодичности проведения анализ может бытьежедневным, месячным, квартальным и годовым.
Анализ работыпредприятия осуществляется экономическими службами при широком привлеченииинженерно-технических работников. На крупных промышленных предприятияхдеятельностью всех экономических служб управляет главный экономист, которыйявляется заместителем директоры по экономическим вопросам. Он организует всюэкономическую работу по анализу хозяйственной деятельности. В непосредственномего подчинении находятся лаборатория экономики и организации производства,планово-экономический отдел, отделы труда и заработной платы, бухгалтерскогоучета, финансовый и т.д.
Экономическийанализ входит в обязанности не только работников экономических служб, но итехнических отделов (главного механика, энергетика, технолога, новой техники идр.).
Примерная схемараспределения функций анализа хозяйственной деятельности может бытьпредставлена следующим образом.
Производственныйотдел анализирует выполнение плана выпуска продукции по объему и ассортименту,ритмичность работы, повышение качества продукции, внедрение новой техники итехнологии, комплексной механизации и автоматизации производства, работуоборудования, расход нематериальных ресурсов, длительность технологическогоцикла, комплектность выпуска продукции, общий технический и организационныйуровень производства.
Отдел главногомеханика и энергетика изучает состояние эксплуатации машин и оборудования,выполнение планов-графиков ремонта и модернизации оборудования, качество исебестоимость ремонтов, полноту использования оборудования и производственныхмощностей, рациональность потребления энергоресурсов.
Отделтехнического контроля анализирует качество сырья и готовой продукции, брак ипотери от брака, рекламации покупателей, мероприятия по сокращению брака,повышению качества продукции, соблюдению технологической дисциплины.
Отдел снабженияконтролирует своевременность и качество материально-технического обеспеченияпроизводства, выполнение плана поставок по объему, номенклатуре, срокам,качеству, состояние и сохранность складских запасов, соблюдение норм отпускаматериалов, транспортно-заготовительные расходы и др.
Отдел сбытаизучает выполнение договорных обязательств и планов поставок продукциипотребителям по объему, качеству, срокам, номенклатуре, состояние складскихзапасов и сохранность готовой продукции.
Отдел труда изаработной платы анализирует уровень организации труда, выполнение планамероприятий по повышению его уровня, обеспеченность предприятия трудовымиресурсами по категориям и профессиям, уровень производительности труда,использования фонда рабочего времени и фонда зарплаты.
Отделбухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерия) анализирует выполнение сметызатрат на производство, себестоимость продукции, выполнение плана прибыли и ееиспользование, финансовое состояние, платежеспособность.
Планово-экономическийотдел или отдел экономического анализа осуществляет составление планааналитической работы и контроль за его выполнением, методическое обеспечениеанализа, организует и обобщает результаты анализа хозяйственной деятельностипредприятия и его структурных подразделений, разрабатывает мероприятия поитогам анализа.
Периодическианализ экономики предприятия производится вышестоящими органами управления.Специалисты этих органов могут изучать отдельные вопросы или проводитькомплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия. По результатам этогоанализа органы управления могут в некоторой степени изменять экономическиеусловия деятельности предприятия.
Вневедомственныйанализ хозяйственной деятельности выполняется статистическими, финансовымиорганами, налоговыми инспекциями, аудиторскими фирмами банками, инвесторами,научно-исследовательскими институтами и т.д. Статистические органы, например,обобщают и анализируют статистическую отчетность и результаты представляют всоответствующие министерства и ведомства для практического использования.Налоговые инспекции анализируют выполнение предприятиями планов по прибыли, поотчислению налогов в государственный бюджет, ведут контроль за рациональнымиспользованием материальных и финансовых ресурсов. Банки и другие инвесторыизучают финансовое положение предприятия, его платежеспособность, кредитоспособность,эффективность использования кредитов и др.
Предприятия могутпользоваться услугами специалистов аудиторских фирм.
На каждомпредприятии вся работа по проведению анализа должна планироваться. На практикемогут составлять следующие планы: комплексный план аналитической работы предприятияи тематические планы.
Комплексный плансоставляется на один год. Разрабатывает его специалист, которому на предприятиипоручено руководство аналитической работой в целом. Этот план по содержаниюпредставляет собой календарное расписание отдельных аналитических исследований.В нем, кроме целей и задач анализа, перечисляются вопросы, которые должны бытьисследованы на протяжении года, определением сроков, субъектов анализа, даетсясхема аналитического документооборота, срок и адрес поступления каждогодокумента, его содержание. По результатам анализа разрабатываются предложения,направленные на улучшение результатов хозяйственной деятельности.
Тематические – этопланы проведения анализа по комплексным вопросам, которые требуют углубленногоизучения. В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведенияанализа, его исполнители и др. Контроль за выполнением планов анализа ведетзаместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам или лицо, накоторое возложены обязанности по управлению анализом в целом.
2. Оценка рыночныхпозиций предприятия
Оценкафинансово-хозяйственной деятельности любого предприятия не может сводитьсятолько к анализу его бухгалтерской отчётности. К сожалению, результаты анализа отчётностине позволяют охарактеризовать будущее состояние и будущие финансовые результатыпредприятия. Для того чтобы охарактеризовать возможные успехи предприятия вбудущем, необходимо изучить влияние на предприятие и его рыночное окружениевнешних и внутренних факторов.
Упомянутыефакторы формируют бизнес-среду предприятия, которая фактически определяет егоположение на рынке и финансовое благополучие. Поэтому при проведениикомплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия нужнообязательно охарактеризовать его бизнес-среду. Участниками внешней средыявляются потребители, покупатели, клиенты, поставщики, подрядчики, партнёры побизнесу, социальное окружение. Для всех этих участников обязательны формальныеотношения. К участникам внутренней среды относятся собственники, руководство итрудовой коллектив. Их могут связывать как формальные, так и неформальныеотношения.
Всестороннийанализ бизнес-среды и рыночной позиции предприятия выполняется в ходемаркетинговых исследований и процедур. При проведении комплексного анализарыночной позиции предприятия надо помнить, что предприятие представляет собойсложную систему, выполняющую несколько функций и состоящую из множестваподсистем, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом и с внешнейсредой. Так, к функциям, выполняемым предприятием, относятся производство,сбыт, снабжение производства сырьём и финансами, обеспечение рабочими местаминаселения и др.
Основнымиподсистемами предприятия являются производственная, финансовая, управляющая,информационная, транспортная. Названные функции и подсистемы в разной степенизначимы для разных хозяйствующих субъектов. Формирование и условияфункционирования различных подсистем хозяйствующей системы (предприятия) такжеявляются предметом изучения при проведении комплексного анализа еёфинансово-хозяйственной деятельности.
Рассмотримосновные составляющие бизнес-среды предприятия.
Внешней средойпредприятия называют рыночную среду, в которой оно действует. Её формируютвнешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности. Впервую очередь это бизнес-партнёры, имеющие общие с предприятием деловыеинтересы: клиенты, поставщики, заказчики, подрядчики, контрагенты. Предприятиепочти не может повлиять на природу или появление внешних факторов.
На деятельностьпредприятия значительно влияют конкуренты. Например, в тех случаях, когдакакое-то предприятие поддерживает высокие стандарты качества обслуживания илипроизводимой продукции, всем его конкурентам, чтобы остаться на этом рынке, приходитсясоответственно совершенствовать свои технологии и систему контроля качествапродукции.
Внешняя средапредприятия заключает в себе множество факторов, важнейшими из которых являютсямеждународные, национальные, экономические, демографические и рыночные. В числопоследних входят психология потребителя, новизна конструкций, технологий иконкурентоспособность продукции, а также формы конкуренции и системамаркетинга.
При проведениикомплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия следуетвыделить из перечисленных факторов те, которые оказывают на него максимальноевоздействие. При этом задачей анализа является выработка возможных вариантовдействий руководства хозяйствующего субъекта – последнее принимает тот или инойвариант с учётом того, какая ситуация, связанная с действием внешних факторов,стала актуальной.
Внутренняя средапредприятия – это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и ихотношений, возникших в процессе его финансово-хозяйственной деятельности. Внутреннююсреду предприятия можно представить как совокупность пяти крупных группфакторов: факторов конкурентной позиции предприятия при заданной цели егодеятельности; факторов формы собственности и организационной структурыуправления; ресурсов и их использования; маркетинговых стратегии и тактики,определённых с учётом сегментации рынка, а также результатов прогнозирования будущихвеличин объёма сбыта товаров и цен на них; финансового менеджмента,учитывающего текущие и будущие величины таких показателей, как структурабаланса, платёжеспособность, ликвидность, соотношение собственных и заёмныхсредств, стоимость капитала, структура имущества, инвестиционнаяпривлекательность, доход на акцию, прибыль и рентабельность.
У каждогопредприятия – своя комбинация названных факторов (в соответствии сособенностями производимой продукции, величиной годового объёма производства, атакже внешними условиями функционирования предприятия). Отдельные факторы вразной степени значимы для разных предприятий. Внутренние факторы предприятия формируются,прежде всего, его руководством. Однако в отдельных случаях нельзя не учитыватьи роль трудового коллектива, особенно это характерно для больших предприятий смноголетней историей.
Особое значениеимеет проведение всестороннего анализа внутренних факторов для принятияуправленческих решений на предприятии: оно позволяет увидеть границыпроизводственных и сбытовых возможностей предприятия при краткосрочномпланировании и определить те работы по преобразованию производства, выполнениекоторых обеспечит максимальный хозяйственный эффект в отдалённом будущем.
При проведениианализа рыночной позиции предприятия целесообразно составлять SWOT-матрицу, вкоторой сформулированы рыночно значимые сильные и слабые стороны предприятия,его возможности, экономические угрозы
Анализируяположение предприятия, определяют его сильные и слабые стороны, а путёмпрогнозирования будущего выявляют возможности продолжения деятельностипредприятия и экономические угрозы для него. SWОT-матрица представляет собойнаглядный материал для планирования предприятием дальнейшей деятельности попреодолению его недостатков (слабых сторон) и использованию его рыночныхпреимуществ (сильных сторон) с учётом выявленных возможностей предприятия иугроз для него.
Результатыанализа рыночной позиции предприятия и выявления наиболее существенныхфакторов, формирующих его бизнес-среду, – это необходимая основа для принятияоптимальных управленческих решений в нелёгкой борьбе за более выгодноеположение предприятия на рынке, за стабилизацию его финансового состояния иуверенность работников предприятия в успехе их деятельности в ближайшембудущем.
3. Анализобеспеченности предприятия материальными ресурсами
Производстволюбого вида продукции (работ, услуг) связано с использованием материальныхресурсов. Рост объемов продукции и улучшение качества в значительной степенизависят от обеспеченности хозяйствующего субъекта материальными ресурсами иэффективности их использования.
Взаимосвязь междупоказателями можно отразить в формуле:
V = МЗ * Мо или V= МЗ * (1 / Ме)
где: V – объемпродукции; МЗ – сумма материальных затрат; Мо – материалоотдача продукции; Me –материалоемкость продукции.
Своевременноепоступление и эффективное использование материальных ресурсов обеспечивает бесперебойную,ритмичную работу, выполнение бизнес-плана и увеличение прибыли. Необоснованныйизлишек может приводить к замедлению оборачиваемости оборотных средств, чтоухудшает финансовое состояние. Особенностью российской хозяйственной практикиявляется то, что многие хозяйствующие субъекты создают запасы в видевысоколиквидных средств (бензин, спирт, т. п.). Отсюда следует, чтохозяйствующий субъект должен иметь оптимальный запас материальных ресурсов поколичеству, качеству, ассортименту. Исходя из технологического процесса идругих особенностей производства, сами определяют норму расхода, норму запасов,выявляют ненужные материалы с точки зрения ассортимента выпуска, определяютмеры по их реализации.
Анализобеспеченности хозяйствующего субъекта материальными ресурсами начинают ссопоставления планируемой потребности в материалах с учетом запасов их наначало года, остатков на конец, потребности на ремонт с данными о фактическомпоступлении материалов на склад предприятия.
Большинствопромышленных предприятий имеет широкий ассортимент потребляемых материалов,поэтому анализ обеспеченности материалами осуществляется по важнейшим видам,которые определяют ее выпуск.
Вначале даетсяоценка качества плана МТС (материально-технического снабжения). Проверкуреальности планов начинают с изучения норм и нормативов, которые положены воснову роста потребности в материальных ресурсах.
Полнаяобеспеченность потребности в материальных ресурсах источниками покрытияявляется условием бесперебойной работы.
Источникипокрытия делятся на две группы: внешние и внутренние. К внешним источникамотносят материальные ресурсы, поступающие от поставщиков в соответствии сзаключенными договорами, либо ресурсы на оптовых базах. К внутренним источникампокрытия потребности относят использование вторичного сырья, сокращение отходовсырья, собственное изготовление полуфабрикатов (упаковок, заготовок, литье),экономия при хранении, транспортировке.
При определенииреальной потребности в завозе материалов со стороны необходимо рассчитать общуюпотребность в определенном виде материалов (Qобщ.мр), которая формируется каксумма потребности в материальных ресурсах на программу выпуска (Qпв.мр),откорректированная на изменение остатков материалов на начало (Qнг.мр) и конец(Qкг.мр) года, плюс потребность в материальных ресурсах на капитальный ремонт(Qкр.мр) и других вспомогательных служб (Qвц.мр):
Qобщ.мр = Qпв.мр+ Qнг.мр – + Qкг.мр + Qкр.мр + Qвц.мр
Реальнаяпотребность в завозе материальных ресурсов со стороны равна разнице между общейпотребностью и суммой собственных внутренних источников покрытия.
В процессеанализа проверяется обеспеченность потребности в завозе материальных ресурсовдоговорами на их поставку и фактическим выполнением поставки материальныхресурсов.
На основанииданных бизнес-плана и оперативно-технической отчетности отделов снабжениясоставляется аналитическая таблица, которая позволяет оценить обеспеченностьпотребности в материальных ресурсах договорами и фактическим их выполнением.
Объектом анализаявляется комплексность снабжения, т.е. соблюдение определенных соотношениймежду важнейшими видами материальных ресурсов. Нарушение комплексностиснабжения, как правило, приводит к нарушению сроков изготовления, нарушениюассортимента и возможному снижению объема выпуска. Большое значение в анализеуделяется выполнению задания по срокам поставки материалов, которые определяютритмичность выпуска. Нарушение сроков поставки материалов ведет к нарушениюассортимента, снижению объема выпуска.
Бесперебойнаяработа хозяйствующего субъекта невозможна без создания оптимальной величинызапасов на осуществление программы выпуска. В процессе анализа определяетсясоответствие фактического размера запасов важнейших видов сырья и материаловнормативным размерам. С этой целью на основании данных о фактическом наличииматериальных ресурсов в натуральной форме и среднесуточном их расходеопределяют фактическую их обеспеченность материалами в днях и сравнивают ее снормативной величиной.
На многиххозяйствующих субъектах устанавливается норматив производственных запасов вматериальных ресурсах не только в днях, но и в абсолютном выражении.
В условияхрыночной экономики товарный ассортимент постоянно меняется, отражая состояниепотребностей на данный момент времени. Вследствие чего у хозяйствующих субъектовмогут возникнуть излишки запасов сырья, материалов или выявлены ненужныематериалы. Излишки и невостребованные материалы, исходя из товарногоассортимента, определяют по данным складского учета путем сравнения прихода ирасхода. Те виды материалов, которые оказались невостребованными в течение годаи более, относят в группу неходовых (ненужных). Определяют общую стоимость имеры по их реализации.
Большое влияниена объем выпуска оказывает качество потребляемых материальных ресурсов.Изменение качества определяет выход продукции. Снижение качества потребляемыхматериальных ресурсов ведет к поломкам оборудования, нарушению норм расходаматериала, увеличению себестоимости, снижению качества готовой продукции.Поэтому при анализе обеспеченности материальных ресурсов следует проверитькачество поступивших в отчетном периоде материалов, выяснить причиныпоступления материалов пониженного качества, выяснить, какие меры были принятыотделом снабжения для получения материалов надлежащего качества. Анализ качестваосуществляется выборочной проверкой, по результатам проверки составляют актыприемки материалов, не соответствующих предъявленным требованиям, что являетсяосновой для предъявления санкций и претензий к поставщикам.
Заключение
В традиционномпонимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозированияфинансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.
Современныйфинансовый анализ имеет определенные отличия от традиционного анализафинансово-хозяйственной деятельности.
Прежде всего, этосвязано с растущим влиянием внешней среды на работу предприятий. В частности,усилилась зависимость финансового состояния хозяйствующих субъектов отинфляционных процессов, надежности контрагентов (поставщиков и покупателей), усложняющихсяорганизационно-правовых форм функционирования.
В результатеинструментарий современного финансового анализа расширяется за счет новыхприемов и способов, позволяющих учитывать эти явления.
Финансовоесостояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих егоспособность погасить свои долговые обязательства. Финансовая деятельностьохватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имуществапредприятия, контроля за его использованием.
В целях рыночныхотношений исключительно велика роль анализа финансового состояния предприятия.
Это связано стем, что предприятия приобретают самостоятельность, несут полнуюответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельностиперед совладельцами (акционерами), работниками, банком и кредиторами.
Практическаячасть
Задание 1.Расчет темпа роста объема реализованной продукции в денежном выражении и оценкавлияния факторов на его величину индексным методом.
1. Определитьтемп роста объема реализованной продукции предприятия в денежном выражении вотчетном году по сравнению с предыдущим годом.
Темп роста объемареализованной продукции определяется по всем изделиям предприятия. Темп ростаобъема реализованной продукции в денежном выражении />:
/>=(160800*16,5+260010*22,0)/(150300*15,0+250125*20,5) =8373420/7382062,5 = 1,13429275
Т.о. наблюдается увеличение темпов роста объемареализованной продукции предприятия в денежном выражении (в отчетном году объемувеличился на 113% по сравнению с предыдущим годом).
2. Определитьиндексным методом влияние показателей-факторов (цен и физического объемареализации) на изменение темпа роста объема реализованной продукции.
Объемреализованной продукции (/>)зависит от физического объема реализации (N) и от уровня цен (Ц). Для определения влияния каждого из факторовна изменение объема реализации используем индексы как инструмент факторногоанализа (индексный метод).
/>= 7742205/7382062,5= 1,04878616
/>= 8373420/7742205 =1,0815291
/>= 1,13429275
3. Определитьвлияние факторов на изменение объема продукции в денежном выражении.
Вычитая изчислителей индексов их знаменатели, определяем влияние отдельных факторов вденежном выражении /> и /> на изменение объемареализованной продукции />.
При этом />
/>= Qp(N)=∑Nф*Цпр – ∑Nпр*Цпр =7742205 – 7382062,5 = 360142,5
/> = Qp(Ц)=∑Nф*Цф– ∑Nф*Цпр = 8373420 – 7742205 = 631215
/>= 360142,5 + 631215 = 991357,5
При определениивлияния факторов на изменение объема продукции в денежном выражении, получаем,что на 36% объем продукции в денежном выражении зависит от физического объемареализации (N) и на 64% от уровня цен (Ц). Делаемвывод, что наибольшее влияние на изменение объема продукции в денежномвыражении имеет фактор уровня цены.
4. Дать оценкудеятельности предприятия по данному показателю и указать направлениядальнейшего анализа.
Рассматриваемоепредприятие имеет успешные финансовые результаты по выпуску двух видов изделий(А и В). В отчетном году наблюдается увеличение физического объемареализованной продукции, как в целом, так и по каждому изделию конкретно. Также наблюдаем и рост оптовой цены по сравнению с предыдущим годом. Такимобразом, наблюдается увеличение объема продукции в денежном выражении. В нашемслучае объем реализованной продукции в денежном выражении произошел в первуюочередь за счет увеличения уровня цены и составил 8373420 руб. (в том числе поизделию А =2653200 руб. и по изделию В= 5720220 руб.). Если б предприятиеувеличило лишь физический объем реализованной продукции, а цены оставалисьпредыдущего года, то объем реализованной продукции в денежном выражениисоставил 7742205 руб. (в том числе по изделию А =2412000 руб. и по изделию В=5330205 руб.). Таким образом, получаю, что увеличение объема реализованнойпродукции в денежном выражении произошло на 531215 руб. (на 64%) только за счетповышения оптовой цены и на 360142,5 руб. (на 36%) лишь за счет повышенияфизического объема реализованной продукции.
На данномпредприятии нужно провести анализ, который выявит резервы снижения издержекпроизводства и повлияет на улучшение качества продукции за счетсовершенствования технологий его изготовления.
Так же следуетпровести маркетинговый анализ, который будет направлен на изучение спросапродукции предприятия на рынке сбыта, для формирования ценовой политики.
Можно провестисравнительный анализ по оценке деятельности аналогичного предприятия болеефинансово успешного по сравнению с данным, для выявления внутренних отличий(например, технического характера), которые зависят от самого предприятия.
Провести анализвлияния на результаты деятельности предприятия таких факторов как организацияпроизводства, уровень квалификации работников, уровень применения техники всложном технологическом процессе изготовления продукции.
Задание 2.Использование приемов факторного анализа для оценки влиянияпоказателей-факторов на изменение объема реализованной продукции (объемапродаж).
1. Рассчитатьпоказатели интенсивности (эффективности) использования производственныхресурсов:
– трудовых ресурсов(труда);
– основных фондов(средств труда);
– материальных ресурсов(предметов труда).
Рассчитаемпоказатели интенсивности (эффективности) использования:
– трудовых ресурсов:производительность труда (/>):
/>.
/>прев.= 19631513/243= 80788,1193 руб.
/>отчет=38768835/279=138956,3980 руб.
– основных фондов:фондоотдача (/>):
/>
/>прев.= 19631513/19725470=0,9952 руб./руб.
/>отчет=38768835/22094000= 1,7547 руб./руб.
– материальных ресурсов:
материалоотдача (/>): />.
/> прев.=19631513/8107700= 2,4213 руб./руб.
/> отчет=38768835/16090000= 2,4095 руб./руб.
илиматериалоемкость (/>):/>
/> прев.=8107700/19631513=0,4130 руб.
/> отчет=16090000/38768835= 0,4150 руб.
Фондоотдача (/>) во многом зависит отдостигнутого уровня производительности труда (/>)и его фондовооруженности (/>):
/>
/> прев.=19725470/243=81174,7737 руб./чел.
/> отчет= 22094000/279= 79189,9642 руб./чел.
/>
/> – объем реализованной продукции, тыс. руб.;
Р –среднесписочная численность работников, чел.;
/> – производительность труда, руб.;
/> – стоимость производственных основныхсредств, тыс. руб.;
/> – фондоотдача, руб./руб.;
/> – фондовооруженность труда, руб./чел.;
М – материальныезатраты, тыс. руб.;
/> – материалоотдача продукции, руб./руб.;
/> – материалоемкость продукции, руб.
2. Рассчитать покаждому показателю изменение за год и темп роста показателя в процентах.
Рассчитаемизменение за год и темп роста показателя в процентах по каждому показателю:
– трудовых ресурсов:производительность труда (/>):
изменение за год=/>отчет-/>прев.=138956,3980–80788,1193=58168,2787 руб.
/>отчет//>прев.=138956,3980/80788,1193= 1,7200
темп роста впроцентах составил 172% по сравнению с предыдущим годом.
– основных фондов:фондоотдача (/>):
изменение за год =/>отчет – />прев.= 1,7547 – 0,9952=0,7595 руб./руб.
/>отчет//>прев.=1,7547/0,9952=1,76,темп роста в процентах составил 176%. по сравнению с предыдущим годом.
– материальных ресурсов:
материалоотдача
изменение за год =/> отчет-/> прев.= 2,4095–2,4213 = –0,0118
/> отчет//> прев.=2,4095/2,4213 =0,9951, темп роста в процентах составил 99% по сравнению спредыдущим годом.
материалоемкость
изменение за год= />отчет – />прев.= 0,4150 – 0,4130=0,0020
/> отчет//>прев.=0,4150/0,4130=1,0049, темпроста в процентах составил 101% по сравнению с предыдущим годом.
Фондовооруженность.
изменение за год= />отчет – />прев.= 79189,9642 – 81174,773 = – 1984,8095 руб./чел.
/> отчет//>прев.=79189,9642/81174,773 =0,9755,темп роста в процентах составил 98% по сравнению с предыдущим годом.
3. Составитьэкономико-математические модели и рассчитать способом цепных подстановок испособом разниц влияние факторов использования соответствующего вида ресурса наизменение объема реализованной продукции.
Объем продаж – эторезультирующий показатель, а к факторам влияющим на объем продаж отнесем:среднесписочная численность работников (чел.), стоимость основных средств (тыс.руб.), материальные затраты (тыс. руб.).
Рассмотрималгоритм применения способа цепных подстановокпри влиянии нарезультирующий показатель трех показателей-факторов. Число подстановок – n-1 (число подстановок 2), где n – число показателей-факторов (3 – числопоказателей-факторов).
Yo = Ao*Bo*Co =243*19725470*8107700=38862550927917000;
Y1 = A1*B1*C1 = 279*22094000*16090000= 99182396340000000;
где /> – значение результирующегопоказателя, соответственно базовое и фактическое;
A, B, C – показатели-факторы, действующие нарезультирующий показатель.
Последовательностьпроведения расчетов такова:
1. Абсолютноеизменение результирующего показателя (/>):/>= 60319845412083000.
2. Находимоткорректированное значение результирующего показателя путем последовательнойзамены базовых значений показателей-факторов (в задаче – предыдущий год) на изфактические значения (в задаче – отчетный год). Сравнение значений двух стоящихрядом в цепи подстановок результирующих показателей позволяет вычислить влияниетого фактора, базовое значение которого менялось на фактическое.
2.1Перваяподстановка: Y’ = A1*Bо*Cо = 279*19725470*8107700= 44619965880201000
2.2 Влияниеизменения показателя-фактора «А» на изменение результирующего показателя />(А):
/>(А)=Y’ – Yo= (A1*Bo*Co) – Yo= 5757414952284000
2.3Втораяподстановка: Y’’ = A1*B1*Cо=279*22094000*8107700= 49977695140200000
2.4 Влияниеизменения показателя-фактора «B» на изменениерезультирующего показателя />(B):
/>(B)= Y» – Y’= (A1*B1*Co) – (A1*Bo*Co)=5357729259999000
2.5 Влияниеизменения последнего показателя-фактора «C» на изменение результирующего показателя />(C):
/>(C)=Y1-Y»= (A1*B1*C1) – (A1*B1*Co)=49204701199800000
3. Проверкавлияния показателей-факторов на отклонение результирующего показателяпроводится балансовым приемом:
/> (A)+ />(B)+ />(C)= /> в нашем случаевсе выполняется.
Рассмотрималгоритм применения способа разниц.
Yo = Ao*Bo*Co =243*19725470*8107700=38862550927917000;
Y1 = A1*B1*C1 = 279*22094000*16090000=99182396340000000;
Измененияпоказателей-факторов за период («разницы»):
∆А = A1-Ao= 279–243=36
∆B= B1-Bo= 22094000 – 19725470= 2368530
∆C= C1-Co= 16090000 – 8107700 = 7982300
Последовательностьпроведения расчетов:
1. Абсолютноеизменение результирующего показателя (/>):/>= 60319845412083000
2. Влияниеизменения показателей-факторов на изменение результирующего показателя:
2.1 Влияние измененияпоказателя-фактора «A» на изменение результирующего показателя ∆Y(A): ∆Y(A)=(A1-Ao)*Bo*Co=∆A*Bo*Co=36*19725470*8107700=5757414952284000
2.2 Влияниеизменения показателя-фактора «B» на изменениерезультирующего показателя ∆Y(B): ∆Y(B)= A1*(B1-Bo)*Co=A1*∆B*Co= 279*2368530*8107700=5357729259999000.
2.3 Влияниеизменения последнего показателя-фактора «C» на изменение результирующего показателя ∆Y(C): ∆Y(C)= A1*B1*(C1-Co)=A1*B1*∆C= 279*22094000*7982300= 49204701199800000
3. Проверкавлияния показателей-факторов на отклонение результирующего показателяпроводится балансовым приемом:
/>=∆Y(A)+ ∆Y(B)+∆Y(C) данное выражение выполняется в нашемслучае.
На основаниирезультатов вычислений делаем следующие выводы:
/> (A)/ />=0,0955=0,10,значит, доля прироста объема реализованной продукции за счет повышения среднесписочнойчисленности работников составит 10%.
/>(B)/ />= 0,0889=0,09, значит, доляприроста объема реализованной продукции за счет повышения уровня стоимостиосновных средств составит 9%.
/>(C)/ />= 0,8157=0,81, значит, доляприроста объема реализованной продукции за счет повышения уровня материальныхзатрат составит 81%.
4. Определитьдолю прироста объема реализованной продукции за счет повышения:
– производительноститруда (показатель-фактор A);
– уровня фондоотдачи(показатель-фактор B);
– уровня материалоотдачи(снижения уровня материалоемкости) (показатель-фактор C);
Применим способцепных подстановокпри влиянии на результирующий показатель трехпоказателей-факторов. Число подстановок – n-1 (число подстановок 2), где n – число показателей-факторов (3 – число показателей-факторов).
Yo = Ao*Bo*Co =80788,1193*0,9952*0,4130=33205,3390
Y1 = A1*B1*C1 = 138956,3980*1,7547*0,4150= 101188,1185
где /> – значение результирующегопоказателя, соответственно базовое и фактическое; A, B, C – показатели-факторы, действующие на результирующий показатель.
Последовательностьпроведения расчетов такова:
1. Абсолютноеизменение результирующего показателя (/>):/>= 67982,7795.
2. Находимоткорректированное значение результирующего показателя путем последовательнойзамены базовых значений показателей-факторов (в задаче – предыдущий год) на изфактические значения (в задаче – отчетный год). Сравнение значений двух стоящихрядом в цепи подстановок результирующих показателей позволяет вычислить влияниетого фактора, базовое значение которого менялось на фактическое.
2.1Перваяподстановка: Y’ = A1*Bо*Cо =138956,3980*0,9952*0,4130= 57113,5252
2.2 Влияниеизменения показателя-фактора «А» на изменение результирующего показателя />(А):
/>(А)=Y’ – Yo= (A1*Bo*Co) – Yo= 23908,1862
2.3Втораяподстановка: Y’’ = A1*B1*Cо= 138956,3980*1,7547*0,4130= 100700,4649
2.4 Влияниеизменения показателя-фактора «B» на изменениерезультирующего показателя />(B):
/>(B)= Y» – Y’= (A1*B1*Co) – (A1*Bo*Co)=43586,9397
2.5 Влияниеизменения последнего показателя-фактора «C» на изменение результирующего показателя />(C):
/>(C)=Y1-Y»= (A1*B1*C1) – (A1*B1*Co)= 487,6536
3. Проверкавлияния показателей-факторов на отклонение результирующего показателяпроводится балансовым приемом:
/> (A)+ />(B)+ />(C)= /> в нашем случаевсе выполняется.
/> (A)/ />=0,3517=0,35, значит,доля прироста объема реализованной продукции за счет повышения производительноститруда составит 35%.
/>(B)/ />= 0,6411=0,64, значит, доляприроста объема реализованной продукции за счет повышения уровня фондоотдачисоставит 64%.
/>(C)/ />= 0,0072=0,01, значит, доляприроста объема реализованной продукции за счет повышения уровняматериалоотдачи (снижения уровня материалоемкости) составит 1%.
5. Дать оценкувлияния экстенсивности и интенсивности использования соответствующего видаресурса на изменение объема реализованной продукции.
Влияниеэкстенсивности использования ресурса рассчитывается путем умножения изменениястоимости ресурса на показатель интенсивности его использования в базисномпериоде:
Среднесписочнаячисленность работников (за счет экстенсивности использования трудовых ресурсовпредприятие увеличило выручку во отчетном году на 290595 руб.).
Стоимостьосновных средств (за счет экстенсивности использования основных средствпредприятие увеличило выручку в отчетном году на 235528 руб.).
Материальныезатраты (за счет экстенсивности использования материальных ресурсов предприятиеувеличило выручку в отчетном году на 1931175 руб.).
Влияниеинтенсивности использования ресурса рассчитывается путем умножения изменениякачественного показателя использования ресурса на величину ресурса в отчетномпериоде:
Среднесписочнаячисленность работников (за счет интенсивности использования трудовых ресурсовпредприятие увеличило выручку во отчетном году на 36516727 руб.).
Стоимостьосновных средств (за счет интенсивности использования основных средствпредприятие увеличило выручку в отчетном году на 36571794 руб.).
Материальныезатраты (за счет интенсивности использования материальных ресурсов предприятиеувеличило выручку в отчетном году на 34876147 руб.).
6. Сопоставитьдинамику уровня показателей: фондоотдачи, производительности труда ифондовооруженности труда одного работника и сделать соответствующие выводы.
Исходя из таблици расчетов по данному предприятию, отмечаем, что между производительностьютруда, фондоотдачей и фондовооруженностью существует тесная связь:производительность труда повышается при условии, если растут фондоотдача и(или) фондовооруженность, и падает в обратной зависимости. В то же время еслипроизводительность труда растет быстрее, чем его фондовооруженность, то растетфондоотдача. И наоборот, фондоотдача падает, если динамика производительноститруда отстает от роста фондовооруженности.
Задание 3.Анализ производительности труда и использования рабочего времени.
1. Определить годовую производительностьтруда одного работника и темп ее роста.
Результирующийпоказатель производительности труда – объем продаж в определенном периоде на одногоработника (/>):
/>,
где /> – объем продаж за период(месяц, квартал, год), тыс. руб.;
Р –среднесписочная численность работников, чел.
Находим q прев=Qp прев/P прев = 414136/31= 13359,2258 тыс. руб./чел.
q отч=Qp отч/P отч. = 471346/34= 13863,1176 тыс. руб./чел.,наблюдаем увеличение роста годовой производительности труда одного работника посравнению с предыдущим годом на 503,8918 тыс. руб./чел.
Темп роста годовойпроизводительности труда одного работника составил q отч/ q прев= 1,04, т.е. наблюдается рост, которыйсоставил в отчетном периоде 104% по сравнению с предыдущим.
2. Определить производительность труда одногорабочего (среднегодовую, среднедневную, среднечасовую) и темпы ее роста.
Производительностьтруда рассчитывается и на одного рабочего (/>):за определенный период (месяц, квартал, год) – среднегодовая,руб./год:
/>;
/>прев=414136/25=16565,44 руб./год
/>отч=471346/25= 18853,84 руб./год
Темп роста среднегодовойпроизводительности труда одного рабочего составил /> отч//>прев= 1,1381=1,14, т.е.наблюдается рост, который составил в отчетном периоде 114% по сравнению спредыдущим.
среднедневная,руб./дн.:
/>;
где /> – общее количество дней,отработанных всеми рабочими за период;
/>дн. прев=414136/5525=74,96 руб./дн.
/>дн. отч=471346/5475= 86,09 руб./дн.
Темп роста среднегодовойпроизводительности труда одного работчего составил /> дн.отч/ /> дн. прев= 1,1485=1,15, т.е.наблюдается рост, который составил в отчетном периоде 115% по сравнению спредыдущим.
среднечасовая,руб./час.:
/>;
где /> – среднесписочнаячисленность рабочих, чел.; /> – общееколичество часов, отработанных всеми рабочими за период.
/>ч.прев=414136/40885=10,13 руб./час
/>ч.отч=471346/41610= 11,33 руб./час
Темп роста среднегодовойпроизводительности труда одного работчего составил /> ч.отч//> ч.прев= 1,1183=1,12, т.е.наблюдается рост, который составил в отчетном периоде 112% по сравнению спредыдущим.
3. Провести анализ годовой производительноститруда одного работника и одного рабочего. Указать причины различия в темпахроста показателей.
Рассмотрим сравнениепоказателей производительности труда одного работника (/>) (q прев=13359,2258 тыс. руб./чел. и q отч=13863,1176 тыс. руб./чел.) и одного рабочего (/>) (/>прев=16565,44 руб./год и />отч=18853,84 руб./год). Приходимк выводу, что показатели в отчетном периоде увеличиваются, производительноститруда одного работника в основном за счет увеличения среднесписочнойчисленности работников, а одного рабочего за счет увеличения количестваотработанных всеми рабочими человеко-часов.
Рассмотрим соотношениемежду темпами роста производительности труда одного работника (/>) и одного рабочего (/>) на производственномпредприятии выглядит так 104% .
Так получается, т. к.по результатам отчетного года по сравнению с предыдущим: на предприятиевозросла среднесписочная численность работников, причем количество рабочихосталось прежним, но все же наблюдался рост объема продаж.
Взаимосвязьпоказателя – производительность труда одного работника (/>), и показателей – удельныйвес численности рабочих в общей численности работников (/>) и производительностьтруда одного рабочего (/>), можетбыть выражена следующей зависимостью:
/>.
/>прев.= 13359,23/16565,44=0,81
/>отч.=13863,13/18853,84=0,74
Т.о. прихожу квыводу, что в отчетном году уменьшился удельный вес численности рабочих в общейчисленности работников.
4. Указать причины различия между темпамироста среднегодовой, среднедневной и среднечасовой производительности труда одногорабочего.
/>
114% > 115%
I qp > I qp, дн – выполняется,а значит, это соотношение показывает о снижении человеко-дней неявок на работув отчетном году по сравнению с предыдущим годом. I qp, дн
5. Рассчитать влияние факторов на изменениесреднегодовой производительности труда одного рабочего: использования рабочеговремени (количества дней, отработанных одним рабочим в год; продолжительностирабочего дня) и среднечасовой производительности труда.
Взаимосвязьпоказателей использования рабочего времени и производительности труда одногорабочего может быть выражена следующей формулой:
/>,
где /> – среднегодоваяпроизводительность труда одного рабочего, руб.; Д – количество дней,отработанных одним рабочим в год;
t – продолжительность рабочей смены, час.; /> – среднечасоваяпроизводительность труда одного рабочего, руб.
Количество дней,отработанных одним рабочим в год:
/>.
Дотч.=5475/25=219 дн. Д прев.= 5525/25= 221 дн.
Продолжительностьрабочей смены:
/>. tотч=41610/5475= 7,6 tпрев.= 40885/5525= 7,4
Потери рабочеговремени в часах по сравнению с предыдущим годом определяются по формулам:
целодневные
/>=(221–219)*7,4*25= 370;
внутрисменные
/>= (7,6–7,4)*221*25= 1105,
где /> – количество дней,отработанных одним рабочим соответственно в предыдущем и отчетном году; /> – продолжительностьрабочей смены соответственно в предыдущем и отчетном году; /> – среднесписочная численностьрабочих в отчетном году, чел.
Возможноеувеличение выпуска продукции (/>) засчет сокращения потерь рабочего времени по сравнению с предыдущим годом определяетсяпо формуле:
/>.=(370+1105)*10,13=14940,72
Таким образом, возможноеувеличение выпуска продукции (/>) засчет сокращения потерь рабочего времени на 99% зависит от потерь рабочеговремени целодневных и внутрисменных (При чем от целодневных потерь на 25%, авнутрисменных на 75%).
6. Указать направления дальнейшего анализа.
Анализировать ивыявить факторы, которые влияют на уровень производительности труда. Выявитьрезервы роста производительности труда и разработать (провести) мероприятия поее повышению.
Проанализироватьуровень производительности труда для организации на уровне отдела (так и вцелом) по сравнению с действующими нормативами. Дать оценку уровню организациипроизводства и уровня управления предприятия в целом. Выявить причины(нерационального использования рабочего времени и кадров предприятия с учетомих квалификации) и разработать комплекс мер по их устранению.
Списокиспользованной литературы
1. Бердникова Т.Б. Анализи диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебноепособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. — 215 с.
2. Герасимов Б.И. Экономический анализ: учебное пособие. В 2 ч./ Б.И. Герасимов, Т.М. Коновалова, С.П. Спиридонов. – 2-е изд.,стер. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – Ч. 1. – 64 с.
3. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовыйанализ. Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 624 с.
4. Лиференко Г.Н. Финансовыйанализ предприятия. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2005. – 160 с.
5. Савицкая Г.В. Теория анализахозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007 – 288 с.
6. Финансы организаций (предприятий). Подред. Колчиной Н.В. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. – М.:Юнити-Дана, 2007. – 383 с.
7. Экономический анализ: учеб./Г.В. Савицкая. – 11-е изд., испр. И лоп. – М.: Новое знание, 2005. –651 с.