Русская природа в поэзии Есенина

Содержание: Введение. 1. Сергей Александрович Есенин. Судьба и творчество. 2. Особенности поэтического мировосприятия С.А.Есенина 2.1 Своеобразие мироощущения лирического героя. Человек и природа. 2.2 Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С.А.Есенина. 2.3 Особенности метафоры в поэзии Есенина.

3. Заключение. Список использованной литературы Введение. В последнее время литература XX века становится всё более популярной. Возрастает интерес к великолепным произведениям таких замечательных русских поэтов, как С.А. Есенин. Прочитав многие произведения Есенина, я тоже стала интересоваться его творчеством. Особенно произведениями о русской природе. Его стихотворения завораживают и вдохновляют.

Иногда, прочитав какое-нибудь из его произведений, мне тоже хочется что-то написать. Стихов собственного сочинения у меня пока ещё не очень много, но я надеюсь, что их количество будет становиться всё больше. В последние годы возрос интерес ученых к проблемам литературы начала XX века, усилилось стремление изучить такие моменты литературного процесса, которые раньше в силу сложившихся социально-исторических условий освещались частично или негативно.

В настоящее время пересматриваются прежние концепции об отдельных творческих индивидуальностях и о соотношении художественных тенденций разных направлений. В числе художников, чья личная и поэтическая судьба находится в центре внимания российского литературоведения, следует назвать С.А.Есенина. Интерес русского читателя к творчеству этого замечательного мастера слова не удалось подорвать даже массовыми запретами. С.Есенин уже давно возвращен в отечественную литературу.

Современный читатель с трудом представляет его в числе “закрытых” авторов. Тем не менее не так просто разобраться в его творческом пути, в своеобразии художественной системы, в творческих связях, причинах разноречивого восприятия есенинских стихов его современниками, и главное – в истоках его таланта. 1. СЕРГЕИ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895—1925). СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО. Бурной и печальной была судьба
Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во мно¬гом способствовала неимоверной популярности его стихов — задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О ней ещё при жизни поэта стали складываться легенды. Родившийся в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константинове Рязанской области, мальчик очень скоро лишился ро¬дительского крова.

Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая по¬коряться нелюбимому мужу, она с трёхлетним Сергеем на руках ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки. Так и получи¬лось, что Есенин рос на попечении бабушки. «Стихи начал слагать рано, — на¬пишет позже Есенин в своей авто¬биографии. —

Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Неко¬торые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам». Бабушка суме¬ла передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песен¬ной речи. «Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «рдяный мак за¬ката», «Русь — малиновое поле» — всю эту поэтическую живописную азбуку

Сергей Есенин постигал в просини рязанского полевого и берёзового раздолья, в шуме тростников над реч¬ными заводями, в семье деда-книжни¬ка, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы. В дом часто захаживали «слепцы, странствующие по сёлам», которые «пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре о женихе, светлом госте из града неве¬домого», т. е. о Христе и Небесном Ие¬русалиме, городе праведников.

Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, затем — в церковно-учительскую школу в маленьком город¬ке Спас-Клепиках. После Константинова, где его дет¬ство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток ока¬зывается вдали от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате. Един¬ственным его утешением становится дружба с товарищем по классу
Гришей Панфиловым. Долгими вечерами заси¬живались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна — пели, игра¬ли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенин¬ские отличались особой лёгкостью. Склонность к сочинительству, од¬нако, не прибавляли юноше автори¬тета в глазах ребят. Всё больше и больше он начинал чувствовать себя «белой вороной», впрочем не без скрытой гордости ощущая свою ис¬ключительность, избранность.

Через несколько лет, работая над составлением первого сборника «Ра¬дуница» (1916 г.), поэт пометил неко¬торые из входящих в него стихов 1911 —1912 гг. Хотя кто знает, может быть, они в действительности напи¬саны позже, в пору большей творче¬ской зрелости поэта? Но если верить есенинским датировкам, то и самые ранние стихи (во всяком случае, те из них, что автор отобрал как наиболее достойные), бесхитростные и чис¬тые, уже при первом чтении захлё¬стывают

душу своим певучим слогом. Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемя¬щую жалость ко всему живому, кото¬рое одновременно и прекрасно, и скоротечно-непрочно. 2. Особенности поэтического мироощущения Сергея Есенина. Творчество Сергея Александровича Есенина было своеобразным дерзновенным порывом духовной природы его мировосприятия. Рус¬ская стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной сторо¬ны, свободой натуры,

проявляющейся в бунте, разгуле, хулиган¬стве, с другой — воспринятой с детства народной религиозностью, сказавшейся в использовании религиозной тематики и символики, которые преломляются у поэта через фольклорные формы. Религи¬озное мироощущение раскрывается у Есенина в устойчивом чув¬стве покаяния, в мыслях о смерти и погибшей в грехе жизни. Так по-своему Есенин интерпретирует религиозно-философские иска¬ния начала века, во многом определившие специфику и содержа¬ние литературы 1910-х годов.
2.1 Своеобразие мироощущения лирического героя. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», были страной его детства. Мир народно – поэтических образов окружал его с первых дней жизни: Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. (1912)

Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нём выражены . Лирический герой поэта — современник эпохи гранди¬озной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен. Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэти¬ческого самораскрытия, даром улавливать и передавать тон¬чайшие оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений, которые возникали в его душе.

В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в «песен¬ный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. «В стихах моих,— писал поэт в 1924 году,— читатель должен главным образом обра¬щать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым по¬этам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил

основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учить¬ся так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у дру¬гих» . «Лирическим чувствованием» проникнуто все творчест¬во поэта: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о четвероногих друзьях. Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенин¬ская
березка — самый любимый образ поэта; и его старый клен «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», и цветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки. Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели — дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы: Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, — Я одурманен весной. (1910) В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется.

В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной по¬эзии. Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девуш¬ки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «заря окликает другую», «пла¬чет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам», «клененочек маленький матке зеленое вымя сосет», «тихо в чаще можжевеля

по обрыву. Осень — рыжая кобыла — чешет гриву». Природа у Есенина много¬цветна, многокрасочна. Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «солнца струганные дранки за¬гораживают синь», «вечером синим, вечером лунным», «предрассветное, синее, раннее», «синий май, заревая теп¬лынь», «синь, упавшая в реку»); выражают

чувство любви и нежности («заметался пожар голубой», «голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», «разве ты не хочешь, персиянка, увидать далекий синий край?» и т. п.). Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина суще¬ствуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить отношение к миру. «Искус¬ство для меня, — отмечал Есенин в 1924 году, — не затейли¬вость узоров, а самое необходимое слово того языка, кото¬рым я хочу
себя выразить». Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Стрем¬ление к овеществлению образа — один из важных моментов своеобразия его стиля. Есенин часто обращается к месяц. Он резвится в поле: «ягненочек кудрявый — ме¬сяц гуляет в голубой траве»; радуется скорому приходу зимы: «Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»; купается в реке: «а месяц будет плыть и плыть, роняя вес¬ла по озерам»; как птица, кружит в небе: «посмотри: во мгле

сырой месяц, словно желтый ворон вьется над зем¬лей». Природа у Есенина — не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она — любимый герой поэта, она неотде¬лима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. …

Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком Скажите так что роща золотая Отговорила милым языком . (1924) Белинский однажды заметил, что сила гениального та¬ланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике

Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться с поэтом. 2.2 Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина. Основы поэтики Есенина – народные. Фольклор – это искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах. Поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь. Есенин сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. «Не я выдумал этот
образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах» писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года . Дед и бабка Есенина были богомольны, придерживались старых религиозных обрядов. В их добротной избе царил «хомутный запах дёгтя» и высилась «божница старая», излучавшая лампады кроткий свет», как это описано в стихотворении Есенина «Мой путь».

Они также были знатоками народной песни и религиозного фольклора. Души они не чаяли в малыше, обхаживали его и приобщали к своим духовным интересам. «…Я рос рассказывал Есенин в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Ещё большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них».

В долгие зимние вечера бабушка рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд: Под окнами Костёр метели белой. Мне девять лет. Лежанка, бабка, кот… И бабка что-то грустное, Степное пела, Порой зевая И крестя свой рот. (1915) Есенин не только слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать,

и «сочинять». «Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад» писал Есенин Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака. И сидим мы, еле дышим… (1915) До мальчика доходили и произведения поэзии, лишённые религиозного содержания. Дед, обладавший прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество
народных песен и часто их напевал; старуха приживальщица, ухаживавшая за малышом, рассказывала ему народные сказки. Народные песни слышал он из уст матери. Каких только песен она не знала: и шуточных, и величальных, и игровых, и обрядовых, и полюбовных! Задушевно пела Татьяна Фёдоровна и о тяжёлой беспросветной женской доле. Щемящей болью отзывались в песнях густые думы «терпеливой матери», которой судьба послала не одно суровое

испытание в её нелёгкой жизни. Сергей Есенин и его сёстры, постоянным спутником которых с колыбели была материнская песня, незаметно сами приобщались к «песенному слову». Сестра Шура рассказывает: «Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали. Песни, которые ему нравились, мы с сестрой часто напевали и в Москве. Отсюда и возникло название стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…» .

Пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. «Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах вспоминал поэт. – Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплётах». Поначалу это были фолианты духовных писаний, но потом пошли книги для домашнего чтения, и произведения русских классиков. Стилевое своеобразие поэзии Есенина связано с ориентацией на устную, песенную традицию.

Она мелодична, обладает гибким ритмом, характеризуется близкой к разговорной интонацией, по¬этому многие стихотворения Есенина стали песнями, легли на му¬зыкальную мелодию. В области поэтической формы Есенин про¬должил традицию, идущую от Блока и Белого. Есенин следует клас¬сическому стиху с четкой метрической схемой и, кроме того, обо¬гащает классическую ритмику разговорными интонациями, тяго¬теет к тонике.
Поэт широко вводит народную лексику, диалектиз¬мы, создающие особый колорит. Фольклорные образы, разговор¬ные формы слов придают его поэтике своеобразную экзотичность. Он часто использует неточные рифмы, как это делал Маяковский или как это свойственно народной поэзии, которая в основном вообще не рифмовалась, а строилась на ассонансах, создавая не¬повторимую индивидуальность стиха, поэтики в целом.

Красота родных рязанских раздолий и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица и земская школа, лирика Кольцова и Лермонтова, частушки и книги – все эти, порой крайне противоречивые, влияния способствовали раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого мать-природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова. 2.3 Особенности метафоры в поэзии

Есенина. Метафора (от греч. metaphora – перенос) – это переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст. Метафора – наиболее распространенное средство образования новых значений. Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы.

Но он создает их по фольклорному принципу: он берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить своё мировосприятие. Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле.
Поэтому один из основных законов мира Есенина – это всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это, по Есенину, дети одной матери – природы. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной. Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хрустом мысленно кусая огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под уздцы. Здесь даже мельница – бревенчатая птица С крылом единственным – стоит, глаза смежив. (1916) Солнце сравнивается с сохой, месяц – с ягненком или с пастушьим рожком. Такие метафоры и сравнения насыщают почти каждое стихотворение. Есенинская метафора бывает именной и глагольной, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется

на не олицетворяющуюся и олицетворяющуюся. Именная не олицетворяющая: «снег черемухи» – цветы и олицетворяющая: «желтый лик» – диск месяца, глагольная не олицетворяющая: «сокроюсь могилой» – умру и олицетворяющая: «колокола заплакали» – зазвонили. Таким образом, существительное является основой есенинской метафоры, а олицетворения и сравнения «держатся» на глаголе. Есенинское олицетворение наряду с общими для метафоры и сравнения формами (глагольная: «прибрела весна»;

именная: «подол вечера»; эпитетная; «сонная тишина») имеет и свои специфические. Например, эпитет иногда выступает в форме наречия («Плывет задумчиво луна») или краткого прилагательного («Осенний день пуглив и дик»). В ранних стихах Есенина есть немало привычных слуху метафор, созвучий и других элементов поэтического орнамента, а вместе с тем порой удачно найденные слова, аллитерации придают простому сопоставлению, образу какую – то первозданность.
Например: Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой. (1910) В сочетании эти эпитеты усиливают и создают эффект деревенской умиротворенной тишины. В зрелом творчестве Есенина метафоричность становится более «скрытой». Самые, казалось бы, простые слова (снег, цветение, голубой, песни и т.д.) метафоризуются, неся в себе дополнительный художественный смысл, полученный в контексте есенинского творчества.

Для поэта природа – это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озерам проникнуты строки стихов. В них звучат задушевные мелодии, как бы передающие дыхание самой природы: порывы ветра, шепот листьев, пение птиц. Уже в самых ранних стихотворениях природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком.

Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных поисков Есенина. 3. Заключение. Есенин — русская художественная идея. Сергей Есенин — самый читаемый в России и при этом отнюдь не общедоступный поэт. Его стихи даже таким искушенным ценителям, как про¬фессиональные литераторы, до сих пор представляются явлением зага¬дочным. В пришествии Есенина в русскую поэзию, в ту пору бо¬гатую и разнообразную, и впрямь

было что-то от чуда. Ведь он явился из глубины России, оттуда, где с незапамятных мифоло¬гических времен бил, как писал Гоголь, «в груди народа» само¬родный фольклорный ключ и где уже почти полвека была безот¬ветная тишина. А через десять лет Есенин — чуть ли не самый современный по мироощущению художник, властитель чувств, стихи которого твердит наизусть вся Россия. Больше того, «суровый мастер», дерзкий реформатор стиха.
Чтобы одолеть такое расстояние с такой сказочной скоростью, мало Божьего дара. Надо было об¬ладать еще и самодисциплиной, и волей к совершенству, и чутко¬стью к велению живой жизни. Есенин — единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продик¬товано, пронизано «чувством родины». Это не тютчевская «вера», не лермонтовская «странная лю¬бовь», и даже не страсть-

ненависть Блока. Это именно «чувство родины». В определенном смысле Есе¬нин — художественная идея России. Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России, был кровно связан с жизнью русского крестьянства — все это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких произве¬дениях сказать свое правдивое поэтическое слово о главных событиях своей эпохи. С.Есенин – представитель нового поколения крестьянской поэзии.

Она в свою очередь – исключительно самобытное и сложное явление в отечественной литературе. Возникла как одна из форм сближения устно-поэтической традиции с письменной. Наследуемые новокрестьянскими авторами поэтические традиции многообразнее, хотя грани, разделяющие их со своими предшественниками, не были особенно резкими. Как и прежде, они писали не столько о своей личной судьбе, сколько о судьбе крестьянства в целом, о

национально-исторической и национально-эстетической основе русской жизни. Поэты из народа создали в начале ХХ века высокохудожественную лирику. Общечеловеческое в их стихах и песнях непременно преломлялось сквозь специфически крестьянское. Своеобразные отношения установились у новокрестьянских художников с большой литературой, их поэтическая мысль и архитектоника стиха оказались на уровне самых высоких достижений русской поэзии
ХХ века. С.Есенин – это стихи, идущие от жизни, от знания крестьянского быта. Главное место в них занимает реалистическое изображение деревенской жизни. Неслучайно сильная сторона его первого сборника стихов “Радуница” как раз и заключалась в лирическом изображении русской природы. Значимость есенинской лирики состоит в том, что в ней чувство любви к родине всегда выражается не отвлеченно

и риторично, а конкретно в зримых пейзажных образах. Есенин одухотворяет и олицетворяет природные явления: “Черемуха манит рукавом”, “Словно белой косынкой подвязалась сосна” и т.п. В то же время поэт активно использует прием психологического параллелизма, к примеру, “С алым соком ягоды на коже ” или “На закат ты розовый похожа “.

Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина любовью ко всему живому. В таком взгляде были отголоски древнего представления о человеке, природе, надолго удержавшегося в сознании крестьянства. Значимость произведений С.Есенина определяется позицией лирического “я”, со всей окружающей стихией бытия. С другой стороны, природная сущность – не фон, не второстепенный элемент общей композиции.

Они – духовное пристанище поэта. Таковы наиболее характерные мотивы раннего творчества С.Есенина. Фольклорное начало отчетливо просматривается уже в первых стихах С.Есенина. Некоторые из них целиком построены на традиционно-песенном материале. С другой стороны, налицо оригинальность поэта: в тексте появились новые содержательные подробности, а поэтические строки принимали строгие ритмические очертания.

В дальнейшем автор создает произведения, совершенно отличающиеся по жанру от своих первоисточников. Это было вызвано его стремлением к самостоятельному осмыслению народно-поэтического материала. В конечном итоге именно данная тенденция обусловила оригинальности и многообразие лирических интонаций поэтов. Развитие его творческой индивидуальности проходит с опорой на традицию А.Кольцова, первейший стилистический признак которого состоит в том, что принято обозначать словами:
“как птица поет”. Любимые образы у него – лес и степь. В них средняя Россия предстает в своем и широком, глобальном, и сугубо конкретном обличие Если искать в ХХ веке наследника всех поэтических качеств А.Кольцова, то им бесспорно окажется С.Есенин. Открытость стиля, напор, размах, главенство чувства и т.д которые мы обнаруживаем у Кольцова и в народных песнях, являются кардинальными и для

Есенина. Даже ключевые слова у него¬- те же: буйство, удаль и т.п. Сложная и, по сути, во многом изощренная поэзия Есенина чрезвычайно расширила кольцовскую стихию, придала ей несколько иные очертания. Но основополагающие принципы, несмотря на реформы, остались неизменными. Они то и определили духовное родство двух самобытных художников – прямых выразителей сознания русского народа. Уйдя из жизни в 30 лет, С.А. Есенин оставил нам чудесное и богатое поэтическое наследие.

И пока живёт земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь». Список использованной литературы. 1. Есенин С. Собрание сочинений в трёх томах. – Москва: Правда, 1977. 2. Бузник В.В. Русская советская литература – Москва: Просвещение, 1987. 3. Быкова Н.Г. Литература.

Справочник школьника Москва: ТКО «АСТ», 1995. 4. Зорин А. «Несказанное, синее, нежное…» // Литература. – 1998 №3. 5. Кошечкин С. Отчее слово. Есенин С Москва: Советская Россия, 1968. 6. Кременцов Л.П. Русская литература XX века. – Москва: Академия, 2002. 7. Красухин Г. Легенда и реальность //

Литература. – 1998 №3. 8. Локшина Б.С. Поэзия Блока и Есенина в школьном изучении. – Ленинград: Просвещение, 1978. 9. Прокушев Ю.Л. Колыбель поэзии. – Москва: Детская литература, 1982. 10. Прокушев Ю.Л. Вечный образ. – Москва: Знание, 1977. 11. Смирнова Л.А. Русская литература
XX века. – Москва: Просвещение, 1999. 12. Эвентов И.С. Сергей Есенин. – Ленинград: Просвещение, 1978.